Ap. VII 1. 2 - VII 32. 4), составленных ок. 380 г. с использованием ряда более древних памятников. Тексту «Д.» здесь предшествует введение в виде ряда цитат из Свящ. Писания. Изложение по сути представляет собой комментированную переработку «Д.», основанную в т. ч. на включении дополнительных цитат из Писания. Ряд пассажей пропущен (напр., Didache. 1. 5b - 6; 6. 2). В Const. Ap. VII 16 имеется дополнение о царе и архонтах. Др. вставки встречаются в Const. Ap. VII 17. 2; VII 22. 4-5 (о предкрещальном посте); VII 23. 2-3 (о недельном посте); VII 25-26 (молитвы). Кроме того, право совершать таинства в VII 22. 1 усвоено только епископам и пресвитерам (в «Д.» об этом не говорится столь же четко), место пророков в VII 26. 6 и VII 29. 1 и 3 занимают пресвитеры. Чин крещения дополнен помазанием елеем до погружения в воду и миром после погружения (VII 22. 2), а также молитвой освящения мира (VII 27), к-рая аналогична молитве в копт. версии «Д.» (последнее обстоятельство заставляет рассматривать чтения «Апостольских постановлений» не только как искажения оригинального текста, но и как свидетельство иной по сравнению с иерусалимским кодексом редакции памятника). Серия молитв в 9-10-й главах «Д.» в «Апостольских постановлениях» (VII 25-26) переработана в краткую анафору и благодарственные молитвы после причащения. Текст «Апостольских постановлений» с изложением «Д.» был использован в т. н. Fragmenta Anastasiana 9(64) (где цитируется Const. Ap. VII 23) и 12(15) (цитата из Const. Ap. VII 1. 2-18). Вероятно, через посредство «Апостольских постановлений» текст «Д.» был использован автором «Изречений Исаака Сирина» (по рукописям Vat. gr. 375. Fol. 157 ff., XIV в., и Palat. gr. 146. Fol. 44 ff., XV в.). Древние переводы Возможно, в III в. «Д.» было переведено на лат. язык ( Ps. -Cypr. De aleat. 4), однако, за исключением неск. цитат и традиции лит-ры «двух путей», текст перевода в наст. время считается утерянным. Папирус, содержащий копт. перевод «Д.», был обнаружен в 1923 г. в Каире (в наст.

http://pravenc.ru/text/Дидахе.html

Антахара – 23. VII, 1, 64 (νταχρα) – город, как считают, в области народа хатриеев. Но по тексту Птолемея это не так ясно. Птолемей указывает выше области Ларика (§ 62) местность, которую занимают " пулинды агриофаги, и над ними еще хатриеи, у которых на западе и на востоке от реки Инд эти города», и перечисляет 6 городов, в числе которых и Антахара (т. е. неясно, у пулиндов и хатриеев или только у хатриеев?). Во всяком случае, Антахару относят к области хатриеев и локализуют на месте нын. города Марвар (25°41» 73°44» шт. Раджастхан) или в тамошней местности Kshatriya (в этом названии, как считают, сохранилось древнее название «хатриеи»). Антемусия – 38. XIV, 3, 3 – город (прежде Харак Сиду) и названная по нему область в Месопотамии; Антемусия и Батны (см.) идентифицируются как нын. Суруч=Сюрюч (36°59» 38°25» на юго-востоке Турции, около границы с Сирией); это название у арабов=Телль Батнан у сирийцев. «Древние македоняне» – ветераны из войска Александра Македонского, участвовавшие в походе на Азию, осели в этой части Месопотамии в различных городах и сменили старые местные названия на греческие. В Батнах ядро колонии образовали уроженцы из македонского города Антемусия. Антиболей – 23. VII, 1, 18; 30; 2, 2 (Ρ:ντιβολε; Η: ντιβολ) – пятое, самое восточное, устье Ганга, которое условно идентифицируется как нын., восточный, рукав общей дельты Ганга и Брахмапутры Мегхна (=Мегна), на территории нын. Бангладеша; впадает в Бенгальский залив – 22°44» 90°45». В дельте Ганга, как и в дельте Инда, с древних времен произошли большие изменения. См. Ганг и Псевдостом, 2 (четвертое устье Ганга). Антигон, 1, – 33. XV, 4, 21 – I Одноглазый (ок. 380–301 гг. до н. э.); полководец Александра Македонского, который назначил его сатрапом Великой Фригии (в Малой Азии, в 333 г.); после смерти Александра (323 г.), при разделе владений Александра, получил дополнительно Ликию и Памфилию (в Малой Азии), пытался основать малоазийское Великое царство, в 306 г. первым из диадохов (наследников, преемников Александра) принял титул царя, погиб в сражении при Ипсе (301 г.) в борьбе против диадохов Лисимаха и Селевка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22. Святаго апостола Тимофея (96). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобномученика Анастасия, диакона Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго, чудотворца (1622). Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377 (ок. 817). 23. Священному ченика Климента, епископа Анкирскаго, и мученика Агафангела (312). Преподобнаго Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго (1565). Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (перенесение мощей, 1786). Преподобнаго Мавсимы Сирина (IV). Преподобнаго Саламана молчальника (ок. 400). Святителя Павлина Милостиваго, епископа Ноланскаго (413). 24. Преподобныя матери нашея Ксении Римляныни (V). Святителя Герасима Великопермскаго (Устьвымскаго) (1441). Мученика Иоанна Казанскаго (1529). Мучеников Вавилы Сицилийскаго и учеников его Тимофея и Агапия (III). Преподобнаго Македония, сирийскаго пустынника (ок. 420). Преподобномученика Анастасия Персидскаго (VII) (перенесение мощей). 25.Иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольскаго (389). Святителя Моисея, архиепископа Новгородскаго (1362). Мученицы Филицаты и сыновей ея Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (Маркиала) (ок. 164). Преподобнаго Поплия Сирийскаго (ок. 380). Преподобнаго Мара певца (ок. 430). Иконы Божия Матери, именуемыя «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.). 26. Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI). Преподобнаго Ксенофонта Робейскаго (1262). Мучеников Анании пресвитера и Петра, темничнаго стража, и с ними 7-ми воинов (284–305). Преподобнаго Симеона Ветхаго (ок. 390). Преподобнаго Феодора, игумена Студийскаго (перенесение мощей, 845). Святителя Иосифа, епископа Солунскаго (830). Благовернаго Давида III, Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (груз.). 27. Перенесение честных мощей иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоустаг о (438).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

368 Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности... С. 221, строки 11–27; 228–229. 369 Д. Цендикопулос указывает период с 1365 по 1375 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 370 Дмитрий Солунский/О. В. Иванова, А. А. Турилов, А. А. Лукашевич, А. С. Преображенский//Православная энциклопедия. Т. 15. С. 155–195.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 23.10. URL: http://www.pravenc.ru/text/178231.html (дата обращения: 25.02.2020). 372 Авторство данного жития не подтверждено, однако «особенности языка составителя» указывают на свт. Филофея (Коккина; Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII). 373 24 октября по мнению А.И. Пападопуло-Керамевса является днем кончины, а 28 октября – днем погребения (Барабанов Н. Д. Афанасий I/Н. Д. Барабанов, О. В. Л., О. В. В.//Православная энциклопедия. Т. 4. С. 18–20.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 04.03. URL: http://www.pravenc.ru/text/76936.html (дата обращения: 10.04.2020)). 374 Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII, посл. строка. В Прав. энц. свт. не упоминается в качестве автора данного жития (Барабанов Н. Д. Афанасий I… (дата обращения: 25.03.2020)). 375 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 64, ll. 1–3. Д. Цендикопулос указывает 1348–1350 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 376 Д. Цендикопулос указывает более широкий диапазон времени: с 1350 по декабрь 1354 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 74. Также к концу 1350-х гг. относит написание этих Слов Д. Цендикопулос (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 380 Какие-то из них, возможно, были написаны в период с мая 1350 г. по 2 пол. 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 65, ll. 11–13). 381 Д. Цендикопулос указывает более широкий промежуток времени: с 25 октября 1351 г. по 06 мая 1352 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 382 М. Митреа считает, что Историческое слово было написано уже ко дню памяти св. Димитрия, 26 октября 1352 г., т.е. времени для написания у святителя было ок. 4–5 месяцев, с мая по октябрь 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 63, ll. 6–9). Г. М. Прохоров обозначает более широкие временные рамки время ­– 13511353 гг., и предполагает, что данное «Историческое слово» было написано с целью защиты Филофея от обвинений в пренебрежении к Ираклеотам, поэтому в Слове ясно проводится идея боговдохновенности поступков свт. Филофея. Отсюда Прохоров делает вывод, что данное Слово могло иметь ценность в указанном ключе, если было написано в ближайшее к трагедии время (Прохоров Г. М. «Так возсияют праведники…»… С. 186). Д. Цендикопулос сужает срок написания до августа – сентября 1352 г., т.е. через 3–4 месяца после подписания мирного договора с генуэзцами (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА [греч. Ανθοσα] († ок. 280), прп. Селевкийская (пам. 22 авг.). Род. в г. Селевкии Исаврийской (совр. Силифке, Турция) в знатной языческой семье, но тайно придерживалась христ. учения. В правление имп. Валериана А. пришлось уйти от родителей, убеждавших ее отречься от веры. Они разыскивали ее, но не нашли. А. направилась в г. Тарс (совр. Тарсус, Турция) и приняла крещение от еп. Тарсийского, сщмч. Афанасия. Вместе с ней крестились двое ее слуг - Харисим и Неофит. Еп. Афанасий, Харисим, Неофит отказались принести жертвы идолам и были усечены мечом († ок. 259). А. удалилась в Киликийские горы, где, проведя более 20 лет в отшельничестве, скончалась в мире. Через неск. лет тело А. было обретено пустынножительницей Полихронией в пещере, чудесным образом указанной пантерой, и погребено мон. Авраамием. Близ пещеры был основан мон-рь. Сведения об А. содержатся в пространном житии (BHG, N 136), кратком житии (BHG, N 137), а также в житиях в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 137а), Синаксаря К-польской ц. X в. (BHG, N 137е) и Минология Василия II (PG. 117. Col. 595-596). На основе мученических актов написаны пространные жития еп. Афанасия (BHG, N 181-182), Харисима и Неофита (BHG, N 299). Согласно Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 915-916) и Типикону Великой ц. IX- XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380), служба этих святых совершалась 22 авг. в к-польском храме в Иппоихниях (ν Ιπποχνοις). В большинстве визант. календарей, а также в печатной Минее (Венеция, 1591) их память указывается 22 авг., но в ряде греч. рукописных Миней-Четьих она встречается под 23 или 24 авг. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255, 257). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 177. Л. 126, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432 (2-я паг.)). Ист.: BHG, N 136, 137, 137а, 137е,181-182, 299; ActaSS. Aug. T. 4. P. 499-504; Laty ev. Menol. T. 2. P. 312-315; ЖСв. Авг. С. 378. Лит.: AnBoll. 1893. T. 12. P. 5-42; Janin R. Anthuse (3)//DHGE. T. 3. Col. 538; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43-44. П. Б. Михайлов, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/75538.html

P. 468). Многочисленные авторы IV-V вв. называют среди Б. п. песни Моисея, Анны, Исаии, вавилонских отроков, новозаветные ( Schneider. S. 42-50). Свт. Василий Великий († 379) писал (Ep. 2. 2), что утренняя служба включала в себя «гимны и песни» (μνοις κα δας). Др. неизвестный автор-каппадокиец, чье соч. «О девстве» (ок. 370 г.- Taft. P. 80) сохранилось под именем Афанасия, наставляет монахиню петь «на заре» после Пс 62 песнь вавилонских отроков и гимн «Слава в вышних» (PG. 28. Col. 276). К нач. V в., по свидетельству Руфина Аквилейского , гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью (Apologiae in sanctum Hieronymum lib. II. 33, 35//PL. 21. Col. 612, 613-614); о том, что эту Б. п. поет «вся вселенная», говорит и свт. Иоанн Златоуст († 407) (Quod nemo laeditur nisi a se ipso 16//PG. 52. Col. 477), а его ученик свт. Прокл (434-446) свидетельствует, что эту песнь исполняли ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716). Свт. Иоанн Златоуст упоминает песни прор. Исаии (из 26-й гл.) (In epistulam I ad Timotheum. Hom. 14. 4//PG. 62. Col. 576) и Анны (De Anna 4. 3//PG. 54. Col. 664). То же - у Филона Карпафийского (PG. 40. Col. 29). Согласно сир. «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), на утренней службе пели «псалмы и 4 песни: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из др. пророков» (I. 26). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) песни из Евангелия от Луки приведены для вечерней (песнь Симеона Богоприимца) и утренней (Лк 2. 14 с великим славословием) служб (Const. ap. VII. 47-48). Формирование устойчивого набора Б. п. к V-VI вв. Древнейший перечень Б. п., реально употреблявшихся за богослужением, принадлежит Никите Ремесианскому (340-414) и состоит из песней: двух Моисея, Анны, Исаии (26. 9-20), Аввакума, Ионы (Иона 2. 3-10), Иеремии (Плач 5), вавилонских отроков (Дан 3. 57 слл.) и Пресв. Богородицы (De utilitate hymnorum 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; см. также: De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Хотя Никита - зап.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМОФИЛ Димофил [Демофил; греч. ημφιλος] († 387, под К-полем), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин. Род. в Фессалонике в знатной семье. Впервые упоминается как епископ Берои среди участников Собора в Филиппополе (ок. 346), состоявшего в основном из вост. епископов, удалившихся с Сардикийского Собора ( Hilar. Pict. Fragm. hist. IV 3). Папа св. Либерий называет его среди членов посольства вост. епископов к имп. Константу в Медиолан, представивших ему принятое Антиохийским Собором в 344 г. «Многострочное изложение» (Ibid. VII 4), хотя свт. Афанасий Великий, перечисляя участников этого посольства, не называет Д. ( Athanas. Alex. De synod.//PG. 26. Col. 728). В 355 г. папа св. Либерий по приказу имп. Констанция II из Рима был отправлен в ссылку в Берою Фракийскую под надзор Д.; возможно, в результате общения с Д. Либерий подписал проарианскую сирмийскую формулу ( Hilar. Pict. Fragm. hist. IV 11; Sozom. Hist. eccl. IV 15). В 359 г. Д. присутствовал на Сирмийском Соборе, где примкнул к партии 87 арианствующих епископов. В числе арианствующих епископов Д. был осужден Аримино-Селевкийским Собором 359 г. ( Theodoret. Hist. eccl. II 23). В 360 г. на К-польском Соборе Д. поддержал еп. Евдоксия, переведенного из Антиохии на Константинопольскую кафедру ( Epiph. Adv. haer. LXXIII 3). В 360 г. Д. совместно с епископами Евдоксием К-польским и Дорофеем Ираклийским поставил Евномия в епископы Кизика вместо низложенного омиусианина Елевсия. Однако вскоре крайние арианские взгляды Евномия привели его к разрыву с епископатом столичного региона и к отречению от кафедры ( Philost. Hist. eccl. V 3; VI 1-3; IX 13; Sozom. Hist. eccl. VI 8, 26-27; Theodoret. Hist. eccl. II 27). После смерти Евдоксия в нач. 370 г. Собор во главе с еп. Дорофеем Ираклийским принял решение перевести Д. из Берои на кафедру К-поля, несмотря на протесты части паствы. Решение было принято вопреки воле имп. Валента, к-рый поддерживал некоего Евагрия, уже канонически рукоположенного ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 14; Sozom. Hist. eccl. VI 13). В отличие от еп. Евдоксия Д. проявил терпимость к сторонникам правосл. никейского вероисповедания; при нем прибывший в 379 г. в К-поль свт. Григорий Богослов мог проповедовать и объединить вокруг себя столичную правосл. общину. Безупречную нравственность и авторитет Д. признавали и православные, его противники; в частности, об этом говорит свт. Василий Великий (Ep. 48//PG. 32. Col. 385). Богословское неприятие Д. никейского вероисповедания было вызвано опасением того, что использование термина «единосущный» в описании отношений Отца и Сына может привести к ереси савеллианства. В этом вопросе взгляды Д. были близки к взглядам еп. Евсевия Кесарийского.

http://pravenc.ru/text/178257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ДИФИЗИТСТВО богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин ЕВГЕНИЙ (VIII в.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 30 дек.) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/rubrics/121296_10.html

По мнению сщмч. Ипполита Римского, Е. и прор. Илия будут теми 2 свидетелями-пророками, о к-рых говорится в Откр 11. 3 ( Hipp. De Christ et antichrist. 43; ср.: Idem. In Dan. 4. 35; Idem. De consum. mundi. 21, 29). Сщмч. Киприан Карфагенский также говорит, что Е. заслужил переселение из мира скверны, потому что угодил Богу, и был взят, чтобы нечестие не переменило его разума ( Cypr. Carth. De mort. 23). Свт. Амвросий Медиоланский отмечал, что Е. был вознесен на небо Св. Духом ( Ambros. Mediol. De Isaac. 8. 77). Со вниманием к писаниям, связанным с именем Е., относились александрийские авторы. Климент Александрийский цитирует 1-ю Книгу Еноха (1 Енох 19. 3 в Clem. Alex. Eclog. proph. 2. 1; 1 Енох 8 в Clem. Alex. Eclog. proph. 53. 4), в «Строматах» упоминает историю падших ангелов и полученные от них откровения ( Idem. Strom. III 59. 2; V 10. 2), а также говорит: «Вскоре после прощения Каина не явил ли затем Бог на земле Еноха, сына покаяния, и не показал ли он тем самым, что раскаяние порождает прощение» (Ibid. II 70. 3). Ориген упоминает и цитирует писания Е. ( Orig. De princip. I 3. 3; IV 4. 8; цитаты - 1 Енох 21. 1 и 19. 3), к-рые он считал подлинными и богодухновенными ( Orig. Comm. in Ioan. VI 42. 217 (цитирует 1 Енох 6. 5); Idem. In Num. 28. 2). Однако в полемике с Цельсом он писал, что не все Церкви признают богодухновенный характер книг Е. ( Idem. Contr. Cels. 5. 52-55), причем сомнения вызваны прежде всего тем, что они не включены в евр. канон Библии. Но, напр., современник Оригена Юлий Африкан цитировал 1 Енох 6. 1 как Свящ. Писание в «Хронографии», а сщмч. Анатолий Лаодикийский опирался на авторитет Е. в 5-м каноне о Пасхе ( Euseb. Hist. eccl. VII 32. 19). Сщмч. Мефодий Патарский называет Е. «первым любителем правды» наряду с Сифом, Авелем, Еносом и Ноем; все они - первенцы, упомянутые в Евр 12. 23 ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 7. 5). Свт. Кирилл Иерусалимский подчеркивает, что Иоанн Креститель был выше Е. ( Cyr. Hieros. Cathech. 3. 6), а Вознесение Господне превосходит «взятие» Е. на небеса (Ibid. 14. 25). Прп. Ефрем Сирин добавляет, что вознесение Е. произошло на глазах у Адама, чтобы тот не подумал, будто бы Е. убит, подобно Авелю ( Ephraem Syr. In Gen. 5. 2). Для свт. Иоанна Златоуста вознесение Е. служило доказательством того, что плоть не может стать препятствием для достижения святости ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 75). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) Е. относится к числу тех, через кого Бог в каждом поколении призывает людей к покаянию (Const. Ap. II 55. 1). В молитвах он наряду с др. ветхозаветными праведниками называется прославленным Богом святым (Ibid. VII 39. 3) и избранным Им священником (Ibid. VIII 5. 4).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОНАХ И ИОАНН НОВЫЙ [греч. Ιωννης Μοναχς κα Ιωννης Νος], святители, архиепископы Эфесские (пам. визант. 3, 4 авг.). Их имена без к.-л. дополнительных сведений содержатся в неск. визант. рукописях - под 3 авг. в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) и под 4 авг. в Минеях Paris. Suppl. gr. 152 (XIII в.) и Vindob. Theol. gr. 300 (XIII в.). Среди правосл. эфесских архиереев с именем Иоанн, живших ранее IX-X вв. (время формирования архетипа Патмосского списка Типикона Великой ц.), известны Иоанн, занимавший кафедру в 458 г. (ACO II. Vol. 5. P. 15, 23), и Иоанн, участвовавший в VII Вселенском Соборе 787 г. ( Mansi. T. 13. Col. 380). Память этих святых не вошла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и совр. календарь Греческих Церквей. Ист.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100; SynCP. Col. 865, 867. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 235-236; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 114; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 237-238. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471386.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010