1904. Vol. 5. P. 432-436; Faulkner J. A. Cyprian, the Churchman. Cincinnati, 1906; Riou G. La genèse de l " unité catholique et la pensée de Cyprien: Diss. P., 1907; Godet P. Cyprien//DTC. 1908. T. 3. Col. 2459-2470; Poschmann B. Die Sichtbarkeit der Kirche nach der Lehre des hl. Cyprian: Eine dogmengeschichtliche Untersuchung. Paderborn, 1908; De Longis G. Studio su Cecilio Cipriano. Benevento, 1909; Koch H. Cyprian und der römische Primat. Lpz., 1910; idem. Cyprianische Untersuchungen. Bonn, 1926; idem. Cathedra Petri. Giessen, 1930; Иларион (Троицкий), сщмч. Очерки из истории догмата о Церкви. Серг. П., 1912. М., 1997р. C. 361-470; Ernst J. Cyprian und das Papstum. Mainz, 1912; Delehaye H. Cyprien d " Antioche et Cyprien de Carthage//AnBoll. 1921. Vol. 39. Р. 314-332; Boutet J. Saint Cyprien, évêque de Carthage et martyr. Avignon, 1922; D " Al è s A. La théologie de Saint Cyprien. P., 1922; Beck A. Römisches Recht bei Tertullian und Cyprian: Eine Studie zur frühen Kirchenrechtsgeschichte. Halle, 1930; Poole G. A. The Life and Times of Saint Cyprian. L., 1930; Зернов Н. М. Св. Киприан Карфагенский и единство Вселенской Церкви//Путь. П., 1933. 39. С. 18-40; Eynde D., van den. La double édition du «De unitate» de S. Cyprien//RHE. 1933. Vol. 29. P. 5-24; Capelle B. L " absolution sacerdotale chez S. Cyprien//RTAM. 1935. T. 7. P. 221-234; Perler O. «De catholicae Ecclesiae unitate», cap. 4-5: Die ursprünglichen Texte, ihre Überlieferung, ihre Datierung//RQS. 1936. Bd. 44. S. 151-168; idem. Zur Datierung der beiden Fassungen des vierten Kapitels «De unitate Ecclesiae»//Ibid. S. 1-44; idem. Cyprians Traktat «De catholicae Ecclesiae unitate» in einer Freiburger Handschrift//Zschr. f. schweizerische Kirchengeschichte. Freiburg, 1936. Bd. 30. S. 49-57; Schrijnen J., Mohrmann Chr. Studien zur Syntax der Briefe des hl. Cyprian. Nijmegen, 1936-1937. 2 Bde; B é venot M. St. Cyprian " s «De unitate», chap. 4, in the Light of the Manuscripts. R., 1937. (AnGreg; 11); idem. A New Cyprianic Fragment//BJRL.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

В кон. XII - нач. XIII в. продолжателями систематизирующего богословского подхода Петра Ломбардского были Стефан Лангтон (ок. 1150-1228), архиеп. Кентерберийский, к-рый составил комментарий к «Сентенциям» в период преподавания в Парижском ун-те (раздел о таинствах целиком не издавался), и Препозитин из Кремоны († ок. 1210), автор «Суммы теологии» (Summa theologica; изд. 4-й кн., содержащей изложение учения о таинствах: Praepositinus de Cremona. De sacramentis et de novissimis/Ed. D. E. Pilarczyk. R., 1964). Относящийся к сакраментологии материал сочинений Стефана Лангтона и Препозитина из Кремоны был обобщен и дополнен Гвидо Оршельским († 1225) в соч. «Сумма о таинствах и церковных обязанностях» (Summa de Sacramentis et officiis Ecclesiae; критическое изд. раздела о таинствах: Guido de Orchellis. Tractatus de Sacramentis ex eius Summa de Sacramentis et officiis Ecclesiae/Ed. D. van den Eynde, O. van den Eynde. N. Y., 1953; раздел о К. см.: Ibid. P. 22-50), созданном между 1215 и 1220 гг. Считая неточными определения К., в которых акцентируется его материальная сторона (т. е. вода или акт погружения), Гвидо использует для построения собственного определения учение о печати и заявляет, что К.- это общее наименование для 3 вещей, соединяющихся в едином акте: 1) воды, к-рая внешне обозначает возрождающую силу К.; 2) печати, к-рая отпечатывает в душе «отличительный знак веры» и в силу этого создает «таинство»; 3) внутреннего очищения, т. е. «реальности таинства», его благодатного результата (Ibid. P. 24-25). Сущность К., т. е. основание его действительности, слагается также из 3 вещей: намерения, материи и словесной формы. Для действительности К. с т. зр. намерения от совершающего его требуется лишь «желать совершить то, что совершает Церковь» (facere quod facit Ecclesia), т. е. крестить по форме Церкви, а не по какой-то иной; правильность личной веры совершающего К. объявляется не имеющей значения (Ibid. P. 25). Материей К. может быть только вода; форма К. должна содержать именование Лиц Св. Троицы. В случае отклонения от формы К. является действительным, если крестящий по меньшей мере «в интенции» и «в мысли» крестит во имя Св. Троицы, если же он искажает форму сознательно, К. не совершается (см.: Ibid. P. 26-30).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Tilley M. A. One Woman’s Body: Repression and Expression in the Passio Perpetuae//Ethnicity, Nationality and Religious Experience/Ed. by P. C. Phan. New York, 1991. P. 57–72. Tilley M. A. The Passion of Perpetua and Felicity//Searching the Scriptures. Vol. 2. A Feminist Commentary/Ed. F. E. Schüssler. London, 1995. P. 829–858. Tite P. L. Voluntary Martyrdom and Gnosticism//Journal of Early Christian Studies. Vol. 23. 2015. P. 27–54. Toynbee J. M. C. Death and Burial in the Roman World. New York, 1971. Treggiari S. Roman Marriage: Iusti Coniuges from the Time of Cicero to the Time of Ulpian. Oxford, 1993. Trevett C. Montanism. Gender, Authority and the New Prophecy. Cambridge, 1996. Troubnikoff A. Les Martyrs de Lyon et leurs temps. Paris, 1986. TrumbowerJ. A. Rescue for the Dead. Oxford, 2001. Turcan R. Les religions “orientales” à Lugdunum en 177//Les martyrs de Lyon. Actes du colloque international du CNRS (Lyon, 20–23 sept. 1977)/Ed. J. Rougé, R. Turcan. Paris, 1978. P. 195–210. Turcan R. Les religions de l’Asie dans la vallée du Rhône. Leiden, 1972. Turcan R. L’autel de Rome et d’Auguste “Ad Confluentem”//Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Bd. II.12.1. Berlin; New York, 1982. P. 607–644. Turner C. H. Μακριο? as Technical Term//Journal of Theological Studies. Vol. 23.1922. P. 31–35. Ulrich J. Das Glaubensbekenntnis “Justins” in den Acta Iustini AB 2//Studia Patristica. Vol. 39. 2006. P. 455–460. Ulrich J. What do we know about Justin’s “School” in Rome?//Zeitschrift für Antikes Christentum. Vol. 16. 2012. P. 62–74. Van Den Eynde S. “A Testimony to the Non-Believers, A Blessing to the Believers”. The Passio Perpetuae and the Construction of a Christian Identity//More than a Memory. The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven, 2005. P. 23–44. Van den Hoek A. The “Catechetical” School of Early Christian Alexandria and its Philonic Heritage//Harvard Theological Review. Vol. 90. 1997. P. 59–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учение о таинствах: Casel O. Zur Epiklese//JbLW. 1923. Bd. 3. S. 100-102; idem. Neue Beiträge zur Epiklese-Frage//Ibid. 1924. Bd. 4. S. 169–178; Lubac H., de. Corpus mysticum: L’Eucharistie et l’église au Moyen âge: Étude historique. P., 19492; Eynde D., van den. Les Définitions des sacrements pendant la première période de la théologie scolastique (1050–1240). R., 1950; Rahner K. Wort und Eucharistie// Idem. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1960. Bd. 4. S. 313–355; idem. Zur Theologie des Symbols//Rahner K. Sämtliche Werke. Freiburg i. Br., 2003. Bd. 18: Leiblichkeit der Gnade: Schriften zur Sakramentenlehre. S. 423–457; Schlette H. R. Kommunikation und Sakrament: Theologische Deutung der geistlichen Kommunion. Basel, 1960; Semmelroth O. Opus operatum — Opus operantis//LTK2. 1962. Bd. 7. Sp. 1184–1186; Schillebeeckx E. Christus, Sakrament der Gottbegegnung. Mainz, 19652; idem. Naar een herontdekking van de christlijke sacramenten: Ritualisering van religieuze momenten in het alledaagse leven//Tijdschrift voor Theologie. Nijmegen, 2000. T. 40. P. 164–187; Ratzinger J. Die sakramentale Begründung christlicher Existenz. Meitingen; Freising, 1966; Wort und Sakrament/Hrsg. von H. Fries. Münch., 1966; Jungmann J. A. Von der «Eucharistia» zur «Messe»//ZKTh. 1967. Bd. 89. S. 29–40; Dournes J. Die Siebenzahl der Sakramente: Versuch einer Entschlüsselung//Concilium. Einsiedeln; Zürich; Mainz, 1968. Jg. 4. H. 1. S. 32–40; Kasper W. Wort und Symbol im sakramentalen Leben: Eine anthropologische Begründung//Bild — Wort —Symbol in der Theologie/Hrsg. W. Heinen. Würzburg, 1969. S. 157–175; он же (Каспер В.) Таинство единства: Евхаристия и Церковь. М., 2007; Martyria, Leiturgia, Diakonia/Hrsg. O. Semmelroth. Mainz, 1969; Ott L. Das Weihesakrament. Freiburg i. Br., 1969; Jüngel E., Rahner K. Was ist ein Sakrament?: Vorstösse zur Verständigung. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1971; Ramos-Regidor J. Il sacramento della penitenza: Riflessione teologica, biblico-storico-pastorale alla luce del Vaticano II.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

P. 231-245; Butterworth G. W. Clement of Alexandria " s «Protreptikos» and the «Phaedrus» of Plato//CQ. 1916. Vol. 10. N 4. P. 198-205; idem. The Deification of Man in Clement of Alexandria//JThSt. 1916. Vol. 17. N 1. P. 157-169; Lattey C. The Deification of Man in Clement of Alexandria: Some Further Notes//Ibid. N 2. P. 257-262; Koch H. War Klemens von Alexandrien Priester?//ZNW. 1921. Bd. 20. S. 43-48; R ü ther T. Die Lehre von der Erbsunde bei Clemens von Alexandrien. Freiburg i. Br., 1922; idem. Die sittliche Forderung der Apatheia in den beiden ersten christlichen Jahrhunderten und bei Klemens von Alexandrien: Ein Beitrag zur Geschichte des christlichen Vollkommenheitsbegriffes. Freiburg, 1949; Casey R. Clement and the Two Divine Logoi//JThSt. 1923. Vol. 25. N 97. P. 43-56; idem. Clement of Alexandria and the Beginnings of Christian Platonism//HarvTR. 1925. Vol. 18. N 1. P. 39-101; idem. Introduction//The Excerpta ex Theodoto of Clement of Alexandria. 1934. P. 3-38; Hering J. Étude sur la doctrine de la chute de la préexistance des âmes chez Clément d " Alexandrie. P., 1923; Bardy G. Clément d " Alexandrie. P., 1926; idem. Aux origines de l " école d " Alexandrie//RechSR. 1937. T. 27. P. 65-90; idem. Pour l " histoire de l " école d " Alexandrie//Vivre et penser. P., 1942. T. 2. P. 80-109; Telfer W. «Bees» in Clement of Alexandria//JThSt. 1927. Vol. 28. N 110. P. 167-178; Meifort J. Der Platonismus bei Clemens Alexandrinus. Tüb., 1928; Jackson J. Minutiae Clementinae//JThSt. 1931. Vol. 32. N 127. P. 257-270; N 128. P. 394-407; Mossbacher H. Präpositionen und Präpositionsadverbien unter besonderer Berücksichtigung der Infinitivkonstruktionen bei Clemens von Alexandrien: Diss. [Erlangen], 1931; Witt R. The Hellenism of Clement of Alexandria//CQ. 1931. Vol. 25. N 3/4. P. 195-204; Tengblad E. Syntaktisch-stilistische Beiträge zur Kritik und Exegese des Clemens von Alexandrien: Diss. Lund, 1932; Eynde D., van den. Les normes de l " enseignement chrétien dans la littérature patristique des trois premiers siècles.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Napoli, Perrella, 1936. 200 p., 35 lit. Seiler, R. Athanasius Apologia contra Arianos. (Ihre Entstehung u. Datierung). [Diss.], Tübingen, 1932. V, 53 S. Simeon, X. H, Untersuchungen zu d. Briefen des Bischofs Synesios von Kyrene. Paderborn, Schöningh, 1933. 85 S. (Rhetor. Stud. H. 18). Soffray, M. Recherches sur la syntaxe de S. Jean Chrysostome. Paris, Belles-Lettres, 1940. (Coll, d’etudes anciennes). Helm, R. Die neuesten Hypothesen zu Eusebius’ (Hieronymus’) chronik. Berlin, Akad. d. Wiss., de Gruyter; 1929. 40 S. Stevenson, J. Studies in Eusebius. Cambridge, Univ. Press, 1929. VIII, 146 p. Rucker, I. Zur Literatur über Nestorius und zum Inhalt der Ephesus-Enzyklika. Oxenbronn b. Günzburg, Selbstverl.,1936. 136,54 S. Schnitzler, Th. Im Kampfe um Chalcedon. Geschichte und Inhalt des Codex Encyclicus von 458. Diss. Roma, Pontif. Univ. Gregor., 1938. IV, 132 S. Severyns, A. Recherches sur la Chrestomathie de Proclos. I Partie: Le Codex 239 de Photius. T. I. Etude paleographique et critique. T. II: Texte, traduction, commentaire. Liège – Paris, Faculté de philos. et lettres – E. Droz, 1938. XVI, 404 p., 3 tab.; 296 p. 1 ill. Marx B. Procliana. Untersuchungen über den homiletischen Nach- lass des Patriarchen Proclos von Konstantinopel. Munster i. W., 1940. X, 104 S. (Munster. Beitr. z. Theolog., 23). Hausherr, I. Les versions syriaque ef armenienne d’Evagre le Pontique. Leur valeur, leur relation, leur utilisation. Roma, 1st. Pontif. di studi orientali, 1931. 48 p. (Orientalia Christiana. Vol. 22, 2). Van den Eynde, C. La version syriaque du commentaire de Gregoire de Nysse sur le Cantique de Cantiques. Ses origines, ses temoins, son influence. Louvain, Bur. de Museon, 1939. (Bibl. du Museon, 10). Schwartz, E. Ueber die Bischofslisten der Synoden von Chalkedon, Nicaea und Konstantinopel. München, 1937. 90 S (Abh. d. Bayer. Akad. d. Wissensch.-Philos.-hist. Abt. N. F. H. 13). Schwartz, E. Zu Cassidor und Prokop. München, 1939. 22 S. (S.-B. Bayer. Akad. d. Wiss., Philos.-hist.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. был активным участником внутренней борьбы в Церкви Востока, содействовал низложению католикоса Иосифа в 567 г. Кроме того, П. противостоял деятельности Хенаны Адиабенского († ок. 610), который критически относился к основному направлению развития восточносир. школьного богословия. В результате П. изгнал Хенану из Нисибина, однако вскоре тот вернулся в город, вероятно, по причине благоприятного отношения шаха Хосрова. В 573 г., вскоре после начала новой ирано-визант. войны, персы обвинили П. в том, что он содействовал византийцам в их попытках взять Нисибин. Суд над митрополитом не был доведен до конца, поскольку вскоре П. скончался. Согласно Авдишо бар Брихе , митр. Нисибинскому († 1318), помимо «спора с императором» (      ) П. был автором толкования на Свящ. Писание и посланий на различные темы ( Ebediesus. Catalogus librorum. 65// Assemani. BO. T. 3/1. P. 87-88). Послания П. не сохранились, из экзегетических сочинений известен фрагмент, который приводит еп. Ишодад Мервский (IX в.) в толковании на 3 Цар 17. 21-22 (Commentaire d " I š o(?)lsquo; dad de Merv sur l " Ancien Testament/Éd.. C. van den Eynde. Louvain, 1962. Pt. 3: Livres des sessions. P. 119. (CSCO; 229. Syr.; 96)). Ранее среди исследователей было принято отождествлять П. с Павлом Персом (1-я пол. VI в.), который также учился в Нисибинской школе и экзегетические труды которого Юнилий Африканский , служивший в 40-х гг. VI в. при дворе Юстиниана в качестве квестора священного дворца, упоминал как основные источники своего соч. «О частях божественного закона» ( Junilius, ep. Africanus. De partibus legis divinae libri duo//PL. 68. Col. 15; см.: Becker. 2016). Кроме того, П. отождествлялся с Павлом Философом (сер. VI в.), автором 2 трудов, сохранившихся на сирийском языке: трактата по логике, который основан на сочинениях Аристотеля («Категории», «Об истолковании» и «Первая аналитика») и Порфирия («Исагога») и посвящен шаху Хосрову I, а также комментария к соч. «Об истолковании». Вопрос об оригинальном языке этих трудов (сирийский или персидский) остается предметом дискуссий. В наст. время принято считать, что в источниках речь идет о 3 сирийских авторах, носивших имя Павел (подробнее: GEDSH. 2011. P. 324-326).

http://pravenc.ru/text/2578469.html

5 Блаженный Иероним Стридонский. Praefatio in Librum Job. Patrologia Latina. Ed. J.P. Migne (далее – PL). Vol. 28. Paris, 1845. Col. 1081A. 6 Святитель Иоанн Златоуст. Synopsis. Liber Job. Patrologia Graeca. Ed. J. P. Migne (далее – PG). Vol. 56. Paris, 1859. Col. 362. Русский перевод: Святитель Иоанн Златоуст . Обозрение книг Ветхого Завета. Книга Иова//Творения. Т. 6. Кн. 2. М., 1999. С. 663. 9 См.: Wiernikowskil. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch. Breslau, 1902. S. 8. 11 Феодор Мопсуэстийский. In Jobum. PG. 66. Col. 697BC. Русский перевод см.: Деяния Вселенских соборов. Т. III. СПб., 1996. С. 334. 12 Ишодад Мервский. Комментарий на книгу Иова. 40. 10. Текст первоисточника см.: Commentaire d " ISo " dad de Merv sur l " Ancien Testament: III. Livres des Sessions. Ed. С van den Eynde. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 229. Scriptores Syri, 96. Louvian, 1962. S. 265. Русский перевод: Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. VI. Книга Иова. Тверь, 2007. (Далее в сносках – Библейские комментарии. Книга Иова.) С. 248–249. 14 V Вселенский собор. Собрание четвертое. Sacrorum conciliorum, nova et amplissima collectio. Ed. Mansi J. D. (далее – Mansi). Vol. 9. Florentiae, 1763. Col. 217C. Русский перевод: Дeяhuя V Вселенского собора. Собрание четвертое//Деяния Вселенских соборов. Т. III. С. 338. 15 Олимпиодор. Commentarium in Beatum Job. Hypothesis. Текст первоисточника см.: Olimpiodor Diakon von Alexandrien. Kommentar zu Hiob. Eds. U. Hagedorn, D. Hagedorn. Patristische Texte und Studien (далее – PTS). 24. New York, 1984. S. 1. 19 См., например: Швинхорст-Шенбергер Л. Книга Иова//Введение в Ветхий Завет Под ред. Эриха Ценгера. М., 2008. С. 449–450. 20 Подробнее об этом см., напр.: Скобелев М. А., Ткаченко А. А., Розинская М. М., и др. Иова книга//Православная Энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 326. 21 См., напр.: Неклюдов К. В., Панфилов Ф. М., Розинская М. М., Моисеева С. А. Иов//Православная Энциклопедия. Т. XXV. С. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

1941. Bd. 16. S. 231-254, 351-368; idem. Die Arbeitsweise der sogenannten Sententiae Anselmi: Ein Beitrag zum Entstehen der systematischen Werke der Theologie//Ibid. 1959. Bd. 34. S. 190-232; idem. Die Klagenfurter Sentenzen «Deus est sine principio», die erste Vorlesung aus der Schule Anselms von Laon: Zum Werden der frühscholastischen Lehre von Schöpfung und Fall, Erlösung und christlicher Moraltheologie//Ibid. 1961. Bd. 36. S. 512-549; 1962. Bd. 37. S. 45-84; Glunz H. H. History of the Vulgate in England: From Alcuin to Roger Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London (1128-34), and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. 1935. T. 7. P. 235-262; 1936. T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa Ordinaria: Quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. 1937. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522; eadem. Some Gospel Commentaries of the Early 12th Century//RTAM. 1978. T. 45. P. 147-180; Landgraf A. M. Werke aus dem Bereich der Summa Sententiarum und Anselms von Laon//Divus Thomas. Ser. 3. Freiburg, 1936. Bd. 14. S. 209-220; idem. Introduction à l " histoire de la littérature théologique de la scolastique naissante/Ed. A.-M. Landry; trad. L. B. Geiger. Montréal; P., 1973. P. 67-77; Wilmart A. Un commentaire des Psaumes restitué Anselme de Laon//RTAM. 1936. T. 8. P. 325-344; Lottin O. Aux origines de l " école théologique d " Anselme de Laon//Ibid. 1938. T. 10. P. 101-122; idem. Quatre Sommes théologiques fragmentaires de l " école d " Anselme de Laon//Mélanges Auguste Pelzer/Ed. L. Noël. Louvain, 1947. P. 81-107; idem. Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siècles. Gembloux, 1959. T. 5: Problèmes d " histoire littéraire: L " école d " Anselme de Laon et de Guillaume de Champeaux; Silvain R. La tradition des sentences d " Anselme de Laon//AHDLMA. 1948. T. 16. P. 1-52; Leclercq J. Le commentaire du Cantique des Cantiques attribué à Anselme de Laon//RTAM. 1949. T. 16. P. 29-39; Eynde D., van den. Literary Note on the Earliest Scholastic «Commentarii in Psalmos»//Franciscan Studies.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

History of Dogma. Boston, 1901. Vol. 2. P. 313-316; idem. Novatian, Novatianism//The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge/Ed. S. M. Jackson. Grand Rapids (Mich.), 1910. Vol. 8. P. 197-202; Hermann Th. Das Verhältnis von Novatians «De Trinitate» zu Tertullians «Adversus Praxean»: Diss. Marburg, 1918; D " Al è s A. Le corpus de Novatien//RechSR. 1919. Vol. 10. P. 293-323; idem. Novatien moraliste//RQH. Ser. 3. 1923. T. 3. P. 5-37; idem. Novatien: Étude sur la théologie romaine au milieu du IIIe siècle. P., 1924; D ö lger F. J. Die Taufe des Novatian//Antike und Christentum. Münster, 1930. Bd. 2. S. 258-267; idem. Zum Oikiskos des Novatian: Klausnerhäuschen oder Versteck?//Ibid. 1941/1950. Bd. 6. S. 61-64; Amann É . Novatien et Novatianisme//DTC. 1931. T. 11. Col. 816-849; Kriebel M. Studien zur älteren Entwicklung der abendländischen Trinitätslehre bei Tertullian und Novatian: Diss. Marburg, 1932; Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordinatio in Novatiani libro De Trinitate//Bogoslovska Smotra. Zagreb, 1933. Vol. 21. N 3. P. 193-224; Koch H. Novatian// Pauly, Wissowa. R. 1. 1936. Bd. 17. Hbd. 33. Sp. 1138-1156; idem. La lingua e lo stilo di Novaziano//Religio. R., 1937. Vol. 13. P. 278-294; idem. Il martire Novaziano//Ibid. 1938. Vol. 14. P. 192-198; Eynde D., van den. L " inscription sépulcrale de Novatien//RHE. 1937. Vol. 33. P. 792-794; Mohlberg L. C. Osservazioni storico-critiche sulla iscrizione tombale di Novaziano//EphLit. 1937. Vol. 51. P. 242-249; Casamassa A. Gli scrittori cristiani dell " Occidente nel III secolo: II. Novaziano. R., 1948; Mohrmann C. Les origins de la latinité chrétienne à Rome//VChr. 1949. Vol. 3. N 2. P. 67-106; N 3. P. 163-183; Daly C. B. Novatian and Tertullian: A Chapter in the History of Puritanism//Irish Theol. Quarterly. Maynooth, 1952. Vol. 19. N 1. P. 33-43; Dekkers E. Note sur les fragments récemment découverts de Tertullien//Sacris erudiri. Turnhout, 1952. Vol. 4. P. 372-383; Frutaz A. P. Novaziano, cimitero detto di//EC.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

   001    002   003     004    005