1276 Epist 15 (57), ad. Damasum Epistola secunda; ego vero, ut antea jam scripsi, Christi vestem in Romana urbe suscipiens, nunc barbaro Syriae limite teneor. Путь свой описывает Epist. 3. ad Rufinum. Посол пресвитера Евагрий виделся с Великим Василием в 373 г. Epist. S. Basilii 138.; ad. Evsebium Samosatenum. 1280 Epist. 5.1. Praefat. in Abdiam. В письме к Евстохию (22, 7) он столько же красноречиво, сколько искрение описывает борьбу свою с желаниями немощной плоти, выдержанную им в пустыне, не скрывает слабостей своих и прославляет силу благодати. 1281 Epist. 95 (125) Rusticum; Ep. 18 (142 et 143); praefat. vers. Daniel. Praef. ad Sesaiam Здесь писал он потерянное для нас (первое) толкование на Авдию, перевел на латинский язык еврейское Евангелие к евреям (De vir. illustr. § 3), также потертое. 1282 Ер. 5 (6) ad Florent. Ep. 6 (73) ad Iulian. Ep. 7 (43) ad Chremat. et Evseb. Ep. 10 (21) ad Paulam. При последнем письме посылает жизнь Павла Фивейского, описанную им (Chron. ad an. 359). Из пустыни же писаны письма 8 (42) ad Nicetum, 9 (44), ad Chrysogon. 11 (39) ad Virgines, 12 (45) ad monachum Antonium, 13 (36) ad Castorinam, 14 (1) ad Heliodorum. 1284 Num rogavi te, говорил он еп. Павлину, ut ordinares. Si sic presbyterium tribuis, ut monachum nobis non avferas, tu videris de judicio tuo (Lib, cont, Iohannem Hierosol. Т. 2. p. 451). Епифаний писал к Иоанну Иерус.: «Пресвитеры Иероним и Викентий по скромности и смирению не хотят совершать жертвы, какую могли бы совершать по сану своему». 1286 Epist. 50 (51) ad Domnionem; Ep. 52 (2) ad Nepolianum, lib. 1. cont. Iouinian. Lib. 1. cont. Rufinum § 13. 1287 Ep. 18 (142) in Daniel. cap. 9. В письме к Павлу Конкордиенскому он писал: Si hoc munusculum (vita Pavli) placuerit: habemus etiam alia condita, quae cum plurimis mercibus orientalibus ad te, si spiritus s. afflaverit, navigabunt. В письме к Паммахию писал, что хроника переведена 20 лет тому назад. 1290 Epist. 133. ad Agerachiam: ante annos plurimos, cum in chartis ecclesiasticis invarem Damasum Rom. urbis Episcopum et orientis atq. occidentis Sinodicis consultationibus responderem.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На Востоке чин А. известен ныне только в Армянской Церкви, где порядок поставления в А. восходит к порядку рим. Сакраментария папы Григория (см. выше, а также статьи Алтарник , Дьячок , Иподиакон , Параекклисиарх , Пономарь ). Ист.: Ignatius Antiochenus. Ep. 5: Ad Philadelphios// Ignace d " Antioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. P., 19694. (SC; 10) (рус. пер.//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 133); Justinus Martyr. Apologia I//PG. 6. Col. 429 (рус. пер.//Ранние отцы Церкви. С. 337, 339); Damasus. Carmen 18//PL. 13. Col. 392; Cyprianus Carthaginensis. Ep. 7, 28, 34, 52, 59, 78, 79//CSEL. T. 3. Pars 1. P. 435-461 (рус. пер.: Письма 42, 47//Творения. М., 1999. С. 513, 547); Cabrol F., Leclercq H. Monumenta Ecclesiae liturgica. P., 1902; Eusebius. Hist. Eccl. VI 43//PG. 20. Col. 621 (рус. пер: Евсевий. Церк. ист. С. 239); idem. Vita Constantini// Eusebius. Werke. Bd. 1. Teil 1: Über das Leben des Kaisers Konstantin/Hrsg. v. F. Winkelmann. B., 1975. (Die griechischen christl. Schriftsteller d. ersten Jh.) (рус. пер.: М., 19982. С. 105); S. Siricii papae Ep. I: Ad Himerium Tarraconensem//PL. 13. Col. 1142; Innocentii I Ep. ad Decentium. Cap. 8//PL. 20. Col. 556; Collectio Canonum Hibernensis. Giessen, 1874. P. 23-26; Statuta Ecclesiae antiquae// Mansi. T. 3. Col. 949, 951; Iohannes Diacon. Ep. ad Senarium//PL. 59. Col. 404; Ordines Romani I, VII, VIII//PL. 78. Col. 937, 946, 995, 999, 1003 etc.; Liutprandus Cremonensis. Antapodosis. VI 6// Muratori L. A. Rerum Italicarum scriptores. Mediolani, 1723-1751. T. 2. Pars 1. P. 473; Sacramentarium Gregorianum// Muratori L. A. Liturgia Romana vetus. Venetiis, 1748. T. 2. P. 407, 420; Denzinger H. Ritus orientalium coptorum, syrorum et armenorum in administrandis sacramentis. Würzburg, 1863. T. 2. P. 282. Лит.: Mabillon J. Commentaria in Ordines Romani//Museum Italicum. P., 1724. T. 2; Harnack A. Die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung der niederen Weihen//TU.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Я не мог представить себе, что спустя 15 лет после кончины владыки Василия (Кривошеина) , на том месте, где тогда стоял плавательный бассейн вознесется вновь Храм Христа Спасителя. Я не мог тогда представить, что книга владыки Василия, а также другие его труды, которые тогда были нам известны через запрещенные издания или самиздат, будут опубликованы и будут свободно продаваться в книжных магазинах России. И, конечно, я не мог тогда представить, что 20 лет спустя, здесь, в Брюсселе, мы соберемся, чтобы почтить память этого замечательного иерарха и выдающегося патролога. 3 Archeveque Basile (Krivochein), Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon Saint Gregoire de Nysse//Messager de l’Exarchat du patriarche russe en Europe occidentale, Paris, 91–92, 1975, С. 133–158 5 Krivocheine V., The Writings of St Symeon the New Theologian//Orientalia Christiana Periodica, XX, 1954, C. 298–328; Hieromonk Basil Krivochein, The Most Enthusiastic Zealot (“Ζηκλωτης μανικωτατος”). St. Symeon the New Theologian as abbot and spiritual instructor//Ostkirchliche Studien, 4, 1955, P. 108–128, B. Krivocheine, «’Ο ανυπερηφανος θεος». St. Symeon the New Theologian and early Christian popular piety//Studia Patristica, Vol. II, Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies held at Christ Church, Oxford, 1955, Part II, Edited by Kurt Alan and F.L. Cross. (­ Texte und Untersuchungen, Band 64), Berlin, 1957, P. 485–494, B. Krivosein, St. Symeon le Nouveau Theologien et Nicetas Stethatos. Histoire du Texte des Catecheses//Akten des XI internationales Byzantinistenkongresses, Munchen, 1958, Herausgegeben von Franz Dolger und Hans-Georg Beck, Munchen, 1960, P. 273–277, B. Krivocheine, Le theme de l’ivresse spirituelle dans la mystique de Saint Symeon le Nouveau Theologien//Studia Patristica, Vol. V (­ TU 80), Berlin, 1962, P. 368–376, «Essence cree» et «Essence divine» dans la theologie spirituelle de Symeon le Nouveau Theologien//Studia Patristica, Vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

377 . Isola A. Melania Seniore nell’Historia Lausiaca//ViC 1996. 33(1). 77–83. 378 . Leclercq H. Palladius//DACL 1937. 13(1). 912–930. 379 . Linnér St. Syntaktische und lexikalische Studien zur «Historia Lausiaca» des Palladius. Uppsala 1943. 380 . Meyer R. T. Lexical Problems in Palladius’ «Historia Lausiaca»//StPatr 1957. 1. 44–52. (TU 63) 381 . Meyer R. T. Proverbs and Puns in Palladius’ Historia Lausiaca//StPatr 1966. 8. 420–423. 382 . Meyer R. T. Lectio divina in Palladius//Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten/Ed. Granfield P., Jungmann J. A. Münster, West. 1970. 580–584. 383 . Meyer R. T. Palladius and early Christian spirituality//StPatr 1970. 10. 379–390. 384 . Meyer R. T. Palladius and the study of Scripture//StPatr 1975. 13. 487–490. 385 . Meyer R. T. Holy orders in the Eastern church in the early fifth century as seen in Palladius//StPatr 1985. 16. 38–49. 386 . Meyer R. T. Palladius as biographer and autobiographer//StPatr 1985. 17. 66–71. 387 . Molinier N. Ascèse, contemplation et ministèrë d’après l’Histoire Lausiaque de Pallade d’Hélénopolis. Bellefontaine 1995. 226. (Spiritualité orientale. 64: Monaschisme primitif). [Библ. 221–224]. 388 . North J. L. Abstention from «dainty food»? Comments on χρηστοφγος etc. in the Apostolic Constitutions and Palladius//StPatr 1997. 29. 501–507. 389 . Preuschen E. Palladius und Rufinus, ein Beitrag zur Quellengeschichte des ältesten Mönchtums (TU). Giessen 1897. 390 . Quasten J. Palladius. 1: Historia Lausaica//Quasten. Partrology-3 4 .308). 177–179. [Библ.]. 391 . Reitzenstein R. «Historia monahorum» und «Historia Lausiaca». Göttingen 1916. (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments. N. F. 7). 392 . Schwartz E. Palladiana//ZNW 1937. 36. 161–204. 393 . Scorza Badcellona F. Matrimonio, tentazioni e peccati della carne nella Storia Lausiaca di Palladio//L’eros difficilë amore e sessualità nell’antico cristianesimo/A cura di Pricoco S. Soveria Mannelli 1998.133–158. 394 . Tabachovitz D. Ein paar lexikalische Bemerkungen zur «Historia Lausiaca» des Palladius//BZ 1930. 30. 228–231.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

162a .Matus Thomas. Yoga and the Jesus Prayer Tradition. An experiment in faith/Pref. Griffiths B. Ramsey, N.J. 1984. 193. 163 . McDonald K. The Jesus Prayer and its relevance today//Diakonia. [USA] 1977. 12:3. 266–278. 164 . Meyendorff J. Prière de Jésus//DS 1983. 12. 78–79. 165 . Mensbrugge A. van der. Prayer-time in Egyptian monasticism (320–450)//StPatr 1957. II. TU 64.435–454. 166. Mother Maria [Lydia Gysi, abbess], TheJesus Prayer. Publ. by The Greek Orthodox Monastery of the Assumption. Normandy, Whitby, North Yorkshire. 1972. 44. 1974, 1975. 167 . Munitiz J. Prayer on Mount Athos: Reflections on a visit made in July, 1970//ECR 1971. 3:3. 277–285. 168 . Munitiz J. Greek Anima Cristi prayer//ECR 1974.6. 170–180. 169 . Nasr S. H. The Prayer of the Heart in hesychasm and sufism//GOTR 1986. 31. 195–203. 170 . Nasrallah J. La prière dans l " Église orthodoxe//Études Fransiscaines. 1962. 12. 8–18. 171 . Nicodemus Scretta, archim. νοερ προσευχ κατ τη διδασκαλα του α νωνμου γιορετου συχαστου. 2 Θεσσαλονκη 1996. 144. [О кн.: Νηπτικ Θεωρα. Θεσσαλονκη 1979]. 172 . ÓHanlon D. The influence of «Eastern traditions» on Thomas Merton " " s personal prayer//CistSt 1991. 26:2. 165–183. 173 . Oratio. Das Gebet in patristische und reformatorische Sicht. Göttingen 1999. 174 . Oury G.-M. Dictionnaire de la prière. CLD. 1990. 236. 175 . Perisi V. Molitva uma i molitva srcä prilog razumevanju isihastike antropologije//Kulture istoka. Beograd 1989 (April-Juni). 6(20). 40–43. же://Mistika istoka i zapada/Prired. Pajin D., Gaspari M. Gornji Milanovac: Deje novine 1989. 114–120. 176 . Philonenko M. De la «Prière de Jésus» au «Notre Père» (Abba; targoum du Psaume 89.27; 4Q369; Luc 11, 2)//RHPhR 1997. 77:2. 133–140. 177 . Preghiera et lotta spirituale. Introduzione alla preghiera del cuore/Ed. Bianchi E. Introd. Rigo A. Torino 1991. 178 . Recheis A. Das Jesusgebet//Una Sancta. 1954. 9. 1–25. 179 . Regnault L. La prière continuelle «monologistos» dans la littérature apophtegmatique//Irénikon. 1975. 48. 467–493.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1791 . Chryssavgis J. Χαρμολπη: Joyful sorrow in the Ladder of St. Climacus// Κληρονομι. 1985. 17. 137–142. 1792 . Chryssavgis J. The Jesus Prayer in the «Ladder» of St. John Climacus//OS 1986. 35. 30–33. 1793 . Chryssavgis J. The monk and the demon: The demonology of the Byzantine Fathers. A study of the Ladder of St John Climacus (580–649)// Θεολογα. 1986. 57. 753–764. 1794 . Chryssavgis J. The sources of St. John Climacus (c. 580–649)//OS 1988. 37. 3–13. 1795 . Chryssavgis J. Ascent to Heaven. The theology of the human person according to St John of the Ladder. Brookline Mass. 1989. VIII, 269. Bayer M.//OS 1991. 40. 222. 1796 . Chrysawgis J. Una spiritualità dell’imperfezione. La via delle lacrime in Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 171–193. 1797 . Colunga A. La escala espiritual de san Juan Climaco//Vida sobrenatural. 1936. 31. 269–277. 1798 . Corneanu N. Contributions des traducteurs roumains à la diffusion de l’Échelle de S. Jean Climaque//StPatr 1966. 8. 340–355. (TU 93). 1799 . Corrigan K. Constantine’s problems: the making of the Heavenly Ladder of John Climacus, Vat.Gr. 394//Word and Image. 1996. 12.61–93. 1800 . Cortesi M. La ricezione della «Scala» in Occidente//GC 4 .1807). 279–300. 1801 . Couilleau G. La pénitence chez St Jean Climaque//Monachisme d’Orient et d’Occident: l’Orient monastique, quelques jalons au cours du premier millénaire (Colloque de Sénanque, 9–11 octobre 1984). 53–78. 1802 . Deseille Placide. La dottrina spirituale di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 95–133. 1803 . Duffy J. Embellishing the steps: Elements of presentation and style in the «Heavenly Ladder» of John Climacus//DOP 2000. 53. 1–17. 1804 . Farantakes P. I. Καταβολς κα διαστσεις τν ννοιν « σοφα» κα » φιλοσοφα» στον ωννη τς Κλμακος//Parnassos. 1994. 36. 132–156. 1805 . Flusin B. Il monachesimo sinaitico al tempo di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 27–55. 1806 . Fokilidis I. ωννης τς Κλμακος//EkPhar 1920. 19. 5–48, 342–364. 1807 . Giovanni Climaco e il Sinai. Atti del IX Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa sezione bizantina, Bose 16–18 settembre 2001/A cura di Sabino Chialà e Lisa Cremaschi. Bose 2002. 404. [GC].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1 . Diobouniotis C. Harnack A. der Scholien–Kommentar des Origenes zur Apokalypse Johannis. Nebst einem Stück aus Irenaeus. Liber V. Graece (TU 38, 3.) Leipyig. 1912. Scolion I etiam occurit sub nomine Didymi Alexandrini. CPG. 1503.4. Fragmentum papyraceum tractatus christologici. 1 . J. Sprey. Papyri Iandanae. 5. Leipzig–Berlin. 1931 г. стр. 165–169. Ps. 67 auctore Didymo uel Origene uel Discipulo – J. Van Haelst. Catalogue. N. 648. CPG. 2251.Sermo contra omnes haereses. 1 . PG 28, 501–524.=Montfaucon. L. Doutreleau (RSR. 45.1953 . р. 536) notat affinitatem sermonis cum scriptis Didymi Alexandrini. Versio armeniaca. 2 . R.P. Casey. Armeniam Manuscripts of Athanasius. HThr. 24. 1931. р. 43–59. CPG. 2815. (XXV). Commentarii in psalmos. Hom. XXV. 1 . PG 55, 549–558.=Montfaucon. 2 . M. Richard. Asterii sophistae commentariorum in Psalmos quae supersunt. Accedunt aliquot homiliae anonymae. (SO. fasc. supplet. XVI). Osloae. 1956 . р. 205–214. 3 . In editone PG 55, inde a col. 558–18, quattuor fragmenta Didymi, Theodoreti, Eusebii et iterum Didymi adiuncta sunt, non tamen accurate transcripta sed decurtata. M. Richard. SO. 25. 1947. р. 67. Aldama. n. 416. CPG. 3220. Decem syllogismi contra Manichaeos . 1 . PG 46, 541. Eiusdem tractatus excerpta leguntur apud Didymum Contra Manichaeos. n. 2545. CPG. 3818. Commentatii in psalmos. 1 . PG 33, 1587–1616. Commentarios quos legis PG 33, 1587–1616. 2 . Diymi sunt Alexandrini. L. maries. Un commentaire de Didyme publie sous le nom de Diodore. RSR. 5. 1914. р. 73–78. CPG. 6861. Sillogismi sanctorum Patrum. Inc.: PÀn kak4n kolast1on ¡sti d2 t4 kak4n Âfqarton 1 . M. Richard. Iohanis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt. (CCSG I). Turnhout. 1977. р. 131–133. Exstant recensiones duae, altera anonyma et mutilata, altera sub nomine Didymi Alexandrini. Adv. Arium et Sabellium (PG 45, 1281–1302, Gregor von Nyssa). 2 . Heinrichs. A. «Didymos in koptischer Übersetzung. » Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 4 (1969): 219–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

327 Harnack A. Dogmengeschichte 4 . 1. S. 262: «Gnosticismus hat Vorstufen gehabt»; Богдашевский. С. 115–116; Клитин. С. 133–135; Иером. Евдоким, цит. соч. С. 252. 338 В конце пятидесятых годов апостольское Предание (παρδοσις) признавалось авторитетом. См.: F. Loofs. Leitfaden der Dogmengeschichte 4 , § 11; 6. S. 78. 347 «Хотя апостол Павел отводит в церковной жизни широкое поле для свободы и самодеятельности верующих, для проявления индивидуальных духовных даров, для откровения в Духе, однако он далёк от признания безграничной свободы и индивидуализма в области веры. Он ставит для них границы в зарождающемся у него начале церковного Предания. Это понятие, имеющее важное значение в истории церковной организации, как это можно видеть уже из пастырских посланий, упускается из виду многими учёными, хотя оно уже очень ясно выражается в первых посланиях апостола Павла». В.Н. Мышцын. Устройство христианской Церкви. С. 97–98, 99. Cfr.: Batiffol Р. L’église naissante et le catholicisme. P. 118, 136–139. 354 Didach. 11, 10. Дальнейшие слова 11, 11: «Πς δ προφτης δεδοκιμασμνος, ληθηνς, ποιν ες μυστριον κοσμικν κκλησας μ διδσκων δ ποιεν, σα ατς ποιε, ο κριθσεται φ’ μν» – трудно поддаются истолкованию. Митрополит Филофей Вриенний под «μυστριον κοσμικν κκλησας» разумеет символические действия пророка. Гарнак, припоминая Еф.5:22–33 , понимал эти слова в смысле безбрачия пророка, которого он не делал обязательным для всех. См.: Harnack A. Die Lehre der zwölf Apostel. TU 2, 1. S. 44–47, Anm. Карашев А. О новооткрытом памятнике «Учение двенадцати апостолов». М., 1896, приложения. С. XXXV–XXXVII. Но нам важно здесь отметить рядом стоящие слова «δεδοκιμασμνος», «αληθινς» («Испытанный Церковью=истинный»). 355 Когда речь идёт про общину, то нельзя предполагать в ней особой харизмы для испытания пророков. Испытывали на основании определённого авторитета. Cfr.: Batiffol Р. L’église naissante et le catholicisme 3 . P. 127, 128, 131. 359 Harnack. Der erste Klemensbrief. Sitzungsberichte der Königlich-Preussischen Akademie der Wissenschaften. 1909. III. S. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Acoluthia communis festi, 29, CCCXXVIII-LXXXIX. Psellus: Iambi, , 122, 909–10. Philotheus СР., 154, 767–820. HieRo et Socii, 116, 109–20. Hippolytus. Acta græca, 10, 551–70; latina, 545–8. Hyacinthus. Nicetas David, 105, 417–440. I Ignatius Ant. Anonymus, 5,979–88 et latine, 987–90; 114, 1269–86. Chrysostomus, 50, 587–96. Andreas Gretensis, Canon, fg., , 97, 1437–8. Ignatius СР., Nicetas David: Vita, 105, 487–574. INDAS ЕТ DOMNA, 116, 1037–82. Indictionis principium. Chrysostomus, 59, 675–8; 673–4. Theophanes Cerameus, 132, 135–62. Innocentes martyres. Basilius Seleuciensis, 387–400. Joannes Eubo_eensis, 96, 1501–8. Theophanes Cerameus, 132, 917–28. Germanus II, СР., 140, 735–58. Chrysostomus, 61, 697–700, 699–702. J Jacobus Alphæi, Apostolus. Nicetas David, 105, 145–64. Jacobus frater Domini. Præter Clementina, Hesychius, 93, 1479–80; 115, 199–218. Jacobus, FRATER Joannis, apostolus. Nicetas David, 105, 79–100. Jacobus eremita, 114, 1213–30. Joachim. Vide Conceptionem Deiparæ, Joannes Baptista. I. Laudatio. Chrysostomus, 59, 489–92. Chrysippus, PGLT, 80, 747–58. Sophronius, 87, III, 3321–54. Gr. Palamas, 151, 495–514. II. In nativitatem (vel conceptionem). Athanasius, 28, 905–14. Chrysostomus, 60, 785–8, 787–92; 61, 757–62. Antipater Bostrensis, 85, 1763–76. Andreas Cretensis:Idiomelon, , 97, 1433–65. Theodoras Abucara, 97. 1593–6. Theodorus Studita, 99, 747–58. Theodorus Daphnopata ( Theodoretus), 84, 33–48. Theophanes Cerameus, 132, 1059–70. Theodorus Prodromus, 133, 1301–12. III. Res gestæ. Chrysostomus, De baptismo Christi, 50. 801–6. Eusebius Alexandrinus, in illud Tu es qui venturus es, 86, I, 379–84. Basilius Seleuciensis, 85, 361–74. IV. In Decollationem. Chrysostomus, 59, 485–150; 521–6; 757–66. Basilius Seleuciensis, 85, 225–36. Andreas Cretensis, 97, 1109–42. Theodoras Studita, 99, 757–72. Leo imperator, 107, 191–202. Theophanes Cerameus, 132, 1059–70. V. Be adventu Joannis et prædicatione ad inferos. Eusebius Emisenus, 86, I, 509–26. VI. De translatione manus.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

homin., 2–5, PG 44, 133 ss. — Мысль о средоточном положении человека особенно развита в богословской системе преподобного Максима Исповедника. 36 В неделю сыропустную, на литии. 37 Ср. Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 8: «С естества бессловесных перенесена мертвенность на естество, сотворенное для бессмертия — возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного.» — Ed. Srawley, pp. 43–44; ср. De anima et resurr., PG 46, 148:«Что к естеству человеческому примешалось от жизни бессловесных»; De opif. homin., 18: «Чем бессловесная жизнь ограждена для самосохранения, то, будучи перенесено в жизнь человеческую, стало страстью» (PG 44, 193). С этим связано понимание «кожаных риз» библейского повествования как смертности, как мертвенности тела (не как самой телесности, в отличие от Оригена). Ср. у Мефодия Олимпского De resurr. I, 38, 5; 39, 5–7; 40, 6. — Ed. Bonwetsch, pp. 281–285. См. еще у святителя Григория Богослова: Orat. 38, 12, PG 36, 324. 38 Мысль о нераздельном единстве психофизического состава человека была основной предпосылкой древнецерковной полемики как против докетов, так и против аполлинаристов. В этом отношении особенно характерна книга Тертуллиана «О воскресении плоти» и «Антирретик» святителя Григория Нисского против Аполлинария. Вместе с тем именно из мысли о нераздельной сопринадлежности в человеческом составе разумной души и тела раскрывался и догмат о воскресении — начиная уже с Афинагора. «Ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям, состоящим из души и тела, — говорит Афинагор, и заключает отсюда: — Если нет воскресения, то не останется природа человеков как человеков» — Афинагор. De resurr., 15; ed. Schwartz, pp. 65–67. Ср.: Псевдо–Юстиниан. De resurr., 6; ed. Holl (TU XX.2), 45, 107; почти буквально у священномученика Иринея (Adv. haeres. V, 6, 1; ed. Harvey II, 333, 335). Та же мысль у Мефодия Олимпского (De resurr. I, 3; ed. Bonwetsch, p. 272); у Тертуллиана (De resurr.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010