Лит.: Любавский М. К. Образование основной гос. территории великорус. народности: Заселение и объединение центра. Л., 1929; Готье Ю. В. Замосковный край в XVII в.: Опыт исслед. по истории экон. быта Моск. Руси. М., 19372; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 1-2; он же. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М., 1978; он же. Моск. гос-во XV-XVII вв.: Из науч. наследия. М., 2008; Бахрушин С. В. Науч. труды. М., 1954. Т. 2; Зимин А. А. О хронологии духовных и договорных грамот вел. и удельных князей XIV-XV вв.//Проблемы источниковедения. М., 1958. Сб. 6. С. 275-325; он же. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991; Веселовский С. Б., Снегирёв В. Л., Земенков Б. С. Подмосковье: Памятные места в истории рус. культуры XIV-XIX вв. М., 19622; Очерки по истории Моск. края. М., 1962. Сб. 1; Тихомиров М. Н. Россия в XVI ст. М., 1962; он же. Средневек. Москва. М., 19972; он же. Труды по истории Москвы/Ред.-сост.: С. О. Шмидт. М., 2003; Ильин М. А. Каменная летопись Моск. Руси. М., 1966; Буганов В. И., Бурдей Г. Д., Корецкий В. И. Из истории рус. города XVI - нач. XVII в.: (Серпухов и Серпуховский край). Саратов, 1981; Пресняков А. Е. Моск. царство// Он же. Российские самодержцы. М., 1990. С. 323-434; Юшко А. А. Московская земля IX-XIV вв. М., 1991; она же. Феод. землевладение Моск. земли XIV в. М., 2003; она же. Звенигород Моск. и удел звенигородских князей. М., 2005; она же. Роль Коломны и ее округи в истории Моск. земли//РА. 2009. 2. С. 108-114; История сел и деревень Подмосковья: XIV-XX вв./Ред.-сост.: К. А. Аверьянов. М., 1992-1995. Вып. 1-11; Белов С. С., Гарбер Э. А. Подмосковье: На пути к Сергиеву Посаду. М., 1993; Археол. карта России: Моск. обл. М., 1994-1997. Ч. 1-4; История Москвы с древнейших времен до наших дней. М., 1997. Т. 1; Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва: Очерк развития аппарата управления XIV-XV вв. СПб., 1998; он же. «Запись что тянет душегубством к Москве»: Нек-рые вопросы датировки и содержания//Российское самодержавие и бюрократия.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

С 1906 г. в докладных записках архиереев, поступавших в Синод, отмечался отход, как образованных слоев, так и простого народа (хотя и в меньшей степени) от Православной веры и Церкви. Некоторые архиереи видели в этом плоды антирелигиозной агитации и пропаганды, которую десятилетиями вела радикально настроенная интеллигенция в земских школах, различных кружках, распространявшая революционные идеи в рабочей и крестьянской среде. И все же, по данным Фирсова С.Л., после 1908 г. религиозная жизнь в России оценивается как стабильная. С 1909 г. число присоединившихся к православию постоянно превышает количество отпавших. Общее число православных и единоверцев в 1907 г. составляло 91.704.580 чел., а в 1914 г. – 98.363.874 чел., таким образом, за 7 лет выросло почти на 7 млн. чел. [данные приводятся по 54, с. 83]. Более подробные данные приведены в табл. 3 Приложения и на рис. 3–6. Вместе с тем, поскольку до 1917 г. в России церковное «каноническое» право было частью государственной правовой системы, люди формально причисляли себя к православным с целью избежать социальных и юридических ограничений. В итоге в это время в России появляется немало людей, религиозность которых носила номинальный характер, так называемых «православных по паспорту». Рис. 3. Общее ежегодное число лиц, присоединившихся к православию в Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Источник: построено автором по данным Рис. 4. Ежегодное число лиц, присоединившихся к православию из иных христианских конфессий в Российской империи в конце XIX–haчaлe XX вв. (римо-католики – 2105–2442 чел.) Источник: построено автором по данным Рис. 5. Ежегодное число лиц, присоединившихся к православию из раскола в Российской империи в конце XIX–haчaлe XX вв. (верхняя кривая – «всего», нижняя кривая – «на правах единоверия») Источник: построено автором по данным Рис. 6. Ежегодное число лиц, присоединившихся к православию из нехристианских религий в Российской империи в конце XIX–haчaлe XX вв. (всего – 8151–5786 чел., евреев – 489–1387 чел., магометан – 4900–297 чел., язычников – 2762–4102 чел.)

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

1013. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в четвертку, 5 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, без переплета. На 5-м листе статья под заглавием: «от старчества о келейном правиле и о молитве юже предаде ангел Господень Великому Пахомию». 1014. Чин двенадцатв псалмов , с утренним и вечерним правилом, в восьмушку, 34 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. 1015. Чин двенадцати псалмов , в 32-ю долю листа, 65 лл., поморским полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете с застежками; 60–65 листы чистые. 1016. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 29 лл., полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке. 1017. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 24 л., полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке. На 1-м листе помета: 27, 7 июня 1855 г.». 1018. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX вв., с разрисованными буквами, в бумажной обложке. На лл. 29–34 правило келейное. 1019. Чин како нодобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 27 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. 1020. Сборник богослужебный , в 32-ю долю листа, 87 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Состав: 1) указ келейный хотящему пети дванадесять псалмов (1–2); 2) самое последование (2–57 об.); 3) начало правилу келейному (58–71) и 4) полный начал (71 об.–87). 1021. Чин како подобает пети дванадесять псалмов , в восьмушку, 41 л., позднейшим полууставом, в порванном бумажном переплете; 41 лист чистый. 1022. Чин како подобает пети дванадесять псалмов , в восьмушку, 37 лл., полууставом XIX в., в бумажном с кожаным корешком переплете; 37 лист чистый. На 1-м листе запись карандашом: «выписка 31 декабря 1853 г. к 482». 1023. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, без начала, 33 л., полууставом двух почерков XIX в., без переплета. Нет листа между 12 и 13 листами. Порваны листы 4–10. 1024. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 30 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. На внутренней стороне переплета приписка полууставом: «Выписано сие из печатной псалтыри Иосифа патриарха в 9-е лето» и помета: 50, 4 мая 1855 г.». На 1-м листе сургучная печать Очерской заводской полиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народные костюмы XIX-XX веков представлены в Музее русской усадебной культуры Москва, 9 марта 2006 г . В Музее русской усадебной культуры открылась выставка " По одёжке встречают... " Повседневный и праздничный народный костюм конца XIX – начала XX вв. (К 145-летию Великой крестьянской реформы), сообщает сайт «Музеи России» . Выставка знакомит посетителей с историей усадьбы Кузьминки, её владельцами – князьями Голицыными – крупнейшими помещиками-душевладельцами первой половины XIX в., а также традиционным русским народным костюмом конца XIX – начала XX вв. Князья Голицыны – владельцы усадьбы Кузьминки – обладали огромной недвижимой земельной собственностью и многочисленными крепостными. В середине XIX в. их число достигло более чем 60000 человек. Владения Голицыных располагались во многих российских губерниях – среди них – Тульская, Московская, Нижегородская, Симбирская, Владимирская, Пермская. Особое значение в истории усадьбы Кузьминки, как и в истории России в целом, имела отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г . император Александр II подписал два основных документа о проведении реформы: Манифест " О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта " и " Высочайше утверждённые его императорским величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости " . После отмены крепостного права усадьба стала убыточна для Голицыных, поскольку рентабельность усадебного хозяйства была напрямую связана с крепостной зависимостью. На выставке представлены архивные документы, рассказывающие о быте крестьян Голицыных, материалы, посвященные отмене крепостного права в России; лубочные картинки, иллюстрирующие крестьянский быт и традиции XIX в., из собрания " Музейного объединения " Музей истории Москвы " . Также на выставке представлены праздничные и повседневные русские народные костюмы различных губерний из собрания Сергея Анатольевича Глебушкина. Выставка будет работать по май 2006 г . 9 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16553.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 755-757; Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Ч. 60. Нояб. Отд. 2. С. 137-170; он же. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; Закревский Н. В. Описание Киева. К., 1868. Т. 2. С. 596-597; Из истории киевского греч. Екатерининского мон-ря//Киевские ЕВ. 1877. 20. С. 540-559; Петров Н. И. Греч. Екатерининский мон-рь в Киеве//ТКДА. 1896. 1. С. 55-112; История Христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 2 (репр., изм. загл: История Правосл. Церкви в XIX в. М., 1998); Соколов И. И. История Греч. Церквей в XIX в.//История Правосл. Церкви в XIX в. СПб., 1901. М., 1998р. Кн. 1: Правосл. Восток. С. 1-335; Чephyxih К. Гpeцьki акти в рукописних зiбpahhяx ЦНБ iм. В. Вернадського АН Украïни//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 1993. Вип. 1. С. 217-237; он же. Гpeцьki справи в ЦДIA Украïни в м. - Гpeцiя: Apxibha та книжкова спадщина rpekib Украïни: Наук. зб. К., 1998. С. 145-149; он же. Книжкова спадщина rpekib Украïни: (Монастир св. Катерини в та книжкова спадщина Украïни. К., 1998. Вип. 4. С. 262-280; он же. Грецька рукописна спадщина в Icmopiorpaфiя та огляд мamepiaлib IV-XX ст. К., 2002; Лосицький Ю., Перунова Н. Дiляhka та споруди колишнього Св.-Катерининського мон-ря//Синопсис. К., 1999. 1. С. 89-95; Терюшов М., прот. История киевского Греч. Св.-Екатерининского мон-ря: Дис. К., 2003; Бабару Т. М. Apxibhi документи Синайського мон-ря св. Катерини у як джерело з icmopiï церкви в Ykpaïhi: (За hacлiдkaмu apxeorpaфiчhoï ekcneдuцiï 1997 р.)//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 2004. Вип. 9. С. 121-128; она же. Pekohcmpykцiя npoconorpaфiчhoro складу чернечоï бpamiï Киïвського Синайського мон-ря св. Катерини та ahaлiз джерел//Haykobi npaцi Haцiohaльhoï бiблiomeku Украïни iм. В. I. Вернадського. К., 2007. Вип. 19. С. 607-624; она же. Киевский Синайский мон-рь св. Екатерины как пример трансформации сакрального пространства в советском гос-ве (1917-1927 гг.)//Религиозные практики в СССР: Выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации: Междунар. конф. 16-18 февр. 2012 г.: Сб. мат-лов. М., (в печ.); Комашко Н. И. О художественных связях Киева и Синайского мон-ря в XVII-XIX вв.//Ист. традиции рус.-сир. культурных и духовных связей: 4-е чт. памяти проф. Н. Ф. Каптерева: Мат-лы. М., 2006. С. 81-87; Пряхин Ю. Д. Греки в истории России XVIII-XIX вв.: Ист. очерки. СПб., 2008. С. 117-118.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

Если рассмотреть вопрос присоединения старообрядцев-беспоповцев с Православием, то можно выделить два основных аспекта: социальный и психологический. После восстановления связей с одноверцами-эмигрантами Дубчесские скиты и окрестные старообрядческие деревни стали получать огромную финансовую помощь. Это, в первую очередь, позволило скитам расширить социальные возможности и увеличить численность братии, а также в последнее время позволило облегчить в техническом отношении многие тяжелые работы. В психологическом отношении Православие для них осталось ересью, и как ни странно, почти у всех старообрядцев-беспоповцев существует негативное отношение, которое формируется в основном из средств массовой информации со стороны врагов Православия. В Дубчесские скиты такого рода информация доходит в основном по слухам, которые как клубок накручиваются, передаваясь из уст в уста, подогревая негативное отношение к Православию. Также важен такой психологический фактор, внушаемый эмигрантами о том, что Дубчесские скиты - последний оплот " истинной веры и борьбы с отступничеством от нее " . Это возлагает определенную ответственность на всех старообрядцев, в том числе и на тех, кто имеет попечение о скитах. Разобщенность общин старообрядцев-беспоповцев также делает невозможным их переход в Православие. Каждая община является центральной самой по себе, а ее наставник - единственным главой этой общины.   БИБЛИОГРАФИЯ Родословие часовенного согласия?? История Сибири в первоисточниках. Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1999. Родословие часовенного согласия?? История Сибири в первоисточниках. Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1999. В качестве основного при издании был использован список собрания ИИ СО РАН 4/85-г, ксерографическая копия с рукописи конца XIX – начала XX в., л. 3-40 об. (Панич Т.В., Титова Л.В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. С. 248). Для подведения вариантов были также использованы списки: П1 – собрание ИИ СО РАН, 9/71-г (Там же. С. 94-95; Покровский Н.Н. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе... С. 165-183); П2 – собрание ИИ СО РАН, 2/90-г (Покровский Н.Н. Новые сведения... С. 165-168; Мальцев А.И., Панич Т.В., Титова Л.В. Рукописи XVI-XX вв. из коллекции Института истории СО РАН. Новосибирск, 1998. С. 203-204; М – собрание ИИ СО РАН, 1/91-г (Мальцев А.И., Панич Т.В., Титова Л.В. Рукописи Xvi-XX вв... C. 223-225). К изданию не привлекались список УрГУ (не содержащий смысловых разночтений) и список краткой редакции 1960 гг. из собрания ИИ СО РАН, 1/72. C. 66.

http://pravoslavie.ru/2290.html

В музее ОЛДП к 20-м гг. XX в. хранились: памятники станковой живописи на дереве и др. материалах XIV-XIX вв. (160 ед.); складни царских врат и резных крестов и икон XVI-XIX вв.; прориси (свыше 6 тыс.); медное и бронзовое литье (свыше 200); коллекция предметов домашнего обихода и церковная утварь XIV-XIX вв. западноевропейской, византийской, восточной и славянской традиций (свыше 500); картины, портреты, рисунки в различной технике (ок. 40); ткани, предметы одежды, головные уборы (ок. 200); гравюры, литографии, фотографии (свыше 700); лубок (свыше 1 тыс.); коллекции типографской печати; медали, монеты, жетоны (ок. 1500); изразцы (свыше 50); масонская коллекция (ок. 50); единственное известное в науке на тот момент собрание негативов (свыше 1200) с древних нотных рукописей и др. Об-во существовало на частные пожертвования, с 27 дек. 1902 г. на издание «Памятников древней письменности и культуры» ему из казны ежегодно выдавалось 2 тыс. р. На собраниях комитета и общих заседаниях ОЛДП обсуждались вопросы, связанные с исследованием и публикацией рукописей, комплектованием б-ки и музея об-ва, сотрудничеством с различными учреждениями и частными лицами. Научные контакты об-ва велись посредством переписки и обмена изданиями с б-ками, университетами, архивными комиссиями, редакциями журналов, академиями и др. об-вами. Для публикаций отбирались малоизученные памятники XVI-XVII вв., а также более ранние тексты лицевых рукописей, орнаменты, миниатюры, образцы письма и украшений. Публикация рукописей выполнялась с воспроизведением лицевых изображений и орнаментов посредством светопечати, литохромии и ксилографии. В нояб. 1898 г. при ОЛДП была образована Комиссия по изданию Лицевого иконописного подлинника (В. М. Васнецов, В. Т. Георгиевский, Кондаков, Лихачёв, Покровский, Н. В. Султанов, прот. М. И. Хитров), которая Высочайшим указом от 19 марта 1901 г. была преобразована в самостоятельный Комитет попечительства о русской иконописи под председательством гр. С. Д. Шереметева (3 ПСЗ.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Именно это ощущение вертикали приводило в восторг П.И.Чайковского, когда он слушал лаврское пение в Киеве и сравнивал это пение с пением в других храмах, «непозволительно скверным, с претензиями, с репертуаром каких-то концертных пьес, столь же банальных, сколько и неизящных. Другое дело в Лавре: там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот, и следовательно, без претензии на концёртность, но зато, что за самобытное, оригинальное и иногда величественно-прекрасное богослужебное пение!» К этим строчкам нужно сделать несколько пояснений. Во-первых, что касается «тысячелетней традиции», то нужно заметить, что певческая традиция Киево-Печерской лавры в том виде, в каком слышал ее П.И.Чайковский, не восходит ранее XVII в., как и почти все поздние монастырские распевы. Во-вторых, слова «без нот» нужно понимать, очевидно, именно в том смысле, что песнопения пелись в три голоса по выписанной одноголосной мелодии. В-третьих, все сказанное П.И.Чайковским о пении Киево-Печерской лавры можно распространить, очевидно, и на другие обители, где подобное пение практиковалось, ибо монастырские распевы отличались друг от друга своей монодической основой, превращение же выписанного одноголосия в трехголосие везде происходило одинаково, так как при исходных данных здесь просто не могло быть иных вариантов решения вертикали. Таким образом, все настоящее, основанное на распевах, монастырское многоголосие XIX в. можно охарактеризовать как «самобытное, оригинальное и иногда величественное богослужебное пение». Что еще роднит все существующие в XIX в. монастырские распевы, так это их позднее происхождение, отчего никогда не следует обольщаться заверениями в древности их традиции («со времени основания»), ибо традиции XV-XVII вв., даже самые мощные, были прерваны в XVII и XVIII вв. традицией партесного пения во всех монастырях без исключения. Не следует забывать к тому же, что множество монастырей, ставших впоследствии для всей России духовными маяками, при Екатерине II или были доведены почти до полного уничтожения, или влачили настолько жалкое существование, что в них было не до соблюдения певческой традиции. Поэтому нужно различать старые монастырские распевы XV-XVII вв. и новые монастырские распевы, образовавшиеся или как бы вновь восстановленные в XVIII-XIX вв. Это именно те распевы, многие из которых обязаны своим возникновением деятельности старца Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проникновение ислама в Зап. Сибирь исследователи относят к рубежу XV и XVI вв. ( Соболев В. И. История сибирских ханств: По археол. мат-лам. Новосиб., 2008. С. 287-290). Формирование мусульм. общин в регионе связано с принятием ислама суннитского толка сибир. татарами и казахами в XVI-XVII вв.; из суннитских богословско-правовых школ в Сибири широкое распространение получил ханафитский мазхаб. Численность шиитов в регионе незначительна - его исповедуют гл. обр. проживающие в Н. о. азербайджанцы. В Сибири также известны приверженцы «немечетского» ислама, широко распространенного у чеченцев и ингушей. Распространение ислама в регионе связано с появлением добровольных и вынужденных переселенцев - тюрок-мусульман из Ср. Азии, Поволжья и с Урала, к-рые на протяжении XVII - нач. ХХ в. осваивали Сибирь. В XVIII-XIX вв. ислам исповедовали в татар. селах и казах. аулах Кулундинской и Барабинской степей, в селах чатских татар Приобья. Известно, что в Томском окр. в сер. XIX в. действовали 11 мечетей, в т. ч. мечети имелись в юртах Барабинских и Акбалыкских Чатской волости и др. Исламизация усиливалась с ростом числа переселенцев. Наряду с приверженцами ортодоксального ислама на рубеже XIX и ХХ вв. в селах Зап. Сибири (напр., в Каинском у.) появились последователи религиозно-общественного движения, возникшего на основе учения Багаутдина Ваисова. Сторонники «чистого ислама» инициировали ряд беспорядков в Казанской губ., за что были подвергнуты адм. ссылке. Движение ваисовцев имело немногочисленных сторонников среди мусульман Сибири, после 1917 г. его деятельность прекратилась. Мусульм. община в Новониколаевске оформилась в 1907 г. В 1910 г. она получила разрешение на постройку соборной мечети, открытие к-рой состоялось в 1916 г. (впосл. получила название Исторической мечети; действовала до 16 июля 1937). В февр. 1924 г. в Новониколаевске прошел съезд мусульм. духовенства Томской, Алтайской и Новониколаевской губерний. 15 июня 1927 г. в Исторической мечети открылся съезд мусульман Сибири (в это время в Сибири насчитывалось 166 мусульм. общин). Все действовавшие мечети на территории Новосибирска и Н. о. были закрыты в 30-х гг. XX в. Во время Великой Отечественной войны (в 1943) в Новосибирске была вновь зарегистрирована мусульм. община и открыт молитвенный дом на 50 чел., однако уже в 1948 г. здание было изъято. В 1950-1990 гг. мусульм. община Новосибирска сменила неск. молитвенных домов. На дек. 1959 г. мусульман в Н. о. насчитывалось более 3 тыс. чел. (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1418. Д. 58. Л. 6-8).

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Романовы: 3 века царствования 13 мин., 06.11.2013 В истории 300-летнего царствования Романовых, как и в любой истории вообще, можно найти и позитивные, и негативные эпизоды. Однако традиционно большее внимание любят заострять именно на последних. Мы же постарались сделать короткий обзор тех фактов, которые свидетельствуют о несомненных успехах династии.    Переход Суворова через Альпы.В.И. Суриков, 1899   Внешняя политика На протяжении XVIII — начала ХХ вв. Российская империя была единственной европейской страной, чьи завоевания на континенте, однажды сделанные, никогда не были утрачены. В течение столетия — с начала XVIII по начало XIX вв. — Россия присоединила в Европе территории, превосходящие по размеру площадь любого из крупнейших европейских государств. Это в несколько раз больше, чем когда-либо удавалось любой европейской стране. Это обусловило первенствующую роль России в международных делах к концу XVIII столетия. В 1860—1870-х гг. всего за полтора десятилетия ценой минимальных потерь к России были присоединены огромные территории Казахстана и Средней Азии, в результате чего Россия вышла к стратегически важным рубежам на южном направлении. В 50-х годах XIX в. на Дальнем Востоке к России бескровно были присоединены обширные территории Приамурья и Приморья, на которых основаны города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток.   Армия На рубеже XVII-XVIII вв. менее чем за 10 лет в России была создана регулярная армия (около 200 тыс. чел и 15 тыс. орудий), которая по численности и техническому оснащению сразу же стала одной из первых в Европе и одержала верх над лучшей в те времена шведской армией. На протяжении своего существования Российская империя была единственной из великих держав, которой не довелось испытать тяжелых военных поражений, связанных с утратами обширных территорий. За  XVIII–XIX вв. из нескольких десятков военных конфликтов лишь два закончились для России неудачно (Прутский поход 1711 г. и Крымская война 1853–1856 гг.),

http://foma.ru/romanovyi-3-veka-czarstvo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010