Из отзывов критики о «Несмертельном Головане» стоит отметить короткий отрицательный отзыв «Отечественных записок» (1881, стр. 82–84, без подписи) и более подробный отзыв анонимного рецензента «Дела». Автор не прощает Лескову его «антинигилистической позиции» 1860-х годов, но не может не признать его литературный талант: «сколько тут теплого чувства к человеку и народу, сколько понимания нравственной красоты безграмотного труженика… книжка г. Лескова, со стороны чисто литературной — как большая часть его произведений — довольно интересна» (1881, стр. 93 и 97, без подписи). Мелочи архиерейской жизни Печатается по тексту одного из немногих сохранившихся экземпляров сожженного издания: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. VI, Спб., 1889, стр. 245–510 (экземпляр Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, из библиотеки А. С. Суворина (шифр: 18, 340а. 4. 40-6). Глава 9-я в этом издании по ошибке повторена трижды; нами дана исправленная, последовательная нумерация всех глав. Впервые — в газете «Новости», 1878, 14 сентября, 18 сентября, 19 сентября, 23 сентября, 28 сентября, 4 октября, 11 октября, 17 октября, 25 октября, 31 октября, 7 ноября, 14 ноября, 20 ноября, Глава XII под заглавием: «Владычий взгляд на военное красноречие», и глава XIII под заглавием: «Случай с генералом у митрополита Филарета» — впервые: «Исторический вестник», 1880, стр. 255–267, глава XIV под заглавием: «Митрополит Исидор в его литературных интересах» — там же, стр. 326–332. Полностью со значительными исправлениями перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. И. Л. Тузоза, 1879, 228 стр., и «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. I–II и 1-186 (в этом издании в качестве приложения перепечатаны очерки: «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд» и «Русское тайнобрачие»). Кроме того, в «Библиографии сочинений Н. С. Лескова. За тридцать лет (1860–1889)», составленной П. В. Быковым (приложена к тому X «Собрания сочинений» изд. 1890), на стр. XXIV указано еще одно издание, разнящееся от второго только числом страниц (302 вместо 306). В ленинградских книгохранилищах обнаружить это издание не удалось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 или Вновь о контактах СССР с Ватиканом в конце 50-х Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — одна из величественных фигур в европейской церковной и политической истории XX века. Он родился 2 марта 1876 года в Риме в семье известного адвоката. Его церковное служение началось еще при Льве XIII. Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, прослужив там 12 лет. Кардиналом и статс-секретарем стал при Пии XI. Избрание кардинала Пачелли на папский престол с именем Пия XII состоялось в марте 1939 года. “Великий молчун”, “атланти­ческий папа”, “святой упрямец”, — вот только некоторые из оценок его современниками. До последнего дня своей жизни (9 октября 1958 года) он оставался одной из ключевых фигур европейской политики, придерживаясь откровенно враждебного и нетерпимого курса по отношению к СССР и странам соцлагеря. Эта нетерпимость была стержнем его политики в последние годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия. Начало 1950-х изменений не принесло. Так, в своем апостолическом послании к народам России (1952 год) он призвал их не только вернуться в лоно католичества, но и скорее отречься от коммунистических идей. О жестком противостоянии Москвы и Ватикана в послевоенные годы известно много. Период от кончины Сталина до ухода из жизни Пия XII был менее драматичен. Именно в эти годы начинаются активные поиски контактов. Обоюдный зондаж начался еще с 1955 года. Тогда Москву посетил иезуит из Люксембурга о. Рединг. Встретившись с Анастасом Микояном, он сообщил тому, что изучает возможность будущей договоренности между Ватиканом и СССР. Оживление в этом направлении началось с первых месяцев 1957 года, когда послом СССР в Италии стал Семен Козырев, которому было поручено “продол­жить неофициальные контакты для изучения намерений Ватикана в отношении СССР и его союзников” 1 . Какие же неофициальные контакты должен был курировать советский посол? И, главное, с кем? Одним из таких контактеров был обычный директор обычной туристической компании “Чит” господин Галлен. Но при чем здесь итальянский туризм, да еще в 1957 году?

http://pravmir.ru/kto-vyi-gospodin-galle...

См.: Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание/пер. с греч., вступ. ст. Кузенкова П. В.//Альфа и Омега. 1999. 3 (21). С. 57–81; Макарий (Булгаков), митрополит . История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 201. Овнанян С. В. Армяно-болгарские исторические связи и армянские колонии в Болгарии во второй половине XIX в. Ереван, 1968. С. 25. В сочинении императора Константина VII Багрянородного впервые документально запечатлено само название «Россия» («Росиа»). См.: Древняя Русь в свете зарубежных источников/ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, А. В. Подосинов. Т. 2. Византийские источники/сост. М. В. Бибиков. М., 2010. С. 143–146; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX – XII вв. М., 2001. С. 219–310; Армяне в истории и культуре России XVIII–XX вв.: материалы Международной научной конференции (Москва – Пушкино, 26–28 октября 2016 г.). С. 14. Византийская провинция Вторая Армения. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI ст./пер. с др.-арм. Н. Эмина. М., 1864. С. 142, 175. Там же. С. 200. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/пер. с др.-арм., вступ. ст., коммент. и прилож. К. Н. Юзбашяна. М., 1968. С. 56; О службе русских и армян в византийских войсках см. также: Карамзин Н. История государства Российского. СПб., 1830. Т. 1. С. 113. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 15. Из среды армян-халкидонитов были указанные выше византийские императоры, полководцы церковные деятели. Об армянах-халкидонитах см. напр.: Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских. М., 2004; Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Византийский временник. 1905. Т. XII. С. 1–68; Мурадян П. М. Культурная деятельность армян-халкидонитов в XI–XIII вв.//Второй международный симпозиум по армянскому искусству. Сборник докладов. Ереван, 1981. Т. III. С. 325–335; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на восточных границах византийской империи. Ереван, 1980; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-Халкидониты//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 3. С. 326–329; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология//Вестник ПСТГУ III: Филология, 2013. Вып. 5 (35). С. 9–20.

http://bogoslov.ru/article/6192720

  ЖУРНАЛ 78 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 29 сентября 2020 года 19-38).   ЖУРНАЛ 79 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 20 марта 2020 года и от 1 ноября 2020 года 16-38).   ЖУРНАЛ 80 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 16 октября 2020 года 1-21).   ЖУРНАЛ 81 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об обращениях, поступающих от епархиальных архиереев, о порядке проведения епархиальных собраний в условиях ограничений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. Справка: Согласно статье 37 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «Епархиальное собрание созывается епархиальным архиереем по его усмотрению, но не реже одного раза в год». ПОСТАНОВИЛИ: 1. В заботе о жизни и здоровье священнослужителей и мирян и в порядке исключения разрешить епархиальным архиереям совместно с епархиальными советами в случае существенного обострения локальной эпидемической обстановки принимать решение о переносе епархиальных собраний этого года на следующий год, на более благоприятное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5721952.ht...

XII . а) Отношение г. Ректора Императорского Московского Университета, от 20 сентября за 7297: „Вследствие отношения от 7 сего сентября за 526 имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что к допущению кандидата богословия Василия Муратова к слушанию лекций на историко-филологическом факультете в качестве стороннего слушателя препятствий не встречается; право пользоваться книгами университетской библиотеки без внесения залога может быть предоставлено Муратову под ответственностью Академии“. —612— б) Прошение экстраординарного профессора Академии по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мира, Д.И. Введенского: „Честь имею просить Совет Московской Духовной Академии ходатайствовать перед Ректором Московского Императорского Университета о разрешении пользоваться мне книгами фундаментальной университетской библиотеки с правом отпуска их на дом. Вместе с тем покорнейше прошу Совет Академии дать за меня поручительство в том, что книги, в которых мне встретится надобность, будут возвращены мной в целости“. Определили : Просить г. Ректора Императорского Московского Университета о разрешении экстраординарному профессору Академии Д.И. Введенскому пользоваться книгами и журналами Университетской Библиотеки, с отпуском таковых на дом, под ручательство Совета Академии за целость и сохранность книг, – представив таковое же ручательство на текущий 1912–1913 учебный год и за профессорского стипендиата Василия Муратова. XIII . а) Отношение Правления Московской духовной семинарии, от 24 октября за 1385: „Вследствие отношения от 15 октября с. г., Правление Московской духовной семинарии препровождает при сём послужной список бывшего преподавателя означенной семинарии священника Ильи Гумилевского, составленный и выданный от 23 октября текущего года за 1384 и принадлежащие ему, Гумилевскому, документы: а) метрическое свидетельство за 1000, б) удостоверение окружного атамана Черкасского округа области войска Донского за 5154 и в) диплом, выданный Советом Московской духовной Академии от 5 июля 1907 г. за 745“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—341— Так превосходно болгарский архиепископ XII-ro–XIII века пользовался законами Юстиниана о malitiosa desertio для мирного разрешения от людского горя и страдания, порождаемых несчастно сложившимся браком! Просто не верится, что такие мудрые решения исходили из епископской консистории XIII века. (Окончание следует). Н. Заозерский Тихомиров Л.А. Справедлива ли наша война?//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 342–363 (2-я пагин.) —342— I. В „Трёх разговорах“ Вл. Соловьев порешил вопрос о нравственной законности войны замечанием: „Бывает и плохой мир, бывает и хорошая война“... Незадолго перед настоящим временем мы прожили продолжительный период мира, не задаваясь вопросом, хорош он был или плох. Но вот началась война, и вопрос о том – хороша ли она – невольно является у множества людей. Мы замечаем, что вопрос этот является больше всего вследствие несчастного для России оборота, который приняла японская война. Можно сказать без ошибки, что смысла нашего движения на Дальний Восток Россия, образованная и невежественная, – не знала, не сознавала. Войны, возникшей в результате этого стремления, никто не желал... Я говорю „никто“ – исключая из этого числа немногие единицы... Никто ничего не ожидал. Но война началась, и у нас к ней сначала отнеслись с тем же лёгким духом и беззаботностью, с какими раньше относились вообще к Дальнему Востоку. В силе и победе России никто не сомневался. Даже те, кто видел, что мы не умеем должным образом устраивать свои внутренние дела, полагали, что мы не разучились воевать. Действительность однако далеко не оправдала ожиданий. Прошло полгода, и Русский военный престиж оказался очень подорванным в глазах всего мира. И кем же он подорван? Кто заставляет нас отсту- —343— пать в течение уже почти восьми месяцев? Японцы, к которым у нас относились с таким пренебрежением, для которых не было другого названия, как „макаки“ да „япошки“... Когда Японцы сделали своё первое изменническое нападение, народная карикатура ответила им насмешливыми стихами:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить планы синодальных учреждений на 2022 год. 2. В связи с подачей впервые Синодальной комиссией по биоэтике годового плана работы, утвердить таковой. В дальнейшем оставить утверждение планов и отчетов Комиссии на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси по аналогии с планами и отчетами иных синодальных комиссий.   ЖУРНАЛ 107 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 14 декабря 2021 года 86-105).   ЖУРНАЛ 108 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященных митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, и митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся совместном заседании Синодов обоих округов. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы совместного заседания Синодов Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа от 19 декабря 2021 года 1-3).   ЖУРНАЛ 109 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшемся заседании Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 2 октября 2021 года 16-30).

http://patriarchia.ru/db/text/5877047.ht...

Помимо общих вопросов о совершенствовании духовного образования участники совещания обсудили тему взаимодействия со светской системой высшего и среднего образования, в связи с процессом открытия во многих российских вузах теологических факультетов, отделений и кафедр. Было принято решение об активизации участия представителей духовных школ в Координационном совете Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви. 6.2 Научно-практические конференции и семинары. С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит в Московской духовной академии научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. Цель конференции – рассмотрение проблем и вопросов, стоящих перед православным образованием и наукой, в контексте повышения уровня преподавания, активизации взаимоотношений между Церковью и обществом, религией и культурой, богословием и светской наукой, поиска новых форм богословского образования и развития сотрудничества между церковными и светскими учебными заведениями. Первая конференция, проведенная 9-10 октября 2001 г. , была посвящена теме «Богословское образование и наука в XXI веке» . В центре внимания второй конференции, состоявшейся 9-11 октября 2002 г . под названием «Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви», были актуальные вопросы реформирования богословского образования. Темой третьей конференции, проходившей 9-10 октября 2003 г. в домовой церкви святой мученицы Татианы Московского Государственного Университета, стало «Служение Церкви в современном мире» . Ежегодные конференции, организуемые Учебным комитетом Русской Православной Церкви, стали традиционными встречами молодых богословов и ученых, где в ходе открытых и свободных дискуссий идет обмен мнениями о насущных вопросах современности и о проблемах, стоящих сегодня перед нашей Церковью и обществом. Под эгидой Учебного комитета Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт в дни зимних каникул продолжал проводить ежегодную Богословскую конференцию – в межсоборный период были проведены соответственно XI, XII, XIII и XIV конференции. Работа конференций не ограничена тематически и проходит в секциях, организуемых факультетами института. Богословская конференция ежегодно собирает ведущих богословов, историков Церкви и специалистов в других областях церковной науки из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, и в настоящее время по широте охвата поднимаемых тем и количеству участников является одним из самых представительных научно-богословских форумов России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429565/

—356— трополита С.-Петербургского, в таковой степени; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изготовить для Дмитрия Наумова магистерский диплом и препроводить его по принадлежности. III. Сданный Его Высокопреосвященство м с надписью: «Дек. 1. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 Ноября за 5637: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора; от 19 сего Ноября за 19478, с заключением Хозяйственного Управления, по прошению окончившего в нынешнем году курс учении в Московской духовной семинарии Сирийского уроженца Панаиота Савабини о дозволении ему поступит в число студентов Московской духовной академии без экзамена, с назначением ему стипендии из сумм Святейшего Синода. Приказали: В виду выраженного сирийским уроженцем Панаиотом Савабини желания получить высшее богословское образование и принимая во внимание, что он не мог сдавать вступительные экзамены в академию вследствие болезни, Святейший Синод определяет: 1) разрешить совету Московской духовной академии принять сирийского уроженца Панаиота Савабини в число академических студентов I курса и 2) назначить ему, Савабини, согласно заключению Хозяйственного Управления, стипендию, в размере двухсот двадцати руб. в год, со времени поступления его в академию, с отнесением сего расхода на счёт кредита, ассигнуемого на содержание в духовно-учебных заведениях воспитанников из славян и иностранцев; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Указ Святейшего Синода принять к исполнению. IV. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале совета академии от 13 Октября сего года: «Окт. 23. Постановление XII-e исполнено. По XIII-й Николай Остроумов и священник Алексей Смирнов утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XV-й представлено. По XXIV-й приготовить предложение. Прочее к исполнению». Справка: 1) В ст. XII-й означенного журнала совет академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утвержде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  ЖУРНАЛ 78 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 29 сентября 2020 года 19-38).   ЖУРНАЛ 79 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 20 марта 2020 года и от 1 ноября 2020 года 16-38).   ЖУРНАЛ 80 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о докладе Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 16 октября 2020 года 1-21).   ЖУРНАЛ 81 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об обращениях, поступающих от епархиальных архиереев, о порядке проведения епархиальных собраний в условиях ограничений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. Справка: Согласно статье 37 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «Епархиальное собрание созывается епархиальным архиереем по его усмотрению, но не реже одного раза в год». ПОСТАНОВИЛИ: 1. В заботе о жизни и здоровье священнослужителей и мирян и в порядке исключения разрешить епархиальным архиереям совместно с епархиальными советами в случае существенного обострения локальной эпидемической обстановки принимать решение о переносе епархиальных собраний этого года на следующий год, на более благоприятное время.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5721956...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010