Среди проектов соборных документов наиболее сильную критику Л. и его группы вызвали проекты догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , декрета о епископах «Christus Dominus» , декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» . При этом конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» не была раскритикована Л., т. к. изложенные в ней общие принципы литургической реформы рассматривались им как в целом соответствующие католич. вероучению: напр., он одобрил сохранение в богослужении лат. языка как обязательного (CVatII. SC. 36). Помимо участия в обсуждении проектов документов группа выступала с инициативой посвящения мира Непорочному Сердцу Пресв. Девы Марии, а также предложила составить отдельный соборный документ, в котором католич. социальное учение должно было противопоставляться идеологиям марксизма, социализма и коммунизма, однако эти инициативы не получили поддержки со стороны большинства участников Собора. Изложенная в проекте догматической конституции «О Церкви» и в проекте «О епископах» идея коллегиальности епископата предполагала, что наряду с папой Римским носителем верховной и полной власти в католич. Церкви является коллегия епископов, к-рая вместе с Римским епископом участвует в деле учительства и управления всей Церковью (ср.: CVatII. LG. 22; CVatII. CD. 3). С т. зр. Л. и группы, это противоречило принятому на Ватиканском I Соборе учению о примате Римского епископа, его личной верховной и абсолютной власти в католич. Церкви. В течение 3-й сессии Собора группа использовала различные способы противодействия принятию схемы «О Церкви», в т. ч. направив в соборную комиссию по разработке схемы свыше 500 замечаний по тексту. Л. вошел в состав группы из 35 кардиналов и 5 епископов, к-рая под рук. кард. А. М. Ларраоны составила и 18 окт. 1964 г. отправила папе Павлу VI письмо, где указала на опасность учения о коллегиальности епископата, поскольку оно изменяет структуру католич. Церкви, к-рая «из монархической становится епископальной и коллегиальной» и позволяет «говорить о Римском епископе как о первом среди равных (primus inter pares) по отношению к другим епископам» ( Lefebvre. J " accuse le Concile! 19762. Р. 60). Тем не менее 12 нояб. схема «О Церкви» без существенных изменений была принята соборным большинством, однако папа Павел VI был вынужден согласиться с необходимостью разъяснения спорных мест догматической конституции, поручив кард. А. Оттавиани оформить их в виде оглашенного на соборном заседании 16 нояб. приложения к конституции «Lumen gentium» - «Предварительного пояснительного примечания» (Nota explicativa praevia). В получившем поддержку Л. и группы «Примечании» указывалось, что коллегиальность следует понимать не в юридическом смысле, но в смысле сотрудничества и помощи, оказываемой коллегией епископов Римскому понтифику, чья верховная власть в католич. Церкви безусловно сохранялась.

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Проведенное исследование делает вывод о наличии богословских и литургических оснований для надежды на то, что умершие без крещения младенцы могут быть спасены и удостоены вечного блаженства, несмотря на то, что по данному вопросу в Откровении не содержится ясного учения. При этом, ни один из предложенных в тексте аргументов, целью каждого из которых является попытка призыва к новой контекстуализации данной тематики, не может быть использован в качестве повода к отрицанию необходимости крещения или его переносу на более поздний срок. Целью предлагаемого Международной Богословской Комиссией документа является последовательное изложение основания надежды на спасение Богом некрещеных младенцев, крещение которых в Церкви, означающее видимое принятие их в Тело Христово и столь для них необходимое, не было совершено по причине фактической невозможности. И, наконец, замечание методологического характера. Рассмотрение вопроса о некрещеных младенцах находит свое обоснование в контексте развития истории понимания веры (intelligenza della fede), о которой говорится в догматической конституции Dei Verbum (n. 8). Факторами этого развития являются размышление и изучение определенной тематики верующим народом Божиим, духовный опыт и учение вероучительного авторитета Церкви. Судя по всему, некогда впервые в истории христианской мысли задавшись вопросом об участи младенцев умерших без крещения, богословие не вполне отдавало себе отчет в глубинной сути и вероучительном значении этого вопроса. Лишь в результате имевшего место в течение веков исторического и богословского развития, включающего собой и время Второго Ватиканского Собора, сделалось очевидным, что вопрос об участи некрещеных младенцев заслуживает всестороннего рассмотрения в постоянно углубляющемся вероучительном горизонте, а сама проблематика может быть переосмыслена благодаря ее рассмотрению в глобальном контексте кафолической веры, в согласии с принципом иерархии истин, упоминаемом в декрете Второго Ватиканского Собора Unitatis redintegratio.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Этот новый народ – народ священнический, который должен принести себя в дар Богу. Это понятие общего священства верующих согласуется с истиной, драгоценной для богословской реформы и особенно подчеркнутой папой Пием XIIb Mediator Dei [ХВ 193–194]. Настоящий документ подчеркивает отношение между общим священством верующих и служебным, или иерархическим, священством [ХВ 510/7]. Поскольку безошибочность всей верующей Церкви в твердом обладании верой не могла быть изучена I Ватиканским Собором, то здесь встает вопрос о сверхъестественном смысле веры, о всеобщем согласии, об отношениях между Народом Божиим и Учительством, в котором эта безошибочность не сосредоточена полностью. Подчеркивается значение «общности верных», «Народа в целом», общины, прежде чем говорить о различных категориях лиц, ее составляющих. Харизмы, необычайные дары, ниспосылаются Духом Святым всему Народу Божию на благо Церкви по сей день [ХВ 510/8]. Кафоличность Церкви, постигаемая в ее динамичности, основывается на ее единстве и многообразии. Ее характер разносторонней вселенскости позволяет ей принимать ценности и традиции разных народов. Разнообразие не мешает единству; оно обогащает его. Существование отдельных Церквей с их духовными богатствами правомерно; они выражают это единство, к которому призваны все люди без исключения, и создают его. От выражения «принадлежность к Церкви» здесь воздерживались [ХВ 510/9]. Необходимость Церкви для спасения дает понять положение в ней верных католиков. Спасение не достигается благодаря человеческим заслугам; его условия, внешние и, прежде всею, внутренние, ясно и разумно представлены. Катехумены уже определенным образом соединены с Церковью [ХВ 510/10]. Основы, заложенные в предыдущей статье, делают возможным богословское рассмотрение исторической реальности христиан-некатоликов. Слова «ересь», «схизма» не упоминаются, затронуты преимущественно связующие, а не разделяющие моменты. Союз с Церковью может иметь разные уровни и разные измерения [ХВ 510/11]. Описание этих отделенных Церквей будет дано в Декрете Unitatis redintegratio [ХВ 510/31–510/38].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил на международной конференции в Польше 22 ноября 2019 г. 13:43 20 ноября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению руководства теологического факультета Университета в Ополе (Польша) председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим принял участие в международной конференции «Экуменизм — формация — интеграция. Декрет Unitatis redintegratio спустя 55 лет после его оглашения». Научный форум в Опольском университете собрал представителей богословского сообщества Римско-Католической Церкви, Русской Православной Церкви, Польской Православной Церкви , а также Евангелическо-Лютеранской Церкви. Участие в конференции приняли председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, архиепископ (на покое) Альфонс Носсол, православный ординарий Войска Польского архиепископ Вроцлавский и Щечинский Георгий. Форум был посвящен обсуждению актуальных проблем межхристианского взаимодействия в социальной и духовно-просветительской сферах и приурочен к 55-летию принятия на Втором Ватиканском Соборе декрета «Unitatis redintegratio» (декрета об экуменизме). Перед началом конференции от имени организаторов и участников мероприятия со словами поздравления по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла выступил профессор священник Зигфрид Глезер. Он попросил епископа Серафима передать Его Святейшеству сердечные поздравления. В ходе работы владыка Серафим выступил с докладом на польском языке «Декрет Unitatis redintegratio: взгляд из Русской Православной Церкви спустя 55 лет». «Без учета внешних изменений — нарастающих негативных последствий глобализации, неуклонной секуляризации, без адекватных инноваций в жизни Церкви, без обновления языка и тона проповеди трудно надеяться на успех церковной миссии. Именно межконфессиональное и межкультурное сотрудничество может быть ресурсом для новых форм соработничества Церкви и общества», — отметил, в частности, председатель Синодального отдела.

http://patriarchia.ru/db/text/5535820.ht...

Этот канон основывается на положениях Догматической конституции «Свет народам» (Lumen gentium, 31). К католической Церкви принадлежат крещёные, живущие в общениии с ней, основываясь на трёх видах уз, охватывающих все отношения крещёного с общиной его единоверцев. Полнота этого общения чётко очерчена в кан. 205: 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного правления. Узы исповедания веры предполагают: с позитивной стороны – что крещёный твёрдо верит в истины божественной и католической веры согласно кан. 750, а с негативной – что он не отрицает ни одной божественной и католической истины и не сомневается в ней (см. кан. 751). Узы управления подразумевают, что признаётся законность иерархического и апостольского управления Римского Первосвященника и Коллегии Епископов. Тот, кто отказывается подчиняться Верховному Первосвященнику и отвергает общение с членами Церкви, подчинёнными ему, является схизматиком (см. кан. 751). Узы таинств предполагают исповедание веры в таинства Церкви и участие в её богослужении. Полнота средств благодати, которыми Бог одарил свою Церковь для освящения людей, несомненно существует в католической Церкви: «Ибо только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту спасительных средств» (Unitatis redintegratio, 3). В этом смысле полнота общения обретается преимущественно в принадлежности к католической Церкви. Однако невозможно отрицать, что средства спасения (как, напр., крещение) присутствуют также в отделённых Церквах и церковных общинах. «Кроме того, из истин и благ, совокупностью которых созидается и оживотворяется сама Церковь , некоторые, и даже многие и весьма ценные, могут существовать вне зримых пределов католической Церкви: писаное слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого, а также и другие зримые проявления. Всё это, от Христа исходящее и к Нему Самому приводящее, принадлежит по праву единственной Христовой Церкви. Действительно, Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения, сила которых исходит от самой полноты благодати и истины, вверенной католической Церкви» (Unitatis redintegratio, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

The book which we present today is very important and must be read both by theologians and the wider public. However, most especially it must be read by Bishops, and in particular those who are involved with theological and inter-Christian issues and with the theological and inter-Christian dialogues. —Metropolitan Hierotheos (Vlachos) of Nafpaktos and Agios Vlassios Foreword: “Do not remove age-old boundaries, erected by your fathers.” Proverbs 22:28 We will not remove the age-old landmarks which our fathers have set, but we keep the tradition we have received. For if we begin to erode the foundations of the Church even a little, in no time at all the whole edifice will fall to the ground.” St. John of Damascus In this present work the author, Father Peter Alban Heers, presents in clear and concise language an in-depth critique of two important documents of the Second Vatican Council, formally known by its Latin title “Concilium Oecumenicum Vaticanum Secundum”: Unitatis Redintegratio (Decree on Ecumenism) and the council’s chief ecclesiological document, Lumen Gentium (Constitution on the Church). Reading these documents in light of patristic texts and works of past and contemporary Eastern Orthodox and Roman Catholic theologians, Father Peter explains how the council came to conclusions which redefined who and what constitutes the Church as the Body of Christ. We are indebted to Father Peter for helping us navigate our way through these documents and for his clarion call to vigilance as we evaluate what the council considered to be a return to the sources ( ressourcement ). In doing so, it would be beneficial for us to consider what St. John of Damascus counseled when he wrote, “Therefore my brethren, let us stand on the rock of faith in the Tradition of the Church, not removing the landmarks set by our holy fathers; not giving room to those who wish to introduce novelties and destroy the edifice of God’s holy, catholic and apostolic Church.” Dear Reader, as you wend your way through the following pages make your own the following profession of St. Maximus the Confessor: “In no way will I say anything of my own, but what I have learned from the Fathers, altering nothing of their teaching.”

http://pravoslavie.ru/88675.html

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

Среди многих великих православных богословов из этих регионов, повлиявших на современную Православную Церковь, стоит отметить о. Иоанна Мейендорфа, который, как вы знаете, был профессором Фордемского университета, деканом Свято-Владимирской семинарии, а также одним из пионеров католическо-православного диалога в США. О. Мейендорф своим примером показывал, как ученость и богословие могут служить миссии и призванию Церкви в ее стремлении к единству. Будучи верной своему экуменическому долгу, Православная Церковь участвовала в создании Всемирного Совета Церквей в 1948 году. Недавний документ «За жизнь мира: на пути к социальному этосу Православной Церкви», одобренный Вселенским патриархатом, очень верно показывает видение роли Православной Церкви в экуменическом движении: «Наша приверженность экуменическим отношениям с другими христианскими конфессиями отражает эту открытость по отношению ко всем, кто искренне ищет истину как воплощенное Слово, Иисуса Христа, и кто остается верным своей совести, когда мы продолжаем свидетельствовать о том, что полнота христианской веры содержится в Православной Церкви». Католико-православные отношения и дух Иерусалима Участие Православной Церкви в экуменическом диалоге также зависело от желания других Церквей строить вместе с ней мосты. Радикальный поворот был совершен во время Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг., когда Католическая Церковь заявила о фундаментальной необходимости сближения с другими христианам, особенно с Православной Церковью. De Unitatis Redintegratio – декрет об экуменизме, принятый в 1964 году, – проявление беспримерной открытости Папы Иоанна XXIII (1881-1963) и его преемника, Павла VI (1897-1978). Одним из самых значимых событий, ставших результатом этого решения, была, без сомнения, встреча Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора в Иерусалиме в 1964 году. Поистине экуменические сердца Патриарха Афинагора (1886-1972) и Папы Павла VI бились в унисон. 5 января Павел VI пересек Галилейское море, отслужил мессу в Назарете и прибыл в здание Апостольской делегации в Иерусалиме. Там к нему присоединился Патриарх в сопровождении десяти митрополитов и архиепископов. На пороге здания они обнялись. Их беседа была полна правды, доверия, веры и пророчества. В их словах и объятиях можно найти основы нового братства. Патриарх Афинагор впоследствии рассказывал православному богослову Оливье Клеману: «Мы поцеловали друг друга раз, два, и потом снова и снова. Как два брата, встретившиеся после очень долгой разлуки». Встреча была спонтанной и теплой. В конце встречи были произнесены речи, а потом Павел VI вручил Патриарху Афинагору чашу, в знак полного общения, к которому оба стремились. Совместное коммюнике от 6 января 1964 свидетельствует о переменах в отношениях после стольких веков противостояния христианских Церквей Востока и Запада:

http://bogoslov.ru/event/6167793

Давая богословское обоснование возникшим в силу исторических и политических обстоятельств церковно-институциональным структурам с возвышением одних над другими (метрополии, пентархия патриархатов), И. З. развивает идею первенства в Церкви (см. ст. Примат ) на основе изначально присущей христ. вероучению диалектики нерасторжимой взаимообусловленности «одного» и «многого» - в триадологии, в учении о тождестве всех Евхаристий, о Теле церковном и его Главе (Primacy in the Church. 1999. P. 118). Исходя из этого, по И. З., нельзя отрицать принципиальную совместимость экклезиологического принципа концилиарности с определенным представлением о примате. Древнейшее подтверждение этому И. З. усматривает в 34-м Апостольском правиле, постановляющем епископам быть в единомыслии по образу Пресв. Троицы, признавая между собой первого (πρτος) как главу (κεφαλ). И. З. утверждает, что в противовес претензиям универсального юрисдикционного примата Рима Восточные Церкви утвердили первенство за К-польским патриархом, наделив его при этом не только прерогативой чести, но и определенными полномочиями в целях поддержания единого канонического порядка (Ibid. P. 122-123). Т. о., вопрос об авторитете и о центральной власти в Церкви ставится И. З. одновременно как вопрос устроения и веры: «Церковь, которая неспособна говорить «едиными устами», не является истинным образом тела Христова. Православная система автокефалий нуждается (и фактически имеет) в некоторой форме первенства, которая позволяла бы ей «работать»» (Необходимость экуменического видения. 1998. С. 246). Стремление И. З. толковать с богословско-исторических позиций примат К-польского патриарха шире, чем только первенство чести, встречает критику и несогласие со стороны богословов мн. правосл. Церквей, в т. ч. Русской. Считая экклезиологическую проблему папской власти наиболее острой на экуменическом уровне, И. З. видит возможность ее решения только при условии признания сущностного равенства католич. Церкви и правосл. Церкви и при полном отказе от юрисдикционного истолкования примата (Unitatis Redintegratio: Размышления православного. 2009. С. 47; Primacy in the Church. 1999. P. 124).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Изложенные в настоящей книге секреты катехетического мастерства — плод более чем тридцатилетнего активного служения путем «предоставления уст и голоса» Богу, обращающемуся к катехетическим общинам. В первой части книги изложено богословие пророческого служения – безвозмездного дара Бога. Затем, используя в качестве образца «Большую антропологическую катехизацию» 156 , которой можно назвать Священное Писание, катехизаторов учат сохранять верность Богу и человеку. Папа Иоанн Павел II hanoмuhaem, что человек – путь Церкви 157 , а катехизатор должен проповедовать спасительные деяния и слова Христа 158 . Для изложения этого учения необходимы формальные и материальные источники катехизации, а также аудио- и наглядные материалы, практические пособия. Подготовка к пророческому служению включает также посещение катехетических встреч, терпеливое обучение и всестороннее их обсуждение. В книге представлено семнадцать способов обсуждения материала и элементов, входящих в катехетические встречи. Во второй части книги предложено около 100 методов, используемых для правильного «прочтения» библейских, литургических, экзистенциальных и связанных с Преданием Церкви материалов. Пусть размышления, содержащиеся в этой книге, помогут подготовить и оценить катехетические встречи, чтобы пророческая миссии Церкви, служащая вере и Слову Божьему, принесла свои плоды. Примечания 1 Догматическая Конституция о Церкви Второго Ватиканского Собора Lumen gentium – Свет народам (далее – LG), 9. 2 Быт 12, 1 . 3 Исх 19-34 . 5 A. Dlugosz, Katechetyczne przeslanie znakow Starego Testamentu. Studium biblijno-katechetyczne , Krakow 1994, c. 179-182. 6 Декрет Второго Ватиканского Собора об экуменизме Unitatis redintegratio (далее – UR), 2. 7 Общее катехетическое руководство (далее – DCG), 17; Иоанн Павел II, Апостольское обращение о передаче катехизации « Catechesi tradendae » (далее – CT), 18. 48. 8 DCG 21; CT 20.25. 9 DCG 24. 45. 10 Догматическая Конституция о Божественном Откровении Dei Verbum – Слово Божие (далее – DV), 2. 21; DCG 14.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

   001   002     003    004    005    006