Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Убийство императора Никифора Фоки. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. Почитание С большим почтением о Никифоре говорится в Типиконе прп. Афанасия Афонского: это «трижды блаженный царь», в аскезе «превзошедший монахов, живущих в горах», чья мученическая кончина неисповедимыми судьбами Божиими послана ему как венец его добродетелей. В одной из византийских малых хроник Никифор именуется святым. Существует греческая церковная служба в его честь, открытая епископом Порфирием (Успенским) в рукописи афонского Симонопетрского монастыря. Включенные в данную службу гимнографические каноны восхваляют Никифора за победы над агарянами и заботу о народе, прославляют его как монаха – «воина Христова», претерпевшего мученичество и просиявшего посмертными чудесами. Св. благоверный царь Никифор Фока. Фреска Никифор Фока († 969) почитается как святой благоверный царь (память 11 декабря). Его имя внесено в месяцесловы Элладской Православной Церкви и РПЦЗ (Русской Православной Церкви за границей); он местночтимый святой Великой Лавры на Афоне. Имеется служба. Значение религии в военном деле Авторству Никифора принадлежат трактаты по военному искусству «О маневрировании» и «Стратегика». Молитва армии перед сражением В трактате «Стратегика» есть особый раздел о том, как армия должна в молитвах испрашивать у Бога помощи перед сражением. В главе 6-й Никифор пишет: «Следует же командиру люда заранее постановить стратигам, начальникам и остальной армии, чтобы в лагере, в котором все войско разместилось, во время славословия и в  вечерних и в утренних гимнах священники армии совершали после исполнения гимнов усердные молитвы , а все войско восклицало “Господи, помилуй!” вплоть до сотни раз со вниманием и страхом Божиим и со слезами ; чтобы никто не отваживался в час молитвы заниматься каким-то трудом, но если делающий что-то будет обнаружен, как только его нашли, кавалеристом ли он будет или пешим, то если кавалеристом он окажется, пусть он спешится и встанет в той местности, где был обнаружен, к востоку и пусть воздаст свою молитву со страхом перед Богом, а если даже пешим он окажется, то же самое пусть делает.

http://radonezh.ru/2022/11/29/vladimir-n...

Реконструкция по рукописям IX–XII вв. и печатным изданиям репертория гимнографов IX в. — Феофана, Георгия, Иосифа — подтвердила, что они стремились не просто заполнить свободные даты Тропология, службы которого часто дублировали, но создать гимнографическое приложение к КС. При приблизительном подсчёте оказалось, что если авторами Тропология (Андреем, Германом, Иоанном, Космой, Стефаном) было написано на март 9, а на апрель 5 канонов, то гимнографами IX в. на каждый из этих месяцев соотв. 107 и 102. Из общего свода песнопений формировались книги для Константинополя, Палестины, Южной Италии, дополняемые локальными памятями и гимнографией к ним. Поэтому единого стандарта на раннем этапе не существовало, было невозможно отыскать два одинаковых списка. Специфика состава рукописей объяснялась “пожеланиями и требованиями заказчика” 31 , ориентацией на тот или иной Устав или традицию. Так, месяцеслов древнейшей Минеи Sina­it. Gr. 607 (IX–X вв.) отличало обилие (14!) служб в память святых эпохи иконоборчества: аморийских 42 мученика (6 марта 845 г.), преподобного Иакова исповедника (21 марта VIII в.), преподобного Евстафия Вифинского (28 марта 1-й пол. IXb.), преподобного Никифора Мидикийского (31 марта 814 г.), преподобного Никиты Мидикийского (3 апреля 824 г.) и др., что было обусловлено созданием книги вскоре после торжества Православия и задачей собрать службы святых, подвизавшихся и пострадавших в те годы. “Энциклопедический” месяцеслов отличал Минеи синайского комплекта X–XI вв. 32 . Если в большинстве Миней IX–XII вв. на каждый день приходилась одна память, то здесь — от двух до четырёх. Благодаря насыщенности месяцеслова и палеографическим особенностям удалось отождествить принадлежность к декабрьской Минее этого комплекта (Sina­it. Gr. 578. 11–31 декабря) знаменитого фрагмента, привезённого К. Ти­шен­­дор­фом в 1859 г. в Императорскую Публичную библиотеку (РНБ. Греч. 89. Минея. 1–10 декабря) из поездки на Восток 33 . Это открытие позволило уточнить его датировку, XI в., в отношении которой расходились исследователи 34 , и объяснить особенности состава.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

В 1907 г. во Владивостоке, где проживало около 10 тысяч корейцев, было устроено подворье Миссии, и 9 декабря 1907 г. в сооруженном на добровольные пожертвования двухэтажном здании церкви-школы при нем освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в память убиенных в 1904-1905 гг. русских воинов. С 1913 г. в здании этой церкви-школы вместо первоначально располагавшегося здесь городского училища начали действовать школа Духовной Миссии и Катехизаторское училище. [xi] Значительное внимание о. Павел уделял переводу богослужебных книг, это дало возможность совершать все богослужения и требы для корейцев на их родном языке. Были переведены молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткая история Ветхого и Нового Заветов, катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Многие переведенные книги были вскоре отпечатаны в типографии; часть же переводов так и осталась в рукописях. [xii] После шести лет успешной миссионерской деятельности, — в 1912 г. архимандрит Павел был отозван на родину для работы с российскими православными корейцами и 22 июня возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. [xiii] Но и в России он не оставил попечения о Корейской Миссии, продолжая во многом управлять ею из Владивостока, как ее блюститель, вплоть до своей кончины в 1919 г. Следующими дореволюционными начальниками Миссии были: в 1912-1914 гг. — архимандрит Иринарх (Шемановский), в 1914-1917 гг. — игумен Владимир (Скрижалин) и в 1917 г. три с половиной месяца — иеромонах Палладий (Селецкий). При о. Иринархе были крещены 110 корейцев и в 1914 г. устроен пятый молитвенный дом — в г. Марысими. Отец Владимир и его помощники крестили 181 корейца, а о. Палладий — двух. [xiv] Первым корейским православным священнослужителем стал Иоанн Канг Хантак, в 1911 г. он был рукоположен во диакона и в 1912 г. — во иерея епископом Токийским Сергием (Тихомировым). Токио. 11 августа 1913 г. епископ Павел (Ивановский) рукоположил во диакона Луку Ким Хиджуна. [xv]

http://bogoslov.ru/article/465367

Ноября 7/20 1956 г. Д. 18. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись и рукопись. 5. 20 декабря 1956 г. Дорогой Владыко Афанасий! До чего Вы утешили меня своим письмом. В дополнение к нему сообщаю, что у меня помянники разделены на след[ующие] отделы: личный (вся жизнь моя в соприкосновении с подвижниками), общий (прошения о всех в мире †), подвижнический и агиологический, архиерейский помянник. Я постепенно буду подбрасывать Вам эти помянники с просьбою направить два экз[емпляра] и один оставить себе на память. Особенно радуюсь за фото иконы всех св[ятых] новгородских. Почему-то не нашел многих новгородских святителей, п[атриарха] Иоакима 801 пререкаемого. Но разберусь в присланных двух стопах. Храни Вас Господь на многие лета. Горячо любящий Вас богомолец и о Христе собрат Мануил. 20.XII.56 Д. 19. Л. 68. Подлинник. Автограф. 6. 28 марта 1957 г. Дорогой Владыка АФАНАСИЙ! Письмо Ваше получил и извиняюсь, что задержал у себя магистерку прот[оиерея] Прилуцкого 802 . Высылаю ее. За пользование ею приношу Вам глубокую благодарность. От отца Павла получил 24 марта письмо, в котором он пишет: как утешительно, что все члены Комиссии не возражают против идеи чина архиерейского отпевания, но скорбное для меня, что все они имеют пожелания и предложения к исправлению текста моего чина, то есть иначе и короче говоря, после Пасхи приступят к серьезной операции над чином, думаю, главным образом, в области текстологии. Между тем я располагаю в данный момент партитурой 12 песнопений чина, переложенных на ноты одним близким мне духовным композитором. До отъезда в Москву я располагал партитурой десяти песнопений, из них самые сильные шесть занесены были на пленку магнитофона «Эльфа» (фирма Вильнюс). По приезде из Москвы дополнительно получил песнопения 11–12 (последние). При свидании со Святейшим 12 марта я передал ему партитуру на 10 первых песнопений и пластинку магнитофонную с записью 6 песнопений. Он принял это от меня с «любопытственною» благодарностью. Он просто не ожидал музыкального оформления Чина. Тут же я просил его передать эти ноты регенту Патриаршего хора Комарову, чтобы он пропел со своим хором и дал бы свой отзыв Святейшему. О дальнейшей судьбе этой партитуры я до сего дня не осведомлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» 12 Апр 2023 Москва, 11 апреля. Богословскую и учебную литературу из библиотеки Московской духовной академии Кузбасская православная семинария получила в рамках гуманитарной миссии, организованной руководителем культурно-православного просветительского проекта «Белый Ангел» Евгенией Стрига (г.Москва) при содействии Межрегиональной общественной организации «Женская Лига журналистов и блогеров». Благодаря этой миссии будут пополнены библиофонды семинарий, православных училищ и воскресных школ в нескольких регионах России. Кузбасс стал первым из них, сообщили в Женской лиге журналистов и блогеров. Подготовка к гуманитарной миссии началась в 2021 году. С декабря 2022 года приступили к систематизации и каталогизации нескольких тысяч книг, были достигнуты договоренности с библиотеками на местах. Благословение на выполнение миссии в Кемеровской области дала Кузбасская митрополия, благодаря ей книги доставили из Сергиева Посада в Новокузнецк. В числе книг, пополнивших библиофонд Кузбасской православной духовной семинарии, — «Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон», «Сочинения и письма Святогорца» в двух томах, «Переписка библиотекаря Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне отца Матфея с учеными востоковедами России  и других стран», «Афонский патерик»,  «Преподобный Силуан Афонский . Писания» и другие. «Среди книг, которые нам передали, есть, например, теологическая литература. Мы готовим теологов и священников. Как раз эта литература необходима для учебного процесса. Ценные книги — по византологии. Они нужны для нового курса византологии, который будет в семинарии», — объяснил заведующий библиотекой Кузбасской православной духовной семинарии Александр Жарких. Также Александр Жарких познакомил руководителя проекта «Белый Ангел» с экспозицией музея семинарии, в которой можно увидеть собрание старинных книг из фондов библиотеки учебного заведения. В свою очередь, Евгения Стрига отметила, что большим событием для региона могла бы стать возможность экспонирования в Кузбассе факсимиле древнейшего кириллического памятника сербской письменности Мирославова Евангелия, созданного около 1180 года. Выдающийся памятник XII века, написанный на кириллице, включен в список ЮНЕСКО «Память мира» среди 120 самых важных мировых документов. Благодаря проекту «Белый Ангел» шедевр XII века  факсимиле Мирославова Евангелия наивысшего качества уже увидели в Москве и Санкт-Петербурге, сообщили участники проекта.

http://azbyka.ru/news/moskovskaja-duhovn...

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Во имя святого князя», посвященная 800-летию со дня рождения благоверного Александра Невского 5 декабря 2020 г. 11:36 4 декабря 2020 года в выставочном комплексе «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге начала работу фотовыставка «Во имя святого князя», посвященная святому Александру Невскому. В церемонии открытия приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , председатель Законодательного собрания Северной столицы Вячеслав Макаров. Выставка открывает ряд юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого князя, которое будет отмечаться в 2021 году. «Через два дня мы будем отмечать память благоверного великого князя Александра Невского, кончина которого последовала в 1263 году, — отметил владыка Варсонофий в приветственном слове. — Через 300 лет, в 1547 году, он был причислен к лику святых. Началось строительство храмов, монастырей в его честь. Наша Лавра посвящена его святому имени. Завершается строительство кафедрального собора его имени в Волгограде. И во многих городах России и зарубежья есть посвященные ему святыни. Александр Невский — незаурядная личность, связующая поколения, он почитался и почитается, к нему обращаются многие, в том числе, художники. Сергей Эйзенштейн снял о нем фильм, Сергей Прокофьев сочинил посвященную ему музыку, Константин Симонов написал поэму. Во время войны была создана боевая эскадрилья имени Александра Невского. Как в царское, так и в советское время учреждались ордена его имени». «В XII веке, когда он жил, России угрожали Запад и Восток. Папа Римский предложил русскому полководцу военную помощь, но взамен нужно было отказаться от православной веры. Святой не пошел на измену своей вере, потому что она составляла основу его жизни. Он, наоборот, стремился веру укреплять. На Русь было наложено продовольственное эмбарго, запрещено было поставлять ей оружие. Что изменилось с тех пор? Ничего. Нам постоянно чинят препятствия, чем-то мешает Запад. Почему к нам так относятся? Потому что мы другие, у нас другая вера, которую Александр Невский защищал. Россия ему благодарна, он причислен к лику наших небесных защитников. Мы молитвенно начинаем юбилейные торжества с богослужения дня его памяти 6 декабря. Пусть он благословит нас на этот год, чтобы меньше было тягостей в Отечестве», — сказал архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/5729621.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоаким Богоотец, прав. Описания иконы Иоаким Богоотец, прав. - житие Святые праведные Иоаким и Анна (память 25 июля, 9 сентября и 9 декабря по старому стилю) Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери — из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Иоаким Богоотец, прав. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6528.jpg:   Размер: 512x1164, 0.6 MPix, 161 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (230) , (15) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6529.jpg:   Размер: 854x1200, 1.02 MPix, 237 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (232) , (7) . Описание: [Москва. 2002.] Богородица с деисусом и ветхозаветными святыми на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. Файл 6530.jpg:   Размер: 1009x1011, 1.02 MPix, 157 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (171) , (4) . Описание: пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)] Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент нижнего поля иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми». Файл 13692.jpg:   Размер: 283x400, 0.11 MPix, 1155 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (164) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1921

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010