87 Кроме нашего энкомиаста еще в зависимых от него статьях синаксаря 7 тот и 27 паопи (Wüstenfeld 12. 89: dieInselGagara) и в «исповедании веры Иакова Барадее» (ум. 578), Kleyn, Jacobus Baradeus, Leiden, 1882, 157. 88 После Диоскора в Гангре жил несколько времени Тимофей Элур, сосланный сюда в 460 г. (via Финикия, Kleyn, 11), Evagr. h. e. 2, 11; но когда он затеял здесь «παραςυναγωγ ς ποιε ν κα ταραχ ς», его немедленно препроводили в Херсон, Theophan. a. 452; Victortunn. a. 460; Liberat. c. 16. 90 Kleyn, 157. Вслед за Dr. Cornill’eм Клейн полагает, что под „иудеями“ разумеются несториане. Но совершенно положительный тон вероисповедания не в пользу таких аллегорических толкований. 106 Даже и природные, греческою культурою не затронутые египтяне, как христиане, знали по нескольку греческих церковных выражений, потому что, судя по примеру у Georgi, 362, эктении в Египте имели следующий вид (заменяем коптские слова русскими): «Об giasm V дома сего и живущих в нем, to Kur oudehJ men. K rie l hson». Но конечно человек, отвечавший в церкви словами «K rie l hson», через это еще не делался способным говорить по-гречески и в обыденной жизни. 113 Д. вс. соб. IV, 399. Leon. ер. 98 (77), 1. Та же цифра в латинском тексте рескрипта Маркиана Палладию от 28 июля 452 г. Mansi, VII, 502. 122 Prosper, Marcell., a. 449. Brevic. hist. eutych. Mansi, VII, 1062. Tillemont, XV, S. Leon, note 28. Св. Флавиан скончался в Ипепах, на границе Асии и Лидии, вероятно не достигнув еще места ссылки. 125 В Константинополе при Анатолии решалось на соборе дело между двумя епископами первой Финикии, подведомой канонически архиепископу антиохийскому. Максим антиохийский в это время находился в Константинополе, но – на соборе не присутствовал, и ему прислали – к подписанию – состоявшееся решение. Д. вс. соб. IV, 84. Mansi, VII, 89. 126 Hoffmann, 79. Полный текст этого циркуляра не сохранился до нас. Но в «исповедании веры» Иакова Барадее (Kleyn, 159) уцелела одна черта, из которой видно, что Диоскор предусмотрительно застраховывал себя от ответственности за свои деения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Конференция, посвященная традиционной народной культуре. Состоится 17 февраля. Москва, Литературный музей, ул. Петровка. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка художника Владимира Телина продлится до 21февраля. Москва, галерея «Арт Прима», Чистопрудный бульвар Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Фотовыставка лучших публикаций журнала «Фома» – « Территория радости » откроется 25 февраля в Берлине в Российском доме науки и культуры Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Выставка выдающегося английского художника Уильяма Тернера (1775-1851) – более ста работ из собрания Галереи Тейт (Лондон) – работает ГМИИ им. А. С. Пушкина до 15 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Кинолекторий протоиерея Георгия Митрофанова «Духовная судьба России в отечественном кинематографе» пройдет в Санкт-Петербурге в Православном просветительском центре при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери 13, 27 февраля Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »); Лекции по византийскому искусству V-XV веков пройдут в особняке Румянцева в Петербурге 12,26 февраля. Информация//Фома. - – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 7 событий февраля »). 3 фильма к Прощеному воскресенью: « Чучело », 1983, СССР. Режиссер Ролан Быков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Покаяние », 1984, СССР. Режиссер Тенгиз Абуладзе //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »); « Папа », 2004, Россия. Режиссер Владимир Машков //Фома. – – февраль 2009. – С.89. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Прощеному воскресенью »). 1 книга февраля: Протопресвитер Александр Шмеман . Беседы на Радио «Свобода». – Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. Рекомендует Егор Агафонов , старший редактор издательства ПСТГУ//Фома. - – февраль 2009. – С.89,91. – (рубрика « Путеводитель. 1 книга февраля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский , 73, 302). Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский , 73, 317). Источник. ...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник. ...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник , 89, 512–513). Источник. Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28 ), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник. Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник , 89, 558).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бог исполнил человека ведением и разумом, стараясь очистить страсти и самопроизвольное зло и по Своей благости жатая преложить смертное в бессмертие (прп. Антоний Великий , 89, 91). Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри, не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей... (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл – толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтобы не верить своему разуму более, чем Святому Писанию, ибо это – знак гордости (прп. авва Исаия , 89, 298–299). ...Блюди себя от лжеименного разума, противящегося здравому учению, как сказал Апостол (см.: 1Тим. 6, 20; 1, 10 ) (прп. авва Исаия , 89, 299). Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение). Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздает славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его (прп. авва Исаия , 89, 316).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти... ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий , 89, 84). Источник. Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий , 89, 90). Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий , 89, 92). Источник. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ум Скудный ум приносит и плоды скудные... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 89). Источник. ...Ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 106). ...Как земля, если земледелец не обрабатывает ее, зарастает тернием, и особенно если она хорошего качества; так и ум, если не упражняется в молитве и чтении и не имеет этого своим (непрестанным) делом, – одебелевает и не замечает того. И как земля, хотя идет на нее дождь и светит солнце, не приносит пользы земледельцу, если он не засеивает ее и не охраняет, так и ум без нравственного делания не может иметь ведения, хотя, может быть, и от благодати получил его (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 70–71). Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу (прп. Антоний Великий . 89, 67). Источник. ...Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души (прп. Антоний Великий , 89, 81). Источник. Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Ум все видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает его, кроме одного греха. Для чистого же ничего нет неудобопонятного, как для слова его, – неизглаголанного (прп. Антоний Великий , 89, 83). Источник. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, – так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может (прп. Антоний Великий , 89, 85). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Страх Божий есть корень всех добродетелей (прп. авва Исаия , 59, 116). На пути добродетелей есть падения, есть враги, есть изменение, есть изобилие, есть умеренность, есть бесплодие, есть печаль, есть радость, есть болезнование сердечное, есть утеснение, есть покой, есть преуспеяние, есть понуждение (прп. авва Исаия , 59, 145). Четыре есть добродетели, которые чистою делают душу: молчание, соблюдение заповедей, теснота (стеснение себя во всем, чтоб был тесный путь) и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 89, 318). Источник. Четыре добродетели, как стеною, ограждают душу и киот ей покойно вздохнуть от тревог со стороны врагов: милость, безгневие, долготерпение и извержение всякого находящего семени греха; противостояние же забвению сохраняет их все (прп. авва Исаия , 89, 318). Источник. Орудия добродетелей – суть телесные труды с разумом (прп. авва Исаия , 89, 349). Источник. ...Попрание совести исторгает добродетели из сердца (прп. авва Исаия , 89, 350). Уступление своей воли ближнему означает, что ум имеет в виду добродетели... (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Добродетелям... всем одна мать, которая называется страхом Божиим... (прп. авва Исаия , 89, 371). ...Как земледелие изменяет качество растений, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всякими недугами (свт. Василий Великий , 5, 79). ...В нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе (свт. Василий Великий , 5, 143). ...Премудро и благоискусно, приводя нас к добродетели, Псалмопевец удаление от греха положил началом добрых дел (см.: Пс. 36, 27 ). А если бы он вдруг потребовал от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу. Теперь же приучает тебя к более удобоприступному. чтобы ты смелее взялся за прочее. И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице... которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях, и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преуспеяние, не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему, как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния (свт. Василий Великий , 5, 161). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Милосердие дает нам видеть в себе образ Божий (41:223). – Человек милостивый – врач души своей (41:223). – Что такое сердце милующее? (48:260) – Как может исполнять заповедь о милосердии безмолвник? (55:308–310) – Примеры милосердия и любви – святые Макарий и Агафон (55:310–311). – При творении милостыни должно иметь и другие добродетели, и особенно – отпускать ближнему согрешения, и кто истинно милостив (56, 343–344; 58:380). – Милостыня приближает сердце к Богу (56:353). – Подавай милостыню с ласковостью и утешением слова (56, 353; 89:509). – Побуждение к творению милостыни без различия достойных и недостойных (56:353–354). – Делая кому-либо добро, не жди от него воздаяния (56:354). – Оставление милостыни ради высшего подвига (56:354). – Посевай милостыню на смирении (57:361). – Бог не принимает милостыни от блудника (57:361). – Человек Божий – тот, кто из милосердия лишает себя удовлетворения необходимых потребностей (57:366). – Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога (57:366). – Кто имеет возможность, тот должен подавать милостыню, а кто не имеет, чтобы дать другому, тому как утешать себя? (57:366) – Возлюби нищих, чтобы через них и тебе улучить милость (57:375). – Милостивый милует всех без различия (58:380). – В чем состоит истинное и совершенное милосердие? (58:380) – Милость Божия к людям (67, 426–427; 71, 444; 90:519–520). – Признак милосердия (сострадательности) – прощение всякого долга (85:488). – Чему уподобляются милосердие и правосудие, соединенные в одной душе? (89:506) – Отношение между милосердием и правосудием (89:506–507). – Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью (89:506). – Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с милостью Божией (89:507). – Милосердием Божиим превышается правосудие (89:507). Мир (душевный) . Мир души чем достигается? (5, 53:56–57) – Как мысль внезапно переходит от мира к смущению? (46:248) – Лишаясь любви, человек лишается мира (55:329). – Когда человек достигает мира помыслов? (65:420) – Когда и почему мы не можем пребывать в мире? (72:447–448) – Когда на пути своем находишь неизменный мир, тогда бойся, и почему (78:469).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010