363 Ios. Bell. Iud. VI.313 (5.4): δλου δ´ ρα τν Οεσπασιανο τ λγιον γεμοναν ποδειχθντος π ουδαας ατοκρτορος Tac. Hist. III.13.2: quae ambages Vespasianum ac Titum praedixerat. Suet. Vesp. 4.5: Id de imperatore Romano, quantum postea eventu paruit, praedictum... 366 В принципе, это не столь уж необычно, если для сравнения вспомнить, что, к примеру, известный эдикт самого Домициана о виноградниках остался без последствий потому, что сам император не проявил особой настойчивости в его выполнении –– nec exequi rem perseveravit (Suet. Dom. 7.2). 368 Плетр (πλθρον) –– мера площади, видимо равная здесь римскому югеру (2.518,88 кв. м). 39 плетров составляют 98.236,32 кв. м, т. е. немногим менее 10 гектаров. 369 Ср.: Weynand. Flavius (Domitianus)//Pauly A., Wissowa G., Kroll W. u.a. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1909. Bd. 6. Sp. 2578; Barnes T.D. Legislation against the Christians//The Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. Pts. 1–2. P. 35; Keresztes P. The Jews, the Christians, and Emperor Domitian//Vigiliae Christianae. 1973. Vol. 27. 1. P. 26. Note 82. 371 Fiebiger. Evocati//Pauly A., Wissowa G., Kroll W. u.a. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1907. Hbd. 11. Sp. 1149 f. 373 См.: McFayden D. The Occasion of the Domitianic Persecution//American Journal of Theology. 1920. Vol. 24. 1. P. 49; Kneissl P. Die Siegestitulatur der römischen Kaiser. Untersuchungen zu den Siegerbeinamen des ersten und zweiten Jahrhunderts. Göttingen, 1969. S. 56. 374 См.: Charlesworth M.P. Providentia and Aeternitas//Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. 2. P. 127 f.; Scott K. The Imperial Cult under the Flavians. N.Y., 1975 (repr. 1936). P. 90; Waters K.H. The Second Dynasty of Rome//Phoenix. 1963. Vol. 17. 3. P. 209; Keresztes P. Op. cit. P. 22; Brent A. The Imperial Cult and the Development of Church Order. Concept and Images of Authority in Paganism and Early Christianity before the Age of Cyprian. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 176; Newlands C.E. Statius Silvae and the Poetics of Empire. Cambridge, 2004. P. 17; Leberl J. Domitian und die Dichter. Poesie als Medium der Herrschaftsdarstellung. Göttingen, 2004. S. 51 ff.; Alston R. Aspects of Roman History, A.D. 14–117. L.; N.Y., 2005. P. 137; Pfeiffer S. Die Zeit der Flavier. Vespasian – Titus – Domitian. Darmstadt, 2009. S. 124; Suess J. Divine Justification: Flavian Imperial Cult. Diss. Oxford, 2011. P. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, от Светония (современник Домициана, Траяна и Адриана) имеются «жизни 12 цезарей Римских» (Vitae XII Imperatorum), в числе конхъ (Caesar, Augustus, Tiberius, Caligula, Claudius, Nero, Galba, Otho, Vitellius, Vespasianus, Titus, Domitianus) выдаются, по важности сообщений, предпоследние две. Нельзя также не упомянуть здесь о весьма важном памятнике того времени, стоящем по своему значению в ряду благодарных материалов для историка. Это – известный MonumentumAncyranum, начертание на медных досках важнейших дел правления Августа. Этот важный памятник, составляющий после Диона Кассия и Светония наши главные источники для истории Августа, сохранился благодаря особенно тому, что он в латинском тексте и греческом переводе, по завещанию самого Августа 620 , был замуравлен в Анкире Галатийском, в мраморной стене Августовского храма. Недостающее в латинском тексте здесь, за самыми незначительными пустотами, совершенно дополняется остатками греческого перевода, тем удобнее, что другой экземпляр последнего нашелся также в Писидийском храме Аполлона, уцелев в важных отрывках. 621 Наконец, есть и собственные еврейские труды специально-исторического характера, заслуживающие упоминания и не бесполезные историку Иудейскому. Таковы: 1) Megillath Taanith . собственно «книга постов», роспись тех дней, в которые ради воспоминания радостных событий (особенно из времен Макк.) не должно поститься. Цитируется в Mischna (Taanith II, 8) и, кажется, редактирована в I ст. по Хр. Текст арамейский, позднее еврейский. 2) SederOlam, также Seder Olam rabba, изъяснение Библейской истории от Адама до Александра Великого, с единственной заметкой о позднейшем времени. Цитируется в Талмуде и приписывается раввину Jose ben Chalephta (130–160 по Хр.). 3) MegillathAntiochus – краткая легендарная история ига Антиоха Епиф. и войны Асмонеев, из послеталмудического времени; исторически ничтожна. 4) Josippon или Joseph ben Gorion. Под этим именем существует на евр. яз. история Иудейского народа от Адама до разрушения храма Титом. Автор хочет слыть за древнего Иосифа, но называет себя, при этом, ложно Иосифом сыном Гориона и нередко столь забывает себя в этой роли, что прямо цитирует нашего Иосифа (Zunz стр. 150). Последний, однако, использован хотя и сильно, но и весьма свободно и эклектическим образом, при подмешивании многочисленного легендарного материала из других источников. По Zunz‘y (150–152) этот труд появился в Италии в первой половине, X ст. по Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Хотя в данном месте Иосиф Флавий не говорит прямо, что храм лежал не на втором, а на третьем холме, но это ясно следует из всего смысла его описания Иерусалима. Когда Иосиф говорит, что между холмом храма и холмом Акра была долина, которую засыпали в видах теснейшего соединения храма и города, то не следует ли из этого, что он говорит о двух различных холмах, а не об одном и том же? Когда Иосиф говорит, что холм Акра был срыт, так как он заслонял собою вид на храм, то этим не ясно ли дается знать, что дело идет о другом соседнем холме с именем Акры, а не о холме храма? По свидетельству Иосифа («Antiquitates Iudaicæ», XIII, 6:7), холм Акра, по его срытии, стал ниже площади храма. Этим свидетельством устраняется всякая возможность предполагать крепость Акру на северо-западном углу харама, который до настоящего времени значительно возвышается даже выше верхней платформы харама. Смешав таким образом холм Акра с холмом храма или же Иосифов второй холм с третьим, Трупп, взамен вычеркнутого им холма, создает свой новый холм, третий, отличный от горы храма и Акры, лежавший якобы непосредственно при северной стене харама. Четвертый же холм или Везефа, по Труппу, лежал еще далее на север, за третьим холмом. Но это – полное извращение описания Иосифа Флавия, который в непосредственное соприкосновение с холмом храма на севере ставит именно Везефу, или свой четвертый холм, а не третий («Bellum Judaicum»,V, 4, 2; V, 5:8). Льювин (The Siege of Jerusalem by Titus, 1866, 199, 366 и др.) исправляет Труппа тем, что разделяет смешанные у него понятия холма Акра и холма храма, признавая, что это именно и были второй и третий холм Иосифа, и что нового третьего холма, отличного и от Акры и от Мориа, искать не нужно. Но и Льювин продолжает стоять на том, что, будучи различными понятиями в описании Иосифа Флавия, эти два холма на плане Иерусалима суть одно и то же, что имя холма Акра обнимает собою весь восточный кряж, северная часть которого отошла к Акре сирийской (северо-западный угол), а южная – к храму, занимавшему своими дворами пространство 600 футов длины и ширины на самом юго-западном углу нынешнего харама.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Тит Флавий Веспасиан (старши) – (Titus Flavius Vespasianus, 9–79 г.) – император на Римската империя 70–79 г., основател на династията на Флавиите. Като военачалник на Нерон, той потушил през 66 г. въстанието в Юдея, покорил почти цяла Юдея без Йерусалим (67–68). След самоубийството на Нерон през 69 г. – «годината на четирима императори», Веспасиан (тогава командир на римските легиони в Сирия, Юдея и Египет) бил избран за император. При Веспасиан и неговия син Тит бил построен уникалният амфитеатър Колизеум за гладиаторски борби и други зрелища. Тит разрушил окончателно Йерусалим. След смъртта на Веспасиан императори станал Тит, наследен от неговия по-млад брат Домициан. Извън речника: Свв. мчци Леонтий, Ипатий и Теодул. Via patrum (лат.) – пътят на отците Византион – вж. Цариград. Витания – селище близо до Йерусалим, на 18 стадия от град Исаврия, в полите на Елеонската гора по пътя от Йерихон за Йерусалим. Във Витания е живял със сестрите си Марта и Мария Лазар, когото Спасителят по чудесен начин възкресил на третия ден ( Ин 11:1–46, 12:1–3 ). Тук често пребивавал Господ Иисус Христос, особено в последните дни на общественото Си служене за човешкия род и в него се случили няколко забележителни събития от живота Му (Мат 21:17, 26:6, Мк 11:11–12, 14:3 ) – оттук Той предприел тържественото влизане в Йерусалим, оттук Господ се възнесъл на небето. Днес Витания е бедно мюсюлманско селище на име Ел-Азариех, в което поклонниците в Светите земи посещават гроба на Лазар и развалините на дома му. В изсечената в скалата пещера-гробница някога е имало църква, от която е съхранен само беден каменен престол, с който се предполага, че някога е бил закрит входът на пещерата. Витезда (дом на милосърдието) ( Иоан 5:2 ) – къпалня, т.е. неголям басейн, който вероятно се е намирал при северната стена на Йерусалим, при така наречените Овчи врата. Витиния (Bythinia, Bythinia) – историческа област в северозападна Мала Азия, разположена по бреговете на Черно море, Босфора и Константинополския проток.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

122 Prof. W. M. Ramsay, Luke the Physician and other Studies in the History of Religion (London 1908), p. 5. 123 Prof. Dr. Caspar René Gregory, Einleitung in das Neue Testament (Lpzg 1909), S. 651. При этом Henry Berguer подчеркивает в “Revue de théologie et de philosophie” 1908, 6 (Novembre), p. 462,475, что Павел происходил из знатной фамилии. 124 Prof. Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 117. 128 Prof. Constantin Toussaint в Dictionnaire de la Bible par F. Vigouroux IV (Paris 1908), col. 2191. В пользу сего Ad. Harnack ссылался на враждебность Порфирия к Павлу (Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei Jahrhunderten, zw. Aufl., Bd I, Lpzg 1906, S. 415: см. и выше стр. 906, 550), но такое заключение по данному случаю признается неосновательным у Privatdoz. Johannes Leipoldt, Christentum und Stoizismus в “Zeitschrift für Kirchengeschichte” XXVII (1906), 2, S. 146 Anm. 131 Prof. D. K. F. Nösgen, Paulus der Apostel der Heiden в издании “Für Gottes Wort und Luthers Lehr!” Biblische Volksbücher herausg. von Lic. theol. Pfarrer Johannes Rump I, 10 (Gutersloh 1908), S. 13. 135 Prof. D. Adolf Deissmann, Licht von Osten, S. 41. Lic. Dr. W. Staerk, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 114 ff. 137 Rev. Prof. H. B. Swete, The Old Testament in Greek в “The Interpreter” V, 2 (January 1909), p. 130. 139 Rev. Е. Р. Boys-Smith, Titus and Luke в “The Expository Times” XVIII, 8 (May 1907), p. 380–381. Prof. W. M. Ramsay, Luke the Physician and Other Studies in the History of Religion, p. 18. 140 Prof. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 34. 143 Prof. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in der Gegenwart, S. 35. Для сравнения см. Gustav Adolf Gerhard. Untersuchungen zur Geschichte des griechischen Briefes I: Die Anfangsformel, Tübingen 1903. 148 Dr. Emanuel Marius, Die Persönlichkeit Jesu Christi mit besonderer Rücksicht auf die Mythologien und Mysterien der alten Völker (Lpzg 1881), S. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1569 Cp. Prof. W. BaJdensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu, S. 146–151. Prof. Leonh. Bertholdt справедливо предполагает (Christologis Judaeorum Jesu Apostolorumque aetate, Erlangae 1811, p. 157), что трансформация мессианских иудейских идей обязана «mutato inde ab exilio balylonico rerum publicarum statu ejusque consiliis nulla ex parte idoneo», но гипотеза его о влиянии ессеев и – особенно – самарян (р. 157. 158) безусловно неосновательна уже потому, что у последних Мессия был просто человеком (ср. трактат II, гл. 3, прим. 1133), почему он и умирает в конце своей деятельности (G. H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 16). Не менее сомнительна и догадка, напр., Oehler † (. Orelli) об отношении сына Иосифова–Ефремова к десяти Израильским коленам («Real-Encyclopädie» von Herzog-Hauck IX, S. 669–670). 1570 См. А. Edersheim, The Life and Times of Jesus I, p. 168, и cp. трактат II. гл. 3, и прим. 1058. 1571 И Frz Delitzsch допускает (Der Messias als Versöhner, S. 20) «die Spaltung der Einen Person in zwei», но мы никоим образом не можем согласиться с ним, будто это предполагает в иудействе древнейшее представление о страданиях и смерти Мессии, раз найден достаточный ответ на вопрос автора: «woher käme denn diese dunkle Grundierung in das talmudisch-midrasische Messiasbild?». 1572 Cp. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentl. Theologie I, S. 85: «Eine Unterscheidung des Messias aus Joseph’s und aus Juda’s Stamm, gelegentlich auch die Vorstellung eines leidenden Messias, wahrscheinlich nach Sach 12, 10 – 12 .., sind bedingt theils durch das Unglück der Nation unter Titus, Trajan und Hadrian, theils durch die Coutroverse mit den Christen» (cp. прим. 1615). 1573 Достойно внимания, что караимы, во многом сохранившие древние (антифарисейские) предания (cp. Prof. D. Ghwolson, Das letzte Passamahl Christi, S. 14,i. 19–20), ожидают пришествия только (славного) сына Давидова: S. Schechter в «Studies in Judaism», р. 105; ср. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums III, 4, S. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Относить к этому времени составление I Тим. очень мало вероятно. J. Jeremias, in «Die Briefe an Timotheus und Titus» (Das Neue Testament Deutsch, Göttingen 1949, S. 32—33) считает, что термин «пресвитеры» в Пастырских посланиях обозначает старцев, т. e. старейших членов местной церкви, не имеющих никакого определенного служения. Это архаическое употребление термина пресвитер, по его мнению, является доказательством автентичности послании, Что касается «proestwtej presbuteroi», то они, как он думает, означают тех старцев, на которых возложены должностные обязанности. Остается неясным, каково отношение этих «начальствующих пресвитеров» к епископам и диаконам. Мнение J. Jeremias " а является до некоторой степени возвращением к гипотезе А. Harnack " а о «харизме старости». С мнением J. Jeremias " а трудно согласиться. К тому же он никаких решительных доказательств в пользу своего мнения не приводит. 285 Ср. Н. W. Beyer, «Episkoph» in TWNT., B.II, S. 602—604. 286 F. Prat, «La theologie de S. Paul», Paris 1949, t. I, р. 369. 287 Я решительно отказываюсь примкнуть к мнению, что употребленный Лукою термин «пресвитер» является транспозицией современного ему церковного устройства. Об этом см, ниже. 288 «Толк. Посл. к Титу», I,5. 289 Ср. L. Marchal, ор. cit., р. 1306. 290 F. Prat, «La theologie de S. Paul», t П, р. 368; А. Michiels, «L " origine de 1 " Episcopat», Louvain 1900, р. 218—230. 291 Насколько трудна проблема перехода от апостольства к епископству, вызываемая гипотезой апостолов-епископов, показывает недавняя работа G. Dix, «ТЬе Ministry in the early Church» в сборнике «The Apostolic Ministry», London 1946, р. 185 sq. Как ни остроумны его построения, они далеко не являются убедительными. L. Marchal, который придерживается этой гипотезы (Статья «Evêques» in «Dictionnaire de la Bible». Suppl. t. II , р. 1297—1333), принужден был сделать следующее признание: «Quant a la façon dont s’est realise le passage de 1 " apostolat а l " episcopat, on en est reduit a des conjectures» (р.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

Janin R.  Empaire Byzantin. La geographie ecclesiastique de l " Empire Byzantine. Т. III: Les eglises et les monastöres de Constantinople. Paris, 1953. Jones B. W.  The Emperor Titus. London; Sidnei; New York, 1984. Labart J.  Le palais imperiale de Constantinople et ses abords. Paris, 1867. Linner S.  Syntaktische und lexikalische Studien zur «Historia Lausiaca» des Palladius. Uppsala, 1943. Meier R.  T. Lexical Problems in Palladius Historia Lausiaca//Studia Patristica 1 (1957). P. 44–52. Milik J. T.  Notes d " epigraphie et de topographie Palestiniennes//Revue biblique 4 (1963). Oppenheim Ph.  Das mönchskleid in christlichen Altertüm. Freiburg, 1931. (Römische Quartalschrift für Christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. Supplement heft 28). Palmer J.-S.  El monacato oriental en el Pratum Spirituale de Juan Mosco. Madrid, 1993. (Publicaciones de la Fundacion universitaria espanol Monografias, 59). Vailhe S.  Repertoire alphabetique des monasteres de Palestine//ROC 4 (1899–1900). White E.  History of monasteries of Nitria and of Scetis//The monasteries of the Wadín Natrun. New York, 1932. 2 Изд. но другой рукописи: Nau 1907–1913 (1908). Р. 51–52 (154). Summari Nella presente edizione sono riunite l " opere dell» antica letteratura monastica dei monad cristiani d " Egizio, Palestina e Bisanzio: Lausaik di Palladio d " Hellenopoli, i testi ehe riguardano il convento di Chosive, le novelle non incluse nel corpo prindpale del Prato Spirituale, Metericon Nuovo che rappresenta la raccolta delle storie edificanti dedicate al monachesimo remminile, ed anche gli altri monumenti letterari monastid. Questi testi venivano creati nel corso di died secoli, dononostante sembrano l " insieme unico, perche appartengono alia letteratura monastica ehe prende il suo inizio dai detti dei santi padri eremiti. Tutte l " opere sono dedicate alia pratica monastica αο all " esecuzione dei decaloghi, all» unico modo da vivere piacevole al Dio. I testi sono tradotti dalle nuovissime edizioni critiche. Le traduzioni sono integrate dai commenti ehe spiegano il contesto teologico e le realtä aella vita cotidiana dei monad. Nelle note si trovano anche l " informazioni sul culto dei santi protagonist! ben conosciuti ed anche assenti nei calendari ecclesiastid dei nostri giorni.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воин Taken from Faber, Dominica 12 Post Pentecosten, No. 10 «Mysteria [on the Gospel for the day, viz. the parable of the Good Samaritan, Luke 10.23–37]», sect. 3 «Quis sensus tropologicus». The passage in the parable in which the man is robbed by thieves leads Faber to observe that a Christian can be mortally wounded in his soul after he has been robbed of his virtue: «Illi ergo inprimis despoliant eum virtutibus et virtutum praesidiis, verbo Dei, libris piis, sociis et superioribus bonis, studio orationis, etc. postea infligunt ei varia et lethalia vulnera: (neque enim facile est illis, inquit Titus Bostrenus, lethalia vulnera prius alicui inferre, quam virtutum praesidiis e t munimentis ipsum despoliarint: at ubi primum virtutum arma abstulernut, statim citra interm issionem caedunt et saeviunt)» Published in Bylinin. Воин 2 Taken from Faber, In Festo S. Stephani Protomartyris, No. 1 «De glorioso certamine et victoria B. Stephani quintuplici», sect. 4 «Cum lapidatoribus»: «Irridebat aliquando Aristus Philopatrum militem claudum, quasi ad bellandum ineptus esset ob tibiarum defectum; sed respondit illi Philopater: Tibi deest cor ad pugnandum et mihi desunt pedes ad fugiendum, sed non cor ad pugnandum.» Published in Bylinin. Воин 3 Taken from Faber, Dominica 6 Post Pascha, No. 8 «Adhortatio ad milites pro Ecclesia pugnantes», sect. 3 «Praemium»: «Maior multo est gloria, quam obtinebunt apud Deum, sicut enim Levitae, quando zelo divini honoris moti occiderunt etiam propinquos, laudem meruerunt, et audierunt a Moyse: Consecrastis manus vestras hodie Domino, Exod. Ita etiam milites, qui pro gloria Dei et Ecclesiae pugnant, et haereticos iugulant.» Воин 4 Taken from Faber, ibid., sect. 5 «Oratio quae pro illis sit»: «Caeterum robur et animositatem suam coram hoste solum ostendere debent, sicuti Leo incedens recondit quasi in vaginam ungues suos, donee pugnae occasio se offerat. Eodem modo felis parcit unguibus suis, donee se prodant mures capiendi. Ergo milites quoque gladios suos recondant modo in vaginam, nec exserant contra amicos; sed tum primum cum ad hostem venerint.» Published in Bylinin.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

15 sicut dicitur facta a Simone mago, qui dicitur in aera sursum (как говорят, совершил Симон Волхв, который взлетел в воздух). (Ambrosiaster. In epistulam ad Romanos 8, 39, 2//CSEL. 81/1. P.298–299). 18 Souter A. The Earliest Latin Commentaries on the Epistles of St. Paul. Oxford, 1927. P.65–66. 19 Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster " s Political Theology. Oxford; New York; Auckland, 2007. P. 58. 21 Cicero. In Catilinam 1, 21. Рус. пер.: Марк Туллий Цицерон. Речи: в 2 т.Т. 1:81–63 гг. до н. э. М., 1962. С. 298. 22 О посольстве в Афины см.: Titus Livius. Ab urbe condita 3,31,8. Рус. пер.: Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989.Т. 1. С. 143. 24 Амвросиаст в Ouaestiones 44,14 цитирует Тертулиана Tertullian. Adversus ludaeos 8. Очень близко к тексту парафразирует Tertullian. Apologeticum 1 в Ouaestiones 114, 31 и более свободно Tertullian. Apologeticum 18 в Ouaestiones 114, 25. Несмотря на то, что наш толкователь перечисляет Тертулиана вместе с Новацианом среди еретиков (Ambrosiaster. In epistulam ad Corinthios prima 13,2,3//CSEL. 81/2. P. 146). Кроме того, на примере 114 и 115 вопросов Ветхого и Нового Завета, указывается влияние Тертулиана на апологетическую манеру Амвросиаста (Bussières М.-Р. Les quaestiones 114 et 115 de l’Ambrosiaster ont-elles été influencées par Íapologétique de Tertullien//Revue d " études augustiniennes et patristiques. 2002.Vol.48. P. 130). 32 См.: Ambrosiaster " s Commentary on the Pauline Epistles: Romans/transl. by S. A. Cooper, D. G. Hunter. Atlanta (GA), 2017. P. 77 (note 16). 36 Beatrice P.F. The Transmission of Sin: Augustine and the Pre-Augustinian Sources/transl. by A. Kamesar. American Academy of Religion Religions in Translation. Oxford, 2013. P. 128–142. 37 Cooper S. A. Marius Victorinus» Commentary on Galatians/ed. G. Clark, A. Louth. Oxford (NY), 2005. P. 182–249. (Oxford Early Christian Studies); Sluiter I. Commentaries and the Didactic Tradition/ed. G. Most//Commentaries – Kommentare. Gottingen, 1999. S. 173¬205; Lurm-Rockliffe S. Ambrosiaster " s Political Theology. P. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010