Лит.: Aymon J. Monuments authentiques de la religion des grecs et de la fausseté de plusieurs confessions de foi des chretiens orientaux. La Haye, 1708; Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. К., 1872. T. 1; Арсений (Брянцев), архим. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. Симферополь, 18812; Овсянников Е. М., свящ. Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке. Новочеркасск, 1903; Βαλνος Δ. Η ομολογα Κυρλλου το Λουκρεως. Αθναι, 1906; Hofmann G. Griechische Patriarchen und römische Päpste: Untersuchungen und Texte. Bd. 2. Tl. 1: Patriarch Kyrillos Lukaris und die römische Kirche. R., 1929. (OrChr; 15/1); idem. Patriarch Kyrillos Lukaris: Einfluss abendländischer Schriften auf seine Predigten//OCP. 1941. Vol. 7. P. 250-265; Michaelides G. P. The Greek Orthodox Position on the Confession of Cyril Lucaris//Church History. Chicago, 1943. Vol. 12. N 2. P. 118-129; Rozemond K. Notes marginales de Cyrille Lucar dans un exemplaire du grand catechisme de Bellarmin. La Haye, 1963; Hering G. Ökumenisches Patriarchat und europäische Politik, 1620-1638. Wiesbaden, 1968. (Veröff. des Inst. f. Europäische Geschichte Mainz; 45); idem. Οικουμενικ Πατριαρχεο και ευροπακ πολιτικ 1620-1638. Αθνα, 1992; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 259-288, passim; Καρμρης Ι. Ν. Τ δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα. 19682. Τ. 2; Rozemond K., ed. Cyrille Lucar. Sermons, 1598-1602. Leiden, 1974; Hotz R. Ein «calvinistischer» Patriarch von Konstantinopel. Zürich, 1984; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 163-180, passim; Флоря Б. Н. К истории установления политических связей между рус. правительством и высшим греч. духовенством (на примере К-польской патриархии)//Связи России с народами Балканского п-ва. М., 1990. С. 8-42; Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в.//Мир православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 73-86; он же. Константинопольский патриархат в международных отношениях первой трети XVII в.: Дис./Волгоградский гос. ун-т. Волгоград, 2001; он же. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис в переписке Гуго Гроция и Йоханнеса Уитенбогарта (из истории взаимоотношения христианских Церквей в первой трети XVII в.)//Христианство в регионах мира. СПб., 2008. Вып. 2. С. 90-102; Todt K.-P. Kyrillos Lukaris//TByz. 2002. Vol. 2. P. 617-651; Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до наст. времени. М., 20042. 2 т.; Бернацкий М. М. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский Собор 1672 г.//БТ. 2013. Вып. 45. C. 325-330.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

1973. Vol. 13. P. 100-114; Colpe C. Bar Hebräus über die Manichäer//Pietas: FS für B. Kötting. Münster, 1980. P. 237-242; Samir Kh. Trois manuscrits de la chronique arabe de Barhébraeus à Istanbul//OCP. 1980. Vol. 46. P. 142-144; idem. Cheminement mystique d " Ibn al-Ibri (1226-1286)//Proche-Orient Chrétien. Jerusalem, 1987. Vol. 37. P. 71-89; Сериков Н. И. О путях проникновения визант. духовной культуры на мусульм. Восток: Григорий Иоанн абу-л-Фарадж ибн-ал-‘Ибри (бар Эбрей) и визант. историографическая традиция//ВВ. 1984. Т. 45. С. 230-241; Marz ö lph U. Die Quelle der ergötzlichen Erzählungen des Bar Hebräus//Oriens Chr. 1985. Bd. 69. P. 81-125; Hage W. Gregor Barhebräus (1225/26-1286)//TRE. 1985. Bd. 14. S. 158-164; idem. Ecumenical aspects of Barhebraeus " christology//The Harp: A Rev. of Syriac Studies. Kottayam, 1991. N 4. P. 103-109; Teule H. The Ascetical Doctrine of Aksenaiuta in the Ethicon of Barhebraeus//Orientalia Lovanensia Analecta. 1985. Vol. 18. P. 359-369; Poirier P. -H. Barhebraeus sur le libre arbitre//Oriens Chr. 1986. Bd. 70. S. 23-36; Todt S. R. Die syrische und die arabische Weltgeschichte des Bar Hebraeus, ein Vergleich//Der Islam. 1986. Bd. 65. S. 60-80; Colless B. The Mysticism of Bar Hebraeus//OCP. 1988. Vol. 54. P. 153-173; Conrad L. I. On the Arabie Chronicle of Bar Hebraeus//PdO. 1994. T. 19. P. 319-378; Hambye E. R. Bar Ebroyo and the Byzantine Empire//V Symp. Syriacum: Leuven, 29-31 août, 1988. R., 1990. P. 403-408; Jacob A. Enslavement in Syriac Literature - Comparative Chronology with Bar Hebraeus//The Harp. 1995/6. Vol. 8/9. P. 127-132; Panicker M. J. Christology of Bar Ebraya. R., 1995; Takahashi H. Barhebraeus: A Bio-Bibliography. Piscataway (N. J.), 2005. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН (1095-1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля)

http://pravenc.ru/text/166634.html

Киевского, исправленное и переведенное на греч. язык в 1642 г. Мелетием Сиригом; изд.: Снагов мон-рь, 1699 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 3. P. 61-75. N 684). Вместе с «Православным исповеданием...» издан трактат «О 3 добродетелях: вере, надежде и любви» (Εσαϒωϒικ κθεσις περ τν μεϒστων ρετν, Πστεως, Ελπδος κα Αϒπης) иером. Виссариона Макриса (1635-1699) из Янины. В предисловии, обращенном к правосл. читателям, Д. Н. резко полемизирует с ересями кальвинистов и лютеран, с иезуитами, повествует об истории появления и исправления «Православного исповедания...» митр. Петра (Могилы). 8. «Томос радости» (Τμος χαρς); 1-е изд.: Рамнику Вался, 1705 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 43-45. N 37); οσιθου πατριρχου Ιεροσολμων Τμος χαρς//Εκδ. Κ. Σιαμκη. Θεσσαλονκη, 1985. Сборник трактатов против примата Римского папы (состав см.: Todt. 2002. P. 677. Werk 8). Сочинения 1. «Ομολοϒα ρθοδξου πστεως» (Исповедание православной веры), главное богословское сочинение Д. Н. Вместе с актами Иерусалимского Собора 1672 г. оно было составлено им накануне открытия заседаний. В соборных актах Д. Н. опровергает утверждение нек-рых протестант. богословов о близости Православия к учению Реформации. На основании цитат из проповедей патриарха Кирилла Лукариса он попытался доказать, что тот учил православно и не мог быть составителем приписываемого ему «Восточного исповедания...»; единственная вина Кирилла Лукариса состоит в том, что он не выразил однозначного отношения к этому документу. Соч. «Исповедание православной веры» Д. Н. предложил взамен псевдоправосл. «Восточного исповедания...». В его сочинении, имеющем ту же структуру, что и «Восточное исповедание...» (18 глав и 4 вопросоответа), даны определения основных догматов (в частности, исповедуется вера в изменение сущности Св. Даров в Евхаристии) и обозначены основные отличия Православия от протестантизма и католичества. Существует 2 редакции «Исповедания...». 1-я редакция, 1672 г., впервые изданная вместе с актами Иерусалимского Собора в Париже в 1676 г., а в 1678 г.

http://pravenc.ru/text/180353.html

3. «Против схизмы» (Κατ το σχσματος) Максима Пелопоннесского; 1-е изд.: Бухарест, 1690 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 2. P. 475-478. N 635). Прислано в Москву вместе с «Томосом примирения» после 1694 г., переведено на слав. (ГИМ. Син. 490; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 483-489). 4. «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» (Κατ τν καλβινικν κεφαλαων κα ρωτσεων Κυρλλου το Λουκρεως, ντησις) Мелетия Сирига; 1-е изд.: Бухарест, 1690 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 2. P. 458-473. N 632), вместе с актами Иерусалимского Собора 1672 г. Сочинению Сирига предпослано его небольшое житие, написанное Д. Н. (Fol. 7r - 7v). Прислано в Москву в 1691 г., слав. перевод: ГИМ. Син. 158. 5. «Томос примирения» (Τμος καταλλαϒς); 1-е изд.: Яссы, 1694 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 3. P. 28-29. N 658), представляет собой сборник трактатов против Filioque и лат. пневматологии (состав см.: ελδημος. 1982. Σ. LVII-LVIII; Todt. 2002. P. 673-674. Werk 5). Томос прислан в Москву вместе с сочинением Максима Пелопоннесского после 1694 г., частично (вступительные статьи и сочинение Иоанна Евгеника «Возражение против Флорентийского Собора») переведен на слав. язык Евфимием Чудовским (ГИМ. Син. 57; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 481-483). Эти 5 изданий были в разное время присланы Д. Н. в Россию наряду с др. греч. печатными книгами с просьбой перевести на слав. язык и издать типографским способом (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 486-489). 6. «Томос любви» (Τμος ϒπης); 1-е изд.: Яссы, 1698 ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 3. P. 54-59. N 681); антилат. сборник документов и трактатов, преимущественно относящихся к паламитским спорам XIV в. и к вопросу об исхождении Св. Духа. Мн. тексты были опубликованы впервые. Издавая сборник, Д. Н. имел целью прежде всего защитить учение свт. Григория Паламы , к-рое начиная с XIV в. стало одной из главных тем полемики латинян против Православия. В начале сборника Д. Н. напечатал поданное в сент.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ I († 9 или 19.12.1386), патриарх Антиохийский (не позже 1359-1365, 1373-1375/76 и 1378-1386). Патриаршество П. проходило на фоне паламитских споров в православной Церкви и резко обострившихся христианско-мусульм. отношений в Вост. Средиземноморье. Противостояние сторонников и противников исихазма , охватившее Византию в сер. XIV в., вовлекло и клир ближневост. Церквей, выступавший на обеих сторонах конфликта. Не вполне ясно, стояли ли за этим участием духовенства Востока в паламитских спорах осмысленные убеждения или же просто соперничество церковно-политических группировок, прикрывавшееся богословской риторикой. Так, Антиохийский патриарх Игнатий II (1344-1364), происходивший из армян-халкидонитов , видимо с территории Киликийской Армении , а также митр. Арсений Тирский, проживавший в к-польском мон-ре Одигон как представитель Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), были на стороне противников свт. Григория Паламы . Упадок армянского королевства, терпевшего поражения от султаната мамлюков, привел к ослаблению влияния киликийских архиереев в АПЦ. Не позже 1359 г. патриарх Игнатий был свергнут группировкой антиохийского клира паламитской ориентации и замещен митр. Дамаска П. В источниках и научной литературе встречаются утверждения, что именно с этого времени Антиохийский престол закрепился в Дамаске ( Todt. 2006. S. 86), хотя нек-рые авторы связывают это событие с преемником П. Михаилом I (1366-1373). Низложенный патриарх Игнатий нашел убежище в Кипрском королевстве под покровительством династии Лузиньянов (под 1359 кипрский хронист XV в. Леонтий Махерас упом. об участии Игнатия в крестном ходе во спасение от нашествия саранчи). На Кипре существовала большая община правосл. арабов и возник очаг антипаламитских настроений. АПЦ раскололась на приверженцев 2 патриархов. На рубеже 50-х и 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Каллист I отправил 2 почти идентичных послания: одно было адресовано митрополитам АПЦ, другое - не названному по имени Антиохийскому патриарху (RegPatr, N 2415-2416). Патриарх Каллист писал о Соборе 1351 г., принявшем учение свт. Григория Паламы (см. в ст. Константинопольские Соборы ), об осуждении ереси Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина и о происках антипаламитов, в частности митр. Арсения Тирского. Исследователи склоняются к мнению о том, что адресатом послания был патриарх Игнатий II, поскольку от него требовали присоединиться к осуждению митр. Арсения, который в 1361 г. тоже бежал на Кипр. Ряд исследователей (К. Каралевский, Ж. Насралла) утверждали, что патриарх Каллист в послании от янв. 1361 г. признал П. Антиохийским патриархом ( Miklosich, M ü ller. 1860. Vol. 1. P. 412-413). Однако впосл. эта грамота была атрибуирована патриарху Филофею Коккину и передатирована 1376 г. (RegPatr, N 2668).

http://pravenc.ru/text/2579858.html

      Император Никифор Фока был убит в результате придворного заговора в ночь с 10 на 11 декабря 969 г., через полтора месяца после взятия Антиохии. Относительно его осведомленности и вообще отношения к этому последнему крупному событию его царствования в источниках имеются расхождения. По свидетельству Льва Диакона, Антиохия «была взята в точном соответствии с приказами, которые были даны оставленному для ее покорения войску... Когда до василевса дошла весть об этом, он обрадовался и воздал благодарственные молитвы Богу» (Лев Диакон. История. С. 46). На первый взгляд с этим согласуется свидетельство Яхьи Антиохийского: «После взятия Антиохии Михаил аль-Бурджи и Исхак ибн Бахрам отправились к императору Никифору, чтобы обрадовать его приятной вестью о взятии города. Он поблагодарил их за это и одарил своими милостями» (Histoire de Yahya-ibn-Sa‘id... Pt. 1. P. 825). Однако мелькитский историк тут же добавляет: «Потом он рассердился на них, с болью переживая пожар, бывший в городе, и его захват таким способом. Они же возненавидели его» и вскоре согласились участвовать в его убийстве (Ibid. Р. 829). С этим добавлением согласуется в свою очередь повествование Иоанна Скилицы. Он пишет о существовавшем тогда поверье: император умрет вслед за взятием Антиохии. Никифор якобы знал о нем и поэтому не велел Вурце предпринимать активные действия против города, но тот ослушался и подвергся опале (см.: Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum. P. 271, 273). С другой стороны, мотивы императора могли быть чисто политические, если согласиться с тем, что «Никифор... хотел длинный ряд собственных успехов в борьбе против арабов Крита, Киликии и Сирии увенчать капитуляцией Антиохии, которую, он надеялся, сможет принять лично во время своей следующей сирийской кампании» (Todt К.-Р. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit (969–1084)//BZ. Bd. 94(1). S. 239– 267, здесь: S. 239). Во всяком случае, бесспорно, что столь быстрое покорение города не входило в его планы. А противоречащее этому свидетельство Льва Диакона является одним из ярких мест, выявляющих тенденциозный в отношении Никифора характер его «Истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

639 Cm.: Miller. A new Chronology... P. 475–478. После этого, в 1979 г., немецкий византинист П. Шрайнер задействовал свидетельство русских летописей об Александрийском походе. Он собрал воедино всю информацию по теме – и данные Т. Миллера с его новой датировкой гонения на Лазаря, и сведения Ж. Насраллы, нашедшего упоминания о гонении на христиан после александрийского набега в хронике Ибн Касира, и сообщения западных авторов об арестах итальянских купцов и казни францисканских монахов, схваченных в Иерусалиме (см.: Shreiner. Byzanz und die Mamluken...). Таким образом, через 90 лет после того, как архимандрит Леонид обнаружил летописный рассказ об Александрийском походе, основные контуры происходивших во второй половине 1360-х гг. на Христианском Востоке событий стали проясняться. Однако большинство вышеупомянутых исследователей были византинистами, что предопределило специфический ракурс восприятия ими происходившего. Всё подавалось через призму византийской церковной истории, отношений Каира и Константинополя, функционирования «византийского Commonwealth’a». Куда меньше внимания было уделено судьбам собственно Православного Востока, ситуации в христианских общинах Сирии, Палестины и Египта. Как представляется, к этой теме еще многое можно добавить, прежде всего с опорой на арабские источники – аль-Макризи и Ибн Касира. 642 См.: Al-Marz. Kitab al-Khitat. Bayrut, 1959. T. 3. P. 405–406; Ibn Kathr. Al-bidaya... P. 250. 645       Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 678. См. также: Панченко К. А. Игнатий II, патриарх Антиохийский//ПЭ. 2009. Т. 21. С. 133–134. 646       Известен арабский колофон 1353 г., написанный этим митрополитом (РГАДА. Ф. 1608. 129. Л. 7). 647       См.: Nasrallah. Chronologie des patriarches... P. 21; Todt К-Р. Griechisch- Orthodoxe (melkitische) Christen im zentralen und siidlischen Syrien//Le Museon. Louvain, 2006. T. 119. Fasc. 1–2. P. 33–87, здесь: c. 85–87; Порфирий (Успенский) , en. Восток Христианский//ТКДА. 1875. Дек. С. 81–96, здесь: с. 90; Жузе П. Епархии Антиохийской Церкви//СИППО. 1911. С. 481–498, здесь: с. 491.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. природная) светлость. Несмотря на глубокое догматическое раскрытие вопроса о созерцании Фаворского света преображенными очами, Иоанн Кантакузин оказывается в этом трактате более консервативным, чем остальные паламиты; так, отрицая правомерность наименования Фаворского света энергией Божией, он противоречит свт. Григорию Паламе. Литература Использованные материалы   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85   Dölger. 1938   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 274; видимо, это дядя Иоанна Кантакузина Иоанн Синахерим Ангел, великий стратопедарх (военачальник); ср.: PLP, N 25146   Nicol. The Byzantine Family... 1968. P. 36   Guilland. 1938. P. 58, 64, 72   Ps.-Codin. De offic.//Verpeaux. 1966. P. 136   Weiss. 1969. S. 10-11   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 206-207   Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 633   Werner. 1965. P. 255-276   Werner. 1966. S. 120   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 1037-1042   Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 105-111   Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 114-117; Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 876   Failler. 1973   Niceph. Greg. Hist. Vol. 3. P. 200   Θιλοθου Κοκκνου Αγιολογικ ργα/Εκδ. Δ. Μ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985. Σ. 552   Loenertz. 1964   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 8, 10   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 755   Hunger. 1976; Idem. Literatur   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 365, 368, 557; Vol. 2. P. 78, 610; Vol. 3. P. 308   Kazhdan. 1980   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 160, 221; Vol. 3. P. 35, 261   Parisot. 1845   Hunger. Literatur   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 195   Ps.-Codin. De offic.   Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 49-52   Hunger. 1976; Miller. 1976   PG. 154. Col. 371-584   PG. 154. Col. 584-692   ср.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 75. 214-216   Σωτηρπουλος. 1983   Todt. 1991. S. 126   Прохоров. 1997. C. 33-35   публ. фрагмента: PG. 154. Col. 694-710   Todt. 1991. S. 117   см.: ИАБ. С. 364   книги I 1 и I 4 опубл.: PG. 152. Col. 663-738; 2-я кн. посвящена опровержению соборного томоса 1351 г.- Todt. 1991. S. 115; там же см.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

Vol. 2: Scriptores ecclesiastici et concilia saeculorum XIV et XV, 512–513. London: Richard Chiswell, 1698. Переиздано в 1745 г., 69–70. Нач. XIX в. Написаны житие в виде энкомия и последование службы святителю. Житие содержит немного биографических сведений о свт. Филофее. Автор – анонимный афонский монах, который не знал житие и последование XIV в. Тексты изданы: Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… 1857 г. Kleopas, Dionysios. Το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης το Παλαμ, μιλαι μα´. Jerusalem, 1857. 1874 г. Издан энкомий прпмц. Анисии, авторы издания – Триантафиллис, Граппутос (Triantaphylles, Grappoutos). Triantaphylles, Konstantinos, Albertos Grappoutos, eds. Συλλογ λληνικν νεκδτων. Venice, 1874. 1888 г. Издано житие прп. Саввы Нового, автор издания – Пападопулос-Керамевс (Papadopoulos-Kerameus). Papadopoulos-Kerameus, Athanasios. νλεκτα εροσολυμιτικς Σταχυολογας. Vol. 5. St. Petersburg, 1888. Переиздано: Brussels, 1963. 1905 г. Издано житие патриарха Исидора I Вухира, автор издания – Пападопулос-Керамевс (Papadopoulos-Kerameus). Papadopoulos-Kerameus, Athanasios. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. Записки историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского Университета 76 (1905): 52–149. 1911 г. Издана заметка о прп. Никодиме Новом автор издания – Гедеон (Gedeon). Gedeon, Manuel. ρχεον κκλησιαστικς στορας. Tome 1, vol. 2, Constantinople, 1911. 175–185. 1935 г. Появляется первая словарная статья о свт. Филофее в «Dictionnaire de théologie catholique», автором которой является Лоран (Laurent). Статья имеет следующую структуру: жизнь, труды и библиография. Материал статьи в дальнейшем используется и редактируется в последующих словарных статьях (авторов – Beck, Janin, Kourouses, Chiovaro, Beyer, Tinnefeld, Solignac, Zeses, Talbot, Todt, and Mitrea). Laurent. Philothée Kokkinos/Dictionnaire de théologie catholique. 12.2. 1935. p. 1498–1509. 1951/52 г. Издан энкомий вмч. Димитрию Солунскому, автор издания – Лаурдас (Laourdas).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Стало быть эта церковь построена ранее. На паперти есть колодец глубокий с водою. На обратном пути в монастырь, сопровождавшие нас (4) священники указали развалины церкви Св. Саввы или, лучше, один большой камень на двух малых и место. Неподалеку от вышеупомянутой церкви, внизу под горою, – развалины церкви Св. Екатерины, – видны огивный вход., – и на высокой горе – Св. Лазаря; первые и последние развалины едва заметны. Мы вошли в монастырь с северной стороны в малые ворота. Видно, что эта обитель была, как лавра, и окружена церквами. ΝΒ. Напротив монастыря, на южной стороне, под каменным холмом, монастырь Св. Георгия, за ним далее, на оконечности холма, влево от дороги из монастыря, монастырь Св. Христофора. На северной стороне, на высокой горе, монастырь Св. Фомы, – нм владеют католики, но не живут; он обнесен четвероугольною стеною; есть ворота; среди стен стоит здание, т. е. церковь . Недалеко от деревенского колодца развалины церкви Св. Иоасафа. ΝΒ. Болгарские часы, т. е. ослы. ΝΒ. Здесь, скушав яйцо всмятку, разбивают скорлупу тотчас; верят бо, что черт делает из нее для себя дом. Пред обедом замечено: пирующие на свадьбе пляшут на кровле, двое пляшут с платками в руках, а прочие поют; женщины зевают с другой кровли. Женщины визжат; переход из октавы в soprano и наоборот, а порой их визг походит на ржание молодой кобылицы. После обеда сон. – В 4½ часа осмотр ризницы. Облачения священнические связаны в узелках и хранятся в сундуке. – Алтаря пол весь покрыт мозаикою, – древность. На престоле стоит ковчег во всю длину его; на нем спереди – тайная вечеря; внутри – хранятся запасные дары. – Два серебряные сосуда в шкафце в молельне и тут же дискосы и лампады серебряные. В молельне висит по иконостасу в полуциркуле 16 серебряных больших лампад хорошей работы; пред ними 5 лампад больших стеклянных, из них две фарфоровые, тонкие, прозрачные; среди одна большая лампада серебряная с 4 малыми, висящими на ней, прикрепленными к ней; среди молельни стоит столб каменный; на нем большая стеклянная лампада с неугасимым огнем, по бокам его два подсвечника с большими свечами восковыми расписными и два малых с таковыми же свечами. – В окне, где хранится в каменном ковчеге под покровом икона Св. Луки, сделана серебряная решетка; окно закрывается створчатыми серебряными полотнищами чеканной работы с изображениями священными. За решеткою висят кресты, иконы, привески; одна из привесок замечательна, – выработана из кости; на одной стороне представлена нагая женщина, прокалывающая себя мечом под титькою, на другой в круге солнце и около него 12 зодиаков; а вверху надпись=имя (Boly Todt) и год 1567-й. Над створом висят разные завесы небольшие, изрядные; на одной я заметил кованые серебряные бляхи маленькие в виде квадратов и большие в виде цветов. – Весь пол в молельне из разноцветного мрамора, штучный, мелкотравчатый, равно и стенка под окном из таковой же мозаики.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009