В Московском Патриархате прокомментировали идею перенесения резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви в Киев Москва, 5 августа 2005 г . 24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. В этой связи Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила комментарий, текст которого приводится ниже. «Служба коммуникации ОВЦС МП считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа: " Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем – являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий " . Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как " существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий " , противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви. Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как " эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу Апостольского преемства – Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны " ( " Unitatis redintegratio " , гл. 3, I, 15).

http://pravoslavie.ru/14178.html

Комментарий Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросу о перенесении резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви в Киев 5 августа 2005 г. 11:32 24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. По этому поводу Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила 5 августа следующий комментарий. Служба коммуникации ОВЦС МП считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа: «Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем — являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий». Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как «существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий», противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви. Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как «эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу Апостольского преемства — Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны» ( " Unitatis redintegratio " , гл. 3, I, 15).

http://patriarchia.ru/db/text/31375.html

[О равном достоинстве обрядов всех Церквей] (510/29, 4223) 3. Хотя эти отдельные Церкви – как Восточные, так и Западные – частично различаются между собою, как говорится, обрядами, то есть богослужением, церковной дисциплиной и духовным наследием, тем не менее они равным образом поручаются пастырскому правлению Римского Понтифика, который по воле Божией преемствует Блаженному Петру в первенстве над всей Церковью. Вот почему эти Церкви обладают равным достоинством, так что ни одна из них не превосходит другую благодаря обряду, и пользуются они одними и теми же правами и несут одни и те же обязанности, включая долг проповеди Евангелия во всем мире (ср. Мк 16, 15 ) под водительством Римского Понтифика. [О Восточных Патриархах] (510/30, 4227) 7. С древнейших времен в Церкви существует институт Патриаршества, признанный уже первыми Вселенскими Соборами. Под Восточным Патриархом подразумевается Епископ, которому принадлежит юрисдикция над всеми Епископами, включая Митрополитов, над духовенством и народом подвластной ему территории или обряда, по нормам права и при нерушимом первенстве Римского Первосвященника. Везде, где Иерарх какого-либо обряда поставляется вне пределов патриаршей территории, он по нормам права причисляется к иерархии Патриархата данного обряда. Декрет «Unitatis Redintegratio» (21 ноября 1964 г.) Болезненная реальность разделения христианских конфессий была одной из причин созыва папой Иоанном XXIII Вселенского Собора. Создание папой Секретариата по Единству Христиан, порученного ведению кардинала А. Беа (1881–1968) и вскоре уравненного с Соборными комиссиями, должно было способствовать выработке совершенно нового хода мыслей. Кроме того, этот Секретариат воспользовался своими тесными взаимоотношениями с некатолическими «посланцами-наблюдателями», приглашенными в Рим. После рассмотрения трех версий, обсуждавшихся между 1962 г. и 1964 г., декрет об экуменизме был утвержден во время 4-й сессии. В нем Собор излагает принципы Католической Церкви, благодаря которым воля к единству, живущая в христианах, может хранить верность завету Христа (гл. 1). Он рассматривает осуществление или практическое применение экуменизма (гл. 2). Наконец, он ищет и открывает в Церквях и отделенных общинах, уже упоминавшихся в Lumen gentium [ХВ 510/11], ценности, которые могут служить Тайне спасения (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «NOSTRA AETATE» [Лат. «В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям. История составления Первоначальная схема под рабочим названием «Decretum de iudaeis» (Декрет об иудеях), ставшая потом гл. 4 «N. a.», была разработана накануне Собора по личной инициативе папы Римского Иоанна XXIII усилиями основанного им в 1960 г. секретариата по содействию христ. единству во главе с кард. Августином Беа при активном участии евр. историка иудаизма и общественного деятеля из Швейцарии Э. Л. Эрлиха и австр. прелата евр. происхождения Й. М. Эстеррайхера (подробно см.: Recker. 2007. S. 167-169, 243-254, 386-399). Целью папы и его единомышленников являлось провозглашение документа, направленного против любых проявлений антисемитизма в католич. богословии, церковной жизни и культуре, отражающего отношение католицизма к иудейскому народу в исторических условиях после пережитого нацистского геноцида, к тайне его избрания в домостроительстве спасения Божия. Однако ввиду последовавшей крайне негативной реакции на это намерение араб. стран, находившихся в конфликте с Израилем, многостороннего внешнеполитического давления и внутреннего сопротивления епископов Ближневосточного региона (см. ст. Восточные католические Церкви ), опасавшихся последствий для своей паствы, его принятие было временно отложено. На 2-й соборной сессии в 1963 г. схема снова обсуждалась, но уже в качестве составной части или приложения к декрету об экуменизме «Unitatis redintegratio» и в контексте вопроса о свободе вероисповедания. В сообщении кард. А. Беа Собору особо подчеркивалась необходимость избежать поводов для искажающих замысел политических интерпретаций ( Bormanns. 2010. S. 33). В известной степени их предотвращению способствовали встречи папы Римского Павла VI с представителями Иордании и Израиля, состоявшиеся в рамках его паломничества на Святую землю в янв. 1964 г., и его энциклика «Ecclesiam suam» (6 авг. 1964), в к-рой понтифик обратился к теме диалога с верующими др. религий, в особенности монотеистических, призвав католиков уважать и признавать их духовные и моральные ценности (bona spiritualia et moralia) и стремиться к сотрудничеству в различных сферах на основе общих социально-культурных идеалов (AAS. 1964. Vol. 56. P. 654-655).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

21 Хотя об этом определенно нигде не говорится в общих заявлениях Равенны, однако потом приходит Зизиулас и объясняет нам, что значит для православных такая экклисиологическая позиция, которую приняли обе стороны. А именно, что православные должны ввести вселенский примат в рамки собора. Паписты, поэтому, достойны похвалы, что точно и последовательно – внутри своей еретической системы – установили папский примат. Латиномудрствующие же «православные», будут плавать в тумане неясностей и двусмысленных выражений, пока не приведут к согласию папский примат с реальностью их церкви. Однако православное соборное предание знает «председателя» внеочередных соборов по первенству чести. Нет, Зизиулас нас уверяет, что мы, православные, ГОТОВЫ принять вселенский примат. Эта подготовка мало-помалу прошла в Университетах, Богословских Академиях, – там, где производят эту богословскую конструкцию, где обучаются и «образовываются» будущие священники и архиереи, которые потом «совершенствуются» с подачек ВСЦ. Для обучения в Боссе в , Гарварде и т.д. Мы, значит, ГОТОВЫ, потому что наши пастыри нас «подготовили», и в этом заверяет нас их преподаватель, который знает дело непосредственно. (См. прим.4 во введении) 22 Как уже было сказано, автор полностью усвоил экуменистическую терминологию, которая всегда относительна. Здесь он берет за основу «кафоличность», -понятие православного Предания, придавая ему модернистский характер простого исторического, в общем понимаемого предания, наравне с ересью папизма. Говорит о «разделении», а не об отсечении франкопапизма от тела и от единства Церкви, и незаметно вводит понятие разделенной Церкви. 23 Достойно внимания приведенное «восстановление полного общения между двумя Церквями». Хорошо известно, что значит у экуменистов «общение» и «полное общение». У автора подразумевается, что на данный момент отчасти существует уже общение, но оно не полное. То общение, которое уже существует, о чем говорится в других текстах, основывается на т.наз. «крещальном богословии» (Unitatis Redintegratio, пар.3), которое и было принято на Критском соборе. (митр. Иерофей Навп. указ.соч. –см. прим. введения 4– с.20)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Греко-католики выражают свои требования формулой restitutio in integrum[ 4 ]: они требуют, чтобы им, в целях восстановления законности, возвратили всю собственность, конфискованную в 1948 г., и рассматривают это как предварительное условие для какого-либо диалога с Румынской Православной Церковью. Православные же настаивают на том, что за четыре десятилетия демографическая ситуация значительно изменилась и что теперь необходимо учитывать потребности окормления верующих обеих конфессий. Они предлагают провести перераспределение храмов на основании численности верующих и решения объединенной комиссии. Перепись числа верующих была проведена в январе 1992 г., а ее результаты были опубликованы в мае. Греко-католики, однако, не согласились с этими результатами, согласно которым они составляют лишь 1 % населения (227 600 чел.), — малую долю по сравнению с 1.5 млн. верующих, бывших в их церкви в период гонений. В результате румынским униатам возвратили лишь некоторые храмы, и они вынуждены были начать программу строительства новых церковных зданий. 3. Международная комиссия по диалогу Описанные события не могли не отразиться на работе Международной комиссии по диалогу между Католической и Православной Церквами. Но прежде чем анализировать работу этой комиссии, полезно будет вкратце рассмотреть резкие изменения во взаимоотношениях католиков и православных с начала 1960-х гг. Созыв Второго Ватиканского собора, на который были приглашены православные наблюдатели, стал новой точкой отсчета для католиков. В ряде документов, принятых на соборе, прежде всего в Unitatis Redintegratio[ 5 ], содержится позитивная оценка Восточной христианской традиции. Еще более важно то, что в этом документе содержится признание православных Церквей полноправными Церквами в точном смысле слова, что означает действенность совершаемых ими таинств. Это способствовало развитию экклезиологии единения и представления о Церквах-сестрах. Это же в свою очередь содействовало и началу диалога между католиками и православными, известного как «диалог милосердия» — своего рода попытке вновь научиться доверять друг другу.

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск предложил расширять соглашения с древними восточными православными Церквами 23.06.2022 14:57 Версия для печати Фото:  Vatican Media Рим, 23 июня. В полдень 23 июня Папа Франциск принял на частной аудиенции в Ватикане членов Комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и древними восточными православными Церквами, в планах которых – завершение важного исследования о святых таинствах. По словам Папы, этот документ «может ознаменовать собой новый шаг к полному единству», сообщает Vatican News . В своей речи понтифик размышлял о трёх измерениях экуменизма: во-первых, он основан на общем для Церквей крещении: именно благодаря этому таинству мы можем утверждать вместе с апостолом Павлом: «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12,13). Пребывать в одном теле, признавая это основное таинство, необходимо, чтобы исповедовать вместе с апостолом «одного Господа, одну веру, одно крещение» (см. Еф 4,5).  Во-вторых, отметил Папа, «экуменизм всегда обладает пастырским характером». С некоторыми древними восточными православными Церквами уже подписаны пастырские соглашения, которые позволяют верующим «участвовать в средствах благодати» (Unitatis redintegratio, 8), в частности, «при определённых обстоятельствах разрешают верующим принимать таинства покаяния, евхаристии и елеопомазания больных в других общинах», а также устанавливают правила для смешанных браков, напомнил Папа.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Братство св. Пия Х может восстановить общение с Римом до признания всех документов II Ватикана - архиепископ Гвидо Поццо 12.08.2016 13:13 Версия для печати Архиепископ Гвидо Поццо. www.ilfoglio.it Рим, 12 августа, I.MEDIA/Благовест-инфо. Рим может пойти на определенный компромисс в переговорах с традиционалистским Братством св. Пия Х, не требуя от него немедленного признания всех документов II Ватиканского собора. Такой путь развития отношений между Святым Престолом и последователями архиепископа Марселя Лефевра упомянул в интервью немецкой газете “Die Zeit” архиепископ Гвидо Поццо, секретарь папской комиссии Ecclesia Dei. Архиепископ Поццо, секретарь папской комиссии Ecclesia Dei, курирующей диалог с лефевристами, дал понять, что Священническое братство св. Пия Х (СБСП) может получить статус персональной прелатуры и что Рим не будет требовать от членов этой организации немедленного признания тех документов II Ватикана, которые являются не догматическими, а пастырскими. К ним, в частности, относятся декларация Nostra Aetate, посвященная межрелигиозному диалогу, декларация Dignitatis Humanae, посвященная религиозной свободе, и декрет Unitatis Redintegratio, посвященный экуменическим отношениям.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На Соборе в комиссию по выработке декрета вошли представители мн. крупных вост. Церквей, включая 6 патриархов. Документ создавался в атмосфере напряженных дискуссий, выявивших глубокие разногласия по нек-рым вопросам в первую очередь между самими униатами. Спорным представлялось, напр., употребление именования «восточные католические Церкви», ввиду того что в нек-рых пунктах «O. E.», первоначально предназначавшихся для декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , речь идет также о вост. христианах-некатоликах; сомнительной казалась и сама необходимость принятия отдельного декрета наряду с догматической конституцией о Церкви «Lumen gentium» , как бы ставящая экклезиологию вост. католич. Церквей в разряд своего рода исключения в рамках нормативной лат. традиции (ср. подспудное противопоставление католич. и униатских Церквей во Вступлении и Заключении - CVatII. OE. 1, 30). В то же время для униатов Украины и Румынии, существовавших тогда в условиях коммунистических режимов, необходимость специального соборного изъявления поддержки, признания их обрядовой и церковной идентичности была продиктована политическими обстоятельствами, затрагивавшими проблемы религ. свободы и самосохранения. Составители документа высказывали также противоположные суждения относительно экуменического характера документа ( Hilberath. 2009. S. 57-58). Текст OE претерпел 3 редакции и дорабатывался вплоть до последнего дня перед офиц. обнародованием. Содержание В «O. E.» «торжественно» (sollemniter) отдано должное почтение заслугам вост. Церквей, «священной древности» уклада их духовной и литургической жизни, к-рые относятся к общецерковному достоянию, высказывается пожелание, чтобы они процветали и «пребывали целыми и невредимыми», соответствуя локальным нуждам и запросам душепопечения (CVatII. OE. 1-2, 4-5). В основе такого отношения находится новая экклезиология, подчеркивающая единство Церкви как мистического Тела Христова в многообразии находящихся в общении (communio) традиций, носители к-рых «органически объединены в Святом Духе одной и той же верой, одними и теми же таинствами, одним и тем же управлением», так что «разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его» (Ibid. 2; ср: Ibid. LG. 23; Ibid. UR. 16). Под единым управлением в декрете понимается всеобъемлющая пастырская власть (gubernium pastorale) Римского понтифика, обеспечивающая юрисдикционное и обрядовое равноправие отдельных Церквей (particulares Ecclesiae), пребывающих зачастую на одной территории, c собственными уставами, богослужебным языком, иерархией и приходами (Ibid. OE. 3-5, 23), а также выполняющая наряду с Соборами координирующую и учредительную функции в вопросах относительно общих для них литургических праздников (Ibid. 19).

http://pravenc.ru/text/2581527.html

По словам Гвидо Поццо, статус персональной прелатуры, который Ватикан готов предложить Братству св. Пия, «представляется канонической формой, приемлемой» для последователей Лефевра. «Епископ Бернар Фелле (глава традиционалистов) принял это предложение, однако в течение предстоящих месяцев еще предстоит прояснить некоторые детали», -- сообщил ватиканский прелат. Архиепископ Поццо рассказал, каким образом СБСП сможет войти в полное общение с Католической Церковью, не приняв те решения II Ватиканского собора, с которыми его члены по-прежнему не согласны. На сегодняшний день, отметил прелат, обсуждается вопрос о том, «в какой мере некоторые соборные тексты соответствуют непреложному учению Церкви». Сначала, подчеркнул Гвидо Поццо, лефевристы должны принять вероучительную декларацию, в которой будет признана действительность таинств Католической Церкви и примат Папы. В то же время, добавил архиепископ, от СБСП ожидается «определенная степень признания» документов II Ватикана. Что касается некоторых аспектов Nostra Aetate, Unitatis Redintegratio и Dignitatis Humanae, которые вызывают смущение у последователей Лефевра, то они «не затрагивают вероучительных истин, а являются, скорее, руководством в пастырской практике», отметил архиепископ Поццо. Обсуждение этих моментов может продолжиться после канонического признания, считает секретарь папской комиссии. Гвидо Поццо также напомнил, что еще в ноябре 1964 года, когда работа II Ватиканского собора продолжалась, было заявлено, что Nostra Aetate является не догматической декларацией, а собранием пастырских и практических норм. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 02.04.2019 18:01 Благовест-инфо Папа Франциск назначил французского священника ответственным за диалог с лефевристами 05.02.2019 02:02 Благовест-инфо Дважды отлученный епископ не добился успеха в ЕСПЧ 22.01.2019 02:47 Благовест-инфо Папа Франциск упразднил комиссию «Ecclesia Dei» 13.07.2018 17:31 В Братстве св. Пия X принял присягу новый настоятель

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006