веру в окрестных селениях, исцеляя больных и изгоняя демонов. Когда правитель Катаны (ныне Катания) Апофрасий решил казнить Л. и Г., то упал с коня и разбился о камни. После этого на поиски святых отправился наместник Сиракуз Мегасий. Л. и Г. укрылись в скалах, где по молитве святой забил источник с целебной водой, к к-рому впосл. приходили верующие. Л. мирно предала душу Господу, а Г., выйдя из расселины скалы, был схвачен и обезглавлен. Тела Л. и Г. погребла христианка Максима. Впосл. ангелы перенесли мощи святых на то место, где в честь них была построена ц. Санта-Лучия-ди-Мендола. Хотя Л. умерла своей смертью, в большинстве агиографических источников и календарей она именуется мученицей. Римский папа Гонорий I (625-638) построил в Риме на Эсквилинском холме ц. во имя Л. Зап. исследователи считают, что на формирование почитания Л. и Г. оказал влияние культ мц. Лукии Сиракузской. Редким, возможно, единственным сохранившимся изображением Л. и Г. является миниатюра из Минология (Vat. 1613. Fol. 49 v, между 976 и 1025 гг.), выполненная для имп. Василия II в К-поле. Изображение на золотом фоне разделено на 2 части: в левой показана мирная кончина Л., к-рая возлежит на лоне природы, посреди цветущих трав и дерев, мирно сложив руки на груди; на ней коричневый мафорий, глаза сомкнуты. Справа изображено усекновение главы Г. на фоне горы. Святой представлен молодым, безбородым, в короткой тунике лилового цвета, с босыми ногами. Согнувший спину, со связанными руками, он оборачивается на молящегося (читателя); стоящий над ним палач заносит короткий меч. Ист.: BHG, N 2241; BHL, N 4985-4990; ActaSS. Sept. T. 5. P. 286-292; SynCP. Col. 53-54; Halkin F. Saints de Byzance et du Proche-Orient: Seize textes grecs inédits. Gen., 1986. P. 17-28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Lanzoni. Diocesi. P. 321-322; Amore A. Lucia e Geminiano//BiblSS. Vol. 8. P. 260-262; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 225. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/2110873.html

Г. Б., председательствовавший на II Вселенском Соборе, изображается в числе его участников: один из ранних примеров - миниатюра из списка слов Г. Б. (Parisin. gr. 510. Fol. 355) - в группе слева (?); в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса целого ряда балканских храмов; в рус. памятниках - в росписи нач. XVI-XVII в. наоса и с кон. XVII - галереи (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). Образ Г. Б. входит в состав расширенного деисусного чина, напр., иконы из иконостасов Успенского собора во Владимире (1408, ГТГ), Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (Дионисий и мастерская, 90-е гг. XV в. (?) или 1502-1503, ГРМ) - везде одесную Христа за свт. Василием Великим. Нередко изображается в декорации столбиков царских врат: Новгород, сер. XV в. (ГТГ; на парном - свт. Николай); сер. XVII в., из Благовещенского мон-ря в Муроме (МИХМ). Довольно широко распространены единоличные изображения Г. Б. на иконах разного времени: XV в., Македония (ЦАК МДА) - в крещатой ризе; рус. икона из ц. Похвалы Богородицы пос. Орёл Усольского р-на Пермской обл., иконописец Семен Хромой, до 1616 г. (ПГХГ). Изображение святителя устойчиво встречается в минейных циклах на январь: в миниатюрах Минологиев (имп. Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 395, 976-1025 г; Baltim. 521. Fol. 234v, XI в.; из Гроттаферратского мон-ря - Cryptoferat. D a V. Fol. 131v, XI в.); в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317,- единолично и сцена перенесения мощей; в юж. части ц. Успения мон-ря Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия), 1335-1350 гг.); в рус. иконных минологиях, с XVI в.- дважды: в день памяти святого 25 янв. и Трех святителей - 30 янв. (икона кон. XVI в. (ЧерМО), Минея годовая, нач. XIX в. (УКМ), и др.). Нередко изображается среди избранных святых: на створке триптиха «Апостолы Петр и Павел, святые Георгий, Николай, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», сер. XII в., мастерская крестоносцев в Иерусалиме (Музей КДА, утрачена) - в фелони, с омофором, с раскрытым Евангелием; «Крещение с Деисусом и избранными святыми», Новгород, кон. XIV в. (ГТГ); «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», Псков, XIV в. (ГТГ), и др.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Вмц. Екатерина. Роспись ц. Рождества Христова в Домонтовом городе в Пскове. Кон. XIV в. (ГЭ) Вмц. Екатерина. Роспись ц. Рождества Христова в Домонтовом городе в Пскове. Кон. XIV в. (ГЭ) По рукописям известны и др. песнопения в честь Е.: канон, составленный гимнографом Феогностом, 2-го гласа, с акростихом Τν πανεφημον Ακατερναν σμασι μλπω. Θεογνστου (Всехвальную Екатерину песньми пою. Феогноста), ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Τ νυμφ σου παρισταμνη, πνσεμνε (Жениху твоему предстоящи, всечестная); канон 4-го гласа, с акростихом Σ, σοφ κρη, μρτυς, δδου χριν τ λγ (Ты, мудрая девица, мученица, дай благодать слову), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Συνδρμετε σμερον, μαρτρων δμοι, ες Σναιον (Стекитесь сегодня, мучеников собрания, на Синай); канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, с акростихом Εκτ , Α α ρνα, μελ δαν. Γεοργ υ (Шест[ую] Екатерина, песнь. Георгия), ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Εμπλησν με, Λγε, σοφας (Наполни мя, Слове, мудростью) (Ταμεον. Σ. 103-104; все 3 канона приводятся в рукописях под 25 нояб.); канон, вероятно подразумевающийся в указаниях Мессинского Типикона, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Αρματηλτην φαρα (    ), нач.: Τητραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосияние прекрасное, мучеников единодушие) (AHG. T. 3. P. 490-505); неск. седальнов. А. А. Лукашевич Иконография Образ вмц. Екатерины в византийском, поствизантийском и русском искусстве Первые сохранившиеся изображения Е. относятся к VIII-IX вв., если допустить наиболее раннюю датировку живописи катакомб св. Себастьяна в Риме (VIII-XI вв.) и сщмч. Иануария в Неаполе (VIII-XII вв. (?)). В X-XI вв. образ святой известен в рукописи Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 207. К-поль, 976-1025 гг.- в сцене мучения) и во фресках каппадокийских храмов (Токалы-килисе (кон. X в.), 18 и 21 (2-я пол. XI в.) в Гёреме; Чанлы-килисе в Акхисаре (кон. XI в.) и др.). Изображения Е. в этих памятниках свидетельствуют о том, что иконографическая традиция изображения великомученицы уже сложилась к этому времени. Е. представлена в богато орнаментированном царском одеянии, с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытых волосах - венец, в правой руке, как правило,- крест. В Каппадокии, где Е. была весьма почитаема в т. ч. как целительница, она нередко изображается в вост. части храма или в нартексе. В лондонской т. н. Феодоровской Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163. К-поль, 1066 г.) представлен диспут Е. с александрийскими философами.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг. Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P. Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione//ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs/Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R. Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 431; Т. 2. С. 110; Т. 3. С. 143; Franchi de " Cavalieri P. Nuove note agiografiche//StTheol. 1902. Vol. 9. Р. 3-19; Delehaye. Passions. P. 141-143; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 124.

http://pravenc.ru/text/63172.html

Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд др. текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, напр. пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи ц. Кызылчукур (Каппадокия; 850-860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.) и мозаиках ц. Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (1037-1045) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «встреча Марии и Елисаветы», представлен в юж. апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского мон-ря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения. В XIII-XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы.

http://pravenc.ru/text/149527.html

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

http://pravenc.ru/text/187173.html

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), В. В. изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 8, 62). Древнейший тип изображения В. В.- фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Изображения В. В., отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, напр. в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр. створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), В. В. изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из ц. Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр. Минология Василия II (976-1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где В. В. представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр. визант. работы X-XII вв. на окладах икон ( Хускивадзе Л. З. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Гос. музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр. из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150-1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X - нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 97-112, 168-174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а-в, 97а, 98-2, 101-5, 101-6, 101а, 102а, 103а, 112-2, 170а, 171а, 230а-в, 230-2, 424-426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на к-рых В. В. часто изображен вместе со свт. Николаем , архиеп. Мирликийским ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура В. В. располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви мон-ря Хора, 1315-1320 гг.; фигура В. В. встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.), пострадал при имп. Юлиане Отступнике . Принадлежал к знатным гражданам г. Анкиры . За исповедание христ. веры был приведен на суд к игемону Сатурнину и подвергнут пыткам: подвесив на дереве, палачи строгали мученика железными орудиями. Затем В. был отправлен в К-поль, где также претерпел мучения: тело его вытягивали до тех пор, пока не вывихнули кости, вырезали ремни из его кожи, кололи раскаленными спицами и бросили в печь. Однако святой остался невредим после мучений. Из К-поля его отправили в Кесарию Каппадокийскую, там В. принял мученический венец, будучи растерзан львицей на стадионе. Его мощи были собраны родственниками и преданы погребению. Позже на месте гробницы В. во имя этого святого был построен храм. Сохранилось краткое житие мученика в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 237) (см. в ст. Василия II Минологий ). Отождествление В. с Василием , сщмч. пресв. Анкирским, также пострадавшим при Юлиане Отступнике, не обосновано. В большинстве греч. календарей память В. отмечена под 2 янв. (напр., в Типиконе Великой ц . IX-IX вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 172), в нек-рых визант. рукописных синаксарях она указывается под 1 янв. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Ист.: ActaSS. Ian. T.1. Р. 83-84; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 69-70; ЖСв. Янв. С. 58. Лит: Janin R. Basile (2)//DHGE. T. 6. Col. 1073-1074; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 559; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 75. О. Н. Заец Иконография В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) об облике святого говорится: «Подобием рус, брада невелика, власы просты что у Козмы бессребренника ризы мученическия, верхняя лазоревая, исподняя дикая». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, предлагается изображать в руках святого хартию с надписью: «Исповеда Христа со многим дерзновением». Изображения: на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 290, 976-1025 гг.- под 2 янв.), в притворе нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (под 1 янв.) - в мучении, раздираемый львом. Лит: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 126; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 231; Менолог. С. 368. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/150641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВКСИВИЙ Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) Свт. Авксивий, еп. Солийский. Царские врата. Нач. XVI в. (Византийский музей в Пафосе) [Авксидий; греч. Αξβιος, Αξδιος, Αξτιος], († ок. 102), свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.), еп. Солийский. Род. в Риме, здесь же вместе с братом Темпестагором обучался различным наукам. Узнав о желании родителей женить его, юноша бежал на Восток и поселился на Кипре в мест. Лимнитис близ г. Солы. Ап. Марк , проповедовавший на Кипре, обратил А. ко Христу и поставил его во диакона, затем во пресвитера и, наконец, рукоположил во епископа Солийского. А. поселился у зап. ворот города, рядом с храмом Зевса, и со временем привел ко Христу языческого жреца и нек-рых язычников, пораженных аскетичностью его жизни: А. спал на соломе, да и то очень редко, постоянно пребывая в посте и молитве. По предложению Кипрского еп. Ираклида А. выступил во время гонений на христиан с открытой проповедью на городском рынке, совершая чудеса и знамения. Благодаря этому ко Христу обратилось множество не только горожан, но и сельских жителей. Из Рима к А. прибыл его брат Темпестагор, к-рый крестился вместе с женой, а затем принял пресвитерский сан. После полувекового управления паствой А. мирно почил, оставив на кафедре своего ученика Авксиния. Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память (стих) переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. проложное и краткое жития со стихом включены под 17 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 484-485). Иконография А. изображается старцем с остроконечной бородой, в епископском облачении ( фелонь , омофор , эпигонатий ), с Евангелием в руках. Образ А. представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 409); в росписи алтарной части целого ряда церквей на Кипре (ц. Аракос Панагии в Лагудере, 1192 г.,- в медальоне; ц. Панагии Мутулла, 1280 г.,- в рост, со свитком в руке; ц. свт. Николая «Руфского» близ Какопетрии, сер. XIV в.,- в медальоне) - изображение А. расположено в святительском ряду в центральной зоне апсиды; на левой створке царских врат из ц. св. Кириака (Кипр) (XVI в. Византийский музей в Пафосе).

http://pravenc.ru/text/62834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ап. Апеллий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) [греч. Απελλς] (пам. 31 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов), ап. от 70, к-рому наряду с др. членами рим. Церкви ап. Павел посылает приветствие и называет его «испытанным во Христе» (Рим 16. 10). Не исключено, что по происхождению А. был иудей, т. к. имя Апеллий было распространено среди иудеев. Предание приписывает А. епископское служение в Смирне и Ираклии. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца различаются два Апеллия: один - апостол, упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам (16) и ставший епископом в Смирне (пам. 10 сент.) (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 135), др.- апостол от 70, впосл. епископ Ираклии (пам. 31 окт.) (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 318-319). В печатных месяцесловах XIX в. (митр. Евгения, прот. Д. Вершинского и др.) упоминается только один А. (пам. 31 окт.), 10 сент. отмечена память Аполлоса . Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на Никодима Святогорца, считает А., еп. Смирнского, и А., еп. Ираклийского, разными лицами ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 450): 31 окт. празднуется память А., еп. Ираклийского, а 10 сент.- упомянутого в Рим 16 А., еп. Смирнского. Что касается второго Апеллия (10 сент.), то среди епископов Смирны упоминается только Аполлос Александрийский (пам. 8 дек.), следов., здесь имеет место смешение имен А. и Аполлоса. Память А. отмечается дважды в году: в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы , разд. «Гимнография») - 4 янв. и вместе с апостолами от 70 Стахием , Амплием , Урваном , Наркиссом и Аристовулом - 31 окт. с пением им общего последования. Отдельное последование А. неизвестно. А. С. Небольсин Иконография. В целом ряде визант. Минологиев А. обычно изображен с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v). Изображен в рост в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым, с короткой бородой (Ч. 3. § 7. 56).

http://pravenc.ru/text/75584.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010