Е. Е. Макаров Иконография В визант. и древнерус. иконографической традиции Е. изображается с темными короткими волосами, с гуменцом на темени (без гуменца на фреске в ц. свт. Николая близ Сангри на Наксосе, ок. 1270) и с темной короткой бородой. В его левой покровенной руке Евангелие, правой Е. указывает на книгу или благословляет. В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Святые иерархи», о Е. сказано: «...не стар, с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 8. 54). Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Одно из ранних изображений Е. сохранилось на миниатюре со сценой мучения в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 246, 976-1025 гг., К-поль). Его образы включались в росписи каппадокийских храмов: в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.); в Карабаш-килисе в Соганлы (1060-1061); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Изображение Е. сохранилось в медальоне на крестовом своде диаконника в монастыре в честь Успения Пресв. Богородицы в Дафни (кон. XI в.) - святой изображен как средовек с каштановой короткой раздвоенной бородой, с гуменцом; в соборе Санта-Мария Нуова в Монреале (между 1183 и 1189) - с крестом; в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (кон. XII в.); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в Джамбазли-килисе (нач. XIII в.); в ц. Св. Троицы в Сопочаны, Сербия (ок. 1265); в ц. Таксиархов (1359) и в ц. апостолов Петра и Павла (1561) в Кастории, Греция. Образ Е. почти всегда присутствовал среди изображений иереев в алтарном пространстве македон. храмов XIII-XIV вв., что свидетельствует об особом почитании святого на этой территории. Иконы с образом Е. встречаются достаточно редко и относятся в основном к поствизант. времени (напр. икона «Св. Елевферий», XVII в., НИМ(С)). О широком почитании Е. на Балканах, в частности в Сев. Греции, свидетельствует изображение его среди избранных святых на иконах, заказываемых частными лицами: «Свт. Елевферий и вмц. Параскева» (1-я пол. XVIII в., музей монастыря Влатадон в Фессалонике); «Св. Елевферий, свт. Николай, великомученики Пантелеимон, Димитрий и Георгий» (XVIII в., Музей церковного искусства в Александруполи, Греция).

http://pravenc.ru/text/189703.html

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души» (Ерминия ДФ. М., 1993р. Ч. 3. § 13. 37). В раннее время Е. С. преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой (в зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049-1055); в ц. Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348)), впосл. утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Е. С. нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, напр., один из ранних известных образов Е. С., представленный на створке триптиха с изображениями ап. Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, свт. Василия Великого (сер. X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/6) Е. С. изображен с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом Е. С. изображен в пареклиссионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634). Среди ранних памятников - образ Е. С. на миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 354, 976-1025 гг., К-поль), Лондонской (Феодоровской) псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 97r, 1066 г.) и в рукописи XI в., где святой представлен вместе с сир. поэтом Иаковом Саругским (Дамаск, Патриархия Сиро-яковитской Церкви). В визант. время изображение Е. С. входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в зап. части наоса или в нартексе. Известны изображения святого в вост. части (роспись каппадокийских храмов - ц. Цистерны близ Авджылара, 1-я пол. XI в.; ц. 29а в Гёреме, 1-я пол. XI в.) и в центральном пространстве храма (фреска ц. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, 1164). В Каппадокии помимо названных памятников образ Е.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Сцена мученичества семьи Е. П. (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 53, 976-1025 гг., К-поль), в 2 минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. (Marc. gr. 586. Fol. 156r) и кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r), в Минологии кон. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 52v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?). В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, один из сыновей Е. П. изображен карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам груз. искусства VI-VII вв. Сцена охоты Е. П. представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе вост. фасада Успенского храма мон-ря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII-IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах груз. церквей: Спаса в с. Зенобани в Имерети (XIII в.), во 2-м регистре зап. стены; с. Цкелари в Абхазии (X в.); св. Саввы Освященного мон-ря Сапара (Сафара), Юго-Зап. Грузия (XIV в.); в храмах В. Сванети - св. Архангелов в с. Ипрари (XII в.?) - на фасаде, св. Архангелов в с. Кайша, в с. Лаштхвери, Спаса в с. Лагами - на фасаде (все - XIV в.); Н. Сванети - в с. Чукули (XVII в.) - в интерьере на юж. стене. Д. В. Айналов и Р. О. Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах груз. церквей, где обычно расположены композиции, связанные с НЗ и ВЗ, сцен охоты и видения святого ( Айналов. 1895. С. 7; Шмерлинг. 1962. С. 67).

http://pravenc.ru/text/187479.html

На Западе наибольшее распространение получил культ Е. На это указывает тот факт, что в ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 13 дек. упомянут этот святой; кроме того, в Мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) под 10 и 13 дек. также значится только имя Е. Мощи Е., А., Евг., М. и О. были перевезены в Рим в ц. Сант-Аполлинаре в период понтификата Адриана I († 795), однако при дальнейших реконструкциях храма (в 1-й пол. XVIII в.) они были утрачены ( Mottironi. 1965). Многочисленные фрески Е., А., Евг., М. и О. сохранились в пещерных храмах Каппадокии ( De Jerphanion. 1936. P. 504), а также на территории Греции - в монастырях Успения Пресв. Богородицы в Дафни, Осиос Лукас, Неа-Мони на о-ве Хиос, в ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории и в др. местах. Ист.: Certamen ss. martyrum Eustratii, Auxentii, Eugenii, Mardarii et Orestis//PG. 116. Col. 468-505 [BHG, N 646]; Halkin F. L " épilogue d " Eusèbe de Sebastée à la Passion de St. Eustrate et ses compagnons//AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 279-283 [BHG, N 646a]; SynCP. Col. 305-306; Vitae et Passiones Sanctorum selectae ex Eclogariis. Venezia, 1874. Vol. 1. P. 435-475 [BHO, N 300]. Лит.: De Jerphanion C. Une nouvelle province de l " art byzantin: Les églises rupestres de Cappadoce. P., 1936. Vol. 2; Jacquet P. Eustrate (saint), martyre en Arménie sous Dioclétien avec Auxence, Eugène, Mardaire et Oreste//DHGE. T. 15. P. 48; Mottironi S. Eustrazio, Aussenzio, Eugenio, Mardario ed Oreste//BiblSS. 1965. Vol. 5. P. 313-315; Εστρτιος//ΘΗΕ . Τ. 5. Σ. 1098; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1. P. 165-169; Rosenqvist J. O. Local Worshippers, Imperial Patrons: Piligrimage to St. Eugenios of Trebizond//DOP. 2002. Vol. 56. P. 193-212; Sauser E. Eustratios und Gefährten//BBKL. 2002. Bd. 20. S. 475-476; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 219-221. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Иконография мучеников сложилась в X-XI вв. в визант. имп. скрипториях, где создавались иллюминированные месяцесловы. Наиболее ранний памятник с образами святых - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 241. 976-1025 гг.), на которой представлены сцены мучений: М. повешен вниз головой, О. лежит на раскаленном ложе, коленопреклоненный Евг. простирает к небу изувеченные руки, А. отсекают голову - на дальнем плане голова святого, похищенная вороном, изображена висящей в кроне дерева, справа от которого стоит Е.

http://pravenc.ru/text/187517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ [греч. Ακτος - приумноженный, Ταυρων - бычий, Θεσσαλονκη - фессалопобедительница], мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.). Св. Фессалоникия, дочь Клеона, знатного и богатого жреца бога Диониса, обратилась ко Христу. Когда отец, стараясь вернуть ее к языческой вере, ничего не добился, он высек ее воловьими жилами, разбил ребра палками и, лишив наследства, выгнал из дома. Св. дева поселилась в маленьком имении, доставшемся ей от покойной матери. Христиане А. и Таврион вступились за нее, обличая жестокость Клеона. Тогда тот выдал их наместнику Торибию, к-рый приказал бить их палками, затем камнями; печь, в к-рую кинули мучеников, чудесно погасла от дождя; пускали в них стрелы, рвали тела железными орудиями и, наконец, бросили в залив. Когда святые спаслись от этих пыток, наместник приказал усечь их мечом. Тела А. и Тавриона были погребены вместе с др. мучениками на месте их казни, в г. Амфиполь (Македония). Св. Фессалоникия исповедовала Христа и почила в мире, по др. версии, скончалась от мучений. Краткое житие святых переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, в XVI в. под 7 нояб. включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138-139). Иконография Мученичество святых представлено: на миниатюре Минология Василия II - перед Фессалоникией мавр усекает средовека А., юноша Таврион стоит в ожидании казни рядом (Vat. Gr. 1613. P. 167, 976-1025 гг.); в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- А. и Таврион изображены на крестах, их расстреливает лучник, погрудное изображение Фессалоникии представлено в верхнем регистре, над мучениками; святая в мафории, в правой руке крест, левая - в жесте приятия благодати. В настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г., представлено погрудное изображение 3 мучеников. Лит.: SynCP. P. 202-204; ЖСв. Ноябрь. С. 143-144; Bardy G. Auctus//DHGE. T. 5. Col. 293; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 63; НКС. Т. 2. С. 253. Иконогр.: Menol Bas. Tav. 167; Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 291; Менолог. C. 325, 348. А. Ю. Виноградов, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/62844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монахиня в апостольнике В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины . Поверх А. могут носиться скуфья , камилавка или клобук . Принимается А., как правило, при постриге в рясофор . Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре . Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы ( Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии). Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17

http://pravenc.ru/text/75734.html

1989. Табл. 101), использован смешанный тип (по образу апостолов Петра и Иоанна одновременно) - с короткими курчавыми волосами и длинной клинообразной бородой. В Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих акад. В. Д. Фартусова облик К. описан так: «...седой старец римского типа; волосы с конца ушей кудрявы, борода большая, немного узковата, лицо приятное, благообразное и очень умное; одежда - фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 86). В зап. иконографии встречаются совершенно особые варианты изображения К., почти неизвестные в восточно-христ. искусстве: в соборе Сан-Марко в Венеции, в мозаиках кон. XI в. в апсиде и на юж. стене капеллы св. Климента, святой представлен юношей без бороды, с тонзурой на темени (в сценах жития), в облачении зап. епископа: в тиаре (в капелле) и казуле (в обоих случаях). В сирийском кодексе кон. XII в. (Библия Бьюкенена; Cantabr. Oo. I. 1, 2. Fol. 310v) К. представлен как евангелист, сидящий за письменным столом. На мозаике триумфальной арки в верхней ц. Сан-Клементе в Риме (ок. 1120-1125) - средовеком с короткими темными волосами, в апостольских одеждах, с атрибутами страстей (якорь, корабль). Аналогичный мозаике Сан-Клементе физиогномический тип К. воспроизведен во фресках 1123 г. в ц. сщмч. Климента в Тауле, Каталония (Музей каталонского искусства, Барселона), и в ц. свт. Николая Чудотворца в Печской Патриархии (XIV в.), с тем лишь отличием, что в обоих примерах он представлен святителем (образ в медальоне в Сербии, житийный цикл в романской живописи в Испании). Помимо отдельных изображений К. в монументальной живописи, на иконах, в миниатюрах рукописей существовали сцены из жития К., краткие или пространные житийные циклы. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 204, 976-1025, К-поль) - сцена «Чудесного обретения мощей сщмч. Климента в водах Чёрного моря»; в минологии XI-XII вв. (Copenh. Kong. Bibl. Saml. 167. Fol. 136r) наряду с фигурой К. присутствует сцена мучений К., где святой, которого бросают в море, представлен с камнем на шее; 3 сцены из жития введены в кодекс XII в.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия. Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму , еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. 103. Л. 195-199). В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров. Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d " Amorium//Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εφρσυνος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco//BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 158. Э. П. А. Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/187843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВОРА И ЕВНОЙ Мученики Евора и Евной. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 179) Мученики Евора и Евной. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 179) [греч. Εβρης (Εβρη) κα Ενη (Ενη)] († 341), мученики Персидские (пам. греч. 20 окт.), ученики сщмч. Милия , еп. Персидского (пам. 10 нояб.). После смерти своего наставника по приказу персид. царя Шапура II Е. и Ев. были побиты камнями. При переводе на греч. язык сир. Жития сщмч. Милия имена его учеников - пресв. Аборсама и диак. Синоя (Синая) были транскрибированы как Евора и Сеной. При последующей переписке рукописей имя Сеной превратилось в Еной и затем в Евной. В этой форме имена мучеников были внесены в совр. календари Греческих Церквей. Казнь Милия, Е. и Ев. произошла 13 нояб., но из-за празднования в этот день памяти свт. Иоанна Златоуста память Милия была перенесена на 10 нояб. В греч. стишных синаксарях отдельное чествование его учеников было помещено под 20 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в. Владимир (Филантропов). Описание. С. 522) и оттуда перешло в греч. печатные Минеи и «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Ист.: ВНО, N 772; BHG, N 2276; Bedjan. Acta. T. 2. P. 270-275; SynCP. Col. 220-222; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 394; ЖСв. Нояб. С. 197-200. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325, 350; Т. 3. С. 463-464; Εβρη//ΘΗΕ. Τ. 5(1). Σ. 295; Sauget J.-M. Miles, Aborsam et Sinai//BiblSS. Vol. 9. Col. 482-484; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 122, 336. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187250.html

Она значится в Типиконе Великой ц. (X в.) как «память преподобного и чудотворца Агапита, епископа Синадского» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 234-235), а также в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613), в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183), в Евангелиях X-XI вв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 47). Из студийской рукописи кон. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 181) известна служба А. на 18 февр. (Л. 92-95), содержащая седален , кондак , икос , 6 стихир и канон св. Иосифа Гимнографа († 883) с акростихом «Τν θεον γαπητν μν προφρνως», вписанным в тропари и богородичны; в более поздней февр. Минее иерусалимского типа (2-я четв. XIV в. Син. Греч. 153) нет памяти А., потому что ее вытесняет празднование св. Льву , папе Римскому. Синайская рукопись XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 92v - 96) содержит др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), анонимный («Κσμου λιπν τν ζλην» - Ταμεον. N 502. P. 168). Гродидье де Матону известен по рукописи X-XI вв. (Cod. Ath. Vatoped. 1041) кондак А. (Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 83). В слав. традиции память А. отсутствует, ее нет ни в ранних Минеях (напр., XII в., Син. 164) студийского типа, ни в позднейших, ориентированных на Иерусалимский устав. По совр. рус. и греч. Типиконам память А. не празднуется, однако в греч. Минее (Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 184) содержится стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона на утрене. Иконография На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 411) А. представлен как святитель в омофоре, с Евангелием в руках, изображен старцем (в рост); аналогичное изображение - в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 80). Др. вариант иконографии имеется в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., где А. представлен длиннобородым старцем, облаченным в хитон и гиматий (полуфигурное изображение). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описывает А. как старца с остроконечной бородой (Ч. 3. § 8. 50).

http://pravenc.ru/text/82306.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010