463 О казнях в Империи как зрелище см.: Potter D. Martyrdom as Spectacle//Theater and Society in the Classical World/Ed. R. Scodel. Ann Arbor, 1993. P. 53–88; Epplett C. Spectacular Executions in the Roman World//A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World/Ed. P. Christesen, D. G. Kyle. Chichester, 2014. P. 520– 532; Пантелеев А. Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ//Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. 2. С. 75–89. 467 Об Александре см.: Frend W. Н. С. Martyrdom and Persecution... P. 9,15; Thomas G. La condition sociale de l ’Église de Lyon en 177. P. 98. 468 Из-за указания на фригийское происхождение и горячей демонстрации веры некоторые исследователи считали Александра монтанистом, но вряд ли это верно (Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments. P. 221–223). 472 Возможно, протесты Аттала, связанные с его римским гражданством, не были приняты наместником во внимание, или толпа особенно яростно требовала его казни на арене (Orbari А. P. Commento al “Martyrium Lugdunensium”. P. 401–402). 474 Латинский язык используется только Атталом и Санктом (20). А. Орбан полагает, что латынь была их родным языком (Orban А. Р. Commenta al “Martyrium Lugdunensium”. P. 402). 476 Понтика из-за его имени иногда считают рабом из Причерноморья; вероятно, он был братом Бландины, так что «сестра» в 54 имеет зачение родства, а не церковного единства. Подробнее см.: Frend W. Н. С. Martyrdom and Persecution... P. 3, 9; Thomas G. La condition sociale de l ’Église de Lyon en 177. P. 100–101. 477 В других мученичествах христианам приказывают поклясться не идолами, а гением императора (Mart. Pol., 9–10; Mart. Apoll., 3; 7; Mart. Seil., 3). Ср.: Tert. Apol, 32, 2; Orig. Exhort., 7; C. Cels., VIII, 65. 481 Γυργαθς означает плетеную корзину или рыболовную сеть.  В такой сети (reticulum), вероятно, должна была сражаться с коровой Перпетуя (20, 2); иногда γυργαθς· переводят здесь так же, как в «Страстях Перпетуи» – «в сети». См.: Bremmer J. N. Felicitas: The Martyrdom of a Young African Woman//Perpetua’s Passion. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetua et Felicitatis/Ed. J. N. Bremmer, M. Formisano. Oxford, 2012. P. 35–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

824 Den Boeft J. The Editor’s Prime Objective: Haec in Aedificationem Ecclesiae Legere//Perpetua’s Passion. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetae and Felicitatis/Ed. J. N. Bremmer and M. Formisano. Oxford, 2012. P. 169–179. 825 Aronen J. Indebtedness to “Passio Perpetuae” in Pontius’ “Vita Cypriani”//Vigiliae Christianae. Vol. 38. 1984. P. 67–76; Jurissevich E. Le prologue de la Vita Cypriani versus le prologue de la Passio Perpetuae et Felicitatis: De la prééminence du récit de la vie et du martyre d’un évêque sur le récit de la passion de simples catéchumènes et laïcs//Cristianesimi nell’antichita: Fonti, istituzioni, ideologie a confronto/Ed. A. d’Anna, C. Zamagni. Hildesheim, 2007. P. 131–148. 827 Подробнее об этой трансформации см. недавнюю работу: Kitzler Р. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin; Boston, 2015. 829 Такого рода угрозы появляются и в других текстах: Mart. Pionii, 7, 6; Mart. Agap., 4; Eus. Mart. Pal., 5; Pallad. Laus., 45; Tert. De monog., 15; Apol., 50; подробнее см.: Jones С. Women, Death and the Law during the Christian Persecutions//Martyrs and martyrologies/Ed. D. Wood. Oxford, 1993. P. 32. 835 Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 525; Bakker H. Potamiaena: Some Observations about Martyrdom and Gender in ancient Alexandria//The Wisdom of Egypt. Jewish, Early Christian and Gnostic Essays in Honour of G. P. Luttikhuizen/Ed. A. Hilhorst and G. H. van Kooten. Leiden; Boston, 2005. P. 340–342. 836 Augar F. Die Frau im römischen Christenprocess. Leipzig, 1905. S. 16 ff.; Bakker H. Potamiaena... P. 340–342. 837 Субациан Аквила, наместник Египта в 205/206–210 гг. Дискуссию о времени его пребывания в должности см. в: Reinmuth О. W. 1) Praefectus Aegypti//RE. Suppl. Bd. VIII. Stuttgart, 1956. Sp. 534; 2) A Working List of the Prefects of Egypt 30 B.C. – 299 A.D.//Bulletin of the American Society of Papyrologists. 1967. Vol. 4. P. 109; Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 526–527; The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. P. lxv-bcvi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1164 Min. Fel. Octav. 17: aliquod numen praestantissimae mentis, quo omnis natura inspiretur, moveatur, alatur, gubernetur. Это определение также восходит к Цицерону (см. выше). В нашей работе мы не рассматриваем отдельно тринитарное учение Минуция Феликса , так как у него есть лишь смутные намеки на это учение. Так, Минуций Феликс говорит, что Бог «все сущее приводит в бытие Своим Словом (verbo jubet), упорядочивает Своим Разумом (ratione dispensat) и совершает Своей Силой (virtute consummat, Octav. 18; cp. Tert. Apol. 17). Первые два определения – слово и разум – могут указывать на Логос Божий, как мы видели это у Тертуллиана и Новациана, а третье – сила – на Св. Дух; Сам же Бог, имеющий Их – это Бог Отец. Впрочем, это всего лишь наше предположение. Согласно Ж. Даниелу, триада verbum, ratio, virtus хотя и относится к христианской терминологии, но означает раскрытие Божественного действия в творении, с акцентом на творческое слово (verbum) и силу (virtus); а ratio является стоическим понятием (Daniélou. 1978. P. 162). 1171 Div. inst. I 8: Unius Dei... cujus vim majestatemque tantam esse dicit in “Timaeo” Plato, ut eam neque mente concipere, neque verbis enarrare quisquam possit, ob nimiam ejus et inaestimabilem potestatem. Ср. De ira 11. 1173 Ibid. II 9; VI 25; VII 3; 9; 21; De ira 11. По мнению К. Морескини, «когда Лактанций определяет Бога как бестелесного, он исповедует нематериальность Бога согласно платоническому учению, пришедшему к нему от Цицерона» (Морескини. 2011. С. 357). 1178 Хотя, как установил еще в конце XVI века швейцарский филолог Исаак Казобон, собрание входящих в этот корпус 18-и трактатов (изд.: Fetugiere A.-J. Corpus Hermeticum. T. 1–4. Paris, 1945–1954), авторство которых долгое время приписывалось мифическому мудрецу Гермесу Трисмегисту, появилось не ранее II-III века н. э., в трактате De ira Dei (гл. 11) Лактанций высказывает мнение, разделявшееся многими христианскими авторами ( Климентом Александрийским , Августином и др.), что Гермес Трисмегист гораздо древнее греческих «семи мудрецов», Пифагора и Платона. Он считает его одним из величайших языческих пророков, предсказавших пришествие Христа (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Theol. Plat. Theologia Platonica Проспер Аквитанский (Prosp.) Lib. sentient. Liber sententiarum ex operibus S. Augustini delibatarum Exp. Ps. Expositio Psalmorum Псевдо-дионисий (Dionys. Areop.) De div. nom. De divinis nominibus De myst. theol. De mystica theologia Ep. Epistolae Руфин Аквилейский (Rufin.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Секст Эмпирик (Sext. Emp.) Adv. Math. Adversus Mathematicos Pyrr. hypot. Pyrrhoniae hupotyposes Сенека (Seneca) Dial. Dialogi Ep. Epistolae Сивиллины Оракулы Orac. Sybill. Oracula Sybillina Сидоний Аполлинарий (Sidon. Apoll.). Ep. Epistolae Сириан (Syrian.) Com. in Metaph. In Aristotelis Metaphysica Commentaria Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Стобей (Stob.) Eclog. Eclogae Сульпиций Север (Sulp. Sev.) Chron. Chronicon Татиан (Tatian.) Orat. ad Graec. Oratio ad Graecos Тертуллиан (Tert.) Adv. Herm. Adversus Hermogenem Adv. Marc. Adversus Marcionem Adv. Prax. Adversus Praxean Apol. Apologeticum De anima De anima De bapt. De baptismo De corona De corona militis De cultu fem. De cultu feminarum De exhort. cast. De exhortatione castitatis De orat. De oratione De paenit. De paenitentia De patien. De patientia De praescr. De praescriptione haereticorum De pudic. De pudicitia De resurr. De resurrectione carnis De spect. De spectaculis De test. anim. De testimonio animae De virg. vel. De virginibus velandis Тьерри Шартский (Theodoric. Carnot.) Lect. Lectiones Comment. Commentum Фавст Регийский (Faust.) De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Фебадий Агенский (Phoeb.) Contra Arian. Contra Arianos Феодорит Кирский (Theodoret.) Eranist. Eranistes Graec. affect. cur. Graecarum affectionum curatio Haer. fab. Comp. Haereticarum fabularum Compendium Hist. eccl. Historia ecclesiastica Феофил Антиохийский (Theoph.) Ad Autol. Ad Autolycum Филон Александрийский (Philo) De Abrah. De Abrahamo De aetern. mund. De aeternitate mundi De agric. De agricultura De Cherub. De Cherubim De conf. ling. De confusione linguarum

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

131 Страшное гонение было воздвигнуто на некоторые сочинения Цицерона, где он критически и с язвительной иронией относятся к языческой религии, и религиозный трак­тат его de natura deorum при Диоклетиане был сожжен. 134 Polyb. Histor. gent. VI, 56. Strabo, Geograph. I, 2 – у Фреппеля, S. Justin, р. 13., 14. Афинагор–Апол. 1 Боязнь чего-то неизвестного, ожидаемого в будущем, еще наводила панику на массу и удерживала ее от сильных увлечений и возмущений. 137 Seneca. De vita beata, 27; Plin. Nat. hist. II, 7, – сильные проявления, суеверия – магия, заклинания и т. п. – вызвали против себя даже строгие интердикты правительства (Tacit. Annal II, 33). 138 Закон XII таблиц (Cicero, de leg. II, 8); deos peregrinos ne colunto; separatim nemo habessit deos, neve novos, sive advenos, nisi publice adscitos, privatim colunto. – Constructa a pattribus delubra in urbibus habento. Lucos in agris habento, et larum sedes. – Ritus familiae patrumque servanto. – Poena violati juris (а по иным maris) esto. 139 У Диона Кассия (Dio Cass. 1. II, p. 208) речь Мецената к Августу передается так: «почитай богов непременно по отечественным законам и принуждай других по­читать их таким же образом. Тех же, которые вводят в этом отношении что-либо чуждое, преследуй и наказывай, не за то только, что они богов презирают, но за то, что, презирая их, они презирают все другое, за то, что, вводя новые божества, соблаз­няют к приятию новых законов. Отсюда происходят потом заговоры и тайные сою­зы, отнюдь не терпимые к монархии. Не дозволяй никому быть безбожником» (у Чельц. Истор. христ. церкви, т. 1, стр. 116). 145 Cicero – de natura deorum, I. 26: «Mirabile videtur, quod non rideat haxuspex, cum haruspex, cum haruspicem viderit...» 146 Tert. Apol. 14 и 15; de spect. 1; August. de civ. Dei, VI, 8: «non alii dii videntur in theatris, quam qui a lorantur in templis». 155 М. Фел. Окт. 20; Dio Cass. LXXI. С апофеозом можно отчасти знакомиться по ст. Радонежского «погреб. обряды древних римл.» гл. 12, – в Ж.М.Н. Пр. ч.176.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Вкратце, эту теорию можно изложить в виде следующей схемы 815 : Бог Разум (Ratio) размышление (cogitare) Премудрость (Sophia) расположение (disponere) Слово (Sermo) творение (facere) Сходную теорию предложил также Раньеро Канталамесса, который, на основании Tert. Apol. 21 и Theoph. Послания к Автолику II 22, провел соответствие между тремя именами Логоса, тремя фазам Его происхождения и тремя видами Божественной творческой причинности 816 : Слово (Sermo) пребывает (inesse) произношение (pronunciatio) Разум (Ratio) присутствует (adesse) расположение (dispositio) Сила (Virtus) предсуществует (praeesse) совершение (perfectio) При всей оригинальности этих теорий они были подвергнуты основательной критике французскими учеными – Р. Брауном 817 и Ж. Муэном 818 . Нам также они представляются весьма искусственными и надуманными, поскольку они не соответствуют основной тринитарной схеме Тертуллиана , построенной, как мы показали, на «антропологической аналогии»: ratio – sermo, rationalis – sermonalis. Поэтому мы придерживаемся традиционной интерпретации теории «двойственного слова» в тринитарной теологии Тертуллиана 819 . Против теории «двойственного слова» и за интерпретацию учения Тертуллиана в смысле «однофазовой теории», в которой, тем не менее, различаются внутреннее «начало» бытия Логоса и его «конец» во внешнем проявлении, выступали Э. Эванс и Ж. Муэн 820 . Согласно Р. Брауну, Тертуллиан был далек от того, чтобы признавать два различных Божественных Слова или даже два этапа одного Божественного Слова; его усилия были направлены на то, чтобы, «сохраняя естественное различие между ratio и sermo, показать, что Логос в христианской теологии представляет собой сложную реальность, в которой ratio и sermo являются, так сказать, двумя ликами, из которых один есть внутреннее основание, а другой – внешняя форма» 821 . Нам представляется, что и Эванс, и Муэн, и Браун другими словами описывают одну и ту же теорию «двойственного слова», которой мы и будем придерживаться. Далее, Тертуллиан , вслед за Иустином и Татианом, настаивает, что Сын, родившись от Отца как Слово через «произнесение» ( προβολ, prolatio) 822 , тем не менее, не отделился от Него, но сохранил с Ним существенное единство (unitas).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

227 Маний Аквилий был разбит в Митридатовой войне и изменнически выдан Митридату (88 г. до P. X·), который приказал привязать его к ослу, возить кругом среди мучений и, наконец, влил ему в горло растопленное золото. Гай Требоний, один из участников заговора против Юлия Цезаря, был подвергнут (43 г. до P. X.) мучительной смерти Долабеллой. Марк Атилий Регул, известный в особенности верностью долгу к отечеству и строгим соблюдением клятвы, данной врагам (карфагенянам), был последними, по преданию, казнен (250 г. до P. X.) при самых мучительных истязаниях. 229 Ср. Tert. Apol. 14: «Эскулап был наказан молнией за свою алчность, заставлявшую его злоупотреблять медициной». Существуют также сказания, что он за большую плату возвратил, вопреки судьбе или воле Юпитера, жизнь некоторым умершим, за что и был наказан молнией. 230 Галлы – жрецы Кибелы, богини фригийского происхождения, называющейся также Великой Матерью и Матерью богов. 232 Quirinus –сабинское божество, у римлян то являлся эпитетом некоторых божеств (Юпитера, Януса, Марса), то считался особым самостоятельным божеством и отождествлялся с Марсом, как содействующим через войны миру, и с обоготворенным основателем Рима, Ромулом, сыном Марса. Сказания о смерти и обоготворении Ромула различны. Тит Ливий, сказав об исчезновении Ромула во время бури, взятого бурей, по словам сенаторов, на небо, замечает: «Я полагаю, что уже тогда были некоторые, которые втихомолку подозревали, что он растерзан руками сенаторов, так как сохранилось и это предание, хотя и очень темное» (I, 16). 233 Pulvinar означает как жертвоприношение в виде угощения богов или пиршества для них (lectisternium), так и, в частности, священное ложе в виде ложа с подушкой, на которую помещалось изображение бога или богини, причем перед ложем ставился стол с кушаньями. 241 У древних было в обычае при тяжких несчастиях ходить во все храмы с молитвами к богам о помощи и при самом входе в храм повергаться ниц и целовать пол. 242 Арнобий хотя не отрицал свободы воли (ср. II, 64–65), но имел о ней, по-видимому, не совсем ясное понятие.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Robert. L. Robert. Et. Anat. Etudes Anatoliennes (Etudes Orientales publiees par 1’Institut français de Stamboul, t. V), Paris, 1937. RPGR. S. Reinach, Repertoire des Peintures grecques et romaines. R. Ph. Revue de Philologie, d’histoire et de litterature anciennes. Suet. Светоний. Gram. O грамматиках и риторах (главы De rhetoribus, рассматриваемой иногда как отдельная книга, приводятся в общей нумерации с предыдущими). Sap. Книга Притчей Соломоновых (Ветхий Завет). Saph. Сапфо. Fr. Фрагменты (изд. Reinach). SAWW. Sitzungsberichte der philosophisch-historischen Klasse der Akademie der Wissenschaften, Wien (том, год, вып., стр.). SBAW. Sitzungsberichte der bayerischen Akademie der Wissenschaften, München. Schol. Схолии (по лемме). Ar. Схолии k Аристофану. D. THR. Схолии k Дионисию Фракийскому (пагинация по изд. Hilgard, Grammatici Graeci, t. III). HERMOG. Схолии k Гермогену. SEG. J. Hondius, etc. Supplementum Epigraphicum Graecum. Sen. Сенека Младший. Ep. Нравственные письма к Луцилию. О гневе. SEXT. Секст Эмпирик. М. Против ученых. Sid. Сидоний Аполлинарий. Ер. Письма. Симпликий. Coel. Комментарий к «О небе» Аристотеля, пагинация по изд. Heiberg (Commentaria in Aristotelem Graeca, t. VIII). Солон. Fr. Фрагменты, в: Bergck, Poetae Lyrici Graeci. SPAW. Sitzungsberichte der preussischen Akademie der Wissenschaften, Berlin. Steph. Byz. Стефан Византийский. Описание народов. Stob. Иоанн Стобей. Эклоги. STRAB. Страбон. География (книга и § по изд. Casaubon). Suid. Суда. (Lexicon, изд. Adler, Lexicographi Graeci, I). Syn. Синесий Киренский. Ер. Письма. Regn. Речь о царстве (стл. по t. 66 P.G.). TAM. Tituli Asiae Minoris. Tat. Татиан . Апология. Tel. Телет (по выдержкам из Стобея). Ter. Теренций. Andr. Девушка с Андроса. Терпандр. Fr. Фрагменты, в: Bergck, Poetae Lyrici Graeci. Tert. Тертуллиан . Apol. Апологетик. Spect. O зрелищах. Тн. Феофраст. Char. Характеры. Тнс. Фукидид. Thcr. Феокрит. Идиллии. Them. Фемистий. Ог. Речи (по изд. Harduin). Theod. Феодорет. H.E. Церковная история.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

(Стр. 603). Свида: Συροι προs Φονικαs. Пословица, равносильная латинской: Cretensis cum Cretensi rem agit. 41 (Стр. 609). У Арнобия, Lib. VI. adv. Gen. Ha обличение в служении бездушным вещам язычники христианам ответствуют: Erras et laberis, nam neque nos aera, neque auri argentique materias, neque alias, quibus signa confiunt, eas esse per se deos, et religiosa decernimus numina. Sed eos in his colimus, eosque veneramus, quos dedicatio infert sacra, et fabrilibus efficit inhabitare simulacris. 42 (Стр. 631). Contra Faust. L. ХХП, c. 52. 56. Scriptura Sacra non utique desideria mulier- cularum nobis pro magno insinuare curaret, nisi aliquid in eis magnum quaerere commoneret. 43 (Стр. 650). Aug. Ep. CCXLV. Execranda autem superstitio ligaturarum, in quibus etiam in aures in summis ex una parte auriculis suspensae deputantur, non ad placendum hominibus, sed ad serviendum daemonibus adhibetur. 44 (Стр. 651). Августин (contra lovin.) между неприятностями жизни супружеской полагает и сию: honoranda nutrix ejus (uxoris) et gerula. 45 (Стр. 656). Так читается сие место в тексте греческом и так читал в свое время Блаженный Августин, Quaest. In Gen, CXVII, и многие. 46 (Стр. 725). Подобно сему и древние христиане клялись языческими кесарями. Tert. Apol, с. XXXII. luramus, sicut non per genios Caesarum, ita per salutem eorum, quae est augustior omnibus genus. 47 (Стр. 739). Dioscorides. L. I, c. 17. Πιστακια τα μεν γεινομενα εν Συρα, ομοια στροβιλοι ευστομαχα. Εσ&ιομενα δε και πινομενα εν οινω λεια, ερπετοδηκτοis βοηει. 48 (Стр. 790). Новейшее мнение, что есть Г£> У город Силом (Исх. XVIII. 1), не может быть поставлено наряду с предыдущими, ибо основано не на изыскании достоверного чтения, но на смешении всех чтений, не исключая самых недостоверных. И в судьбе Иуды, или племени Иуди- на, город Силом не составляет никакой эпохи. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Таким образом, выходит, что подобным, путем апология Тертуллиана содействовала большей распространенности христианских идей и упадку язычества в количественном отношении; что, не имея ближайшего, осязательного обнаружения своего действия в доставлении христианам свободы веры в религиозных убеждений, она в другом отношении достигала ближайшей цели, ведущей к более отдаленной – торжеству Евангелия над язычеству щей римской религией. 106 Вследствие чего выработалась у евреев такая мессианская идея, см. «Учение о лице Иисуса Христа» В. Снегирева, стр. 22–23. Тертуллиан основывает ожидание иудеями царя-завоевателя на пророчестве Исаии VIII, 4. Adv. Marc, III, 13 cf. Adv.iud.9. 114 Сильным выражением этого служит суд над Богочеловеком и распятие Его, как обманщика и государственного преступника. 116 и др. Как на выражение этого же стремления, нужно смотреть и на басни, пущенные ими в ходе относительно лица И. Христа См. Учение о лице И. Христа – В. Снегирева, стр. 28; сравн. Иуст. разгов. с Трофимом. 117 С этого времени они только подстрекали язычников и помогали им выдумывать различные обвинения против христиан. Tertull. ad nat. I, 14 121 Тацит называл христианство только «гибельным суеверием» и был послуш­ным эхом клеветы народа (Freppel. S. Just. р. 20–21). Светоний знал о христианстве не более Тацита, – он трактует христианство как иудейство, Христа считает агита­тором и т. д. (Sueton. Nero, 16; – Труд. Киев. Дух. Акад. 1864 г. т. II, стр. 446). Плиний называет христианство «superstitio prava» (Epist. ad Trajan.). 122 Чтобы очевиднее была эта противоположность, здесь намеренно представлена бо­лее подробная и рельефная картина язычества во всех его отношениях; это необходи­мо было сделать и в тех видах, что отсюда же определяется и уясняется характер и тон христианской апологетики. 124 Neander. Allgem. Gesch. christ. Relig. u. Kirche. S.2 Лактанций приводит слова Цицерона, который хотя и признавал в этой религии много басен, ait tamen, non esse illa vulgo disputanda, ne susceptas publice religions disputatio talis exstinguat. Lact. Just div II, 3 127 Apolog. 25; M. Фел. Окт. 25; Cicero. De natura deor. III, 2: «Mihi ita persuasi, Romulum auspiciis, Numam sacris constitutis fundamenta jecisse nostrae civitatis: quae numquam profecto sine summa placatione deorum immortalium tanta esse potuissent. 129 Tert. Apolog. 11, ad nat. II, 11. 15. Кроме национальных – римских и чужестранных богов, Рим увеличил свой религиозный культ апофеозом императоров и некоторых их жен, напр., Фавстоны – Марка Аврелия, чрезвычайно развратной женщины (Dion. Cass. LXXI), а также обоготворением других женщин, напр. Лаврентины (Tertull. apol. 13). Таким образом, неудивительно, что в Риме с полуторамиллионным почти населением – и только в нем одном – считалось 420 храмов, в кото­рых поклонялись 30 тысячам богов с Юпитером во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010