Скачать epub pdf Песнь Степеней, 133 Это последняя из Песней степеней . По ясному указанию содержания сего псалма, происхождение его следует полагать не раньше, как во времена существования второго храма Иерусалимского, когда рабы Господни – священники и левиты – стояли уже в доме Господнем, отправляя обычные ночные стражи и возбуждая друг друга к бодрствованию и благоговейному исполнению своей должности. Пс.133:1 Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. По замечанию книги Неемии ( Неем.12:44–45 ), «иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и были певцами и привратниками, по установлению Давида и сына его Соломона». А такое чувство радости народной псалмопевец вполне естественно и прилично мог выразить обращенным от лица народа к левитам и священникам такого рода возбуждающим к служению воззванием, какое мы имеем в рассматриваемом псалме. «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, (во дворех дому Бога нашего) во время ночи» (пер. с евр.). Нельзя не заметить, что и самое выражение «благословите ныне» (или как в славянском: се, ныне благословите) дает предполагать, что рабы Господни, стоящие теперь в доме Господнем, до того времени не благословляли Господа во время ночи, и что ко времени происхождения псалма сего только что положено было начало этого рода служения Господу. Вот теперь, как бы так говорит псалмопевец, вы, которые, по милости Божией, стали совершенно свободны от плена, возблагодарите Господа не только за освобождение от рабства и проведение без вреда странами враждебных народов, не только за возвращение вас в свое отечество и дарование вам сил и средств к построению храма и возобновлению города Иерусалима, но и за то, что соделал вас свободными жителями, пользующимися безопасно правами гражданства. Вы теперь только раби Господни, а потому благодарите, или благословите Господа и служите только Ему. Истинный раб Божий есть тот, кто покорен и послушен заповедям Божиим и служит Ему посредством добродетелей. Вы теперь стоите в преддвериях дому Бога нашего, получили возможность видеть не только внешнее благолепие храма Божия, но и внутреннюю красоту святилища, а потому благодарите и прославляйте Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

110 Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился. 111 Я унаследовал свидетельства Твои на век, ибо они – радость сердца моего. 112 Я приклонил сердце моё к исполнению оправданий Твоих на век, ради воздаяния. 113 Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114 Ты – мой помощник и заступник, на слова Твои я надеялся. 115 Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего. 116 Заступись за меня по слову Твоему, и буду жить, и не посрами меня в ожидании моем. 117 Помоги мне, и спасусь, и буду поучаться оправданиям Твоим. 118 Унизил Ты всех, отступающих от оправданий Твоих, ибо неправедно помышление их. 119 Преступниками признал я всех грешников земли, поэтому возлюбил свидетельства Твои. 120 Пригвозди к страху Твоему плоть мою, ибо я боялся судов Твоих. 121 Я творил суд и правду, не предай меня обижающим меня. 122 Восприими раба Твоего во благо, чтобы не клеветали на меня гордые. 123 Глаза мои истаяли о спасении Твоем и о словах правды Твоей. 124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня. 125 Я – раб Твой: научи меня, и узнаю свидетельства Твои. 126 Время действовать Господу: уничтожили закон Твой. 127 Поэтому я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза. 128 Поэтому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. 129 Чудесны свидетельства Твои, поэтому углублялась в них душа моя. 130 Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев. 131 Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал. 132 Призри на меня и помилуй меня, по суду любящих имя Твоё. 133 Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. 135 Лицо Твоё просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим. 136 Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего. 137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. 138 В свидетельствах Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи», чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).     «Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс. 140:2), Господи. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

116 Защити меня словом Твоим, и жив буду; и не посрами меня в надежде моей! 117 Помоги мне, и обрету спасение, и поучаться буду повелениям Твоим. 118 Унизил Ты нарушающих повеления Твои, ибо неправедны помыслы их. 119 Нарушителями воли Твоей признал я всех грешников на земле; и вот возлюбил я откровения Твои. 120 764 Дай мне всегда страшиться Тебя, Господи, ибо грозит мне суд Твой. 121 765 Рассудил я и поступил по правде; не предай меня оскорбителям моим! 122 Прими раба Твоего для блага его, да не клевещут на меня гордые! 123 766 Очи мои изнемогли, ожидая спасения и слова правды Твоей; 124 Поступи с Твоим рабом по милости Твоей, и повелениям Твоим научи меня! 125 Раб я Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои. 126 Пришло время Тебе, Господи, явить силу Твою; попрали закон Твой! 127 767 И вот возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза. 128 И устремлялся ко всем заповедям Твоим, всяк путь неправды возненавидел. 129 768 Дивны откровения Твои: познает их душа моя. 130 769 Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев. 131 Я отверз в молитве уста мои и воспрянул духом, ибо заповедей Твоих возжелал. Слава: 132 Воззри на меня и помилуй меня, как судишь Ты милостиво любящих имя Твое. 133 770 Стопы мои направь словом Твоим, и да не овладеет мною беззаконие! 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои! 135 771 Сиянием лица Твоего озари раба Твоего и научи меня повелениям Твоим! 136 Потоки слез изливают очи мои, ибо не сохранил я закона Твоего. 137 772 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои; 138 773 Заповедал Ты правду в откровениях Твоих и полноту истины Твоей. 139 774 Истомился я, стремясь к Тебе, ибо враги мои слова Твои забыли. 140 775 Пламенно слово Твое, и раб Твой возлюбил его. 141 776 Я самый юный и унижен я, но повелений Твоих не забыл. 142 Правда Твоя – правда вовеки, и закон Твой – истина. 143 Беды и скорби овладели мной; но заповеди Твои – в поучение мне. 144 Правда вечная откровения Твои; вразуми меня, и жив буду. 145 777 Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня, Господи! Повелений Твоих ищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет ( Аввак.2:4 ). 12. Закон же несть от веры: но сотворивый та человек жив будет в них. 13. Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе: 13. Христос искупил вас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою; (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) ( Втор.21:23 ). 14. Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою. 14. Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:2, 9 ). В вредыдущей речи к ап. Петру, которую ап. Павел нашел нужным привести читателям данного послания, было с очевидною ясностью доказано, что жизнь по вере исключает жизнь по закону и что смешивать эти два принципа жизни, веру и закон, так, чтобы находит возможным и даже необходимым жить по вере и по закону, – совершенно неразумно. Нужно что-нибудь одно: или вера, дающая жизнь духовную, или закон, производящий жизнь плотскую, жизнь по букве. Опыт доказал, что закон ровно ничего не давал своим последователям, кроме проклятия. Стало быть, необходимо жить по вере во Христа и по одной только вере. Между тем галатийские христиане обнаружили именно такое непостоянство: они находили возможным с верой совместить и закон. Такое неразумное поведение галат с первых слов обращения к ним вызвало ап. Павла на обличение. «О, безумные галаты!» Такими словами возбужденный апостол начинает свое обращение к жителям Галатии. Он не мог подыскать более подходящего эпитета для характеристики людей, поведение которых представлялось ему чистейшим абсурдом. Напрасно блаж. Иероним, в объяснение резкости апостола, утверждает, что галатийский народ от природы отличался слабоумием. Характер галатийцев действительно выдавался непостоянством, но об уме его свидетельствуют совершенно обратное: «Галаты, говорит Фемистокл, отличаются природной понятливостью и остроумием» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

11). О том, что Евхаристию необходимо совершать только в кафолических Церквах Разъяснение А тот Дар, или Приношение, которое мы таинственно совершаем, нужно приносить только в святых Православных Церквах, а не где-то в другом месте. Иначе поступающие так явным образом преступают закон. И это можно увидеть из священных писаний, а именно: закон повелевал, чтобы агнец приносился в жертву в соответствующий день, то есть на праздник Пасхи, что являлось прообразом Христа, но «в одном доме должно есть его, говорит он, и не выносите мяса вовне» 133 . Таким образом, выносят Дар вовне те, которые не совершают его в одном кафолическом доме Христа, то есть в Его Церкви. И другой закон указывает на нечто подобное, а именно: написано, что если кто заколет тельца или овцу в стане или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, истребится эта душа из народа своего 134 . Следовательно, те, которые совершают жертвоприношение вне скинии, не могут быть никем, кроме еретиков, и им угрожает гибель, коль скоро они дерзают так поступать. Итак, мы верим, что приносимые в Церквах Дары освящаются, благословляются и совершаются Христом. 12). О том, что плотские, или же естественные, удовольствия мы можем отсечь, но совершенно искоренить не можем Разъяснение Кому-то кажется, что премудрый Павел говорит что-то трудное или неудобовразумительное 135 , по выражению святых апостолов. Но нельзя сомневаться, что это исполнено горней мудрости, ибо в нем говорит Христос 136 . Так вот, он сказал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» 137 . И еще: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога Иисусом Христом, Господом нашим» 138 . Ведь движение плоти противоборствует уму, обращенному к воздержанию через страх Божий, и противостоит стремлениям к чистоте. Однако живущие в трезвении, которое приличествует почитающим Бога, препятствуют движению плоти и притупляют жало греха, употребляя подвижничество, труды и другие средства воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

121 Сходное рассуждение мы встречаем в другом труде свт. Григория: «накожной раной вытягивается вредный сок из внутренности и выходит вон». Св. Григорий Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 314–315. 125 Ср. Синод.: «И зарастут дворцы ее колючими растениями крапивою и репейником твердыни ее и будет она жилищем шакалов пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» ( Ис. 34:13,14 ). 126 Ср. Синод.: «И пристрастилась к любовникам своим у которых плоть плоть ослиная и похоть как у жеребцов». 129 Ср. Синод.: «Но Иисус сказал ему иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». 130 Ср. Синод.: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жены и детей и братьев и сестер а притом и самой жизни своей тот не может быть Моим учеником». 131 Подобная мысль встречается у блаженного Августина « сама Истина заповедует нам противоборствовать плотским привычкам уча нас что никто не достигнет царствия Божия если не возненавидит плотских уз» Блаж. Августин еп. Иппонииский Творения М. 1997. С. 75. 132 B другом труде свт. Григория мы находим подобное рассуждение «Итак нам заповедуется ненависть к ближним и к душе своей Следовательно тот любя должен ненавидеть ближнего кто ненавидит его так как самого себя Ибо мы ненавидим свою душу тогда когда не последуем ее желаниям Именно так мы должны мы выражать свою ненависть к ближним чтоб и любить в них то, чем они суть, и ненавидеть в них-то чем они суть и ненавидеть то чем они препятствуют нам на пути Божием» Св. Григории Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 250–251. 133 Ср. Синод.: «Который говорит об отце своем и матери своей я на них не смотрю и братьев своих не признает и сыновей своих не знает ибо они [левиты] слова Твои хранят и завет Твой соблюдают». 134 Ср. Синод.: «И сказал наг я вышел из чрева матери моей наг и возвращусь Господь дал Господь и взял да будет имя Господне благословенно!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

122 Meyer’s: Komment. üb. d. N. T. Εν. Matth. Вот сам текст гл. 5 ев. Мф.: Ст. 38. «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх. 21, 24 ). 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 40. И кто захочет судиться с тобой, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. 41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев. 19, 17, 18 )». Для определения правильного контекста этих стихов, особенно ст. 42-го, ср. по Евангелию от Луки: гл. 6, ст. 34–35. 123 Указание на Ев. Лк. 6:34–35 ст. по поводу связи ст. 42, 5 гл. Мф. у Stier’a: d. Reden d. Hern Jesu. 3 Aufl. 1865. S: 175–176. Сопоставление ст. 42, 5 гл. Мф. с Лк. 6:34–35 находится в синоптических таблицах Bunsen’a, Sevin’a u Tischendorf’a. Некоторые комментаторы указывают другую связь ст. 42 с 41 в 5 гл. Мф. Так Тн. Scott говорит: «Под различными предлогами могут быть некоторые неразумные требования от учеников Христовых, касающиеся разнообразных занятий, как общественных, так и частных, но если бывает требование, например – продолжать путь на милю дальше, чем нужно, то, конечно, лучше идти, нежели ссориться из-за того, – лучше давать и ссужать тем, кто неприязненно требует, чем отказывать с жестокостью или видимым самолюбием (selfishness), и тем более давать и ссужать там, где есть нужда, – в виду доброго дела. Само собою, очевидно, что при более широком применении этой заповеди в отношении к ближним должны быть допущены многие и большие ограничения». Commentary on the holy Bible. U. V: New Test. p. 22–23. 124 См. издания H. Зав. В. Walton’a: Biblia sacra Polyglotte; Stier’ und Theile: Polyglotten-Bibel; Tischendorf’a: Novum Testamentum graece; u Poly: Synopsis Londinensis in Nov. Testamentum. 133 См. изложение содержания Нагорной беседы в логической последовательности, например: у Ците. Киев. 1866. Рус. пер. Орды. Стр. 149–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

124 В воспоминаниях о. Иоанна (Крестьянкина) о своем детстве есть рассказ, который хорошо иллюстрирует вышесказанное. «Вот отец Николай за поминальной трапезой, Ваня – вместе с ним. Но мальчик ничего не ест, ссылаясь на нездоровье, чем очень смущает рядом сидящую старушку. И вдруг она догадывается о причине его нездоровья. Да день-то постный – пятница, а наготовлено все скоромное... Все в смущении. А отец Николай на обратном пути объясняет постнику, как следовало бы воспринять случайную ошибку: «Ты думаешь, Ваня, что я забыл, какой ныне день? Нет. Но и я, и ты знаем благоговение хозяев, и то, что произошло, это не презорство, не нарочитое забвение устава Церкви, а ошибка, которую следовало покрыть любовью " » (Смирнова Т. С. Память сердца. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2006. С. 34). 129 Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 64–65). 130 Перечислим лишь некоторых из них: Константинопольский патриарх Несторий и поддерживающий его патриарх Антиохийский Иоанн; монофелитствующие первоиерархи Сергий, Пирр, Павел, Петр Константинопольские и Кир Александрийский. 132 «Хоть и Христа они проповедовали, но не славы ради Христовой, а своей», – комментирует эти слова апостола Павла свт. Феофан Затворник (Толкование Посланий апостола Павла к Колоссаем и Филиппинцам. М.: «Паломник» – «Правило веры», 1998. С. 317). 133 «Нечисто проповедующие – губят свое дело доброе: и об этом надо жалеть; но слушающие их и верующие через них Господу получают спасение и прославляют Господа» (Свт. Феофан Затворник . Толкование Посланий апостола Павла к Колоссаем и Филиппийцам. М.: «Паломник» – «Правило веры», 1998. С. 320). 137 «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» ( Мф. 23, 5–7 ). 138 «Не подумайте, что спрятанность (чтоб не видали и не знали) не строго необходима, – пишет свт. Феофан Затворник одной монахине.– Нет: строго-настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, гроша не стоит» (Собрание писем. М.: Правило веры, 2000. Т. 1, вып. 4. С. 167).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

125: «от радости о нем»: Матфей 13:44. Глава 7 129: «Итак, будьте совершенны»: Матфей 5:48. 129: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз»: Матфей 18:22. 129: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами»: Матфей 7:12. 131: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков»: Матфей 5:17,20. 132: «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно»: Исход 20:7. 133: «Я говорю вам»: все заповеди взяты из Нагорной проповеди, Евангелие от Матфея 5–7. 134: «кесарю кесарево»: Матфей 22:21. 141: «Будем любить Его»: 1 Послание Иоанна 4:19. 142: «А когда умножился грех»: Римлянам 5:20. 142: «Итак нет ныне никакого осуждения тем»: Римлянам 8:1. 143: «Итак, будьте совершенны»: Матфей 5:48. 143: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»: Матфей 22:37. 143: «Отче! прости им»: Лука 23:34. Глава 8 150: «Видишь ли эту женщину?»: Лука 7:44–47. 151: «нищих, увечных, хромых и слепых»: Лука 14:21. 151: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спаси погибшее»: Лука 19:10. 151: «Не здоровые имеют нужду во враче»: Матфей 9:12. 152: «кто из вас без греха»: Иоанн 8:7–11. 154; «Нет уже Иудея, ни язычника»: Галатам 3:28. 155: «Боже! Будь милостив ко мне»: Лука 18:13–14. 156: «Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое»: Лука 16:25. 157: «помазал Меня благовествовать нищим»: Исайя 61:1. 160: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков»: Матфей 23:37. 160: «с сильным воплем и со слезами принес молитвы»: Евреям 5:7. 161: «Боже мой, Боже Мой!»: Матфей 27:46. Глава 9 167: Чудо превращения воды в вино: Иоанн 2:1–11. 170: Чудо исцеления слепоты: Иоанн 9:1–41. 172: Чудо исцеления проказы: Матфей 8:1–4; Марк 1:40–44; Лука 5:12–14. 173: Чудо исцеления паралича: Матфей 9:1–8; Марк 2:1–12; Лука 5:17–26. 176: Чудо насыщения пяти тысяч: Матфей 14:13–21; Марк 6:30–44; Лука 9:10–17; Иоанн 6:5–71. 177: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения»: Матфей 12:39 178: «Сам Иисус не вверял Себя им»: Иоанн 2:24. 178: Чудо воскрешения Лазаря: Иоанн: 11:1–54. 180: «Если Моисея и пророков не слушают»: Лука 16:31.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010