Провел всю жизнь в болезни и чудесно пострижен ангелами. (Послание Поликарпа к Акиндину). Ум. 1110 года (Филарет, Р.Св., август, стр. 26). Мощи в Антониевой пещере. Память 7 августа. 66. Преподобный Евстафий злотарь Был в мире художником золотых дел. Жил в XIII веке. Мощи открыто почивали в XVII веке. Поминается с другими преподобными Антониевой пещеры 21 сентября. 67. Преподобный Нестор летописец, преставися месяца октября в 27 день Первый летописец Русский. Оставил по себе, кроме летописи, повесть о страдании святых князей Бориса и Глеба и похвалу князю Владимиру, а по мнению многих, жития подвижников Печерских, помещенные в первой книге Патерика. Ум. около 1114 года (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 82). Память 27 октября. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой книга и четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 180). 68. Преподобный Елладий 69. Преподобный Лука иконом Почивают в пещере Антониевой. Житие их неизвестно. Память общая с прочими преподобными той же пещеры 21 сентября. 70. Преподобный Марко гробокопатель и мертвии послушаху его; преставися в лето 6000 Жил в конце XI века. Трудился, копая к пещерам могилы для усопшей братии. Сказание о нем во втором послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1102 году (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 435). Память 29 декабря. Мощи в Антониевой пещере. Там же хранится крест его, внутри пустой, служивший ему мерою для питья воды. 71. Преподобный Ефрем евнух О нем не имеется никаких сведений. 72. Преподобный Арефа, преставися месяца октября в 24 день В послании Симона епископа к черноризцу Поликарпу помещено сказание о том, как украденное у преп. Арефы имение вменилось ему в милостыню (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 54). Ум. около 1190 года. Память 24 октября. Мощи в Антониевой пещере. 73. Преподобные Спиридон и Никодим просфорники Печерские Сказание о житии их в послании Поликарпа к Акиндину. Жили в первой половине XII века. Память 31 октября. Мощи в Антониевой пещере. Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно равно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если б кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломить их, чем разогнуть (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 122). 74. Преподобный отец Авраамий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

1 . Св. НИКИТА, Епископ Новгородский, преставился в 1107 году (а по Следованной Псалтири – в 1101 году, но неправильно), Января 31. Св. мощи его обретены в 1558 году, Апреля 30, и почивают открыто в Новгородском Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. Церковь память его совершает Января 31, а в Новгороде – и 30 Апреля. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 31. 2 . Св. КИРИЛЛ, Епископ Туровский, преставился в 1120 году, Апреля 28. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 28. 3 . Св. ВСЕВОЛОД Мстиславич, Князь Новгородский и Псковский, во св. крещении ГАВРИИЛ, преставился в 1138 году, Февраля 11. Св. мощи его обретены в XIV веке и почивают в Псковской Троицкой соборной церкви. Церковь память его совершает Февраля 11. Смотри Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Февраля 11. 4 . Пр. ПИМЕН Многоболезненный, Печерский, преставился в 1139 году, Августа 7. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Августа 7. 5 . Пр. НИКОЛА Святоша, Князь Черниговский, преставился в 1143 году, Октября 14. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 14. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 14. 6 . Св. ИГОРЬ Ольгович, Князь Киевский, преставился страдальчески в 1147 году, Июня 5. Св. мощи его почивают в Чернигове в церкви Всемилостивого Спаса в Епископии, в тереме красном. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 5. 7 . Пр. АНТОНИЙ Римлянин, преставился в 1147 году, Августа 3. Св. мощи его обретены в 1497 году, Июля 1, и почивают в обители его в соборной церкви, открыто на правой стороне. Церковь память его совершает Августа 3, а в Новгороде, кроме того, Января 17 и после 29 Июня в первую пятницу. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 3. 8 . Пр. ИСААКИЙ, затворник Печерский, преставился в XII веке, Февраля 14. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Февраля 14, и Пролог Апреля 27. 9 . Св. НИФОНТ, Епископ Новгородский, преставился в Киеве в 1156 году, Апреля 8. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Апреля 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

О перенесении мощей из Мирикийских в Бар град см. статью в Трудах Киев. академии 1870 г. май. О времени установления сего празднива в России русские церковные историки несколько расходятся. Преосв. Филарет относит установление его в 1091 году при митрополите Ефреме (См. русские святые о митроп. Ефреме 28 янв.). Преосв. Макарий признает это положение не довольно твердо доказанным и говорит, что только одна летопись Никонова упоминает об имени митрополита, при котором совершилось принесение мощей св. Николая и называет этого митрополита Иоанном (Ист. Русск. Ц. Т. II. стр. 240 изд. 2). Без сомнения здесь разумеется Иоанн II, бывший в 1077–1088 годах. Из сохранившегося русского слова конца XI или начала XII века на сей праздник видно, что он установлен в России вскоре по принесение мощей св. Николая в Бар, – вскоре после 1087 года. Епимах и Гордиан . Мартиролог римский говорит, что Гордиан был усечен, после долгого истязания свинцовыми прутьями, в Риме при Иулиапе в 362 году, а Епимах пострадал в Александрии в 250 году, но мощи его незадолго до смерти Гордиана перенесены из Александрии в Рим и с ними в одном месте положены были и мощи Гордиана в катакомбах их имени. По восточным синаксарям, наприм. месяцеслову Василия и стишному прологу, оба мученика из Рима вместе страдали и усечены, и в стишном прологе ныне Епимах называется новым, без сомнения, в отличие от Епимаха египетского, а 31 октября снова полагается память Епимаха римского кроме египетского, равно и Гордиана. По сличении сказания месяцеслова Василия с актами Епимаха египетского, что у нас 31 октября, оказывается, что автор месяцеслова Василия или оригинала его, – раньшего синаксаря, приписал мучения Епимаха: повешение на древе и строгание когтями и Гордиану, а смерть Гордиана от меча еще в актах Епимаха, из Рима же, вероятно, в Царьград перешедших, приписана Епимаху, на самом деле огнем сожженному. Составитель же стишного пролога из Епимаха египетского сделал 9 мая и 31 октября Епимаха нового и римского. Епимах и Гордиан, очевидно, ныне внесены в греческие синаксари из западных источников и, вероятно, из календарных памятников православных греко-италийских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Последний часто есть дословный перевод этого греческого оригинала. Синаксарь или месяцеслов устава совершенно сходствует, кроме 16 августа, с синаксарем устава 1298 года и весьма мало разнится от печатного славянского. Те же в нем есть характеристическит памяти, которых мы почти не встречаем в уставах и памятниках агиологии предшествовавшего периода IX-XII в.; это – 8 янв. преп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника, 14 октября пр. Космы еп. Маюмского (есть он в Петров. прологе и других, но 15 января, у нас 12 октября), 3 ноября освящение храма великомуч. Георгия в Лидде. Разности от печатного славянского устава следующие: прибавлены в нем сент. 1 память великого пожара, 4 сент., кроме Вавилы антиохийского и прор. Моисея, еще св. священномуч. Вавилы никомид. и 84 детей, Ермионии и Евтихии сестры (sic вместо дочерей), Филиппа одного от 7 диаконов, 4 июля Михаила, архиеп. Афинского, хониата; напротив не достает в нем против славянского: 6 сент. пр. Архиппа (внесен в России), 22 сент. Ионы прор. и Ионы пресвитера, 15 октября Евфимия нового, 29 нояб. Акакиев лествице, 13 дек. муч. Лукии, 31 мая ап. Ермия , 12 июня Петра афонского, 5 июля Афанасия афонского (сия память в обоих уставах вставлена после другими руками). Переставлены памяти: Косма маюмский 14 вместо 12 окт., пр. Марфа, мать Симеона дивногорца, 5 июля вместо 4. В уставе 381 г. есть приписка о празднике убруса 16 авг. После указания о праздновании Диомиду приписка в тексте, не после внесенная: «должно знать, что в 16 день настоящего месяца есть перенесение из Едессы нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, сиречь св. убруса. И если есть служба, то поется вместе с праздником», то есть Успения Богоматери. Этого прибавления нет в уставе 456, следовательно этот устав еще древнее 381 по составлению синаксаря. Замечательно, что в этих двух уставах 381 и 456 нет афонских святых. Конечно, излишние против них в печатном славянском уставе памяти взяты из греческого же устава несколько другой редакции в синаксаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Месяцеслов при софийском обиходе XIII века в петербургской духовной академии имеет менее памятей и, судя по оригинальности, происхождения греческого; наприм. ему одному свойственны памяти: пр. Герасима 7 марта, 5 апр. пр. о. Германа (неизвестен, если не из Георгия), июня 3 св. Ипатия гангрского. Служебники и требники В древних рукописных служебниках и требниках месяцесловы встречаются весьма редко. Укажем на месяцеслов софийского служебника XV 558), согласный во всем с месяцесловом иерусалимского устава, на месяцеслов софийского служебника XVI в. 259 568), отличающийся произволом в означении памятей русских святых, наприм. 30 марта преставление св. Ионы, митрополита московского, 10 мая опять преставление его, 15 мая литовских мучеников Антония и Иоанна, а 14 апр. Евстафия, июня 5 пренесение мощей св. Киприана, Фотия и Ионы (вместо 27 мая) и преставление Андрея Христа ради юродивого. Триодь постная В постной триоди важна для агиологии служба в сырную субботу, особенно канон ее: в ней поминаются многие преподобные мужи и жены и святители и в числе их такие, которых не было и нет во всех, дошедших до нас, святцах восточной церкви, взятые из патериков; наприм. некий Василий, во гроб вселившийся из послушани 260 , Каллист, Милл мертвовоскреситель, преподобная Феодула и другие. Сей канон приписывается пр. Феодору студиту ( 826): но в нем поминаются патриарх Никифор 828 года, Михаил синкелл 830, пр. Феодор начертанный 840 и брат его Феофан, Навкратий игумен студийский 846, пр. Афанасий афонский 980. Очевидно или позднейшие святые внесены после в канон, или канон принадлежит не Феодору студиту . За внесение позднейших святых в последующее время говорит неравномерность тропарей в песнях канона: есть песни, в коих 9 тропарей, а есть и с 6 тропарями. В синодальной библиотеке в триоди XII в. 319 не достает по два тропаря, а в 6 песни трех тропарей пред богородичными в каноне. Итак, в каноне есть прибавки позднейшие. Шестоднев Шестоднев – собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа октоиха. В шестодневе синодальной библиотеки XV в. 707) помещен синаксарь по иерусалимскому уставу, немного отличный от синаксарей славянских уставов: инде нет некоторых святых по иерусалимскому уставу, например 9 окт. св. Андроника, 17 октября пр. Андрея, 9 ноября пр. Феоктисты, 8 января пр. Емилиана, 4 сентября память только муч. Вавилы и Моисея (тоже 8 янв. и 4 сент. в синодальном греческом иерусалимском уставе 427); инде, но весьма редко, сходствует со студийскими: 5 янв. пр. Григория, 31 марта муч. Авды, 26 янв. пр. Феодора студита . Есть в нем 28 октября Арсений, еп. ростовский (т.-е. сербский). Мученица Параскева поставлена, как видно из ее службы, 14 окт., а не 28 октября, по смешению с преподобномученицею Параскевою. Часослов

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

169. Дивногорский – Успенский , мужской, общежительный, Воронежской г., Острогожского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Острогожска и в 7 вер. к вост. от Коротояка, около версты ниже впадения в Дон р. Тихой Сосны, в небольшом ущельи между двух меловыхъ гор, в одной из коих высечена небольшая церковь св. Иоанна Предтечи. Основан в первой половине XVII ст. (около 1640 г.) схимонахами Ксенофонтом и Иоасафом, память которых доселе чтится монастырем и окрестными жителями. В 1786 г. упразднен, и церкви его обращены в приходские слободы Селявной, лежащей в 2 вер. от монастыря. В 1828 г. восстановлен переводом сюда упраздненного в тоже время монастыря Вознесенского, что в Коротояке. В монастыре находится явленная икона Божией Матери, именуемая Сицилийскою, которая ежегодно носится с крестным ходом в г. Коротояк с 1 по 14 августа, в гор. Острогожск с 29 августа по 29 октября, в слободу Алексеевку (за 60 вер.) с 20 ноября по 20 февраля и в гор. Бобров. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 31 и 36; Ратшин, 91; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 182; “Опис. монаст.”, 1817 г., 37; Бол- ховитинов, “Ист.-геогр. опис. Воронеж. губ.”, 181; “Опис. чудотвор. икон в России”, 1824 г. 74; “Воен. стат. обозр. Воронеж. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 282; “Стат. очерки Воронеж. губ.”, I, 22, 41; Гмелин, “Путеш. по Росс.”, I, 144; “Воронеж. губ. вед.”, 1861 г., 15; “Памят. кн. Ворон. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 10, 34, 88 (описание крестных ходов); на 1863–64 г., 1–12 (Дивногорский Успенский мон.); на 1887 г., 313 (история и материальн. обеспечение); И. Н., “Опис. Ворон. Алекс. Окатов. мон.”, 33; “Извл. из отч. Об. Пр. св. Син.”, 1840 г., 92 (наделен лесом); 1850 г., 29 (учрежд. крест. хода в Острогожск); 1867 г., 95 (учр. крест. хода в Бобров); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 843, 5 (показан во 2-м классе); “Матер. по истор. Воронеж. и соседн. губ.”, VIII, CCCXXXI (Челобитн. 1692 г. архим. Тихона о даче проезжей памяти лица, отправлен. им на бударке с хлебн. запасами на Дон), (Поручн. запись 1692 г. Острогож. жителей по лицам, отправлен. архим. Тихоном с хлебн. запасами на Дон); XII, 483 (Челобитн. 1679 г. старца Варсонофия о разреш. ему вернуться со стругом в м-рь и поручн. запись того же старца с монастыр. рабочими людьми); “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 17 (Акты 1685 г., относящ. к ист. Дон. казаков и раскола на Дону; стр. 136, распросн. речи черн. попа Германа); Второв, “Воронеж. акты”, I, 46 (поездка певчих под Азов, 1696 г., архим. Амвросий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сн. 31 октября. Патриарх Тимофей . По мнению Болландистов и Мазохия (13 февр.) здесь разумеется патриарх александрийский Тимофей, который умер в 385 году 20 июля и который в коптских памятниках в числе святых: у Сельдена 24 июля, а в евангелия 1338 года и в синаксаре 1425 года июля 31. Но в Р. М. Барония и древнейших, наприм: Узуардовом говорится ныне о перенесении мощей апп. Андрея, Луки и Тимофея, а в Адоновом только об одном ап. Тимофее. Очень может быть, что и в восточных синаксарях разумеется Тимофей ефесский, не верно названный патриархом, и праздник его, как в предшествующий день Иоанна Богослова в Ефесе же, назван также розовник ( οδισμς). Замечательно что и в славянских полных святцах XVII в. 51 публичн. библ.) 10 мая показана память апостола Тимофея. 10 Ап. Симон Зилот . В славян. минее сказание о нем составлено из сказаний месяцеслова Василия 29 апреля и 10 мая и Никифора кн. VIII. гл. 30. В месяцеслове Василия сказано только 29 апреля, что он сделался учеником Иисуса Христа из того города, где Спаситель претворил воду в вино на браке, а сделался во время или после брака, у Никифора сказано, что Симон Зилот есть самый жених в Кане, оставивший невесту. В слав. прологе во всем почти согласно с месяцесловом Василия 10 мая, только прибавлено, что Симон Зилот есть одно лице с Нафанаилом, тогда как Нафанаил в месяцеслове Василия 22 апреля и скончался в мире. В Деяниях св. (Oct. XII. 421) говорится, что он есть лице, отличное от ап. Фаддея (19 июня), Симеона иерусалимского и Нафанаила и, вероятно, он проповедовал в Египте и Персии, как утверждает Адон (de festiviitat. apostolorum), но не был в Африке и Британии, как говорит месяцеслов Василия на основании сведений из Дорофея тирского. Но первое о проповеди в Египте и Нерсии недоказано, а второе о не проповеди в Африке и Британии неопровергнуто. Правда об Африке не говорят отцы, и Британия приняла веру от римского престола, но молчание других не есть опровержение и почему до римских проповедников в Британии не могли быть другие. Симон назван кананитом от Каны, из коей происходил, а зилотом т. е. ревнителем по переводу того же слова кана , что с еврейского значит: ревность .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из его сохранившихся творений известно «Послание о земном рае», написанное в 1347 году и обращенное к епископу Тверскому Феодору Доброму. С именем святого архиепископа Василия связано церковное сказание о белом клобуке, присланном владыке в дар от патриарха Константинопольского. По преданию, этот клобук был возложен святым равноапостольным Константином († 337; память 21 мая/3 июня) на святого Сильвестра, папу Римского († 335; сведения о нем помещены под 2/15 января). Белый клобук святого Василия был для Русской Церкви символом преемственного перехода духовного средоточия Православия из Рима Древнего через Новый Рим, Царьград — в Третий Рим, Москву. Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские Преподобные Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские, подвизались в Киево-Печерской лавре. Преподобный Анатолий скончался в XII веке и был погребен в Ближних пещерах. Другой святой Анатолий, затворник, жил и скончался в XIII веке и погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах. Память преподобного Анатолия (Ближние пещеры) совершалась также 31 октября, вместе с памятью преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. В службе преподобным отцам (28 сентября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорника святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Никодим Кожеезерский (Хозьюгский) Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!» — предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1999. 3(21). С. 241–242. 20 Сокращение церковной истории Филосторгия, сделанное Патриархом Фотием. СПб., 1854. С. 453. См. также: Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. СПб., 1880. Дни 19–31. Стб. 1586–1587; Деяния апостола Андрея/Предисловие, перевод и комментарии А. Ю. Вино­градова. М., 2003. С. 221, 223. О житии Артемия см. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 257–258. Мощи святого Артемия находились позднее в храме святого Иоанна Предтечи в Константинополе (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века/Перевод, предисловие и комментарий Л. К. Маснеля Санчеса//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 451). 22 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Часть вторая и третья. М., 1997. С. 489. 23 Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 319; Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Ноябрь. С. 381. 24 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1. С. 371. Названный вельможа, исполнивший повеление императора, мученически пострадал затем при Юлиане Отступнике, память его совершается 20 октября. 26 Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. Zwei Basiliken Konstantins. Leipzig, 1908. S. 134. 29 Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 172–173, 182; Протоиерей С. Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919; СПб., 2003. С. 295–297. 30 Современник-византиец пишет об отношении крестоносцев к святыням: “Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!”. — Стасюлевич М. История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Т. 3: Период третий: от крестовых походов до открытия Америки. 1096–1492. Эпоха крестовых походов. Ч. 1: Крестовые походы: 1096–1291. СПб., 1865. С. 608. Ограбление храмов и монастырей, сопровождавшееся захватом мощей, называли “святым хищением”.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010