«Умоляю вас, — говорит нам преподобный Сергий своей жизнью, — поступайте сообразно званию, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг ко другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1–3)». С 1546 года началось церковное почитание святого. Сергий Послушливый, Печерский, преподобный О жизни сего угодника Божия ничего неизвестно, даже неизвестно время его жизни; думают, что он жил в XII–XIII веке. Имя «послушливый», с которым преподобный Сергей начинает в Антониевой пещере, своим наименованием показывает отличительные подвиги своего жития: отречение от своей воли и совершенное послушание настоятелю. Послушание — великое дело в христианской жизни, подвиг, прославляемый Господом. С недавнего времени стали и у нас говорить, как говорила несчастная реформация, что «в ваше время покорность чужой воле — дело лишнее, ныне каждый сам в состоянии избирать лучшее». Но тому ли учит нас откровение Божие? Не говорит ли оно, что самоволие — самое опасное дело, дело, губившее не только людей, но и духов, более сильных, чем люди? О! Да избавит Господь каждую христианскую душу от мыслей и дел сатаны! Как совершается в душе спасительное преобразование блаженным послушанием? Самолюбие — самое страшное зло в душе нашей: все грехи — отрасли его. Послушание — бич самолюбию. По мере отвержения своей воли и преданности воле Божией самолюбие стесняется, ослабляется, подавляется в душе. Болезненно это стеснение самолюбия послушанием: гордость возмущается против чужой воли и хочет отстаивать свою волю. Но чем менее щадит себя послушливый, тем более одерживает побед над господствующим злом души. В послушливом вместо любви к себе развивается и крепнет любовь к Господу: для кого, как не для Господа, отрекается он от своей воли? Так бичевал самолюбие послушанием во всю свою жизнь и почил святым рабом Божиим Сергий Печерский, и почивает нетленным! Память его общая с преподобными Ближних пещер, и особенно — 7/20 октября. В рукописных святцах преподобный Сергий называется постником. В каноне преподобным Печерским Ближних пещер Сергей величается «единонравным Нектарию послушливому». «Нектарие послушливе с Сергием, тебе единонравным, яко предавший души своя под иго послушания Христова, преклоните молитвою своею наше непокорство под ярем послушливого Иисуса, во еже усердно исполняти веления Его» (песнь 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

рект. Пск. семинарии); 1870 г., I, смесь, 3 (Следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожарском; строитель Александр); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 222 (допрос 1722 г. монаха Герасима, в мире двор. Гр. Алексеев. Вельяминова, о продаже пустоши Пески-Власово); IV, 43 (заявление 1721 г. служителя м-ря о розыскании имущества, в коем были деньги времен кн. Игоря); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1773 г., II, 362 (грам. 1555 г. царя Иоанна Вас. о доходах Псков. архиер.). 442. Спасов , мужской скит, Харьковской губ., Змиевского у., в 20 вер. к зап. от Змиева, на 277-й версте Курско-Харьково-Азовской железн. дороги, между станциями Борки и Тарановки, в 48 вер. к югу от Харькова и в 90 вер. к сев. от ст. Лозовой. Основан в 1889 г. на месте крушения Императорского поезда 17 октября 1888 г. в память чудесного избавления от явной опасности всей Царской семьи проявлением Божия Промысла. “Церк. вед.”, 1888 г., 44, прибавл., 1208 (описание крушения с планом самой катастрофы 17 окт.); 1889 г., 27, прибавл., 797 (храм на месте события), 35, прибавл., 1029 (речь высокопреосв. Амвросия, архиеп. Харьков., по освящении скита), 1046 (торжество освящения храма); “Нива”, 1889 г., 37 (вид храма во имя Христа Спасителя Нерукотвор.). 443. Спасо – Евфросиниин или Спасский на Сельце , женский, 1-го класса, в 2 вер. от гор. Полоцка, Витебской губ., на правом берегу р. Полоты. Основан в XII ст. св. Евфросиниею на Сельце, где была церковь Спаса, при которой погребались еписк. Полоцкие. В XIII ст. здесь была игумениею св. Параскева, в свете княжна Звенислава, сестра кн. Полоцкого Глеба Роговалдовича, преставившаяся в 1239 г. В 1579 г. м-рь отдан иезуитам, по изгнании которых в 1820 г. фольварок с церковью Спаса перешли в казну; в 1842 г. возобновлен с положением в первый класс. Мощи св. Евфросинии, скончавшейся в 1173 г. 23 мая в Греции, покоятся в Киево-Печерском мон., в пещерах преп. Феодосия; здесь же находится крест преподобной. В монастыре помещается училище девиц духовн. звания. В 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Неизвестно, когда установлен этот праздник, но несомненно, что в десятом веке он уже существовал. Судя по службе этого праздника, он явился во время иконоборческой ереси. Канон праздника составлен Иосифом песнописцем (ум. 883). Сначала праздник был местным, a в XII–XIII вв. он сделался общим. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Пр. Стефана Савваита Пр. Стефан был племянник Иоанна Дамаскина от его родного брата. Родился он в 725 г., в 10 лет поступил в монастырь св. Саввы, где пробыл большую часть жизни; иногда он покидал лавру и удалялся в пустыню. Он совершил много знамений и чудес: узнавал чужие мысли, предсказывал будущее, изгонял бесов, врачевал болезни. Жизнь его подробно описана учеником его Леонтием, который провел под руководством св. Стефана 4 года. Скончался он в 794 г. 69 лет от роду. Его не должно смешивать с другим Стефаном Савваитом, творцом канонов, память которого празднуется 28 октября. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Муч. Серапиона Он пострадал в правление имп. Севера (193–210). Его жестоко секли, строгали по всему телу и потом томили в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здоровым, он привел всех этим в изумление и был осужден на сожжение. Место его страдания неизвестно. Кончину его относят к 205 г. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, Т. 2. Зам.). Св. муч. Маркиана Обращенный в христианство Маркиан, юноша из Иконии Ликаонской, многих других привел ко Христу. Его представили в Каппадокию к правителю Переннию. Сначала юношу хотели совратить с правого пути обещаниями, а потом прибегли к мучениям. Ему строгали щеки, отрезали язык, клали на раскаленную жаровню и наконец отсекли голову мечем. Скончался он около 258 г. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Св. Иулиана, еп. Кеноманийского Св. Иулиан был поставлен в епископы апостолом Петром и послан им в Галлию для проповеди . Прибыв в Кеноманию, св. Иулиан поселился в загородной хижине. Его проповедь и сопровождавшие ее чудеса, привлекли к нему много народа. Число членов Христовой церкви увеличивалось с каждым днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обнародована программа пребывания в России мощей великомученика Димитрия Солунского Москва, 30 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в пределы Русской Православной Церкви из Греции будут принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Принесение мощей организованно Региональной общественной организацией «Русское Афонское Общество». 5 ноября ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибудет в Москву,  где в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоится торжественная встреча святыни. 8 ноября, в день памяти святого, после Божественной литургии, которая будет совершена архиерейским чином, мощи будут перенесены в Свято-Данилов монастырь столицы. Ковчег с мощами будет доступен для поклонения в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя с 11-00 5 ноября  по 15-00 8 ноября, подход   к мощам будет открыт с 7 утра до 23 вечера. А в Свято-Даниловом монастыре - с 19-00 8 ноября по 12-00 12 ноября, подход  к мощам будет организован с 08.00 до 22.00 часов. Также состоится принесение ковчега со святыми мощами в Минеральные воды (с 12 по 13 ноября), Владикавказ (с 13 по 14 ноября), в Ставрополь (с 14 по 15 ноября) и Санкт-Петербург (с 15 по 20 ноября). Среди славян святой великомученик Димитрий Солунский является одним из наиболее почитаемых святых. На Руси церковное почитание святого великомученика началось сразу после Крещения. В начале 70-х годов XI столетия был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, в XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского. В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников, службу обыкновенно совершал сам патриарх в присутствии царя. Также память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.                    30 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28074.html

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии. 1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Преподобная Фридесвида, игумения Оксфордская Память совершается 19 октября/1 ноября (преставление) и 12/25 февраля (перенесение мощей) Дмитрий Лапа Витраж с изображением прп. Фридесвиды Оксфордской (источник - Panoramio.com) На протяжении 1000 лет преподобную Фридесвиду (Фритусвит, Фрита, Фрис) почитают Небесной покровительницей английского города Оксфорд («бычий брод»), и на протяжении более 500 лет – покровительницей Оксфордского университета. Имя «Фридесвида» состоит из двух частей, означающих «мир» и «сильный». К сожалению, ранние версии ее жития не сохранились. Об этой святой рассказывал в начале XII века историк Уильям Мальмсберийский, но самое известное латинское средневековое повествование о жизни Фридесвиды принадлежит перу Роберта из Криклейда, приора монастыря Святой Фридесвиды в Оксфорде с 1150 по 1175 годы. Эти и другие версии жития согласны между собой в основных событиях, но разнятся во многих деталях. Рассказ о покровительнице Оксфорда содержится и в сборнике «Легенды южной Англии» XIII–XIV веков. В наше время жизнь Фридесвиды тщательно изучал профессор Оксфордского университета Джон Блэр, специализирующийся на Британии англо-саксонского периода. Происхождение и детство Будущая святая родилась в 680-м (по другой версии: 665-м) году на западе нынешнего графства Оксфордшир, который тогда был провинцией большого раннеанглийского королевства Мерсия, на границе с соседним королевством Уэссекс. Ее отца звали Дида (другие формы: Дидан и Дидда), а мать носила имя Сефрида. По всей видимости, родители Фридесвиды были благочестивыми христианами. Считается, что Дида был правителем зависимой от Мерсии провинции, включавшей в себя западный Оксфордшир и верховья реки Темзы в этом же регионе. Родители отдали маленькую Фридесвиду на воспитание Эльгите, женщине святой жизни из городка Дидкот в Оксфордшире, которая ее и вырастила. Юная Фридесвида полюбила Евангелие и желала посвятить свою жизнь служению Богу Под влиянием праведницы юная Фридесвида полюбила Евангелие и от всей души желала посвятить свою жизнь служению Богу в чистоте и святости. Говорили, что малышка Фридесвида в семилетнем возрасте знала наизусть многие псалмы. С малых лет угодница стала вести крайне суровую жизнь в воздержании. Она питалась ячменным хлебом и зеленью, пила только воду. Проводя в молитве и бдении день и ночь, девушка мечтала стать монахиней. Жизненной установкой святой девы были следующие слова: «Все, что не Бог, есть ничто». Мать Фридесвиды умерла, когда та была подростком, и Фридесвида на время возвратилась в дом отца. В то время немалая часть Оксфордшира была покрыта густым лесом, а Оксфорд представлял собой небольшую и малоизвестную деревню.

http://pravoslavie.ru/119515.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Сисой Печерский, Затворник, прп. Описания иконы Сисой Печерский, Затворник, прп. - житие Преподобный Сисой Печерский, затворник Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII-XIII вв. Биографические данные неизвестны. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 28 сентября (11 октября н.ст.), 28 августа (10 сентября н.ст.) и 24 октября (6 ноября н.ст.). Мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. Не следует путать этого святого с Сисоем Схимником, мощи которого почивают в Дальних пещерах (http://pravicon.com/sv-2250). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10174.jpg:   Размер: 625x1200, 0.75 MPix, 113 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (136) , (3) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 10175.jpg:   Размер: 315x1200, 0.38 MPix, 57 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (113) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2918

В Россию будут принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского 23 октября 2008 г. 14:27 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в пределы Русской Православной Церкви из Греции будут принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. 5 ноября ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибудет в Москву,  где в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоится торжественная встреча святыни. 8 ноября, в день памяти святого, после Божественной литургии, которая будет совершена архиерейским чином, мощи будут перенесены в Свято-Данилов монастырь столицы . Также состоится принесение ковчега со святыми мощами в Ставрополь (с 12 по 15 ноября) и Санкт-Петербург (с 15 по 20 ноября). Среди славян святой великомученик Димитрий Солунский является одним из наиболее почитаемых святых. На Руси церковное почитание святого великомученика началось сразу после Крещения. В начале 70-х годов XI столетия был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, в XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского. В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников, службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Царя. Также память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/478036.htm...

Онисим Печерский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Онисим Печерский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Онисим Печерский, прп. Преподобный Онисим Печерский (XII—XIII вв.), подвизаясь в Киево-Печерской лав­ре, затворился в Ближних пещерах. Святые мощи препо­добного погребены на месте его подвигов. Память его совершается также 28 сен­тября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Тропарь Онуфрию молчаливому и Онисиму затворнику, Печерским, в Ближних пеще­рах, глас 3: Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Онуфрие и Онисиме,/яко стяжавшии дерзновение ко Господу/равноангельным своим житием,/егоже ради обо­гати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/молим вас прилежно:/испросите душам нашим очищение/и велию и бо­гатую милость. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Онисим Печерский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3094

Феофил Печерский, Затворник, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Феофил Печерский, Затворник, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Феофил Печерский, Затворник, прп. Преподобный Феофил Печерский, затворник (память 28 сентября и 24 октября по старому стилю) Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII-XIII веках. Мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феофил Печерский, Затворник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3567

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010