А. можно разделить на 3 категории: те, кто исполнял обязанности понтифика при наличии законно избранного папы; те, кто, по сообщениям источников, не был избран в полном соответствии с канонами и поэтому испытывал трудности в осуществлении своей власти; наконец, те, кто противостоял законным папам, не претендуя на тиару, и, следов., ложно считается А. До сих пор мнения историков расходятся в определении количества А. (от 25 до 40), что объясняется скудной информацией об обстоятельствах избрания того или иного понтифика и расхождениями в оценках современников, к-рые зачастую не могли решить, кто из соперничавших понтификов являлся законным. Офиц. список пап, позволяющий определить количество А., менялся на протяжении веков («История пап» Платины XV в., списки Папебрука XVII в., список Ф. Эрле нач. XX в.). Офиц. список А., принятый в наст. время в Римской курии , согласно Annuario Pontificio , включает имена 37 А. Нек-рые из них не получили порядковых номеров; номера других могут учитываться или не учитываться в общем списке понтификов в зависимости от сложившейся традиции. В последнем случае номера приводятся в скобках. Список А.: сщмч. Ипполит (217-235); Новациан (251); Феликс II (355-22 нояб. 365); Урсин (366-367); Евлалий (27 или 29 дек. 418-419); Лаврентий (498, 501-505); Диоскор (22 сент.- 14 окт. 530); Теодор (687); Пасхалий (687); Константин (II) (28 июня 767-769); Филипп (31 июля 768); Иоанн (янв. 844); Анастасий (авг.-сент. 855); Христофор (июль или сент. 903 - янв. 904); Бонифаций VII (июнь-июль 974; авг. 984 - июль 985); Иоанн XVI (апр. 997 - февр. 998); Григорий (VI) (1012); Бенедикт X (5 апр. 1058 - 24 янв. 1059); Гонорий (II) (28 окт. 1061-1072); Климент (III) (25 июня 1080, 24 марта 1084 - 8 сент. 1100); Теодорих (1100); Альберт (1102); Сильвестр IV (18 нояб. 1105-1111); Григорий (VIII) (8 марта 1118-1121); Целестин (II) (до дек. 1124); Анаклет II (14 февр. 1130 - 25 янв. 1138); Виктор (IV) (март - 29 мая 1138); Виктор IV (7 сент. 1159 - 20 апр. 1164); Пасхалий III (22 апр. 1164 - 20 сент. 1168); Каллист (III) (сент. 1168 - 29 авг. 1178); Иннокентий (III) (29 сент. 1179-1180); Николай (V) (12 мая 1328 - 25 авг. 1330); Климент (VII) (20 сент. 1378 - 16 сент. 1394); Бенедикт (XIII) (28 сент. 1394 - 23 мая 1423); Александр V (26 июня 1409 - 3 мая 1410); Иоанн (XXIII) (25 мая 1410 - 29 мая 1415); Феликс V (5 нояб. 1439 - 7 апр. 1449).

http://pravenc.ru/text/115798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ГУДУЛА († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя

http://pravenc.ru/rubrics/122298_52.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР (нач. VI в.), еп. Тианский (пров. Каппадокия Вторая), визант. богослов. К. известен благодаря 2 фрагментам из послания к Иулиану и Севиру, к-рые дошли в визант. флорилегии кон. VII - нач. VIII в. «Учение отцов о воплощении Слова» - компиляции мнений ранних церковных авторов по вопросам христологии. Из послания, созданного между 508 и 511 гг., следует, что К. был противником решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и Томоса папы Льва I Великого . Он анафематствовал папу Льва и отцов Собора, а также всех, кто разделяли учение о природе и действии единого Христа, считая их двойственными. Из-за скудости источников учение К. сложно отнести к определенному направлению монофизитства. Составитель флорилегия в надписании фрагментов определяет К. как сторонника «Энотикона» имп. Зинона (482). В таком случае К. можно причислить к умеренным монофизитам. Иулиана и Севира, которым адресовано послание К., составитель флорилегия назвал «вышепоименованными еретиками». Вероятно, речь идет об известных богословах-монофизитах - Юлиане , еп. Галикарнасском, и Севире , патриархе Антиохийском (512-518). Антихалкидонскую позицию К. занимал при имп. Анастасии I (491-518), поддерживавшем компромисс, достигнутый «Энотиконом». Но когда при имп. Юстине I (518-527) вектор имп. религ. политики сместился в сторону поддержки Халкидонского Собора и примирения с папой Римским, К. также перешел в лагерь халкидонитов и принял Либеллус папы Гормизда (514-523). Об изменении взглядов К. известно из послания Севира Антиохийского Каппадокийским епископам Проклу и Евсевону в 519-520 гг., в котором он призывал их не повторить судьбу К., «письменно подтвердившего свое нечестие» (т. е. отказ от монофизитства). Исследователи отождествляют К. с Кириаком, еп. Тианским, подписавшим послание К-польского Собора 20 июля 518 г. (ACO. T. 3. P. 65) к патриарху Иерусалимскому Иоанну III с извещением о принятии халкидонского вероучения и анафематствовании Севира Антиохийского.

http://pravenc.ru/text/1840125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I еп. Антиохийский (ок. 280/1 - ок. 302/3). Еп. Евсевий Кесарийский (нач. IV в.) ( Euseb. Hist. eccl. VII 32) называл К. своим современником, преемником еп. Тимея (ок. 274 - ок. 279) на кафедре Антиохии и предшественником еп. Тиранна (304-314). Согласно хронике патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.), К. был 19-м епископом Антиохии, в то время как Евсевий считал К. 18-м (не учитывая св. ап. Петра). Патриарх Никифор, а также визант. хронист Георгий Синкелл (кон. VIII в.) согласны в том, что К. занимал кафедру 15 лет. Синкелл считал, что К. занял кафедру в 1-й год правления имп. Кара, т. е. в кон. 282 или 283 г. Евсевий датирует начало епископства К. 2297 г. от Авраама, 1-м годом 265-й олимпиады и 4-м годом правления имп. Проба, т. е. 280/1 г. Дата кончины К. в хронике Синкелла отсутствует; у Евсевия она приходится на 2316 г. от Авраама, 2-й год 270-й олимпиады и 18-й год правления имп. Диоклетиана, т. е. 302/3 г. Т. о., по Евсевию, К. занимал кафедру 22 года, а не 15 лет. Сведения Евсевия следует считать более достоверными. Евсевий сообщает, что во время епископства К. в Антиохии жил ученый пресв. Дорофей, знаток древнеевр. языка и толкователь Свящ. Писания, с к-рым Евсевий позже был лично знаком, видимо, когда тот переехал в Тир. Почитание К. неизвестно на Востоке и в Византии. Однако его память под 22 июля указана в Римском Мартирологе по недоразумению, допущенному составителем Мартиролога кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Под 22 июля в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) указаны память святых Кирилла, Андрея и др. мучеников в Антиохии. Эти же имена присутствуют в сир. гомилии IV в. «Похвала всем Антиохийским мученикам» (BHO, N 700), приписываемой еп. Евсевию Кесарийскому. Однако ни в том ни в др. памятнике не говорится, что этот мученик Кирилл был епископом Антиохии. Наконец, кард. Ц. Бароний отождествил К. с неким «епископом из Антиохии», который упоминается под именем Quirillus в легендарном мученичестве «Четырех увенчанных» мучеников Сирмийских (BHL, N 1836). Оба этих отождествления невозможно принять: нет оснований предполагать, что К. оставил Антиохию и направился в Сирмий в Паннонии (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Кроме того, Адон Вьеннский (IX в.), составивший подробный пересказ страданий Сирмийских мучеников (под 9 нояб.), ничего не говорит об антиохийском происхождении еп. Кирилла, крестившего этих мучеников. Напротив, из рассказа Адона скорее следует, что это был местный Иллирийский епископ, до этого долго содержавшийся в темнице. Т. о., кто бы ни был этот епископ, а также Антиохийский мученик, упомянутый в Мартирологе блж. Иеронима, очевидно, что они оба отличны от К. (ActaSS. Iul. T. 5. P. 235-237).

http://pravenc.ru/text/1840381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСИНОПОЛЬ [Максимианополь; греч. Μοσινοπολις, Μαξιμιανοπολις; близ совр. г. Комотини, Греция], позднеантичный и средневек. город в Зап. Фракии (подобласть Родопи). В позднерим. период близ М. находился населенный пункт, упоминаемый в Певтингеровой карте (Tabula Peutingeriana) под названием «Порсулис» (Porsulis). Город был основан в нач. IV в. и до VIII в. носил название «Максимианополь», полученное в честь имп. Максимиана Галерия (293-311). Для того чтобы отличить город от одноименных населенных пунктов, в источниках его часто именовали также Максимианополем Родопским (Μαξιμιανοπολις Ροδπης). О распространении в Максимианополе христианства свидетельствуют сохранившиеся раннехрист. гробницы. В V в. в городе появилась епископская кафедра. Известны имена епископов Максимианопольских, которые участвовали в III, IV и V Вселенских Соборах: соответственно Еннепий (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 5; T. 1. Vol. 1(7). P. 86; ДВС. Т. 1. С. 337), Серин (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 60; ДВС. Т. 3. С. 61) и Евстафий (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 5, 226; ДВС. Т. 5. С. 13, 218). В правление имп. Юстиниана I (527-565) укрепления Максимианополя были обновлены, что обусловило его важность как военного центра. После заселения Фракии славянами (кон. VI в.) сведения о городе на некоторое время исчезают из источников. В VII в. Максимианополь, как и находившийся рядом г. Марония (в 3 км от совр. Маронии), стал центром автокефальной архиепископии, подчиненной непосредственно патриарху К-польскому. Упоминание об этом статусе Родопской епархии содержится уже в самом раннем перечне патриархатов и подчиненных им епископских кафедр (CPG, N 3787; Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205). Составление данного перечня приписывается свт. Епифанию Кипрскому († 403), хотя, по всей видимости, он относится ко времени имп. Ираклия (610-641). Родопская автокефальная архиепископия имеется и в других, более поздних, перечнях епископских кафедр Константинопольской Православной Церкви (Ibid. N 2. Р. 217; N 3. P. 232; N 4. P. 250; N 5. P. 265). Тем не менее в нач. X в. епископ М. стал суффраганом митрополита Траянопольского (Ibid. N 7. Р. 285).

http://pravenc.ru/text/2564184.html

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный . По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов ( Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия ) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий , еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора . На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион , Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит , Иоанникий Великий , Евфимий Новый , Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

http://pravenc.ru/text/158884.html

[лат. Augustinus, англ. Augustin, Austin] († 27.05.604 или 605), свт. католич. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич.. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая), архиеп. Кентерберийский. Будучи приором мон-ря св. Андрея в Риме, в сопровождении 40 чел. был направлен св. папой Григорием Великим с миссией в Англию с целью восстановления христианства после англосаксонского завоевания (595/нач. 596). Не исключено, что к отправке миссионеров св. Григория Великого побудили сами англосаксы, к-рые, по словам папы, «охотно желают обратиться с Божией помощью в христианскую веру» (MGH, Epp. Greg. I. VI 49). По прибытии в Кент (Юго-Вост. Англия) А. был благосклонно принят при дворе кентского кор. Этельберта I (565-616). Жена его Берта, дочь франк. короля, была христианкой, среди ее приближенных был еп. из Галлии Лиудхард. Этельберт I, не спешивший принимать христианство от галльского епископа, крестился по прибытии миссионера, присланного из Рима, надеясь, по-видимому, избежать зависимости от Меровингов и одновременно укрепить собственное положение. О скором успехе А. св. Григорий Великий сообщал в 598 г. св. Евлогию , Патриарху Александрийскому (MGH, Ерр. Greg. I. VI 7, 29). А. был возведен Григорием еще в Риме в сан аббата (июнь 596); по распоряжению папы он был поставлен во епископа уже галльскими прелатами непосредственно накануне отъезда в Англию, что должно было подчеркнуть зависимость новой Церкви от Церкви франк. Галлии. Хотя А. стал архиепископом Лондонским и получил от папы паллий в соответствии с планом св. Григория Великого по организации Англосаксонской Церкви (601 г.- MGH, Epp. Greg. I. XI 39), подчинялся он не Риму, а архиепископу Арльскому (Юж. Галлия), являвшемуся викарием папы в Галлии. После переноса в 1-й пол. VII в. кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, А. именуется архиеп. Кентерберийским. Кентерберийское архиеп-ство стало практически единственным оплотом христианства в Англии: запланированное папой второе архиеп-ство (Йорк) так и не было создано А., из 12 предполагавшихся для каждой провинции еп-ств были основаны лишь 2 - в Рочестере (Сев. Кент) и Лондоне (Эссекс). Тем не менее миссия А. имела принципиальное значение для укрепления позиций христианства в Зап. Европе, поскольку она заложила основание первой Церкви к северу от Альп, подчинявшейся папе Римскому, следовавшей рим. каноническому праву и богослужению. Именно выходцы из Англии, святые Виллиброрд и Бонифаций , в VIII в. сыграли ведущую роль в утверждении авторитета папства во Франкском королевстве. О деятельности А. как миссионера сообщают «Книжица ответов» (Libellus responsionum) - руководство по миссионерской работе, составленное св. Григорием Великим в ответ на запросы А., письма св. Григория и «Церковная история народа англов» св. Беды Достопочтенного .

http://pravenc.ru/text/62606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАУЛИО [лат. Braulio] (ок. 590 - ок. 651), свт. (пам. зап. 26 марта), еп. г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), церковный писатель. Сведения о его жизни содержатся в биографической заметке, к-рую он добавил к соч. св. Исидора , еп. Севильского «О знаменитых мужах», в произведении с одноименным названием св. Ильдефонса , архиеп. Толедского, в анонимной Кордубской (Кордовской) хронике VIII в., где сообщается о деятельности Б. на Толедских Соборах (MGH. AA. T. 1. Pars 1. P. 340). Б. родился в знатной испано-романской семье, мн. ее представители были церковными деятелями. Под рук. старшего брата Иоанна, к-рый в 619 г. был избран еп. г. Цезаравгуста, он получил образование. В нач. 20-х гг. VII в. Б. переехал в г. Гиспалис (совр. Севилья) и стал учеником св. Исидора Севильского. Б. был вдохновителем и редактором трактата св. Исидора «Этимология». В 626 г. Б. возвратился в Цезаравгусту и после смерти еп. Иоанна (631) занял кафедру. Участник Толедских Соборов 633, 636, 638 гг. На Толедском Соборе 638 г. Б. вступил в конфликт с папой Гонорием I , обвинившим испан. епископов в неисполнении пастырских обязанностей, в частности в непринятии мер против иудеев, к-рые, формально став христианами, продолжали исполнять предписания иудаизма. В доказательство неправоты папы Б. привел постановления Собора, подтверждавшие гос. законы, предусматривавшие различные наказания, вплоть до лишения имущества и гражданских прав, для тех адептов, кто не отказался от религ. общения с прежними единоверцами. В это же время по просьбе общины обращенных евреев г. Толедо Б. составил от их имени исповедание христ. веры (Professio seu Confessio iudaeorum civitatis Toletanae), к-рое было представлено Собору и впосл. послано папе Гонорию. В 646 г. кор. Хиндасвинд назначил цезаравгустинского архидиак. Евгения епископом г. Толедо (Евгений III). Поскольку Б. хотел видеть Евгения своим преемником, он просил короля отменить это решение. Однако последний был непреклонен, поэтому Б. отказался приехать на очередной Толедский Собор в 646 г., проходивший под председательством Евгения III. После смерти Хиндасвинда Б., желая сохранить мир и стабильность в гос-ве, поддержал право на престол его сына Рекесвинда. Новый король ок. 650 г. отправил Б. рукопись с просьбой отредактировать ее. По всей видимости, это был проект вестгот. законодательства, известный как Forum iudicium (одобрен Толедским Собором 653 г.).

http://pravenc.ru/text/153371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история. Общие вопросы ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман ИНВЕСТИТУРА в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную) КАТАБАН одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КОМИТ военная и гражданская должность в Римской империи, а затем - в Византии; букв. значение - «спутник, компаньон» КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат

http://pravenc.ru/rubrics/122960_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГИППИЙ [лат. Eugippius] († после 558), италийский писатель, настоятель монастыря Лукуллан близ г. Неаполя (Кампания). Сведения о жизни Е. содержатся гл. обр. в его письмах, а также в составленном им Житии прп. Северина († 482). Вероятно, Е. происходил из рим. пров. Норик в Подунавье. Е. был близок к прп. Северину в последние годы жизни святого. В числе проч. римлян Е. был переселен из Норика в Италию кор. Одоакром в 488 г. В 495 г. Е. находился в Лукуллане, куда были перенесены мощи прп. Северина. Возможно, мон-рь был основан при участии Варвары, матери последнего рим. имп. Ромула Августула , для выехавших из Норика переселенцев. Е. состоял в переписке с церковными деятелями VI в.: рим. девой Пробой, Дионисием Малым , Кассиодором , карфагенским диак. Фульгенцием Феррандом , рим. диак. Пасхазием, сторонником антипапы Лаврентия , чью позицию в рим. схизме нач. VI в. поддерживал Е. Житие прп. Северина, написанное в 511 г. и являющееся важным источником по истории дунайских провинций в эпоху падения Зап. Римской империи, Е. посвятил Пасхазию. «Извлечение из сочинений блж. Августина» (Excerpta ex operis S. Augustini), составленное Е. по просьбе некоего аввы Мариана и др. монахов, было посвящено Пробе. В этом произведении собрано 348 отрывков из творений блж. Августина. В предисловии Е. отмечал, что получил мн. сочинения Августина благодаря помощи друзей и решил собрать наиболее важные отрывки из его сочинений в одной рукописи для тех, кто будут изучать творения блж. Августина. Об этом труде Е. с похвалой отзывался Кассиодор. Т. о., Е. наряду с Викентием Леринским и свт. Кесарием , еп. Арелатским, стал одним из главных популяризаторов августиновского богословия на Западе в VI в. «Извлечение...» сохранилось во мн. средневек. рукописях и представляет ценность для восстановления текстов сочинений блж. Августина. Параллельно со свт. Виктором , еп. Капуанским, Е. занимался также вопросами текстологии НЗ и создания его точного лат. текста. Интерес Е. был направлен гл. обр. на Евангелия. Сохранилась рукопись из мон-ря Эхтернах (Paris. Lat. 9389, VII-VIII вв.), к-рая, как указано в колофоне, переписана из книги, находившейся в б-ке Е. Книга была выполнена «индикта 6, год после консульства светлейшего мужа Василия 17», т. е. в 558 г., и это дает основание полагать, что в 558 г. Е. был еще жив. Текст Евангелий, отредактированный Е., был известен уже Кассиодору, однако не получил значительного распространения. Рукопись из Эхтернаха является единственным сохранившимся его списком.

http://pravenc.ru/text/187033.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010