Читаю: Sehlaf and Todt vod Splittgerber. – Надо, говорит, обратить внимание на религиозно–мистическую сторону сновидений и еще что-то, не помню. А при прощальном благословении, как мне показалось, с ироническим оттенком в голосе и глазах заметил: а вы постарайтесь и собственный опыт привлечь к сочинению, понаблюдайте за своими сновидениями, но быть может вы их не видаете! – Последнее верно: своих снов, обычно, я не замечал и не помнил. Впрочем, иронии-то, быть может, и не было, она могла только показаться мне. Дело в том, что я любил работать над сочинениями по ночам, со свечей, в одиночной тишине, когда все уходили в спальни. Вследствие этого приходилось иногда просыпать первые лекции. Да и после обеда, вместо гулянья, я не прочь был полежать с книгой в руках и нередко по-стариковски вздремнуть. Поэтому ирония могла быть горением шапки на воре. Прочитал я книгу с большим любопытством. так как в ней много сообщений о таинственных и загадочных снах. Однакож, я отнесся к этим рассказам с сомнением, сообщения показались мне научно не проверенными, да и, признаться, побаивался психолога, почему- то казавшегося мне позитивистом и эмпиристом. Но и ограничиться сокращением и систематизацией разбросанного у Мори материала я считал как бы ниже студенческого достоинства. Решил оригинальничать: весь физиологический и психологический материал Мори свел к доказательству положения, что сон для человека есть не природная необходимость, а унаследованная вековая привычка. Кроме Мори и разных собственных своих соображений и доказательств не помню, каких, но верно пустячных и наивных, я пустился и в библейское богословие. В Библии-де не сказано, чтобы Адам спал до того момента, когда Бог «навел исступление (экстаз по греч.) на Адама и он уснул» ( Быт. 2:21 по LXX). Значит и сон Адама был не делом природы его, и он прежде не спал, а подвергся сну только вследствие особого и сверх природного действия Бога на Адама в экстазе, не составляющем прирожденной человеку необходимости и т.д. в том же роде. Пошла в ход и семинарская еврейщина: тардема-де значить обморок, летаргия – состояние исключительное. а не постоянное и нор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боэмунд I, гр. Тарентский (июнь 1098 - авг. 1100; май 1103 - осень 1104); Танкред (регент: март 1101 - май 1103; осень 1104-1108, кн.: 1108 - дек. 1112); Рожер, гр. Салернский (дек. 1112 - 28 июня 1119); Балдуин II, кор. Иерусалимский (регент, июль 1119 - сент. 1126); Боэмунд II (окт. или нояб. 1126 - февр. 1130); Алиса, вдова Боэмунда II (февр. 1130-1132; 1135-1136); Фульк, кор. Иерусалимский (регент, 1132-1136); Раймонд, гр. Пуатье (1136 - 29 июня 1149); Констанция, вдова Раймонда (1149-1153); Рейнальд, гр. Шатильонский (весна 1153 - нояб. 1160 или 1161); Балдуин III, кор. Иерусалимский (регент, нояб. 1160 или 1161 - 10 дек. 1163); Боэмунд III (февр. 1163 - апр. 1201); Боэмунд IV (апр. 1201 - февр. 1216; 1219 - зима 1233); Раймонд Рубенид (14 февр. 1216-1219); Боэмунд V (зима 1233 - янв. 1252); Боэмунд VI (зима 1252 - 18 мая 1268). Ист.: Guillelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum//RHC, Occ. Vol. 1; Gaimundus de Agiles. Historia Francorum//Ibid. Vol. 3; Fulcherius Carnotensis. Gesta Francorum//Ibid. Vol. 3; Ordericus Vitalis. Historia Ecclesiastica//PL. 188. Col. 1-984; Assises d " Antioche. Venise, 1876; Michel le Syrien. Chronique. P., 1904. T. 1-4; Анна Комнина. Алексиада/Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 1996. Лит.: Rey F. G. Histoire des princes d " Antioche//Revue d " Orient latin. 1896. T. 4; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Yewdale R. B. Bohemund I, Prince of Antioch. Princeton, 1925; Dussaud R. Topographie historique de la Syrie. P., 1927; Cahen C. La Syrie du Nord à l " époque des Croisades et la principauté franque d " Antioche. P., 1940; idem. Turcobyzantina et Oriens Christianus. L., 1975; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1954; Заборов М. Крестовые походы. М., 1956; Галстян А. «Антиохийские ассизы» по переводу Смбата Спарапета, армянского историка XIII в.//ППС. 1960. Вып. 5 (68); Kugler B. Boemund und Tankred Fürsten von Antiochien. Tüb., 1962; A History of the Crusades/Ed. K. M. Setton. L., 1969; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. L., 1980; Lilie R.-H. Byzanz und die Kreuzfahrerstaaten: Stud. z. Politik d. Byzantinischen Reiches gegenüber den Staaten der Kreuzfahrer in Syria und Palästina. Münch., 1981; Бозоян А. А. Восточная политика Византии в Киликии в 30-е - 70-е годы XII в. Ереван, 1984; McQueen W. B. Relation between the Normans and Byzantium 1071-1112//Byz. 1986. T. 56. P. 427-476; Степаненко В. П. Равнинная Киликия во взаимоотношениях Антиохийского княжества и княжества Рубенидов в 10-40-х годах XII в.//ВВ. 1988. Т. 49; он же. Цицилия, «дама Тарса и сестра короля»: Равнинная Киликия в составе Антиохийского княжества 1108-1137 гг.//Там же. 1991. Т. 51; История Крестовых походов/Ред. Дж. Райли-Смит. М., 1998; Todt K.-P. Region und griechisch-ortodoxes Patriarchat von Antiocheia, 969-1204. Wiesbaden, 1998.

http://pravenc.ru/text/115778.html

Да, в сущности, вся жизнь есть умирание, «alles ist todt und wir sind todt». Конечно, думал я обо всем этом не в первый раз. но вчера в моих осенних думах была какая-то новая яркость и небывалая острота. Может быть, потому, что рождавшейся во мне песне без слов о нашем счастье, все более и все безотменнее оковываемом смыкающимся кольцом грядущей смерти, так дружно аккомпанировали и вся моя теперешняя жизнь, и ранняя весна, похожая на глубокую осень… Сидел я в окопе с закрытыми глазами. Мокрый брезент у входа судорожно бился в холодном, осеннем ветре, свистевшем, казалось, у меня в позвоночнике. Ноги замерзали в мокрой соломе, а в голове и в висках разгорался какой-то не то нервный, не то лихорадочный жар. Душу все еще стерегли воспоминания о пасхальных днях, когда после тяжелой боевой работы (я только чудом спасся) мы темною ночью пили чай на шоссе, создав уют и домашний очаг между двумя попонами, и чувствовали себя такими счастливыми и укрытыми по сравнению с проходившими мимо пленными, ранеными и теми еще неподобранными, стоны которых временами доносились до нас… А над этими картинами ада возносился, как на старых иконах, райский мир только что прочитанного «Дворянского гнезда». Как странно, Наташа, что райский мир на этот раз мне рисовался миром смерти. Красота строгого искусства Тургенева как-то беспереходно сливалась с красотою моей жизни. И так отрадно мне было сознавать, что когда я вернусь в свое гнездо, то не под моим пальцем и не в чужом доме, и не чужим одиноким стариком сочиненная раздастся песнь моей любви, но ты сама сядешь за наше старенькое пианино и сыграешь мне 3 этюда Шумана, вальсы Шопена и прелюдию Скрябина, что так часто играла мне, когда мы были молоды. Я сидел, думал и грезил. Дождь хлестал все сильнее. Все злее и отчаяннее метался брезентовый парус у входа в окоп. Голове становилось все жарче, а ногам все холоднее, и так отчаянно хотелось комнаты с мягкой мебелью, свечами и ковром (ведь есть же, наконец, где-нибудь в мире комната, в которой свечи не гаснут от ветра) и твоей милой руки душистой и в знакомых кольцах. И так окончательно все это было недостижимо, и так ничего не ждало впереди, кроме ночи в улучшенном окопе и еще долгих дней войны. Мне чувствовалось, что со мною творится что-то неладное, что я заболеваю… 3-го апреля

http://azbyka.ru/fiction/iz-pisem-prapor...

2006). Некоторые исследователи выдвигали гипотезу о неподлинности либо обоих документов, либо только «Раскаяния» (см., напр.: Seebass. 1994. S. 419; Goertz. 2015. S. 214). Однако это мнение не находит подтверждения ни в одном источнике, а выдвигавшиеся в его пользу аргументы малоубедительны. Оба документа действительно не были написаны М. и не имеют характерных признаков его стиля, но они были им одобрены и авторизованы. Согласие М. с содержанием документов в первые дни после поражения под Франкенхаузеном можно объяснить и воздействием пыток, и его общей слабостью и растерянностью, и вполне осознанным изменением позиции и действительным раскаянием (подробнее см.: Wolgast. 1989; Hoyer. 2000; Br ä uer, Vogler. 2016. S. 374-376). В сообщении герц. Саксонского Георга о М. заметно удовлетворение происшедшим; он противопоставляет М. и казненного в один день с ним Пфайффера, утверждая, что один признал свои ошибки, а другой до конца остался упорным (см.: MüntzKGA. Bd. 3. S. 262. N 170). Однако герцог и др. князья в собственных политических интересах абсолютизировали значение согласия М. подписать «Признание...» и «Раскаяние»; в действительности его согласие имело лишь временный и промежуточный характер. По-видимому, в последние часы жизни М., к неудовольствию его противников, скорректировал свою позицию, что оказалось отражено в сообщающих об обстоятельствах его казни источниках, хотя и весьма туманно. Отличие подлинной позиции М. от высказываний, сделанных от его имени в «Раскаянии», заметно при сопоставлении содержания «Раскаяния» с датированным тем же днем прощальным письмом М. общине Мюльхаузена (текст см.: Ibid. Bd. 2. S. 491-504. N 152). Это письмо содержит стилистические и тематические признаки авторства М. и является его духовным и политическим завещанием. Вводное приветствие свидетельствует, что М. воспринимал свое пленение и неминуемую казнь как этапы на избранном им пути страданий: он желает общине Мюльхаузена «спасения и блаженства через страх, смерть и ад» (durch angst, todt vnd helle).

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Иакова по свитку IX века Vatican gr. 2282 (издание: Mercier). Процесс постепенной византинизации завершился более или менее к XIII веку, и его история все еще ждет своего исследователя, см. Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 56–57; Nasrallah J. La liturgie des Patriarcats melchites de 969 a 1300//OC. 71. 1987. P. 156–181; Hannick Ch. Annexions et reconquêtes Byzantines: peut-on parler d " »uniatisme» byzantin?//Irenikon. 1993. 66. P. 451474; Leeming K. The Adoption of Arabic as a Liturgical Language by the Palestinian Melkites//ARAM. 2003. 15. P. 239–246; Todt K.-P. Religion und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in Mittelbyzantinischer Zeit//BZ. 2001. Bd. 94.P. 239–267. Все еще актуальны некоторые ранние исследования: Korolevsky C. Histoire des patriarcats melkites (Alexandrie, Antioche, Jérusalem) depuis le schisme monophysite du sixième siècle jusqú à nos jours. Vols. II–III. Vol. III. P. 1–21=id. History of the Melkite Patriarchates (Alexandria, Antioch, Jerusalem) from the Sixth Century Monophysite Schism to the Present (1910). 3 vols. Vol. III.1. P. 1–25; Charon. P. 473–718 Meester de P. Grecques (liturgies)//DACL VI.2, 1605–1608. 648 Для общего обзора развития последних 75 лет я отсылаю к моим работам, первая из которых написана с европейской перспективы, а вторая – с американской: Taft R.F. Liturgiewissenschaft; id. A Generation of Liturgy in the Academy. 649 О Матеосе и его труде см. Taft R.F. Juan Mateos; библиографию Арранца см. на сетевом ресурсе: www.miguel-arranz.net. 651 См. например Taft R.F. Through Their Own Eyes. Liturgy as the Byzantines Saw It//Patriarch Athenagoras Orthodox Institute – The Paul G. Manolis Distinguished Lectures 2005. Berkeley, 2006. 652 См. статьи в выпусках 2004–2008 гг. издания Divinitas. Rivista internazionale di ricerca e di critica teologica, в которых подвергается критике решение Ватикана от 2001 г. о признании действительности ассирийской анафоры Фаддея и Мария, не содержащей Тайноустановительных слов, об этом см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Louvain, 1988. T. 2/2: 750 - Xe s.; 1983. T. 3/1: 969-1250; Макарий (Тайяр), архим. История Антиохийской Церкви от ее основания до нач. XX в.: Магист. дис./МДА. М., 1978. Т. 1; Griffith S. H. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. 1988. 1; Большаков О. Г. История Халифата. Л., 1989-1998. 3 т.; Бат-Йеор. Зиммии: евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. Т. 2; Кривов В. В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв.//Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 247-255; Bischöfe, Mönche und Kaiser (642-1054)/Hrsg. v. G. Dagron, P. Riché, A. Vauchez. Freiburg; Basel; W., 1994. (GChr; 4). S. 391-472; Todt K. -P. Notitia und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jahrhundert//Orthodoxes Forum. 1995. Bd. 9. S. 173-185; idem. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996-1997. 3 т. К. А. Панченко От османского завоевания до кон. ХХ в. Эпоха Османского владычества (1516-1918) В XIV в. в Вост. Средиземноморье началось стремительное возвышение новой державы - Османской империи. 29 мая 1453 г. османский султан Мехмед II овладел К-полем. В результате победоносных походов султана Селима I (1512-1520) турки уничтожили гос-во мамлюков. К сер. XVI в. весь Ближ. Восток и Сев. Африка, а также большая часть Вост. Европы, в т. ч. весь правосл. мир, за исключением России и западнорус. земель в составе Литвы и Польши, оказались под властью османов. Территория Сирии, завоеванной османами в 1517 г., была разделена на неск. провинций (эялетов, пашалыков); лишь Горный Ливан с преимущественно христ. и друзским населением оставался полунезависимым от Высокой Порты. На 4 столетия территория Антиохийского Патриархата вошла в состав Османской империи. В первые века существования Османское гос-во отличалось относительной веротерпимостью.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Истина о Боге кроется в смерти Христа – в этом предельном отречении Бога от Своей божественности. Так уже Лютер сформулировал «теологию Креста» (theologia crucis), парадоксальным образом завершившую прелюдию к теологии «смерти Бога». Прежде чем Гегель 23 употребил формулу «Бог мертв» (Gott ist tot), а Ницше открыл в ней свершившийся факт, она уже была известна западноевропейскому человеку, распевавшему во время службы на Страстную Пятницу протестантский псалом: О grosse Noth! Gott selbst liegt todt («О великое бедствие! Сам Бог лежит мертвым») 24 . В перспективе субъективно–эмоционального благочестия первых реформаторов, свершившийся на кресте отказ Бога от Своей божественности означал смерть «абстрактного Бога» (des abstrakten Gottes), то есть вынужденный отказ человека от претензий на познание трансцендентного Абсолюта путем объективных доказательств. И только ценой такого отказа от абстракции Бог мог быть сохранен в качестве конкретного события индивидуальной веры. С этой же перспективой согласуются и великие мистики эпохи Реформации (Якоб Бёме, Ангелус Силезиус и др.): божественный космос становится познаваемым лишь из человека–микрокосма, из его конкретного жизненного опыта, а не из абстрактных интеллектуальных построений объективной логики. «Сущность Бога не может быть разгадана из дел творения или какой–либо иной объективной данности. Познание Бога должно быть ограничено крестом Христовым. Что означает крест для идеи Бога? Пресечение всех попыток достигнуть непосредственного знания Бога. На кресте Христовом мы вообще не видим никакого следа Бога. Загадка креста в принципе проясняет для нас ту истину, что наш Бог – это сокрытый Бог» 25 . «Теология креста» представляет собой воинствующее отрицание интеллектуализма, замкнутое, однако, в пространстве его исходных предпосылок: в «монизме субъекта», в исчерпании всякой познавательной возможности пределами индивидуального усилия. И если силлогистическое обоснование божественной истины расчищает путь оспариванию бытия Божия с позиций рационализма, то абсолютизация субъективной веры в Бога ведет прямиком к Его отвержению посредством «объективного» опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

П. полностью разделяет т. зр. Кирулария в вопросах о прибавлении к Символу веры (к-рое П. считает «наихудшим злом») и о безбрачии духовенства. В то же время П. отказывается верить сведениям о том, что римляне не почитают иконы и мощи святых. Предлагая Кируларию написать новому папе, П. советует ему требовать от того лишь удаления Filioque из Символа веры и оставить в стороне опресноки вместе с проч. спорными вопросами, дабы «не погубить все, добиваясь всего» (Ibid. P. 203). П. призывает Кирулария проявлять сдержанность и осмотрительность, дабы избежать еще большего разрыва между Церквами. Как видно, в послании к Кируларию П. отстаивает позицию, весьма далекую от той, к-рую он защищал в послании к Доменико. Опресноки больше не кажутся ему важной проблемой. Безусловно, должно было пройти нек-рое время для столь заметной перемены во взглядах. Поскольку переписка между Кируларием и П. датируется летом-осенью 1054 г., письмо П. Доменико должно было быть написано заметно раньше, что подтверждает его датировку временем не позже 1053 г. и, соответственно, датировку назначения П. на Антиохийскую кафедру временем не позже 1051 г. Сохраненные в рукописной традиции т. н. каноны П. являются позднейшими выдержками из его послания к Доменико Градскому. Соч.: Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saec. XI composita extant/Ed. C. Will. Lipsiae; Marpurgi, 1861. P. 189-204, 208-228; Michel A. Humbert et Kerullarios. Paderborn, 1930. Bd. 2. S. 416-457; idem. Die Botschaft Petros " III von Antiocheia an seine Stadt über seine Ernennung//BZ. 1938. Bd. 38. N 1. S. 111-118. Лит.: Michel A. Die Friedensbotschaft Grados an Antiocheia im Schisma des Kerullarios (1053-1054) und ihr Widerhall//Studi Gregoriani per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947. Vol. 2. P. 163-188; Bianchi G. Il patriarca di Grado Giovanni Domenico Marango tra Roma e l " Oriente//Studi Veneziani. Pisa, 1966. Vol. 8. P. 19-125; Todt K.-P. Die Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 668-691; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 122-212. А. В. Бармин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580344.html

Ein exegetisch-dogmatischer Versuch von Prof. Leonhard Usteri. Vierte Ausgabe, Zürich 1832. S. 38. 39: «ist die Sündhaftigkeit in ihm (в человеке до какого бы то ни было закона), als Anlage, aber sie ist todt, νεκρ, oder schläft gleichsam… Als einen solchen Zustand todter, unbewusster Sündhaftigkeit mussen wir den sogenannten Zustand der Unschuld, oder das paradiesische Leben der ersten Menschen ansehen». Ср. Die Eschatologie des Paulus in ihren Zusammenhängen mit dem Gesamtbegriff des Paulinismus dargestellt von Lic. Rich. Kabisch, Göttingen 1893, S. 154. 144 Dr. (Prof.) Hermann Lüdemann, Die Anthropologie des Apostels Paulus und ihre Stellung innerhalb seiner Heilslehre, Kiel 1872, S. 88. 145 H.J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentl. Theologie II, S. 42: «das Sündenprinip wie in jedem Menschen so auch in Adam als schon gegeben, wenngleich schlummernd, vorausgesetzt wird». О других подобных предположениях см. у C. Clemen, Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 61–62. 146 Cp. O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 182: «Совершенно согласно с раввинской теорией и Павел в ( Рим.7:7–24 ) описывает состояние человека (независимо от христианского искупления) как раздор между двояким, добрым и злым, „законом», т. е. стремлением», причем у него «мертвый» грех означает «не то, что его совсем не было, а только то, что он еще не действовал и покоился в качестве скрытой силы или потенциального злого влечения» (Der Paulinismus, S. 57–58). См. еще Hofmann, Philippi и Sabatier у C. Clemen, Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 63. 147 C.G. Montefiore в «The Jesish Quarterly Review» VI. 23 (April, 1894), p. 436: «by Adam’s disobedience the power of sin evoked, and the flood-gates of iniquity were unbarred». 150 Cp. H. Fr. Th. L. Ernesti, Vom Urspunge der Sunde I, S. 101. Leonh. Usteri, Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes, S. 39–40. Aug. Neander, Geschichte der Pflanzung und Leitung der christl. Kirche II (Hamburg 1833), S. 528. James Fr. Clarke, The Ideas of the Apostle Paul, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

XX в. больше всего христиан было в Мосуле). В кон. XX в. усилилась эмиграция христиан из Ирака, и в частности из Б., вызванная последствиями ирано-ирак. войны 1980-1988 гг., войны в Персидском зал. 1991 г. и международных санкций, наложенных на Ирак в 90-х гг. Разрушение экономики, резкое падение уровня жизни, отчуждение от мусульм. большинства, неуверенность в завтрашнем дне привели к тому, что в посл. десятилетие XX в. страну покинула 1/6 христ. общины. В кон. XX в. в Б. находились резиденции патриарха халдеев, архиепископа сиро-католиков, несторианского митрополита, подчиняющегося патриарху Церкви Востока, находящемуся в США, патриарха альтернативной несторианской иерархии (с 1968), лат. архиепископа, епископов Армянской Апостольской и Армянской католической Церквей; существуют община сиро-яковитов, небольшие группы протестантов, мелькитов, коптов, православных. Ирак входит в состав Багдадско-Кувейтской митрополии Антиохийской Православной Церкви. Лит.: Березин И. Н. Христиане в Месопотамии//Москвитянин. 1854. 16; Le Strange G. Baghdad during the Abbasid Califate. Oxf., 1900; Baghdad//The Encyclopedia of Islam. New ed. Leiden; L., 1960. Vol. 1. P. 894-910; Browne L. E. The Esclipse of Christianity in Asia. N. Y., 1967; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968. P. 274-277; Baghdad//First Encyclopedia of Islam. Leiden; N. Y., 1987. Vol. 2. P. 563-569; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 892-894, 907-910; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; Todt K.-P. Notitia und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. Münch., 1995. Bd. 9. P. 173-185; Habbi Y. Christians in Iraq//Christian Communities in the Arab Middle East. Oxf., 1999. P. 294-304. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/text/77320.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009