В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов). Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τος ληθεας Μρτυρας κα εσεβεας κρυκας (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Θρν παριστμενος Θεο (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Τν νοητν σμερον μν παρδεισον (Мысленный днесь нам рай). А. А. Лукашевич Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).

http://pravenc.ru/text/199829.html

Самое раннее изображение К. и Д. (предположительно) находится в мозаиках 1-й пол. V в. в Ротонде вмч. Георгия в Фессалонике. Та же типология образов (К. седобородый, Д.- средовек с темными бородой и усами) использована художниками на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 120, 1-я четв. XI в.,- сцена мучения) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, кон. XI в.). В греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 82, кон. XV в.) К. и Д. изображены вместе с прор. Осией, оба целителя юные, с каштановыми волосами; Д. в лиловом хитоне и в коричневом гиматии, на К. голубой хитон и зеленый гиматий. Изображения К. и Д. сохранились в настенных минологиях ряда балканских храмов: ц. арх. Михаила в с. Варош (пригород Прилепа, Республика Македония; 80-е гг. XIV в.) - полуфигуры; ц. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Косово и Метохия; 1335-1348) - в рост, средовеки, с инструментами в руках, на головах - вост. головные уборы (тюрбаны); в нартексе в Печской Патриархии (1561; под 16 окт.) - сцена усекновения глав, вместе с др. 3 Аравийскими мученикам, в тюрбанах (аналогичная по иконографии сцена помещена в Минологии деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 13v, 1322-1340 гг.). К. и Д. Асийские Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. (пам. 1 нояб.). В греч. иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., К. и Д. «из Азии» описаны как «юные, с бородами, едва показавшимися» (Ерминия ДФ. С. 169). В русских иконописных подлинниках XVIII в. облик святых описан более подробно, напр. в сводном иконописном подлиннике С. Т. Большакова: «У Козьмы риза киноварь, средняя санкирь, испод лазорь, у Дамиана риза лазорь, средняя вохра с белилом, испод киноварь, брадами оба среднии равно, в правых руках держать перье, в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 44). В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова: «Козьма образом и брадою средний, рус, брада аки Тихона, епископа Амафусийского, риза киноварь, средняя санкир с белил, испод лазорь. Дамиан аки Косма, риза лазорь, средняя вохра с белил, испод киноварь; брадами оба средние, равно в правых руках держат перье, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 183). В «Руководстве к писанию икон» акад. Фартусова (1910) о К. и Д. сказано: «Типа греческого, жители Азии, средних лет, волосы коротки, борода средней величины. Как братья по плоти, похожи друг на друга, но Косма немного постарше. Одежда: туники ниже колен и ризы по колена средней ширины. В руках ящички с лекарством, причем у Космы - ложечка, а у Дамиана - остриженное перо» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Прп. Патапий Фивский. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 г. Фото: И. Ванев На миниатюре в лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 270v) у П. тот же облик, но больше седины в волосах, то же облачение, жест П., как и др. святых преподобнического чина в этой рукописи, решен единообразно: руки на уровне груди, ладонь левой развернута от себя, в правой держит крест - знак принятия воли Божией. Как преподобный, с крестом в руке П. представлен и на миниатюре в Минологии из б-ки Амброзиана в Милане (Ambros. gr. 107. Fol. 109v). В созданной для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога рукописи с минейным циклом (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 20v, 1322-1340 гг.) образ П. (полуфигура в верхней правой части нижнего левого клейма миниатюры; указано имя) также не имеет признаков, характерных для изображения епископа,- святой в серо-зеленой мантии, без омофора. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 89 об.) П. показан фронтально в рост: старец с большой плешью надо лбом, с бородой до середины груди, сужающейся книзу и раздвоенной на конце, в правой руке перед грудью держит крест, голова не покрыта. Выбор преподобнического типа изображения П. последовательно прослеживается в первую очередь в минейных циклах, поскольку они напрямую связаны с Житием святого. Образ П.-монаха представлен не только в лицевых, но и в настенных и иконных минологиях: напр., в циклах на февр. в росписях притворов храмов Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), Св. Троицы мон-ря Козиа (между 1390 и 1391), в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) (см.: Менолог. С. 328, 354, 367, 381), а также на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на дек.-февр. из комплекта миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) - в рост, старец с клиновидной бородой, в монашеском облачении (7-й в 1-м ярусе) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 70. Pl. 157).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

В визант. Синаксарях память П. и дружины есть также под 27 нояб. В древних зап. Мартирологах ее не было, память П. внес в Римский Мартиролог кард. Цезарь Бароний под 29 нояб. с указанием о пострадавших с П. 375 мучениках, что не соответствует первоисточнику, содержащему сообщение о 370 казненных. Память П. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 94-95); впосл. она была внесена в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 208 (1-я паг.)); наряду с Аквилином в слав. переводах фигурирует правитель вост. областей Аврелиан или Авлиан. Ист.: SynCP. Col. 264-266; MartRom. P. 537; MartRom. Comment. P. 554. Not. 4; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 207-208; ЖСв. Ноябрь. С. 805-806. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 487-488; Devos P. Le dossier hagiographique de S. Jacques l " Intercis//AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 157-210; 1954. Vol. 72. P. 213-256; Sauget J.-M. Paramone e CCCLXX compagni//BiblSS. Vol. 10. Col. 326-327; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 375; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 385-386. О. Н. А. Иконография Ап. Сила и мч. Парамон. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269) Ап. Сила и мч. Парамон. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269) В греч. иконописном подлиннике (Ерминии; ок. 1730-1733), составленном афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом, имя П. находится в минейном разделе с информацией об изображениях страданий мучеников (Ч. 3. § 22. Нояб., 29): «Святой Парамон юный, скончался, был пронзен копьями и заостренными камышинами» (Ерминия ДФ. С. 204). Сведения об облике П. имеются в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Рус, аки Козма и Дамьян. Риза кеноварь, середняа багор и санкир бел, исподь лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 48-49). Близко к этому тексту описание в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, с той разницей, что высказывание о подобии облика П. носит более определенный характер: «Брада аки Козмина» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 203). Описание П. в составленном акад. В. Д. Фартусовым пособии для иконописцев (1910) имеет самый обобщенный вид («муж с небольшой бородой и короткими подстриженными волосами»), упоминание в составе «простой» одежды мученика «плаща с куколем», очевидно, основано на позднем и далеком от традиции изображении святого ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 89).

http://pravenc.ru/text/2578986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТАПИЙ Прп. Патапий Фивский. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 270v) Прп. Патапий Фивский. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 270v) [Греч. Πατπιος] (V-VI вв. или VII в.), прп. К-польский (Фивейский) (пам. 8 дек.). Источниками о жизни П. служат 3 посвященных ему произведения свт. Андрея Критского († 740), изданные Ф. Комбефисом: Похвальное слово (BHG, N 1425; изд.: PG. 97. 1205-1221), Слово о чудесах и успении (BHG, N 1426-1427, изд.: Ibid. Col. 1221-1233), еще одно Похвальное слово (BHG, N 1428; изд.: Ibid. Col. 1233-1253), а также Житие, написанное Симеоном Метафрастом (X в.) (BHG, N 1424; изд.: PG. 116. Col. 357-368). Кроме того, П. упомянут в Похвальном слове Иоанна Мавропода (XI в.), посвященном прп. Вару (BHG, N 212): в тексте сказано, что П. вместе с преподобными Варом и Равулой подвизался в окрестностях К-поля в V-VI вв. Однако из произведений Андрея Критского можно сделать вывод о том, что П. жил ближе к его времени, т. е. в кон. VII в., как считают и болландисты; свт. Андрей Критский много слышал о чудесах П., но сомневался в их достоверности и даже в существовании святого. Тогда П. явился ему во сне и свидетельствовал о подлинности этих рассказов. Более точных данных о времени жизни П. нет. Пещера прп. Патапия Фивского в мон-ре прп. Патапия близ Лутраки Фото: Е. Новикова Пещера прп. Патапия Фивского в мон-ре прп. Патапия близ Лутраки Фото: Е. Новикова Согласно источникам, П. род. в г. Фивы Египетские в благочестивом семействе. Достигнув совершеннолетия, он почувствовал призвание к отшельнической жизни и удалился в пустыню. Вскоре слава о нем распространилась по округе, и П., желая избежать общения с многочисленными посетителями, покинул родину и прибыл в К-поль, где поселился во Влахернах , устроив келью рядом с городской стеной. Долгое время он жил как аскет и снискал дар чудотворения. Андрей Критский писал о совершённых П. исцелениях: он вернул зрение слепорожденному юноше, вылечил знатного человека, страдавшего водянкой, изгнал бесов из др. юноши и исцелил больную раком груди женщину.

http://pravenc.ru/text/2579730.html

XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский», ГРМ), клиновидная борода, обычно доходящая до груди или до пояса (фреска ц. Успения на Волотовом поле, 1363). Монашеское одеяние И. Л. составляют хитон, мантия, схима с куколем на плечах или на голове (чаще в произведениях поздне- и поствизант. живописи, а также в отдельных древнерус. памятниках, как, напр., на иконе «Прп. Иоанн Лествичник» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XV в.) и аналав. В руках И. Л. обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы». В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. Л. назван старцем «с большою бородою» (Ерминия ДФ. С. 172). Рус. сводные иконописные подлинники (XVIII в.) сообщают об облике И. Л. в связи с описанием композиции «Лествицы»: «…подобием сед, брада доле Власиевы [сщмч. Власия Севастийского.- Авт.], в схиме, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 306; То же см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 84). Иконография И. Л., как свидетельствует история его почитания, сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X в. (см., напр., миниатюры из рукописей «Лествицы»: Sinait. gr. 417; Vat. Chig. R IV 7 и др.). Единолично, в рост он представлен в миниатюрах ряда рукописей в Минологии на февраль и март 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 263); в минологии Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. gr. theol. F. 1. Fol. 34v). В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ И. Л. нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов. В мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (Греция, 30-40-е гг. XI в.) он представлен на арке у входа в наос, напротив прп. Макария Египетского, в рост как седовласый старец с заостренной бородой средней длины, в монашеской мантии, руки перед грудью ладонями вовне. В мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056) изображение И. Л. помещено в нартексе в арке вместе с преподобными Саввой Освященным и Пахомием Великим.

http://pravenc.ru/text/471351.html

направлен на мученичество товарища, а погибающий под ножом Мартирий смотрит прямо на М. Художник использует мотивы поздней античности, связанные с темой прославления подвига мучеников как подражателей искупительной Жертвы Христа: М. стоит между 2 ниш, обрамленных порфировыми колоннами и облицованных пурпурными плитами, что делает их похожими на экседры алтарей в христ. базиликах эпохи равноап. имп. Константина Великого. Кровь из раны Мартирия усиливает яркость красок, к-рыми переданы архитектурные детали этого небесного подобия К-польской Вел. Церкви. Образы святых в синих длинных туниках и с черными плащами на плечах парно изображены на маргинальной миниатюре на полях Евангелия с Минологием на год (Vat. gr. 1156. Fol. 263 r, 3-я четв. XI в.). Оба молоды, с темными волосами и короткими бородками, с крестами в руках, у М. одно плечо полностью прикрыто фелонью. В белых диаконских одеждах и в виде безбородых юношей святые изображены на многофигурной минейной миниатюре с рядами святых (Vind. gr. 6. Fol. 2v, XI в.) и при текстах их Житий: в начале житийного текста как стоящие рядом в паре (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 217, XI в.) и в его же конце как обезглавленные (Л. 218 об.). В поздневизант. период их фигуры в составе минейных циклов появляются в греко-грузинской рукописи кон. XV в.- в белых диаконских одеждах, с орарями («Афонская книга образцов», РНБ. O. I. 58. Л. 83). В минейных циклах храмовых росписей на Балканах сцена их мучения изображена как усекновение мечом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18). Парное изображение святых есть в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348). Композиции имп. минологиев средневизант. времени в упрощенной форме повторяются в поздних рукописях для визант. аристократии, напр. в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 14 v), где на 1-м плане лежат обезглавленное тело и глава. Основу композиции представляет заклание одного из святых. При этом взгляд святого обращен к молящемуся. В афонских стенописях фигуры М. и М. известны в мон-ре Ватопед (1311/12), где располагаются в наосе кафоликона в среднем ярусе юж.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

А. Ю. Никифорова Иконография Ранние изображения А. сохранились в базилике Сант-Амброджо в Милане: на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro), ок. 470 г., в капелле Сан-Витторе; рельефе «Золотого алтаря», ок. 840 г.; мозаике IX в. в центральной апсиде базилики; кивории, 10-е гг. XI в. На мозаике капеллы А. представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием, облачен в хитон, фелонь (paenula), на груди крест; черты лица индивидуализированы: А. изображен средовеком, с короткими темными волосами и небольшой бородой. Аналогичная композиция воспроизведена на рельефе фронтальной стенки кивория. На рельефах «Золотого алтаря» помещены сюжеты из жизни А.: от рождения, посвящения во епископы до смерти и перенесения его души на небо - редкий образец раннего житийного цикла, восходящего к житию, составленному св. Павлином. В основе сюжета, изображенного на мозаике апсиды ц. Сант-Амброджо и на одной из панелей «Золотого алтаря»,- эпизод из жизнеописания св. Мартина Турского («Чудесное присутствие Амвросия при погребении свт. Мартина Турского»). В восточнохрист. традиции А. обычно представлен в святительских одеждах - фелони и омофоре, с Евангелием в руке: на фрагменте фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 227; 976-1025 гг.); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v; 3-я четв. XI в.); в Минологии (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 20r; 1327-1340 гг.); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 89об.; XV в.); а также в древнерус. памятниках: напр., в росписи кон. XV в. ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре в Новгороде (полуфигурное изображение над аркой прохода в диаконник), в росписи кон. XVI в. алтаря Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве; на рус. минейных иконах ок. 1597 г. (двусторонняя таблетка из собрания П. Корина. ГТГ), кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), кон. XIX в. (ЦАК МДА, выполнена на основе строгановского образца). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. сказано: «Старец с остроконечною бородою» (§ 8. 30); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова , XVIII в.: «Рус, брада аки Василия Кесарийскаго покороче, риза кресты лазоревы, испод киноварь, с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114346.html

Медальоны с образом М. И. включены в мозаики монастырских кафоликонов, возведенных и украшенных при участии к-польских мастеров - Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.) или Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). В обоих случаях святой изображен погрудно, в монашеском облачении, с крестом в правой руке и левой, обращенной ладонью вперед. Образ подписан только именем. Несмотря на единство композиции и позы М. И., художественные особенности, присущие разным артелям и мастерам, привели к значительным различиям в облике святого. Так, в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас М. И. представлен как старец с седыми волосами, расчесанными ровно на пробор, с заостренной к концу бородой, в темных одеждах. Аналогичный образ (также в медальоне) повторен и в росписи крипты кафоликона. В мозаиках внутреннего нартекса кафоликона монастыря Неа-Мони святой изображен средовеком, его волосы и короткая округлая борода исполнены смальтой пепельного и розового оттенков. Ризы выложены голубым и синим, крест составлен из ярко-голубой смальты. В книжной миниатюре с XI-XII вв. образ М. И. появляется в минологиях, чаще январских, реже августовских. Под 13 числом М. И. изображен в августовской Минее XI в. из мон-ря св. Нила в Гроттаферрате (Crypt. Da XII. Fol. 65v). Позднее в минологиях этот день сопровождается, как правило, образом именно М. И., будь то маргинальное изображение рядом с текстом или портрет святого в архитектурном окружении на отдельном поле. Он всегда облачен в иноческие одежды - желтую хламиду, темную рясу, из-под к-рой спускается темный аналав, на голове нет куколя, в правой руке перед грудью он держит крест; волосы седые, короткие, борода недлинная, чуть заостренная. Таковы, напр., изображения М. И. в месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295) или на январской иконе из синайского гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, фрагмент с фигурой М. И.- плохой сохранности). На миниатюре из минология XIII в. святой благословляет правой рукой, а в левой сжимает свиток (Paris. gr. 1561. Fol. 87); архитектурный задник композиции, вероятно, напоминает о фонах, украшавших имп. минологии XI в.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа     служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа    (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ιερρχην Αθηνν (    ) и 4-го гласа    (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν φωσφρον σου, Παμμκαρ, μνμην σβω. Θεοφνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν ορανοφοτην μυσταϒωϒν (      ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен. Иконография И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

http://pravenc.ru/text/293742.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010