В Новгороде эту присягу подписали 31-го мая, а в Невском в ноябре и декабре 1724-го года 1717 . Царь с конца 1723-го года чувствовал припадки тяжкой болезни. Весной 1724-го года он ездил на Олонецкие минеральные воды 1718 , после коронации Императрицы Екатерины из Москвы 3-го июня отправился на новооткрытые целебные воды в 100-а верстах от Москвы, на Воскресенских железных заводах Миллера, в пределах нынешней Калужской губернии 1719 . Здесь почувствовал, значительное облегчение, и 12-го уже вернулся в Москву. 16-го выехал в Петербург, куда и прибыл 1-го июля. Утомительная дорога 708-и верст 1720 обратного пути возвратила болезнь, и Петр вернулся в Петербург больным 1721 . Недомогавший Царь все время крепился, не желая слечь больным. 3-го и 10-го января 1725-го года Государь, по обычаю, был у обедни в Троицком соборе, 6-го у Исаакия и на Иордани, а 17-го в Журнале отмечено, что [«Его Императорское Величество заболел и никуды ездить не изволил», и были в доме часы 1724 . Близ спальни Государя, по его повелению, поставлена была «подвижная церковь » 1725 . Чрез несколько дней Государь пришел в такое болезненное состояние, которое вызывало крайнюю тревогу. 19-го Государь исповедовался 1726 . По некоторым сведениям Государь снова исповедовался и приобщался 22-го и 25-го января 1727 . В Петербурге и окрестных местах совершались Богослужения о даровании Государю выздоровления. Сам Царь 26-го января поутру приказал, освободить по всему Государству преступников, содержавшихся в тюрьмах и каторгах, исключая подлежавших ответственности за государственные преступления и убийства. Не смотря на страшные страдания, Великий Государь продолжал думать о государственных делах и в этот день отдал еще распоряжение по Адмиралтейству 1728 . К вечеру 26-го Государь пришил елеосвящение 1729 . 27-го утром Царь еще сделал милостивое облегчение участи преступников. В половине второго часа по полудни Государь стал приближаться к кончине. К нему были приглашены архиереи – Псковский Феофан и Тверской Феофилакт и Чудовский архимандрит Феофил для предсмертного напутствования. Государь, потерявший уже к этому времени способность движения и речи, сделал видимое усилие встать, был приподнят и, сам глаза немного руки приподняв вверх, повторял, слова веры и упования на милость Божию. Незадолго перед тем он «довольно беседовал о спасении чрез Христа. Государь умирал, с просветленным лицом, силясь изобразить на себе крестное знамение. За несколько часов до кончины явился Троицкий архимандрит Гавриил с Дарами и Государь снова причастился пречистых Тела и Крови Христовой. В четвертом часу по полуночи он стал дышать заметно реже. Тверской епископ Феофилакт прочитал отходную 1730 , и 28-го в первой четверти 6-го часа утра «Его Императорское Величество Петр Великий преставился от мира сего» 1731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

архимандрита Иллариона 1030 , высочайше утвержденным 14-го февраля 1721-го года определением Святейшего Синода назначен архиереем в «Хинское Царство» 1031 . 5-го марта 1721-го года он был хиротонисан, с титулом епископа Переславского, и в апреле отправился в Китай. В марта 1722-го года прибыл в Иркутск и здесь остановился, долго п бесплодно ожидая результатов переговоров о пропуска в Китай чрез Монгол но, оставаясь сначала в Иркутске, а потом переехав в Селенгинск. В 1725-м году выяснилось, что Китайские власти не дадут пропуска духовной особе в сане епископа, именовавшейся в своем полном титуле, по тогдашнему, «великим господином», и после этого преосвященному Иннокентию назначено было пребывание, впредь до указа, в Иркутском Вознесенском Монастыре с управлением им. А 16-го января 1727-го года состоялось назначение его епископом Иркутским 1032 . Скончался владыка 26-го ноября 1731-го года. В 1805-м году состоялось прославление его мощей. Празднование в честь его установлено 26-го ноября 1033 . Назначен был в январе 1721-го года к Ростовскому епископу Георгию иеромонах Спиридон, взятый из флота, но в марте снова возвращен во флот, на Котлин остров 1034 . Трое произведены во архимандриты: наместник Варлаам (Голенковский) в Каргополь, в Крестный Монастырь, служившие во флоте иеромонах Ион Богоявленский в Кострому, в Богоявленский Монастырь, и Иоаким Чудовский в Донской Монастырь 1035 , на место архимандрита Иерофея, переведенного в Ново-Спасский Монастырь. Архимандрит Иов настоятельствовал в Костромском Богоявленском Монастыре до 1739-го года 1036 . Архимандрита Иоаким (Струков) произведен был в архимандрита 24-го декабря 1721-го года. Он был сын священника Усманского уезда, был священником Московского Благовещенского собора с 1696-го года, в 1712-м году принял монашество, до келарства в Чудовом Монастыре был игуменом Селижарова Монастыря, 4-го июня 1727-го года хиротонисан во епископа Переяславского, 7-го июня 1730-го года назначен Воронежским, скончался на 63-м году жизни 1-го сентября 1742-го года и погребен в Воронежском Благовещенском соборе 1037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119-го по 132-й (за исключением псалма 131-го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8-м гласе – четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов – песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8-м гласе – двенадцать). Тема тропарей антифонов 1-го гласа соответствует теме 5-го; во 2-м гласе – соответствие теме 6-го гласа, в 3-м – 7-го и в 4-м – 8-го. Антифоны 1-го и 5-го гласов берут свою основу в псалмах 119–121-м; антифоны 2-го и 6-го гласов написаны на основании 122–124-го псалмов; антифоны 3-го и 7-го гласов построены на основе 125–127-го псалмов; в антифонах 4-го гласа используются псалмы 128–130-й; в антифонах 8-го гласа к последним присоединяется еще псалом 132-й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого?либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха – молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1-го антифона 1-го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме 177 . В антифонах параллельного, 5-го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, – вопиет он, – услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1-й антифон 1-го гласа). А в антифоне параллельного, 5-го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

– в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; – в храме святого: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства. Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые (накануне праздника читаются два рядовых чтения: данного дня и грядущего под зачало) и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого. б) в период попразднства «Блаженны» на 8: 2 рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября) или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября). Если один из святых имеет «Блаженны», то читаются рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь канона святого на 4 (например, 27 декабря). Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый»). По входе: – в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Столп отписей з 200-го году по 1701-й год, а в нем 13 отписей в денежных платежах. Столп [отписей] з 200-го ж году по 1701-й год, а в нем 7 отписей в денежных платежах. 11 отписей з 200-го же году по 1702-й год в сенном платеже. 13 росписок со 190-го году по 1702-й год в славленых деньгах Святейшаго патриарха певчим. 20 отписей со 191-го году по 1701-й год в полоняничных деньгах. (Л. 63) 6 отписей з 201-го году по 206-й год в денежных платежах, да росписка Ивана Хметевского во взятье крестьянина, да другая росписка в приеме Якова Кульмаметева. 13 отписей с 700-го году и на нынешней 1701-й год в новогороцком хлебном платеже. 2 отписи в решетошных деньгах 206-го да 207-го годов. Запись на домовую мельницу пустоши Шамровки, что на церковной земле села Симы приселка Добрынского, на крестьян Ивашка Родионова с товарыщи 204-го году, а под нею черная владельная память. Поступная запись подьячего Василья Годовикова на дворовое место 202-го году. Заемная кабала Ивана Михайлова сына Куроедова в домовом овсе в пяти четвертях 188-го году. Две отписи в карабельных денежных платежах 207-го и 208-го годов. Три росписки в отпуску с Воронежа подводчиков 204-го году. (Л. 63 об.) Росписка дьяка Осипа Дудина, да Алексея Беликова, да Михаила Стахеева во взятье на Воронеж денег и писем, за их руками, 207-го году. Росписной список стряпчих Бориса Бушуева, да Костромы Богоявленского, да Суздаля Спаса Евфимиева да Покровского девича монастырей Козьмы Истомина, Андрея Телятева, Михаила Стахеева в кумпанских карабельных всяких подлинных писмах, за их руками, 1700-го году и под тем росписным списком списки з договорных всяких писем. 5 указов великого государя о людех, и о пушках, и о кормовых деньгах, и о богинетах, и о ядрах на Воронеж да список о столярах 207-го году. Допросные речи про карабельное строение Спаса Евфимиева монастыря оброчных крестьян Ивашка Михайлова с товарыщи 206-го году. Список з записи иноземца Дацкие земли [Елизарья] Елизарьева сына Избранта 206-го году. Книги приходные и росходные всего кумпанства карабельному строению 205-го году, воронежские.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119–го по 132–й (за исключением псалма 131–го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8–м гласе — четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов — песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8–м гласе — двенадцать). Тема тропарей антифонов 1–го гласа соответствует теме 5–го; во 2–м гласе — соответствие теме 6–го гласа, в 3–м — 7–го и в 4–м — 8–го. Антифоны 1–го и 5–го гласов берут свою основу в псалмах 119—121–м; антифоны 2–го и 6–го гласов написаны на основании 122–124–го псалмов; антифоны 3–го и 7–го гласов построены на основе 125–127–го псалмов; в антифонах 4–го гласа используются псалмы 128–130–й; в антифонах 8–го гласа к последним присоединяется еще псалом 132–й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого-либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха — молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1–го антифона 1–го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме . В антифонах параллельного, 5–го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, — вопиет он, — услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1–й антифон 1–го гласа). А в антифоне параллельного, 5–го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Приведенная ниже таблица дает представление об исходных принципах сократовской системы датирования. Церковные события Светские события 1. По консульствам Мятеж константинопольской паствы (II–13) Восстание Магненция и Ветраниона (II. 26) Сирмийский собор (II. 29) Казнь Галла (II. 34) Собрание акакиан в Антиохии (II. 45) Эскалация мятежа Прокопия (IV. 5) Лампсакский собор (IV. 4) Рождение Валентиниана II (IV. 10) Смерть Евзоя Антиохийского (IV. 35) Аммоний подносит Феодосию II поэму о гибели Гайны (VI.6) Смерть Тимофея Александрийского (V. 12) Окончание войны с Тайной (VI. 6) Смерть Демосфила Константинопольского (V. 12) Бракосочетание Валентиниана III с дочерью Феодосия II Евдокией Мятеж ариан в Константинополе (V. 13) Прекращение раскола среди ариан (V. 23) Рукоположение Аттика в константинопольские епископы (VI. 20) Смерть Сисинния, новацианского епископа Константинополя, и рукоположение Хрисанфа (VII. 6) Рукоположение Фалассия в епископы Кесарии Каппадокийской 48) 2. По числам, месяцам и консульствам Селевкийский собор (II. 39) Разгром Магненция (II. 32) Освящение собора Св. Сосфии (II. 43) Провозглашение Юлиана кесарем (II. 34) Изгнание ариан из константинопольских церквей (V. 7) Землетрясение в Никомедии (II. 39) Смерть Нектария Константинопольского (VI. 2) Прибытие Юлиана в Константинополь и провозглашение его императором (III. 1) Рукоположение Иоанна Златоуста (VI. 2) Избрание Валентиниана императором (IV. 1) Второе изгнание Златоуста и пожар в столице (VI. 18) Война с мятежником Прокопием (IV. 9) Смерть Арзакия Константинопольского (VI. 20) Град в Константинополе (IV. И) Смерть Иоанна Златоуста (VI. 21) Провозглашение Грациана императором (IV. 11) Смерть Дорофея Константинопольского (VII. 6) Землетрясение в Никее (IV. 11) Смерть Феофила Александрийского (VII. 7) Прибытие Валента в Константинополь (IV. 38) Рукоположение ортодокса Сисинния в епископы Константинополя (VII. 26) Провозглашение Феодосия I императором (V. 2) Рукоположение Нестория в епископы Константинополя (VII. 29)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ту же роль играют упоминания Орозия о пожаре в Риме и об извержении вулкана, предваряющие сообщение о смерти Тита (VII.9.14–15). Принцип Господнего наказания за гонение и скорой реставрации при терпимых правителях благодаря милосердному участию Всевышнего в римской истории становится определяющим в рассказе обо всех последующих периодах преследований. Гонение Домициана, ставшее верхом его дурного правления, приводит императора к насильственной смерти и позорному погребению (VII.10.5–7). За ним следует правление Нервы, возвратившего из ссылок христиан, в том числе и апостола Иоанна, а также благополучное начало власти Траяна, который очень скоро «вернул в прежнее состояние Германию по ту сторону Рейна, покорил многие племена за Данувием, сделал провинциями области, лежащие за Евфратом и Тигром, захватил Селевкию, Ктесифон и Вавилон» (VII.11.1–12.2). Гонение Траяна, несмотря на его смягчение благодаря заступничеству Плиния Младшего, вызывает пожар в Риме, землетрясения в Азии, Галатии и Антиохии, мятежи иудеев (VII.12.4–7). Вслед за этим наступает длительное правление Адриана, читавшего и чтившего христианских авторов; он останавливает гонение, улучшает законы, заслуживает звания «Отца отчизны», побеждает сарматов, покоряет и наказывает мятежных иудеев (VII.13.1–5). По смерти Адриана в правление Антонина Пия голос Истины через Иустина Мученика достигает императорского дворца (VII.14.2), а при Аврелии Коммоде и Марке Антонине Вере римляне добиваются крупных побед над парфянами (VII.15.3). За преследованием Марка Антонина следует моровая язва, поставившая под сомнение исход Маркоманнской войны (VII.15.5–6). Только благодаря молитвам христианских воинов Риму удается добиться победы над варварами, кроме того, «рассудительнейший император» Марк Антонин прощает провинциям недоимки и смягчает чересчур строгие законы (VII.15.9–12). Север, который до начала своего наступления на Церковь одержал целый ряд славных побед (VII.17.2–3), открыв гонения, вынужден был обратиться к гражданской войне (VII.17.5), после него правят недостойные императоры (Каракалла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010