За время Рождественских чтений состоялись 184 мероприятия, распределенные по 18 направлениям. В мероприятиях форума приняли участие очно и благодаря трансляциям представители епархий на территории России, а также 31 страны ближнего и дальнего зарубежья. 23 января в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли XII Рождественские Парламентские встречи. Пленарное заседание Парламентских встреч возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. В рамках XII Парламентских встреч были организованы три круглых стола: «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве как средство достижения национального суверенитета», «Просветительство как механизм формирования духовно-нравственных оснований развития личности в современных условиях» и «Роль России в мировом гуманитарном пространстве. Сохранение и продвижение культурного и духовного наследия». При поддержке Совета Федерации во всех регионах России, а также в ряде епархий за рубежом с сентября по декабрь 2023 года прошел региональный этап Чтений. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению Итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. 2. Благодарить Организационный комитет за понесенные труды по подготовке и проведению XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. 3. Провести: XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 26 по 30 января 2025 года на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; XIII Парламентские встречи 29 января 2025 года.   ЖУРНАЛ 4 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об изменении состава Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Справка: В соответствии со статьей 4 главы VII Устава Русской Православной Церкви «Состав Межсоборного Присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси каждые четыре года». Действующий состав был утвержден Священным Синодом в заседании от 15 октября 2018 года (журнал 80).

http://patriarchia.ru/db/text/6109912.ht...

Аверкия в его житии, почему и сделалась предметом ученых исследований. Надпись эта, древность и подлинность которой признают такие авторитетные археологи, как знаменитый итальянский археолог Росси, очевидным образом подтверждает сообщаемое Метафрастом. Св. Димитрий Рост., излагая житие св. Аверкия по Метафрасту (о чем и сам заявляет), не приводит его эпитафии и ничего не говорит об ней; умалчивают об ней и новейшие русские агиологи (Филарет и Сергий). Подробно излагая дивные чудотворения св. Аверкия и то, чему и как при этом христиански просвещал он свою паству и обращавшихся ко Христу, Метафраст мало или почти ничего не говорит о внешней жизни святого, так что его житие св. Аверкия, поэтому, вполне справедливо можно озаглавить: «чудотворения и учение св. Аверкия». Всех чудотворений, о которых рассказывает Метафраст и наши Четьи-Минеи, одиннадцать. – Св. Аверкий сконч. ок. 170 г. (Серг.), 70 лет (Метафраст). В Синаксаре греческого апостола XI–XII в. в Моск. дух. академии, под 31 окт. говорится, что глава св. Аверкия, находилась в Царьграде, в храме Богоматери в Петрионе Старом. В XIV и XV в. Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима видели тело его в храме Спаса Милостивого в Царьграде: «Св. равноапостольный Аверкий, в теле, знамения и чудеса многи творя». Но паломник Антоний Новгородский в 1200 г. видел его в Софии, а в монастыре Спаса тогда его не было; следовательно, мощи перенесены после в монастырь Спаса (Сер. М.). В славяно-рус. Прологе, кроме приведенного нами проложного жития, на день памяти св. Аверкия (22 октября), полагалось еще одна чтение из Метафраста, под заглавием: «от чудес св. Аверкия» – о чудесном открытии им целебного водяного источника и об искушении его бесами в образе женщины и юноши (у Метаф. гл. 44): Спасо-Прил. перг. Пролог XIV в. и печат. 1675; – это указывает вместе с тем и на древность перевода на славянский язык полного Метафрастовского жития св. Аверкия. – Память св. Аверкия в восточной правосл. церкви 22 октября. В некоторых древних греко-славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ «Истоки трагедии России в ХХ веке» Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года 31 января 2004 Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии «Истоки трагедии России в ХХ веке» Падение Российской монархии в феврале 1917 года, революция в октябре 1917 года, гражданская война, и последовавшие за ними кровавые репрессии кардинально изменили ход русской истории. Эти события привели к гибели миллионов людей, к страшным гонениям на Церковь, которые по своему размаху превышали гонения первых веков христианства и, в конечном счете, уже в наши дни, к развалу государства и расчленение России. На примере новомучеников российских мы видим, что в первую очередь уничтожались лучшие люди, которые, по словам Спасителя, составляют «соль земли». Итогом этих событий явилась потеря большинством русских людей православия, как основы мировоззрения, потеря национального самосознания, которое только и может возрождать государственность после смутного времени, и давать ориентиры для движения вперед. Поэтому сейчас перед нами на первом месте стоит важнейшая задача – осознать причины всех этих событий и уже на основе детального анализа определить пути выхода из кризиса, наметить какие-то положительные идеалы и цели для нашего общества. Очевидно, что, изучая историю как просто нагромождение фактов, мы эту задачу не решим. Необходима какая-то историософская идея, способная расставлять события в их логической взаимосвязи. Уже с конца 80-х годов ХХ века многие историки и философы стали понимать, что вульгарное материалистическое учение марксизма о социально-экономических формациях не может быть инструментом познания исторического прошлого. Естественно начался поиск иных теорий, и в этом поиске многие исследователи пришли к выводу, что открытый и обоснованный великим русским ученым Н.Я. Данилевским цивилизационный подход может «заполнить теоретический вакуум, образовавшийся в российском обществознании после краха» марксизма 6].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Красаускас Чеслав Иванович Надпись на обороте: «На память Преосв[ященному] Владыке А[фанасию] Гр[игорьевичу] Сахарову от благодарного за доброту сердца Ч. И. Красаускаса. Клайпеда. Лит[овская] ССР. Лигонинес ул. 22, кв. 3». ЦИА ПСТГУ Соузник святителя Афанасия. Жил с ним в одной комнате в Зубово-Полянском Доме инвалидов, где они близко сошлись и находились в переписке до кончины Чеслава Ивановича 31 октября 1958 г. 1. 16 декабря 1954 г. 16. XII.54 Дорогой Владыко. После долгих путешествий я приехал на постоянное место жительства к своей любимой дочери и внукам. В Москве меня встретили все сестры и братья на станции и сестра Валерия, которая была у меня в Потьме, пригласила всех к себе, где собралось 14 человек самых близких мне родных. У нее я прожил 8 дней, или, вернее, ночей, а днями был в гостях у всех, по заранее составленному графику сестрой Валерией. За это время я был на вечерней службе в церкви св. Пимена. Очень хорошо содержится эта церковь . Мрамор, масса икон в золоте и серебре. Священник глубокий старец, а дьякон еще не старый, очень представительный с прекрасным баритоном. Хор средний из одних женщин, не считая одного мужчины. Церковь была полна народом, но большинство женщины, хотя было много военных и штатских мужчин. Посетил я Мавзолей, музей изобразительного искусства, выставку Китайской народной республики, очень интересная, кино, театр и на дому у знакомых сестры – смотрел через телевизор оперу «Аида» и еще 2 пьесы. Рассказал сестрам и братьям, как много я Вам, Владыко, обязан – все они просили, как и просят моя дочь и внуки, которым я тоже рассказал о Вашей доброте, – от их имени благодарить Вас и желают, чтобы Бог берег Вас на долгие годы в прекрасном здоровье и счастье. Я же со своей стороны приношу искреннейшую благодарность и обещание, как только буду в состоянии, понемногу возвращать свой долг. Я очень извиняюсь, что не возвратил 56 р[ублей] 50 к[опеек] со ст[анции] Потьма, но я был так расстроен, что совсем об этом забыл и только в поезде вспомнил и очень переживал.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лаврентий, святитель, епископ Туровский, затворник Печерский († 1194; память 29 января/11 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов) Преподобный Лаврентий первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский († 1226), в своем «Послании к Поликарпу», положившем начало Киево-Печерскому патерику. Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, † 1108; память 31 января/13 февраля) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем. Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании и не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней. Во второй половине XII века, когда в Димитриевском монастыре подвизался преподобный Лаврентий, он уже был самостоятельным и управлялся своим игуменом. Независимость его подтверждается тем, что игумен Димитриевского монастыря дозволил преподобному Лаврентию подвизаться в затворе подвигом безмолвия, в чем ему отказали печерские отцы. Пребывая в затворе, преподобный Лаврентий не прерывал духовного общения с братией Киево-Печерской обители. Известен случай, когда к святому Лаврентию привели одержимого бесом. Преподобный Лаврентий не смог исцелить его один и велел отвести в Киево-Печерский монастырь. Услышав это, одержимый стал кричать, что боится приблизиться к святым пещерам. Преподобный велел вести его силой. По приближении к святым вратам обители нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здоровым вошел в монастырь. Когда его спросили, кто его исцелил, он показал на чудотворную икону Божией Матери и сказал: «Тридцать святых отцов вместе с Нею встретили нас, и я исцелился». Столь великой оказалась сила соборной молитвы Киево-Печерских иноков, предстательством Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XII век. Софийский собор Житие Новгородского епископа Никиты, Печерского затворника 5 Память его празднуется месяца января в 31-й день, месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 30-й день, месяца мая в 14-й день и месяца октября в 4-й день †1108 На Новгородской кафедре с 1096 по 1107 или 1108 гг. Святой Никита святительствовал в Новгороде в счастливое княжение здесь Мстислава Владимировича Храброго – сына Мономахова. Он в сонме иерархов Новгородских более известен как строгий подвижник, по выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна, потому что Господь и ему, как некогда апостолу Петру, попустил пасть, но, внимая его покаянию, восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым. Святитель Никита был родом киевлянин и один из первых пострижеников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни подвижниками Печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем, кроме затвора, не хотел и слышать. Наконец пламенное его желание было исполнено. Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келью и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере недолго продолжались его мирные подвиги. Искушение, некогда постигшее Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту. Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный Никита эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал: «Не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», – утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему чувственно, и обольщенный поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, – сказал ему враг Бога и людей, – ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе». Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник, ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Папа Бенедикт XVI «серьезно задумывается» о том, чтобы приостановить процесс канонизации папы Пия XII 31 октября 2008 г. 14:01 Папа Римский Бенедикт XVI «серьезно задумывается» о том, чтобы остановить процесс канонизации одного из своих предшественников, папы Пия XII, заявил он журналистам. 30 октября понтифик дал аудиенцию делегации Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям. Один из членов делегации попросил Бенедикта XVI остановить процесс канонизации Пия XII до тех пор, пока все источники Ватикана не будут открыты для беспристрастного исследования. Некоторые еврейские лидеры обвиняют понтифика, занимавшего Святой Престол с 1939 по 1958 годы, в том, что он закрывал глаза на действия нацистов, в частности, на Холокост. Однако Ватикан, напротив, утверждает, что Пий XII тайно помогал евреям в ходе Второй мировой войны и спас многих из них от смерти. 9 октября этого года, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Пия XII, папа Бенедикт XVI отслужил мессу в память о нем и сказал, что продолжит процесс его причисления к лику святых, напоминает Русская служба Би-Би-Си. Это заявление вызвало обострение отношений между Святым Престолом и Израилем. Международные еврейские организации призвали Ватикан открыть все документы, связанные с периодом понтификата Пия XII, чтобы более полно оценить его деятельность во время войны. В ответ на это пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди заявлял, что секретные архивы Ватикана времен второй мировой будут открыты не ранее, чем через шесть-семь лет. По его словам, до этого многочисленные документы необходимо тщательно каталогизировать. Календарь ← 24 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/482575.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Hukoдuм Печерский, Просфорник, прп. Описания иконы Никодим Печерский, Просфорник, прп. - житие Преподобный Никодим Печерский (память 31 октября, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю неделю Великого поста) Подвизался в XII веке в Киево-Печерском монастыре вместе с преподобным Спиридоном. Они оба были из простого звания и занимались в обители печением просфор, сопровождая свои труды непрестанною молитвой и постом. Так провели они 30 лет и мирно скончались о Господе. Честные тела их были погребены в Ближних (Антониевых) пещерах. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Прпп. Спиридон и Никодим. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.3 х 26.8. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 8734.jpg:   Размер: 802x1200, 0.96 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (190) , (8) .

http://pravicon.com/icon-2540

14 Сего и следующаго за ним 16-го икоса в Афонском кондакарии нет; но они скопированы из службы на сей день февральской Минеи XIII в. и помещены в книге Снимков из кондакария XII-XIII в. (Труд архимандрита Амфилохия, 1879 г.), см. стран. 94–95. 15 В снимках из февральской минеи XIII в. поставлено: κκεγαρ μεμνηκας κα δε λλυθας. – Ибо и там Ты вспомнил, почему и сюда пришел. Вместо μεμνηκας у к. Питры поставлено μμνησαι 16 J. Grosdidier de Matons. Hymne de la Presentation, Paris, 1965 (Sources Chretiennes), t. 110, p. 163. Гродидье де Матон – современный издатель литургических текстов святого Романа. Кондак – литургическая поэма, состоящая из одного, а иногда двух или даже трех вступлений – проимионов и определенного числа строф, или икосов. 21 Это житие хранилось в Иерусалимской патриаршей библиотеке в кодексе XL. Papadopulos-Kerameus. Mitteilungen über Romanus. – Byzantinische Zeitschrift, 1893, В. II, S. 600 25 См. Георгиевский Г. Русский ли праздник Покров? – Чтения в Обществе любителей древней письменности. М., 1893, с. 635–637. 28 Сирийское происхождение преподобного Романа Сладкопевца, о котором свидетельствуют синаксари, подтверждается также и относительной редкостью его имени – Роман. Он носил имя мученика, пострадавшего в Антиохии при Диоклетиане (J. Grosdidier de Matons. Romanes le Melode. Paris, 1977, p. 180). 29 Филарет, архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864. 31 См.: Menologion Basilii II (Cod. Vatican., 1613); К. Krumbachcr. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 663. 32 Но существует и другое мнение. Немецкий исследователь Крист высказался в пользу Анастасия II, потому что в V веке, по его мнению, церковная поэзия только зарождалась, и «поэтому Роман, автор больших песнопений, должен был, скорее, процветать при Анастасии II, чем I 36 Академик В. Г. Васильевский на IX Конгрессе по археологии в Вильно (Византийский временник, 1894, т. I, с. 256–258) в 1893 году выступил с сообщением, что в славянской редакции «Чудес святого Артемия» (память 20 октября; † 362) говорится о молодом человеке, жившем во времена императора Ираклия (614–641), который пел стихи святого «философа Романа». В опубликованном в 1939 году фрагменте из одного папируса, относящегося к VI веку, исследователь П. Маас обнаружил стихи из гимна святого Романа «Три отрока в пещи». Сообщения В. Г. Васильевского и П. Мааса, по мнению Гродидье де Матона, окончательно решили исход научной полемики о времени жизни преподобного Романа (J. Grosdidier de Matons. Romanos le Melode. Paris, 1977, p. 177– 178).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

18 Жил в пещере на территории Осроэны – местности на северо-западе Месопотамии (к востоку от Евфрата), 367 г. Память 18 октября. 20 В Константинополе – до XIII в., в Фессалониках – до сер. XV в., а также в Древней Руси. Об этом соборном цикле Часов см.: Аранц. КМ, а также во II части книги. 22 См.: Arranz, Parenti. 1989, а также другие работы, посвященные изучению древнехристианского богослужения. 24 То же самое делают и другие анализируемые нами памятники, и здесь возможны смысловые вариации (см. далее). 26 Египетская традиция «Ангельского правила”, сохраняется частично в Часослове, а именно – в Шестопсалмиях Великого Повечерия и Утрени, что соответствует 1-й и 4-й стражам. По Мессинскому Студийскому Типикону XII в., к великопостному Повечерию прибавляются 12 псалмов, стоящих отдельно. Традиция Двенадцати псалмов сохранилась у русских старообрядцев. Как было сказано выше, 12 псалмов составляли также первый ноктюрн Римского Бревиария. 29 См. его письма: Epistola 107 ad Laetam, 9; Epist. 108 de epitafio sanctae Paulae, 20; Epist. 130 ad Demetriadem, 15; Epist. 22 Eustochium, 37. 31 Sermo asceticus, 4; в русской традиции – Слово о подвижничестве 2-е//Василий Вел. V, с. 66–67. 32 В еврейской традиции молитвой по полудни считалась та, которая заменяла вечерню жертву в 9-м часу (=15.00). 33 См.: Правила, пространно изложенные, вопрос 37//Василий Вел. V, с. 162–164; а также: Письма 2 и 207. 36 «Точно установить, когда эта служба начиналась, трудно. Предполагают, что за два или три часа до восхода солнца, и соответственно менялась в зависимости от времени года. Служба предназначалась, главным образом, для монашествующих» (Паломн. Этерии, с. 196, прим. 109). 37 «Начало пения утренних гимнов обозначало начало Утрени. Епифаний называет эту службу «утренними гимнами», а Кассиан – «гимнами хваления» (псалмы 62, 118 и 148)» (Паломн. Этерии, с. 196, прим. 110). 38 Имеется в виду не книга (которой еще не было), а традиция (точнее – традиции) служения Часов. 40 Об эволюции еврейского и раннехристианского обряда светильничного благодарения, ставшего смысловым и эстетическим центром Вечерни, – см.: Успенский. Вечерня. Отсюда и само название христианской Вечерни -λυχνικν, Люхникон («Светильничное [служение]») (Скабалл. I, с. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010