Деян. 11:28; 13:1; 15:32. 704 1 Тим. 1:3; 3:14; 2 Тим. 4:9,21; Тит. 1:5; 3:12; 1 Пет. 5:12. Кальвин придерживается такого же мнения по поводу евангелистов: «Per Evangelistas eos intelligo, qui quum dignitate essent Apostolis minores, officio tamen proximi erant, adeoque vices eorum gerebant. Quales fuerunt, Lucas, Timotheus, Titus, et reliqui similes: ас fortassis etiam septuaginta discipuli, quos secundo ab Apostolis loco Christus designavit (Luc. 10. 1)» я считаю тех, кто имел служение, близкое к апостольскому, хотя и уступающее ему в достоинстве. Таковы были Лука, Тимофей, Тит и равные им. Вероятно, можно отнести к евангелистам и тех семьдесят учеников, которых Иисус Христос избрал во вторую очередь после апостолов (Лк. («Наставление в христианской вере», IV, гл. 3, § 4). 705 Lightfoot, p. 197. Прочие англиканские авторы, согласные с позднейшим преданием (Евсевий, «Церковная история», III. 4; «Апостольские постановления», VII. 46), считают Тимофея и Тита предтечами епархиальных епископов. к их числу относятся еп. Вордсворт (Chr. Wordsworth, A Church History to the Council of Nicaea, 1880, p. 42) и автор статьи «Епископ» в «Словаре» Смита и Читэма (Smith and Cheetham, Diet, of Christ. Ant., I, p. 211). 706 Греческое слово πρεσβτεροι соответствует еврейскому zekenim; см. выше, §51. Это звание, как и титулы «сенатор», «олдермен», сначала было данью возрасту, а затем высокому положению членов муниципального или государственного органа управления. На такие должности обычно выбирали пожилых, опытных людей, хотя бывали и исключения. Тимофей был рукоположен в сравнительно молодом возрасте (1 Тим. 4:12). Первоначально римский сенат состоял из людей почтенного возраста, но после правления Августа ae tas senatoria сократился до двадцати пяти лет. Употреблять слово «пресвитер» в значении «священник» (sacerdos, ιερες) начали при Киприане, а в период с V по XVI век такая практика стала общепринятой. в Новом Завете нет и намека на существование какой–то особой касты священников. 707

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

1169 Это и против Aug. Ferd. Dahne, который допускает возможность воплощения – Verkorperung (Geschichtl –iche Darstellung der judisch – aleandrinischen Religions – Philosophie I, S. 437 – 438), хотя для аналогий указывает (I, S. 386) на Scheinkorper. 1170 Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 166 и в «Вопросах философии и психологии» IX, 41 (кн. 1 – я за 1898 г.), стрн. 181. 1171 У Филона Логос, какидеальный прототип, невидим и вообще недоступен чувственному восприятию (ср. выше на стрн. 272); намеки обратного свойства объясняются отголосками откровенного учения об исторических обнаружениях Бога в мире (Anathon Aall, Der Logos II, S. 30); конечно, «der Logos kann wohl bei Philo als das geistige Wesen einer geschichtlich auftretenden Person oder wieder als der Trager einer Episode erscheinen, aber nie kommt eine menschen – ahnliche Individualitat heraus, deren psychisches Leben als solches Gegenstand der Erorterung werden konnte» (II, S. 145). 1172 Quis rerum divinarum heres sit § 42 fin. M. I, 473. CW. III, 47. Yonge II, 134. Из сказанного у нас в тексте ясно, что это место напрасно привлекается для «понятия космического примирения» в послании к Колоссянам (O. Pfleiderer, Das Urehristenthum, S. 676; но ср. у нас на стрн. 277, 280) и для догмата об искуплении Христовом вообще (William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. 525). 1173 См. о сем и у проф. ММ. Д. Муретова, Учение у Филона Александрийского и Иоанна Богослова, стрн. 206. См. выше на стрн. 327. 1174 См. напр. W. Fr. Gess, Christi Person und Werk II, 2, S. 495. A. Edersheim, Histiry of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusalem under Titus, p. 419 – 420. C. Siegfried, Philo von Alexandria als Ausleger des A. T., S. 403. Prof. James Stevenson Riggs, Alexandria and the New Testament в «The American Journal of Theology» I, 4 (October, 1897), p. 940. Eug. Menegoz, La theologie de l’Epitre aux Hebreux, p. 198. 202. W. E. Ball, St. Paul and the Roman Law and other Studies p. 119. Проф. Ст. М. Сольский, Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении (Киев 1877), стрн. 89. Н. Д. Молчанов (ныне епископ Никандр). Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям (Тамбов 1883), стрн. 197. См. и стрн. 364, 368.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Paul and the Roman Law and other Studies, p. 111 – 112, но Dr. J. Hamburger признает (в Real –Encyclopadie des Judentums III, 4, S. 93), что это скорее было стремлением, чем осуществлялось в действительности. 1314 Heeronymi De viris illustr. cap. 11 (Migne, lat. ser. t. XXIII, col. 629): «De hoc vulgo apud Graecos dicitur: id est, aut Plato Philonem sequitur, aut Platonem Philo: tanta est similituto sensuum et eloquii». Ejusdem epist. LXX (al. 84 vel 83), § 3 (Migne, lat. ser t. XXII, col. 666 fin.): «Quid loquar de Philone, quem vel alterum, vel Judaeum Platonem critici pronuntiant?» Jsidori Pelus. epistolarum lib. III, epist. 81 (Migne, gr. ser. t. LXXVIII, col. 788). Suidae Lexicon graece et latine ad fidem optimorum librorum exactum post Thoma Gaisfordum recensuit et annotatione critica instruxit Godofredus Bernhardy II, Halis et Brunsvigiae 1853, p. 1498 – 1499. 1315 Hioronymi epist. XXII, col. 421): Tales Philo Platonici sermonis imitator: tales Josephus, Graecus Livius, in secunda Judaicae captivitatis historia Essenos refert. Заслуживает упоминания, что с этой стороны и сам Филон выделял себя от собственно евреев (De confus. lingu. § 26: M. I, 424. CW. II, 253. Tonge II, 27). Вообще, вокабуляр Филона носит платоновский отпечаток: см. Rev. H. A. A. Kennedy, Sources of New Testament Greck, Edinburgh 1895, p. 54. 1316 Ср. Prof. Albrecht Thoma, Die Genesis des Johannes – Evangelium, S. 33. При отмеченных условиях вполне понятно, что «безграничное применение аллегорического истолкования» у Филона было «слишком призрачным и совершенно исключительным»: William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. 134. 1317 A. Edersheim, History of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusalem under Titus, p. 409. См. и Jacob Horovitz, Untersuchungen uber Philons und Platons Lehre von der Weltschopfung, S. 70. 1318 Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 161. Dr. N. I. Weinstein называет Филона последним и превосходнейшим представителем александрийской теософической школы (Zur Genisis der Agada II: Die Alexandrinische Agada, Gottingen 1901, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

По мнению Донати и Дзанфини, создание Жития святых М. и Льва можно соотнести с упоминаниями о мон-ре и крепости в Сан-Марино в IX в. Первоначальная версия предания о М. «восходит к середине IX в.» ( Idem. 2010. P. 73), тогда как сохранившийся текст был составлен скорее всего в 1-й пол. X в. (Ibid. P. 203-204). Не позднее 2-й пол. X в. он был включен в легендарий из мон-ря Боббио (ркп. Т1). Рукописи из Болоньи, Равенны и Римини свидетельствуют о том, что в XII в. Житие получило распространение в обл. Романья, гл. обр. среди монахов. Исследователи полагают, что автор Жития был монахом, хорошо знакомым с топографией Романьи и местными реалиями (см.: Ibid. P. 204-205). Так, он знал о рим. каменоломнях на горе Титан (Ibid. P. 72-73) и, возможно, видел в Римини надпись с упоминанием Марка Либурния, руководившего строительством городских стен в I в. до Р. Х. ( Idem. 2009. P. 122, 129; Idem. 2010. P. 8, 10). Агиограф был начитанным человеком и обладал лит. способностями. Так, кроме Свящ. Писания он цитировал, скорее всего по памяти, «Энеиду» Вергилия и «Жизнь двенадцати цезарей» Светония: из нее заимствовано высказывание «Я не потратил ни дня, не совершив доброе дело» (Nullum diem perdidi in quo nichil boni fecerim; ср.: Suet. Titus. 8. 1) (см.: Donnini. 1994; idem. 1995). Имп. Диоклетиан назван в Житии редким словом biothanatus - «умерший насильственной смертью» (Thesaurus linguae Latinae. Lpz., 1900-1906. Vol. 2. Col. 1953, 1999; см.: Grilli A. Biaeothanatus/Biothanatus//Paideia. Brescia, 1982. Vol. 37. P. 41-44). Вероятно, эти сведения восходят к «Эпитоме о цезарях», где говорится о самоубийстве отрекшегося императора ( Aur. Vict. Epitom. 39. 7), хотя в др. источниках сообщается о его естественной смерти. В жанровом отношении Житие святых М. и Льва отличается двойственностью: оно начинается как сказание о подвиге мученика (passio), но 2-я часть представляет собой житие (vita) отшельника и духовного наставника. Эта особенность произведения повлияла на рукописные заголовки (в нек-рых манускриптах Житие названо Passio sanctorum Leonis et Marini; см.: Donati.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

17 Sergei Hackel. «Mother MariaSkobtsova: Deaconess Manquee?», in: Eastern Church Review, 1:3 (1967), pp. 264 –266. 18 Принято думать, что монахиню рукоположили вдиакониссы. Но в оправдательном письме архиепископу Феоклиту Афинскому от 10 октября 1914 г. св. Нектарий говорит о рукоположении в иподиакониссы: см.: Archimandrit Titus Matthaiakis (later Metropolitan of Paramythia), Athens, 1955, pp. 270 – 272. Ср.: Kyriaki Karidoyanes FitzGerald. The characteristics and Nature of the Order of Deaconess, iir.T.Hopko. Women and the Priesthood, pp. 90–91. Эти монахини (не важно, диакониссы или иподиакониссы) помогали ему во время литургии из-за его немощи. 19 См. доклад в Orthodox Women: Their Role and Participation in the Orthodox Church (World Council of Churches, Sub-Unit on Women in the Church and Society: Geneva, 1977), p. 50. 22 P. Evdokimov. «Les charisines de la femme», in: La Nouveatede VEsprit (Spiritualite Orientate, 20. Bellefontaine, 1077). pp.245 – 248 23 «On the Male Character fo the Christian Priesthood», in:Hopko. Women and the Priesthood, pp.106–107,130–134. 26 О девстве против евреев, 18:10; см. также Евангелие от евреев, Деяния Фомы,7,27,39,50; Григории Нисский . Комментарий к Песне Песней, проповеди 6 и 15; Макарий. Гомилия, 28:4. Ценные суждения о материнском начале в Духе см.в: Robert Murray. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975, pp.312 – 320. 27 Sister Benedicta Ward.«Apothtegmata Matrum». inPatristica. Berlin, 1985, pp.63–66; перепечатано в: B.Ward. Signs and Wonders: Saints, Miracles and Prayer from the 4 th Century to the 14th (Collected Studies Series, CS 361: Variorum, Aldershot,1992. 28 Этот сборник был переведен на русский язык св. Феофаном Затворником и выходил тремя изданиями. См.: Irenee Haussherr. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome, 1955, p. 267. Англ. пер.: F.P.Gythiel. Spiritual Direction in the Early Christian East(Cistercian Studies Series 110: Kalamazoo,1990), p.283. 30 Кстати, она была против женского священства. См. ее очерк «The Ideals of the Ministry of Women», in: Mixed Pastures. London,1933

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mu...

F. J. Klijn, An Introduction to the New Testament, ET Leiden 1967; D.J. Selby, Introduction to the New Testament, New York 1971. Вот, например, спектр датировки, представленный в работах Кюммеля: 50–1 I and II Thessalonians 53–6 Galatians, Philippians, I and II Corinthians, Romans 56–8 Colossians, Philemon c.70 Mark 70–90 Luke 80–90 Acts, Hebrews 80–100 Matthew, Ephesians 90–5 I Peter, Revelation 90–100 John 90–110 I-III John –100 James c.100 Jude 100 I and II Timothy, Titus 125–50 II Peter Самый большой диапазон возможных датировок был представлен в работах Норманна Перрина, представляющего направление критики форм и критики редакций: 50–60 I Thessalonians, Galatians, I and II Corinthians, Philippians, Philemon, Romans 70–90 II Thessalonians, Colossians, Ephesians, Mark, Matthew, Luke-Acts, Hebrews 80–100 John, I-III John 90–100 Revelation 90–140 I Peter, James, Pastoral Epistles, Jude, II Peter Более того, в последнее время наметилась серьезная тенденция в результате полученного консенсуса вообще просто представлять диапазон датировки не особенно заботясь о тщательном анализе внешних и внутренних свидетельств каждой новозаветной книги, что было так характерно для работ Лайтфута, Гарнака и Цана”. 5 Теперь еще несколько замечаний о внешних свидетельствах, прошу обратить внимание. Мы можем говорить о 1. текстуальной зависимости одного текста от другого при наличии повторяющихся вербальных совпадений. 2. знакомстве автора с другим текстом при наличии некоторых вербальных совпадений. 3. о концептуальном знакомстве автора с другим текстом при наличии концептуальных совпадений (совпадений идей). Отмечаем сразу, что в случае этапа христианской письменности, получившего в истории название «мужы апостольские» можно говорить только о пунктах 2 и 3, так как все цитаты приводилисьэтими авторами по памяти. Это происходило по следующим причинам: а) эти люди напрямую общались с апостолами и им не было необходимости наизусть заучивать их тексты. б) собственно говоря, еще не было канона Новозаветных книг в нашем понимании этого слова, а были тексты очевидцев жизни Христа и первоначального распространения христианства и близких к ним людей, которые имели авторитет, но еще не рассматривались как Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

Из серии латинских писателей, кроме известных уже – Тита Ливия и Трога Помпея, в дополнение к ним должны быть присоединены – Цицерон, Тацит и Светоний. Речи и письма первого (106–43 г.) дают богатейший материал и главный источник, можно сказать, своего времени, и особенно важны для истории Сирии в период от 57–43 до Хр. – Из исторических трудов второго (55 г. по Хр. – ок. 120), кроме „Летописей“, дающих важнейший источник в 16–18 кн. для времени Тиверия, Калигулы, Клавдия и Нерона и истории Сирии, – весьма важна „История“ Тацита, обнимающая в 14 книгах время Гальбы, Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана (68–96 г.), —190— от которой имеются ныне I–IV книги и часть V-й, от 68–70 г. С особенным интересом и пользой читается V, 1–13, где Тацит в кратких чертах даёт, обзор истории Иудейского народа до войны Тита. – Наконец, от Светония (современник Домициана, Траяна и Адриана) имеются „жизни 12 цезарей Римских“ (Vitae XII Impera torum), в числе коих (Caesar, Augustus, Tiberius, Caligula, Claudius, Nero, Galba, Otho, Vitellius, Vespasianus, Titus, Domitianus) выдаются, по важности сообщений, предпоследние две. Особняком от этой группы мы поставим Павзания, Геродота и Кв. Курция, труды которых имеют значение для более ранних эпох иудейской истории. Первый из них (II в. по Хр.) славится блестящим „описанием Еллады или Греции (в Х кн.)“, из которого историк может с благодарностью воспользоваться сведениями о Птоломеях. Второй, Отец Истории (484–408) уцелел в 9 книгах своих „Повествований“, которые могут служить подтверждением похвалы древних, сказывавших, что „устами Геродота сами музы говорили“. В одном из трёх обращений Иосифа к Геродоту он доказывает им свою мысль о наименовании всех Египетских царей фараонами (Арх. VIII, 6, 2); в двух других исправляет его погрешности, допущенные в постановке вместо „Сусака“ Сезостриса (2 раза – Арх. VIII, 10, 2–3) и в наименовании царя Ассирийского – Эфиопским. Параллель последним случаям представляет, вероятно, упоминание о Геродоте в ατ Απινος, I, 3, что его „все изобличают во лжи“, хотя это не мешает самому Иосифу далее (I, 12) пользоваться Геродотом для доказательства сравнительной юности и недавней безвестности Рима (по сравнению с восточными народами, от коих другие – в том числе и Рим – заимствовали семена своей культуры), а также находить в нём едва, впрочем, уловимые самим Иосифом – следы упоминания Иудеев (I, 22), – честь, которую Иосиф обращает в преимущество и похвалу их перед Римом. Наибольшего внимания из труда Геродота заслуживают, по нашему мнению, три первые книги, в которых даётся история Лидийских царей до Кира и самого Кира (I), Камбиза, Лжесмердиса и Дария Гистаспа, до разделения Персидского царства и взятия Вавилона (III) и описание Египта, с его царями и жи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Донос в следовании закона Моисея относился к прозелитам еврейской религии, и касался только одного фиска; тогда как обвинение в нечестивости получало, тотчас же, уголовный характер. Но, если гонение христиан было снова прекращено, то положение их уже изменилось к худшему; они были отличены властями от евреев и их прозелиты признаны нечестивыми, осуждены, как враги общества и государства, и только личные чувства человеколюбивого императора прекратили их казни. В самом деле, после смерти Нервы снова возобновляются обвинения и доносы на христиан, тогда как евреев и их приверженцев оставляют в стороне. Так продолжалось до первых годов царствования Траяна. V Следовательно, все первое столетие и начало второго, исключая гонения Нерона и непродолжительного преследования Домициана, христиан оставляли в покое, и ничто не принуждало их таить существование своих гробниц. Какой вид и форму они имели в этот период, и как мало были скрыты, мы уже видели по двойному cubiculum в крипте Lucina. Другой семейный ипогей, по всей вероятности, этого же времени, недавно открытый в катакомбах Domitilla, еще более подтверждает все сказанное выше и, вместе, дает возможность проследить постепенные преобразования, совершавшиеся в подземном Риме, под влиянием времени, обстоятельств и, более или менее, законного положения христианской общины. Но прежде, чем говорить об этом ипогее, необходимо сказать, кто была Domitilla, именем которой называют одну из римских катакомб. Мы уже упомянули выше, что несколько лиц из царского рода Флавиев приняли христианство и при последнем императоре этой фамилии Домициане претерпели мученическую смерть. Языческие историки сообщают церковным писателям самые верные и положительные сведения об этом событии, потому что все сказанное о нем в деяниях мучеников неполно и сбивчиво. У императора Веспасиана был старший брат Тит Флавий Сабин (Titus Flavius Sabinus), занимавший продолжительное время место префекта города Рима при Нероне и после него. Между детьми Sabinus, равно как и между женщинами из фамилии императора Веспасиана, которые вступили с ними в супружество, были христиане. Sabinus находился в должности префекта Рима, когда происходило первое гонение христиан; он, конечно, знал, в чем состояла их вина, и, вероятно, разбирал их дело. Тацит хвалит его справедливость, умеренность и говорит, что это был человек кроткий, имевший отвращение к кровопролитию и убийствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66. N 4. P. 341-361; idem. Irenaeus on the Trinity. Leiden; Boston, 2014; Bendinelli G. Ireneo di Lione: Il Logos di Dio e il logos nell " uomo//Il logos di Dio e il logos dell " uomo. Mil., 2014. P. 157-182; учение о Л. представителей Александрийской богословской школы: Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879; То же// Он же. Собр. церк.-ист. трудов. М., 1999. Т. 1. С. 1-427; Casey R. P. Clement and the Two Divine Logoi//JThSt. 1923. Vol. 25. N 1. P. 43-56; Maydieu J.-J. La procession du logos d " après commentaire d " Origène sur l " É vangile de saint Jean//BLE. 1934. T. 35. N 1/2. P. 3-16; N 3/4. P. 49-70; Lieske A. Die Theologie der Logosmystik bei Origenes. Münster, 1938; Pade P. B. Λγος Θες: Untersuchungen zur Logos-Christologie des Titus Flavius Clemens von Alexandrien: Diss. R., 1939; Gögler R. Zur Theologie des biblischen Wortes bei Origenes. Düsseldorf, 1963; Bargeliotes L. Origen " s Dual Doctrine of God and Logos//Theologia. Athens, 1972. Vol. 43. N 1/2. P. 202-212; Galluccio A. Attributi del Logos nella tradizione rufiniana del «De Principiis» di Origene//Nicolaus: Riv. di teologia ecumenico-patristica. Bari, 1975. Vol. 3. P. 229-243; Pazzini D. In principio era il Logos: Origene e il prologo del vangelo di Giovanni. Brescia, 1983; Cignelli L. Il tema Logos-Dynamis in Origene//LA. 1984. Vol. 34. P. 239-272; Letellier J. Le logos chez Origène//RSPhTh. 1991. T. 75. P. 587-612; Markschies Chr. «Die wunderliche Mär von zwei Logoi...»: Clemens Alexandrinus, Frgm. 23: Zeugnis eines Arius ante Arium oder des arianischen Streits selbst?//Logos: FS L. Abramowski. B., 1993. S. 193-219; Ziebritzki H. Heiliger Geist und Weltseele: Das Problem der dritten Hypostase bei Origenes, Plotin und ihren Vorl ä ufern. Tüb., 1994; Edwards M. J. Clement of Alexandria and His Doctrine of the Logos//VChr. 2000. Vol. 54. N 2. P. 159-177; Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах//БСб. 2001. Вып. 8. С. 197-226; Jourdan F. Le «Logos» de Clément soumis à la question//REAug.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

Так как эти praenomina эмпирическую свою цель имели в выделении одного сына из ряда других, то не было надобности в особенно большом количество предымен. А идея рода, все захватывавшая под себя, стремилась приурочить каждому роду определенный, родовой же круг предымен. Поэтому предпочтение патрицианских родов некоторым опделенным именам свело число их к 30-ти, 528 из которых опять устарели 14, а именно, по Варрону 529 : Agrippa, Ancus, Caesar, Faustus, Hostus, Lar, Opiter, Postumus, Proculus, Sertor, Statius, Tullus, Volero, Vopiscus. Моммсен 530 присоединяет сюда еще три имени: Numa, Denter, Aruns. Vibius не есть достоверно патрицианское имя; Volusus же – имя сабинское. Во время до Суллы было в употреблении уже только 18 имен, из которых, следовательно, 15 встречались у различных патрицианских родов, а именно: Aulus (А), Decimus (D), Gaius (С), Gnaeus (Cn), Kaeso (K), Lucius (L), Manius (M’), Marcus (M), Publius (P), Quintus (Q), Servius (SER), Sextus (SEX), Spurius (S или SP), Tiberius (TI), Titus (T), три предымени только в отдельных случаях: Mamercus (MAM), Appius (АР), Numerius (N) 531 . Но и из этих 15-ти имен каждый род избирал свои собственные, излюбленные. Среди патрицианских gentes предымя Kaeso встречается только у Fabii и Quinctilii, Decimus – только у Claudii, Mamercus – у Aemilii, Appius – у Claudii, Numerino – у Fabii. Мало того, предымена приурочивались даже к определенным фамилиям. Так, Tiberius, а вероятно также и Decimus имеются исключительно у Claudii Nerones, а Cornelii Scipiones ограничиваются только тремя предыменами Gnaeus, Lucius и Publius 532 . В общем наблюдается такое распределение предымен 533 : Aemilii: С, Cn, L, МАМ, М’, М, Q, TJ. Claudii: AP, C, D, P, TJ, L (позже прекратилось), Q (Ер.ер. IV p. 218) Cornelii: А, CN, L, M, Р, SER, TJ. Fabii: С, К, M, N, Q. Furii: Agrippa, С, L, M, Р, SEX, SP. Julii: С, L, SEX, Vopiscus. Manlii: A, CN, L, M (прекрат. в 370), P, F. Некоторые имена установил gens или фамилия: так, Manlii создали предымя Marcus, Claudii – Lucius т.д. 534 Является вопрос, какие имена нужны были на практике? Для обычной жизни предымя было достаточно для обозначения лица, полное же имя требовалось в жизни, так сказать, официальной, и понятно, что тут центральную роль играло gentile. Сыновья, рабы и клиенты называли господина дома по предымени (ргаепотеп), друзья же звали друг друга по прозвищу (cognomen) 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010