Эти события произошли в 374 г. Медиолан был столицей Запада, и поэтому епископ этого города играл не меньшую роль, чем епископ Рима. Избрание Амвросия, означавшее конец арианского преобладания в западной столице, было, возможно, организовано ортодоксальным императором Валентинианом I, выдвинувшим кандидатуру своего приближенного, правителя столичных областей Эмилии и Лигурии и аристократа по происхождению отцом Амвросия был преторианский префект Египта. Избрание Амвросия близко по своему значению избранию в 381 г. аристократа Нектария на епископский престол другой столицы — Константинополя.    Речь идет о нашествии квадов из Паннонии, которые в 375 г. перешли Дунай.    Валентиниан I умер 17 ноября 375 г. от апоплексического удара во время приема квадских послов. Он царствовал одиннадцать лет.    Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом в 375—392 гг., до 383 г. — вместе с Грацианом.    Валентиниан II был сводным братом Грациана и племянником Валента II.    Фемистий ок. 317—388 — знаменитый ритор и философ, язычник по религиозным убеждениям.    Атанарих, один из могущественных вождей вестготов, был давним врагом Валента II. Еще в 365 г. он оказал поддержку Прокопию и сражался с римлянами в течение трех лет после гибели узурпатора.    Вторжение гуннов во владения остготов произошло в 376 г. Остготы потерпели поражение, а их вождь Эрманарих покончил с собой.    К Валенту II обратились предводители не остготов, а вестготов, которых теснили отступавшие под натиском гуннов остготы.    Вестготы были поселены Валентом во Фракии на правах федератов 376 г..    Причиной восстания вестготов было игнорирование местными чиновниками приказа императора об обеспечении варваров жильем и продовольствием. Вымогательства местных властей и особенно правителя Фракии Лупицина вынудили вестготов к мятежу летом 377 г. У Марциапополя в 20 км от совр. Варны Лупицин был разбит и едва спасся.    Петр вернулся в Александрию в 379 г., а умер в 380 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Из этого воспоминания становится совершенно ясно, что присутствующие слышали и понимали, что говорилось в чине крещения и, несомненно, на евхаристической анафоре. с. Киприан (†258) О единстве кафолической церкви Киприан Карфагенский (†258) в сочинении О единстве кафолической церкви § 17 выражает сомнение в православности евхаристии Новациана, который «дерзнул установить другой престол, чтобы приносить различную [евхаристическую молитву] с беззаконными словами, чтобы профанировать Господню жертву ложными приношениями [constituere aliud altare, precem alteram inlicitis vocibus facere, dominicae hostiae ueritatem per falsa sacrificari profanare] 557 – вероятно, Киприан знал об этих «беззаконных словах», потому что они провозглашались гласно. То же самое можно сказать о всех зафиксированных критических отзывах о способах, которым некоторые председательствующие молились и учили молиться других: 558 если бы молитва не произносилась вслух, что можно было бы сказать о ней? Это касается православности, как главного и хорошо документированного фактора в создании фиксированных литургических формуляров начиная с IV века, 559 что имело смысл только в контексте молитв, произносимых вслух. Иначе как можно обнаружить ересь в незаписанной спонтанной молитве, которую нельзя даже услышать? d. Дидаскалия (III в.) Еще один источник размышляет над возможностью неграмотности епископа. В Сирии III века согласно Дидаскалии II, 1, 2 560 оригинальному греческому творению, сохранившемуся в зависимых фрагментах Апостольских постановлений 1, 2 (ок. 380), неграмотность епископа не является непреодолимым препятствием для служения, если у святителя есть дар слова: «если он будет неучен, то да будет, по крайней мере, искусен в слове, как прилично возрасту тому». 561 Какое значение мог иметь такой дар, если бы молитва в то время не возглашалась во всеуслышание? e. Апостольское предание (III–IV в.) Даже когда начал складываться фиксированный литургийный формуляр в процессе, прослеженном Алленом Боули в весьма продуктивной работе на эту тему 562 в начале, по крайней мере, у предстоятеля еще оставалась определенная вольность, как мы видим в т. н. Апостольском предании, некогда приписанному Ипполиту Римскому , но ныне не считающемся аутентичным большинством современных ученых, несмотря на явный лексикон Ипполита, присущий этому источнику. 563 Еще не успела осесть пыль на его датировке, как Кристоф Маркшис из Гейдельберга, более эрудированный знаток этого вопроса, чем я, предположил: «Вряд ли это творение [т.е. Апостольское предание] может быть взято даже с оговорками в качестве свидетельства церковного устроения третьего века». 564 Этот вопрос не должен остановить нас, потому что свидетельство Апостольскою предания служит нашим целям в независимости от того, описывает оно практику рубежа ІІІ–І веков или более позднюю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

283 Речь идет о нашествии квадов из Паннонии, которые в 375 г. перешли Дунай. 284 Валентиниан I умер 17 ноября 375 г. от апоплексического удара во время приема квадских послов. Он царствовал одиннадцать лет. 285 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом в 375—392 гг., до 383 г. — вместе с Грацианом. 286 Валентиниан II был сводным братом Грациана и племянником Валента II. 287 Фемистий ок. 317—388 — знаменитый ритор и философ, язычник по религиозным убеждениям. 288 Атанарих, один из могущественных вождей вестготов, был давним врагом Валента II. Еще в 365 г. он оказал поддержку Прокопию и сражался с римлянами в течение трех лет после гибели узурпатора. 289 Вторжение гуннов во владения остготов произошло в 376 г. Остготы потерпели поражение, а их вождь Эрманарих покончил с собой. 290 К Валенту II обратились предводители не остготов, а вестготов, которых теснили отступавшие под натиском гуннов остготы. 291 Вестготы были поселены Валентом во Фракии на правах федератов 376 г .. 292 Причиной восстания вестготов было игнорирование местными чиновниками приказа императора об обеспечении варваров жильем и продовольствием. Вымогательства местных властей и особенно правителя Фракии Лупицина вынудили вестготов к мятежу летом 377 г. У Марциапополя в 20 км от совр. Варны Лупицин был разбит и едва спасся. 293 Петр вернулся в Александрию в 379 г., а умер в 380 г. 294 378 г. 295 Валент II ждал подхода войск императора Запада Грациана, который просил его не вступать без него в битву. Но слухи о малочисленности армии вестготов и уговоры военачальника Севастиана побудили императора к решительным действиям. 296 Речь идет о сокрушительном поражении армии Валента II у Адрианополя. Римская конница бежала с поля боя, а легионеры были затоптаны несметной конницей готов. Кроме императора римляне потеряли девять военачальников и две трети легионеров. 297 Грациан был первым римским императором, отказавшимся от титула Великого Понтифика. В 382 г. он приказал вынести алтарь и статую Победы из здания Сената и конфисковать имущество коллегии весталок и других религиозных языческих объединений, лишив их государственных субсидий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Совсем другое дело — античная литература. Там изысканные стилисты, желая достичь высот пафоса, изъяснялись примерно так, как капитан Лебядкин; и это было совсем не смешно. Примеры можно найти уже у зачинателя греческой риторической традиции — знаменитого софиста Горгия Леонтинского (ок. 485—380 гг. до н. э.): «Они воздвигли трофеи над врагами, Зевсу на украшение, себе же на прославление; они не были незнакомы ни с дарованной им от природы доблестью, ни с дозволенной им от закона любовью, ни с бранный спором, ни с ясным миром, были благочестивы перед богами своей праведностью и почтительны перед родителями своей преданностью, справедливы перед согражданами своей скромностью и честны перед друзьями своей верностыо…» У Горгия были последователи в отдаленных веках. Премудрый жрец Каласирид из романа Гелиодора «Эфиопика» (III—IV вв. н. э.) торжественно произносит свои укоры черной магии: «К чародействам она прибегает, сама никакой благой цели не достигает и своих приверженцев к ней не направляет… Она недозволенных дел изобретательница, необузданных наслаждений служительница» . И так дал ее, и тому подобное. Гомеотелевты (μοιοτλευτα), то есть созвучия окончаний, которые сопрягают одинаковые по своей грамматической форме слова и разнесены по концам синтаксических отрезков, оценивались как черта приподнятого стиля. Хулители могли находить их чересчур торжественными, навязчивыми, утомительными; однако никто не находил их смешными. Ранневизантийская проза переняла вкус к гомеотелевтам и довела их применение до небывалой избыточности. В одной из проповедей Прокла Константинопольскош, особенно щеголявшего таким словесным убранством, мы читаем: «…Авель жертвы ради именуется; Енох благоугодности ради поминается; Мельхиседек образа ради Божия возвещается; Авраам веры ради прославляется; Исаак преобразованіи ради похваляется; Иаков борения ради ублажается; Иосиф целомудрия ради почитается; Иов терпения ради блаженный нарицается; Моисей законодательства ради воспевается; Самсон как сообщник Божий ублажается; Илия ревнительства ради свидетельствуется; Исайя богословия ради восписуется; Даниил разума ради возвещается; Иезекииль тайнозрительства ради неизреченного изумлением чествуется; Давид как отец по плоти таинства глаголется; Соломон как премудрый изумлением чествуется» .

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Однако наиболее спорными из всех известных нам древних переводов «Жития св. Антония» оказались его сирийские версии. Существуют две сирийские редакции «Жития» (краткая и пространная), сохранившиеся в общей сложности в 14 рукописях: пространная – в 11 рукописях, краткая – в 3. Пространная редакция либо входит в состав компиляции Анан-Ишо «Рай Отцов» (в 6 рукописях), либо существует самостоятельно. В первом случае «Житие» атрибутируется свт. Афанасию, во втором – свт. Афанасию и бл. Иерониму [Brakke, 1994. Р. 30]. Но пространная версия по объему в полтора раза больше известного нам «Жития св. Антония», что порождает вопросы о ее происхождении. Согласно первой гипотезе, сирийская редакция – это перевод недошедшего до нас греческого «Жития св. Антония», составленного вскоре после кончины подвижника, коптом (или коптами), знавшим греческий. По этой причине текст предполагаемого оригинала содержал большое число коптицизмов. Его перевод на сирийский был сделан в Персии в V–VI вв., а известное ныне «Житие св. Антония» – ни что иное, как сокращенный и переработанный вариант первоначального «Жития», возникший не ранее 380 г. Именно этот вариант сохранился в рукописях и послужил оригиналом для всех остальных переводов, кроме сирийского. Сирийская краткая редакция – это сокращенный вариант пространного «Жития». Отсюда делается вывод, что сирийская пространная редакция имеет первостепенное значение по отношению к известному греческому «Житию» [см. Draguet, 1980; Bartelink, 1994. Р. 98–99]. Вторая гипотеза является модифицированным вариантом первой. Она предполагает, что «Житие» было написано не по-гречески, а по-коптски: оригинал «Жития» был создан ок. 355 г., сокращенный греческий вариант (известное «Житие св. Антония») – в 356–360 гг., а сирийский перевод (пространная редакция) – в 360–375 гг. [Barnes, 1986]. Наконец, третья гипотеза предполагает, что известное нам греческое «Житие» и является первоначальным, возникшим в 356–62 гг., а сирийская версия, появившаяся в V в. является одновременно и переводом и переработкой греческого текста. Первой точки зрения придерживался Р. Драге, подготовивший критическое издание сирийского текста, второй – Т. Барнс, третьей – Д. Бракке 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Регент – (от лат. regens «правящий, правитель») — руководитель церковного хора. Утверждается, что слово «регент» в качестве обозначения управляющего в церковном хоре появилось довольно недавно – в начале XVIII века. Однако, само управление церковным хором в качестве отдельного церковного служения – безусловно древнее явление. Управление хором возникло примерно в одно время с появлением церковной музыки как таковой. Первые песенные произведения христианства – ветхозаветные псалмы. В Новом Завете содержаться указания, что святые апостолы и Сам Господь Иисус Христос пели псалмы: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ) (о том, что в данном случае они пели псалмы, сообщается в толкованиях Евангелия). Изначально псалмы нередко исполнялись в унисон всей общиной. Сократ Схоластик (ок. 380 – после 439) свидетельствует о том, что уже во времена апостольских мужей св. Игнатием Богоносце м в Антиохии было введено антифонное пение (в подражание греческому ритуальному и театральному пению). Окончательное антифонное пение закрепилось на востоке Римской империи k IV–V вв., а на западе империи – k VII в., благодаря усилиям св. Исидора Севильского (560–570 – 636). Антифонное пение уже требовало наличия, если не руководителя хора, то хотя бы ведущего певца. Таковым ведущим певцом, по свидетельству Сократа Схоластика , был так называемый «подсказывающий» (от греч. ποβλλω – подсказывать, диктовать). Византийский Евхологий Х в. также свидетельствует о наличии ведущего певца, который был и солистом, т. е. самостоятельно исполнял некоторые песнопения, и «запевалой» (надо отметить, что в древних источниках, например, типиконе Студийского устава однокоренной глагол «κανονρχειν» переводится не иначе как «запевать», а его русский вариант-калька «канонаршить» является синонимом глагола «регентовать», т. е. управлять хором), то есть возглашал начальные слова песнопения, а община и/или хор повторяли за певцом и/или продолжали песнопения после возглашения первых слов («зачала» песнопения). Ведущий же певец и задавал тона исполнения песнопения.

http://azbyka.ru/regent

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЗНИК КОЛБАЦИ Езник Колбаци [Кохбаци; арм. ] (ок. 380 - 450), арм. богослов и философ, один из основоположников арм. патристики, ведущий деятель «школы переводчиков», ученик и сподвижник св. Месропа Маштоца , активный участник церковной и политической жизни Армении. Род. в с. Колб (Кохб, обл. Айрарат), учился в Эдессе и К-поле. Принимал участие в переводе на арм. язык Библии и ряда творений отцов Церкви. После смерти св. Месропа Маштоца (440) Е. К. стал самым авторитетным богословом в Армении. В 40-х гг. V в. создал ряд трудов по богословию и философии; из них сохранилось «Опровержение лжеучений» или «Опровержение ересей» (букв. «Книга прекословий»). Вероятно, в конце жизни Е. К. был епископом Багреванда, упомянут в списке участников Аштишатского Собора (449). Возможно, Е. К. принадлежит «Ответ персам», направленный Аштишатским Собором персид. двору. «Опровержение...» состоит из 4 частей, условно названных издателями: «Против ересей язычников», «Против маздеизма», «Против греч. философов», «Против ереси Маркиона». Труд Е. К. написан по единому плану, проникнут идеей обоснования христ. монотеизма. Цель автора - апология христ. веры и философское обоснование ее основных догматов. Он последовательно полемизирует с оппонентами. Е. К. четко формулирует свой критический метод: «Дело Божьей Церкви опровергать внешних [противников] доводами истины без помощи Писания, а внутренних [противников], мнимых и заблудших [христиан], обличать с помощью Священного Писания». Е. К. утверждает первичность божественной субстанции и вторичность материального мира как творения Бога. Христ. концепцию Бога, учение о единой божественной субстанции Е. К. противопоставляет политеистическим и пантеистическим учениям. Он излагает и отвергает решения онтологической проблемы, предложенные Платоном, Аристотелем, перипатетиками, Пифагором, стоиками, эпикурейцами. Отрицание субстанциональности и совечности материи Богу является для Е. К. основанием, на к-ром он строит опровержение религ. дуализма, а также является теоретической базой для борьбы с маздеизмом, халдейской астрологией, манихейством и ересью маркионитов. Онтологическая проблема в труде Е. К. тесно смыкается с проблемой добра и зла. Ее решение служит целям борьбы с дуалистическими ересями и языческим фатализмом. Источник зла, по Е. К., неправильно используемая человеком свобода воли, дарованная ему как разумному существу для свершения добрых дел и постижения Божественной благодати. Концепция строения мира у Е. К. имеет ярко выраженный антропоцентрический характер. Все, что существует в мире, создано для нужд человека и его блага, ибо «Бог пожелал создать его наследником всего и поэтому сперва создал это наследство, а потом и самого человека».

http://pravenc.ru/text/189587.html

2010. P. 97), а в рим. период - либо с Юпитером, либо с Вакхом-Дионисом ( Steiner. 2009). Итурейский Баальбек мог быть центром почитания т. н. итурейской триады: Хадада (Вакха-Диониса), Атаргатис (Венеры) и Ваала (Юпитера) ( Hajjar. 1977). Об особом почитании Юпитера Гелиопольского свидетельствуют лат. и греч. надписи, оставленные солдатами-итуреями, к-рые служили в рим. вспомогательных войсках в разных частях империи ( Myers. 2010. P. 123-124). В 380 г. по Р. Х. храм Юпитера был разрушен по приказу имп. Феодосия, а главный культ переместился в храм Вакха (разрушен в 554). После этого итуреи ограничились только домашним богопочитанием; окончательно итурейский культ исчез при имп. Тиберии II, по приказу к-рого язычники Баальбека были истреблены ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 27). Об истории государственности в И. известно только из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, сообщения к-рого отрывочны и охватывают лишь греч. и рим. периоды. Можно предположить, что в персид. период И. была частью сатрапии Карнаим, а при Александре ее жители стали частью смешанного населения империи. Не упоминается И. и в Маккавейских книгах, хотя, если верить Иосифу Флавию, к этому времени итуреи уже перестали быть кочевниками, создали собственное гос-во и активно вмешивались в политику сопредельных гос-в. Одно из первых упоминаний об итуреях у Иосифа - рассказ об их обрезании при хасмонейском царе Аристовуле ( Ios. Flav. Antiq. XIII 11. 3). Обрезание скорее всего не было насильственным, хотя мнения совр. исследователей по этому вопросу расходятся ( Myers. 2010. P. 27). Этот акт, видимо, укрепил господство хасмонеев в Галилее и остановил итурейскую экспансию на юг, но не лишил итуреев независимости ( Kasher. 1988. P. 83). Вторым поводом для столкновения с хасмонеями стали набеги итуреев на Дамаск, для предотвращения к-рых царица Саломея Александра ок. 70 г. до Р. Х. отправила Аристовула II в поход против итурейского царя Птолемея Менная. Поход, однако, не имел результатов ( Ios. Flav. Antiq.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Творението . В съгласие със св. отци, християните изповядват Бога като Творец на земята и небето (Бит. 1:1) и вярват, че светът не съществува по силата на случайност; Бог го е сътворил изцяло. «Чрез вяра проумяваме, че вековете са устроени по Божия дума» ( Евр. 11:3 ). Православието отказва да построи ненужна и изкуствена стена между науката и християнската вяра. То разглежда честното научно изследване като потенциално насърчение във вярата, тъй като всяка истина е от Бога. Библията е Божие Откровение за Самия Него и за Неговото спасително дело, а не учебник по естествена история. За разлика от Нея, научните учебници, колкото и полезни да бъдат те, не са богооткровени и никога не могат да бъдат непогрешими, защото съдържат както факти, така и спекулативно мислене. Теодор Валсамон – виден византийски каноник, патриарх на Антиохия от 1185 до 1190. Теодосии I , или Великий (Theodosius) (ок. 346–395) – римски император от 379 г. Преследвал арианите и привержениците на езичеството и през 380 г. утвърдил господството на православното християнство. По негово време били отменени Олимпийските игри (като езически), изгорена Александрийската библиотека и много езически храмове. Теокрация (от гр. богоуправление) – форма на държавно управление, при която за глава на държавата се счита някакво божество или официално признати негови представители – обикновено лица със свещен сан. Характерно за теокрацията е, че религиозната институция поглъща държавната или, най-малко, религиозната институция господствува над държавната, поради това, че обществените задължения и функции в нея се смятат за част от религията. Редица езически цивилизации в древността, като египетската, месопотамската, китайската и др., са били теократични и са почитали своите императори като земни божества, обявявайки ги за непогрешими. Теократична цивилизация от по-ново време е ислямската (вж. шиитският ислям). Тъй като политическата и църковната власт са съсредоточени у едно и също лице, папизмът представлява също истинска теокрация. Папския абсолютизъм и диктатура е резултат на продължителен процес през европейското средновековие, довел до самоволното присвояване от папата на императорската власт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Среди этих продолжателей первое место занимает Сократ 74 . Скудные биографические сведения о нём практически ограничиваются тем, что он сам сообщает о себе. Родился Сократ ок. 380–390 гг. в Константинополе, где и провёл, вероятно, всю свою жизнь (см. Церк. ист. V,24), возможно изредка предпринимая путешествия (умер он где-то вскоре после 440 г.). Происходил скорее всего из достаточно обеспеченной семьи, но вряд ли принадлежал к высшей “элите” столичного общества. Вероятно, он получил неплохое образование: сам он свидетельствует (V,16), что в детстве его учителями были два языческих грамматика, Элладий и Аммоний; прошёл ли он риторскую школу, сказать трудно. Но вряд ли Сократ достиг высшей ступени, то есть философской школы, представляющей собой в древности как бы университетский уровень. Правда, эрудиция его, в том числе и в области философии, была выше среднего, и вообще светскую образованность он ценил достаточно высоко 75 . За Сократом традиционно упрочилось прозвище “Схоластик” и обычно предполагается, что он занимался юридической практикой и был адвокатом 76 ; это подтверждается одним из греческих манускриптов, где Сократ так именуется (scolasmikTj), а также армянским переводом. Однако некоторые современные исследователи 77 высказывают на сей счёт сомнение, считая, что такое наименование было дано Сократу за его серьёзные познания в античной словесности. Неизвестно, был ли он христианином с самого детства или обратился в религию Христову уже в зрелом возрасте. Мраком неизвестности покрыта также и принадлежность Сократа к клиру; скорее всего, он был мирянином. До сих пор весьма дискуссионным моментом является вопрос о принадлежности Сократа к секте новациан: подозрения на сей счёт высказывались уже в древности (Севером Антиохийским, святителем Фотием Константинопольским ), а также некоторыми учёными нового времени. Из сочинения Сократа явствует, что он использовал ряд новацианских источников и был неплохо знаком с историей этой секты. Но А. П. Лебедев , указывая на отдельные места его сочинения (II,38; V,20), справедливо, на наш взгляд, замечает, что “Сократ относился к господствующей Церкви с полнейшей преданностью”, а поэтому “нет твёрдых оснований считать Сократа приверженцем новацианства” 78 . Из других особенностей его миросозерцания можно констатировать несомненные симпатии Сократа к представителям Александрийской школы богословия и, в частности, к Оригену 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010