XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[x] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 300. [xi] Там же. С. 317. [xii] Там же. 301. [xiii] Которые, возможно, тоже лишь одержимые, как и Иван в описанной выше сцене. Но эта одержимость предопределена " покорным ученичеством " . [xiv] То, что передавалось в западноевропейском искусстве жанром vanitas (vanitates). [xv] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 300. [xvi] Кстати, " один, холодный, мирный " поцелуй - это совершенно очевидно поцелуй, даваемый покойнику, сопровождаемый пожеланием: " Покойся с миром " . Этот " мирный " поцелуй тоже отразится в " Братьях Карамазовых " - ранее, когда Алеша, прощаясь с отцом, поцелует его в плечо: " Ты чего это? - удивился немного старик. - Еще увидимся ведь. Аль думаешь, что не увидимся? - Совсем нет, я только так, нечаянно. - Да ничего и я, и я только так... - глядел на него старик " (14, 160). Поцелуй в плечо - " целование мира " , даваемое друг другу сослужающими священниками в алтаре перед их причащением. Мирянин Федор Павлович, не слишком, мягко говоря, прилежный прихожанин, для которого необходимость примириться с окружающими и причаститься ассоциируется с действиями перед исходом души из тела, воспринимает " целование мира " как последнее прощание. Таковым оно и оказывается: Алеша больше не увидит отца в живых. [xvii] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 318. [xviii] Там же. С. 291. [xix] Причем, рассказывая об этом Христу, он намеренно употребляет выражение " станут прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке " - парафраз Христова плача об Иерусалиме: " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не восхотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне! " (Мф. 23, 37-39). В старославянском здесь " собирает кокошъ птенцы своя под криле " - то есть именно " наседка " . Этот парафраз инквизитора звучит как вызов счастливого соперника: я сделаю то, что не получилось у Тебя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   Бросив иудейство, святой апостол Павел не вдруг, однако ж, стал указывать на несостоятельность его в сравнении с христианством, хотя красноречивее всего и говорил уже об этом своим собственным обращением. Вместо того он оказывал иудеям заметное снисхождение, особенно в первое время своей апостольской деятельности. Те гнали его из города в город, а он, невзирая ни на какие преследования, снова шел к ним со своею проповедью. Те считали его нарушителем закона (Деян. XVIII:13; XXI, 21), а он часто не выказывал и одного слова против веры своих отцов, по собственному усмотрению обрезал спутника своего Тимофея и даже над самим собою допустил обряд очищения, по обычаю иудейскому. В Иерусалиме, перед лицом проконсула Феликса, в присутствии множества иудеев он признавался, что его учение во всем согласно с законом и пророками, что перед синедрионом он не виноват ни в чем, как разве только в том, что произнес слово о воскресении мертвых, за которое теперь и судится (Деян. XXIV:12—21), К большому удивлению, по-видимому, он разделял партикуляристические мнения иудеев о преимуществе их перед всеми другими народами. Это выразил он, например, в своей проповеди к иудеям в Антиохии Писидийской, когда прямо сказал им вам слово спасения сего послася (Деян. XIII:26). В послании своем к Римлянам он так восхваляет иудеев: быть иудеем — великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию (Римл. III:1—3)? Израильтянам принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь (Римл. IX:4—5). Еще больше апостол превозносит иудеев в следующих выражениях: если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина (язычники), привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (Римл. XI:16—18). Словом, в таком отзыве апостола Павла об иудеях слышатся слова пророка Иеремии: Свят Израиль Господеви, начаток плодов его: вси поядающии его согрешат: злая приидет на них (Иерем. II:3), — слова чисто ветхозаветного теократического характера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

в) Наставление преп. Симеона столпника о пище. Преподобный Симиеон столпник однажды сказал: «хотя пища не оскверняет человека, однако она рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсть, претворяет духовного человека в плотского, пригвождая мысли его в плотским вожделениям». Потому – то он сам только однажды в неделю и вкушал пищу. («Ч.-Мин,» 24 мая). г) Библейские изречения о чревоугодии. Объядение запрещено: когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою», и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его: это – обманчивая пища ( Npum. XXIII, 1 – 8 ). – Как днем, буден вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. (Римл. XIII, 13). Наказание за объядение: мясо еще было в зубах их, и яе было еще съедено, как гнев Господен возгорелся за народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою (Числ. XI, 33). – Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости, и лежитесь на постелях ваших;, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, за то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных (Амос. 1, 7). Вред чревоугодия для тела и души: здоровый сон бывает при умеренности желудка, – страдание бессонницею, холера и резь в животе бывают у человека ненасытного ( Npeм. I . сына Cup. XXXI, 22 – 23 ). – От многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры, – от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни ( Cupax. XXXV, 33 – 31 ). Их конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном ( Фuл. III, 19 ). д) Святоотеческие свидетельства о чревоугодии: I. «Для чего, скажи мне, утучняешь тело пресыщением в пище?» спрашивает св. Иоанн Златоуст . «Ничто столько непротивно и не вредно телу, как пресыщение, ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление пищи. Чревоугодники так безумны, что не хотят даже столько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи, – ибо продавцы вин не наполняют мехи более надлежащего, дабы не прорвать их: а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве; но до чрезмерности обременяют его пищею, наполняют вином до ушей, ноздрей и самого горда, и таким образом сугубо стесняют дух и ту силу, которая устраивает животную жизнь. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает – мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя». (Бес. на св. Мф. ч. изд. 1864 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В самом деле, иногда бывает, что тот, кто оставался с нами в одном искушении, побежденный отступает пред другими. Во-вторых повелевается: «Не возлагайте надежды на вождей,» — ибо «проклят человек, который имеет надежду на человека» (Иерем. XVII:5). Тщетна надежда, возлагаемая на человека, и истинна та, которая возлагается на Бога. Посему и говорит Апостол Павел: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратное» (Деян. ХХ, 30); также и сам Господь говорит чрез пророка: «Вожди народа Моего не познали Меня: они глупые сыны, и непонимающие; они умны на то, чтобы делать зло, а делать добро они не сумели» (Иерем. IV:22). Правда, говорит он, они назывались вождями Моими и вождями народа Моего, но так как они не познали Меня, и делами своими лишили себя этого имени, то и являются они сынами глупыми и не понимающими; у них достает благоразумия только для того, чтобы подчинять себе простое стадо и попирать его ногами своими, а как делать добро и управлять народом, они не узнали этого. Не доверяйте вождям или: судьям], т. е. ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, ни [другому] какому либо чиноначалию человеческому. Не то я говорю, что вы не должны подчиняться этим степеням церковным: «Ибо кто будет злословить отцу или матери, тот должен быть предан смерти» (Левит. XX, 9), и Апостол учит, что должно повиноваться предстоятелям в церкви (1 Петр. II. (?) Евр. XIII, 17); но [я хочу сказать], что иное дело почитать вождей, а иное возлагать на них надежду. Будем почитать епископа, оказывать предпочтение пресвитеру и почтительно вставать пред диакон, но не будем возлагать на них надежды, потому что тщетна надежда на людей и тверда надежда только на Бога. — Третье повеление; «Храни себя от той, которая почивает с тобою,» не доверяйся ей. Посему и Апостол называет женщин сосудом некрепким, и повелевает, чтобы им от мужей оказывалась честь. Ибо «не создан муж для жены, но жена ради мужа» (1 Корнф. XI, 9) и «жена должна бояться мужа» (Ефес. V:33), говорит он. Обязанность жены бояться и любить мужа со страхом; обязанность мужа только любить, потому что любовь есть свойство совершенных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этой модели Христос предстает как судия, и грех рассматривается как нарушение закона. Согласно этой модели человеку необходимо отпущение грехов для того, чтобы он мог очиститься от чувства вины. Это подход основывается на словах Христа, обращенных к апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Вторая модель – это образ больницы, ее можно назвать врачебной или терапевтической. Христос предстает здесь как врач и целитель, а грех рассматривается как духовная болезнь. В этой модели, епитимия рассматривается как лекарство, которое приносит восстановление целостности. Этот подход можно связать с учением св. ап. Иакова, который говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5: 14-15). Если вторая модель соответствует древнему святоотеческому учению и духу древней византийской традиции, то первая модель была унаследована из схоластики. Как известно, средневековое латинское богословие базировалось почти исключительно на учении блж. Августина Иппонского до XIII века. Этот великий христианский писатель ввел в обиход представление о грехопадении, которое отличалось от представлений греческих отцов Церкви. По мнению Августина, после первородного греха, после грехопадения все человечество стало «осужденной массой человеческого рода», massadamnata , и потому всякий человек несет вину за первородный грех . Схоластицизм, появившийся в XI веке и ставший научным методом, унаследовал богословские взгляды Августина. Ансельм Кентерберийский (1033-1109), которого многие называют «отцом» схоластицизма, резработал так называемую юридическую теорию Искупления, известную также как теория «удовлетворения» . Согласно учению Ансельма, грех должен рассматриваться как нарушение закона. Следовательно, согрешившее человечество должно восприниматься как вор, которого нужно осудить и наказать.

http://bogoslov.ru/article/3531923

[Гл. XI:] Почиет на Нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух познания и благочестия и наполнит Его дух страха Божия. Не по виду Он будет судить и не по слуху обличать, но будет судить бедных по правде, и справедливо обличать кротких на земле и розга уст Его поразит землю и духом уст Своих Он убьет нечестивого. И правда будет препоясанием чресл Его, и верность – на бедрах Его [ст. 2–5]. [Гл. XII:] Вот Бог – Спаситель мой буду делать с уверенностью и не буду бояться; ибо Господь Бог – сила моя и хвала моя, и был мне спасением. В радости будете черпать воды из источников Спасителя и скажете в день тот: «Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, делайте известными среди народов предначинания Его, помните, сколь высоко имя Его. Пойте Господу, ибо Он сотворил великое, возвещайте это по всей земле. Радуйся и веселись жилище Сиона, ибо велик среди тебя Святый Израилев [ст. 2–6], [Гл. XIII:] Я заставлю успокоиться гордость буйных и смирю притязательность сильных [ст. 11]. [Гл. XVII:] Господь Бог Израилев говорит так: в день тот склонится человек пред Создателем своим, и очи его будут взирать на Святого Израилева, и не преклонится он пред жертвенниками, которые сделали руки его, и устроили персты его, и не станет обращаться к рощам и идольским храмам [ст. 6–8]. [Гл. XXII] В тот день Господь призовет к плачу и рыданиям, к обнажению головы и к одеянию в рубище. Но вот радость и веселие: закалают тельцов и режут баранов, едят мясо и пьют вино. «Будем есть и пить, ибо ведь завтра мы умрем». И открылось это слово слуху Моему от Господа воинств: Отпустится ли это беззаконие вам, пока вы не умрете, говорит Господь воинств [ст. 12–14]. [Гл. XXVI:] Откройте ворота, и вступит народ праведный, хранящий истину. Древнее заблуждение ты будешь сохранять мир, – мир, ибо мы на тебя надеялись. Надейтесь на Господа на веки вечные, на Господа Бога крепкого непрестанно [ст. 2–4]. На пути судов Твоих, Господи, мы были у Тебя. Имя Твое и память о Тебе в желании нашей души. Душа моя желает Тебя ночью; но и духом Моим с утра я бодрствовать буду пред Тобою в глубинах сердца моего. Ибо Ты сохранил суды твои на земле, и живущие на земле научатся правде. Если мы умилосердимся над нечестивым, то он не научится правде. В земле святых он сделал беззаконное и не увидит славы Божией [ст. 8–10].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е) «По возбуждению дьявола, часто будет происходить преследование церкви, которое некогда утихнет и будет побеждено при помощи Божией»... «И вот выходы города: с северной стороны отмеряешь четыре тысячи пятьсот. И ворота города по людям колен Израилевых. С севера трое ворот... И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот... И с южной стороны измеряешь четыре тысячи пятьсот, и трое ворот.. И с западной стороны четыре тысячи пятьсот и трое ворот на них... Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня: Господь там же. Необходимо, чтобы такой город имел в окружности восемнадцать тысяч тростей, под каковым числом и в восемнадцатом псалме написано о естественном законе и благодати евангельской, на которых была воздвигнута церковь , т. е. град Спасителя. Также и имя этого города не будет, как прежде, Иерусалим, что означает видение мира, но Adonai Sama, что на латинский язык переводится чрез Dominus ibidem (Господь там же), Который никогда не оставит его, как Он прежде оставил народ, сказав ученикам: восстаньте, идем отсюду ( Ин.14:31 ), и иудеям: оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:38 ), но будет иметь в нем вечное владение и Сам будет владением для него, согласно с обетованием Его тем же ученикам: се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф.28:20 )» (ч. XI, стр. 154, 358–361, Толк. на пр. Иезек.) ж) «Хотя Церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, т е. церкви, а Его обетование есть закон природы» (т. XIII, стр. 168. Толк. на пр. Амоса). з) «Я тебе говорю, что ты Петр, и на том камни, Я воздвигну церковь Мою и врата ада не преодолеют ее – не будут иметь перевеса в борьбе против неё. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, несомненно, учения еретиков» (т. XVI, стр. 159). и) «Тому, Который может сделать все более обильно, чем мы просим или разумеем по силе, которая действует в нас, истинная слава в церкви и во Христе Иисусе во все роды века веков... И так, самому Богу да будет слава прежде всего в церкви, которая чиста, так как не имеет ни порока, ни скверны, и которая потому может усвоить славу Божию, что она есть тело Христово, а потом во Христе Иисусе, потому что в теле воспринятого человека, которому принадлежат все члены верующих, обитает телесно вся полнота Божества. А слава эта касается не только настоящих времен, и оканчивается в будущих веках; но она остается, возрастает, умножается на все роды и на веки веков, нескончаемо вечно» (т. XVII, стр. 292–294).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

И несколько после [гл. XI]: Чтобы вы сами ели и насыщались. Берегитесь, чтобы случайно сердце ваше не обманулось, и вы не отступили от Господа Бога и не стали служить богам чужим и поклоняться им; и Господь в гневе не заключил бы неба [ст. 15, 16]. И еще нисколько спустя [гл. XII]: Уничтожьте все места, где совершали богам своим поклонение те народы, которыми вы будете обладать, – на горах возвышенных и холмах и под всяким ветвистым деревом. Разбросайте жертвенники их и сокрушайте столбы (statuas); рощи сожгите огнем и уничтожьте идолов и истребите имена от места того [ст. 2, 3] И после некоторой вставки, когда говорится о чужеземцах: Остерегайся, чтобы не подражать им, после того, как они будут покорены по входе твоем, и не искать их обрядов, говоря: «Как почитали эти народы богов своих, так и я буду почитать. Не делай подобного Господу Богу твоему. Ибо все мерзости, от которых отвращается Господь, они делали богам своим, принося им сынов и дочерей и сжигая их на огне. Делай Господу только то, что я заповедаю тебе; не прибавляй ничего и не уменьшай [ст. 30–32]. [Глава XIII]: Если среди тебя появится пророк, или утверждающий, что он видел сны и представит в подтверждение слов своих знамение и доказательство; и если исполнятся слова его, и он скажет тебе: «Пойдем и будем следовать богам чужим, которых ты не знаешь и будем работать им; то ты не слушай слов пророка того или сновидца, ибо [это значит], что искушает вас Господь Бог ваш, чтобы стало явным, любите ли вы Его всем сердцем вашим и всею душой вашею, или нет. Господу Богу вашему следуйте и Его [одного] бойтесь. Повеления Его соблюдайте и слушайте голоса Его. Ему служите и к Нему прилепляйтесь. А пророк тот или измышляющий сны да будет подвергнут смерти, потому что он говорил с целью отвратить вас от Господа Бога вашего, – Который вывел вас из земли Египетской и искупил из дома рабства, – [говорил с целью] побудить тебя отступить от пути, который заповедал тебе Господь Бог твой, и потому удали зло из среды своей. Если захочет убедить тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь, или жена на лоне твоем, или друг, которого ты любишь, – говоря тайно: «Пойдем и последуем богам чужим, которых не знаешь ты и отцы твои, [богам] всех окрестных народов, которые находятся вблизи, или вдали, от начала до крайних пределов земли»; то не соглашайся с ним и не слушайся его, и да не щадит такого око твое, чтобы жалеть его, и не скрывай его; но умертви его немедленно: рука твоя да будет на нем прежде [других]; а после тебя да обратит [на такового] руку весь народ; он будет побит камнями, потому что хотел отвлечь тебя от Господа Бога твоего [ст. 1–10].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010