Исх.32:19 .  Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию ( Исх.19:8, 24:3 ), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали ( Исх.24:12 ) и действительно дал ( Исх.31:18 ). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поскольку, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство». Исх.32:20 .  и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. В стихах 20–29 описывается суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных. Нарушен завет с Иеговой – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце, его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а несгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы ( Втор.9:21 ), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятие с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т. е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями. Исх.32:21 .  И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Исх.32:22 .  Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Исх.32:23 .  Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как человек глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду… и творю волю пославшего Мя Отца». Но как Бог «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» 542 и «Отец суд весь даде Сынови» 543 . «Поймите, говорит Господь словами сими к Иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того что Я творю, и судить людей. Суд Мой есть суд Отца Моего». «Итак, (говорит на это место св. Иоанн Златоуст : стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд тем и другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйся (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь Иудеи считали его простым человеком». Ин.5:31 . Аще аз свидетельствую о мне, свидетельство мое несть истинно: Ин.5:32 . Ин есть свидетельствуяй о мне: и вем, яко истинно есть свидетельство, еже свидетельствует о мне: Памятуя то, что сказал Златоуст в только что приведенном месте, мы опять усматриваем, что Господь опять намеренно отделяет в Себе Богочеловеке, человека от Бога. Он указывает Иудеям, что Он не требует, чтобы Иудеи поверили, что Он послан от Бога только на основании Его свидетельства: но «дела яже аз творю» и свидетельства Бога Отца должны были бы убедить Иудеев, что перед ними Бог, а не человек. Переходя к ст. 32-му, мы должны указать, что хотя некоторые считали, что слово Ин и Он 544 относится к Иоанну Крестителю, но русский Синодальный перевод наш 545 , начертывая слово Он (32-го стиха) прописной буквой, указывает, что свидетельство, о котором говорит Господь, есть свидетельство Отца. «Трех свидетелей приводит Господь истинности Своих слов: дела, Им совершенные, свидетельство Отца и проповедь Иоанна» 546 . В подтверждение мысли, что ст. 32 относится к высшему свидетельству Божию, надо указать, что Господь в ст. 34-м говорит о свидетельстве Иоаннове: «Аз же не от человека свидетельства приемлю», здесь же, в ст. 32 Господь глаголет: «Есть другой свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне». А принимая это свидетельство, Господь сим указует, что это свидетельство Отца, о котором Он глаголет. Знаю, еще говорит Господь ιδα, scio, вем как Бог, и это знание выше вашего человеческого разумения 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Маханаим – впоследствии город убежища ( Нав. 21:36 ) упоминается не раз в истории Давида и Соломона ( 2Цар. 2:8, 17:24, 27, 19:32 ). Быт.32:3 . И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25 ), др. прозвание его – Едом ( Быт. 36:1 ), вероятно, ввиду случая с чечевицею ( Быт. 25:30 ), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6 ) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава ( Втор. 2:12, 4–5, 8 ). Исав с семьею переселился туда позже ( Быт. 36:6 ), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты. Быт.32:4 . и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6 ; 1Цар. 24:9 ), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae. Быт.32:6 . И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился ( Быт. 28:9 ). Быт.32:7–8 . Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты ( Быт. 28:13–15, 31:13 ), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама Быт. 15:6 ). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении (32,740). Должно не только предостерегать от греха, но и после падения подать руку (32,743). Когда увидишь, что кто-нибудь нуждается во врачевстве для тела или для души, не говори: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, избавь страждущего от болезни и не обвиняй других в беспечности. Если бы ты нашел лежащее золото, то неужели сказал бы себе: почему такой-то не поднял его? Напротив, не поспешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и насчет братьев и попечение о них почитай находкою сокровища (32,748). Какое же будет прощение нам и какое оправдание, если злой демон с таким неистовством действует против нас, а мы не окажем и малой части подобного усердия к спасению наших братьев, имея притом Бога своим Помощником (32,782). Мы должны непрерывно и постоянно исправлять и дружески вразумлять беспечных братьев наших, хотя бы и не было никакой пользы от увещания… Не должно никогда оставлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушают нас (32,785). Велика награда пекущимся о братиях и весьма велико наказание не заботящимся о их спасении (34,140). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести, будем же всегда уступать первенство другим (40,357). Тогда-то ты более всего будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего (43,545). 12 лет авва Иоанн служил больному старцу авве Аммону, и, хотя Иоанн много трудился для старца, тот ни разу за все 12 лет не сказал ему: «Спасаешься». Когда же настало время кончины старца, и собрались к нему многие отцы, Старец взял Иоанна за руку и сказал: «Ты спасен!» и, обратившись к отцам, добавил: «Это Ангел, а не человек» (77»,67). ВТОРНИК. Мф. Зач. Ю. (4,25;5,1–13) ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ 1. О НИЩЕТЕ ДУХОВНОЙ Что значит обнищать духом; чем приобретается право стать обладателем Царствия Небесного? Из Писания дознали мы два рода богатства: одно вожделенное и другое – осужденное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но Аарон проявил малодушие и подчинился воле идолопоклонников. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли все свои золотые серьги. По его призыву женщины самоотверженно отдавали свои украшения и собрали так много золота, что из него можно было отлить фигуру золотого тельца. Аарон сделал из этих драгоценностей литого тельца, напоминающего евреям египетского бога Аписа, и сказал: «Завтра праздник Господу» (Исх. 32:5). На следующий день статую поставили посредине стана, и люди, обрадованные возвращением божества, которому они поклонялись в Египте, восклицали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Затем началось жертвоприношение в честь идола, после чего все сели за праздничный пир. Весь день раздавались звуки труб и бубнов; мужчины, женщины и дети исступленно пели и плясали вокруг тельца. Только левиты держались в стороне и с ужасом взирали на людей, которые так легкомысленно отреклись от Иеговы и вернулись к идолопоклонству. А в это время на вершине Синая Господь, вручая Моисею скрижали Завета, сказал ему: «Поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской…» (Исх. 32:7). Далее Господь сообщил Моисею, что Он уничтожит этот жестоковыйный народ и от Моисея произойдет новый народ. Но Моисей умолил Господа помиловать евреев и, взяв скрижали, с Иисусом Навином поспешил в лагерь. Спускаясь с вершины Синайской горы, Моисей еще издали услышал адский шум. Когда же Моисей приблизился к стану и увидел отвратительное зрелище, он « воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32:19). Золотого тельца он стер в прах и рассыпал по воде, а воду приказал пить израильтянам. Строго осудив смущенного Аарона, Моисей призвал к себе левитов и дал им приказ: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32:27). Левиты исполнили повеление Моисея, и в тот день было убито около трех тысяч человек.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28:15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32:24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32:29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1:14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14:9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46:3). Обращай внимание (т. е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять. И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32:33–34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32:34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Поскольку они сперва обвиняли друг друга, и Иаков говорил: ( Быт.31:42 ) «Смирение мое и труд руку моею и все, что отнято у меня, увиде Бог и явился тебе вчера», а Лаван говорил: Скоти, скоти мои; и вся елика ты видиши, моя суть, то теперь говорят: «Оставим все, что было доныне». ( Быт.31:45 ). И взем Иаков камень, постави его в столп, и все принесли по камню, ( Быт.31:46 ) и сотвориша великий холм. Холм этот, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать, как бы устами многих, о том, что поставляем между собою завет при многих. ( Быт.31:47 ) И Иаков прозва холм свидетель, т. е. сложившие холм этот суть свидетели тому, что и ты и я обещаемся не изменять ничего в завете, какой постановили мы при холме этом. Но, чтобы сделать известным, что холм этот нужен был только во свидетельство завета, которому с этого времени не будут они впредь изменять, сказано: ( Быт.31:53 ) Кляся Иаков страхом отца своего Исаака, и Лаван сказал: Бог Авраам и Бог Нахоров да судит между нама. Глава 32 После того как разлучились Иаков и Лаван, ( Быт.32:1 ) сретоша Иакова ангелы Божии и этим давали разуметь Иакову, что, если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукою ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, показаны ему были ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: «Я пойду с тобою, и Я изведу тебя оттуда». Полк ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков ( Быт.32:3 ) посла послы к Исаву, брату своему, извиняясь в том, что ( Быт.32:4 ) умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав ( Быт.32:6 ) идет в сретение ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвою к Богу, прося воспомянуть завет, постановленный во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Потом спрашивает: " как " твое " имя " (Быт.32:27)? Заметь опять снисхождение. Неужели Он не знал имени праведника, если бы не спросил его? Конечно, знал; но через такой вопрос хотел только утвердить его в вере и показать, кто беседует с ним. Когда же (праведник) отвечал: Иаков, то (явившийся) сказал: " отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь " (Быт.32:28). Видишь, как (явившийся) показал всецело причину, по которой он оказал праведнику такое снисхождение; вместе с этим Он научает праведника, через приложение ему имени, и тому, кто – Тот, Кого он видел перед собой и удостоился осязать. " Отныне не " , говорит, " Иаков имя тебе, а Израиль " ; слово же: " Израиль " значит: видящий Бога. Поелику ты удостоился видеть Бога, сколько возможно видеть человеку, то поэтому Я приложил тебе это наименование, чтобы все последующие роды знали, какого великого удостоился ты видения; и присовокупил: " ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь " . Итак, ничего не бойся, и не ожидай никакого вреда себе от кого бы то ни было: получив силу такую, что и с Богом мог бороться, ты тем более будешь одолевать людей и сделаешься непобедимым.   3. Слыша это и пораженный величием Того, Кто беседовал с ним, праведник сказал: " скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его " (Быт.32:29). Держись, говорит, в назначенных тебе пределах и не преступай меры. Ты хочешь получить от Меня благословение? Вот Я даю тебе благословение. " И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя " (Быт.32:31-30). Видишь, какое дерзновение получил он от бывшего (ему) видения. " Сохранилась " , говорит, " душа моя " , почти как бы умиравшая от страха. Поелику удостоился видеть Бога лицом к лицу, то " сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл " (Быт.32:31). Видишь ли, как Господь, снисходя к немощи человеческой, все творит и устраивает так, чтобы явить свое человеколюбие? И не дивись, возлюбленный, величию такого снисхождения: вспомни, что и праведному патриарху, когда он сидел у дуба, (Бог) явился в человеческом образе, в виде странника, с ангелами, предвозвещая нам изначала, что некогда Он действительно примет образ человека и через то, освободив от власти дьявола все человеческое естество, приведет его к спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Пс.32:11. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род.    То, что Бог определил в Своем «совете», то непременно должно совершиться. Ибо кто может противиться воле Божией? Чтобы «совет Господень» постоянно пребывал в душах наших, необходимо прежде разориться в нас помыслам человеческим. И сердцу, для разумного восприятия слов Божиих, необходимо очиститься от противных помыслов (Василий В., Тихон). Пс.32:12. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его: люди, яже избра в наследие Себе.     «Блажен» возложивший упование свое на Бога и пользующий Его помощью (Феодорит). Пс.32:13. С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия:    Смотрите и видите, христиане. Бог смотрит на всех нас и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и беседуем друг ко другу. И всякое дело, слово и помышление наше записывает в книге Своей, доброе и злое, и в день последний воздаст всем по делам нашим (Тихон). Пс.32:14. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли.    Имей пред глазами своими божественного Тайнозрителя, «призирающего» за всеми делами твоими. Чем бы ты ни занимался, днем и ночью: ты имеешь наблюдающим «око» Божие (Василий В.). Пс.32:15. Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.    Имей в сердце эти слова и помни их всегда. С каким расположением и с каким усердием делаем мы что-либо в угождение людям или исполнение заповедей Его — Он все это без свидетелей «разумеет». Поэтому во всяком праздном слове воздадим отчет Ему. Бог, зная, что большая часть греха совершается в уме, повелел, прежде всего, иметь чистоту во владычественном души — уме. Ибо чем всего чаще и удобнее согрешаем, то и удостоил наибольшего попечения и охранения. Поэтому берегись: «внемли себе; да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» (Втор. 15:9) — да не войдет в сердце твое беззаконная мысль. Знать, что есть в сердце человека, свойственно тому, кто «создал» его. Он не имеет нужды в свидетелях, чтобы узнавать мысли Своих собственных творений. Каждый человек открыт перед Ним и Он знает все о человеке прежде рождения человека. От Него все существующее не сокрыто и скрыть не может, и по Своему Он смотрит на наши дела, нежели как смотрят на них люди. «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1 Цар. 16:7), которое Он создал «на едине» — отдельно от всех других живых существ. Безмерная любовь и забота о человеке! (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12:45). Впрочем, я думаю, что божественный Аарон весьма премудро потребовал «усерязи» (серьги)(Исх.32:2), едва ли не означая чрез сие то, что они лишили слух свой подобающего ему украшения, так как уже не имели благопокорливости, но напротив увлеклись к богоненавистной и преступной непокорности. Ибо, после того как Бог заповедал: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3), и они выразили одобрение сим словам и почтили их достохвальнейшим согласием, сказав: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:3, 7), теперь они искали богов изваянных. Видишь ли, как они отвергли благопослушливость? И это, думаю, значит ушное украшение. Смотри же, как осмеивает Аарон их попытку. Показав им идола, сделанного в виде тельца, он взывал к ним: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Но известно, что не тельцом они освобождены были от рабства (потому что как или откуда это могло бы случиться?) но «рукою крепкою и мышцею простертою» (Пс. 135:12) и посредством знамений и чудес. Таким образом, как бы в напоминание о совершенном от Господа он посмевается, говоря: «вот бог твой, Израиль» (Исх. 32:4). Между тем они принесли и жертвы, потом ели и пили как бы в праздник, и «после встал играть» (Исх. 32:6). Ибо за отступлением от Бога последует и то, что отступившие связуются узами плотского нечистоту считают наслаждением и прекрасною и приятною усладою считают то, о чем им надлежало бы плакать. Посему и блаженный Павел нечистое идолослужение полагал в числе плотских грехов. «Они суть, — говорит он, — дела плоти известны … блуд, нечистота, непотребство, идолослужение» (Гал. 5:19—20). Ибо это заблуждение влечет за собою еще худшие, и удаление от Бога заставляет недуговать постыднейшими из всех зол. И подлинно, они составляли хоры, воспевая, как я думаю, застольные песни, делая и говоря то, что свойственно пьяным. Не знавшего о сих дерзостных поступках божественного Моисея поставляет в известность о них Бог, так говоря: «поспеши сойти...; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010