Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соединенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора. В настоящее время гробница святителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя святителя Николая. Память святителя совершается 31 января/13 февраля, в день преставления, и 30 апреля/13 мая, в день обретения мощей (1558 год). Май 15 Исаия Печерский, преподобный Преподобный Исаия в числе других Киево-Печерских святых подвизался в XI — начале XII вв. Основным подвигом жизни преподобного Исаии, которым он угодил Господу, было безмолвие и неутомимый труд, за что и именуется «преподобным старцем трудолюбивым»; в службе общей преподобным святым Киево-Печерским Исаия прославляется как «горлица пустыннолюбная». Ему вместе с Онуфрием и Сильвестром приписывается дар угашать страстные бесовские прилоги. «Онуфрий молчания любитель, Исаия горлица пустыннолюбная, с Сильвестром блаженным, триплетенная вервь на бесы, от нихже нанесенные страстные прилоги до конца удавивше, имут дарования и иным пособствовати, тем все их величают» (песнь 9, ст. 5). Кончину преподобного Исаии относят к 15 мая 1115 года. Мощи преподобного почивают в Антониевой пещере или в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Жизнь преподобного Исаии не описана в Патерике, и нет особой службы. Празднование преподобному Исаии совершается 15/28 мая, 28 сентября/11 октября и на второй неделе Великого поста. Исаия, епископ Ростовский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На Руси были также установлены и другие праздники. 18 (31) июля стало отмечаться как день Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, воспоминание явления Божией Матери святому князю Андрею. Этот праздник был установлен по воле самого благочестивого князя-страстотерпца. 27 (10) ноября стало днем воспоминания чуда Знамения от иконы Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде при отражении осады города суздальцами. Этот праздник был установлен в 1169 г. Новгородским архиепископом святым Илией-Иоанном. Все эти праздники первоначально имели лишь местное значение, но вскоре стали отмечаться как общерусские. Праздник Всемилостивейшего Спаса и Его Пречистой Матери был установлен 1 (14) августа. Это произошло по взаимному соглашению святого князя Андрея Боголюбского и византийского императора Мануила Комнина, которые оба в этот день одержали победы над мусульманами – болгарами и сарацинами (соответственно). Князь и император служили молебны перед началом сражений и оба удостоились знамений. Православные воины видели лучи света, исходившие от образа Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. В память о победе над Волжской Болгарией князь Андрей также воздвиг на Нерли знаменитый храм-памятник, посвященный Покрову Божией Матери. Это событие положило начало традиции празднования 1 (14) октября дня Покрова Пресвятой Богородицы. О богослужебной традиции Русской Церкви до 2-й половины XI в. мало что известно. Однако жития святых Бориса и Глеба, преп. Феодосия Киево-Печерского, а также поучения Новгородского епископа Луки Жидяты свидетельствуют о том, что весь суточный круг богослужений совершался на Руси с самого начала церковной жизни, причем во многих храмах богослужения были ежедневными. Богослужебные книги, необходимые для этого: Евангелие, Апостол, Служебник, Часослов, Псалтирь и Октоих – были принесены на Русь из Болгарии в виде переводов, сделанных святыми Кириллом и Мефодием. Древнейшая из дошедших до наших дней рукописная богослужебная книга начала XI в. – Минея за май месяц. Ко 2-й половине XI – началу XII в. относятся три древнейшие русские Евангелия – Остромирово, Мстиславово и Юрьевское. Этим же временем датирован Служебник преп. Антония Римлянина (ум. в 1147 г.), особенностью которого является отсутствие указания количества просфор, на которых совершается литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 1. На собранный церковными старостами Тульской епархии капитал, заключающийся в свидетельствах Государственной 4% ренты на сумму тысяча шестьсот рублей (1600 р.), учреждается при Московской Духовной Академии стипендия церковных старост Тульской епархии в память столетия со дня учреждения епархии (1799–1899). § 2. Стипендия назначается ежегодно Советом Академии, с утверждения Епархиального Преосвященного, на содержание одного недостаточного студента Академии из воспитанников Тульской духовной семинарии. —66— § 3. В случае отсутствия кандидата на стипендию, проценты присоединяются к основному капиталу для увеличения последнего. § 4. С пользованием стипендией никаких обязательств не соединяется. X. Записки профессоров и преподавателей Академии: Г. Воскресенского, М. Муретова , И. Татарского, О. Глаголева, Н. Городенского , Е. Воронцов а и И. Петровых – о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XI. Отчет профессорского стипендиата Алексея Малинина об его занятиях в 1900–1901 учебном году. Определили: Отчет передать для рассмотрения и отзыва экстраординарному профессору Академии по кафедре метафизики и логики Алексею Введенскому . XII. Прошение бывшего воспитанника Академии архимандрита Ярославского Архиерейского Дома Ефрема: «Имею честь покорнейше просить Конференцию Академии рассмотреть представляемую при сем книгу моего сочинения под названием «Поездка в Абиссинию», для удостоения меня степени кандидата богословия». Справка: 1) Врач, Коллежский Советник, Михаил Цветаев (ныне архимандрит Ефрем) принят был в число своекоштных студентов I курса Академии по указу Святейшего Синода от 30 октября 1889 года за 4194, без поверочных испытаний; в бытность студентом I курса пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона; по определению Совета Академии от 6 июня 1890 года переведен во II курс, а по определению Правления Академии от 9 октября 1890 года, утвержденному Его Высокопреосвященством 31 октября, уволен, согласно его прошению, по слабости здоровья, из числа студен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 Жил в пещере на территории Осроэны – местности на северо-западе Месопотамии (к востоку от Евфрата), 367 г. Память 18 октября. 20 В Константинополе – до XIII в., в Фессалониках – до сер. XV в., а также в Древней Руси. Об этом соборном цикле Часов см.: Аранц. КМ, а также во II части книги. 22 См.: Arranz, Parenti. 1989, а также другие работы, посвященные изучению древнехристианского богослужения. 24 То же самое делают и другие анализируемые нами памятники, и здесь возможны смысловые вариации (см. далее). 26 Египетская традиция «Ангельского правила”, сохраняется частично в Часослове, а именно – в Шестопсалмиях Великого Повечерия и Утрени, что соответствует 1-й и 4-й стражам. По Мессинскому Студийскому Типикону XII в., к великопостному Повечерию прибавляются 12 псалмов, стоящих отдельно. Традиция Двенадцати псалмов сохранилась у русских старообрядцев. Как было сказано выше, 12 псалмов составляли также первый ноктюрн Римского Бревиария. 29 См. его письма: Epistola 107 ad Laetam, 9; Epist. 108 de epitafio sanctae Paulae, 20; Epist. 130 ad Demetriadem, 15; Epist. 22 Eustochium, 37. 31 Sermo asceticus, 4; в русской традиции – Слово о подвижничестве 2-е//Василий Вел. V, с. 66–67. 32 В еврейской традиции молитвой по полудни считалась та, которая заменяла вечерню жертву в 9-м часу (=15.00). 33 См.: Правила, пространно изложенные, вопрос 37//Василий Вел. V, с. 162–164; а также: Письма 2 и 207. 36 «Точно установить, когда эта служба начиналась, трудно. Предполагают, что за два или три часа до восхода солнца, и соответственно менялась в зависимости от времени года. Служба предназначалась, главным образом, для монашествующих» (Паломн. Этерии, с. 196, прим. 109). 37 «Начало пения утренних гимнов обозначало начало Утрени. Епифаний называет эту службу «утренними гимнами», а Кассиан – «гимнами хваления» (псалмы 62, 118 и 148)» (Паломн. Этерии, с. 196, прим. 110). 38 Имеется в виду не книга (которой еще не было), а традиция (точнее – традиции) служения Часов. 40 Об эволюции еврейского и раннехристианского обряда светильничного благодарения, ставшего смысловым и эстетическим центром Вечерни, – см.: Успенский. Вечерня. Отсюда и само название христианской Вечерни -λυχνικν, Люхникон («Светильничное [служение]») (Скабалл. I, с. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

515 Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 162–173; Брайчевский М. Ю. Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину//ВВ. 1986.Т. 47. С. 31–38; Он же. Утверждения християнства на 1988; Основания регионалистики/Вас. А. Булкин, А. С. Герд, Г. С. Лебедев, В. Н. Седых. СПб., 1999. С. 192–199. 516 Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому//Сборник в память 900-летия со времени крещения Руси/Под ред. А. И. Соболевского//ЧИОНЛ. Киев, 1988. Кн. 2. Отд. 2. С. 58–65; Усачев А. С. Из истории русской средневековой агиографии//ВЦИ. М., 2006. 2. С. 5–6, 13, 18–19, 33, 41. 517 Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 26–35; Poppe A. The Political Background of the Baptism of Rus’//Idem . The Rise of Christian Russia. London, 1982. P. 197–244. 519 Перенесение Д. Д. Оболенским вслед за О. М. Раповым взятия Херсонеса на период после 25 октября 990 (6498) г. не имеет основания ни в «Памяти и похвале» Иакова Мниха, ни в «Истории» Льва Диакона. См.: Оболенский Д. Д. Херсон и крещение Руси: против пересмотра традиционной точки зрения//ВВ. 1994. Т. 55. С. 53–61. 520 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967. Т. 2. С. 83–84 (о наследовании русами мечей), 106–107; Sharaf al Zaman Tahir Marvazi . On China, the Turks and India. Arabic Text with English Transl. and comm, by V. Minorsky. London, 1942. P. 36. 521 Новосельцев А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси//Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 68–70; Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории Русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004. С. 295. 522 Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 221–230. 523 Об особенностях хазарского иудаизма см.: Лурье В. М. Рец. на кн.: Brook К. A. The Jews of Khazaria. Northvale – New Jersey – Jerusalem. 1999//Христианский Востокъ. СПб.; M., 2001. Т. 2 (VIII). Новая серия. С. 436–439.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

TzetzBa L.Bachmann, Scholia in Homeri Iliadem, vol.I. Leipzig 1835, 746–845. [s.XII] TzetzEp Ioannis Tzetzae epistulae, rec. P.Leone. Leipzig 1972 (Index 190–218). [s.XII] TzetzEpilog H.Hunger, Zum Epilog der Theogonie des Johannes Tzetzes. BZ 46 (1953) 302–307. [s.XII] TzetzEpitMan Tzetzae iambi funebres ad Manuelem imperatorem, in: P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 619–622. [s.XII] TzetzHist Ioannis Tzetzae Historiae, rec. P.A.M.Leone. Napoli 1968 (Index 672–716). Iterum ed. P.A.M.Leone. Galatina 2007. [s.XII] TzetzIamb P.A.M.Leone, Ioannis Tzetzae Iambi. RSBN N.S. 6/7 (1969/70) 127–156. [s.XII] TzetzIl Tzetzae Allegoriae Iliadis, curante J.F.Boissonade. Paris 1851 (Index 405–414). [s.XII] TzetzIlMatr P.Matranga. Anecdota Graeca. Roma 1850, 599–618. [s.XII] TzetzIned S.Pétridès, Vers inédits de Jean Tzetzès. BZ 12 (1903) 568–570. [s.XII] TzetzKamat S.Pétridès, Epitaphe de Théodore Kamatèros. BZ 19 (1910) 7–10. [s.XII] TzetzLol Der unbekannte Teil der Ilias-Exegesis des Johannes Tzetzes (A 97–609), ed. A.Lolos. Königstein 1981 (Index 191–202). [s.XII] TzetzMetrPind Isaac Tzetzae de metris pindaricis commentarius, ed. A.B.Drachmann. Κøbenhavn 1925. [s.XII] TzetzOd H.Hunger, Johannes Tzetzes, Allegorien zur Odyssee. BZ 48 (1955) 4–48 [XIII–XXIV]; 49 (1956) 249–310 [I–XII]. [s.XII] TzetzPorph Ch.Harder, Johannes Tzetzes, Kommentar zu Porphyrius. BZ 4 (1895) 314–318. [s.XII] TzetzSchluß C.Wendel, Das unbekannte Schlußstück der Theogonie des Tzetzes. BZ 40 (1940) 23–26. [s.XII] TzetzStich Sp.Lampros, ωννου Τζτζου στχοι πολιτικο. ΝΕ 16 (1922) 192–197. [s.XII] TzetzTheog Iohannis Tzetzae Theogonia, ed. P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 577–598. [s.XII] Uran E.McGeer, Sowing the Dragon’s Teeth: Byzantine Warfare in the Tenth Century. Washington, D.C. 1995, 79–167: The Taktika of Nikephoros Ouranos, Chapters 56 through 65 (Index 371–392). UranIn J.-A. de Foucault, Inédits de Nicéphore Ouranos. TM 5 (1973) 281–312 (Index S.312). [s.X] UspChar Th.I.Uspenskij, Mnenija i postanovlenija konstantinopol’skich pomestnych soborov XI i XII vv. o razdae cerkovnych imušestv (charistikarii). IRAIK 5 (1900) 1–48. [s.XI/XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

ProdArist M.Cacouros, Nouvelles recherches sur le Commentaire du Second livre des Analytiques Posterieurs d’Aristote par Théodore Prodrome. Mémoire de D.E.A. Paris 1988. [s.XII] ProdBasel Cyri Theodori Prodromi epigrammata ut vetustissima, ita piissima ... [ed. H.Guntius]. Basel 1536. [s.XII] ProdCal A.Acconcia Longo, Il calendario giambico in monostici di Teodoro Prodromo. Roma 1983. [s.XII] ProdCom Theodori Prodromi Commentarios in carmina Cosmae Hierosolymitani et Ioannis Damasceni ed. H.Stevenson. Roma 1888. [s.XII] ProdCor R.Browning, Unpublished Correspondence between Michael Italicus and Theodore Prodromos. Byzantinobulgarica 1 (1962) 279–297. [s.XII] ProdEpig C.Giannelli, Epigrammi di Teodoro Prodromo in onore dei santi megalomartiri Teodoro, Giorgo e Demetrio. SBN 10 (1963) 349–378. [s.XII] ProdEpithal I C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Teodora Comnena e Giovanni Contostefano. Venezia 1888. [s.XII] ProdEpithal II C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Giovanni Comneno e ... Taronita. Venezia 1890. [s.XII] ProdGed W.Hörandner, Theodoros Prodromos, Historische Gedichte. Wien 1974 (Index 588–604). [s.XII] ProdGreg Verse des Theodoros Prodromos auf Greg.Naz., ed. I.Sajdak, Historia critica ... (=SajdHist) 259–265. [s.XII] ProdKat H.Hunger, Der byzantinische Katz-Mäuse-Krieg. Theodoros Prodromos, Katomyomachia. Wien 1968 (Index 127–132). [s.XII] ProdLaz Theodori Prodromi epistulae, ed. P.Lazeri, Miscellanea ex mss. libris bibliothecae Collegii Romani Societatis Jesu, II. Roma 1754, 562–568. [s.XII] ProdLogos K.Manaphes, Θεοδρου Προδρμου λγος ες ωννην Θ´ γαπητν. ΕΕΒΣ 41 (1974) 223–242. [s.XII] ProdMeg Théodore Prodrome, Sur le grand et le petit (à Italicos). Texte grec inédit et notice par P.Tannery. Annuaire Assoc. ét. gr. 21 (1887) 104–119. [s.XII] ProdPapadim S.Papadimitriu, Feodor Prodrom. Odessa 1905. [s.XII] ProdPoemes E.Miller, Poèmes historiques de Théodore Prodrome. Revue archéologique, n.s. 25 (1873) 251–255. 344–348. 415–419; 26 (1873) 23–24. 153–157. [s.XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В Сванском волочке, приданном к г. Кореле было рядовых людей в 26 дв. 33 челов. и рыболовей в 29 дворах 34 человека, всех в 55 дворах 67 человек. В нем же – 4 пустых двора, и 1 двор Валаамского монастыря. В городе Кореле по Писцовой Книге значится 1 церковь и 4 монастыря. 1. Спасская церковь находилась на Спасском Острову (XII. 6: «дано место на Спасском Острову... противу церкви Спаса»); вероятно там же (в книге глухо «на посаде») жили «Спасский поп Семен, сторож Спасской Микитка Васков сын» (XII. 6). Деревня «церковная Спасская из Корельского города» (XII. 33) находилась в Городенском погосте Корельского уезда. 2 . Воскресенский монастырь; «Воскресенский поп Марко, Воскресенский же диакон Якуш Киров, диакон Олексей (XII, 5–6) жили «на посаде», вероятно, на Спасском Острове. Деревни этого монастыря находились в Городенском погосте Лад. у. (XI. 35), в Городенском пог. Корельск. уезда (XII. 30), и в Ровдушском погосте того же уезда (XII, 118). (У Зверинского под 1539). 3 . Егорьевский или Юрьев монастырь владел деревнями в Городенском погосте, Корельского уезда (XII. 32) и в Ровдушском пог. того же уезда (XII. 117). Его «Егорьевский поп Трофим» (XII. 6) жил, кажется, на Спасском Острову (у Зверинского под 2237). 4 . Никольский монастырь владел деревнями в погостах Городенском (XII. 30), Сакульском (XII. 74), Ровдушском (XII. 119) и Кирьяшском – (XII, 143). У Зверинского под 1807. 5 . Ивана Святого Предтечи монастырь из города из Корельского, с устья Узервы владел деревнями в погостах Корельского уезда Кирьяшском (XII. 142) и Иломанском (XII. 179). У Зверинского под 1618. К каким же общим выводам нас может привести подробное обозрение каждого города в отдельности? Прежде всего, если мы видим, что в г. Копорье дворов всего лишь 28, если эта цифра дворов даже после присоединения к ней 40 дворов в лежавших около города деревнях поднимается только до 68, – ясным должно быть то, что не количество дворов дает Копорью название города, а что-то другое. Даже в числе 28 дворов собственно городских есть несколько дворов городских воротников и пищальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010