2-й (отдельный) слав. перевод жития, представленный серб. списком XIV в. (РНБ. Гильф. 90 - изд. А. И. Соболевским (1903), Марешем (1979)), выполнен в Чехии, вероятнее всего в Сазавском мон-ре в 1-й пол. XI в. ( Blahov á. S. 106-107). 3-й перевод (в составе «Диалогов») осуществлен в Болгарии или болг. книжниками на Афоне ок. сер. XIV в. Он известен в большом числе южнослав. и рус. списков: а) старшие болг. списки (начиная со 2-й пол. XIV в.) - Praha. Narodni Muzeum. IX F15; РГБ. МДА. Фунд., 34; РНБ, Q. I 213; б) древнейшие восточнослав. списки (на пергамене; кон. XIV (?) - нач. XV в.) - Вильнюс, БАН Литвы, Ф. 19, 3; Monac. Cod. slav. 28. Праздники В греч. календаре утвердилась дата празднования памяти В. Н. 14 марта: Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 535), Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 54; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248). Однако во мн. визант. синаксарях и минеях южно-итал. происхождения его память указывается 21 марта (Crypt. Δ. α. XXII, XII в.), а в ряде рукописей - 11 марта (Crypt. Δ. α. XVII, XI в.; Δ. α. VII, XII в.; Vat. gr. 2008). В 1964 г. Римский папа Павел VI провозгласил В. Н. небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христ. культуры. На Руси почитание В. Н. получило распространение в киевский период. Его имя включено в перечень наиболее почитаемых святых в составе Молитвы против диавола (великоморавского происхождения) и Молитвы Св. Троице (чеш. происхождения). В одном из списков Молитвы Св. Троице В. Н. назван сразу после равноапостольных Кирилла и Мефодия ( Шляпкин. С. 268), в др.- после блгв. кн. Вячеслава Чешского и скандинавских св. королей Магнуса и Канута ( Архангельский. С. 13). Древнейшее упоминание В. Н. содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 261). В нем память В. Н. указывается дважды: под 14 и 21 марта, т. е. в соответствии с визант. и лат. календарными традициями. Этот факт исследователи объясняли активными культурными и династическими связями с Западом кн. Мстислава, сына Владимира Мономаха ( Мурьянов. С. 219).

http://pravenc.ru/text/150223.html

список (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 153) - сербский 1-й четв. XV в., имеет афонское происхождение; древнейший русский (ГИМ. Увар. 63-F/Леонид 337) датируется 1437-1438 гг.- Hannick. s. 187, N 183). Слав. перевод службы Г. Б. выполнен не позднее 2-й пол. XI в., старшие списки в составе древнерус. Миней служебных новгородского происхождения - РГАДА. ф. 381, 99, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 163. 1-я. пол. XII в. ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 480). Перевод службы Трем святителям связан с переводом Миней по Иерусалимскому уставу и выполнен в 1-й пол. XIV в. на Афоне. Посвящения храмов (даже придельных) Г. Б. в слав. мире достаточно редки. Так, в Ростове (т. н. Григорьевский затвор), вероятно, в XIV в. (не позднее 1386) был основан мон-рь, известный в то время своим книжным собранием ( Зверинский. Т. 3, 1568). Здесь, согласно Житию, не позднее 1365 г. принял постриг прп. Стефан Пермский . Место мон-ря отмечено существующей ныне каменной ц. во имя Г. Б., 1670 г., входящей в ансамбль ростовского архиерейского дома. Г. Б. был посвящен также мон-рь в Твери, известный с 1446 г. и запустевший во время Смуты ( Зверинский. Т. 3, 1567). Ц. во имя Г. Б. не позднее XVI в. существовала в Окольном городе Пскова ( Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («икона Жиглевича»)//Древний Псков: история. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1986. С. 284-285). Заметно больше посвящений мон-рей и храмов во имя Трех святителей. Мон-ри известны в новгородских пределах (Отенский (не позднее 1420) - Зверинский. Т. 2, 1031), под Псковом (Спасо-Елеазаров Великопустынский (1447) и Васильевский с Болота (не позднее 1627) - Там же. Т. 1, 444; III, 1466), близ Шенкурска (Варлаамиев Важский (1426) - Там же. Т. 2, 659) и др. Храмы существовали в Киеве ( Зверинский. Т. 2, 691), Москве (придел кремлевского Спасо-Преображенского собора), Новгороде (придел ц. Климента на Иворовой ул.- Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 77, 106), Пскове (придел ц. Богоявления с Запсковья, 1496), Твери (в загородной резиденции Тверских епископов, с. Трёхсвятском - Зверинский. Т. 2, 1202) и др. А . А . Турилов Гимнография Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) В Иерусалиме в доиконоборческую эпоху, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32), память Г. Б. могла совершаться 25 янв. или 24 сент. В К-поле в IX-XI вв., согласно Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 211), 25 янв. пелось торжественное последование в честь святого; на утрене на Пс 50 указан тропарь 1-го гласа Ο ποιμενικς αλς τς θεολογας σου (        ), чтения литургии: прокимен 7-го гласа из Пс 63 или 1-го гласа из Пс 48; 1 Кор 12. 7-11 или 16. 13-24, аллилуиарий со стихом из Пс 77; Мф 4. 25-5. 12a; причастен: Пс 111. 6b.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЛИН [ирл. Baile Átha Cliath, Duibhlinn, от древнеирл. Dub Linn - черная заводь; англ. Dublin], столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о-ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп-ство с 1152 г., англикан. архиеп-ство с 1536 г. V-XII вв. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Согласно позднему преданию, во 2-й пол. V в. св. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», крестил местное население в водах источника в устье р. Лиффи. В нач. VI в. прп. Моби († 545) основал монастырь Глас-Ноден (ныне Гласневин). Основание мон-ря Сорд (ныне г. Сордс, предместье Д.) приписывается прп. Колумбе , мон-ря Финнглас (древнеирл. Findglas; ныне Финглас в черте Д.) - прп. Каннеху . Одним из самых крупных поселений на территории совр. архиеп-ства было «церковное поселение» Глен-да-Лоха (ныне Глендалох) в горах Уиклоу, основанное на месте подвигов отшельника прп. Коэмгена (Кевина; † 617 или 621). В VII-VIII вв. появились поселения в Клуан-Долкан (ныне Клондалкин) и Тамлахте (ныне Таллахт). В Глен-да-Лоха, Сорде, Тамлахте, Финнгласе находились епископские кафедры. Сохранились сведения о существовании древней ц. Келл Михан на месте совр. ц. св. Микана в Д. Согласно поздней традиции, на месте средневек. Д. находилось 4 церкви «кельтского» периода, что подтверждается археологическими данными только в отношении собора св. Патрикия, по легенде воздвигнутого на месте крещения святителем местного населения,- близ собора были обнаружены каменные плиты с высеченными изображениями креста. С 30-х гг. IX в. в долину р. Лиффи неоднократно (в 833, 837, 841) вторгались скандинавы, разорившие ряд поселений. В 917 г. предводитель дат. викингов из Нортумбрии (Сев. Англия) Ситрик восстановил Д. В 944 г. город был разорен Конгалахом, князем Южных И Нейл, после чего господство над Д. стало рассматриваться как одна из прерогатив верховного правителя острова («короля Темры»).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР НОВЫЙ [Греч. Πτρος Νος], сщмч. Критский (пам. греч. 14 июля). Память П. Н. как мученика без сказания содержится под 16 июня в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). В визант. стишном Синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223) под 14 июля П. Н. назван епископом, к-рый мученически скончался после того, как ему отрубили ноги. Сохранился канон в честь П. Н., который содержится в некоторых рукописных Минеях под 13 июля (AHG. T. 11. P. 250-259). Еще один канон был составлен прп. Иосифом Песнописцем (IX в.). Точное время жизни П. Н. неизвестно. Согласно М. Лекьену , он был 7-м епископом Гортины на Крите и пострадал во время гонений на христиан в Римской империи ( Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 258). Дж. Федальто поместил имя святого между именами Гортинских епископов - сщмч. Кирилла († ок. 304) и Павла, возглавившего кафедру ок. 325 г. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 535). Однако, исходя из текста канона, где говорится, что святой был убит варварами, более вероятно, что он принял мученическую смерть во время араб. нашествия на Крит в VII или VIII в. либо во время захвата острова арабами в 1-й пол. IX в. Отождествление П. Н. со сщмч. Петром Капитолийским († 715 или 744), к-рому также отрубили конечности, или с Петром, товарищем прмч. Андрея Критского († 767), к к-рому, как и ко мн. др. святым, пострадавшим в период иконоборчества , можно применить эпитет «Новый», в наст. время опровергается (см.: AHG. T. 11. P. 574-576). Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 650; SynCP. Col. 820, 824; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 67; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 11. Σ. 154 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 204). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213, 216; PMBZ, N 6097; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 392. А. Н. Крюкова Гимнография В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, под 16 июля указана служба П. Н., включающая стихиры плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон 4-го гласа авторства Феофана и седален 1-го гласа ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 471). В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. 16 июля предложено служить аллилуйную службу П. Н. и сщмч. Афиногену (Там же. Т. 3. С. 52). В 5 древних рукописях XI-XV вв. из коллекций Ватикана, Парижской национальной б-ки и др. под 13 июля сохранился канон П. Н. 4-го гласа, нач.: Θωστρ ξαντειλας τ νοητ στερεματι τς πστεως (Светоче, верою воспарившей к умозрительным основам...), с ирмосом Ανοξω τ στμα μου (      ) и с седальном 1-го гласа (AHG. T. 11. P. 250-259). В совр. богослужебных книгах последование П. Н. отсутствует. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580418.html

В XIII–XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание вмч. Димитрия. В это время было написано наибольшее количество похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о вмч. Димитрие. Свт. Григорий Палама создал образ молодого вмч. Димитрия, приближенный к идеалу монахов- исихастов . Георгий Палеолог построил монастырь во имя вмч. Димитрия в Константинополе , а Михаил VIII Палеолог (1259–1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322–1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд Bodl. Gr. Th. F. 1), в котором есть иллюстрации к «Мученичеству» вмч. Димитрия, небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники , имеется еще 6 сцен: святой перед императором, вмч. Димитрий умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора , убийство вмч. Димитрия в темнице и погребение его. (Walter. 1973. Pl. 13) С VII в., визант. писателями было создано большое количество похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь вмч. Димитрия. (BHG, N 534–547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI — нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807–809, 811–815), Никита (кон. XI — нач. XII в.), Евстафий (1175–1195/96), свт. Григорий Палама (1347–1357), Исидор Глава (1380–1396), Гавриил (1397–1425), Симеон (1416/17–1429), уроженцы или жители города: напр., Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1353–1354, 1364–1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила (почил после 1391) и Димитрий Хрисолор (почил после 1416). С X в. посвященные вмч. Димитрию похвальные слова были созданы в Константинополе и др. местах известными писателями, философами, гос. и церковными деятелями: имп. Львом VI Мудрым (886–912), архидиаконом и референдарием Григорием (Х в.), Феофаном Керамевсом (XII в.), прп. Неофитом Затворником (почил после 1214), диаконом Григорием (XIII в.), Константином Акрополитом (почил ранее 1324), Феодором Метохитом (почил в 1332), Мануилом Филом (почил в 1345), Никифором Григорой (почил между 1358 и 1361), Иоанном Анагностом (упом. 1430), Марком Евгеником (почил в 1457 ), Геннадием II Схоларием , патриархом Константинопольским (1454–1456, 1463, 1464–1465) и др.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре - медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже - символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах - архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.). Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др. Лит.: Mesini G. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1949; Benini A. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1950; Mazzotti M. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Vat., 1954; Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964; Л. Мозаици равенских базилика//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Demus O. Zu den Apsismosaiken von Sant " Apollinare in Classe//JÖB. 1969. Bd. 18. S. 229 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 47, 206 [Библиогр.]. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г. [итал. Sant " Apollinare Nuovo] (далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского . Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Вещество, из к-рого состоит И. и с к-рым она соприкасается, имело особое значение и ценность для церковной традиции. Уже в IX-X вв. создавались драгоценные оклады для И. (о символике и формах иконного убора см.: Стерлигова. 2000. С. 27-90). Наиболее достойными считались драгоценные металлы, что привело к возникновению И. целиком из золота или серебра, с использованием эмалей для воспроизведения цветных элементов. Как правило, такие произведения характерны для столичной имп. культуры, напр. к-польские по происхождению 2 иконы архангелов из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции (XI-XII вв.). В поздневизант. период известны И., составленные из специально подобранных разновременных перегородчатых эмалей и чеканных рельефов, напр. икона из собрания Г. С. Строганова с визант. эмалями XI-XII вв. и чеканными рельефами XIV в. (ГЭ: Искусство Византии. 1977. Т. 3. Кат. 538. С. 78-79). В поздний период визант. культуры и поствизант. время особым почитанием пользовались воскомастичные И. К числу таких святынь принадлежит Влахернская икона Божией Матери (2-я пол. XV в., XVII в., ГММК; VII-XVII вв., ГТГ; см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. М., 2000. Кат. 38). По сведениям документов XVII в., Влахернская икона из Успенского собора Кремля была выполнена из материала со «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» («пепел святых мучеников, сожженных в Никомидии, и преподобных отцов, избиенных сарацинами в Синае и Раифе» - Казанский. 1847. С. 17). На правосл. Востоке почитался ряд И., выполненных в подобной технике: икона Божией Матери Сумелиотиссы в мон-ре Сумела близ Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) ( Кондаков. 1915. С. 221), а также ее список, некогда находившийся в Успенском мон-ре близ Бахчисарая (XV в.) и впосл. перенесенный в Мариуполь (наст. местонахождение неизвестно). Обе И., по оценке Кондакова их художественных особенностей, возникли не ранее XIV в. (Там же. С. 221-222). «Созданный из воска и других веществ» образ Божией Матери Спилеотиссы почитается в мон-ре Мега Спилео на Пелопоннесе и по иконографии близок к произведениям палеологовской эпохи. По наблюдению В. Г. Ченцовой, все И., «изображенные мастикой», в XVII в. отождествлялись с И. письма ап. Луки, созданными «воском и красками», напр. воскомастичная икона Божией Матери в мон-ре Дионисиат на Афоне, пожертвованная трапезундским царем Алексеем III Великим Комнином (1349-1390) ( Ченцова. 2007. С. 94). Малоизученными произведениями иконописцев остаются И., включающие мощи святых (см. статьи Мощи , Реликварий ).

http://pravenc.ru/text/389040.html

Трех Антиохийских патриархов 2-й пол. IX в.- Николая, Феодосия и Симеона - позднейшая традиция называла уроженцами Д. Этот город в VII-IX вв. был одним из основных центров Православия на Ближ. Востоке. В 750 г. династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Центр гос. жизни халифата сместился на восток, в сторону Ирака и Ирана. Д. превратился в малозначительный провинциальный город, жителей которого новая династия постоянно подозревала в нелояльности. Неск. раз во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в. Д. оказывался центром мятежей против новой династии. В эпоху Аббасидов в городе почти не велось нового строительства, Д. редко упоминается в источниках. Период сер. VIII - нач. XII в. был временем наибольшего упадка Д. Население его значительно сократилось. 3 века смут и анархии, когда никто из жителей не мог чувствовать себя в безопасности, привели к кардинальному изменению городской застройки. Д. распался на ряд изолированных кварталов с социально однородным населением. Окруженные стенами и воротами, кварталы превратились фактически в изолированные города со своими мечетями, церквами, рынками, банями, органами власти и отрядами самообороны. Процесс дезинтеграции города сопровождался и религ. сегрегацией. Мусульмане компактно селились в зап. половине Д., между мечетью Омейядов и цитаделью, иудеи - в юго-вост. районе, христиане - в сев.-вост. части, у ворот Баб-Тума. Некоторые авторы видят процесс развития христ. квартала как маргинализацию и упадок христ. общины, сопровождавшийся сокращением ее численности и количества храмов. О числе и состоянии церквей Д. в средние века нет точных данных. Известно, что кафедральный собор Пресв. Богородицы неск. раз подвергался разрушению. В 924 г., в период обострения межконфессиональной напряженности в халифате, на Ближ. Востоке прошла волна христ. погромов, в т. ч. пострадала ц. Пресв. Богородицы, о к-рой хронист Евтихий Александрийский сообщал, что в свое время на ее украшение было истрачено 200 тыс. динаров. Была разбита золотая и серебряная утварь, фарфоровая посуда, испорчены или похищены дорогие облачения.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРОНИЙСКАЯ И КОМОТИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαρωνεας κα Κομοτηνς], епархия Элладской Православной Церкви, входит в число митрополий «новых территорий» или «новых земель», временно переданных под ее управление в 1928 г. Константинопольской Православной Церковью , расположена в центральной части Зап. Фракии, кафедра в г. Комотини, кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1800, видимо, построен на месте поствизант. церкви 1548). История Крупнейшими античными городами на территории нынешней М. и. К. м. являлись Маронея (визант. Марония; в 3 км от совр. городка Марония) и Максимианополь (с VIII в.- Мосинополь; в 6-7 км к западу от совр. Комотини). Епископские кафедры в них существовали уже в V в. О расцвете христианской жизни свидетельствуют архитектурные памятники: раннехристианские гробницы в Максимианополе, 2 базилики в Маронее - в крепости (кон. V - нач. VI в.) и рядом с гаванью Айос-Хараламбос (VI в., мозаичный пол, фрагменты фресок эпохи иконоборчества), 3-нефная базилика времен имп. Юстиниана I в местности Синаксис, на фундаменте которой был построен мон-рь, действовавший в IX-XII вв. Епископская церковь в Максимианополе представляет собой центрический храм XI-XIII вв. (эксагон неправильной формы). После расселения славян в этом регионе упоминания о Маронейских (Маронийских) и Максимианопольских епископах надолго исчезают в источниках. Предполагают, что в VII в. Марония и Максимианополь стали автокефальными архиепископиями, подчинявшимися непосредственно К-польскому патриарху ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. Р. 205; Soustal. 1991. S. 350, 369). Но с нач. Х в. архиерей Мосинополя находился в подчинении Траянопольского митрополита ( Darrouzè s. Notitiae. N 7. Р. 285). Расположенная недалеко от Мосинополя гора Папикий (ныне Папикио) в визант. период (особенно в XI-XII вв.) была важным монашеским центром. Следствием массового переселения в сер. VIII в. павликиан из Армении во Фракию стало широкое распространение здесь в средневизант. период этого дуалистического еретического движения. Представления ряда исследователей о помаках как о потомках исламизированных павликиан подкрепляют наблюдения филологов о наличии в слав. помакских говорах арм. лексики.

http://pravenc.ru/text/2562388.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010