Ист.: BHG, N 2245; ActaSS. Oct. T. 8. P. 53; ЖСв. Окт. С. 122-123; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 287-288. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 171, 309; Т. 3. С. 414-415; Devos P. Commémoraisons de martyrs Persans dans le synaxaire de Lund//AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 146-147; Sauget J.-M. Mamelchta//BiblSS. Vol. 8. Col. 613-614; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 287-288; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton, 2004. P. 132; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 2: Οκτβριος. Αθναι, 20092. Σ. 57. Иконография Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91) Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91) Наиболее раннее известное изображение М. (под 5 окт.) находится в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 91, 1-я четв. XI в.). Мученица изображена коленопреклоненной (или ползущей на коленях), на ней светлые одежды, написанные серо-синим тоном, полностью покрывающие ее фигуру: широкий хитон с шитыми вставками у плеча, платье с длинными рукавами, на голове плат. Святая прикрывает левой покровенной рукой голову, из раны на к-рой капает кровь, лик ее обращен к зрителю, а глаза подняты к ране. Два молодых палача, один с мечом в ножнах, камнями побивают мученицу. Фоном композиции служит гористый ландшафт, контуры фигуры М. повторяются в очертаниях горы пурпурного цвета, символизирующего избранность и страдание. В последующих лицевых минологиях образ М. имеет иную трактовку, более традиционную для визант. искусства. Фигура святой появляется рядом с мц. Харитиной, память к-рой приходится на тот же день. Их фигурки в виде маргинальных миниатюр украшают страницы минология в рукописи лицевого Евангелия с Синаксарем (Vat. gr. 1156. Fol. 256v, 3-я четв. XI в.). М. стоит справа от мц. Харитины, имя к-рой упоминается первым, она облачена в синий мафорий и красное платье, в правой руке - белый крест, левая покрыта либо держит камень (так можно атрибутировать небольшое белое пятно). Обеих мучениц изображали в настенных минологиях храмов визант. периода на Балканах, напр. в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), с греч. подписью, рядом с М. ошибочно подписана дата - 6, а не 5 окт. В соборе в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) на столбе в сев. нефе храма М. представлена слева от мц. Харитины, обе изображены по колени, на М. мафорий красного цвета, светло-зеленое платье, в правой руке крест, левая под покровом, слав. подпись. В росписи притвора (1561) ц. св. Апостолов (Св. Спаса) в Печской Патриархии воспроизведена композиция, восходящая к Минологию имп. Василия II. На своде центральной травеи вост. нефа изображено побиение камнями М., к-рая стоит на коленях, укрываясь от 2 палачей.

http://pravenc.ru/text/2561784.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ρδβλθυοτεΑτριπτον, συνθη (    ), нач.: Δδου μοι ν νοξει το στματς μου λγον, Χριστ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεον. Σ. 79). Евергетидский Типикон ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов. А . А . Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143. Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост.

http://pravenc.ru/text/161493.html

Он сед, с короткими волосами и бородой. Его священническое облачение составляют длинная синяя туника, коричневая фелонь, из-под нижнего края к-рой виднеется епитрахиль с золотым шитьем. Обеими руками святой прижимает к себе Евангелие. Эта композиция восходит к миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 107, 1-я четв. XI в.). На единственной миниатюре из рукописи Минология за 1-ю половину янв. (Sinait. gr. 512. Fol. 2v, 1055-1056 гг.) он стоит в верхнем ряду у правого края за мч. Полиевктом. Из-за плохой сохранности красочного слоя различимы лишь иерейские одежды - светлое платье, короткая коричневая фелонь, епитрахиль с шитьем на конце; на левой покровенной руке он держит кодекс, правая - перед грудью в жесте благословения. На маргинальной миниатюре из Евангелия с минологием на год (Vat. gr. 1156. Fol. 294 r, 3-я четв. XI в.) М. представлен рядом со свт. Григорием Нисским, облачен в одежды, более похожие на монашеские,- темно-коричневый плащ, охристое платье, черный подрясник, параман. Он сед, с длинной бородой, в правой руке крест, левая раскрыта в жесте орации; в рост - на миниатюре из Минология (Marc. 585. Fol. 6v, XII в.). Как монах с крестом в руках и Евангелием с подписью οςηοσ М. изображен на эмалевой пластинке X-XI вв., украшающей Мартвильский триптих. Тот же тип был унаследован поствизант. искусством. Образ М. присутствует в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат, в куполе юго-вост. алтарного компартимента (1546/47, мастер Дзорзис Фукас). Он облачен в белый подрясник, розовую короткую фелонь. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. святой упоминается в одном случае как пресвитер и «иконом Великой церкви» и описан старцем: «Брада покороче Афанасиевой, риза поповская, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 247); в другом - назван после всех святых, память которых приходится на 10 янв., как «преподобный отец наш… пресвитер», с прежними особенностями внешности и одеяний, но с добавлением: «Без амфора» ( Большаков. Подлинник иконописный.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».

http://pravenc.ru/text/468935.html

Образ Г. П. (обычно в рост) встречается в минологиях: на монументальных фресковых (в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1338-1348)); на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае)); в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг.)); в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.); в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту (Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в.) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в.), и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.); в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340). В древнерусском искусстве образ святого встречается в росписях, в частности новгородских церквей. Наиболее раннее изображение Г. П. находилось в апсиде (крайний справа в святительском ряду) ц. Спаса на Нередице (1198): облачен в фелонь, с омофором, правая рука - перед грудью в жесте именословного благословения, в левой - Евангелие. В этом же храме в диаконнике среди образов св. жен были фрески с изображением святых Рипсимии и Нины ( Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 65, 66, 67, 137). Предполагаемый образ Г. П.- по пояс, в медальоне, с прижатым к груди Евангелием - помещен на сев. столпе в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-90-е гг. XIV в.). В Хутынском мон-ре в ц. во имя Г. П. (1535-1536, погибла в XVIII в.). Здесь же находилась фреска с его образом в киоте. В ц. св. Симеона Богоприимца, в Зверине мон-ре в Новгороде, образ Г. П. помещен в нижнем регистре юж. люнета (минологий на сент.; после 1467 - нач. 70-х гг. XV в.). В ц. свт. Николая Чудотворца, в Гостинопольском мон-ре, полуфигура святителя изображена в простенке над аркой прохода в жертвенник (ок. 1475 (?) - кон. XV в., разрушена во время второй мировой войны). Во имя Г. П. освящен сев.-зап. придел в соборе Покрова на Рву в Москве (1555-1561) в память о взятии Арской башни и крепостной стены Казани во время Казанского похода царя Иоанна Грозного 30 сент.- в день празднования памяти святого.

http://pravenc.ru/text/168061.html

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах , помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «      », находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 127, 298). Ист.: BHG, N 76x - 78e; PG. 105. Col. 336-372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; Ibid. 115. Col. 1293-1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520-528; ЖСв. Окт. С. 593-602. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 564-565. О. В. Венцель Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия . В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

http://pravenc.ru/text/114936.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010