Период готики проходит от середины XII до XV вв. XV столетие (в Италии -”кватроченто”, т.е. “четырёхсотые” годы) время раннего Ренессанса предваряемое проторенессансными эпохами (ду- и треченто), первая треть XVI называют Высоким Возрождением, а его оставшуюся часть – поздним. Своеобразный характер имеет Северное Возрождение, особенно в Германии и Голландии. Новое Время, начинающееся периодом Возрождения, продолжается периодом XVII-XX вв. с эпохами частично сосуществовавших барокко как стиля контрреформации (XVII-XVIII столетия) и классицизма (XVII-XIX вв.) с доминированием первого в католических странах и, к примеру, нетипичностью его для Англии. Середина XIX – начало XX вв. – это время эклектики и поисков национальных стилей, завершённое на рубеже веков эпохой модерна. Двадцатое столетие характеризуется разнообразием стилей, но, к сожалению, тенденции собственно храмовой архитектуры и традиции собственно христианского изобразительного искусства в западной культуре не получили в это время интенсивного развития. При этом отдельные выдающиеся произведения церковного характера вызывают определённый интерес. Русское искусство заслуживает отдельного рассмотрения. Не говоря о языческой предыстории и эпохи медленной христианизации, началом целостного процесса храмостроительства, становления живописной традиции и искусства малых форм можно считать официальное Крещение Руси, то есть конец X века. Домонгольский период включает в себя эпоху христианской Киевской Руси – до начала XII века, затем эпоху удельных княжеств в XII столетии с региональными архитектурными школами и рубеж XII-XIII вв. как время сложения общерусского по характеру храмового зодчества. Монументальная живопись известна с XI века, но первые иконы, написанные на Руси, скорее всего, связаны с XII столетием. Новгородская земля, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия, и её школы архитектуры и живописи (как Новгорода, так и Пскова) характеризуются расцветом в XIV-XV и отчасти ещё в XVI веке. Первый подъём Московского государства начинается в XIV веке, продолжаясь до середины XV.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

В сборе и публикации агиографических текстов более позднего времени (XII – XIX вв.) немало сделано Я. Манандяном и Р. Ачаряном, опубликовавшими в 1903 г. сборник «Новые армянские мученики», идея издания которого также принадлежала Г. Тер-Мкртчяну 5 . С конца XIX века началась сугубо исследовательская работа, которая носила в основном филологический и источниковедческий характер. Исследования А. Гутшмида, Поля Лагарда, О. Гатырджана, Б. Саргисяна, А. Ташьяна, посвященные ранним памятникам христианской литературы, постепенно вносили ясность во многие запутанные вопросы наиболее раннего периода армянской литературы, такие как проблема Павстоса Бузанда, Агатангехоса, первых армянских исторических произведений. Благодаря исследованиям Г. Тер-Мкртчяна, Л. Ташьяна, Н. Адонца, Н. Бузандаци, Г. Зарбаналяна, Е. Тер-Минасяна, Н. Акиняна, Я. Манандяна и др. стала вырисовываться картина той огромной переводческой работы, которая была проделана подвижниками армянской культуры в V-VI вв. Отдельным этапом в изучении памятников армянской агиографии следует считать публикацию текстов и исследований, посвященных мартириям и житиям V – X вв. Работы Н. Я. Марра, М. Абуладзе и других высветили тесные армяно-грузинские литературные связи, установили характер этих связей 6 . Житийные памятники XI–XV вв. были изданы различными исследователями в разное время. Большая заслуга в этом деле принадлежит Г. Овсепяну, издавшему целый ряд житий указанного времени, таких как жития Степаноса Сюнеци, Мхитара Саснеци, Товмы Мецопеци и др. 7 Ступенью на пути специального изучения этих памятников явились их переводы на русский язык. Первые переводы были предприняты в середине XIX века. Зачинателем является крупный арменист Н. Эмин, которым проделана довольно ощутимая работа по переводу древних апокрифов и мученичеств на русский язык. Переводы и статьи Н. Эмина, опубликованные в разных научных журналах в 1859–1882 гг. посмертно были изданы Г. Халатянцем отдельным сборником в 1897 г. 8 В 1962 г., после более чем столетнего перерыва со времени первых переводов на русский язык агиографических произведений, в связи с 1600-летним юбилеем Месропа Маштоца, создателя армянской письменности, вышло в свет произведение Корюна «Житие Маштоца» 9 . Заметим, что «Житие Маштоца» с середины XIX века несколько раз издавалось в немецком и французском переводах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В XI в. Индонезия была хорошо известна в буддийском мире, в ее мон-ри съезжались студенты из др. стран, напр., Атиша изучал там книги сарвастивады (школа хинаяны). Но появившиеся здесь в кон. XIV в. мусульмане постепенно вытеснили буддистов и индуистов. В наст. время буддисты в стране составляют ок. 2% населения (ок. 4 млн чел.). Территория совр. Лаоса на протяжении своей истории входила в состав др. буддийских гос-в Юго-Вост. Азии. В XVI-XVII вв., когда лаосское гос-во Лансанг стало независимым гос-вом и король запретил поклонение духам пхи, лаосский Б. включал в себя элементы тхеравады и махаяны, вишнуизма и шиваизма; культ пхи также постепенно вошел в местную разновидность Б. В колониальный период XVIII-XX вв. усилилось влияние тхеравады. В 1928 г. при участии франц. властей Б. был объявлен гос. религией в стране, что соответствует и совр. положению. Ок. 80% лаосцев (ок. 3200 тыс. чел.) - буддисты. В стране - 2,5 тыс. мон-рей и храмов и более 10 тыс. монахов. Здесь издавна действовали 2 подшколы тхеравады, к-рые с кон. 70-х гг. объединились в единый Союз лаосских буддистов. В Мьянму (Бирму) первые буддийские миссионеры прибыли в I в. до Р. Х. и создали общины тхеравады в гос-вах Татон и Пегу. В III-V вв. по Р. Х. мон-ри сарвастивады и махаяны строятся в долине Иравади, где в то время существовало гос-во пью Шрикшетра (III-IX вв.); в V в. в результате слияния Б. с местным культом натов образовался бирм. Б., к-рый сформировался к IX в., соединив в себе черты местных верований индуизма, махаянских культов бодхисаттв Авалокитешвары и Майтреи , буддийского тантризма, а также монастырской тхеравады. Последняя получила поддержку во времена Паганской империи (X-XIV вв.): царь Анирудда (1044-1077) объявил Б. тхеравады офиц. религией; были построены огромные монастырские комплексы, и эта школа Б. стала определять духовную жизнь страны. В период бирм. междоусобных войн и раздробленности Б. ослаб экономически, но сохранил духовное лидерство, что облегчило его возрождение в XVIII-XIX вв., при династии Конбаун (1752-1885), когда мон-ри стали частью адм.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Итоги взаимосвязей научных, философских и религиозных учений в интеллектуальной истории человечества. В истории европейской культуры можно увидеть волнообразное сближение и расхождение науки, философии и религии: Первое сближение: древнегреческие мифы и теогонии до VIII—VII вв. до Р.Х. Первое расхождение : философия и наука Древней Греции и Древнего Рима в период от VII—VI вв. до Р.Х. по III—IV вв. Второе сближение : религиозная христианская и арабо-мусульманская наука и философия от II—III и VII—VIII вв. до XIV—XV вв. Второе расхождение : ренессансная наука и философия от XV—XVI до XIX—XX вв. (Ф.Ницше: «Бог умер»). Третье сближение : постнеклассическая человекоразмерная наука и философия второй половины XX — начала XXI в. В данном контексте речь идет о сближении и расхождении науки, философии и религии, рассматриваемых как учения о мироустройстве. Что же касается религиозности, духовности, нравственности и других социологических и культурологических измерений соответствующих исторических периодов, то они находятся вне основного предмета нашего анализа. В заключение нужно назвать факторы сближения науки, философии и религии в наше время. Факторы эти связаны с актуальностью следующих интердисциплинарных проблем: происхождение Вселенной, долговременное последовательное возникновение из простого сложного, конечная судьба человечества, проблемы биомедицинской и экологической этики, все более раскрывающаяся человекоразмерность научного знания. Востребованность астрологов, экстрасенсов, колдунов, псевдопророков с их сектами — проявления своеобразного декаданса в интеллектуально-духовной атмосфере нынешнего общества. С точки зрения христианства названные формы декаданса вызваны отсутствием религиозной основы в жизни современного общества всеохватывающих технологий – от промышленных до информационных, от биомедицинских до мистических и колдовских, а также всепоглощающего потребления. С точки зрения других мировых религий ситуация оценивается так же.   Заключение   Знания в теологии и философии системны и в этом смысле философия и теология научны. С другой стороны, знания в теологии и философии не показывают определенной последовательной восходящей преемственности и в этом смысле теология и философия ненаучны. Поэтому естествознание и математика есть образец научности. По третьему критерию научности знания – его фальсифицируемости, нельзя назвать научными многие разделы математики, которые никак не связаны с эмпирическим знанием. 

http://bogoslov.ru/article/4550447

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕРМЕЗ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Близ современного Термеза у Амударьи, находится городище древнего Термеза, существовавшего уже при греко-бактрийских царях (III - II вв. до н. э.). Расцвет его приходился на время Кушанского царства (I - IV вв. н. э.). В конце VII века Термез был захвачен арабами . В IX - XII веках Термез - крупный феодальный город, административный и торгово-ремесленный центр, речной порт. В 1220 году Термез был разграблен войсками Чингисхана и пришёл в упадок. Возродился во второй половине XIII века восточнее, на правом берегу Сурхандарьи. где и просуществовал до XVIII века. Среди многочисленных археологических и архитектурных памятников окрестностей Термеза особенно интересны буддийский культовый центр Кара-Тепе, где обнаружены многочисленные памятники буддийской художественной культуры (руины монастырей, каменные скульптуры, стенные росписи, все - II - III вв.), загородный дворец Кырк-кыз (IX или X вв.), Мазар Хаким-аль-Термези (XI - XII вв.), ансамбль мавзолеев термезских сеидов Султан-Саадат (XI - XVII вв.). История Термеза до XVIII века связана с памятниками Термеза Старого (в 5 км к западу). К середине XIX века у устья Сурхандарьи, у переправы через Амударью, возникло селение Паттагиссар, а в конце века неподалёку от него - русский пограничный пост. Из них вырос городок, получивший в 1928 древнее название «Термез». В 1893 году бухарский эмир Абдулла Ахад-хан передал Российской империи кишлак Патта-Кессар (Паттакесар, Паттагиссар), близ которого в 1897 – 1899 годах возведено российское военное укрепление. Военное урочище Термез (позднее селение Термез), ставшее основой современного города. 6 июня 1894 года император Николай II подписал закон «Об обустройстве пограничного надзора в Средней Азии». А 9 декабря 1896 года он утвердил мнение Госсовета о преобразовании в течение трех лет, начиная с 1897 года, пограничного надзора в Средней Азии в две бригады. В этом же году была сформирована 31-я Амударьинская пограничная бригада со штатом 915 человек, которая вошла в состав 7-го Отдельного корпуса пограничной стражи. Амударьинская бригада состояла из четырех отделов, в которых насчитывался 51 пост, в том числе 15-обер-офицерских. Бригада взяла под охрану весь участок бухарско-афганской границы. Главной задачей пограничников стала борьба с контрабандой. Из Афганистана переправлялись не только контрабандисты, но и разбойничьи шайки, которые грабили местное население, увозили заложников, уводили скот, убивали владельцев при сопротивлении.

http://drevo-info.ru/articles/13681662.h...

Лит.: Памятная книжка Киевской епархии/Сост.: А. Воронов, свящ. В. Антонов. К., 1882. С. 24; Белгородский А. В. Киевский митр. Ерофей Малицкий. К., 1901; Чеховской В. М. Киевский митр. Гавриил Банулеско-Бодони. К., 1905; Памятная книжка Киевской губ. на 1909 г. К., 1909; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1908-1909 гг. СПб., 1911; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв.: Их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2; Венок на могилу высокопреосв. митр. Флавиана (4 нояб. 1915 г.). К., 1915; Mopдbihцeb В. М. Pociйcьke самодержавство i Украïнська Правосл. Церква в kih. XVII-XVIII ст. К., 1997; Перерва В. С. Державний вплив на церковне бorocлyжihhя в Kuïbcьkiй kih. 18-19 ст.//Bichuk Киïвського нац. ун-ту iм. Т. Шевченка. Сер.: Icmopiя. 2000. Вип. 47. С. 70-74; он же. Npomuдiя Киïвських мumponoлumib використанню греко-католицьких богослужбових книг у Kuïbcьkiй XIX ст.//Дрогобицький краезнавчий зб. 2000. Вип. 4. С. 150-160; он же. Православне Надросся у XIX ст. Бiлa Церква, 2004; Хитровська Ю. В. Гpoмaдяhcьko-noлimuчha noзuцiя духовенства Правобережноï Украïни hanpukihцi XVIII - сер. XIX ст.: (В kohmekcmi церк. noлimuku самодержавства): Канд. дис. К., 2001; Хоменко К. В. Самуïл Миславський: (Бiorp. дobiдka)//Лаврський альманах. К., 2003. Вип. 9. С. 120-129; Коптюх Ю. В. Реформи устрою Pociйcьkoï Правосл. Церкви на Npaboбepeжhiй Ykpaïhi (kih. XVIII - перша пол. XIX ст.): АКД. К., 2005; Шугальова I. М. Змihu в aдмihicmpamubhoмy устроï Правосл. Церкви в Ykpaïhi в дpyriй пол. XIX ст.: Канд. дис. Зanopiжжя, 2005; Потапова О. Б. Православне духовенство в cycniльhoмy жummi Украïни у 1917-1920 рр.: Канд. дис. К., 2010; Баранова Н. В. Ocbimhя, блaroдiйha та мiciohepcьka дiяльhicmь митр. Киïвського i Галицького Платона Городецького (1882-1891 рр.): Канд. дис. К., 2011; Святненко А. В. Киïвська за чacib мumponoлumib Малицького й Гавриïла Бahyлecko-Бoдohi//Bichuk Державноï akaдeмiï kepibhux kaдpib культури i мистецтв. К., 2011. 4. С. 203-207; она же. Становлення oprahiзaцiйhoï структури Киïвськоï (kih. XVIII - сер. XIX ст.)//Там же. 2012. 1. С. 186-189.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Москвичам рассказали о жизни и судьбах детей православных священнослужителей XIX века Москва, 20 октября 2018 г.      18 октября в столице, в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , прошла лекция из цикла «Второе обретение. Русская духовная культура XIX века». Церковный историк, кандидат исторических наук Наталья Сухова рассказала о жизни и судьбах детей православных священнослужителей XIX века. Как отметила в своём выступлении церковный историк Наталья Сухова, духовенство являлось самым закрытым из всех российских сословий в XVIII-XIX веках. «Ни одно сословие в истории России не имело и не имеет столь неоднозначной оценки, как духовное, то есть, священно- и церковнослужители, и их семьи. С одной стороны, общеизвестны примеры жертвенного служения архиереев и приходских священников, монашествующих и миссионеров, - подчеркнула она. - Духовное сословие дало сонм великих святителей и преподобных, богословов, профессоров духовных и светских школ. «Поповичи» не только сменяли своих отцов на церковном служении, но, уходя «в мир» и избирая иные поприща, составляли цвет отечественной науки и культуры». С другой стороны, говорит историк, расхожим стал ироничный и мало привлекательный образ попа, невежественного и корыстного, больше радеющего не о своей пастве, а о личном благополучии. «Нередко «поповичей» обвиняли в нигилизме, атеизме, участии в революции. Общеизвестно, что Чернышевский и Добролюбов были сыновьями священников. Они очень рано стали убеждёнными атеистами, врагами самодержавного строя и преданными сторонниками революции», - добавила Наталья Сухова. По её мнению, «русские поповичи» XIX века – действительно сложное явление и оно требует серьёзного изучения. Следующая лекция цикла состоится 7 ноября. Доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский расскажет об основных течениях русской духовной мысли XVIII-XIX вв. и о том, почему первая треть девятнадцатого столетия стала «золотым веком» русской культуры - благодаря или вопреки влиянию масонства и других западных мистических течений. В рамках цикла «Второе обретение. Русская духовная культура XIX века» лучшие специалисты по истории, литературоведению, культурологии и богословию поделятся знаниями обо всех сторонах жизни дореволюционной России – о русской святости и об особенностях крестьянского быта, о светской литературе и о рождении русской религиозной философии, о старообрядчестве, масонстве и многом другом. Цикл лекций рассчитан на два сезона и адресован всем, кто интересуется отечественной историей, историей русской культуры и историей Русской Церкви. Ознакомиться с программой можно на сайте Историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата»: http://www.lihov6.ru/lektoriy-russkaya-kultura 20 октября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/116685.html

В течение XVIII-XIX вв. древние святыни сосредоточивались в скитах, общественных и частных моленных, в собраниях старообрядцев: москвичей Ф.А. и A.A. Рахмановых, И.В. Стрелкова, К.Т. Солдатенкова, И.Н. Царского, А.И. Лобкова, С.И. Тихомирова, Г.Г. Молошникова, Г.Ф. Большакова, С.П. Рябушинского, Семена Кузьмина, Ерофея Афанасьева, петербуржцев М.Е. Синицына и Сильвестра Кузьмина, нижегородцев Г.М. Прянишникова и П.А. Овчинникова, серпуховчанки A.B. Мараевой, жителя Судиславля Н А. Папулина (как уже отмечалось выше, в организованной им моленной находилось крупнейшее собрание икон строгановской школы). С коллекционерами и знатоками древностей из старообрядческой среды водили дружбу крупнейшие ученые XIX – начала XX вв. – И.М. Снегирев , Ф.И. Бусласв, И.П. Сахаров, Н.П. Лихачев, Д.А. Ровинский, Н.П. Кондаков , В.М. Ундольский, Г.П. Георгиевский , В.Г. Дружинин , А.П. Щапов , ΙΙ.Π. Муратов. Некоторые коллекционеры-старообрядцы сами становились видными исследователями древностей (Е.Е. Егоров, Г.Ф. Большаков, П.А. Овчинников). «Старообрядческие коллекции явились ядром многих музеев древностей, создававшихся по всей России во второй половине XIX – начале XX вв.: так, основой церковно-археологического музея при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре стали конфискованные властью у старообрядцев старопечатные книги и иконы; при создании музея при Киевской духовной академии была куплена коллекция древних икон A.B. Сорокина; конфискованная у купца H.A. Папулина коллекция икон легла в основу музея при Петербургской духовной академии. До сих пор украшением крупнейших российских научных центров (Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки) являются иконы и рукописи из собраний известных старообрядцев-коллекционеров – Г.М. Прянишникова, П.А. Овчинникова, Е Е. Егорова, Г.Ф. Большакова, К.Т. Солдатенкова и др.» 66 . Особенно важную роль в деле знакомства русских ученых с культурой старообрядчества сыграло разорение в середине XIX в. крупнейших старообрядческих духовных центров, прежде всего Выговского и Лексинского общежительств. После «Мамаева разорения» этих поморских обителей памятники культуры, созданные здешними староверами (иконы, книги, рисованные лубки), во множестве разошлись по всей России и осели в библиотеках, музеях, частных коллекциях. Разгромленный физически, Выг взял духовный реванш: с середины XIX в. начинается самое настоящее увлечение древней русской культурой в слоях «образованного общества». Русский стиль в архитектуре, музыке, живописи, наконец, в быту постепенно входит в моду. Но это было не просто поверхностное увлечение. К проблемам русской культуры, русской истории, национальной идентичности обращаются отечественные философы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Д. начала разрабатываться с 50-х гг. XIX в. (Т. Кодреску, Б. П. Хашдеу, М. Когэлничану). В 60-90-х гг. XIX в. изучением актов занимались Г. Точилеску, А. Д. Ксенопол, Э. Тодореску, В. А. Урекия, К. Эрбичану, О. Попеску, Д. Ончул и др. С 90-х гг. XIX в. и в 1-й трети XX в. появлялись обзоры господарских грамот (Г. Гибэнеску и др.). Наиболее выдающимся дипломатистом 1-й четв. XX в. был Й. Богдан. В 1913-1914 гг. он издал грамоты господаря Стефана III Великого (1457-1504), сопровождая тексты подробными генеалогическими схемами. Его работу продолжил М. Костэкеску - крупнейший дипломатист 2-й четв. XX в. Др. специалисты 1-й пол. XX в.: Н. Йорга, Ш. Г. Берекет, П. Михайлович, П. Панайтеску, Д. Ионеску, Д. П. Богдан, С. Яко. В 50-х гг. было предпринято многотомное издание господарских грамот XIV-XVII вв., с разделением их на молдав. и валашскую (собственно румын.) серии, под общим названием «Documente privind istoria Rombniei» (D. I. R.). Все грамоты, написанные по-славянски, давались в переводе на румын. язык без воспроизведения оригинальных текстов. Этот недостаток издания привел к необходимости начать с кон. 60-х гг. новую многотомную публикацию грамот молдав. и валашских воевод XIV-XVII вв. в 2 сериях под общим названием «Documenta Romaniae Historica». Здесь документы печатались на языке оригинала, причем слав. тексты снабжались переводами на румын. язык. Факсимильное воспроизведение ряда грамот XIV-XVI вв. осуществлено в альбомах Й. Богдана (1926) и Д. П. Богдана (1978). Ведущим дипломатистом 2-й пол. XX в. являлся Д. П. Богдан. Ему принадлежат, в частности, обобщающие труды по славяно-румын. Д. (1938, 1956) и палеографии (1956, 1978). Др. специалисты: Л. Шиманский, Ш. Паску, Ф. Палл, А. Сачердоцяну, Й. Капрошу, К. Чиходару, Дж. Игнат, Д. Агаке, Д. Миок, М. Догару. Изучаются вопрос о подлинности актов, история господарских канцелярий, палеография и сфрагистика грамот. Особое внимание уделяется языку: работы И. Д. Негреску (1961), Л. Джамо-Дьяконицэ (1971). Разрабатывается Д. тур. документов XVI-XVIII вв. (Йорга, 1905; М. Губоглу, 1958; и др.). Центры исследования и издания грамот - Ин-т истории и археологии им. А. Д. Ксенопола в Яссах, Ин-т истории в Бухаресте. Румын. дипломатисты за рубежом: М. Казаку, П. Настурел, Ф. Маринеску. Сербия, Югославия

http://pravenc.ru/text/178525.html

Многие памятники археологии и религиозного искусства представлены в Национальном музее истории и археологии (основан в 1879). Действует правосл. духовная семинария. К западу от К. находится г. Адамклиси, близ к-рого возвышается монумент Трофей Траяна (108/9, архит. Аполлодор из Дамаска; перестроен в IV-VI вв.; разрушен аварами в 587), сооруженный имп. Траяном в честь победы в битве при Тапах над даками (101-102) и посвященный богу Марсу Ультору; формы монумента напоминают внешний вид мавзолея Августа в Риме. Сохранились оборонительные укрепления, фундаменты 3-нефных византийских базилик IV-VI вв., в т. ч. базилики с трансептом, т. н. Мраморной базилики с атриумом и баптистерием. В том же западном направлении от К. сохранились 3 линии Траяновых валов (II в.) и скальный монастырский комплекс Басараби (близ г. Мурфатлар (Басараби); кон. IX-X в.) с церквами и кельями, выкопанными в меловом холме. К северу от К.- руины античного и визант. г. Истрия с остатками храмов Зевса (VI - 1-я пол. V в. до Р. Х.), Теос Мегас и Афродиты (III в. до Р. Х.), терм (I-IV вв. по Р. Х.; с мозаиками), византийских церквей (V-VI вв.), в т. ч. фундаменты и части стен 3-нефной Епископской базилики (VI в.; длина ок. 60 м), раскопанной в 1969 г. и др. К югу от К. в г. Мангалия (основан в VI в. до Р. Х. как греч. колония Каллатис) сохранились руины укреплений (c VI в. до Р. Х.), скифская гробница, некрополи (IV-II вв. до Р. Х.), руины визант. базилики сир. типа с атрием и баптистерием (IV-V вв.), мечеть (1575). Лит.: Stoian I. Tomitana. Bucur., 1962; Barbu V. Tomis: Oraul poetului exilat. Bucur., 1966; Rdulescu A. Monumente romano-bizantine din sectorul de Vest al cetii Tomis. [Constana, 1966]; Vulpe R. Vechi focare de civilizaie: Istria, Tomis, Callatis. Bucur., 1966; Boncu C. M., Boncu N. Constana: ontribuii la istoricul oraului. Bucur., 1979; Bucoval M. Histria. Constana, 1981; Popkonstantinov K. Die Inschriften des Felsklosters Murfatlar//Die Slawischen Sprachen. Salzburg, 1986. N 10. S. 77-106; Barbulescu R. Istros, Kallatis, Tomi: Vergessene griechisch-römische Antike in der Dobrudscha. Münch., 2002; Puleanu D. Constana. Constana, 2002; Stnciugel R., Blaa L. M. Dobrogea în secolele VII-XIX. Bucur., 2005; Buzoianu L., Barbulescu M. Tomis//Ancient Greek Colonies in the Black Sea 2/Ed.: D. V. Grammenos, E. K. Petropoulos. Oxf., 2007. Vol. 1. Р. 287-336.

http://pravenc.ru/text/2057128.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010