Видишь, что Петр взошел «на верх» не только телом, но умом и духом? Сказано: «И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь» ( Деян.10:11–13 ), повелевающий, без сомнения, есть четвероногих, пресмыкающихся и птиц, спускаемых к нему с небес поверх полотна. «Но Петр сказал: Господи, Ты знаешь, что я никогда не ел ничего скверного и нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и полотно опять поднялось на небо» ( Деян.10:14–16 ). Это относится и к чистым животным, и к нечистым; знание сие дано с небес Апостолу, так как выше него не было на земле никого, причем был к нему не один глас и не одно видение, но три. И я не допускаю, что фраза «это было трижды» сказана понапрасну. Три раза говорится ему, а через него и всем нам: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). Ибо соделанное чистым очищается не первым обращением и не вторым, и если не произнесено третье призывание, никто не очищается. Потому что если не очищен ты во Отце и Сыне и Святом Духе, то не можешь быть чистым. Оттого, чтобы очищение было полным, это происходит не один раз и не два, но «трижды» открывается и «трижды» повелевается (ср. Деян.10:16 ). Итак, на этом полотне были «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные» ( Деян.10:12 ). После этого сказано, что «Петр недоумевал в себе, что бы значило видение». И пока он размышлял, «мужи, посланные Корнилием сотником» (ср. Деян.10:17 ), пришли из Кесарии в Иоппию. Петр был там и гостил «у некоего Симона кожевника» (ср. Деян.10:6 ). Показательно, что Петр остановился в доме кожевника – возможно, того, о котором говорит Иов: «Кожею и плотью одел меня» ( Иов.10:11 ). Однако мы отвлеклись от темы. Тем временем, пришли «мужи, посланные Корнилием», к Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 10 1–4. Божественное наказание старших сыновей Аарона, Надава и Авиуда смертью . 6–7. Запрещение Аарону и священникам оплакивать мертвых. 8–11. Запрещение священникам употребления спиртных напитков пред входом в скинию. 12–20. Закон съедания жертв. Лев.10:1 .  Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; Лев.10:2 .  и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. Лев.10:3 .  И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. Лев.10:4 .  И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. Первые шаги ветхозаветных священников сопровождались роковою ошибкою или грехом двух из них, Надава и Авиуда. Характер их греха не указан. По традиции, это было самопревозношение их пред Аароном и произвольное, несвоевременное каждение, быть может, притом в нетрезвом виде (ср. Лев.10:9 ), или же самый фимиам был приготовлен вопреки узаконению о сем предмете ( Исх.30:7, 34–38 ), и огонь для него принесен извне ограды скинии. По блаж. Феодориту (вопр. 9 на Лев.), «поскольку Надав и Авиуд, дети Аароновы, внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь божественный» ( Лев. 9:24 ). Во всяком случае проступок их выражал неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и примерно наказывается – в ограждение святыни святилища и к возвышению достоинства самого священства ( Лев.10:3 , ср. Лев.19.22 ). Пораженный горем, отец злосчастных священников Аарон не предается обычным на Востоке бурным проявлениям печали траура, а в сознании тяжести греха и заслуженности наказания молчит, доказывая тем свое понимание высоты и ответственности своего служения священного. Лев.10:4 .  И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1Кор.10:1 .  Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. 1Кор.10:2 .  И все крестились в Мо­исея в облаке и в море. 1Кор.10:3 .  И все ели одну и ту же духовную пищу. 1Кор.10:4 .  И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. «Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша. И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори, и вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша». Бывшее с ними, говорит Апостол, есть образ совершающегося у нас. Ибо море уподоблялось купели, облако – благодати Духа, Моисей – иерею, жезл – кресту, перешедший море Израиль – крещаемым, а преследующие египтяне представляли собою образ демонов, сам же фараон служил изображением диавола, потому что, по перешествии чрез море, израильтяне освободились от владычества египтян, как бы в некое преобразование прияли с неба манну. Да и камень уподоблялся Владычним ребрам, потому что, сверх чаяния, источил им воду. И сие Апостол излагает яснее. «Пияху бо от духовнаго последующаго камене, камень же бе Христос». Хочет же сказать сим Апостол, что не камень послужил для них этим, но Божия благодать, соделавшая, что и оный камень, сверх всякого чаяния, издал потоки вод. Ибо если бы камень последовал за ними или последовала вода из камня, то отчего бы им снова иметь нужду в воде? 1Кор.10:5 .  Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. «Но не во множайших их благоволи Бог: поражени бо быша в пустыни». Ибо, кроме Халева и Иисуса Навина, все вошедшие в перечисление были истреблены. Так показав, что хотя все сподобились благодеяний, однако же большая из них часть не извлекла для себя пользы из Божиих даров, но понесла наказание за непокорность, Апостол присовокупил: 1Кор.10:6 .  А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 1Кор.10:7 .  Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 10 Евр.10:1 .  Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. «Сень бо имый закон грядущих благ, не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити. Вещами» называет Апостол будущую жизнь, а «образом вещей» – евангельское житие, «сению» же «образа вещей» – Ветхий Завет . Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть. Ему-то уподобил Апостол немощь Ветхого Завета. Ибо говорит: «Принося многие жертвы, и притом ежегодно, не могут совершити живущих по закону». Евр.10:2 .  Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. «Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущым совесть о гресех служащым, единою очищенным». Посему-то приемлют они конец, как не имеющие силы соделать совесть чистою. Евр.10:3 .  Но жертвами каждогодно напоминается о грехах. «Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает». Апостол показал и немощь, и пользу закона, потому что хотя отъять грехов не может, но осуждает их, внушает страх и понуждает прибегать к благодати. Евр.10:4 .  Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. «Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи». Ибо какого человекоубийцу или отцеубийцу освободила от ответственности кровь бессловесных? Посему-то и блаженный Давид взывал: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» ( Пс. 50, 18 ). А божественный Апостол приводит и другое свидетельство. Евр.10:5 .  Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Евр.10:6 .  Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Евр.10:7 .  Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. «Темже входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси»: «всесожжений такожде о гресе не благоволил еси». «Тогда рех: се, иду: в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже» ( Пс. 39, 7–9 ). Потом Апостол толкует сие свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 10 Продолжение ответной речи Иова на речь Вилдада. 1–12. Попытки Иова объяснить причину своих страданий и их неудовлетворительность. 13–19. Возникающие на этой почве новые недоумения. 20–22. Просьба о помиловании. Иов.10:1 .  Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей. Иов.10:2 .  Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? Иов не чувствует желания продолжать жизнь ( Иов 9.21 и д.); она ему противна, вызывает одни лишь жалобы. Рассеять, уничтожить подобное настроение и тем возбудить желание жизни мог бы Господь своим ответом, за что страдает и наказывается Иов (ср. Иов 3.20–23 ). Но он выступает только в роли карателя, не объясняет его вины. Иов.10:3 .  Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Иов.10:4 .  Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Иов.10:5 .  Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, Иов.10:6 .  что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, Иов.10:7 .  хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук ( Быт 2.7 ; Пс 138.15 ) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание – результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей ( 1Цар 16:7 ; Сир 23.27–28 ). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 Свойства и поведение мудрого и глупого. Еккл.10:1 .  Мертвые мухи по­ртят и делают зловон­ною благо­вон­ную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Не только один грешник может погубить много доброго, но даже один глупый поступок, так сказать, небольшая доза глупости может поколебать и погубить нравственное достоинство человека, его мудрость и честь, подобно мертвой мухе, попавшей в благовонную масть. «Малая закваска все тесто квасит» – говорит Апостол ( 1Кор 5.6 ) 3 . Еккл.10:2 .  Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. «Правый», «правая сторона», как и во всех языках, выражает понятие истинно доброго, справедливого; «левый», »левая сторона», напротив – понятие ложного, злого, несправедливого. Еккл.10:3 .  По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. «По какой бы дороге ни шел глупый, у него (всегда) недостает смысла». Точнее следует перевести: «и по дороге, когда глупый идет, ему недостает смысла», т. е. глупый не делает ни одного шага, чтобы не обнаружить своей глупости. «И всякому он выскажет, что он глуп», т. е. всякому покажет свою глупость. Перевод Иеронима и Симмаха: «он всякого считает за глупого». Еккл.10:4 .  Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; по­тому что кротость по­крывает и большие про­ступки. Екклезиаст продолжает характеристику мудрого и глупого. Мудрый человек должен спокойно относиться к раздражению своего начальника, не спешить оставлять свое место, зная, что незаслуженный гнев начальника пройдет, что спокойствие и кротость обезоруживает людей в случаях даже серьезных проступков. Еккл.10:5 .  Есть зло, которое видел я под солнцем, это – как бы по­грешность, про­исходящая от властелина: Еккл.10:6 .  невеже­с­т­во по­ставляет­ся на большой высоте, а богатые сидят низко. Еккл.10:7 .  Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. По вине правителей глупые и недостойные уважения остаются в унижении и презрении. Ст. 5 можно по другому передать так: «есть зло, которое видел я под солнцем, подобное погрешности, происходящей от властелина» (славянский текст – « Есть лукавство, еже видех под солнцем, аки невольно изыде от лица владеющаго»). «Богатые сидят низко»; разумеются лица знатных и заслуженных родов. Случаи, указанные Екклезиастом, часто имели место в персидском царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава X Очищение храма и празднование его освящения ( 2Мак.10:1–9 ). Вступление на престол Антиоха Евпатора ( 2Мак.10:10–15 ). Победы Маккавеев над идумеями, завоевание их крепостей и наказание изменников ( 2Мак.10:16–23 ). Блестящая победа над Тимофеем, завоевание крепости Газары и умерщвление Тимофея ( 2Мак.10:24–38 ). 2Мак.10:1 Маккавей же и бывшие с ним, под водительством Господа, опять заняли храм и город, Об очищении храма ср. 1Mak IV: 31–54 . По 2Mak VIII: 31 и 33 – Маккавеи заняли город Иерусалим уже после победы над Никанором и Тимофеем. – Около этого времени (IX: 1) заболел и Антиох при возвращении из Персии. По более точному показанию 1Mak IV: 7 – самая болезнь царя вызвана была именно неприятными известиями об этих событиях. Очищение храма последовало – по 1Mak IV: 52 – в 143 г. э. Сел., а смерть Антиоха – по 1Mak VI: 16 – в 149 г. э. Сел. – Между тем, 2Мак Х: 1–8 событие очищения храма помещает как будто после смерти Антиоха (ср. IX: 29 и X: 9). Это объясняется намерением писателя книги уравнять заключения обеих половин своего труда, из коих каждая кончается учреждением особого праздника – первая после смерти Антиоха, вторая – после смерти Никанора («день Никанора» и в соответствие ему как бы «день Антиоха»). В интересах хронологической точности, этот отдел – X: 1–8 – правильнее читать после 36 ст. VIII главы, после же 29 ст. IX главы прямо и удобно читается 9 ст. X главы и далее. 2Мак.10:2 а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили. О построении языческих капищ и жертвенников упоминает 1Mak I: 54 и т. д. 2Мак.10:3 Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. «Разжегши камни и взявши из них огонь…» Путем трения или удара камней один о другой добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв. – «После двухгодичною промежутка…» : μετ διετ, χρνον – по 1Mak IV: 52 (ср. 1 Мак IV: 54) – этот промежуток должен исчисляться в 3 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Горячая речь Ездры, как выражение глубокого, по-видимому, неподдельного горя, сопровождавшаяся сильным импрессионизмом, произвела весьма глубокое впечатление на присутствующих.. Тотчас же „стеклось к нему (т. е. к Ездре) весьма большое собрание Израильтян – мужчин, женщин и детей... и народ много плакал« ( 1Ездр.10:1 ). Представители народа сознают грех его, исповедуют его и даже, – как бы желая совершенно утешить Ездру, – дают ему обещание расторгнуть браки с иноплеменницами, отпустив их от себя вместе с прижитыми детьми ( 1Ездр.10:2–3 ). „Встань и мы с тобою... ободрись и действуй!» так, обращаясь к Ездре, заканчивают свою речь начальствующие. Этого-то и желал Ездра. Это-то и было для него важнее всего. И он поспешил тотчас же воспользоваться благоприятным для него моментом и стал „действовать». Прежде всего, Ездра потребовал от начальствующих клятву в их обещании – быть совершенно солидарными с ним в его деятельности; и они дали клятву ( 1Ездр.10:5 ). Затем Ездра отдал приказание, чтобы через три дня весь народ собрался в Иерусалиме, под угрозой сильного наказания непослушным ( 1Ездр.10:7–8 ). Приказание было исполнено в точности: весь народ через три дня собрался в Иерусалим, и „сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей» ( 1Ездр.10:9 ). Ездра и к собранию народному обратился с краткой речью, увещевая народ покаяться в своем преступлении и расторгнуть браки с иноплеменницами. Голодный народ, при том находившийся на открытой площади под дождем, на все выразил свое полное согласие („как ты скажешь, так и сделаем» 1Ездр.10:12 ), лишь просил избавить его от дальнейшего присутствия на площади, при таких в высшей степени тяжелых условиях ( 1Ездр.10:13 ). Право голоса вместо себя народ передавал старейшинам. Ездра на это дал свое согласие. Тогда начальствующие и представители народа, во главе с Ездрой, составили комиссию по делу о браках с иноплеменницами. Между иудеями, женатыми на иноплеменницах, оказались некоторые и из сыновей священнических ( 1Ездр.10:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Давайте теперь обратимся к тому, что происходило в конце жизни Иисуса. Мы увидим, как Он учил Своих последователей распространять Свое учение. Иисус поручает Своим апостолам распространять Евангелие В отличие от Мухаммеда, который резко изменился после переселения в Медину, Иисус не менял ни Своего учения, ни средств, которыми его следовало распространять. На третий год служения Он продолжал путешествовать, учить в синагогах и общественных местах, исцелять больных, изгонять бесов и творить другие разнообразные чудеса. Простые люди тянулись к нему, большинство религиозных деятелей чувствовали угрозу в Его лице. В подобных обстоятельствах Он дал Своим двенадцати апостолам (ученикам) разъяснения относительно того, как проповедовать Евангелие. Позднее призвал группу из еще семидесяти двух Своих последователей, чтобы дать им такие же разъяснения. Давайте детально рассмотрим то, что именно Он говорил им. Разъяснения о путешествиях По мере того, как я буду представлять наставления Иисуса Своим ученикам, я буду сравнивать их с наставлениями Мухаммеда своим ученикам. 1. Мухаммед дал своим людям власть проводить войны, но Иисус дал Своим апостолам другое распоряжение. Евангелие от Матфея гласит: «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:1 ; Инж., Мф.10:1 ). Затем Он велел им делать следующее: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» ( Мф.10:8 ; Инж., Мф.10:8 ). 2. Мухаммед дал своим людям инструкции относительно того, как делить между собой вещи, изъятые у неверующих. Иисус же запрещал апостолам просить у людей деньги или вообще носить с собой какие-либо суммы денег: «Даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» ( Мф.10:8-9 ; Инж., Мф.10:8-9 ). Но Иисус разрешал Своим последователям останавливаться у людей на ночлег и разделять с ними пищу: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть; ибо трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ; Инж., Лк.10:7 ).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

«Дамаск» был взят ассирийцами в 732 г., а Самария – в начале царствования Саргона, в 722 г. Ис.10:10 . Так как рука моя овладела царствами идоль­скими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, – Ис.10:11 . то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?» От «кумиров», по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ. Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8–11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. Ос.8:5 ; Ос.10:5 ). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии – наряду с Иерусалимом; – отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ассирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г. Ис.10:12–19 . Давши Ассуру наказать Иерусалим, Господь воздаст царю ассирийскому за его надменность и царство Ассирийское ослабеет, причем главным образом уменьшится численность ассирийского войска, которою и было, собственно, сильно это царство. Ис.10:12 . И будет, когда Го­с­по­дь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: по­смотрю на успех надмен­ного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. «Свое дело» – т. е. суд над Иудою и, в частности, над Иерусалимом, не желавшим подчиниться воле Божией; какую возвещал ему, напр., пророк Исаия (гл. 7). «Посмотрю». Евр. глагол, здесь стоящий (pha kad), часто имеет значение наказывать. «Успех надменного сердца» – в переводе с евр. плод гордости, т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010