29 Ср. также конец письма: «nam non queo tantum dicere, quantum volupe est legere te». 30 Quid in sensibilis atque intelligibilis naturae discernentia profecerimus». Ер. IV, 1. 31 «Tanta non numquam rerum manentium praesumptione compleor» (IV, 2). 32 Ер. IV (начало): «Mirum admodum est, quam mihi praeter spem evenerit, quod, cum requiro, quibus epistulis tuis mihi respondendum remanserit, unam tantum inveni, quae me adhuc debitorem teneret». Conf. IX, 7: «quae... cum absente Nebridio (egerim), testantur epistulae». С. Ас. П, 25: «Nam magnam eius (diei), partem in epistolarum maxime scriptione consumpseramus». 33 С. Ас. III, 43: «Mihi autem certum est nusquam prorsus a Christi auctoritate discedere». 34 L.c. 35 Terminus ante quem определяется смертью Небридия, которая, вероятно, последовала до ординации Августина в 391 г. «Quem (Nebridium) non multo post conversationem nostram et regenerationem per baptismum tuum... carne solvisti». Conf. IX, 6. 36 Мне кажется, что за «epistulae prolixiores» можно принимать VII и X — нашего издания, a «quinque rogationes», вероятно, следующие: а) и b) de phantasia et memoria (Ер. VI и VII), с) de somniis (VIII и IX), d) «quonam pacto una vivere» (X) и e) «de susceptione hominis mystica» 28 (XI). 37 Ep.VI, 1. 38 «Te, cui nulla est pagina gratior, quam quae me loquaciorem adportat tibi». 2 p. VII, 3. 39 «Quare si quid norimus, solo intellectu contineri puto». Cm.: Thimme.Op. c., стр. 64 сл. 40 «Videtur mihi anima cum sentit in corpore, non ab illo aliquid pati, sed in eius passionibus attentius agere». De Mus. VI, 10.  41 Thimme. L. с., стр. 68. 42 «Socraticum illud nobilissimum inventum» (VH, 2).  43 «Tali peste carentium» (3). 44 «Plaga, inflicta per sensus». Ep. VII, 3. 45 «At istas imagines quis dubitaverit istis sensibilibus multo esse falilsiores?.. et certe longe, ut cernis, veriora (esse), quae videmus atque sentimus». VII, 5. 46 «Aut ipsa per se mente atque ratione intrinsecus, ut cum intellegimus esse ipsum intellectum; aut admonitione a sensibus, ut id quid iam dictum est, cum intellegimus esse corpus». Ep. XIII, 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3028...

Исх 1,6, 8-12; 2,15-23; 3,7-8, 16-20; 4,1-16, 19-20, 22-31; 5 (Я + Э); 6,1; 7,23, 25; 8,1-4, 8-15, 20-32; 9,7, 13-21, 23-34; 10,1-7, 13б-19, 28-29; 11,4-8; 12,21-23, 29-30; 12,21-22; 14,5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15,22-25, 27; 16,4; 17,1б-2; 19-20; 24,1-2, 9-11; 32,9-14; 33,7-11; 34,1-5, 10-28. Числ 10,29-36; 11,1-34; 13,17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (Я + Э + С); 20,1 24,23 (Я + Э + С). Втор 10,6-7, 31, 14-15, 23; 34,1б-4, 10-12. Э. II-я Священ. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р.Х. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Э + Я); 20; 21,6-32, 34; 22,1-14, 19; 28,11, 12, 17, 18, 20-22; 29,1, 15, 23, 25-28, 30; 30,1-3а, 6, 8, 17, 23; 31,2, 4-18а, 19-45, 51-55; 32,1-2, 13б-21, 23; 33,18б-20; 35,1-8, 16-20; 37,2б, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40,1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-23; 41; 42,1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43,14-23б; 45; 46,1-5а; 47,12; 48,1-2, 8-22; 50,15-26. Исх 1,15-22; 2,1-15; 3,1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4,17-18, 20б-21; 7,20б-21а, 24; 9,22-23а, 35; 10,8-13а, 20-27; 11,1-3; 12,31-36, 37б-39; 13,17-19; 15,1-21; 17,3-6, 8-16; 18; 19,2б-19; 20,1-21; 21; 22; 23; 24,3-8, 12а, 18б; 31,18б; 32,1-8, 15-35; 33. Числ 10,29-36; 11; 12; 13,17-33 (Э + С); 16,1-34 (Э + С); 20,1-9, 12-29; 21; 22; 23; 24; 25,1-5; 32,1-17, 20-27, 34-42. Втор 10,6-7; 27,5-7а; 31,14-15,23; 33; 34,5-6. С. III-я Священ. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р.Х. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2,1-4а; 5,1-28; 6,9-22; 7,6, 11, 13-16а, 18-21; 8,1-2а, 3б-5, 13а, 14-19; 9,1-17, 28-29; 10,1-7, 22-23, 31-32; 11,10-27, 31-32; 12,4б-5; 13,6, 11б-12а; 16,1а, 3, 15-16; 17; 19,29; 21,1б, 2б-5; 23; 25,7-11а, 12-17, 19-20, 26б; 26,34-35; 27,46; 28,1-9; 29,24, 29; 31,18б; 33,18а; 34,1-2а, 4, 6, 8-10, 13-18, 20-24, 27-29; 35,9-13, 15, 22б-29; 36 (С + Я); 36,1-2а; 46,5б-27; 47,7-11, 27б-28; 48,3-7; 49,1а, 28б-33; 50,12-13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

327 С. I. L. У, 5287. 5447. 4418. 4016. 4017. 5272. 4449. 4294; 4871. 4410. 4440. 4448. 4489. 5272. 2315. 4990 (=Orelli. 4415). 4872. 6363. 5840; VI, 1925. 10297. 10234. 1872; III, 3893. 703; X, 5654; XI, 1436; IX, 5568. 4015. 1019. 5907. 7357; XIV, 2112; Orelli. 4412. 3999. Ср. W. Liebenam. Zur Geschichte und Organisation des Romischen Vereinswesens. Leipzig. 1890. Ss. 248–251. 328 Антонин Пий в годовщину смерти своих наставников приносил жертвы на их могилах, которые постоянно украшались цветами (Капитолин , Antoninus Philosophus–cap. 3). 332 De corona, с. 3: «oblationes pro defunctis pro nataliis аппиа die facimus cp. De monogamia, с 10: offert aanuis diebus dormitionis ejus»; De exhort, castitat., с 11: pro qua oblationes annus reddit. 338 Павлин Ноланск. De sancto Felice natalitum Carm. IX, v. 560 sq. Carm. VI, v. 38 sq. Migne patr. lat. t. 61, pp. 661. 491. Aurel. Prudentius Cathem. hymn. X, v. 171 sq. Migne p. 1. t. 59, col. 888; peri stephan XI, v. 193 sq. ibid. t. 60, 551 p. 339 Lactantius. Divin. institut. VI, cap. 2. Migne p. 1. t. 6, 637 p.: profundunt vina…, accendunt lumina. 342 4 can. concil. Eliberitanum. Mansi. Sacrorum conciliorum novaet amplissima collectio, t. II, p. 11 срав. pp. 24. 45–46. 343 Возможно иное толкование: индентификация sancti с fideles. Hetele. Conciliengeschichte 1-er Band. Freiburg. 1855. Ss. 140–141. 345 Ceteri mariti super tumulos conjugum spargunt violas, rosaslilia floresque purpureos et dolorem pectorem his officiis consolantur. Pammachius noster sanctam favillam ossaque veneranda eleemosynae balsamis rigat. Epist. 66 ad Pammachium. M. P. L. t. 22, p. 642. 351 Кулаковский. op. cit. стр. 54. Амвросий Медиол. De obitu Valentiniani. Migne p. l. t. 16, p. 1386; Иероним ер. 118 ad Ioviniatium. Mig. P. Lat. t. 22 p. 963. 363 Рус. пер. Корсунский, op. cit. «Строматы» стр. 312–313; Migne patr. gr. t. VIII, col. 1111–1112. 378 Quis dives salvetur § 29 привед. в отделе о Διδαχ: Педаг. II, 2: соединение чаши и Логоса называется евхаристией, то есть, славной и всехвальной милостью, потому что те, которые принимают участие в ней, освящаются и телом и душой» ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для ист. иконоп., 1659 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 562, 86 (Духовн. 1690 г.; Соломониды Федоровой); Горчаков, “Монаст. при­каз”, прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 46); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1848 г., VI, смесь, 34 (Опись книгам XVII ст.); 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 5.000 душ крест. собиралось на семинарию 150 руб.); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г., дано при погреб. цар. Евдокии архим. Илариону 2 руб. 30 к.); 1869 г., IV, смесь, 69 (Запись 1687 г., данная крестьян. м-ря Тарака­новым); 1874 г., I, смесь, 177 (архим. Игнатий 1702 г.). “Полн. собр. лет.”, VIII, 31 (архим. Пимен 1377 г.); “Дворцов. разряды”, III, 652 (встре­ча вселен. патриархов 1666 г.), 764, 768, 770 (проводы патр. Макария 1668 г. 5 июня; здесь, ве­роятно, по ошибке назван архим. Гарицкий вместо Горицкий Сергий), 775 (архим. Сергий обедал у царя 8 июня 1668 г.), 1592 (служба в Успен. соб. 14 авг. 1675 г.; архим. Гурий); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 227 (разъезжая грам. 1552 г. на землю Данилова м-ря), 345 (в 1700 г. имел крест. 1015 двор.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, 85 (в 1722 г. имел в Москве за Мясниц. воротами, на Фоминой ул., дерев. подворье), ч. 2, 58 (прошение 1722 г. архим. Льва о дозволении употребить вотчин. деньги на перестройку погорелых и обветшалых монаст. зданий), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 134 (м-рю при­надлежала подмонастыр. слобода); IV, 1724 г., 317 (дело о сборе хлеба с вотчин м-ря; архим. Лев), 359 (м-рю принадлежал посад Большие Соли); VI, 1726 г., 56 (архим. Лев вызван в СПБ. на чреду священнослуж.), 70 (прошение архим. Льва об отдаче в непосредств. ведение м-ря вотчин), 441 (в 1727 г. посвящен архимандри­том м-ря наместник Александр. Нев. м-ря Иларион); VII, 1727 г., 36 (архим. Лев посвящен во еписк. Воронежского), 38 (вызов архим. Льва для рукоположения), прилож., XXXI, VI (после казначея м-ря монаха Вениамина осталось за про­дажное платье и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

116 Cf. Greg. Naz. epist. ad. Cledon. II: «отвергая человека и внутренний образ, они (аполлинаристы) очищают одно внешнее, до того противореча самим себе, что ради плоти иногда и другое объясняют грубо и плотски (отсюда произошло у них новое иудейство, тысящелетнее, ни начем не основанное, наслаждение в раю, и мнение, что мы опять восприимем почти тоже и для того же употребления, что имеем теперь)». 117 Epist. ad episc. Dioces., in «Adversus fraud. Apoll». Migne, gr. s., t. 86, 2, 1969. – Dräseke, p. 392. 121 Orat. XXIII; de pace II; – Migne, gr. s., t. 35, c. 1145; Твор. св. Гри­гория Богосл., ч. II, стр. 241. 131 По разсказу Сократа запрещение касалось как будто одних Аполлинариев, но Созомен, значительно подробнее осведомленный, распространяет запрещение, как и последовавшее наказание также и на мирян, посещавших Епифания, что, конечно, и само по себе более вероятно. 132 Υμνς – хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под акомпанимент кифары, стоя пред алтарем (см. Реальный Словарь класс. древн. по Любкеру, стр. 800). 133 Sozom. Η. E. VI, 25. – Сократ ничего не знает о наказании, постигшем Аполлинариев при Феодоте. 135 О Георгии см. Pressel’a in Herzog’s Roal-Encyclopädie, V, 30, 31 и Dräseke, Georgios von Laodicea in «Gesammelte patristisch. Untersuchungen», ss. 1–24; Leipzig, 1889. – У Пресселя Георгий ошибочно назван епископом Лаодикии фригийской вм. сирской. 137 Athanasii Apol. de fuga; Operam, t. 1, ed. Coloniae, 1686, p. 718; – Apol. contra arianos, ibid., p. 728; Тв. св. Афан. ч. 1, 201; ч. 2, 69. 142 Н. Е. I, 10 Cf. Athanasii Apol. contra arian., Oper. 1, 765; Твор. св. Афан., ч. 1, стр. 252. 146 Сократ указывает и другую причину ссоры Георгия с Аполлинарием в продолжавшихся сношениях его с Епифанием. «Потом, – пишет Сократ, – и преемник Феодота Георгий старался разлучить их (т.е. Аполлинариев от Епифания), но не могши подействовать на них никакими убеждениями, отлучил обоих от церковнаго общения (II, 46)». Но в данном случае Сократ смешивает два различных события в одно; в 346-м году, на который должно падать это отлучение Аполлинариев Георгием (Cf. Sozom. Η. E. VI, 25), этот последний не имел повод наказывать Аполлинариев за сношения с Епифанием, так как в это время Епифаний был в Афинах, а не в Сирии. Эти сношения были уже «давнишним грехом», за который Георгий мог «поносить», а не наказывать Аполлинария, как это и представляет Созомен (VI, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Филипп, 1, – 17б. 5, 3. 44. II, 1 (Φλιππος) – II, царь Македонии (359–336 гг. до н. э.), отец Александра Македонского. Филипп, 2, – 17а. V, 20, 7; VI, 14, 3; 15, 2 – македонянин, сын Махата (брат Гарпала?), один из военачальников Александра Македонского в Индии, который назначил Филиппа (в 326 г. до н. э.) сатрапом в царстве Таксила (остававшегося царем), затем также области маллов и оксидраков и до впадения Акесина (нын. Чинаб) в Инд. После ухода Александра из Индии Филипп, остававшийся в Индии, был убит заговорщиками (Арриан. Анабасис. VI, 27, 2). Что он был и сатрапом в области к западу (в тексте – «по ту сторону») от Инда до Бактприи (там же, VI, 2, 3), некоторые считают это ошибкой в тексте (а именно: «до Бактрии»). Кроме того, в некоторых случаях предполагается путаница с другим Филиппом. филлиты – 23. VII, 1,66 (Φυλλται) – народ в Индии, область которого находилась вдоль реки Нанагун (см.; нын. Тапти, впадающая, 21°13», 72°58», в Камбейский залив у северо-западного побережья Индии?), по соседству с биттигами. Филлитов обычно отождествляют с народом бхиллы (Bhilla), нынешними бхилами (Bhll) – см. дрилофилиты. Сейчас бхилы живут в основном в горных областях между горами Аджанта (=Сахьядрипарват; центр – 20°30», 76°00», восточный отрог северной части горного хребта Западные Гаты=Сахьядри, в северо-западной части штата Махараштра, к югу от реки Тапти) и средней частью хребта Аравал(л)и (центр – 25°00», 73°30», в восточной части штата Раджастхан); к этому промежутку относится и западная часть штата Мадхья Прадеш. Некоторые связывают их и дрилофилитов с пулиндами (см. и молинды). философия (φιλοσοφα; philosophia); философы (φολσοφοι; philosophi; σοφιστα – «софисты»=философы); заниматься философией, философствовать (φιλοσοφεν, φιλοσοφι σχολζοντες; pholosophari); занятие философией (τ τς φιλοσοφας ργον, φιλοσοφεν); философское учение (φιλοσοφομενα). См. также мудрецы, гимнософисты. – 7. II, 37, 5; 39, 5; 40, 1–3. 8. XV, 1, 39; 49; 57; 58–61. 11. VII, 22. 12a. 15b. 59. 17б. 11, 1–8; 12, 9; 15, 12 (в 17 6 везде σοφιστα). 20в. 24. I, 15, 71. 27. Вступление, I, 1; 6; IX, 11, 61–63. 34б. I, 24, 1–7. 35. X, 4, 15; XI, 3, 8. 36. X. 43. 9; X, 32; XIV, 17; XV, 20. 46. 49. II, 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фестий, считается отцом Эпименида I 109 Феэтет, философ, астроном и математик, ученик Феодора Киренского и Сократа, персонаж Платона. См. Ук. ист. Фидиад, в его доме родился Платон III 3 Фидий, знаменитый скульптор V в., украсивший афинский акрополь II 116 Фидон, один из душеприказчиков Феофраста V 57 Фила, гетера из Элиды, подруга Аркесилая Питанского IV 40 Филарх (ок. 210), историограф. См. Ук. ист. Филемон (365/60–264), поэт новой комедии. См. Ук. ист. Филесия, жена Ксенофонта Афинского II 52 Филетер, основатель пергамской династии Атталидов, правивший в 284–263 гг. IV 38 Филипп II Македонский, царь Македонии в 356–336 гг., отец Александра Македонского, покоритель Греции II 56; III 40; IV 8, 9; V 2, 4, 10; VI 43, 88 Филипп V Македонский, царь Македонии в 221–179 гг., союзник Ганнибала против Рима V 61 Филипп Мегарский, историк философии, друг Стильпона. См. Ук. ист. Филипп Опунтийский, ученик Платона, философ и астроном, возможный автор «Послезакония» III 37, 46 Филипп Холлидский, лицо неустановленное III 41 Филипп, философ между Стильпоном и Менедемом, возможно, идентичен Филиппу Опунтийскому I 16 Филиск из Элиды, киник, по некоторым свидетельствам, учитель Александра Великого, писал трагедии VI 73, 75, 80, 84 Филиста, сестра Пиррона IX 66 Филистион Сицилийский, врач, у которого учился Евдокс Книдский VIII 86, 89 Филодем (I в.), знаменитый эпикуреец, друг Луция Пизона, поэт и ученый, от него сохранилось 30 эпиграмм. См. Ук. ист. Филокл, афинский архонт в 322/21 г. V 10 Филокл, избран на установление гробницы Зенону Китийскому VII 12 Филоком, отец Карнеада IV 62 Филократ, друг Стратона, хранивший его бумаги V 64 Филократ, племянник и ученик стоика Хрисиппа VII 185 Филократ, отец Аминомаха X 16 Филоксен, лицо неустановленное IV 36 Филолай VIII 84–85; III 6, 9; VIII 15, 46, 53, 55; IX 38 Филомел, хранитель завещания Феофраста V 57 Филон, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Филон, раб Аристотеля V 15 Филон, ученик Аристотеля, возможно, тот же, что последующий; благодаря ему был отменен закон Софокла против философов V 38

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Гикесий, меняла, отец Диогена Синопского VI, 20 Гикет Сиракузский, пифагореец, возможный учитель Экфанта, первый заговорил о кругообращении Земли при неподвижном небесном своде VIII, 85 Гилара, упомянута в завещании Ликона V 73 Гиппарх, родственник и ученик Аристотеля, его душеприказчик и наследник Феофраста, занимался, видимо, аллегорическими истолкованиями мифов V 12, 51, 53–57 Гиппарх (ок. 380), пифагореец, за разглашение тайн был изгнан из пифагорейской общины, и ему при жизни, как покойнику, поставили памятник. См. Ук. ист. Гиппархия VI 96, 2, 98; VI 88, 94 Гиппас Метапонтийский VIII 84; VIII 7, 55 Гиппас, историк эллинистического периода, писал о спартанском государственном устройстве VIII 84 Гиппий Элидский (ок. 400), многосторонний софист, отличавшийся красноречием и большими знаниями в области математики, астрономии и археологии; Платон высмеивал его за надменность III 52; ср. Ук. ист. Гиппобот (III–II вв.), автор историко-философских сочинений. См. Ук. ист. Гиппократ, отец тиранна Писистрата I 68 Гиппократ, один из душеприказчиков Стратона V 62 Гиппократ (ок. 460–370), «отец медицины», вернее, ее реформатор, под именем которого александрийские ученые собрали многочисленные сочинения IX 24, 42 Гиппократ, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Гиппонакт (ок. 540), ямбический поэт «низкого» стиля. См. Ук. ист. Гиппоник Македонский, покровитель Менедема Эретрийского и Асклепиада Флиунтского II 138 Гиппоник, геометр, учитель Аркесилая Питанского IV 32 Гиппофал Афинский, ученик Платона III 46 Гипсикрат, историк времен Цезаря и Августа, занимался этимологией, выводя латинские слова из греческих VII 188 Гиррадий, отец Питтака I 74, 80 Гистасп, отец Дария, правитель Парфии при Камбизе, возможно, идентичен Гистаспу, обращенному Зороастром царю из брахманской традиции, учившему истинному почитанию бога IX 13, 14 Главк Регийский (V в.), автор сочинений о древних поэтах и музыкантах. См. Ук. ист. Главк, Архилох обращается к нему в стихах IX 71 Главкон, младший брат и персонаж Платона II 124(?); II 29; III 4

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

I. Татиан : Λγος πρς λληνας (Oratio adversus Graecos), ed. S. Worth, Oxon. 1700 (прекрасное издание); в Otto, Corpus Apol., vol. VI, Jenae 1851; и в Migne, Patrologia Graeca, tom. VI, fol. 803–888. Английский перевод – Pratten & Dods в «Ante–Nicene Library», vol. III (Edinb. 1867). Комментарий святого Ефрема к Diatessaron Татиана (Τ δια τεσσρων) был найден в переводе на армянский язык в армянском монастыре в Венеции, переведен на латинский в 1841 г., переводчик Aucher, издатель Môsinger (профессор библейских знаний в Зальцбурге) под заглавием «Evangelii Concordantis Expositio facta a Sancto Ephraemo Doctore Syro», Venet. 1876. Сам Diatessaron был найден в переводе на арабский в 1886 г., издан P. Aug. Ciasca: Tatiani Evangeliorum Harmoniae Arabice, Rom. 1888 . Новое и более критическое издание Oratio ad Gr. – Ed. Schwartz, Lips. 1888 (105 pp). Ортодоксальные упоминания о Татиане. Ириней: I. 28,1; III. 23, 8 sqq. (in Stieren, I. 259, 551 sq.). Ипполит: VIII. 16 (очень кратко). Климент Александрийский : Strom. 1. III. Евсевий: Н.Е. IV. 16, 28, 29; VI. 13. Епифаний: Haer. 46 ( Татиан ) и 47 (энкратиты). Недавно обнаружен труд Макария Великого (Paris 1876), написанный около 400 г., в котором есть информация об энкратитах, совпадающая с тем, что говорит Епифаний. II. H. A. Daniel: Tatian der Apologet. Halle 1837. James Donaldson: A Critical History of Christian Liter., etc. Lond., vol. III rd (1866) посвящен Татиану, p. 3–62. Theod. Zahn: Tatian " s Diatessaron. Erlangen 1881. (Первая часть Forschungen zur Gesch. des neutestamentl. Kanons). Ad. Harnack: Tatian " s Diatessaron, в Brieger, «Zeitschrift für Kirchengesch.» 1881, p. 471–505; Die Oratio des Tatian nebst einer Einleitung über die Zeit dieses Apologeten, в «Texte und Untersuchungen zur Gesch. der altchristl. Literatur», vol. I. No. 2, p. 196–231. Leipz. 1883, тж. его статья «Tatian» в «Encycl. Brit.» XXIII. (1888). Fr. Xav. Funk (католик): Zur Chronologie Tatian " s, в тюбингенском «Theol. Quartalschrift», 1883, p.219–234.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Амфиклид, отец Софокла, внесшего закон против философов V 38 Амфикрат Афинский (I в.), ритор, бежавший после прихода Суллы к парфянам, а оттуда ко двору Тиграна, покончил с собой, заподозренный в измене. См. Ук. ист. Амфикрит, друг Аркесилая, хранитель его завещания IV 43, 44 Амфимен Косский, соперник и поноситель Пиндара, время жизни неизвестно II 46 Амфион, друг и наследник Ликона V 70 Анаксагор Клазоменский II 6–15; I 14, 16, 42; II 16, 19, 35, 45, 46; VIII 56; IX 20, 34, 37, 41, 57; X 12; соим. II 15 Анаксандрид, комедиограф средней комедии, театральная деятельность – 382–347 гг. См. Ук. ист. Анаксарх Абдерский IX 58–60;IX 61, 63 Анаксикрат, афинский архонт в 307/06 г. X 2 Анаксилаид, возможно идентичен следующему. См. Ук. ист. Анаксилай, вероятно, пифагореец из Ларисы, занимавшийся магией и изгнанный в 28 г. Августом из Италии. См. Ук. ист. Анаксилай, поэт средней комедии, которого высмеивал Платон. См. Ук. ист. Анаксимандр Милетский II 1–2; I 13, 14, 122; II 3; VIII 70; IX 18, 21; соим. II 2 Анаксимен Милетский II 3–5; I 14; II 6; VIII 49; IX 57; соим. II 3; ср. Ук. ист. Анаксимен Лампсакский (ок. 380–320), ритор, исторические анекдоты связывают его с Александром Великим и Филиппом II; ему приписывается учебник риторики, посвященный Александру II 3; V 10; VI 57 Анахарсис I101–105; I 13, 30, 41, 42, 106; ср. Ук. ист. Андрон Аргосский, прославлен тем, что, не испытывая жажды, объездил Ливийскую пустыню и дважды посетил оазис Аммона IX81 Андрон Эфесский, автор сочинения о семи мудрецах. См. Ук. ист. Андросфен Эгинский, сын Онесикрита Эгинского, вместе с братом Филиском ученик Диогена Синопского VI 75 Андросфен, один из душеприказчиков Феофраста V 57 Анит, богатый афинянин, видный политический деятель V в., участвовал в свержении тираннии «тридцати», выступал главным обвинителем Сократа, видимо, из личной обиды II 38, 39, 43; VI 9, 10 Анникерид II 96–97; II 85, 96; III 20 Антагор Родосский, эпический поэт, современник и друг Кратета, Крантона, Полемона, автор «Фиваиды», жил с 276 г. при дворе Антигона Гонта II 133; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010