Абу–ль–Аббас–Ахмад–Таки–эд–дин алъ–Макризи — высокообразованный мусульманин. Он занимал пост и. д. кади в Каире, потом был проповедником при мечетях, наконец профессором преданий в мусульманских академиях в Киаре и Дамаске и умер в 1442 году. Это был очень плодовитый писатель и «самый славный историограф Египта». Из его сочинений наиболее известна «Книга наставлений и размышлений касательно истории земель ( " al–hitat) и памятников», или география и история Египта. Восемь глав III части этого " " al–hitat» издаются отдельно под названием «церковной истории коптов»; лучшее издание: Geschichte der Kopten ν. F. Wüstenfeld, Göttingen 1845. В ней содержатся краткие сведения об египетской церкви, начиная от евангелиста Марка, первого патриарха александрийского, и кончая гонением на коптов в 1354 году. Здесь есть, между прочим, перечень выдающихся коптских монастырей (86) и христианских церквей (72) с краткими историческими и географическими сведениями о них. Вообще интерес мусульман к церквам христианским был настолько велик, что, например, библиотекарь египетского халифа аль- " Азиса, аль–Шабушти, умерший в 1000 году, составил (недошедшее до нас, но бывшее под руками у Макризи) специальное описание: «История монастырей в Ираке, Мосуле, Месопотамии и Египте». Другим главным пособием для Макризи была хроника аль–Макина. Под конец своей жизни аль–Макризи задумал издать «Книгу хроник Египта великую», т. е. биографии всех государей и знаменитых мужей Египта; сочинение было рассчитано на 80 томов, но автор успел написать только 16, и они изданы. Эфиопская историография ) Эфиопская литература для церковной истории дает очень немного. Между сохранившимися переводными памятниками этой письменности самый замечательный — хроника Иоанна, епископа никиуского, Chronique de Jean, eveque de Nikiou. Texte ethiopien publie et traduit par H. Zotenberg, Paris 1883. Об авторе известно только следующее: он был епископом Пшати (ππατι), в нижнем Египте (Дельте), — по–гречески этот город называется Νικου, — в 690 году принимал участие в хиротонии Исаака, XLI монофиситского патриарха александрийского и занимал выдающееся положение между епископами, как ποτρτης нижнего Египта (араб, «mudäbbir» — пост вроде митрополита).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

    Абу-ль-Аббас-Ахмад-Таки-эд-дин ал-Макризи - высокообразованный мусульманин. Он занимал пост и. д. кади в Каире, потом был проповедником при мечетях, наконец профессором преданий в мусульманских академиях в Киаре и Дамаске и умер в 1442 году. Это был очень плодовитый писатель и «самый славный историограф Египта». Из его сочинений наиболее известна «Книга наставлений и размышлений касательно истории земель ( " al-hitat) и памятников», или география и история Египта. Восемь глав III части этого « " al-hitat» издаются отдельно под названием «церковной истории коптов»; лучшее издание: Geschichte der Kopten ν. F. Wüstenfeld, Göttingen 1845. В ней содержатся краткие сведения об египетской церкви, начиная от евангелиста Марка, первого патриарха александрийского, и кончая гонением на коптов в 1354 году. Здесь есть, между прочим, перечень выдающихся коптских монастырей (86) и христианских церквей (72) с краткими историческими и географическими сведениями о них. Вообще интерес мусульман к церквам христианским был настолько велик, что, например, библиотекарь египетского халифа аль- " Азиса, аль-Шабушти, умерший в 1000 году, составил (недошедшее до нас, но бывшее под руками у Макризи) специальное описание: «История монастырей в Ираке, Мосуле, Месопотамии и Египте». Другим главным пособием для Макризи была хроника аль-Макина. Под конец своей жизни аль-Макризи задумал издать «Книгу хроник Египта великую», т.е. биографии всех государей и знаменитых мужей Египта; сочинение было рассчитано на 80 томов, но автор успел написать только 16, и они изданы.     Эфиопская историография    Эфиопская литература для церковной истории дает очень немного. Между сохранившимися переводными памятниками этой письменности самый замечательный — хроника Иоанна, епископа никиуского, Chronique de Jean, eveque de Nikiou. Texte ethiopien publie et traduit par H. Zotenberg, Paris 1883. Об авторе известно только следующее: он был епископом Пшати (ππατι), в нижнем Египте (Дельте),— по-гречески этот город называется Νικου,— в 690 году принимал участие в хиротонии Исаака, XLI монофиситского патриарха александрийского и занимал выдающееся положение между епископами, как αποτρτης нижнего Египта (араб, «mudäbbir» — пост вроде митрополита).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

356 Как ничтожны иногда бывали поводы для самых невероятных «историй», видно из того, что когда Афанисий в. представил в Тире Арсения ипсильского живым и с обеими руками, то мелетиане оправдывались тем, что Арсения долго искали и не находили: естественно было подумать, что он «умер» Soz., h е., 2, 25: π χρ νον λαθε ν κρυπτ μενον, μ φαινομενον δ ε κ τως ποθανε ν νομισθ ναι. 357 Д. вс. c., III, 286, M., VI, 684. Бленополь, древний Дрепан, переименованный так Константином в. в честь его матери, небольшой (Ргосор., de aelif., 5, город в Вифинии недалеко от Халкидона. Теплыми водами еленопольскими пользовался и Константин во время своей предсмертной болезни. Euseb., V. C., 4. 61. Socr., h. e, 1,39, Soz., U. e., 2, 34. Socr.: κπλε π τ ν λενο πολιν, ς φυσικο ς θερμο ς (Soz.: α τομ τοις λουτρο ς) χρησ μενος το ς χε γειτνι ζουσιν. 363 Что при Феофиле же перенесены и мощи пророка Елисея, сказано в сиваксаре. В арабский период мартирион назывался el-Deimas, т. е. «грот». Wüstenfeld, 75. Ludolf, 417: по Калькашанди 2 пауни (27 мая) «обретение костей (inventio ossum) Иоанна крестителя», a по абиссинскому календарю под тем же числом «явление тела (pparitio corporis) Иоанна крестителя и тела Елисея». 364 Тнеорн., a, 456. Вероятно перенесение мощей стояло в связи с постройками, производившимися в церкви св. Иоаннав 465–467 гг. 365 Revillout, Le сопс. de Nic. (Par., 1881), 112. R É., 1883, 28. Утверждают, что в состав этой библиотеки «места (τ πος) св. Иоанна» входили знаменитые «papyri taurinenses» (коптские папирусы туринского музея, первой половины V в.). Библиотека св. Иоанна была не единственная церковная библиотека в Адександрии: при церкви св. Марка [известной «бавкалийской» церкви, Epiph., haer., 69, 2. Neale, Hist, of the h. eastern church: the patriarchate of Alexandria (London, 1847), I, 9] в первой половине V I в. тоже существовала библиотека Abel, 737. Zoeha, 94 (cod. Vat. 61, cod. memph. Borg. 50), 372 Leon. ер. 113 (86, 3: ad cujus [toclesiae] episcopum vel ordinatores ejus seu clericos qualia scripta direxerim missis exemplaribus scire te volo.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

383 Sotto un rovinato cenobio... fra i ruderi d’un convenmo... Bepoяmho, для всех осталось неизвестно, что это за монастырь и где эти развалины. Это –  обыкновенная история старинных европейских «египетских музеев». Раскапывая развалины монастырей, арабы-мусульмане находили остатки библиотек, памятники, в которых сами копты позабывшие свой родной язык, не видели никакого проку. Затем дележ добычи между компаньонами этих промышленных экспедиций производился натурою: рукописи раздирали на части без всякого внимания к их содержанию. Об отметке «места находки» конечно не было и речи. Этот дешевый товар продавали – в качестве оберточной бумаги. Еще в конце прошедшего столетия в верхнем Египте можно было встретить арабов, за копеечные цены предлагавших разрозненные листы пергаменных и папирусных манускриптов, связанные в пучки словно сено. Римские миссионеры купили несколько таких связок для кардинала Борджиа, и они составили гордость его музея в Beллempu. Zoega, 169. 384 Это конечно чтение на 7 епифи (1 июля), праздник св. Игнатия y коптов, день его мученической кончины по этим актам См. очерк A после текста. 385 Вероятно это чтение на один из трех дней тóут: 2 (30 авг.) – усекновение Предтечи y коптов или 8 (5 сент.) – св. Захарии отца Предтечи, или 26 (23 сент.) – зачатие Предтечи. 386 Это или св. Ираида александрийская, пострадавшая при Диоклетиане в Антиноополе, 23 или 5 сентября по православному месяцеслову (Сергий [преосв. могилевский], Полный месяцеслов востока (Москва, 1876), П, 1, 225; cf. Euseb., h. е., VI, 4, 3, annot. Vales.) или сестра св. Абадира [Хр. Чт. 1885 I, 17 (54) б], Ираи антиохийская (в Synaxarium der Coptischen Christen, übrs. v. F. Wüstenfeld (Gotha, 1879), 47, ошибочно: Ирина [Irâni испорчено из Irâi]), пострадавшая с братом в то же гонение и в том же Антиноополе. 28 тоут (25 сент.) y коптов. 387 Конечно чтение на 18 паопи (15 октября), память Феофила y konmob; cf. Socr., h. е., VII, 7. Изданы Ревилью b Le Concile de Nicée, Paris, 1873. 390 Известны месяцесловы: арабские при евангелиях 1286 и 1338 гг., мусульманина абу-ль-Аббае Ахмеда эль Калькашанди (ум. в 1418 г.) и изданный преосв. Порфирием (Успенским) в русском переводе в 1856 г. и абиссинский y Лейтгольфа. Свод их y еп. Сергия, NMB. II, прилож. 2. – В месяцеслове Мэлева (Original documents of the Coptic Church. II. The Calendar of the Coptic Church, translated from an Arabic mss. [he задолго пред тем эта рукопись употреблялась еще при богослужении в одной из каирских церквей] by S. C. Malan, London, 1873) также нет ни Афу, ни Джиооре, ни Птоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

б) В анафематизме об Ефесском разбойничьем соборе говорится как о «третьем соборе»; но это выражение до такой степени не согласно с терминологией Иакова в других местах, что и Корнилль и Клейн видят здесь только lapsus memoriae; между тем оно как нельзя более отвечает диоскорианскому счету вселенских соборов. Известно, что эта партия игнорировала в Ефесе в 449 г. константинопольский символ и когда ей напомнили о его существовании в Халкидоне, она ответила воплями негодования: о другой редакции символа, кроме никейской, диоскориане не хотели и слышать (Д. вс. соб. III, 187. Mansi VI, 632. 633), обычные их выражения были: «святые и вселенские соборы, т. е. никейский и Ефесский» (Д. вс. с. III, 490 ср. 463. Mansi, VI, 927. 908), «два собора» (Д. вс. с. III. 181. Mansi VI, 625), «оба великие и единственные собора, т. е. никейский и Ефесский» (слова Диоскора, Hoffmann, 70 cf. 68). А в 457 г. элургане прямо заявляли: «собора же ста пятидесяти мы не знаем» (Д. вс. с. IV, 492. Mansi, VII, 537. Cod. enc. ep. 24). И на Ефесском соборе 449 г. один льстец выразился так: «это третий вселенский собор, созванный в конце веков; этот собор, думаю, есть последний собор, собранный Св. Духом, во исполнение слов писания: «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Mamф. XVIII, 16 ). (Hoffmann, 43). Последующим генерациям монофизитов эта оппозиция второму вселенскому константинопольскому собору была до такой степени непонятна, что напр. Иаков, принимая учение «великого Диоскора», на той же странице (Kleyn, 156) говорит: «и я, малейший из архиереев, приемлю три святые собора, никейский, константинопольский и ефесский», а коптские и абиссинские монофизиты 1 мехира (26 января) торжественно совершают память 150 отцев, в 381 г. в Константинополе собравшихся, восхваляют их победу над Македонием, Савеллием и Аполлинарием и ублажают за дополнение никейского символа. «На этом соборе они постановили каноны, которых и доныне держатся христиане всех вероисповеданий, руководствуясь этими правилами как законом» (Wüstenfeld, 272–274.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ludolf, 407). Коптский синаксарист не имеет даже правильного представления о тексте никейского символа и полагает, что он читается буквально как константинопольский, только оканчивается словами: «и в Духа Святого» (Wüstenfeld, 108. 109). Очевидно, эпигоны монофизитства могли лишь переписать третий анафематизм Диоскоров, но не могли его выдумать. – И так Диоскор, как человек глубоко постигший искусство – быть деспотом, попытался нанести удар тому, что было твердым оплотом внутренней церковной свободы, – вселенским соборам. Провозгласить себя неподсудным соборному авторитету, это было выше средств и быть может даже выше разумения александрийского папы, воспитанного среди живых преданий соборности; но он отменял соборы фактически, порешив, что в 449 г. был собор третий и последний, и кто соберется на четвертый собор, да будет анафема. 128 Prosper, Marcell. а. 450. Theoph. a. 443. По Просперу казнь Хрисафия падает на время между смертью Феодосия (28 июля) и воцарением Маркиана (25 августа). Cf. Sievers, Studien zur Geschichte der römischen Kaiser (Berlin, 1870), 476. 131 Софроний александриец в своем прошении халкидонскому собору писал (Д. вс. соб. III, 591. Mansi, VI, 1033): «Диоскор виновен даже в противогосударственном преступлении: когда, ко благу вселенной, божественные лавреаты входили (t n g r Je wn laur twn, laureata, e sercom nwn) в великую Александрию, он не задумался раздать народу (ple stoiV) денег чрез Егораста, Тимофее и некоторых других и подбить его выгнать лавреаты (из города). Неприятно ему было: он так привык, чтобы его величали владыкою вселенной (desp thV t V o koum nnhV, ср. Д. вс. с. III, 394. Mansi, VI 855; universalis archiepiscopus), и он хотел бы лучше сам властвовать (basile ein) над египетским диоцезом». В эту эпоху провозглашение о вступлении императора на престол сопровождалось торжественным внесением в города бюстов нового государя в лавровом венке (laureata). В 420 г. Гонорий провозгласил Констанция императором. Новый август, «по обычаю», известил восточного государя о своем вступлении на престол, отправив в Константинополь свои императорские изображения (ε κ νας).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

5 Sotto un rovinato cenobio... fra i ruderi d’un convento... Вероятно, для всех осталось неизвестно, что это за монастырь и где эти развалины. Это – обыкновенная история старинных европейских «египетских музеев». Раскапывая развалины монастырей, арабы-мусульмане находили остатки библиотек, памятники, в которых сами копты позабывшие свой родной язык, не видели никакого проку. Затем дележ добычи между компаньонами этих промышленных экспедиций производился натурою: рукописи раздирали на части без всякого внимания к их содержанию. Об отметке «места находки» конечно не было и речи. Этот дешевый товар продавали – в качестве оберточной бумаги. Еще в конце прошедшего столетия в верхнем Египте можно было встретить арабов, за копеечные цены предлагавших разрозненные листы пергаменных и папирусных манускриптов, связанные в пучки словно сено. Римские миссионеры купили несколько таких связок для кардинала Борджиа, и они составили гордость его музея в Веллетри. Zoega, 169. 6 Вероятно это чтение на один из трех дней тóут: 2 (30 авг.) – усекновение Предтечи y коптов. или 8 (5 сент.) – св. Захарии отца Предтечи, или 26 (23 сент.) – зачатие Предтечи. 7 Это или св. Ираида александрийская, пострадавшая при Диоклетиане в Антиноополе, 23 или 5 сентября по православному месяцеслову (Сергий [преосв. могилевский], Полный месяцеслов востока (Москва, 1876), П, 1, 225; cf. Euseb., h. е., VI, 4, 3, annot. Vales.) или сестра св. Абадира [Хр. Чт. 1885 I, 17 (54) б], Ираи антиохийская (в Synaxarium der Coptischen Christen, übrs. v. F. Wüstenfeld (Gotha, 1879), 47, ошибочно: Ирина [Irâni испорчено из Irâi]), пострадавшая с братом в то же гонение и в том же Антиноополе. 28 тоут (25 сент.) y коптов. 8 Конечно чтение на 18 паопи (15 октября), память Феофила y коптов; cf. Socr., h. е., VII, 7. Изданы Ревилью в Le Concile de Nicée, Paris, 1873. 11 Известны месяцесловы: арабские при евангелиях 1286 и 1338 гг., мусульманина абу-ль-Аббае Ахмеда эль Калькашанди (ум. в 1418 г.) и изданный преосв. Порфирием (Успенским) в русском переводе в 1856 г. и абиссинский y Лейтгольфа. Свод их y еп. Сергия, ПМВ. II, прилож. 2. – В месяцеслове Мэлева (Original documents of the Coptic Church. II. The Calendar of the Coptic Church, translated from an Arabic mss. [не задолго пред тем эта рукопись употреблялась еще при богослужении в одной из каирских церквей] by S. C. Malan, London, 1873) также нет ни Афу, ни Джиооре, ни Птоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Bayrut, 1959. Т. 3; Macrizi’s Geschichte der Copten: Aus den Handschriften zu Gotha und Wien/Mit Übers. und Anmerkungen von F. Wüstenfeld. Gött., 1845; Mich. Syr. Chron.; SynAlex; SynAlex (Forget); Le Synaxaire éthiopien. Р., 1907–1945. 4 vol. in 5. (PO; T. 1. Fasc. 5; T. 7. Fasc. 3; T. 9. Fasc. 4; T. 15. Fasc. 5; T. 26. Fasc. 1). Turnhout, 1986–1999. 9 vol. (PO; T. 43. Fasc. 3; T. 44. Fasc. 1, 3; T. 45. Fasc. 1, 3; T. 46. Fasc. 3, 4; T. 47. Fasc. 3; T. 48. Fasc. 3); доараб. и раннеараб. период: Iohannes Ephesinus. Historiae ecclesiasticae pars tertia/Ed., interpr. E. W. Brooks. Louvain, 1935–1936. 2 vol. (CSCO; 105–106. Syr.; 54–55); Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883; Eutych. Annales. Pars 2; айюбидский период: Tarikh al-aba’ al-batarika li-l- anba Yusab, uskuf Fuwwa. Al-Kahira, Zaborowski J. The Coptic Martyrdom of John the Phanijoit: Assimilation and Conversion to Islam in XIIIth-Century Egypt. Leiden; Boston, 2005; мамлюкский период: Moufazzal Ibn Abil-Fazail. Histoire des sultans Mamlouks/Éd., trad. E. Blochet. P., 1920. [Pt. 2]. P. 383–387, 447–452, 474–479. (PO; T. 14. Fasc. 3); Tarikh Ibn al-Furat. Bayrut, 1936. Т. 9. P. 9, 161–162, 354; 1942. Т. 7. P. 4–5, 85, 152, 158; Ibn a-u‘´ Tl kitb wafayt al-a‘yn/Éd., trad. J. Sublet. Dimash, 1974. P. 71, 91, 110–111, 182, 193–194; Ibn Taghrbird, Djaml ad-Dn Ab-l-Masin Ysuf. An-nudjm az-zhira f mulk Mir wa-l-hira. Bayrt, 1992. Pt. 16. P. 249–250; a-Marz, Amad ibn ‘Al. Kitb as-sulk li-ma‘rifat duwal al-mulk. Bayrtt, 1997. Pt. 4–5. Лит.: общая: Gutschmid A., von. Verzeichniss der Patriarchen von Alexandrien// Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 395-525; Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis; Abbott N. The Monasteries of the Fayyum. Chicago, 1937; Wilfong T. The Non-Muslim Communities: Christian Communities//The Cambridge History of Egypt.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [араб.    ], еп. г. Хира , столицы царства Лахмидов , в правление царя Амра ибн аль-Мунзира (554-569/70). Известен по единственному упоминанию в надписи, которую мать царя Амра, киндитка Хинд из царского рода, оставила на фасаде церкви в построенном ею «Большом монастыре Хинд» (      ) в Хире. Текст этой надписи приведен в компилятивном «Словаре стран» известного арабо-мусульм. географа Якута аль-Хамави ар-Руми (1179-1229) без указания на источник: «Построила эту церковь Хинд, дочь аль-Хариса, сына Амра, сына Худжра, царица, дочь царей и мать царя Амра, сына аль-Мунзира, раба Христова, мать Его раба и дочь Его рабов, в царствование царя царей Хосрова Ануширвана (    ), во времена епископа Мар Ефрема. Бог же, ради Которого она построила этот монастырь, да простит ее прегрешение, и да смилостивится над нею и над ее детьми, и да приведет ее и ее народ под истинную защиту Свою. Да пребудет Бог с нею и с ее детьми во веки веков». Очевидно, что это не оригинал надписи, а близкий к нему пересказ ее содержания, причем остается неясным, на каком языке был составлен оригинал: на староарабском (подобно надписи 1-го известного нам лахмидского царя Имру аль-Кайса из Эн-Намары 328 г. по Р. Х.) или на сирийском. Ист.: Jacut " s geographisches Wörterbuch/Hrgs. von F. Wüstenfeld. Lpz., 1867. Bd. 2. S. 709. Лит.: Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 108-109; Caskel W. G  amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hia  m ibn Muhammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 2: Das Register. S. 283. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/182115.html

   001    002   003