Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 20v) и др.), так и совместные с прп. Лукой Столпником, память к-рого приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)). Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.),- между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», сер. XVI в., ЦмиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе «Отечество, с избранными святыми», нач. XV в., ГТГ - Д. С. справа от престола, прп. Симеон слева, ап. Фома или ап. Филипп внизу). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр. образы Д. С. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. св. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)). Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 14. 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: «...поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (сщмч.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Вмц. Варвара. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Л.58) Вмц. Варвара. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Л.58) Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 224, 976-1025 гг.) и минология Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270r, 3-я четв. XI в.); в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. В древнерус. искусстве иконография следует сложившимся визант. образцам: ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в. или нач. XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г. В западнохрист. искусстве В. изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», худож. Дж. Морини. Пинакотека Брера. Милан). Были распространены сцены ее мучений. Изображения: миниатюра в Passionale (Stuttgart. Fol. 57, 114b, ок. 1200); «Полиптих», худож. С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. пол. XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австр. мастер, ок. 1440-1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, ок. 1470-1480 г. (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, ок. 1470-1480 г. (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», худож. К. Россели (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», худож. П. Рубенс, ок. 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и мн. др. Лит.: Jerphanion G. de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l " art byzantin. P., 1928. Vol. 2. P. 501; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. Vol. 2. P. 163; Velmans T. L " église de Khe en Georgie//Zograf. 1979. 10. Р. 71-82; Naxos/ M. Chatzidakis et al. Athens, 1989. P. 69, 70. Pl. 1; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 37, 106, 107, 125, 285; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grece: L " ile de Cythére. Athènes, 1997. P. 108-111. Pl. 4; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 257.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

2v; XII в., Ath. Doch. 5f. Fol. 133v; XI в., Vat. gr. 1156. Fol. 268v; 1327-1340, Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v), в визант. и поствизант. монументальной живописи в Сербии, Македонии, Греции XIII-XVI вв. Напр., К. изображен в святительском ряду в алтаре церквей св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия (XIII в.), Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), и ц. св. Андрея на Треске, Македония (1388-1389); в монументальных минологиях XIV-XVIII вв. под 25 нояб.- в церквах Вознесения Господня монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); св. Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье, Македония (ок. 1376-1381); Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), св. Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция (ок. 1320), Св. Троицы монастыря Козия в Румынии (1386-1390), свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718), а также в алтарной нише кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, худож. Дзорзис Фукас (1546-1547). Тому же иконографическому типу следуют рус. памятники XIV-XIX вв., напр. серебряный реликварий с изображением К. на крышке (АОКМ, XII-XIV вв.; Рындина. 1996. С. 181-184. Кат. 24; Медынцева. 1991. С. 56-68); икона «Климент, папа Римский, с житием» из ц. Спаса Преображения в Усолье (ПГХГ, 1-я пол. XVII в.; Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 98); икона «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский, с житием» из придела свт. Николая Чудотворца ц. св. Климента в Москве (3-я четв. XVII в.); гравированные святцы на ноябрь 1722 г. худож. Г. П. Тепчегорского и 1730 г. худож. И. К. Любецкого ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 39. Кат. 33. 3. С. 50. Кат. 35. 3), круглая икона «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский» (ГЭ; нач. XIX в.). Кроме того, на рус. иконе «Богоматерь на престоле с предстоящими свт. Николаем и сщмч. Климентом» XIV в. из Вологды (ВОКМ; Рыбаков. 1980. Табл. 1) и на фреске ц. Преображения Господня на Волотовом поле близ Вел. Новгорода, 1352 (?) (не сохр., известна по архивной фотографии, см.: Вздорнов.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых включены под 7 и 8 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150). Гимнография По Типикону Великой ц. (IX–X вв.) 7 мая совершается воспоминание «обновления храма святого Акакия в Эптаскале», а 8 мая - воспоминание «страсти святого Акакия», совершаемое в «святейшем его мартириуме» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282-285), тогда как, согласно нек-рым литургическим памятникам XI в., празднование обновления храма совершается 21 июля, а память святого в большинстве визант. минологиев указана 7 мая. В тот же день упоминается А. в стишном К-польском синаксаре XI в., составленном Христофором Митилинским . Поскольку празднование А. совпадает с празднованием «честного Креста, явившегося на небе при императоре Констанции, сыне императора Константина», воспринимавшимся как более значимое, в нек-рых визант. Типиконах (напр., в Мессинском, в ранних списках Иерусалимского) память А. отсутствует. Содержащаяся в совр. слав. Минее служба А. с каноном (4-го гласа) св. Феофана Начертанного († 845), седальном и стихирами поется на повечерии 7 мая, как указано и в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. Эта служба известна по греч. рукописям XI-XIV вв. (напр., XI в. Grypt. Δ. α. IX. Fol. 28-31; XII в. Messin. gr. 121. Fol. 155-157 и др.). В греч. Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 176 об) помещен кондак А. В печатных греч. афинских Минеях последование А. отсутствует, однако 7 мая по 6-й песне канона утрени выписан стишной ямбический пролог А. (Μος. Σ. 68). Иконография А. изображается как юный безбородый мученик в хитоне и красном гиматии, с крестом в руке: на эмали потира из К-поля, сер. Х в. (ныне в сокровищнице ц. Сан-Марко в Венеции); на миниатюре в минологии Служебного Евангелия (Ркп. 3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 306v); на фреске ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде, 1295-1296 гг.; на фреске ц. Иоанна Богослова в Земене (Болгария), 1-я четв. XIV в.; на фреске ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; в греко-груз. рукописи XV в. А. представлен мужем средних лет с короткой бородой (РНБ. О. I 58. Л. 113). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать мученика «юным, без бороды» (Ч. 3. 22. Май, 7). Мученичество А. изображено на фреске настенного минология в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фресках нартекса архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.

http://pravenc.ru/text/63804.html

Сюжетное изображение встречи М. В. с бесом-искусителем, восходящее к тексту Жития святого, известно из Сийского иконописного подлинника, в котором указано, что это «прп. Макарий египетский и пред ним бес искуситель, увешанный тыквами». В народных картинках изображение сопровождалось подписью: «Прп. Макарий Египтянин идее путем и узре беса всего в тыквах. Глагола преподобный: камо идеши демоне? Отвеща бес: иду в мир болящих целити. И рече преподобный: кое целение имаши к людем? Отвеща бес - сие исцеление: у очей моих тыква зависть, у ушей прослушание, у уст злоглаголание, на сердце злопомнение, на руках грабление, на пупе блудодеяние, на коленях Богу непоклонение, на плеснех к церкви леность, на хвосте бесовские мечты. Прп. Макарий прокля беса». Указание на это видение находится в Прологе, где описан и внешний вид прп. Макария: «Бяше же святый образ имея накрутен, редки точию космы на устах имея к концу о браде» (Пролог под 19 янв.). В иконописном подлиннике указан иной тип изображения М. В.: «Подобием стар, наг, весь во власех обросл, брада по колени долга, а от колен два косма повились до земли, рука у сердца, власы главные до плеч» ( Покровский. 1897. Рис. 86. Л. 157). В визант. искусстве цикл чудес М. В. вошел в состав росписей литийного притвора мон-ря Хиландар (1321/22, переписаны в 1809); здесь на юго-вост. и сев.-вост. сводах проиллюстрированы некоторые сюжеты Жития М. В., прежде всего связанные с изгнанием бесов. В составе минейных циклов образ М. В. известен на миниатюрах и в росписях: в Евфимиевском синаксаре XI в. (НЦРГ A. 648), в Евангелии с минологием 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295r), в январской минее из монастыря Гроттаферрата 1101 г. (Cryptoferat. Δ 112. Fol. 118v), в январской минее XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 80r); в новгородской ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), на вост. грани юго-зап. столба, рядом с прп. Евфимием; в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561) вместе с прп. Макарием Александрийским.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Л. В. Прокопенко, А. Н. Крюкова Гимнография Память М. отмечается 12 нояб. в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98). В визант. типиконах и богослужебных книгах более позднего периода о литургическом поминовении М. не говорится. Однако в рукописях, происходящих из мон-ря Гроттаферрата , сохранились песнопения М.: кондак, составленный Павлом Гроттаферратским (см.: Gassisi S. Innographi Italo Greci: Poesie di S. Nilo Iuniore e di Paolo Monaco, Abbati di Grottaferrata//Oriens Chr. 1905. Vol. 5. P. 54); анонимный канон без акростиха 2-го гласа, ирмос: Ατριπτον συνθη (    ), нач.: Τρπεζαν εφροσνης το θεου ερρχου (Трапезу радости божественного иерарха), иной анонимный канон с акростихом Υμνοις γεραρο, Μαρτνε, σο τος θλους (Песнями почитаю, Мартин, твои подвиги) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Μρτυσι προστρχων μαρτυρικ πθ τν γνα προδινυσας (К мученикам присоединившись, мученическим страданием подвиг совершив) (AHG. T. 3. P. 331-345); седален (Ibid. P. 333). Е. Е. Макаров Иконография Древнейшее сохранившееся изображение М. представлено на мозаике VI в. в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, в нижнем ярусе на юж. стене центрального нефа. Святой возглавляет процессию мучеников, направляющуюся к восседающему на престоле Спасителю. Главенствующее положение М. в композиции связано с его саном и функцией небесного покровителя этого храма, освященного в его честь в 560 г. архиеп. Равенны Агнелом ( Deliyannis. 2010. P. 164-165). Его облачение отличается от одежд следующих за ним мужей, поверх белой тоги надет коричневый плащ, напоминающий фелонь. Волосы и борода у М. седые и короткие. В Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 176, 1-я четв. XI в.) миниатюра с портретом М. представляет его молящимся за умирающего человека, вокруг которого стоят в чрезвычайном волнении близкие. На М. серый хитон-подризник с длинными рукавами, коричневая фелонь, белый омофор, конец к-рого за спиной спускается почти до земли. Епископ поднимает руки в молении, он сед, у него короткие волосы и округлая борода. В минологиях образ М. встречается редко: напр., стоящая фигура - в лицевом Минологии с Евангелием (Vat. 1156. Fol. 267r, 3-я четв. XI в.), в настенном Минологии в притворе Дечанского мон-ря (ок. 1350) под 12 нояб., рядом с прп. Феодором Студитом. У М. темные с проседью короткие волосы и борода; на нем белое одеяние, пурпурно-сиреневая фелонь, омофор, золотые епитрахиль и палица, на покровенной омофором левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Как изображение М. может быть атрибутирован поясной портрет в нижнем клейме 4-частной миниатюры в лицевом Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1341 гг.).

http://pravenc.ru/text/2562414.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов - икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд. Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации). Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

http://pravenc.ru/text/200309.html

П. и праздника Пресв. Богородицы, однако добавлены указания для совершения службы в том случае, если 27 нояб. приходится на воскресный день. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 г., 27 нояб. «под числом» стала помещаться память И. П., отмеченная знаком  (см. Знаки праздников месяцеслова ), а «за числом» - память Знамения Пресв. Богородицы в Новгороде, отмеченная знаком  (см. Там же). Последование И. П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительные тропари 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ) и    (только в слав.); кондак 2-го гласа Πεισθες τ καλ συζγ (      ); канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (в слав. Минее автором канона назван Иосиф), 2-го гласа с акростихом Τν Πρσην Ικωβον ν σμασι Μρτυρα μλπω. Θεοφνους (Персина Иакова песньми мученика пою. Феофан), ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τ το Χριστο βματι (    ); цикл стихир-подобнов; неск. самогласнов; седален; светилен (разные в греч. и слав. Минее). По рукописям известны песнопения И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с алфавитным акростихом, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ανθευτον, πτερ, πρς ρετν (Непорочного, отче, к добродетели) (Ταμεον. Σ. 108); дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 170). Е. Е. Макаров Иконография В визант. искусстве известны единоличные изображения И. П. и сцена его мучения. Древнейшие примеры казни святого (рассечения) представлены на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 209, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 269r. К-поль, 3-я четв. XI в.), на иконе-минологии кон. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Ростовое изображение И. П. с непокрытой головой, в плаще, скрепленном на плече фибулой, присутствует среди св. воинов на рельефе Арбавильского триптиха (сер. XI в., Лувр). Как мученик с крестом в руке он представлен на левой створке (в 5-м ряду сверху) диптиха-минология (XI в., мон-рь вмц.

http://pravenc.ru/text/200345.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010