87 Кроме нашего энкомиаста еще в зависимых от него статьях синаксаря 7 тот и 27 паопи (Wüstenfeld 12. 89: dieInselGagara) и в «исповедании веры Иакова Барадее» (ум. 578), Kleyn, Jacobus Baradeus, Leiden, 1882, 157. 88 После Диоскора в Гангре жил несколько времени Тимофей Элур, сосланный сюда в 460 г. (via Финикия, Kleyn, 11), Evagr. h. e. 2, 11; но когда он затеял здесь «παραςυναγωγ ς ποιε ν κα ταραχ ς», его немедленно препроводили в Херсон, Theophan. a. 452; Victortunn. a. 460; Liberat. c. 16. 90 Kleyn, 157. Вслед за Dr. Cornill’eм Клейн полагает, что под „иудеями“ разумеются несториане. Но совершенно положительный тон вероисповедания не в пользу таких аллегорических толкований. 106 Даже и природные, греческою культурою не затронутые египтяне, как христиане, знали по нескольку греческих церковных выражений, потому что, судя по примеру у Georgi, 362, эктении в Египте имели следующий вид (заменяем коптские слова русскими): «Об giasm V дома сего и живущих в нем, to Kur oudehJ men. K rie l hson». Но конечно человек, отвечавший в церкви словами «K rie l hson», через это еще не делался способным говорить по-гречески и в обыденной жизни. 113 Д. вс. соб. IV, 399. Leon. ер. 98 (77), 1. Та же цифра в латинском тексте рескрипта Маркиана Палладию от 28 июля 452 г. Mansi, VII, 502. 122 Prosper, Marcell., a. 449. Brevic. hist. eutych. Mansi, VII, 1062. Tillemont, XV, S. Leon, note 28. Св. Флавиан скончался в Ипепах, на границе Асии и Лидии, вероятно не достигнув еще места ссылки. 125 В Константинополе при Анатолии решалось на соборе дело между двумя епископами первой Финикии, подведомой канонически архиепископу антиохийскому. Максим антиохийский в это время находился в Константинополе, но – на соборе не присутствовал, и ему прислали – к подписанию – состоявшееся решение. Д. вс. соб. IV, 84. Mansi, VII, 89. 126 Hoffmann, 79. Полный текст этого циркуляра не сохранился до нас. Но в «исповедании веры» Иакова Барадее (Kleyn, 159) уцелела одна черта, из которой видно, что Диоскор предусмотрительно застраховывал себя от ответственности за свои деения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Wüstenfeld 1878 – Wüstenfeld F. Coptisch–Arabische Handschriften der Königl. Üniversitäts–Bibliothek. Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen 8. 1878. Wüstenfeld 1894Wüstenfeld F. Die Handschriften in Göttingen 3. Üniversitäts–Bibliothek. Nachlässe von gelehrte orientalische Handschriften (Berlin. Verlag von A. Bath. 1894. Zuntz 1938 – Zuntz G. Die Aristophanes-Scholien der Papyri: Byz. 1938. р. 631–690. Приложение. Перевод фрагментов из толкования Дидима Слепца на псалмы 938 . 86 Papyrologische Texte und Abhandlungen, hg. von L. Koenen und R. Merkelbach, Bonn 1968 ff.(PTA). 119 Palladius. Historia Lausiaca. PG 34, 1012–17. подробнее о традиции текстов: Исихазм 2004. С. 154–155; исследования: Исихазм 2004. С. 156. 125 Φλιππος. PG 39, 229. Он единственный дает все преемство лиц, возглавлявших Александрийскую школу. 126 Например, свидетельство оДидиме у Анны Комниной: «Точно также известный Дидим, не имея глаз, досконально изучил музыку и геометрию благодаря остроте ума. Правда, познав эти науки, Дидим впал в глупую ересь, и его ум был ослеплен тщеславием так же, как глаза болезнью» (Комнина 1965. С. 263.). 127 Палладий, епископ Еленопольский утверждает, что видел Дидима 4 раза в течение 10 лет во время своего посещения Египта. (Лавсаик 2003. С. 19.) 128 Тираний Руфин, родившийся в 345 году в Конкордии Килинийской, пришедши в Египет с известной Римской монахиней Меланией в 371 году, прожил 6 лет, будучи учеником Дидима и поэтому признается достоверным источником его жития (Μπνη 1971. p. 113.). 131 Например, рассказ апы Дидима в изречениях египетских отцов (Изречения Египетских Отцов 2001. изречение 266, С. 96–97.) нельзя отождествить с Дидимом Слепцо м, так как апа Дидим был зрячий («я их видел, они же меня не видели»). 137 Isidorus Epistula. PG 78, I: 199, 201, 204, 205, 281, 330,331. II: 181, 182. IV: 20, 152. V: 28, 167, 206, 207, 433, 534. 139 Так например в кодексе Свиды упоминается 10 Дидимов (SUDA vel Suidas (A.D. 10) TLG 9010/001.).

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

«Похвальное слово» не составляет исключения. И только арабы, присвоившие ей имя «Искендерийэ», восстановили историческое право «Александра двурогого» (Искендер дзуль-Карнаин). Если прибавить к этому, что слово «саракоте», буквально значащее «александрийский мастер», в верхнем Египте означало что-то среднее между паразитом и плутом, то, кажется, мы в праве будем сделать некоторый вывод относительно того, насколько эллинская культура была популярна между природным населением Египта. Ср. следующие любопытные строки в одном копто-фиваидском рассказе (Steindorff, Gesios und Isidoros в Lepsius’ Zeitschrift für ägyptische SprachP und Alterthumskunde, 1833, S. 144): «a корабельщики были насмешники и очень дурные (πονηρ ς) люди. Да вы и сами знаете, что за народ (γ νος) александрийцы (врмракоте). A они были из этого города». 71 Предполагаем это потому, что если бы был епископ-мученик антеопольский, то для энкомиаста было бы естественнее заставить Макария увидеть своего венчанного небесной славой предшественника. 72 Вильч (Wiltsch I, 185), опираясь на Ле-Кьеня, первым исторически известным епископом считает именно Макария. Лишь в коптских памятниках Цёги-Ревилью (Rev. 18) в списке отцев никейских читается опущенное в латинской и арабской его редакции имя: «Диос. ън. Τκωοу». Если это имя не сокращено из «Диоскор», то этот епископ не встречается ни в подписях к известному протесту против мареотской комиссии 335 г., ни в подписях к документам сардикского собора 343 г. Athanas. apol. с. аг. n. 50. 78. 75 Под этим чucлoмLudolf, 396: в абиссинском календаре: «Magâr[jô]s» иу Калькашанди: «abû Magâr ul-schahîd [мученик] asqaf [епископ] Qau» uWüsmenfeld, 89. На «27», очевидно, нужно поправить и спутанную заметку в начале «похвального слова». 76 Wüstenfeld, 89. ВАста Sanctor. (Oct. 24), X, 581, приводятся слова из Martyrologium coptitarum, ex vers. Moysis и оглавление синаксаря Ассе мани-Маи. Текст в переводе Вюстенфельда полнее их обоих. 79 Перевод маронита Симона Моисее считается не точным (Wüstenfeld, vii); но в этом пункте он, кажется, заслуживает предпочтения: «и видел он грехи народа словно масло, плавающее поверх воды в сосуде». 82 О времени собора этюд в Gwatkin, Studies of Arianism, Cambridge, 1882 pp. 185–188. Сам Гуоткин отдает предпочтение дате Тильмона: 340 г. 83 Появление здесь (и выше в тексте) греческих слов объясняется тем, что коптский переводчик не мало греческих технических выражений оставляет без перевода. 84 Местоположение поставлено приблизительно на основании не до точности согласных между собою карт Mannert, GeographiederGriechenundRömer, Nürnberg, 1801, VI, 2. Kiepert; Atlasantiqus, Berlin, 6 Aufl. и Миркович – Риттих, Этногр. карта слав. нар. Спб. 1875. 86 См. Cellarius II, 269 ив Ersch und Gruber’s Encyklopaedie статьи I H. Krause, Paphlagonia (1838, III, 11, 60) и Gangra (1851, I, 53, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1161 Шпренгер, впрочем, высказывает сомнение о значении собственных имен, сложенных с Уззой, для доказательства её культа там, где эти имена встречаются и поэтому говорит: «Я не согласен с. Олиандером, когда он думает, что везде, где находилось имя Абд-Узза «раб Уззы», было настоящее, если не исключительное служение Уззе... Около Мертвого мора есть много мусульман, которые не только обрезывают своих детой, но и крестят их у христианских священников, и я сам видел, как мусульмане давали деньги патриарху якобитов в Марадине, чтобы он помолился за больного верблюда». Sprenger, Das Leben etc. Bd. II, p. 11–12. Нельзя согласится в данном случае со Шпренгером. Правда бывают указанные им случаи, но повсеместно почти нахождение подобных имён нельзя объяснить одним подражанием и притом совершенно бесцельным. 1164 У арабских gucameлeй упомиуается не об одном только этом святилище Уззы, но еще приводится другое называемое Босс. 1165 Очень замечательно в схолиях на Хамасу одно место, где Тебризи приводит следующую клятву: Озиандер, обращая внимание ни эту клятву, считает её, особенно, важной и говорит: «Мы оставляем очень непонятную прибавку, в которой может быть будут стараться отыскивать какой-нибудь религиозный обряд, мы остановимся собственно, на двойственном числе, в котором является в этом стихе, примера чего автору неизвестно ни одного. Эту двойственную форму можно понимать или внешне, именно, что под этим разумеются два различные культа и святилища этой богини у различных колен, потому что мы знаем, что имена божеств употреблялись и для идола, и для храма. Или мы должны признать в этом особенное мифологическое представление об этом божестве. Возможность этого последнего объяснения подтверждают замечательные стихи, которые влагаются в уста известному предшественнику Мухаммеда Зейду-бну-Амру. Здесь мы читаем (по Ибн-Дурайду Reisk, Primae lineae, ed Wüstenfeld, p. 265) «я не служу Уззе, ни её двум дочерям, не странствую я к двум идолам сынов Амра». Если мы под двумя дочерями Уззы будем понимать двух идолов, под видом которых она чтились в фамилии Амра, против этого говорит то, что Зейд именно здесь перечисляет ряд различных божеств, так как в следующем стихе он ясно представляет выбор между одним Господом и тысячью их. Подлому, наверное, мы здесь имеем дело, как в приведенном месте у Тебризи, с приставками к различно образовавшемуся мифологическому развитию этой божеской сущности; это, вероятно, небольшие остатки из круга тех представлений, которые имеет в виду Коран при своей полемике с «дочерями божьими». Мы добавим еще замечание, что эти мифологические элементы, наверное, примыкают к первичной сущности древнеарабской религии, как звездослужению, и к полному представлению о звездном небе, поэтому мы не говорим, что миф о богах всегда объясняется из соответствующего мифа о звездах». Zeitschr, d. D. М. G. Bd. VII, p. 489–490.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Ист.: эпиграфические: Répertoire d’épigraphie sémitique/Publ. par la Commission du «Corus inscriptionum semiticarum». P., 1935. T. 6. P. 393–405 [RES 3943, 3945]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10e série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 284–303 [Ry 507, 508]; CIS 4. 1911. T. 2. P. 3–4 [CIH 363]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Maram Bilqîs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 76–83, 86–87, 136–138 [Ja 577, 579, 635]; Müller W. W. Das Ende des antiken Königreichs aramaut: Die sabäische Inschrift Schreyer-Geukens=Iryani 32//Al-Hudhud: FS M. Höfner zum 80. Geburtstag/Hrsg. R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 225–256 [Ir 32]; Бауэр Г. М., Лундин А. Г. Эпиграфич. памятники древнего Йемена: Мат-лы экспедиции П. А. Грязневича, 1970–1971 гг. СПб., 1998. С. 116–117. Фото 245 а-ж, 246 [RES 3022=M 247=Gr 313]; прочие: Strabo. Geogr. XVI 4. 24; Plin. Sen. Natur. hist. VI 160; Ptolem. Geogr. VI 7. 29, 37; Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж/Пер. с араб. и коммент.: А. Э. Шмидт; супракоммент. к пер.: А. С. Боголюбов; подгот. к изд., вступ. ст. и указ.: А. А. Хисматулин. СПб., 2001. С. 116, 125–131, 149–150, 217, 236; Jacut’s geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1869. Bd. 4. S. 751–759 (см. также библиогр. к ст. Награнские мученики). Лит.: Pigulevskaja N. Les rapports sociaux à Nedjrn au début du VIe siècle de l " ère chrétienne//JESHO. 1960. Vol. 3. N 2. P. 113-130; 1961. Vol. 4. N 1. P. 1-14; Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 226-230; Shah î d I. Byzantium in South Arabia//DOP. 1979. Vol. 33. P. 23-94; idem. Najrn//EI. Vol. 7. P. 871-872; al-Scheiba A. H. Die Ortsnamen in den altsüdarabischen Inschriften: (Mit d. Versuch ihrer Identifizierung u. Lokalisierung): Diss. Marburg; Lahn, 1982. S. 75, 104, 144; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. общества. М., 1985. С. 21-27, 106-111, 154-167, 178-180; B faq h M. ‘A. L " unification du Yémen antique: La lutte entre Saba " , imyar et le aramawt du Ier au IIIe siècle de l " ère chrétienne.

http://pravenc.ru/text/2564594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД КУЛАЛЬ [араб.    ], знатный химьяритский род, в V-VII вв. исповедовавший христианство. Его предком-эпонимом был, очевидно, Абд Кулаль (‘bdkll-m) - автор позднесабейской надписи из Саны (CIH 6), датируемой 573 г. химьяритской эры (463 г. по Р. Х.); упоминание в ней «Милостивого [Бога]» (r hmn-n) типично для южноарав. «неопределенного монотеизма ». По преданию, род был обращен в христианство миссионером, прибывшим от Гассанидов из Сирии. Нет оснований говорить об арианстве А. К.; под его «изначальным (исконным) христианством» (ан-насранийа аль-ула) следует понимать скорее монофизитство. Члены рода играли заметную роль в политической жизни Химьяра , однако утверждения о захвате ими во 2-й пол. V в. царской власти и попытки отождествить их с реальными царями, известными по надписям, вызывают серьезные сомнения. В нач. 30-х гг. VII в. Абд Кулалиты обратились в ислам, а к нач. Х в. род пресекся. Ист.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 881; CIH 6//CIS. Pars 4. P., 1889. T. 1. P. 15-19; Ibn Coteiba " s Handbuch der Geschichte/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1850. S. 309; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der später Träger des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. 1/2: Biographie Muhammed " s/Hrsg. v. E. Mittwoch und E. Sachau. Leiden, 1917. S. 32; Bd. 5: Biographien der Nachfolger in Medina/Hrsg. v. K. V. Zetterstéen. Leiden, 1905. S. 86-87; Ал-Х асан ал-Хамда   ни  . Кита  б ал-икли  л. Дж. 2/Тахки  к Мухаммад ал-Аква‘. Багдад, 1980. С. 327-328. Лит.: Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia della civiltà: Atti del Conv. intern. (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze, 4 apr. 1963). R., 1964. P. 428-429, 443-444; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 20, 92, 125-127, 145, 147, 150, 161-162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62434.html

См. Zeitscher. Der Deutch morgenland Gesell. Bd. VII, p. 483. 1292 См. эти свидетельства в тех параграфах, где мы говорили о почитании Венеры, Уззы и в начале настоящего параграфа об Аллате. 1303 По замечанию Шпренгера, Кодайда близь морского берега, около 25 часов пути к северу от Мекки. А идол Менаты был камень при полошве горы Мошаллаль. Sprenger II, 12. 1313 Озиавдер указывает следующие собственные имена с Менатой у хиджазсних колен: Абд-Менат-бну-Кинана; Абд-Менат-бну-Зорара (темимим); Абд-Менат-бну-Ханифа (из колена Бекр-Ваил); Абд-Менат-бну-Удл; Зейд-Менат отец Саада; Саад-Менат-бну-Малик (изъ колена Кайс Айлан); Аус-Менат-бну-Яидум (из колена Яд); у иеменских колен: Зейд-Менат-бну-Абд-Вадд (Кельбит; Аус Менат-бну-Маджх (из колена Кодза). См. Zeitscbr. d. D. M. G. Bd. VII, p. 497. B схолиях за Хамасу также встречается имя Абд-Менат-бну-Удд. См. Хамаса, стр. 16. 1327 При приготовлении стола Юпитера и наполнении возлияния Мени (лат.) – прим. электронной редакции. 1328 Вы, кто накрывает стол удачи и превосходит вас в судьбах (лат.) – прим. электронной редакции. 1330 Фрейтаг впрочем думяет, чпо это имя означает богиню плодородия, производя его от мужеское и женское семя. Freyag. Einleit., p. 344. 1335 См. Саблунов. Сведения o Коране, законоположительной книге мухаммедавского вероучения, стр. 195. 1339 Так, например, подобное обращение к умершим предкам встречается в 56 надписи Френеля, стр. 2 и во многих других. См. Journal Asiatique 1882 г. 3 p. 369. 1342 Может быть даже при жизни царей, их чтили в Сабе за богов. На эту мысль наводит также собственные имена лиц, составленные на подобие имён, в состав которых входит имя божества; имена, где встречается просто слово царь, без имени, например, «тот, которого мольбе вникает царь»; «тот, которого делает знаменитым царь»; «тот, которого могучим делает царь»; «тот, которого укрепил Тобба» и прочие тому подобные. См. Lenormant, Sur l " inscription dedicatoire etc. p. 46. 1357 Wüstenfeld, Register, p. 5. 6. 19. 37. Хамаеа, стр, 111; Reiste, Primae liaeae, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Идриси/Жобер – Géographie d’Edrisi/Traduite de l’arabe en français d’apres deux manuscrits de la Bibliotheque du Roi et accompagnée de notes par P. A. Jaubert. Paris, 1836–1840. T. I–II (переизд.: Amsterdam, 1975). Идриси CD – La Géographie d’ldrs, un atlas du monde au XIIe siècle: CD-ROM, Bibliothèque nationale de France, Montparnasse multimédia. Измайлов 2001 – Измайлов И. Л. Родословия мусульманских эпиграфических памятников (К проблеме этнокультурной истории Булгарии XII–XIII вв.)//ВЕДС. М., 2001. С. 83–90. Иосиппон – Флюссер Д. Книга Иосиппон. Иерусалим, 1978–1980. Т. 1–2 (иврит). ИСССР – История СССР. М. Истахри – Viae regnorum... Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishák al-Fárisí al-Istakhrí/Leiden, 1870. ИТ – История татар с древнейших времен в семи томах. Казань, 2002. Т. I: Народы степной Евразии в древности; Казань, 2006. Т. II. Волжская Булгария и Великая Степь. Иуда Галеви – Rabbi Yehyda Halevi. The Kuzari: In Defence of the Despised Faith/Transl. and annot. by N. D. Korobkin. N. Y.; Toronto; Oxford, 1997. Йа‘куби – Kitab al-boldan auctore Ahmed ibn abi Jakûb ibn Wadhih al-Katib al-Jakûbi/M. J. de Goeje. Leiden, 1892 (BGA. T. VII). Йа‘куби/Ист. – Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qûbi. Historiae/M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. T. I–II. Йа‘куби 1927 – Я’куби. История/Пер. П. К. Жузе//Баку, 1927 (Мат-лы по истории Азербайджана). Йа‘куби 1937 – Ya " kubi. Les Pays/Trad. par G. Wiet. Le Caire, 1937. Йакут – Jacut’s geographisches Wörterbuch.../F. Wüstenfeld. Leipzig, 1866–1870. Bd. I-VI. Йахйа 1883 – Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/Издал, перевел и объяснил В. Р. Розен. СПб., 1883. Йахйа 1924 – Histoire de Jahya-Ibn Sa‘id d’Antioch Continuateur de Sa‘id-ibn-Bitriq/Éditée et trad, en français par I. Kratchkovsky et A. Vasiliev//PO. 1924. T. XVIII. Fasc. 5; 1932. T. XXIII. Fasc. 5. Калинина 1976 – Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава//ДГ, 1975 г. М., 1976. С. 90–101. Калинина 1978 – Калинина Т. М. Ал-Мас‘уди о расселении русов//Восточная Европа в древности и средневековье: Сб. статей. М., 1978. С. 16–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

A. Moberg. Lund etc., 1924. P. 3–61 [сир. текст], CI–CLXX [англ. пер. и коммент.] (рус. пер. отрывков: История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия/Под ред. О. К. Дрейера; сост.: С. Я. Берзина, Л. Е. Куббель. М., 19902. С. 211–212); Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. F. M. Esteves Pereira. Lisboa, 1899 (рус. пер. отрывков: Там же. С. 223–226); Le martyre de Saint Aréthas et de ses compagnons (BHG 166)/Éd. crit., étude, annot. M. Detoraki; trad. J. Beaucamp. P., 2007. (Le massacre de Najrân; 1); Tradizioni orientali del «Martirio di Areta»: La prima recensione araba e la versione etiopica/Ed. crit. e trad. a cura di A. Bausi e A. Gori; present. di P. Marrassini. Firenze, 2006. (Quaderni di Semitistica; 27); мусульм. историография: Wahb ibn Munabbih. Kitb at-tdjn f mulk Himyar: Riwyat ‘Abd al-Malik b. Hišm. Sana‘’, P. 312–313; Našwn ibn Sa‘d al-Himyar. Mulk Himyar wa-aqyl al-Yaman. Al-Qhira, P. 147–149, 164; idem. Die auf Südarabien bezüglichen Angaben Našwân’s im Šams al-‘ulûm gesammelt/Hrsg. ‘Azuîmuddîn Ahmad. Leyden; L., 1916. S. 106–107; al-Hamdn, al-Hasan ibn Ahmad. Kitb al-Ikll. Al-Qhira, 1966. Pt. 2/Ed. Muhammad b. ‘Al al-Akwa‘ al-Hiwl. P. 59–64; Bayrt; ana‘’, Pt. 8/Ed. Nabêh Amên Faris. P. 127, 137, 226; at-Tabari. Annales/Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Batav., 1890. Ser. 1. Vol. 2. P. 918–919, 926–929; Ibn-Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub. Historiae/Ed. M. Th. Houstma. Lugd. Batav., 1883. Pars 1. P. 225–226; Das Leben Muhammed’s nach Muhammed Ibn Ishk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischam/Hrsg. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1. S. 19–24; Maçoudi. Les prairies d’or/Éd., trad. C. Barbier de Meynard, A. Pavet de Courteille. P., 1861. T. 1. P. 129–131; 1864. T. 3. P. 156–157, 175. Лит.: Ryckmans J. La persécution des chrétiens himyarites au sixième siècle. Istanbul, 1956; idem. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Atti del Convegno internazionale sul tema: L " Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze 4 aprile 1963).

http://pravenc.ru/text/1238031.html

свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от араб. владетелей - Лахмида аль- Мунзира III и Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы . По примеру химьяритских царей V в. А. проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись (Ry 506), повествующая о победоносном походе А. против группы бедуинских племен в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, к-рый арабо-мусульм. традиция приписывает А., нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов А. или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом А. взял курс на укрепление политических и религ. связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан правосл. еп. Григентий . Однако предположение о принятии при нем Православия в качестве офиц. религии Химьяра нельзя считать доказанным. О последних годах правления А. сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на кон. 50-х гг. VI в. Ему наследовал его сын Яксум. Ист.: Das Leben Muhammed " s nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1/1. S. 26, 28-41; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 927-946, 950-952, 966; CIH 541//CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. и рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба//Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Ry 506// Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10 série//Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284; Прокопий. Войны. I 20. 3-8; 13. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 306-309, 314-331; Beeston A. F. L. Abraha//EI. Vol. 1. P. 105-106; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС.

http://pravenc.ru/text/62478.html

  001     002    003