Присутствие некоторых священников-тюрков в Херсоне и освящение новых христианских храмов на отдельных сельских поселениях Юго-Западной Таврики с упоминанием имен правивших хаганов и тудунов, прослеживаемое по греческой строительной эпиграфике вв., вполне уместно в зоне кондоминиума, в церквах которой наряду с владыкой Хазарии поминали василевса Романии – адресатов главного – налогов 1491 . Находки куфических монет (динаров, дирхемов, фелсов и их подражаний) в Крыму крайне немногочисленны (клад 1824 г. – 81 дирхем конца IX в. и еще один дирхем и несколько фельсов X в. из Херсонеса; два дирхема конца VIII в., подражание аббасидскому динару 168 г. х. и два фельса второй половины VIII в. на холме Тепсень; Баклинский клад 1999 г. из 36 серебряных куфических монет за период от 83 до 202 г. х.), чтобы говорить о монетном обращении Хазарского каганата на землях Таврики 1492 . Зато ромейские солиды текли в Хазарию, в том числе в виде налога с подданных крымских земель василевса, по крайней мере до 60-х гг. VIII в., когда начались трения в отношениях Империи с каганатом 1493 . В источниках не содержится упоминаний о постоянном хазарском кочевом населении, хазарских стадах и перекочевках на Крымском полуострове 1494 . Отчетливые следы колонизации оседлых салтовцев начинают прослеживаться лишь к концу VIII в. Мы также не располагаем на территории Таврики погребениями второй половины VII – IX в., которые можно было бы определенно связать с пришедшими из Хазарии воинами 1495 . К примеру, здесь нет подкурганных захоронений, окруженных квадратными ровиками, известных в степях Подонья и Поволжья, которые могут быть отнесены к этническим хазарам, причем с высоким, «рыцарским» статусом 1496 . Хазары не были мифом, они играли видную роль в политической жизни полуострова, но их тяжело зафиксировать даже не как особый этнос, а хотя бы как наиболее социально значимую часть населения 1497 . Археологически они едва ли не фантом, что применительно к Таврике находит убедительное объяснение именно в ее кондоминатном статусе, а не в «сути тюркских государственных институтов и принципов управления зависимыми территориями», где те же принципы обнаруживаются куда более явственно 1498 . Знаменательно, что, подводя итоги своего исследования хазарской археологии, C. А. Плетнева была вынуждена признать: «...пребывание хазар или, вернее, следы хазарского владычества в Крыму по археологическим данным прослеживаются слабо, а на многих памятниках совсем незаметны. Не удалось, как мне кажется, обнаружить «хазарское присутствие» и по материалам погребальных комплексов. Этническую принадлежность впускных погребений кочевников с конем и разнообразным сопровождающим покойника инвентарем, относящихся к VII – началу VIII вв., определить весьма затруднительно и, видимо, пока преждевременно» 1499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

К юго-востоку от гос-в йоруба в кон. XII - нач. XIII в. возникло гос-во народа бини - Бенин. Хорошо укрепленный и богато украшенный царский дворец находился в г. Бенин (ныне Бенин-Сити). В XV-XVII вв. гос-во Бенин достигло наибольшего могущества, его территория простиралась на западе до Лагоса, на востоке - до нижнего течения р. Нигер, на юге - до побережья Атлантического океана. Цари Бенина имели постоянное войско; они жаловали своим приближенным в пожизненное владение деревни свободных общинников, с к-рых те собирали налоги, и назначали наместников в покоренные земли. Жители Бенина занимались земледелием, ремеслами и работорговлей. Наиболее крупными гос-вами т. н. Среднего пояса Н. в доколониальный период были Боргу и Игала (с центром в г. Ида). К северу от Игалы, в районе слияния рек Нигер и Кадуна, между X и XV вв. образовалось гос-во Нупе. В VIII-IX вв. к северу от оз. Чад предками народа канури было создано гос-во Канем, становлению и развитию к-рого способствовало удобное географическое положение на караванном пути, соединявшем Египет со средневек. гос-вом Гана. Благодаря этому пути с IX в. на территорию совр. Н. стал проникать ислам. В 1085 г. правитель Канема (маи) официально принял ислам в качестве государственной религии. В кон. XIII в. под натиском племен булала, наступавших на Канем с востока, правящая династия Сейфува (Сефава) была вынуждена переселиться в юго-зап. часть владений Канема, основав государство Борну. Ок. 1483 г. столица Борну была перенесена в Нгазаргаму (на территории совр. Н.). К западу от Борну в период между VIII-X и XIII вв. сформировались гос-ва хауса (Даура, Кацина, Гобир, Кано, Зария, Рано, Бирам). Наиболее влиятельные из них Кацина и Кано конкурировали с Борну за доминирование в транссахарской торговле. К XV в. в этих гос-вах укрепился ислам, привнесенный сюда так же, как и в Канем, торговцами-мусульманами. Влияние ислама сказалось на системе управления и судопроизводства, а также способствовало созданию мусульм. элиты. В нач. XVI в. империя Сонгай подчинила себе гос-ва Кано и Кацина. В 1516-1517 гг. Канта, правитель хаусанского гос-ва Кебби, объявил независимость от империи Сонгай и на короткий период объединил все гос-ва хауса. Это привело к конфликту с Борну, в результате которого союз гос-в хауса в 1526 г. распался. Разобщенность гос-в хауса сохранялась на протяжении XVI-XVII вв. После распада империи Сонгай (1591) Борну стал самым могущественным гос-вом Зап. Судана. Его правитель Идрис Алума (1580-1617) провел религ. реформу, в результате к-рой укрепилось положение мусульм. духовенства и обычное право в судопроизводстве было заменено шариатом.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

695 Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 114–119,145, Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. 697 Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 291–294; Мыц В.А. Укрепления Таврики... – С. 135 (там же библиография). Непонятно, почему Ю.М. Могаричев помещает Сюйрен рядом с м. Ай-Тодор: между тем и другим пролегала Яйла (ср.: Могаричев Ю.М. Пещерные церкви... – С. 78). 700 Репников Н.И., Веймарн Е.В. Сюреньское укрепление//Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931–1933 гг. ИГАИМК. – 1935.– Вып. 117.– С. 115–125, рис. 80–81, Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120, рис. 40–43; Талис Д.Л. Сюйренская крепость//ВВ. –1972. – Т. 33. – С. 217–229; Талис Д.А. Оборонительные сооружения Юго-Западного Крыма как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1974. – С. 109–110; ср.: Овчаров Д. Византийски и български крепости V–X век. – София, 1982. 702 Репников Н.И. Остатки укреплений Эски-Кермена//Готский сборник. ИГАИМК. – 1932. – Т. 12.– Вып. 1–8.–C. 205 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120; Якобсон А.А. Средневековый Крым. – С. 11; ср.: Воронин Ю.С., Даниленко В.Н., Кутпайсов В.А., Михайловский Е.В., МыцВ.А., Петрова Э.Б. Работы в Бахчисарайском районе//АО 1978 г. – М., 1979. – С. 313. 703 Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес. – С. 118; ср.: Завадская И. А. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 304–305. 704 Судя по результатам последних раскопок, крепость только в XIII–XIV вв. стала небольшим городком с плотной застройкой и с загоном для скота (Мыц. Β.Λ. Укрепления Таврики... – С. 135). 705 Омелькова A.A. Исследование раннесредневековых комплексов в Бельбекской долине//АО 1984 г. – М., 1986. – С. 284–285. 707 Результаты раскопок 1984–1990 гг. наместе Алустона позволяют выделить строительные периоды VI–VII вв., VIII–IX вв. и X в., а в VIII–IX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2514 В середине X в. таковыми являлись обладавшие имуществом не менее чем на 4 литра, то есть на 288 солидов, если они служили в сухопутных военных силах, и 2 литра ( 144 номисмы) если это были моряки (Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. – М., 1977. – С. 248; Oikonomides N. Fiscalite et exemption fiscale... – P. 118). 2515 Ср.: Haldon J. Military Service, Military Lands and the Status of Soldiers: Current Problems and Interpretations//DOP. – 1993. – – P. 1–67. 2516 См.: Бородин O.P. Византийская Италия в VI–VIII вв.: Проблемы административной и социально-политической эволюции: Автореф. дисс.... д-ра ист. наук/Институт всеобщей истории РАН. – М., 1997. 2518 Iosephi Genesii regum libri quattuor/Rec. A. Lesmueller-Werner et I. Thurn. – Berlin, 1978. – IV. 10. 2522 Theophanes Continuatus/Rec. I. Bekker. – Bonnae, 1838. – P. 123.6; Константин Багрянородный. Об управлении... – C. 170,172, гл. 42.32–38; Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона//БИАС. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 315. 2525 Сорочан С.Б. К вопросу об уменьшении вместимости византийских грузовых кораблей в «темные века»//Древности 1996. – Харьков, 1997. – С. 76,79. 2526 Theophanes Continuatus/Rec/I. Bekker. – Bonnae, 1838. – P. 122–123; Константин Багрянородный. Об управлении... – Гл. 42. 30–33, С. 170–171. Хеландии-памфилы брали на борт по 150 человек, хеландииусии – на 40 человек меньше (Сорочан С.Б. К вопросу об уменьшении вместимости... – С. 79). 2527 См.: Соколова И Л. Византийские печати VI – первой половины IX в. из Херсонеса//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 211, 2528 Алексеенко H.A. Стратиги Херсона по данным новых памятников сфрагистики IX–X вв.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 701; ср.: Степанова Е.В. Печати Сицилии VIII–XI вв. из собрания Эрмитажа//АДСВ. – Екатеринбург, 1998. – С. 291. 2529 3айбт Н., Зайбт В. Печати стратигов... – С. 91–94; Alexeenko N.; Romaneuk A., Sokolova I. Die neuen Funde... – S. 140–144; Алексеенко H.A. Стратиги Херсона... – C. 702–733, Степанова Е.В. Херсон и сугдея по данным сфрагистических архивов. – С. 25–26; Степанова Е.В. Судакский архив печатей: предварительные выводы//АДСВ. – 2001. – Вып. 32. – С. 103; ср. Bury J.B. Op. cit. – Р. 25–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. ( VI – VII ) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана , Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии , Нубии . Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928 ) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в V – VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В IV – V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность Сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. — III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории восточного христианства. В начале III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело. Сир. христ. литература успешно развивалась до VIII и даже до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. образовалась вост.-сир. « несторианская » письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета , Китая и Индии. Алфавит на основе греческого письма Под влиянием финикийского письма в IXVIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами — вост. ( Эллада , М. Азия) и зап. ( Италия , Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании ). К VI – V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV – V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. алфавит.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

83 . С VI до IX в. на месте помещения XVII бывшего римского здания, построенного после первой трети III в. и условно названного «домом командира», помещалась кладовая с пифосами, а сам «дом командира» был восстановлен в VI–VII в. (см.: рис. 190. П) 84 . Судя по находкам монет Константина IV Погоната (668–685) и обломкам краснолаковой посуды группы «фокейской сигиллаты» форм 1 и 3 G, раннесредневековая уличная вымостка из твердого мусора, гальки, камней, керамики, открытая в Β. В. Борисовой в северо-западном углу «цитадели», датируется не ранее второй половины VII в. 85 . Не затихали и особенно интенсивные на этой территории канализационные работы, видимо, объяснимые пониженным уровнем участка и боязнью скопления здесь нечистот. К примеру, в VI в., судя по характеру бортиков черепиц из вымостки, был сооружен крупный водосток «Ч» с каменными стенами и перекрытием, пересекавший Южную площадь цитадели в направлении середины приморской 21 куртины 86 . е, Табл. 1. Сооружения с кладкой opus mixtum в раннесредневековом Херсоне и его округе Нивелировка участков под новую застройку наблюдалась и в других районах Херсона. В частности, она прослеживается на месте античного театра, в южной части города 87 . Так, до строительства крестовидного «храма с ковчегом» 19) около его восточного угла располагалось здание, часть которого была врыта в землю, как у полуземлянки. Первый его пол покоился на слое с керамикой не позднее V в., а второй – на подсыпке, содержащей материал в основном VI столетия 88 . Разумеется, соседство и ориентация еще не существовавшего тогда храма при этом строительстве не были учтены. Выше верхнего пола орхестры театра пролегала стена толщиной 0,78 м из крупных камней, уложенных на известковом растворе. Не выше уровня первоначального пола храма находились остатки еще одной стены из бута на глине толщиной 0,80 м, которую перекрывало подобие вымостки из камня-кулачка 89 . Следы подобных же ранневизантийских строений и водостока фиксируются при раскопках в южном секторе участка на месте античного театра, причем эти остатки покоились под стенами более позднего строительного периода 90 . Прирезка к востоку от «храма с ковчегом» позволила выявить стратиграфию средневековых отложений, в которой четко выделяются четыре слоя с материалом V–VII вв. и два слоя с керамикой VIII–X вв. 91 . Наконец, разборка кладок к юго-востоку от еще одного храма на месте античного театра – «храма 1958 г.» дала материал, позволяющий относить сооружение этих кладок к VIII–IX вв., тогда как под ними замечен слой с материалом VII–VIII вв. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1545 Айбабин А. Крым под властью хазарского каганата//Византия и Крым: Тезисы докл. междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 6; Могаричев Ю.М. Средневековый Крым//Древний и средневековый Крым. – Симферополь, 2000. – С. 103; Могаричев Ю.М. К вопросу о «хазарском наследстве» (хазарские иудеи и проблема происхождения караимов и крымчаков)//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2001. Вып. 10. – С . 270. 1546 См.: Сорочан С.Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. 2-е изд., испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 76–81; Науменко В.Е. Место Боспора в системе византийско-хазарских отношений//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 346–355; Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум?//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 509–543. 1547 Юрочкин В.Ю. Постройка раннехазарского горизонта города Боспора//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV–IX вв.). Секция охраны памятников археологии. – Симферополь, 1994. – С. 27–29; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 185–187, рис. 79. 1550 Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье... – С. 53–55; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей... – С. 88–89; см. возражения: Сазанов A.B., Могаричев Ю.М. Боспор и Хазарский каганат в конце VII – начале VIII вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12.– С. 484–488,501; Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике... – С. 522–523. 1552 Плетнева С.А. От кочевий к городам. – С. 135–143: Степи Евразии... – С. 64; Флеров B.C. О хронологии салтово-маяцкой культуры//Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 1983. – С. 103–109; Афанасьев Г.Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII–X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры)//Археологические открытия на новостройках. – М., 1987. – Вып. 2. – С. 143, 166; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ, 1992. – С. 160–162; Винникова А.З., Плетнева С-А. На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. – Воронеж, 1998. – С. 18–27. С этой точки зрения фразы об «этническом составе салтово-маяцкой культуры Крыма второй половины VII – первой половины VIII вв.» лишены смысла (ср.: Майко В.В. К вопросу о неоднородности салтово-маяцкого населения Таврики второй половины VII в. – С. 287).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11) Codex Cyprius (К), принесенный из Кипра в 1637 году в Париж. Содержит Евангелия с ударениями, но без словоразделения. Относится к VIII или IX веку. 12) Codex Basileensis (E) 22 . Содержит Евангелия с некоторыми пропус­ками, имеет ударения и правильную интерпункцию посредством трех точек. Написание кодекса относят к VIII веку. 13) Codex Stephani (L). Он содержит Евангелия без словоразделения с крестиками вместо пунктуации, с придыханиями и некоторыми ударениями. Относится к VIII веку. Находится в Париже. Издан Тишендорфом (Monumenta sacra ined. Leipzig, 1846). 14) Codex S. Matthai Dublinensis rescriptus (Z). Как и кодекс Ефрема (С), реставрирован и по времени происхождения может быть отнесен к VI или даже к V веку. Кодекс написан прекрасным унциальным письмом без ударений и придыханий. Содержит Евангелия и отрывки из святоотече­ских писаний. Имеет несколько изданий. Последнее издание Abbott " a 23 . Мы не будем останавливаться на характеристике остальных унциалов, которых, по сведениям Нестле, насчитывается до 170. Все они относятся к VIII-IX вв. или даже к более позднему времени и в большинстве своем содержат отдельные книги Нового Завета, причем часто с значительными пробелами. По мере нахождения, изучения и классификации унциалов учеными применялись для обозначения их сначала большие латинские буквы, затем введены были дополнительно заглавные буквы греческого и еврей­ского алфавита и, наконец, нумерацию стали вести путем прибавления к букве цифрового знака 2, 3 и т. д. Позднейший исследователь греческого Новозаветного текста фон-Зоден ввел новую сиглатуру, которая, однако, не получила пока общего признания. 2. МИНУСКУЛЫ Вторую группу рукописных свидетельств Новозаветного греческого текста составляют минускулы или курсивные рукописи. По времени про­исхождения все они относятся к IX-XVI вв. и для того периода, вплоть до книгопечатания, являлись общепринятыми руководствами по Новому Завету. В распоряжении первых издателей Нового Завета не было ни од­ной унциальной рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

– Κ., 2003. – C. 272–273; Адаксина С. Б. Аю-Даг – крымский Афон. – С. 6–7; Майко В. Храмовый комплекс городища на плато Тепсень VIII – первой половины X вв. (вопросы хронологии и периодизации)//Coфiйcьki читання. – К., 2003. – С. 137– 140; Герцен А. Г. Бронзовая статуэтка Меркурия из раскопок Мангупа//Симво в философии и религии. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 16; Герцен А. Г. Позднеантичное святилище на горе Бабулган//Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. V Боспорские чтения. – Керчь, 2004. – С. 93–94; Зубарь В. М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X. сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 293–294; там же основная библиография вопроса. 1381 Мордвинцев В. М., Кисиль А. И. Двухапсидные храмы Крыма//Сурож, Сугдея, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины. Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 187–191. 1382 Сазанов А. В., Могаричев Ю. М. Крым и Хазарский каганат в первой половине – середине VIII в.//Россия – Крым – Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 90–92; Могаричев Ю. М. О некоторых вопросах истории Восточного Крыма VIII–IX вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып.2. – С. 238. 1383 Ср.: Зубарь В. М. Об основных тенденциях процесса христианизации ... – С. 294; Сорочан С. Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//БИАС – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 328–336. 1384 Я бы не стал связывать этот храм с конкретным селением у с. Поворотное, поскольку трехнефная базилика с пристроенной к ней с севера церковью, приделом или часовней являются не единственными даже в этом регионе (ср.: Виноградов А. Ю., Комар А. В. Институт тудуна... – С. 42–52, рис. 1). С не меньшим основанием подходят и храм у с. Гончарное, и на Пампук-Кая, и на горе Бабуган пр. 1385 См.: Шевченко I. Peлiriйhu мicii очима Biзahmii//Записки наукового товариства iм. Т. Шевченка. – Льbib, 1991. – Т. 222: Npaцi icmopuko-фiлocoфcьkoi cekцii. – С. 12. 1386 Сорочан С. Б. Об обстоятельствах и времени преобразования фемы Климаты в фему Херсон//Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии)//Тезисы докл. II Международ. археолог, конф. – Самара, 1997. – С. 58–60; Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона//БИ АС – Симферополь, 1997. – С. 321; Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 678.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010