Патриарший наместник Московской епархии принял участие в VIII Подмосковном форуме «Медицина и Православие» 12 декабря 2018 г. 16:42 10 декабря 2018 года в Клиническом институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) в Москве прошел VIII Подмосковный форум «Медицина и Православие», организованный Министерством здравоохранения Московской области и отделом по работе с медицинскими учреждениями Московской областной епархии . В работе форума приняли участие митрополит К рутицкий и Коломенский Ювеналий , министр здравоохранения Московской области Д.А. Матвеев, духовенство Московской областной епархии, представители сестричеств и групп милосердия Московской епархии, учреждений здравоохранения и медицинских колледжей Московской области. Темой собрания в этом году стала «Медицинская и духовная помощь подрастающему поколению». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор МОНИКИ Д.Ю. Семенов. Затем началась работа секций «Духовное и физическое здоровье молодых матерей. Сохранение и развитие жизни ребенка», «Нравственные проблемы современной молодежи», «Влияние волонтерства на формирование духовно здоровой личности в современном обществе». Мероприятие продолжилось пленарным заседанием под председательством Д.Ю. Семенова. Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с приветственным словом: «Уважаемые Дмитрий Александрович и Дмитрий Юрьевич! Возлюбленные братья и сестры! Наша традиционная встреча проходит в период Подмосковных областных Рождественских образовательных чтений, тема которых связана с молодежью, с взаимосвязью между свободой и ответственностью в жизни подрастающего поколения. Это обстоятельство повлияло и на выбор предмета нашего сегодняшнего обсуждения. Как человек старшего поколения, являющийся свидетелем трагической истории нашей Церкви в ХХ веке, не могу не радоваться тому, что в наши дни средостение между медициной и Церковью постепенно преодолевается и становится возможным соработничество медицинских работников и священнослужителей в насущном деле помощи страждущим. Каждый отвечает за свое дело: врач стремится способствовать исцелению тела, а священник — облегчить духовные страдания и помочь обрести мир в сердце. Как мне представляется, эти цели не только взаимно не противоречивы, но напротив — гармонично сочетаются друг с другом. Об этом свидетельствует опыт благодатной деятельности домовых храмов и молельных комнат при медицинских учреждениях, которые во время проводимых там богослужений всегда полны молящихся, а священнослужители постоянно востребованы как для совершения треб, так и для проведения духовных бесед с находящимися на излечении.

http://patriarchia.ru/db/text/5321556.ht...

Митрополит очолив VIII Московських обласних читань 27 листопада 2010 р. 16:26 25 ноября в Наро-Фоминске в доме культуры «Звезда» состоялось открытие VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений на тему «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Перед аудиторией выступили заместитель председателя Правительства Московской области В.А. Егерев, глава Наро-Фоминского муниципального района А.Н. Баранов, министр образования Правительства Московской области Л.Н. Антонова. В своем слове к собравшимся митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , в частности, сказал: Мне особенно приятно обращаться к вам в Год учителя, на протяжении которого мы много говорили о задачах педагогической общественности, а также чествовали тех, кто особо потрудился на ниве просвещения. Сегодня в приближении конца года мне хотелось бы остановиться на том значении, которое должно иметь учительство в жизни нашего общества. На протяжении многих веков Церковь и школа в нашем Отечестве были неразделимы. И очень часто в одном лице соединялись и священник, и педагог, и воспитатель. Однако в минувшем столетии в образовании возобладали совсем иные тенденции. Священников власть планировала полностью истребить, а учителя стали бойцами атеистического авангарда. Такая общественная модель оказалась нежизненной и ушла в прошлое. Сегодня мы находимся на начале пути по возрождению духовно-нравственного воспитания и просвещения. Минувшие годы показали, что у нас в Московской епархии Церковь и школа вовсе не антагонисты, а соработники в общем деле нравственного и интеллектуального формирования подрастающего поколения. Священник и учитель уже в очень многих случаях стоят рядом, сотрудничают заинтересованно, доброжелательно и творчески. Когда я говорю так, то вовсе не имею в виду диффузию церковной и светской систем образования. У них во многом различные задачи. Однако они в то же время уже больше не являются замкнутыми системами. Например, в поддержку преподаванию «Основ православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» нашим Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации создан Методический кабинет, обладающий достаточными людскими и информационными ресурсами для оказания помощи педагогам, участвующим в преподавании дисциплин духовно-нравственного содержания. Подмосковные священнослужители охотно помогают учителям в проведении экскурсий, в организации внеклассных занятий, в подборе необходимой литературы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1329171...

Завершились VIII Московские областные Рождественские образовательные чтения 20 декабря 2010 г. 12:59 17 декабря 2010 года во Дворце спорта «Видное» состоялось торжественное закрытие VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» В течение месяца во всех муниципальных образованиях Московской области в рамках Рождественских чтений проходили конференции, тематические классные часы, семинары, круглые столы, общешкольные родительские собрания, утренники, педагогические чтения, тематические занятия и беседы на духовные темы, экскурсионные и паломнические поездки по историческим и духовным местам Подмосковья, православные сборы и слеты. По итогам чтений подготовлен сборник материалов, который вручался всем гостям праздника. В церемонии закрытия чтений приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , губернатор Московской области Б.В. Громов, министр образования Правительства Московской области Л.Н. Антонова, главы муниципальных образований Московской области, руководители муниципальных органов управления образованием, специалисты и руководители муниципальных образовательных учреждений, ректоры государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области, настоятели и настоятельницы монастырей Московской епархии , благочинные церковных округов, преподаватели и студенты Коломенской православной духовной семинарии, представители воскресных школ, православных гимназий и молодежных центров Московской епархии. Впервые Московские областные Рождественские чтения состоялись 1 декабря 2003 года в Коломне. В этом году Рождественские чтения состоялись уже в восьмой раз. С каждым годом образовательный форум собирает все больше участников, растет охват педагогической и родительской общественности. Для участников церемонии во Дворце спорта «Видное» были подготовлены выставки районных центров детского творчества «Импульс» и «Гармония», а также фотовыставка «Рождественские чтения 2003-2010», рассказывающая о проведении чтений в Московской епархии в эти годы. Для гостей праздника было подготовлено музыкальное театрализованное представление, в котором участвовали около шестисот юных артистов — учащихся образовательных учреждений, коллективов художественной самодеятельности, народных театров, детских музыкальных школ, церковных воскресных школ Видновской земли. Затем к участникам Рождественских образовательных чтений, собравшимся во Дворце спорта, обратились с приветствиями губернатор Б.В. Громов, митрополит Ювеналий и министр образования Л.Н. Антонова. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1345302.ht...

Русская Православная Церковь и Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей Президента России в федеральных округах проводят конкурс в три этапа: I региональный (областной), II окружной и III всероссийский  этап. 15 февраля 2009 года в рамках церемонии открытия XVII Рождественских чтений состоялось награждение премиями «За нравственный подвиг учителя» победителей всероссийского этапа педагогического конкурса, представивших лучшие методические воспитательные проекты. Премии и дипломы вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Премия первой степени и диплом присуждена А.В.Аркадьевой (г. Дмитров), преподавателю авторского историко-православного класса Дмитровской средней школы 1 с углубленным изучением предметов, заслуженному учителю Российской Федерации за работы «Основы православия для детей. Премии второй степени и диплом присуждены: • И.П.Чепурышкину (Смоленская область), директору Смоленского областного государственого учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов», заслуженному учителю РФ, кандидату исторических наук; • Г.Г.Негер (Курская область), преподавателю ОПК МОУ «Бобрышевская средняя общеобразовательная школа». Премии третьей степени и диплом присуждены: • Н.В.Ситниковой, педагогу дополнительного образования МОУ СОШ 12 г. Твери; Кротову В.Н., учителю русского языка и литературы ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 30 II вида; • Т.С.Рублевой (г. Болотный Новосибирской области), педагогу дополнительного образования детей МОУ ДОД «Дом детства и юношества». Дипломы в номинации «Лучшая инновационная разработка года» присуждены: • А.Н.Филинковой (г. Невьянск), методисту, педагогу дополнительного образования МОУ ДОД ЦРТДЮ; В.П.Казаковой (г. Ачинск), педагогу дополнительного образования краевого государственного образовательного учреждения «Ачинская Мариинская женская школа-интернат»;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Олонецкой губернии словом «керегодить» называют особый способ ловли ряпушки: «две лодка выезжают на открытое, озеро и забрасывают сетки, называемые керегодными, потом становятся на якорь и начинают собирать их» (Опыт областн. великор. словаря, изд. II-ro Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 82). В Архангельской губернии слово «переметь» означает «сеть, имеющую вид четвероугольника с прямыми углами; длина этой сети 15 сажен, высота 7 четвертей» (Опыт областн. вел.русс. словаря, изд. II Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 155). Верши – это «корзины из ивовых прутьев, имеющий вид двойного конуса, из коих верхий завязывается в конце плотно, а внутренний немного менее верхнего, имеет на конце небольшое отверстие, в которое рыба, может пройти, но выйти не позволяют ей заостренные у конца отверстия прутья». Вершами ныне ловится мелкая рыба в Новгородской губернии, но очень неудачно. (Новгор. Сборн., вып. III, Новгород 1865, стр. 16). 364 А. Ю., 179, стр. 196 и 197. – «Гарва» сеть для ловли семги, окрашенная обыкновенно ольховою корою и имеющая длины около десяти, а ширины от двух до трех сажен (Арханг., Кем. Кол., «Опыт областн. великор. слов., изд. II отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 36.) «Поездом» называется в Архангельской губернии «сеть, протянутая с двух карбасов, которою ловят рыбу»; в Тверской губернии – «род мешка из вязева для рыбной ловли» (Оп. обл. великорусок, слов., изд. II Отд. И. Ак. Н., СПБ. 1852, стр. 175). 365 А. Ю., 179, стр. 196–197. – Сравн. также слова описи 1601 года: «В Великоселье (Белозерского уезда) 15 жильцов, а пашни под ними нет, промышляют рыбною ловлишком да торжишком, а в монастырь с них оброку емлот 5 рублев, а впредь им платити по тому ж» (Рукоп. Кир. библ. 70–1309. л. 84). В «книгах езовых» 158 4 / 5 (7093) года упоминаются рыбные ловли на озере Лозском, отданных Кирилловым монастырем на оброк крестьянам: «Кирилова монастыря рыбные ловли, а грамот государевых на те ловли не положили, почему теми ловлями владеют. Лоское озеро, и с того озера Вешняковых деревень Вислово да деревни Онтушева да и з черных деревень, которые около того озера, крестьяне давали оброку на рыбную ловлю рубль и восмь денег да пошлин пол одинадцаты денги, и те деревни, и починки за Кириловым монастырем, а оброк платят с того озера в Кирилов монастырь» (Рукоп. Акад. библ. А 1 / 16 , л. 1634 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сейчас Византийская Литургия содержит 2 чтения, из Апостольских Посланий и из Евангелия. До VII века, однако, чтений было три: одно из Ветхого Завета (из пророков), а также Апостол и Евангелие. Таковой же была также традиция испанской, галликанской, римской, миланской и армянской Литургий. Три литургических чтения всё ещё присутствуют на великих всенощных бдениях Византийской Литургии: в канун Рождества Христова, Богоявления и в Великую Субботу. В канун Рождества, когда Литургия совершается после вечерни, мы находим сейчас восемь чтений из Ветхого Завета и, после пения Трисвятого, Апостол и Евангелие. Но если мы обратимся к старым Типиконам, мы обнаружим, что Трисвятое пелось между седьмым и восьмым пророчествами. Таким образом, вечерня имела семь чтений, а Литургия три: пророчество, Апостол, Евангелие. Такая же структура, с некоторым особенностями, существует и на крещенском бдении. Чтений вечерни было, подобным же образом, семь, но, согласно Типикону, были другие пять чтений на случай, если патриарх уходил на какое-то время в свою резиденцию и не возвращался ко времени пения Трисвятого. После Трисвятого снова читалось пророчество (тринадцатое в современном бдении), Апостол и Евангелие. В Великую Субботу было ещё семь чтений в дополнение к обычным семи, поскольку во время чтений, происходящих в главном храме, патриарх совершал крещение в баптистерии. Если число крещаемых было велико, и не было времени закончить крещение за время чтения семи обычных чтений, для заполнения этого времени читались семь других чтений. Последнее чтение (сейчас пятнадцатое) принадлежало к Литургии, как и Апостол и Евангелие. Цикл чтений Сейчас мы имеем чтения Апостола и Евангелия на каждый день года, за исключением Великого Поста, когда чтения положены только на субботу и воскресенье. Причина этого исключения в том, что Литургия всегда совершалась в духе радости и благодарения, и совершать Евхаристию в дни строгого поста и скорби было сочтено неуместным. Цикл годичных чтений, однако, не был составлен в одно время, и не все его части одинаково древни. Самый древний цикл зафиксирован для воскресных чтений и чтений Светлой Седмицы. Затем появился специальный цикл субботних чтений. Позднее, в монастырях, где Литургия совершалась ежедневно, монахи отобрали из остальных частей Нового Завета отрывки для седмичных дней. Это объясняет расхождения в последовательности чтений в византийском лекционарии. Имеется отдельный порядок для воскресных чтений, каждый отрывок следует после предыдущего отрывка, читавшегося в предыдущее воскресенье. Аналогичный порядок для суббот; такой же и для будних дней. Таким образом, в реальности у нас три разных правила чтений. Псалмы между чтениями

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

505 ГА РФ. Ф. 1695. Оп. 1. Д. 23. Л. 2, 3: Секретная инструкция по поводу учреждения в Москве Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих. 508 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М, 1906. С. 15. 509 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 97. 512 См.: Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 46. 517 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 522 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 3. 524 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 11. 525 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 17. 528 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 78. 530 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 10. 536 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 538 РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 539 См.: Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. С. 6. 541 Там же. 1880. 3. С. 28: Петропавловская церковь на Якиманке, Смоленская на Арбате, Варваринская на Варварке, Ермолаевская на Садовой, Космодамианская в Шубине, Спасская на Сретенке, а также Троице-Зубовская, Троице-Кожевническая, Богоявленская в Дорогомилове. 548 См.: Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 47; Церковные ведомости. 1899. 28. С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение о Первых Молодежных Рождественских образовательных чтениях 23 2007 р. 15:20 В рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений 1 февраля в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя впервые пройдут Первые Молодежные Рождественские образовательные чтения.   МОЛОДЕЖНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ   1.  Общие положения. 1.1.  Молодежные Рождественские образовательные чтения проводятся в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Первые Молодежные Рождественские образовательные чтения пройдут в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений. 1.2. Цель Молодежных чтений — пробуждение живого интереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, к истории нашей Родины и ее святыням, к духовным истокам  отечественной культуры; помощь молодежи в обретении православного мировоззрения, основываясь на котором молодые люди смогут успешно решать серьезные проблемы современной жизни, взять на себя ответственность за будущее своей страны. 1.3. В Молодежных чтениях могут принимать участие учащиеся в возрасте 15–20 лет (ученики 10–11 классов православных школ и гимназий и общеобразовательных школ, студенты ВУЗов, колледжей и других образовательных учреждений)  из всех епархий Русской Православной Церкви.   2.  Организационная структура Молодежных Рождественских образовательных чтений. 2.1. Председатель Молодежных Рождественских образовательных чтений: Климент, митрополит Калужский и Боровский , управляющий делами Московской Патриархии. Заместитель председателя Молодежных Рождественских образовательных чтений: Александр, архиепископ Костромской и Галичский , председатель Отдела по делам молодежи .  2.2. Подготовка и проведение Молодежных чтений осуществляется Оргкомитетом Молодежных чтений, созданным при Оргкомитете Международных Рождественских образовательных чтений по адресу: Москва, ул. Крутицкая, 13. Председатель Оргкомитета Молодежных чтений: Александр, архиепископ Костромской и Галичский, председатель Отдела по делам молодежи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204363...

Заместитель председателя Оргкомитета Молодежных чтений: протоиерей Василий Мельничук, директор православной гимназии во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, проректор и декан юридического факультета Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова. Состав Оргкомитета Молодежных чтений формируется по благословению Председателя Молодежных Рождественских образовательных чтений митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 2.3. К компетенции Оргкомитета Молодежных чтений относятся следующие вопросы: определение перечня тем; утверждение состава и порядка работы Оргкомитета Молодежных чтений; разработка единых критериев в оценке работ участников; координация сотрудничества с  православными СМИ; порядок присуждения призовых мест и награждения участников, организация и проведение итоговой конференции  Молодежных чтений. 2.4. Для оценки творческих работ участников Молодежных чтений образуется Жюри Оргкомитета Молодежных чтений, в которое войдут священнослужители, ректора ВУЗов, директора православных гимназий, педагоги,  представители творческой и научной  интеллигенции по выбору Оргкомитета Молодежных чтений и благословению председателя Молодежных чтений. 2.5. Молодежные чтения будут проводиться  в три этапа: 1-й этап — с 1 ноября по 1 декабря 2006 года — проведение епархиальными Отделами религиозного образования и катехизации совместно с епархиальными Отделами по делам молодежи региональных конкурсов творческих работ учащихся ( условия участия указаны в вышеприведенном п. 1.3.) по  тематике Молодежных чтений. Лучшие работы по итогам  региональных конкурсов необходимо  направить в Оргкомитет Молодежных чтений до 15 декабря 2006 года. Оформление конкурсных работ — в виде печатного доклада на 10–15 мин. К докладу должен быть приложен лист с перечнем сведений об участнике ( см. п. 2.6.).   2-й этап — отбор Жюри Оргкомитета работ для приглашения их авторов в качестве выступающих на Молодежных чтениях. Предварительные  итоги 2-го этапа конкурса по оценкам Жюри будут представлены на сайте Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ до 1 января 2007 года и опубликованы в сборнике Первых Молодежных  Рождественских образовательных чтений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204363...

Вернуться 18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С.346. Вернуться 19 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. – Творения. Киев, 1906, 1911, т. 7. – С. 122. Вернуться 21 Августин Аврелий. О граде Божием/Творения: в 4 т.//Т. 3. – Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. – С. 595. Вернуться 22 О Душе/Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. А. Ю. Братухина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С.254. Вернуться 23 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 358. Вернуться 24 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 340. Вернуться 25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 334. Вернуться 27 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Беседа на 1 Кор. 29: 1. Вернуться 28 Метафора – образное сравнение, например: Вот глина в руке горшечника, то вы в Моей руке… (Иер. 18: 6). Вернуться 29 Упоминание о чем-либо, что должно пониматься сведущими людьми, как указание на другую реальность, например: Восстань, святись (Иерусалим); ибо пришел свет твой… (Ис. 60: 1) – имеется в виду Небесный Иерусалим и Слава Божия в Царстве Божием, притягательные для всех царей и народов земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010