«Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли» – музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли – струнные; свирель – духовой; тимпан – вроде нашего тамбурина или бубна. «И они пророчествуют». «Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (например, Чис.11:25 ; 1Цар.10:6,10,13 ; 1Цар.19:20 и др.), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и «пророчествование» ( Чис.11:25 ; 1Цар.10:13 и др.). 1Цар.10:6 .  и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. «И ты будешь пророчествовать»... См. прим. к концу 1Цар.10:5 . 1Цар.10:8 .  И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать. Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий ( 1Цар.10:7 ), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли – пророк – есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См. примеч. к 1Цар.8:6 . Галгал – город священных воспоминаний ( Нав.4:4,5:5 ); расположен на востоке от Иерихона, вблизи р. Иордан. 1Цар.10:9 .  Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. «Бог дал ему иное сердце»: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, кем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 1Цар.8:6 ). «И сбылись все те знамения»: см. 1Цар.10:1–7 . 1Цар.10:10 .  Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10). Войска противников обратились в бегство, поражаемые градом камней с небес (Нав 10. 11) (возможно, речь идет о метеоритном дожде или об огромном, словно камни, граде - Abel F. M. Les stratagèmes du livre de Josué//RB. 1949. Vol. 56. Р. 333). Далее описывается чудо, совершенное Богом, когда по молитве Иисуса в битве при Гаваоне «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»» (Нав 10. 13). Этот текст ВЗ подвергается постоянным нападкам со стороны критиков. Тем не менее для автора книги не остается сомнений в чудесном характере описанного явления: «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10. 14). Возможно, в основе этого чуда мог быть природный катаклизм ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 1983. P. 116. (WBC; 7)). В военном эпосе, распространенном на древнем Ближ. Востоке, встречаются упоминания о небесных светилах, к-рые принимают активное участие в баталиях, «сражаясь» на той или др. стороне ( Walton J. H. Josua 10.12-15 and Mesopotamian Celestial Omen Texts//Faith, Tradition and History/Ed. A. R. Millard e. a. Winona Lake, 1994. P. 180-190). Кроме того, небесные светила в культурах древнего Ближ. Востока являются символами языческих божеств, и тогда этот рассказ имеет антимифологическое религ. значение, к-рое подчеркивает силу и непобедимость Бога Израиля ( Dus J. Gibeon: Eine Kultstätte des SMS (Sonne) und die Stadt des benjaminitischen Schicksals//VT. 1960. Vol. 10. Р. 353-374). Книга Праведного (упомянутая также в 2 Цар 1. 18), возможно, представляла некий сборник военных героических поэм, составленный в раннеизраильскую эпоху. Во 2-й половине 10-й гл. описывается захват израильтянами юж. части Ханаана (Нав 10. 21-43). В ходе военной кампании также были взяты Макед, Ливна, Лахиш, Еглон, Хеврон, Давир (Нав 10. 28-39). Царя газерского Горама, пришедшего на помощь Лахишу, постигла та же участь, что и царей захваченных городов (Нав 10.

http://pravenc.ru/text/293947.html

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

2Мак.10:29 . Когда же была упорная битва; тогда противникам явились с неба пять благолепных мужей на конях с золотыми уздами, и два, начальствующие над иудеями. 2Мак.10:30 . Они, взяв Маккавея в среду свою, и прикрывая его своим всеоружием, сохраняли его невредимым, а на противников метали стрелы и молнии, так что они, смешавшись от ослепления, сами себя поражали, полные смущения. 2Мак.10:31 . А убитых было двадцать тысяч пятьсот пеших и шестьсот всадников. 2Мак.10:32 . Сам же Тимофей убежал в твердыню, называемую Газара, весьма крепкую, когда военачальствовал тут Хэрей. 2Мак.10:33 . Но бывшие с Маккавеем охотно осаждали эту крепость дня четыре. 2Мак.10:34 . А бывшие внутри ея, надеясь на неприступность сего места, весьма хульно издевались и произносили слова непристойныя. 2Мак.10:35 . Но на разсвете пятаго дня двадцать юношей из бывших с Маккавеем, воспылав гневом за такия хулы, осадили стену, и мужественно с звериною яростию, разили, кто попадался. 2Мак.10:36 . Другие же подобным образом взошедши к сущим внутри во время суматохи, зажигали башни, и воспламенив огнища, сожигали хульников, живых; иные же разбили ворота, впустив остальное полчище, овладели городом, 2Мак.10:37 . Тимофея же, скрывшагося в некотором рву, убили, и брата его Херея и Аполлофана. 2Мак.10:38 . Совершив же сие, они с песнями и исповеданием благословляли Господа, много благодеявшаго Израилю и даровавшаго им победу. Глава 11 2Мак.11:1 . Спустя очень короткое время Лисий, наместник царя, и родственник, и правитель дел, слишком тяжко говоря о том, что произошло, 2Мак.11:2 . Собрав до осьмидесяти тысяч пехоты и всю конницу, двинулся против иудеев, помышляя город их сделать жилищем еллинов, 2Мак.11:3 . а храм обложить налогом подобно прочим языческим капищам, первосвященство же сделать ежегодно продажным, 2Мак.11:4 . нисколько не помышляя о державе Бога, и кичась десятками тысяч пехоты, и тысячами всадников и осмьюдесятью слонами. 2Мак.11:5 . пришедши же в Иудею и подступив в Вефсуре, к этому укрепленному селению, отстоящему от Иерусалима на пять схинов [В каждом Схине считалось тогда 60 стадий персидских; следовательно Вефсур отстоял от Иерусалима на 300 стадий. Такое разстояние показано верно], он утеснил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280).    В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф.).     Зигабен на Пс. 7:10.     Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6.    4 Цар. 15:1—5.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494.     Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21.     Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36.     Иосиф Флавий. Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23.    Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.).     Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10.     «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10.    Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»:     Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 78.    Там же. С. 166—167.    Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» (Лествица. 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 10 Битва с филистимлянами на горах Гелвуйских и смерть Саула. Десятая глава, повествующая о смерти Саула и его сыновей, служит введением в излагаемую далее историю правления Давида, так как падение дома Саула предрешило воцарение Давида сперва над коленом Иудиным ( 2Цар 2.2 ), а затем и над всем Израилем ( 2Цар.4:1–5:1 ). Со стороны своего содержания десятая глава является, за немногим исключениями, буквальным повторением 1Цар 31.1 . 1Пар.10:6 .  И умер Саул, и три сына его, и весь дом его вместе с ним умер. Выражение: « и умер весь дом его вместе с ним», заменяет слова 1Цар.: « умер с оруженосцем своим и даже со всеми ратниками своими». Если последние указывают на приближенных к Саулу лиц, то первое не означает непременно все семейство: оставшийся в живых сын Саула Иевосфей одинаково известен и автору кн. Паралипоменон и автору кн. Царств ( 1Пар 8.33, 9.34 ). В объем понятия « дом» входит понятие о « слугах» ( Быт 50.7 ); они-то здесь и разумеются. 1Пар.10:7 .  Когда увидели Израильтяне, которые были в долине, что все бегут и что Саул и сыновья его умерли, то оставили города свои и разбежались; а Филистимляне пришли и поселились в них. По сравнению с кн. Царств у автора не достает выражения « и за Иорданом» (жившие). Вообще в кн. Царств полнее представлены окрестности Гелвуйских гор, от которых на запад идет обширная изреельская долина, а на восток заиорданская часть. Впрочем, верность исторического рассказа на стороне кн. Паралипоменон, так как жители заиорданского города Иависа не только не бежали, как представляется в кн. Царств, но пришли даже спасти от поругания труп царя ( 1Пар.10:11–12 ). 1Пар.10:10 .  И положили оружие его в капище богов своих, и голову его воткнули в доме Дагона. В 1Цар. прямо и определенно говорится, что доспехи были положены в храме Астарты ( 1Цар 31.10 ); о принесении головы Саула в дом Дагона в ней нет речи, но это замечание кн. Паралипоменон указывает на действительный факт. Оружие и отрубленная голова Саула ( 1Пар.10:9 ), главные трофеи, естественно, приносятся в храм. Дополняя кн. Царств, автор Паралипоменон пропускает ее сообщение о теле Саула, повешенном на стенах Вефсана (ст. 10). В зависимости от этого дальнейшее повествование ( 1Пар.10:12 ) не так уже ясно и понятно, как в кн. Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Две… малые птицы продаются за ассарий» (Мф. 10:29). Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет большую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Если малые птицы, которые ничтожны по цене и представляют собой как бы тень, не ловятся, то не сказал: «без воли Бога», — но: «без воли Отца вашего», — что есть промышление Отца о ничтожных вещах не служит ли и для нас прекрасным доказательством большей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас? «Исповедую того пред Отцем» (ср.: Мф. 10:32), — как бы говорил: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25:34). И что говорит: «отрекусь от него» (ср.: Мф. 10:33), — (то же самое), как и там; «не знаю вас» (Мф. 25:12), — не потому, что они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому, что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, ибо отвергает их, а не принимает. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» (Мф. 10:34). Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротворить то, что на небе, и то, что на земле?» (ср.: Кол. 1:20). Конечно, Господь возвестил мир, как и апостол говорит: «соделал нам мир» (ср.: Еф. 2:14), и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми» (ср.: Гал. 6:16). Но, с другой стороны, не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных. «Я пришел разделить человека с отцом его» и пр. (Мф. 10:35). Разделяются, — говорит, — мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, поскольку Один почитает Бога Так, а другой иначе. «Меч» (Мф. 10:34) [т. е.: «пришел Я принести»], говорит, чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стрелу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеряет ее» (Ср.: Мф. 10:39). Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается и сбережение, и потеря? Именно тот, кто исповедует (Господа) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (ее) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10: 39). Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сберегает ее у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, печется о том, чтобы сберечь (ее), поскольку рука Его есть рука, простирающаяся на все, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть ее (душу). Любовь Свою, которой обнимает всех людей, сделал меньшей и повинной всем, дабы любовь людей, которой обнимают они Господа всяческих, представить превосходящей все. «Кто не любит Меня более, чем душу свою» и пр. (ср.: Мф. 10:37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ис. 10 :25. Ибо еще не много и прекратится гнев, а ярость Моя (обратится) на совет их 165 : Ис. 10 :26. И воздвигнет Бог сил на них язву, как язву Мадиамскую на месте скорби 166 , и ярость Его (обратится) путем (ведущим) к морю на путь в Египет 167 . Ис. 10 :27. И будет в тот день: снимется с плеча твоего иго его и страх его от тебя (удалится), и спадеть 168 иго с плеч ваших. Ис. 10 :28. Ибо придет он в город Аггай, перейдет в Магеддо и в Махмасе положит сосуды свои. Ис. 10 :29. И, минуя дебри, придет в Аггай, страх обнимет Раму, город Саулов. Ис. 10 :30. Побежит дочь Галима, слышно будет в Лаисе 169 , слышно будет и в Анафофе. Ис. 10 :31. Пришла в ужас Мадмена и жители Гевима 170 . Ис. 10 :32. Утешайте находящихся сегодня в пути; утешайте рукою гору, дочь Сиона, и холмы Иерусалимские. Ис. 10 :33. Вот, Владыка, Господь Саваоф, сильно смятет славных, сокрушены будут надменные и высокомерные смирятся. Ис. 10 :34. И падуть высокомерные от меча, падет и Ливан с высокими (деревами) 171 . Глава 11 Ис. 11 :1. И выйдет Отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня его 172 произойдет. Ис. 11 :2. И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и блогочестия. Ис. 11 :3. Исполнит Его Дух страха Божия: не по славе Он будет судить и не по молве будет обличать. Ис. 11 :4. Но по правде будет судить смиренного, и смиренных земли разбирать по справедливости; и поразит землю словом уст Своих, и духом уст убьет нечестивого 173 . Ис. 11 :5. И будет опоясан правдою по чреслам Своим, и истиною по ребрам Своим обвит. Ис. 11 :6. И будет пастись волк вместе с агнцем, рысь будет лежать вместе с козленком, телец, вол и лев будут вместе пастись, и малое дитя будет водить их. Ис. 11 :7. И вол и медведь будут вместе пастись, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Ис. 11 :8. И малое дитя положит руку на нору аспидов и на ложе исчадий аспидов. Ис. 11 :9. И не сделают зла и не смогут никого погубить на святой горе Моей, потому что вся земля 174 наполнена (будет) ведением Господа, как великая вода покрывает море.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Очень жаль,но я не помню автора,но стихи мне очень понравились!!! Ольга Царева 10 апреля 2015, 08:49 Отец Андрей, вы быстро вернули мои мысли в нужное русло, спасибо. И очень пронизывающе для души.... mila toll 10 апреля 2015, 08:06 Господи прости меня грешную кающуюся пощади защити от враг моих Имени Твоего ради заступи спаси и помилуй меня недостойную ничего хотя бы тропочку Твою волосами моими подметать удостой Люблю жалею сострадаю и радуюсь о ТЕБЕ ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ да будет Твоя воля на все и во всем на земле . Низкий поклон святой о.Андрей благодарю Господа что имею возможность читать проповеди и учиться у святых Твоих Господь мой и БОГ мой Дионисий Тонков 10 апреля 2015, 07:31 До слез!!!!! Надежда Колодина 10 апреля 2015, 07:29 Главная цель лжеучений и лжепророков - заставить людей усомниться в Слове Божьем и отвергнуть спасительную жертву Сына Божьего - Иисуса Христа. Библия дает надежду всякому человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:1-16). р.б.Александр, простой кузнец 10 апреля 2015, 07:28 Даждь слёз мне, Господи, да плачусь дел моих горько. Спаси, Господи, и помилуй нас! р.Б.Наталья 10 апреля 2015, 06:55 Каждое слово правда и каждое слово в душу.... Спаси Вас Господи , о. Андрей! Павел 10 апреля 2015, 06:23 Слава БОГУ! Ольга Панкратова 10 апреля 2015, 06:04 Спаси Господи,батюшка,за проповедь!Именно так нам нужно помнить эту Пятницу,чтоб жить со Христом в сердце,и вопить к Нему о помиловании! Владимир 10 апреля 2015, 04:54 Батюшка, так нельзя! Сердце разрываете вашей проповедью! Спаси нас Господь и помилуй. Влада Чудова 10 апреля 2015, 03:04 " ...Если каждый из нас спросит Отца Небесного: «Кто так тяжко согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва?» – то шепнет нам на ухо Бог: «Ты»... " Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/78558.html

Притч.10:8 .  Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. Притч.10:9 .  Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. Притч.10:10 .  Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи – лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: δ ελγχων μετ παρρησας ερηνοποιε; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит». Притч.10:11 .  Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Притч.10:12 .  Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. Притч.10:13 .  В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Притч.10:14 .  Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель. Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого – в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод ( Притч 18.4, 20.5 ), то речь праведного – по ее прямоте и назидательности – называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8 ; Иак 5.20 ; 1Кор 13.4 ), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9 ), вообще всячески содействует миру. В ст. 13–14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив – к своей гибели (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010