Было бы совершенно неосновательным утверждать, будто подобный образ Раба Господня – Праведника чужд 1-ой части книги пророка Исаии. В ней не только встречается название «раб Господа», но и самое изображение раба Господня весьма сходно с изображением 2-ой части. Так например, называется «рабом Господа» Исаия (20:3), который «уповал на Господа» (8:17; 20:5–6, – в противоположность современникам, надеявшимся на помощь Египта), затем – Давид ( Ис.37:35 ), а во 2Пар.32:16 – может быть, на основании истории Исаии (ср. 32:32) – Езекия, который сам исполнен был живого упования или преданности Господу ( Ис.38:3; 38:18; 37:4, 15–21 ) и народу внушал надежду на помощь Божию (ст. 7–8). Правда, название «раб Господень» в собирательном значении не встречается в 1-ой части книги, но за то там встречаются другие названия подобного рода, напр. «Отрасль», «Камень краеугольный» (ср. «семя святое» в 6:13), которые прилагаются и к Мессии и ко всему народу. И наоборот, во 2-ой части на ряду с собирательным понятием: «раб Господа» встречается: «рабы Господа». Если, далее, сам Эммануил не называется в первой части книги Рабом Господа, то нравственный образ и деятельность Эммануила и «Раба Господня» описываются чертами весьма сходными. Так, уже изображая младенческий возраст Эммануила, пророк останавливается на том времени, когда младенец «будет разуметь () отвергать худое и избирать доброе» (7:15–16). В 9:6–7 Он называется «Советником», который «утвердит царство Свое судом и правдою». В 11:2, 5 говорится: «почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (11:2, 3, 5). И вся «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). То же самое говорится о Камне краеугольном (28:16–17, нач. 29:24; ср. еще 32:1, 4, 16; 33:5); везде правда и познание Господа являются отличительными качествами Эммануила и царства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В библейском понимании второе стало закономерным следствием первого. Люди уклонились от Бога – вот первое, в собственном своем значении, зло. Итогом же такого удаления стали жизненные злоключения – люди испытывают различные несчастья, превратности, беды, утраты. А заодно, кстати, и какие-то эпидемии. Так, через пророка Иеремию Господь называет злом бедствия, посланные на богоизбранный народ, то есть плен вавилонский, за то, что иудеи творили зло в его первом смысле – отступали от заповедей Божиих. «За всё зло сыновей Израиля и сыновей Иуды, какое они к прогневлению Меня делали» (Иер. 32, 32), за то, что «они оборотились ко Мне спиною, а не лицом» (Иер. 32, 33), «Я навел на народ сей всё это великое зло» (Иер. 32, 33) – скорби, беды, разорение родной земли завоевателями и рабство на далекой чужбине. Беды людей – следствие греха. Но и эти беды – в руках Промысла Божия: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3, 6). Нам, немощным людям, бедствия кажутся злом – таково наше субъективное чувство. Но в каких-то ситуациях нам эти беды очень и очень полезны. Ибо с разрушением в душе гордой вавилонской башни в сердце созидается смиренная лествица Иакова, возводящая душу к Небесам: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11). Бедствие как возможность спасти душу Люди обычно за зло принимают свалившиеся на их голову бедствия, не замечая подлинной беды – своего внутреннего зла, отступления от Бога. Но как же еще нас спасать? Поскольку, по меткому выражению пророка Исаии, «злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис. 24, 16), то надо их как-то остановить. А остановить как? Только когда злодеи ощутимо почувствуют пагубность своего злодейства. Только когда тот, от кого плакали и рыдали другие, вдруг начинает сам ронять слезы раскаяния, тогда-то в его душе и начинаются спасительные изменения. Люди обычно за зло принимают бедствия, не замечая подлинной беды – отступления от Бога

http://pravoslavie.ru/129806.html

В словах вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой предТобою соединены цитаты из Исх 23:20 (в переводе Семидесяти) и Мал 3:1. В Исх говорится о том, что Бог посылает Своего Ангела предшествовать израильскому народу в пустыне на пути в землю обетованную, причем под Ангелом имеется в виду не Моисей, но — как обычно в Пятикнижии —явление Самого Бога, Который шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им (Исх 13:21). Как Бог предшествовал Своему народу во времена Моисея, так же произойдет и в будущем. Пророчество раскрывается далее в Мал 3:1, где содержится тройное обетование: Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Здесь подразумеваются не три, но два лица — Господь и Его пророк, причем Ангел (=‘вестник, посланец’) в Мал 4:5–6 отождествляется с Илией. Под воздействием цитаты из Исх первое лицо в Мал ( mou ‘Мною’) заменяется здесь на второе ( sou ‘Тобою’). В Исх подразумевается израильский народ, а в Мал — Бог; в конечном счете оба местоимения означают Мессию. Выражение gennhmXj gunaikTj ‘рожденный женщиной’ означает просто ‘человек’ или ‘смертный человек’ (Гал 4:4). Изречение о Царстве Божием иногда толковалось в том смысле, что Иоанн находится вне его, однако такое понимание вступает в противоречие с 13:28 (параллель в Мф 8:11). Так же как небесное гражданство важнее власти над бесами (10:17–20), так и принадлежать к Царству важнее, чем быть величайшим из пророков. В Новом Завете людям открывается новая жизнь, которой не могли достигнуть даже величайшие из святых ветхозаветной Церкви. Стт. 29–30 представляют собой комментарий Евангелиста, хотя и опирающийся на слова Иисуса, ср. Мф 21:31–32. Выражение род сей ( gene¦ аЫтн) встречается в 11:29–32 (параллель Мф 12:39–42); 11:50–51 (параллель Мф 23:35–36); 17:25; 21:32 (параллель Мк 13:30); Мк 8:12,38. Источник этого выражения во Втор 32:5,20; Суд 2:10; Пс 77:8; 94:10; Иер 7:29, где оно употребляется в контекстах, повествующих о неверности Израиля, вызывающей гнев Божий; так в современниках Иисуса обличается тот же дух богопротивления, ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Гл. 32, 11 И помолися Моисéй пред Гóсподем Бóгом и речé: вскýю, Гóсподи, яришися гневом на люди Твоя, ихже извéл еси из земли Египетския крепостию великою и мышцею Твоéю высóкою? Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою Гл. 32, 14 И умилостивися Госпóдь о зле, éже речé сотворити людем Своим И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой «Моисей умолял Бога и просил Его пресечь гнев Свой» на народ Израильский, в его отсутствие впавший в грех идолопоклонства, – по объяснению того же св. Отца, – в прообраз Христа, «ибо должно, – говорит он, – поистине должно было, чтобы тогдашний ходатай подражал истинному Ходатаю Христу, Который избавил нас от гнева свыше, бывшего на нас за великие грехи, как Сын даруя согрешившим оправдание в вере. Так Божественный Моисей в том, что своими молитвами отклонил ярость гнева Божьего, был прообразом ходатайства Христова» (тв. ч. 5, стр. 167). Гл. 32, 32 и ныне, áще ýбо остáвиши им грех их, остáви: áще же ни, изглáди мя из книги Твоея, в нюже вписáл еси прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал «Моисей, прося себе смерти за народ израильский, – по мнению св. Ефрема Сирина , – изобразил тем смерть Сына Божия, воспринятую за все народы» (тв. ч. 6, стр. 505). Гл. 33, 2 и послю кýпно ангела Моегó пред лицéм твоим, и изженéт Хананéа, Аморрéа и Хеттéа, и Ферезéа и Гергесéа, и Евéа и Иевусéа и пошлю пред тобою ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев По мнению св. Григория Нисского , здесь «Сам Единородный Сын называется ангелом» (тв. ч. 6, стр. 203). Гл. 33, 13 áще ýбо обретóх благодáть пред Тобóю, яви ми Тебé Самáго, да разýмно вижду Тя, яко да обрет бýду благодáть пред Тобóю, и да познáю, яко людие Твои язык велик сéй итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней»: «Яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася». Упомянув о небесах и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю и населяющих ее, научая, что они – Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: «да подвижутся» Симмах заменил словом: «да благоговеют», а Акила: «отступят в страхе», благоговение вселенной относя к будущему времени, потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произносил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа. Пс.32:10 .  Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей]. Пс.32:11 .  Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род. «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей». «Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род». Сказанное Пророком допускает двоякое толкование, потому что Господь не только разорил советы Ассириян, Сеннахирима и Рапсака и показал силу и истинность собственнаго Своего совета, но и в целой вселенной разсеял возстания язычников на Апостолов, и явною соделал для всех державу собственной Своей силы. Сие и дает разуметь пророческое слово, сказав: «помышления сердца Его в род и род». Упоминать о двух родах показывает, и что было тогда, и что будет после. Пс.32:12 .  Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. «Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие Себе». Ублажать должно, говорит Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощию. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: «проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ( Пс. 2, 8 ). Пс.32:13 .  С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

же к бемлюще вщаютъ. На кого указывает первое слово в этом предложении, – не ясно. «Всех седящих на земли», очевидно, нельзя разуметь под «сими». Слово же=οδε соответствует евр. междометию –тому звуку, которым оглашают воздух топчущие в точиле. Если вм. οδε принять чтение αδε, которое у 70 толковников соответствует тому же евр. слову в Иер. 48:33 , или αδδ – чтение Комплют. изд.: то в греч. тексте мы имели бы здесь буквальное, или почти буквальное воспроизведение евр. междометия. Все предложение имело бы тогда вид: «и эдэд яко объемлющии виноград отвещают», с евр. «отвещает» – Господь (см. выше). На часть земл: соответствующее греч. чтение π μρος τς γς может иметь иной смысл, именно: «до края земли» (ср. слав.-греч. перевод ниже в Иер. 25:33 ), каковой перевод буквально следовал бы и евр. тексту. Иер. 25:32 32. Так глаголетъ Гдь: се грдтъ зыка на зыкъ, и вихорь великъ исходитъ конца земл. 32. Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу, и большой вихрь поднимется от краев земли. 32 . Се грдтъ (ср. Иер. 6 :1б) зыка на зыкъ: осужденные Богом за нечестие, народы испытывают бедствие, подвергаются казни. Это бедствие, угрожающее вселенной, описывается здесь, как бедствие, предсказанное пророком Иудеи в Иер. 4:12 , под образом «вихря»=бурнаго ветра. Иер. 25:33 33. И бдтъ Гда в день Гдень, кра земл, и до кра земл: не плачтс, ниж собертс, и не погребтс, в гно на лицы земл бдтъ. 33. И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли; не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены; навозом будут на лице земли. 34. Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом; ибо исполнились дни ваши для заклания и разсеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. 35. Иизгибнетъ бгство пастхвъ, и овнвъ овчихъ. 35. И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. 34, 35. «Пастухами» здесь, как и в Иер. 6:3 , называются предводители народов, которые в свою очередь представляются там «стадами» этих пастухов, а здесь – «овцами», вообще мелким скотом, который стерегут пастухи. Печальную судьбу, ожидающую этих народов вместе с их предводителями, пророк описывает, как заклание мелкого скота (ср. Иер. 12:3 ). Народы обречены на погибель и не избегнут этой погибели. Воскликните=λαλξατε. Разумеется восклицание, как выражение глубокого горя. Овн – эти слова выражают ту же мысль, что слова русско-евр. текста: вожди стада. Под «овнами» разумеются в особенности овны – вожаки стада. И падете, как дорогой сосуд. Дорогой сосуд избран в настоящем случае для сравнения, как вещь, назначенная для благородного употребления и в то же время хрупкая, разрушение которой тем достойнее сожаления, чем выше она ценилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Златоуст пишет: «каждый раз, когда Бог хочет показать разнообразие... сотворения, Он говорит о «рождении» и «чреве», а когда [хочет показать] их готовность и совершенство, изображает их внемлющими и призываемыми (ср., например, Иов. 38:34–35 ). Почему же Он изобразил Себя не художником, но Отцом? Потому что искусство природы намного превосходит труд ремесленника, потому что оно Божественное» 1016 . Итак, Бог созидает все настолько разнообразным, совершенным и прекрасным, что превосходит здесь любых – самых талантливых и вдохновенных – земных творцов-людей. В этом смысле Он почти что «Отец» для вселенной, ибо созидает ее так, чтобы предельно уподобить все творимые Им прекрасные вещи мере совершенства Собственной природы – как бы «рождая» их силой Своей творческой Премудрости из Божественных предвечных и возвышенных замыслов. Мы видим: мир, сотворенный Господом, настолько совершенен, что он порой кажется своему зрителю-человеку даже не созданным, а именно как бы «рожденным» из Источника всех совершенств – Бога; хотя на самом деле вселенная конечно же произведена Первохудожником из «ничего». Затем ( Иов. 38:31–32 ) Бог спрашивает Иова, способен ли он водрузить на небе созвездия и управлять движением небесных тел: Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? ( Иов. 38:31–32 ). Замечу, что 32-й стих 38-й главы в варианте Вульгаты отличается от его синодальной версии: Ты ли выводишь утреннюю звезду в свое время, и ты ли сделал [так], чтобы вечерням звезда поднялась над сынами человеческими ( Иов. 38:32 ; Вульгата). По убеждению святителя Григория Великого , под «утренней звездой» здесь пророчески подразумевается Сын Божий, явленный нам в Воплощении подобно утренней звезде Своим Небесным Отцом. Именно об этом событии и говорит святой апостол Павел: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал. 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иазер , город, отданный левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:39 ); он находился у подошвы гор Галаадских, в местности, изобилующей пастбищами ( Чис.21:32 ). Васара , большой укрепленный город. Во время опустошений, производимых в стране Галаадской Тимофеем, Иудеи заперлись в Васаре в ожидании помощи от Иуды Маккавея ( 1Мак.5:26 ). § 34. Замечательные города в уделе колена Рувимова Беф-Нимра ( Чис.32:36 ), город, восстановленный потомками Гада; он называется в Библии и другим именем: Нимрим; находился на востоке Мертвого моря ( Ис.15:6 ; Иер.48:34 ). Беф-Гаран ( Чис.32:36 ), на юге Беф-Нимры; первоначально принадлежал Сигону, у которого был взят Израильтянами и разрушен ( Нав.13:27 ). Потомки Гада восстановили его. Тетрарх Филипп сделал из него очень красивый город и назвал его Юлиадою, в честь Юлии, дочери Августа. Елеале , город, построенный потомками Рувима ( Чис.32:37 ), невдалеке от Есевона. Равваф-Аммон , Равва или Филадельфия , столичный Аммонитский город, известный уже во времена Моисея, который говорит о саркофаге Ога: «Вот, одр его, одр железный и теперь в Равве у сынов Аммоновых; длина его десять локтей, а ширина его четыре локтя» ( Втор.3:11 ). Во время осады Раввы Давид написал в письме к военачальнику Иоаву: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар.11:15 ). Равва была взята и оставалась под властью царей Иудейских, пока не перешла под власть царей Израильских. Когда Феглаффеллассар увел значительное число Израильтян в плен, Аммонитяне совершили неслыханные жестокости над оставшимися. Это обстоятельство навлекло на Равву, как столицу страны, угрозы пророков: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем» ( Иер.49:2–3 ). «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнают, что Я – Господь. Ибо так говорит Господь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израильской душевно радовался, за то, вот, Я цростру руку Мою на тебя, и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель» ( Иез.25:5 ). Эти угрозы были исполнены чрез Антиоха Великого. Имя Филадельфии было дано этому городу Птоломеем Филадельфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иез.32:6 .  И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою. «Землю плавания твоего» – предполож. и едва ли верный перевод евр. цафа, которое Симмах перев. ιχορ (сов. кровь богов, лимфа), Тарг. «жирная земля», т. е. земля, обильно орошаемая Нилом, LXX «гной». – «Напою кровью... до самих гор». Крови будет, так много на земле, что она, как вода потопа, достигнет вершин гор. Ужасающая гипербола LXX смягчают: «и напиется земля от гноя твоего, от множества (трупов) твоего на горах». – «И рытвины будут наполнены тобою» – сильнее, чем «твоею кровью» или «твоими трупами». Иез.32:7 .  И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их по­мрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом сво­им. Обычное в Библии сближение между великими катастрофами на земле и переворотами в звездном мире: ср. Ис 13.10 , которое, может быть, и имелось в виду здесь у Иезекииля, Иоил. 2:30–31, 3:15 ; Мф 24.29 и др. Небо померкнет из сострадания, как и Ливан опечалится: Иез.31.15 . – «Когда ты угаснешь». Рационалисты видят указание на мирского дракона, с которым Бог находится в тяжелой борьбе ( Ис 51.9 ), частнее – на звезду этого дракона, вращающуюся межу Большой и Малой Медведицами почти на половине полярного круга и причиняющей, по мнению древних, потемнение неба. Уму пророка могла предноситься и тьма при исходе евреев из Египта. Иез.32:8 .  Все светила, светящиеся на небе, по­мрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Го­с­по­дь Бог. «Землю твою» – Египет; тьма ограничивается Египтом, как Исх 10.21 и д.; посему Ватиканский кодекс излишне усиливает мысль, не читая «твою». Иез.32:9 .  Приведу в смуще­ние сердце многих народов, когда раз­глашу о паде­нии твоем между народами, по землям, которых ты не знал. «Когда разглашу о падении твоем между народами», когда дойдут слухи о нем: но LXX лучше: «егда изведу пленники твоя во языки», чем грозила Египту уже Иез.29.12 . Через пленников получат те народы и известие о падении Египта. – Плен будет тем тяжелей, что пленники попадут в земли, «которых ты не знал», самые отдаленные, на край земли, к диким народам, с которыми Египет не только не имеет сношений, но за крайнею отдаленностью и не знал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010