В V-VI вв. сложился институт апостольских викариев - полномочных представителей папы Римского в определенных регионах. Вероятно, при папе Римском Дамасе I (366-384) или скорее при Иннокентии I (401-417) епископы Фессалоники стали пользоваться привилегиями полномочных представителей папы Римского в Вост. Иллирике, несмотря на то что административно эти земли относились к Вост. Римской империи. Епископы Фессалоники оставались папскими викариями до перехода Балкан под юрисдикцию К-польских патриархов (733). В Галлии с 417 г. представителями папы Римского были епископы Арелата (ныне Арль). Их привилегированный статус на протяжении V в. неоднократно оспаривали епископы Массилии (ныне Марсель), Нарбоны (ныне Нарбон) и Вьенны (ныне Вьен). В 514 г. папа Симмах (498-514) закрепил статус папского викария в Галлии за свт. Кесарием Арелатским; его преемники пользовались этими привилегиями до кон. VIII в. Папские викарии назначались также в Испанию (во 2-й пол. V - нач. VI в.) и на Сицилию (в кон. VI - нач. VII в.), причем эти должности не были сопряжены с определенной епископской кафедрой. Так, 1-м викарием на Сицилию свт. Григорий I Великий назначил рим. субдиак. Петра, получившего полномочия ежегодно созывать (в Сиракузах или Катане (ныне Катания)) церковные Соборы и разрешать любые возникающие конфликты ( Rennie. 2013. P. 41-55). С сер. V в. в источниках упоминаются представители папы Римского при имп. дворе в К-поле; такая должность обычно называлась греч. словом апокрисиарий . Одним из первых известных папских апокрисиариев в К-поле был еп. Косский Иулиан (упом. между 448 и 457), который также был представителем папы Римского свт. Льва I Великого на Вселенском IV Соборе (451). Судя по сохранившейся переписке Льва I Великого, еп. Иулиан выступал как представитель папы Римского в различных церковных (как догматических, так и дисциплинарных), а также светских вопросах. Должность апокрисиария в К-поле имела большое политическое значение; в VI-VII вв. не менее 7 чел., исполнявших ее, были затем избраны на Папский престол: Феликс IV (III) (526-530), Вигилий (537-555), Пелагий I (556-561), свт. Григорий I Великий (590-604), Сабиниан (604-606), Бонифаций III (февр.-нояб. 607), св. Мартин I (649-655). Должность постоянных представителей папы Римского в К-поле существовала до 1-й пол. VIII в.; ее исчезновение связано, возможно, с распространением в Византийской империи иконоборчества ( Chevailler, Genin. 1968. P. 408). Впосл. папы направляли к императорскому двору нерегулярные и сравнительно краткосрочные посольства, как правило, связанные с конкретными вопросами. В VIII-IX вв. апокрисиариями иногда называли папских послов ко дворам франк. правителей из династий Меровингов и Каролингов ( Rennie. 2013. P. 63-64).

http://pravenc.ru/text/2463343.html

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Лит.: Лебедев А. П. Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматич. и церк.-обрядовых спорах в IX, X и XI вв. М., 1875; он же. Вселенские соборы IV и V вв: (Обзор их догматич. деятельности). Серг. П., 1896; он же. Собр. церк.-ист. сочинений. СПб.; М., 1896-19032. Т. 1-2; он же. История греко-вост. церкви под властию турок: От падения Константинополя до наст. вр. Серг. П., 1896; он же. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках//Моск. ЦВед. 1900. 21-22; он же. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М., 1885, 1994р; он же. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до Х в. СПб., 1997п; он же. Истор. очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в.: От нач. Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998п; он же. Очерки внутренней истории Визант.-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров в 842 г. до нач. Крестовых походов - 1096 г. СПб., 1998п; он же. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1999п; он же. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. СПб., 2000п; он же. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001п; Терновский Ф. А. Греко-восточная Церковь. К., 1879-1882; он же. Рус. и иностр. библиография по истории визант. церкви IV-IX вв. К., 1885; Perry S. G. F. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881; Скабаланович Н. А. Визант. гос-во и церковь в XI в. от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 1884; Соколов И. И. Состояние монашества в Визант. церкви во 2-й пол. IX-XII вв. Каз., 1894; он же. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв.: Ист.-правовой очерк//Визант. цивилизация в освещении рос. ученых, 1894-1927. М., 1999. Т. 1; Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das fünfte allgemeine Concil. Münster, 1899; Gwatkin H. M. Studies of Arianism. Camb., 19002; Мелиоранский Б. М. Георгий Киприянин и Иоанн Иерусалимский, два малоизвестных борца за Православие в VIII в.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В 1913 г. Епифанович подал в Совет КДА магист. диссертацию, посвященную жизни и богословскому наследию прп. Максима Исповедника. По свидетельству рецензентов, 1-й том, посвященный изучению Жития преподобного, представлял собой переработанный текст его канд. диссертации. 2-й том содержал анализ творений прп. Максима, а также доказательства принадлежности ему комментариев на Книгу Притчей Соломоновых и Книгу Песни Песней Соломона, атрибутируемых в рукописной традиции Прокопию Газскому . Впосл. Епифанович готовил к изданию и последующей защите полный текст магист. сочинения. Однако это издание не было осуществлено, полная его рукопись до сих пор не найдена, возможно погибла. Сохранившиеся фрагменты имеют большое научное значение, особенно анализ подхода прп. Максима к толкованию Свящ. Писания. Программа лекций преподавателя 2-й кафедры патрологии Оксиюка охватывала церковную письменность на Востоке и Западе с кон. IV до 2-й пол. VIII в. В этом курсе рассматривались сочинения Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского, свт. Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, свт. Кирилла Александрийского, свт. Палладия Елеонопольского, св. Нила Синайского, блж. Августина и Мария Меркатора (НБУВ ИР. Ф. 187. Ед. хр. 14). Содержание рукописи практически полностью совпадает с 1-м отделом программы лекций Оксиюка за 1914/15 уч. г. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 3. Ед. хр. 3666. Л. 17-18). Следующий отдел программы предполагал изучение церковной письменности со 2-й пол. V до 2-й пол. VIII в. Здесь рассматривались авторы: Леонтий Византийский, Иоанн Максентий, свт. Евлогий Александрийский, свт. Софроний Иерусалимский, преподобные Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Иоанн Лествичник, а также Иоанн Мосх. Зап. письменности этого периода в программе отведена 1-я гл.: «Строгие и умеренные последователи блаж. Августина». Здесь рассматривалось наследие Фульгенция Руспийского и свт. Григория Великого (Там же. Л. 18). М. Ф. Оксиюк, доцент КДА. Фотография. 1913 г. М. Ф. Оксиюк, доцент КДА. Фотография. 1913 г. В 1914 г. Оксиюк защитил магист. дис. «Эсхатология св. Григория Нисского», которая в значительной степени сохраняет научную ценность. Также достаточно ценным является его исследование «Теопасхитские споры» (ТКДА. 1913. 4. С. 529-559). В последние годы существования КДА, а также в КПБА лекции по патрологии кроме Оксиюка читал и ректор еп. Василий (Богдашевский).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Олимпия, отпущенница Аристотеля V 15 Олимпиодор, хранитель завещания Феофраста V 57 Олимпиодор, афинский архонт в 294/93 г., известный полководец. См. Ук. ист. Олимпих, один из душеприказчиков Стратона V 62–64 Онесикрит из Эгины (или Acmunoлeh)VI 84 Онесикрит, историк, участник похода Александра Великого, изобразивший Александра киником, жизнь гимнософистов и утопическое государство в Индии VI 75 Онетор, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Орестад, пифагореец, выкупивший, по преданию, Ксенофана Колофонского IX 20 Орфей, знаменитый фракийский мифический певец, которому приписывались многочисленные религиозно-мистические стихи I 5, 42; VIII 8 Орфомен, считается отцом Ксенофана Колофонского IX 18 Остан, жрец при дворе Ксеркса, сопровождавший его в Грецию, под его именем бытовало множество теологических сочинений, считался наставником всех магов и колдунов I 2 Офелион, отпущенник Ликона V 73 Ох, второе имя царей Ахеменидов до Дария II I 1 Павсаний, врач, друг Эмпедокла VIII 60, 61, 68, 69, 71 Павсаний, комментатор Гераклита Эфесского IX 15 Пазат, персидский маг I 2 Памфил, включается некоторыми в число семи мудрецов I 41 Памфил, ученик Платона, которого в юности слушал Эпикур X 13, 14 Памфила, прозванная «мудрой», современница Нерона, дочь грамматика Сотерида, происходившего из Александрии, автор обширных исторических и философских трудов. См. Ук. ист. Панкал, возлюбленный Дионисия Перебежчика V 93 Панкреонт, перипатетик, наследник и, возможно, родственник Феофраста V 51, 53–56 Панфея, женщина, исцеленная Эмпедоклом VIII 69 Панфоид (нерв. пол. III в.), философ мегарской школы, учитель Ликона, автор сочинения «О двусмысленностях» V 68; VII 193 Панэтий Родосский (ок. 185–109), важнейший представитель средней Стои, с 129 г. ее глава, участник кружка Сципиона Младшего, способствовавший популярности стоицизма в Риме III 109; V 84; ср. Ук. ист. Паребат (кон. IV –нач. III в.), философ-киренаик, Гегесий и Анникерид – его ученики II 86, 134 Парменид IX 21–23; I 15, 16; II 3; III 6, 52; VIII 48, 55, 56; IX 24, 25, 29, 42; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

К. А. Битнер Книга прор. Наума в церковном предании и экзегезе древней Церкви Образ Н. в церковном предании Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Поскольку Свящ. Писание не сообщает подробных сведений о жизни Н., то наиболее ранние и фрагментарные данные о его личности и времени служения приводятся у нек-рых авторов Комментариев на Книгу прор. Наума IV-V вв. По мнению не только свт. Кирилла Александрийского, но и др. авторов, именование пророка в Наум 1. 1 Елкосеянином (το Ελκεσαου) указывает на его происхождение из иудейского сел. Елкесы (Ελκεσα, вероятно, совр. Эль-Кош), а не на имя его отца ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 1), хотя в период формирования раннехрист. комментариев на Книгу прор. Наума существовали сторонники подобного мнения ( Hieron. In Naum. 1. 1). Свт. Кирилл также утверждает, что пророчества Н. были обращены к тем иудеям, которые уцелели после взятия Навуходоносором II Иерусалима, в кон. VI в. до Р. Х.; в др. месте говорится, что Н. пророчествовал во времена иудейского царя Езекии, т. е. в VIII в. ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14). Блж. Иероним Стридонский, единственный из древних комментаторов, кто истолковывает имя Наум как «утешитель», также отмечает, что сам видел в Галилее развалины Елкесы (Elcesaeum) - места рождения пророка ( Hieron. In Naum. Praef.). По мнению Феодорита Кирского, слова Н. предрекают события, с которыми армия ассирийцев столкнется перед стенами Иерусалима, когда их войска потеряли тысячи воинов (ср.: 4 Цар 19. 35), тем самым относя исполнение пророчеств Книги к событиям рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. ( Theodoret. In Nahum. Praef.). Феодор Мопсуестийский также прямо не сообщает время жизни Н., но косвенно указывает на VIII в., замечая, что пророчество в Наум 3. 8 было произнесено за 400 лет до основания Александрии ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8). Фрагментарные сведения о личности Н. приводятся в версиях псевдоэпиграфического соч.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Датировки мозаик, предложенные исследователями, существенно расходятся. Ф. И. Шмит и вслед за ним Лазарев считали, что небесные силы и та фигура Богоматери с Младенцем в апсиде, что была заменена крестом, самые ранние и исполнены в одно и то же время, при игум. Иакинфе. По предположению Андервуда, образы небесных сил были выполнены при Навкратии, как и Богоматерь с Младенцем на сев.-вост. столпе, их новые фигуры были выложены в VIII в., а к раннему этапу относятся только сегмент неба, Этимасия, часть надписей и лабарумы. Исследователи 1-й пол. XX в. относили мозаики вимы и первоначальное изображение Богоматери с Младенцем Христом в апсиде к VI в. (А. Грегуар, А. Гейзенберг, Г. Де Франкович - к 1-й пол., Шмит - ко всему столетию), Р. Дельбрюк и Лазарев - к кон. VII в., Э. Вейганд - к сер. VIII в., О. Вульф, А. Грабар, А. Фролов - ко времени ок. 843 г. Мозаики с образами небесных сил, несомненно, принадлежат к классической линии ранневизант. искусства. Несмотря на небольшое число памятников и их плохую сохранность, она прослеживается от VI до IX в. и преобладает в период Македонского возрождения (арх. Михаил в церкви в Афродисиаде, ок. сер. VI в.; фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, слои VII в.; мозаичный фрагмент с полуфигурой ангела из ц. свт. Николая в р-не Фанар, К-поль, VII в.; фрески в ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, близ Милана, VII в. или 1-я четв. IX в.). Сходство манеры личного письма, пластичность, близкая к приемам античной живописи, тончайшая эмоциональность, чуть уловимая в движении глаз и мимике, выбившиеся пряди волос, «размытый» рисунок губ с затенениями в уголках являются общим признаком классического стиля. В контексте искусства VII в. самой близкой аналогией с мозаиками И. м., возможно, является фреска с образом вмц. Варвары в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (слой кон. VII - нач. VIII в.). Лазарев предлагал датировать мозаики кон. VII в. и видел ряд стилистических параллелей с мозаиками церквей Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (671-677, сцена «Передача привилегий Константином IV еп. Репарату») и Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (ок. 780, образ св. Себастьяна).

http://pravenc.ru/text/200147.html

Сказанного достаточно 91 , чтобы постичь, сколь великой силой Господь наделил Своего избранника. Многие святые претерпели мучения и отдали жизнь за Христа, зная, что их ожидает славная награда на небесах. Но мужественный богоподражатель Николай готов был пострадать не только за свой удел в райском саду. Следуя завету Христа: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин. 10:11 ), он дерзновенно, рискуя жизнью, защищал перед сильными мира сего всех призывавших его в беде людей, дабы озарить их Божественным светом Евангельского сияния и своим примером каждого привести к вечной жизни. Подающий нетленное богатство Николай по милости Божьей не оставил нас и поныне. Обращаются ли к его иконе, поминают ли в молитве, просто ли призывают – святой везде успевает, выручая людей, попавших в беду, избавляя их от болезней и напастей. Он всюду чудотворит, чтобы всех обращающихся к нему спасти. Слава великому милосердию, человеколюбию и дерзновенному заступничеству перед Богом святителя Христова Николая. Да прославится в нем Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух, и да восхвалится Его Преблагословенное Имя во веки веков. Аминь. 1 Житие свт. Николая написано заново для будущих Четьих-Миней по всей совокупности дошедших до нашего времени древних рукописей, включая уникальные памятники IV–X вв. Житие, впервые опубликованное в 2001 г. издательством «Скиния» (Москва), в настоящем сборнике печатается во второй редакции. 2 При составлении текста использованы следующие источники: 1) греческие памятники IV–XVI вв., цитируемые по: Anrich С. Hagios Nikolaos. I. Leipzig, 1913: а) житие святителя Николая, составленное архимандритом Михаилом (VIII–IX вв.; текст см.: S. 113–139); 6) Синаксарь Константинопольской Церкви (X в.; S. 205–210); в) «Житие вкратце» (X в.; S. 277–287); г) житие, составленное монахом Дамаскином (XVI в.; S. 459–460); д) похвальные слова святителя Андрея Критского (VII–VIII вв.; S. 419–428), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (Methodius ad Theodorum и Encomium Methodii, 1-я пол. IX в.; S. 141–150, 152–182), и пресвитера Неофита (XI в.; S. 390–416); е) «смешанные» жития (Vita compilata, Vita lycio-alexandrina; S. 301–311); ж) житие, составленное блаженным Симеоном Метафрастом (X в.; S. 235–267), в двух редакциях; з) отдельные тексты деяний святителя Николая: «О стратилатах» (IV–VI вв.; S. 67–95) в пяти редакциях и «О подати» (X в.; S. 98–110) в двух редакциях; 2) славянские памятники XI–XVII вв., сборники житий и чудес см.: а) Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997; б) Великие Минеи Четьи. Декабрь. М., 1904. С. 581–728); в) Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1906. Кн. 4. С. 175–211; 3) латинские жития X –XVI вв., написанные: а) Иоанном, архидиаконом Неаполитанским (X в.); б) Леонардо Джустинианом (XV в.; Historiae Aloysii Lipomani episcopi Veronensis de vitis sanctorum. Lovanii, 1571. T. II. F. 252–

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Еще одна анатолийская А. IV в. находится в VIII кн. «Апостольских постановлений» (А. Псевдо-Климентовой литургии). В научной и популярной лит-ре XVII - нач. XX в. Псевдо-Климентову А. обычно относили ко II в., выделяя элементы редактуры, произведенной в III-IV вв. (СДЛ. Т. 1. С. 77-89). Трудами патрологов XX в. было доказано, что «Апостольские постановления» - сборник, составленный ок. 380 г. (предположительно в Антиохии) неизвестным полуарианином (на то, что «иномыслящие привнесли нечто подложное» в «Апостольские постановления», указывает уже 2-е прав. Трул.). В наст. время одни исследователи видят в Псевдо-Климентовой А. текст, составленный в русле общей реформы А. в IV в. (L. Bouyer); др. считают, что она отражает стадию развития богослужения, предшествовавшую возникновению классических А. 2-й пол. IV в. (C. Giraudo). По структуре А. «Апостольских постановлений» ничем не отличается от анатолийских А.; в ее praefatio очень подробно изложены описание сотворения мира, история домостроительства Божия для спасения человека, к-рая доходит до времен Иисуса Навина; далее следуют Sanctus и оставшаяся часть истории спасения; изложение содержит большое количество цитат из Свящ. Писания. Псевдо-Климентова А. скорее всего никогда не имела богослужебного употребления в отличие от молитв рукоположений в священные степени из «Апостольских постановлений», к-рые встречаются в изучавшихся свящ. К. Кекелидзе груз. богослужебных рукописях. Из рукописи XIV в. (Sinait. gr. 1699. Fol. 91), содержащей греч. переводы арм. антимонофизитских полемических сочинений, известны 2 больших фрагмента А., приписываемой свт. Епифанию Кипрскому ( Θουντολης. Р. 220-221; Hänggi, Pahl. P. 262-263). Ее состав и порядок частей соответствует А. «Апостольского предания». И. Фундулис считает, что эта А. действительно может принадлежать перу св. Епифания. 1) К А. визант. обряда , к-рый используется во всех правосл. Поместных Церквах, относятся А. литургии свт. Василия Великого (в визант. редакции) ( Hänggi, Pahl.

http://pravenc.ru/text/115030.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010