И святые епископы в пещерах положены 20. Святый Лаврентий епископ Туровский Затворник Печерский, епископ Туровский, преемник св. епископа Кирилла; жил в XII веке. О нем упоминается во втором послании чернеца Поликарпа к архимандриту Печерскому Акиндину (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 86). Память 29 января. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». 21. Святый Симон епископ Суждальский По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу – пятым. В обоих этих летописцах он следует после Ефрема епископа в 1092 г. Мощи почивают в Антониевой пещере. В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления, в который и ныне церковь прославляет Симона епископа Владимирского, почивающего в Киевских пещерах. (История Владимирского Каф. Усп. собора, соч. прот. А. И.Виноградова , стр. 39–41). У Барсукова пропущен. 22. Святый Дионисий епископ Суждальский а прежде бывый Нижняго Новаграда Печерскаго монастыря архимандрит, преставися в лето 6893 месяца иуния в 26 день Святый Дионисий, в мире Давид, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода «идеже трудолюбно подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» (Степ. книга, 1, 528). В этом монастыре сохраняется икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесенная Дионисием из Киева. Это дает повод преосвященному Филарету предположить, что Дионисий пострижен был а иночество в Киеве и отсюда «принес на берега Волги любовь свою к пещерной жизни» (Р. Свят., окт., стр. 232). В 1374 году от св. митрополита Алексия хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царьграде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и ум. 15 октября 1385 года, и погребен в пещерах. 23. Святый Меркурий епископ Смоленский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В местах лишения свободы необходимо духовное просвещение Москва, 3 февраля 2004 г. Заседание секции «Духовное просвещение в армии и правоохранительных учреждениях» прошло 29 января в Военной академии Генерального штаба ВС РФ в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений. На встрече была представлена информация о духовно-просветительной работе Русской Православной Церкви в Вооруженных силах, а также были рассмотрены проблемы духовного окормления сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, находящихся в местах лишения свободы, сообщает «Благовест-инфо». Заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ Болтков сообщил, что в настоящее время в местах лишения свободы работает 250 тысяч офицеров, содержится 850 тысяч осужденных. Офицеры работают по 10-12 часов в сутки, а это означает, что за 20 лет службы такой сотрудник находится 8 лет в тюрьме, в добровольном заключении. Половина заключенных - больные, из них более 100 тысяч страдают психическими заболеваниями, 85 тысяч туберкулезных больных, большое количество ВИЧ-инфицированных. В таких условиях, когда есть угроза деградации служащих, значительную моральную и духовную поддержку личному составу колоний и тюрем оказывает Русская Православная Церковь, непосредственно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 22 сентября 2002 года предстоятель Русской Православной Церкви освятил православный храм в городе Дзержинске, построенный в память погибших сотрудников уголовно-исполнительной системы. Между Русской Православной Церкви и Минюстом заключено соглашение о взаимодействии в работе в этой сфере. На территории России, сообщил далее докладчик, в местах лишения свободы действует 329 православных храмов, 499 молитвенных комнат, строится еще 83 церкви и часовни. В православных общинах насчитывается 33 000 человек из числа осужденных. Храмы в колониях - это центры духовного возрождения, священники - это носители добра, считает Болтков. Администрация мест лишения свободы охотно содействует священнослужителям в проведении церковных мероприятий. Это Дни милосердия с участием священников, родителей и представителей СМИ, торжественные пасхальные службы, крестные ходы. В частности, был проведен комплекс мероприятий, посвященных столетию канонизации преподобного Серафима Саровского. На предприятиях ведомства налажено производство свечей, богослужебных предметов. Священнослужители проводят с осужденными беседы, совершают таинства исповеди и венчания; в колониях действует 265 воскресных школ. По радио транслируются проповеди, церковная музыка. В библиотеках мест лишения свободы имеется духовная литература. От гуманитарных организаций для осужденных поступает помощь - одежда, обувь, продукты питания, лекарства. Духовное воспитание обитателей колоний, сказал в заключение заместитель начальника ГУИН МЮ РФ, положительно сказывается на адаптации их после освобождения, способствует отказу от возобновления преступной деятельности.

http://pravoslavie.ru/8843.html

Разделы портала «Азбука веры» Блаженный (греч. μακριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный) — 1) святой , прославившийся подвигом юродства Христа ради; 2) наименование, прилагаемое к некоторым святым, не связанное с подвигом юродства (блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский и др.); 3) прилагательное, дополняющее титул глав некоторых Поместных Церквей  и митрополитов. 4) человек, ведущий праведную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши. Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви, в тех случаях, когда почитание им установилось до отпадения католицизма от Православия (1054 г.) и они включены в православные святцы ( Блаженный Августин , еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих католиков термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации. В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в., память 9 ⁄ 22 сентября), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей. В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых  (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2(15) августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля). Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица. Цитаты о блаженных «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства». Пс.31:2 «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!». Пс.33:9 «Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха». Сир.14:1 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Пс.118:1 «Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих». Сир.11:28 Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blazhennyj

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Святые и святыни казачества. Доктор культурологии, профессор Первого казачьего университета Н.Е. Шафажинская передача.1 25.10.2018 22:02 Участники: Н.Е. Шафажинская, доктор наук, профессор МГУТУ им. Разумовского Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством и особо же чтимые казаками. Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого.К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/10/25/22-0...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке — преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери — преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжeдмumpueм I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Этот синаксарь приведен нами весь в приложении 10 в исправленном виде. Из него видно, что он составлен по синаксарю Студийского устава. 1 сентября. По окончании устава на сей день сказано: «и сей убо есть устав Студийского монастыря; понеже в тот же день память творим святых мученик Ермогена, Евода и Калиста. Положены же быша тех мощи в монастыри Студ. Подобает и тех праздновати память». 16 сентября кроме св. мученицы Евфимии положена еще памить Еввиота студийского. 11 ноября положена служба пр. Феодору студийскому, совершавшаяся с особенною торжественностию, с препразднством с 8 ноября. 12 ноября попразднство пр. Феодора. 22 ноября попразднство Пресвятой Богородицы и память преподобного Фаддея студийского. 7 декабря память преп. отца нашего Амвросия и память в мори утопшая братия нашей в день преподобного отца в службу посланных и по бездне Божия суда утопшем (sic). В службе положены некоторые стихи заупокойные, после чего: «тако убо студийский монастырь празднует в 7 того месяца, а в нашем монастыри инако бывает», именно, было празднование св. Николаю (попразднство) и свят. Амвросию. Очевидно, патриарх Алексей при писании буквально держался синаксаря студийского. 26 января положена память пренесение преподобного отца нашего Феодора Студийского и Иосифа брата его, епископа селунского. 15 июля, кроме Кирика и Иулитты, подожена память св. Иосифа селунского епископа, брата преподобного отца нашего Феодора. 28 августа препразднство Предтечи, а 30 попразднство, потому что в Студийском монастыре главная церковь была во имя Иоанна Предтечи. Посдедняя в этом синаксаре по времени память есть 7 января пренесение десной руки святого Иоанна Предтечи, бывшее в 956 году. Синаксарь этого устава совершенно сходствует со студийскими минеями, бывшими в употреблении в России не позднее XII века, о чем полнее скажется в отделе о минеях. Впрочем синаксарь означенного студийского устава изложен не так, как излагаются синаксари в других уставах; в начале дня полагается обыкновенно память святого, а здесь в описании службы известного дня говорится о том иди другом святом часто в такой форме: 22 овт. чтется житие пр. о. н. Аверкия, 31 окт. чтется житие пр. о. н. Авраамия, 15 ноября чтется чудо и мучение исповедников, 27 авг. память пр. о. н. Пимена, чтутся в патерице словеса его, 31 авг. положение св. пояса Пресв. Богородицы – слово Германа: и св. пелен. О службах же сим святым ничего не говорится. Извлечение синаксаря из этого устава сделано Горским и Невоструевым в 1869 г. 163 и профессором Голубинским в 1881 г. 164 . Но в обоих извлечениях есть пропуски. То и другое извлечение синаксаря, равно как и наше в приложении (10), сделаны по уставу Московской Синодальной библиотеки XII века 330. Другой точно такой же список сего устава находится в Софийской библиотеке в петербургской духовной академии XII-XIII в. 1136), но не полный, синаксарь кончается 17 января; мы этим уставом не пользовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из евангелия XI в. в медицейской лаврент. библиотеке XXXIV у Бандини сделаны небольшие выписки на 21 день (Catalog. р. 163). Особенности синаксаря следующие: 9 мая сказано: в тот же день св. муч. Христофора и преп. Арсения (сей у нас 8 мая), последование одно ( κολουθα μα, 19 июня ап. Трофима вместо 15 апреля. Саксо-Готаский XI в Сей месяцеслов константинопольской церкви издан Маттеем в 1791 году из евангелия библиотеки князя Саксо-готфского, которое относится к XI веку. Содержит памяти святых на многие, но не на все дни года. В нем 11 янв. Феоктиста, патриарха (?), 22 февр. Порфирия, еп. газского, вместо 26. Синодальный при апостоле XI в В месяцеслове греч. апостола синод. библиотеки 341 памяти не на все дни года; многих дней нет. Особенностей мало. В нем из первых 4 янв. собор 70 апостолов, попразднство крещения12 января. Последняя по временв память пренесение Убруса в 944 году. Академический 2-й, XI – XII в. Находится в библиотеке моск. дух. академии при рукописном греческ. пергаменном апостоле XI – XII в. Очень замечательный памятник агиологии. Наибольшее сходство имеет с нанианским 2, но несравненно полнее его. Имеет памяти на все дни и на многие дни по нескольку памятей (есть по 3 или даже 4 памяти). Происхождения константинопольского. В нем одном находятся памяти: прозрение Савла 15 сент., преп. Николая Триккокита 25 сентября (Трикка, город в Фессалии). Последняя по времени память Убруса 16 августа. Об нем полнее в Церковном Уставе Мансветова, стр. 228 и 242 и след. Нанинанский 3-й, XI-XII в Сей месяцеслов находится в кодексе апостольских чтений XI-XII века, вероятно, принадлежавшем студийскому монастырю, ибо 20 июня показана память Студия патрикия, основавшего студийский монастырь, и других святых студийских в другие дни. У Мингарелли (р. 380 CLXX) сделаны выписки памятей только на 17 дней и есть замечательныяв нем особенности. Синодальный 400, XI-XII в Сей месяцеслов при греч. евангелии в синод. москов. библиотеке за 400. Имеет характер особой редакции, т. е. вполне не сходствует ни с одним известным греч. месяцесловом, а в одних памятях сходствует с нанианским 2, в других же с иерусалимским и калиполитанским, в иных с коаленевым 2, и (ниже) с 2; святые почти на все дни; последняя память – Убрус 16 авг. 944 г. С 14 февр. смешение в числах до конца месяца. В нем одном Саввы стратилата 22 апр. вместо 24, Феодосии муч. 28 мая согласно с минеею славянскою XI века, Исаакия преп. 29 мая, а не 30, священномуч. Дорофея 4 июня, а не 5. Нежинский 2-й, XI-XII в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

горы, в городе Авлоне (после 1371 г.), и скончался в Сербии в монастыре Раваница (извлечение из жития его, написанного учеником его Григорием, в Гласнике IX, 253; у Мартынова под 11 января, у преосвящ. Филарета в указателе под 24 ноября). Новые мученики, пострадавшие от турок: 48) Дамаскин, из селения Габрово в терновской епархии, пострадавший в 1771 г. (в Афонском Патерике, ч, 2, стр. 193, под 16 января; у преосвящ. Филарета и у Мартынова под тем же числом). 49) Иоанн, пострадавший в 1784 (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 215, под 5 марта; у пресвящ. Филарета под 4 марта, у Мартынова под 5 марта). 50) Игнатий, из селения Эски-Загра в епархии терновской, пострадавший от турок в 1814 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 306, память 20 октября и 1 мая; у преосвящ. Филарета под 8 октября). 51) Онуфрий, из помянутого выше селения Габрово, пострадавший в 1818 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 335, под 4 января, у преосвящ. Филарета под тем же числом). 52) Злата, из селения Златив в меглинской епархии; вероятно, болгарыня, как показывает самое имя; пострадала в 1795 г. (у преосвящ. Филарета под 18 октября). (В святцах Мстиславова Евангелия конца XI-haчaлa XII века под 8 января записана «память святого Григория епископа Мисии» (Извест. Акад. Наук IX, 122), неизвестно когда жившего, но вероятнее, что еще во времена доболгарские. Архиепископ Феофилакт в Тивериупольских мучениках (§ 37) причисляет к болгарским святым Германа ковиницкого, который был родом из малой Азии, пришел в Европу и Подвизался в построенном им монастыре Козиницком близь Амфиполя, в югозападной Фракии, в правление болгарского вел. князя Бориса-Михаила. Житие у Болландистове, 3 том, месяца мая, р. 161 и appendix; помнится, есть на русском языке Описание Козиницкого монастыря.) Список сербских святых Князья: 1) Иоанн-Владимир, князь. По синаксарю Сербляка, он был владетель Зеты, сын Петрислава, внук Хвалимира. Быв взят в плен болгарским царем Самуилом, он женился на дочери его Косаре; в 1015 г. он был вероломно убит племянником Самуила Владиславом. Память 22 мая (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март, и у нас выше). 2) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Древние жития: 1) Стефана Первовенчанного, 2) Св. Саввы, оба напечатаны в Памятниках Шафарика; 3) Дометианово, напечатано г. Даничичем; похвала общая с Св. Саввой в Волокол. рукоп. 620 после жития Саввы, и у Ундольского 231, л. 187. Память 13 февр. (в Сербляке служба и синаксарь; Филар. Март.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пафнутий – преподобный Боровский. Около 1395 † 1 мая 1477. Память 1 мая. – 133, 176. Пафнутий – Оптинский иеромонах, скитоначальник и братский духовник, впоследствии архимандрит, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. 1807 † 23 июня 1891. В мире Петр Мартынович Осмоловский. Из дворян. В число братства определен 29 января 1836 г., в монашество пострижен 27 мая 1839 г. Исполнял клиросное послушание. 9 сентября 1839 г. рукоположен в иеродиакона, а 30 января 1843 г. – в иеромонаха. Был уставщиком (1844 г.) и скитоначальником (с 30 ноября 1853 г.). Указом от 26 февраля 1854 г. определен духовником братии. 22 ноября 1862 г. посвящен в Калуге во игумена Малоярославецкого монастыря. 8 декабря 1862 г. приехал прощаться с обителью, в которой пробыл почти 27 лет, и 17 декабря окончательно отправился на место своего назначения. С о. Пафнутием из скита выбыли его келейники о. Георгий, его брат послушник Николай и послушник Иван Андреевич (родом из Московской губернии). 17 апреля 1886 г. о. игумен Пафнутий был посвящен в архимандрита. Перед кончиной во время продолжительной болезни был пострижен в схиму. – 114, 137, 140, 177, 261, 262, 296. Пахомий Великий – преподобный. Около 295 † около 347. Память 15 мая. – 81, 272. Передельская Дарья Михайловна (урожд. Иванова) – тетка старца Макария. – 9. Передельские – родственники старца Макария. – 10. Передельский Алексей Семенович – двоюродный брат старца Макария. – 9, 10, 13, 14. Передельский Семен Федорович – дядя старца Макария. – 9. Петр – св. первоверховный апостол. Память 29 июня. 16 января особо празднуется поклонение честным веригам апостола Петра. – 208. Петр Дамаскин – священномученик, преподобный, † около 775 или в XII в. Согласно Синаксарнику Никодима Святогорца , было два св.отца с таким именем. Преосв. Филарет (Гумилевский) считал, что этот святой жил позднее VIII в., был священноиноком и принял мученическую смерть от меча. Греческое предисловие к творениям св. Петра, изданным в Венеции в 1782 г., сообщает о другом преподобном, подвизавшемся при императоре Константине V Копрониме (VIII в.). Он вел отшельническую жизнь, не имея при себе никаких книг, даже Св.Писания, был трудолюбив, впоследствии поставлен епископом Дамаска. Его подвижничество сменилось мученичеством – за обличение манихеев и мусульман сын аравийского начальника Исима Валид урезал ему язык и отправил в заточение в Аравию, где ему чудесным образом был возвращен дар речи. Он смог священнодействовать и вскоре преставился. Священномученик Петр известен как учитель духовного ведения, ему принадлежит одна книга и 24 слова, вошедшие в греческое Добротолюбие. Славянский перевод его сочинений сделан преп. Паисием Величковским . Память 9 февраля. – 91, 215, 268, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века – глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 – 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр. Тита чудотворца 5 апр. вместо 2, св. Георгия в Малее 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010