Церковная память 9/22 мая. 88 «Ложь – непременный спутник и условие жизни». Ницше неоднократно высказывался по этому поводу: «Чистый дух есть чистая ложь...» («Антихристианин», 8), «ложь “нравственного миропорядка” проходит через все развитие даже новейшей философии» (Там же, 26), «“свободная воля”, “нравственный миропорядок” есть ложь» (Там же, 38), «Великая ложь о личном бессмертии разрушает всякий разум, всякую естественность в инстинктах» (Там же, 43), и др. 102 Иван Мазепа (ок.1644–1709), украинский казацкий гетман, изменил царю Петру I и перешел на сторону шведского короля Карла XII, после разгрома последнего бежал в Турцию. 103 Григорий Отрепьев (ум.1606), монах Чудова монастыря в Москве; бежал в Литву и стал самозванцем, выступившим в начале XVII в. под именем царевича Димитрия Ивановича; убит во время народного восстания против поляков. 108 См.: Лк.16:15 ; синод, пер.: ...мерзость пред Богом. Статья является дополнением к статье: Экземплярский В.М. Христианское юродство и христианская сила//Христианская мысль. 1916. С.63–86; 2. С.53–67; 3. С.28–43. 116 Достоевский Ф.М. Полное собрание художественных произведений Под ред. Б.Томашевского, К.Халабаева. Т.1–13. Л., 1926–1930. 140 Перифраз разговора Ивана и Алексея Карамазовых из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 148 Смердяков – персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», чье имя стало нарицательным. 153 Ср.: «Вы ещё хотите, чтобы вам заплатили, вы, добродетельные! Хотите получить плату за добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня?» (Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра». Ч.2. Гл. «О добродетельных "/Пер. Ю.М.Антоновского//Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. С.465). 157 Иоанн Златоуст (344–407), св., архиеп.Константинопольский, крупнейший экзегет и проповедник. Церковная память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября. Один из самых значимых церковных авторов для В.И.Экземплярского . 159 См.: «Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной» (Достоевский Ф.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Band XIV. Paris, 1709, 189 f, 743. 12. Cellier. Histoire generale des autuers sacres et ecclesiastiques. Bd. XIII. Paris, 1747, стр.147. 13. J. Kunze. Markus Eremita. Leipzig, 1895, стр.63, прим.3. 14. O. Bardenhewer. Geschichte der altkirch. Lit. Freiburg im Br., 1924, IV Bd., стр.163. 15. F. Degenhart. Nilus Sinaita, стр.25. 16. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.700C. 17. Точность этого вывода подтверждает также и письмо к Илиодору, в котором мученик Анкирский Платон называется земляком преп. Нила (см.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.580D). 18. См.: K. Heussi. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Leipzig, 1917, с.92. 19. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.968. 20. См.: В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907, m.I, с.157158. 21. Epist., II, 265. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.336AB. 22. K. Heussi в своем труде " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " , с.93, прим.3, полагает, что землетрясение, описываемое преп. Нилом, произошло в 407 году. 23. Epist. Lib. III, 279. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.521CD. 24. Epist. Lib. I, 257. Ibid., col.177 BC. 25. Во всех месяцесловах XI и XII вв. в день 14 января (см. месяцеслов архиепископа Сергия, т.1, М., 1876, с.13 и месяцеслов Косолапова, Симбирск, 1880, с.31) говорится, что нападение варваров на монахов, живших в пределах Синая, Хорива и Раифской пустыни, имело место дважды. В первый раз во времена Диоклетиана и александрийского патриарха Петра, когда сарацины убили 40 монахов на Синае и 39 в Раифе; и во второй раз в V в., во время постничества преп. Нила. У самого преп. Нила в его " Narrationes " мы находим подтверждение этим свидетельствам. В конце он говорит: " Убиены были и другие много лет до сего и их память прославляется в тот же день, то есть 14 января " . О втором нападении на монахов упоминают блаж. Иероним и блаж. Августин. Блаж. Иероним в письме Марцеллину и Анапсихию (Epist. 126, т.2. Migne lat.s., t.22, col.1086), которое он написал из Вифлеема в 411 г. (см. прим.в, col.1085), помимо всего прочего, пишет следующее: " В этом году, когда написал я три книги, внезапное нападение варваров, подобно лавине, пронеслось по всему Египту, Палестине, Финикии, Сирии, и мы едва избавились от их рук по милости Христовой " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Сей месяцеслов отличается пространными эпитетами святым, напр. 9 сент. свв. и праведных Иоакима и Анны; любит прибавлять слово: великомученика, оно в нем есть у таких святых, у которых не встречается и в позднейших: 15 сент. св. великомуч. Никиты, 27 нояб. св. великомуч. Иакова перского, 13 дек. свв. великомучеников Евстратия и иже с ним, 15 июля свв. великомучеников Кирика и Иулиты и проч., 17 янв. преподобного и Богоносного отца нашего Антония великого , 30 нояб. св. апост. и первозванного Андрея, 20 июля св. и славного прор. Илии и т. под. Позднейшие святые, в нем находящиеся, из патриархов Иоанн милостивый ( 620), из пренодобных Стефан новый ( 767). Так как он имеет многие свободные дни в марте и апреле и святые в нем древни, то его можно отнести к древнейшим, но позднейшая рука сделала прибавления, особенно в отношении к эпитетам святых. Венский Находится сей месяцеслов при евангелии венской библиотеки, относимом к XII веку. Особенного почти не имеет. Показания из него извлечены Мартыновым 135 . Относится к фамилии константинопольских месяцесловов. Синодальный при Евангелии 1199 года Сие евангелие находится в моск. синод. библиотеке, под 278. Памяти в месяцеслове не на все дни, но с января весьма краток. Особенности: 21 сент. имеет одну память Богородицы в патриархии согласно с нан. 2., ноябр. 5 прор. Ионы вместо 22 сент., 27 ноябр. ап. Силы вместо 30 июля; 19 февр. св. муч. Никифора, св. Амфилохия иконийского марта 21 вместо 23 ноябр., пр. Илариона 6 мая, вероятно, вместо 6 июня, 845, ибо святые с одного числа месяца нередко переносились на тот же день другого месяца. Последние по времени памяти относятся к IX веку. Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов Сей месяцеслов находится в евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава, которое хранится в москов. архангельском соборе. Мстислав был князем новгородским до 1117 года, в котором его место занял сын его Всеволод. Евангелие писано для Благовещенской церкви, что на городище, основанной Мстиславом в 1103 году 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(вып. I). Разыскания Ундольского были настолько успешны, что в его реферате насчитывалось уже 10 поучений и похвальных слов, с уверенностью приписанных им Клименту, причем здесь указывались списки их по рукописям русских, преимущественно московских, библиотек. Ундольским были отмечены: три поучения, найденные им в лаврском сборнике XII в. – 1) заповедания о праздьницех, 2) поучение на память апостола или мученика, 3) поучение на св. воскресение; 4) поучение на Преображение Господне в пергам. списке Пролога XIII в. библиотеки Моск. Синод. Типографии 11 (теперь – 173); 5) похвала Лазарю в бомбиц. сборнике XIV в. библ. Μ.П. Погодина (=И. П. Б., собр. Погодина. 857, XV в. ?); 6) похвала на Преставление Пресв. Богородицы в Ч.-Минее библ. Троицкой Лавры XVI в. 6 (по старому каталогу; в настоящее время – 680); 7) слово похвальное на память блж. Захарии и о зачатии Св. Иоанна Крестителя в торжественнике Архива Минист. иностр. дел XVI в. 919 (нынешн. – 451); 8) похвала св. Клименту Римскому в сборниках библиотеки гр. Ф.А. Толстого I, 422 – XVI в., и II, 489 – XVII в.; 9) слово похвальное бесплотным Михаилу и Гавриилу в ркп. библиотеки Воскресенского Новоиерусалимского мон. 140 (по каталогу Сахарова; ныне – 107?) XI в.; 10) похвала св. Димитрию Мироточцу в Ч.-Минее Моск. Дух. Академии XVI в. Все —539— эти произведения в указанных списках имеют имя Климента в надписании, за исключением только поучения на память апостола или мученика (2), которое в древнем сборнике стоит между двумя несомненными поучениями Климента и, по содержанию и форме, так тесно связано с ними, что принадлежность его этому автору вполне очевидна. Спустя месяц после чтения реферата Ундольский в заседании того же Общества 22-го декабря 1845 г. посвятил своих ученых слушателей в выработанный им план издания сочинений Климента. После представления им 26-го января следующего года образцов алфавита, формата и бумаги проектируемого издания Общество решило: «приступить к напечатанию сочинений Климента епископа Словенского под редакцией действ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

170 «Се аз Марья, Григорьева дочи, а Истоминская жена, да со своими детьми, с Феодором да Петром, да с внуком Ивановым сыном, приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, пустошь симакинскую на Песья-Деньге и на Ковде со всем угодьем, что к ним исстари потягло… и дали есма ему на монастырское строение… Данную писал Коземка Иванов, сын Тараканов, л. 7061 (1553) августа в 10 д.». 171 На ризе иконы надпись: «в Спасо-суморинскую обитель сей св. образ принесен руками преп. Феодосия, тотемского нового чудотворца, из Спасо-прилуцкого вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 д.». Эта надпись, очевидно, не древняя, но она основана на древней монастырской описи. 173 Ист. иер. VI, 418 «А духовную память писал Игнашка Гостко, Федоров сын, лета 7076 (1567) декаб. 19 д.». 174 Над гробом преподобного положена была каменная плита с надписью: «лета 7076 января 28 д. преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Ульянов Суморин». – Эта плита от пожаров раздробилась. 175 По ркп. святцам 17 в. «Преп. Феодосий, Суморина монастыря игумен, иже на Сухоне реке и на речке Песья-деньга». Нафанаил опис. мон. стр. 35–37. 177 Косов свидетельствует (патерик на польск. яз. стр. 180. К. 1635 г.), что в его время еще видно было место бывшего Димитриева монастыря близ лавры. В 1128 монастырь был приписан к печерской обители и ко храму, построенному блаж. князем Ярополком во имя св. Петра, называли его Петровой церковью (собр. л. I, 88, 131). Но после того Поликарп был игуменом Димитриева монастыря, как говорит Симон. 181 Калайдович в предисл. к памяти. XII в. стр. 21, 22. По ркп. святцам, между святыми, почивающими в киевской пещере, первым показан: «св. Лаврентий епископ туровский». 184 Сказание о жизни и трудах св. Стефана пермского, стр. 64, 65. Спб. 1856 г. Ист. иер. 6, 576. Другая такая же икона и также древняя стоит в вознесенском устьвымском храме. Ист. иер. 6, 579. 186 Извлечение из современной записки – с волог. епарх. вед. 1865 г. 22. Устьвымский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю вологодского архиерейского дома: «пишем тебе, господину, о том, что в архиерейском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Устьвыме, епископии Стефана, епископа пермского, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Устьвыми на Вологду переведен? Мы не ведаем; а приходящие к чудотворцам богомольцы, осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышесказанном деле на письме быть сполна. – Ради их, чудотворцев прикажи взыскать и архиерею Божьему доложить и выписать и к нам на Устьвым прислать». Что сделал по сему предмету дьяк вологодского епископа, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(ныне в Петербургской академии), есть некоторые памяти, тропари которых не могли быть внесены в России, именно: 22 декабря на отверзение дверей Великой Константинопольской церкви (местный праздник Цареградский) и 5 февраля тропарь св. Полиевкту, патр. константинопольскому, которому у нас никогда не было празднования. Достойно внимания то, что отверзение дверей Конст. церкви при освящении ее в 1 редакции поставлено на последнем месте, после пяти памятей разных святых, а Полиевкт патриарх поставлен на 3 месте. Итак надобно полагать, что уставные чтения прокимна, апостола и евангелия и начала тропарей показаны были не везде в порядке памятей святых, или было по нескольку указаний уставных в один день. К сожалению, в славянских прологах: упомянутом Софийском, Лобковском, Публичн. библиотеки 47 и некоторых других, богослужебные указания простираются далеко не на все дни, тогда как по предисловию к 1 редакции они должны простираться на все дни. С I редакциею в богослужебном отношении случилось то же, что с прологом Петра. Пролог Петра несомненно в XI веке имел уставные указания на все дни, но в последующих позднейших списках его, например, в списке 1249 г., они все опущены, без сомнения, потому между прочим, что не соответствовали уже уставу в XIII веке. Кто был Илия, автор первой греческой редакции? Константинопольский грек, ибо в прибавленных к месяцеслову Василия памятях в обилии встречаются константинопольские праздники и патриархи, землетрясения, избавления от врагов и даже затмение 8 августа, бывшее при цари Льве и Александре в 891 году. Еще более: автор был, вероятно, студийский монах или монастыря со студийским уставом; ибо эта редакция носит на себе ясные следы студийского влияния: 11 ноября есть св. Феодор игумен студийский, 26 января память пренесения мощей его и брата его Иосифа солунского, 14 июля сей Иосиф, брат Феодора, поставлен во всех списках на первом месте, 22 ноября есть память пр. Фаддея студийского в софийском прологе до 1250 года согласно со студийским уставом XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

117 Эти слова дают видеть, что пр. Анастасий был современником пр. Тита и, соединенный с ним христианской любовью, почил в конце XII в. 118 В рукоп. святцах называется он диаконом. Мощи его в Антониевой пещере. 119 В тот же (22) д. преставление преп. жабынскаго По ркп. святцам «преподобный священноинок Макарий, начальник жабынского монастыря введения пресв. Богородицы, белевский новый чудотворец, преставился в л. 7130 (1622) мес. янв. в 22 д.» По синодику белевской обители, «преподобный отец Макарий, белевский чудотворец, – в терпении иночески плотью страда: мраз, зной, в алчбе и жажде потерпе, монастырь возгради, братию собра, поживе в терпении своем лета довольна, – преставился в л. 7031 (1623), погребен учениками своими в своем от него созданном монастыре м. января 22 д.» 120 Жабынский монастырь на устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в 5 в. от Белева, основан был в 1583 г. старцем Онуфрием: но в 1614 г. был разорен и сожжен без остатка, как и Оптина пустынь. Пр. Макарию пришлось устраивать все вновь на пустом месте, строить храм и кельи, собирать братию. Это не легко и в другое время; а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он все терпел для Господа и пустынь жабынская после того называлась Макариевой. Полагают, что его же терпению и трудам принадлежало и восстановление разоренной литовцами оптиной пустыни, которая также называлась Макариевой. Изображение пр. Макария видно было даже на столпе храма девичьего козельского монастыря. В синодике жабынском сказано и то, что пр. Макарий «доныне сияет в чудесах». 121 23 ч. Преставление преподобного любимского Сын богатых родителей юго-западной Руси, жителей Могилева, Григорий, в иночестве Геннадий 122 , еще в молодости почувствовал влечение служить единому Господу: он соблюдал пост и усердно ходил в храм Божий. Родители, осуетясь жизнью, недовольны были такими поступками сына. К чему ты, говорила мать его, как церковник; то и дело ходишь в церковь ? Ты стыдишь и срамишь нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Последний часто есть дословный перевод этого греческого оригинала. Синаксарь или месяцеслов устава совершенно сходствует, кроме 16 августа, с синаксарем устава 1298 года и весьма мало разнится от печатного славянского. Те же в нем есть характеристическит памяти, которых мы почти не встречаем в уставах и памятниках агиологии предшествовавшего периода IX-XII в.; это – 8 янв. преп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника, 14 октября пр. Космы еп. Маюмского (есть он в Петров. прологе и других, но 15 января, у нас 12 октября), 3 ноября освящение храма великомуч. Георгия в Лидде. Разности от печатного славянского устава следующие: прибавлены в нем сент. 1 память великого пожара, 4 сент., кроме Вавилы антиохийского и прор. Моисея, еще св. священномуч. Вавилы никомид. и 84 детей, Ермионии и Евтихии сестры (sic вместо дочерей), Филиппа одного от 7 диаконов, 4 июля Михаила, архиеп. Афинского, хониата; напротив не достает в нем против славянского: 6 сент. пр. Архиппа (внесен в России), 22 сент. Ионы прор. и Ионы пресвитера, 15 октября Евфимия нового, 29 нояб. Акакиев лествице, 13 дек. муч. Лукии, 31 мая ап. Ермия , 12 июня Петра афонского, 5 июля Афанасия афонского (сия память в обоих уставах вставлена после другими руками). Переставлены памяти: Косма маюмский 14 вместо 12 окт., пр. Марфа, мать Симеона дивногорца, 5 июля вместо 4. В уставе 381 г. есть приписка о празднике убруса 16 авг. После указания о праздновании Диомиду приписка в тексте, не после внесенная: «должно знать, что в 16 день настоящего месяца есть перенесение из Едессы нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, сиречь св. убруса. И если есть служба, то поется вместе с праздником», то есть Успения Богоматери. Этого прибавления нет в уставе 456, следовательно этот устав еще древнее 381 по составлению синаксаря. Замечательно, что в этих двух уставах 381 и 456 нет афонских святых. Конечно, излишние против них в печатном славянском уставе памяти взяты из греческого же устава несколько другой редакции в синаксаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В то же время не можем последовать за Е. В. Ухановой (1998. С. 548; 2000. С. 22) в ее тезисе, что «связь мощей св. Климента с хазарской миссией Константина Философа тщательно игнорировалась на Руси» будто бы из-за того, что древнерусское почитание свт. Климента было выстроено исключительно вокруг темы Крещения. Сознательное игнорирование предполагает хорошее знакомство на Руси XI–XII вв. с сюжетом обретения мощей свт. Климента прп. Константином – Кириллом. Исследовательница подспудно постулирует его, но этот постулат – всего лишь дань традиционному убеждению в ранней приобщенности Руси к кирилло-мефодиевской книжной традиции. Если же задаться конкретным вопросом, откуда древнерусский книжник (да и византийский тоже) мог узнать о специфической связи между мощами свт. Климента Римского и одним из славянских первоучителей, то немедленно выяснится, что (помимо гипотетической устной херсонской традиции) источник мог быть только один – 8-я глава «Жития св. Константина – Кирилла» (Лавров. 1930. С. 12), ибо все другие памятники, содержащие сведения о новом обретении мощей свт. Климента, молчат о роли Константина Философа в этом событии. В самом деле, ни в «Слове на пренесение мощем преславнаго Климента» (Лавров 1930. С. 148–153; Vasica 1948. Р. 64–72), ни в службе на память об этом событии 30 января (Мурьянов 2003. С. 309–315; Верещагин 2001. С. 131 146; 2005. С. 91–103) имя инициатора перенесения не названо – и понятно почему: первое определенно, а вторая вполне вероятно были написаны самим св. Константином – Кириллом 87 . Латинское послание Анастасия Библиотекаря веллетрийскому епископу Гаудериху, в котором обстоятельства обретения описаны со слов его очевидцев и со ссылкой на «Слово на перенесение» (Friedrich 1892. S. 393–442; Anast. Bibl. ер. 15. P. 435–438), из числа возможных источников, понятно, приходится исключить. Отсутствие в Древней Руси какой – либо памяти о связи находившихся в Киеве мощей свт. Климента с прп. Константином – Кириллом весьма примечательно и требует к себе внимания, нуждаясь в объяснении. Нащупать его, как кажется, позволяет один текст западноевропейского происхождения – не то чтобы совсем неизвестный, но явно избегаемый комментаторами по причине его слишком нетрадиционного содержания и до сих пор удовлетворительно не изданный. В результате редкие упоминания о нем в историографии грешат недоразумениями (например: Бегунов 2005. С. 12). Записка шалонского епископа Роже о мощах свт. Климента в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Заметим, что литию, совершаемую ночью епархом города, видел посетивший Константинополь в последние годы XII или в первые XIII века архиепископ Новгородский Антоний. В своем «Путешествии в Царьград» он оставил заметку: «А оттоле святый Стефан Новый в монастыри лежит; и на память его главу приносят к погребу, идеже седел ввержен; главу же его носит епарх чрез всю нощь со множеством людей со свещами, зовуще: „Киролесу " " 294 . В данном случае носимой святыней являлся не крест, а голова преп. Стефана Нового. Преп. Стефан был уроженцем Константинополя, подвизался в пещере преп. Авксентия в Вифинии, мученически скончался в Константинополе за иконопочитание в царствование Константина Копронима 295 . Почитание его как мученика могло быть установлено вскоре после Собора 843 года, известного в истории как событие Торжества Православия. В эти годы в сознании православного населения Константинополя особенно оживилось почитание мужественных защитников иконопочитания – мучеников и исповедников. В 845 году в Константинополь были принесены мощи преп. Феодора Студита и брата его, епископа Солунского Иосифа, скончавшихся в изгнании 296 . В 846 году были принесены мощи Никифора, патриарха Константинопольского, скончавшегося в заточении 2 июня 829 года 297 . В Константинополе же был погребен патриарх Герман. После издания эдикта, запрещавшего иконопочитание (726 год), и кровавой расправы с иконопочитателями (727год) патриарх пытался удержать Льва Исавра от иконоборчества и, не достигнув желаемого, 22 января 730 года сложил с себя патриаршество вместе с омофором, за что был изгнан из патриаршего дома посланными императором солдатами 298 . В Константинополе в монастыре св. Дия лежала голова и мощи мученика Димитрия, осмелившегося низвергнуть с лестницы воина, который по приказу Льва Исавра пытался снять образ Спасителя, висевший над вратами храма в Халкопратии 299 , О нем архиепископ Антоний пишет: «А толе святый Димитрий лежит в теле белец» 300 , т. е. мирянин. Также в Константинополе в женском монастыре лежали мощи мученицы девицы Феодосии, вместе с другими женщинами и вышеназванным Димитрием препятствовавшей воину снять образ Спасителя и принявшей мученическую кончину. Об этой мученице архиепископ Алтоний пишет: «Святая Феодосия в женьском монастыри в теле лежит во сребряне гробе, и на перенос выносят ю, и на человеки поставляют, и больным исцеления от нея бывают». 301

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010