Лев VI снарядил новое войско под командованием Никифора Фоки Старшего, ставшего доместиком схол, и флот под начальством друнгария Евстафия. Попутно он направил посольство к мадьярам (венграм, уграм), склонив тех напасть на болгар. Сыны земли, расположенной в середине Урала, Волги и Камы, мадьяры постепенно перешли к низовьям Дона, где подчинялись Тюркскому, а затем Хазарскому каганам. Затем они освободились от хазарской зависимости, и около 885 г. мадьярская орда покинула приволжские просторы и поселилась на территории современной Молдавии 167 . Теперь они согласились воевать с болгарами. Правда, миролюбивый Лев Мудрый не желал войны, а потому направил к Симеону своего посланника квестора Константина с предложением мира. Но болгарин не доверял византийцам и попросту заточил посла в темницу, презрев древний дипломатический обычай о неприкосновенности посланника. Началась полномасштабная война, уже менее успешная для Симеона. Пока он застрял на Никифоре Фоке, мадьяры вторглись в Болгарию и опустошили всю страну. Болгары попытались препятствовать переправе византийских войск и венгров, но протелат (младший морской офицер) Михаил Варкала со своими солдатами своевременно предприняли меры и не допустили блокады греческого флота по Дунаю. Симеон попытался все решить в одном сражении, но был наголову разбит степными кочевниками, сам едва спасшись в бою. Желая восстановить добрые отношения с другом детства, Римский император выкупил всех болгарских пленников у мадьяр, чтобы вернуть их на родину, и вскоре получил сообщение от друнгария Евстафия, будто Симеон просит мира. Лев VI дал немедленное согласие начать переговоры и направил к Симеону Льва Хиросфакта, приказав Никифору Фоке и Евстафию вернуться с войском назад на родину, чтобы там распустить его. К сожалению, царь не знал, что Симеон приготовил ему коварную ловушку. Прибывшего византийского посла болгарин без долгих слов заключил в тюрьму. Затем, укрепив свою армию печенегами, разбил мадьяр, которые, оставшись в одиночку, не смогли сопротивляться болгарам. Битва была чрезвычайно кровопролитной, и даже победители – болгары потеряли около 20 тыс. всадников. Месть болгар была жестокой: они истребили почти всех женщин и детей мадьяр, и тем пришлось покинуть степи в низовьях Днепра, чтобы навсегда поселиться между Дунаем и Тисой. И еще много лет они будут вынуждены совершать набеги на славян и германцев, чтобы обеспечить своих мужчин невестами 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу о происхождении славянского перевода Библии мы встре­чаемся с двумя различными мнениями ученых исследователей. По одному из этих мнений, наиболее принятому, труд перевода Священных книг Ветхого и Нового Завета с греческого на славянский язык, вместе с изоб­ретением славянских письмен, принадлежит всецело великим первоучителям славянским, св. братьям Кириллу и Мефодию, уроженцам г. Солуни в Македонии. По другому же мнению, «Священные книги мы имеем не в Кирилло-Мефодиевых переводах, а в переводах гораздо древнейших, соб­ранных, выправленных, переписанных и, может быть, пополненных Ки­риллом и Мефодием, преподавшими в славянской грамоте способ к пра­вильному разумению и употреблению их» 46 . Однако второе мнение до сих пор не могло привести в свою защиту достаточных оснований и поколебать общее убеждение, что истинными творцами славянского перевода Ветхого и Нового Завета были св. Солунские братья Кирилл (в мире Константин) и Мефодий. Согласно летописным и другим известиям, особенно греческих авторов, труд перевода Библии на славянский язык возможно начат был св. Кириллом в 855 году в Византии и закончен в Моравии св. Мефодием в 885 году после смерти св. Кирилла (869 г.). С тех пор Новый Завет во множестве рукописей распространился по всему славян­скому миру и с введением христианства на Руси в 988 году перешел и в наше отечество. Первоначальный Кирилло-Мефодиевский перевод в целости до нас не сохранился, но остатки его обнаружены в некоторых древнейших руко­писях. Первым собирателем славянских рукописей Нового Завета был ученый чех, аббат Добровский. Его собрания использовал Грисбах и затем Тишендорф. Добровский пытался установить фамилии или рецензии славянского текста, но после него накопился новый материал. Много сделали по описанию и изучению древнеславянских рукописей русские ученые А. В. Горский и К. И. Невоструев , которые при содействии и участии митрополита Филарета выпустили ценный труд «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, ч. I. Литур­гические книги» (М., 1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

Тем самым был вновь упрочен авторитет Византийской империи и восстановлен византийский суверенитет в восточной Адриатике. Тогда же была учреждена фема Далмация, которая включала в себя далматинские города и острова 539 . Правда, эти византийские города и острова фактически находились в большей зависимости от славянского хинтерланда, чем от Константинополя: они платили дань славянским племенам, в то время как ничтожные выплаты императорским стратигам имели лишь символический характер 540 . С другой стороны, эти славянские племена и сами признавали суверенные права Византии и были обязаны оказывать Империи военную помощь. Византийское влияние на Балканском полуострове значительно укрепилось, и это имело своим последствием быстрое распространение христианства. Именно тогда Сербия и сербские племена побережья приняли от Византии христианство 541 . Даже в Хорватии византийское влияние на некоторое время взяло верх над влиянием франкской державы и Римской Церкви. Дальнейший сильный импульс византийская миссионерская деятельность получила на Балканском полуострове, особенно в Болгарии и Македонии, когда сюда прибыли изгнанные из Моравии ученики Мефодия (ум. 885), чтобы посредством проповеди и просвещенческой деятельности на славянском языке распространять христианскую веру и византийскую культуру среди славянских народностей. Так установилось естественное с исторической точки зрения положение: Моравия осталась в сфере влияния Римской Церкви, в то время как Болгария, Македония и Сербия встали на сторону Византии. После того как имперский флот отразил арабские нападения на далматинское побережье и сорвал осаду Дубровника, Византия вмешалась в дела Южной Италии. Против наступления сицилийских арабов Василий I планировал совместные действия с императором Людовиком II и Римом: в конечном итоге именно в этом заключалась причина его дружественной по отношению к Риму политики. Однако в Сицилии не удалось достичь ничего, более того, в 870 г. арабы заняли Мальту, что означало дальнейшее укрепление их положения в Средиземноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Торлоп – женская верхняя нарядная меховая одежда, то же что кортель. О торлопе говорит Стоглав: «ино (одеяние) женам, якоже им носити и глаголемыя торлопы, их же имеют обычай и причетницы носити, златом и бисером и камением украшены, и сие неподобно есть причетником тако украшатися женским одеянием» 878 . В описях: «торлоп черева бельи. Торлоп белей черевей под тафтою под лазоревою под широкою; вошвы бархат на золоте шолк червчат да зелен; подольник червчат» 879 . В 1576 г. стрелецкий сотник Розварин заложил Прилуцкого монастыря казначею «торлоп куней, а не нем поволока дороги лазоревы, вошвы бархат цветной» 880 . Торок, Торочек Торок или Торочек – тесемка, ленточка, снурок, гайтан. В отписке от 24 июня 1681 г. в царский поход требовалось «… торочков белого. жарково, червчатого, алово» 881 . Торочка Торочка 1) оторочка, обшивка по краям лентою, тесьмою, кожею или какою-нибудь тканью в виде ленты; 2) строчка в шитье иглою. Торочковый Торочковый – обшитый по краям или по швам, выстроченный. «Три сорочки полотняных, нашивка торочковая» 882 . Торчь Торчь – щит с рукою и кинжалом. «Торчь булатной черен каменой сиз, шляк и оковы золоты, ножны по хзу по-черному, оковы серебреные позолочены с резью, поцепка шолк червчат с золотом» 883 . Тохтуй Тохтуй. См. Саадак. У Монголов токтуй или доктуй означает вообще чехол, а частнее – кожаный чехол, сделанный по форме лука и употребляемый для защиты его от сырости и для ношения на плече 884 . У царя и великого князя Ивана Васильевича был «Тохтуй по белой тафте шит золотом да серебром клетчат, по нем по всем пелепелы серебрены золочены; на одном углу по той же тафте в каймах репьи шиты золотом да серебром» 885 . Травы. См. Узор. Тресилка, Тресило Тресилка, Тресило – привеска к серьгам. «Две тресилки алмазныя, в них средния камень грушами; две тресилки алмазныя, подвешены зернами Бурмицкими; тресилка алмазная узлом подвескою алмазною. Тресило яхонтовое лазоревое, подвешено зернами бурмицкими з бролиантами. Две тресилки яхонтовые красные с алмазами, подвешены зернами бурмицкими. Две тресилки звездочками яхонтовые красные с алмазами» 886 . Треух

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Видимо, при разделе добычи скот принимался за всеобщий эквивалент стоимости и указание, что на долю воина досталось столько-то овец (или верблюдов), служит условным обозначением стоимости того, что ему досталось, будь то скот, серебро или домашняя утварь. Но если это так, то, значит, стоимость пленных при делении добычи не учитывалась, так как даже при оценке их по 1000 дирхемов=10 верблюдов (1/10 платы за убитого) доля каждого воина составила бы (кроме неизвестной нам добычи в виде одежды, утвари и различных трофеев) после вычета пятины не менее 60 овец. 437 Вак., пер., с. 375–376 и И. Хиш., с. 880–881 списки в основном сов падают, сводные данные по ним [Watt, 1977, с. 73–74], Ибн Хишам приводит еще один список лиц, присягнувших Мухаммаду и получивших дары (со слов аз-Зухри [И. Хиш, с. 882–883]). В нем приводится ряд имен, не названных в первых двух, и отсутствуют некоторые из имеющихся в них. Это можно отнести за счет путаницы имен и лиц, но обращает на себя внимание отсутствие в первых двух списках лиц из рода ади, а в третьем – из родов асад и зухра (во всех трех нет лиц из родов харис, тайм, абд б. кусайй и абдал " узза). Это указывает на то, что все списки имеют пропуски и что общее число мекканцев, одаренных Мухаммадом, не менее трех десятков, хотя не все были так щедро одарены, как Абу Суфйан и другие вожди. 438 И. Хиш., с. 885–886; Вак., пер., с. 380; И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 111. Все эти авторы приводят различные варианты речи, совпадают лишь несколько фраз и выражений. Конечно, очевидцы этого события не могли запомнить речь Мухаммада дословно и излагали ее впоследствии своими словами. Поэтому невозможно отдать предпочтение какой-то одной версии, и мы излагаем лишь общее содержание. 442 Там же, с. 458. Эти слова Аиша обращает к Малике бт. Каб ал-Лайси и советует сказать Мухаммаду: «Прибегаю к Аллаху!» (аузу би-л-лах), чтобы он не притронулся к ней. В другом варианте этот совет с коварной целью отвратить Мухаммада от нравившейся ему невесты дают Асме бт. ан-Нуман [Балаз., А., с. 456–457]. В сообщении со слов Аиши, вероятно наиболее достоверном, словами «Прибегаю к Аллаху!» оборонилась Фатима ал-Килабийа [Балаз., А., с. 454]. Наконец, имеется сообщение, что упрек в замужестве с убийцей отца исходил не от Аиши (которая не была с Мухаммадом в Мекке), а от «жен посланника Аллаха». Вероятно, имели место и упрек и совет, но с кем именно они связаны – забылось.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

I, 283; cp. Ebers в Riehm Handwort. d. Bibi. Alterthum. II, 1212). 332 Description de l’Egypte t. XVII, p. 126. Мистрисс Пуле следующим образом описывает падеж скота 1842 г., свирепствовавший в течении последней половины этого года и весны следующего и продолжавшейся целые 9 месяцев: «ужасный падеж скота, невольно вызывающий воспоминание о море, бывшем в дни Моисея, свирепствовал впродолжение последних трех месяцев – письмо обозначено 18 октября 1842 г. – и жестоко дал почувствовать себя обнищавшим поселянам, особенно тем немногим из них, которые владели скотом. Богачи этой страны понесли ущерб невознаградимый. Во время нашего путешествия по Нилу в июле месяце мы встречали множество трупов коров и быков, лежащих в реке; а многие из наших друзей, следовавшие за нами спустя два месяца, видели много таких же трупов, валяющихся на берегу» (Smith’s Dict. of Bible vol. II p. 885). Но и эта страшная эпидемия, похитившая до половины октября около 40 тысяч одних только быков (Лепсиус в письме из Александрии от 16 окт. 1842 г. Briefe aus Aegypten, Berlin 1852 S. 14), ограничилась только рогатым скотом, не распространяясь на верблюдов и лошадей, даже на тех из них, которые находились в ближайшем соприкосновении с зачумленными экземплярами рогатого скота. Кроме указанных случаев моровой язвы в Египте известен еще падеж 1863 г., начавшийся в ноябре и достигший высшей своей степени в декабре (Speaker’s Comment. I, 283). 333 ’Eχρν εδνα: τι α τ πωλλ τν π Μωυσως ατ τς Αγπτου τεραστων, ο ντα ξ ορανο, σαφς ν το θεο (Origeni Comment. in Mat. t. XII; Migne Patr. gr. t. XIII p. 977). 334 Исх.9:6 : и вымер весь скот египетский; по снесении этого выражения с ст. 19 той же главы и с 5 ст. гл. 11 нельзя однако понимать его в буквальном смысле: казнь ограничивалась только скотом, бывшим в поле, как это ясно видно и из ст. 3. Бедность еврейского языка служит в данном случае, как и во многих других, причиной употребления слов, не вполне соответствующих по своему буквальному значению тем понятиям, для выражения которых эти слова употребляются: здесь нет слов для выражения ограничений (Geikie, Hours with Bible II, 145 note 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

ПОРОКИ Порок есть всякое дело, слово и помышление закону Божию противное (5:176, см. ЗАКОН , 384). В одном человеке может скрываться множество пороков (4:154, см. ГРЕШНИК , 232). Пороки, как рубища, облагают грешную душу (2:29, см. ГРЕХИ, 248). Порок и противная ему добродетель в едином сердце поместиться не может (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 814). Где пороки, там нет Христа Не сыщем Его и тамо, где нечистые духи место себе пометенное и украшенное имеют, духи ненависти, злобы, зависти, духи блудодеяния, прелюбодеяния, вражды: «кое бо участие света со тьмою и Христу с велиаром?» (1:31). В сердце, заполненном пороками, не находится места для Христа (3:271, см. СЕРДЦЕ , 852). Порочные как плевелы, которые сжигаются Плевелы, яко негодные во время жатвы собираются в снопы и сожигаются; но пшеница собирается в житницу; тако нечестивыи, яко бесплодные, при кончине века соберутся и свяжутся в снопы и предадутся вечному огню. Блудники и прелюбодеи, сквернители и студоложники составят свой сноп; воры, хищники и грабители, чужое добро похищающие, составят свой сноп; лживые, хитрецы и лукавцы составят свой сноп; клеветники, злоречивые и ругатели составят свой сноп; лицемеры, которые оказывают себя вне святыми, но внутрь суть злы, свой сноп составят: сии и прочии беззаконники, яко Господу своему безплодные, ввергнутся в вечный огонь на сожжение. Но БЛАГОЧЕСТИВЫЕ, праведные, святые, добрые, яко плод слова Божия, ова сто, ова шестьдесят, ова тридесять в терпении творящие, соберутся в небесное Царствие, яко пшеница в житницу (4:174). Тьмою неведения помраченный не видит своих пороков и грехов (1:50, см. СЛЕПОТА , 885). Порок за добродетель выдают те, в ком извращены понятия греха и добра (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ , 896). Искаженный первородным грехом человек порок добродетелью называет (3:134, см. ГРЕХ , 229). Душу покаянием и сокрушением сердца исправлять (4:160, см. ХРИСТИАНИН , 1102). Душа, просвещенная Христом, ясно видит и познает пороки (4:9, см. ДУША , 312). Пороки на душе познает и очищает просвещенный благодатью Христовой (2:22, см. БЛАГОДАТЬ , 37). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

“В том-то и беда, что зло увеличилось до такой степени, что (добродетель нестяжания) стала, по-видимому, невозможной, — и что даже не верится, чтобы кто-нибудь ей следовал/VIII:441/. “Этот недуг (хищение и любостяжание — Н.С.) объял всю вселенную, обладает душами всех, — и, поистине, велика сила мамоны!”/VIII:509/. “О сребролюбие! Все свелось к деньгам, — потому и перепуталось! Ублажает ли кто кого, помнит деньги; называют ли несчастным, причина опять в них же. Вот о том только и говорят, кто богат, кто беден. В военную ли службу кто имеет намерение поступить, в брак ли кто вступить желает, за искусство ли какое хочет приняться, или другое что предпринимает, — не прежде поступает к исполнению своего намерения, пока не уверится, что это принесет ему великую прибыль”/VII:885–886/. «О нем (богатстве – Н.С.) надо мне начать речь, потому что оно для многих, зараженных этою жестокою болезнью, кажется драгоценнее и здоровья, и жизни, и народной похвалы, и доброго мнения, и отечества, и домашних, и друзей, и родных, и всего прочего. До самых облаков достигает пламя этого костра, и сушу и море обнял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те, которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все, и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный, каждый по своим силам, день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню (…) Богатые никогда на оставляют этой безумной страсти, хотя бы овладели всею вселенною, и бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех»/III:482–483/. Подобные, буквально «вопиющие», цитаты можно приводить и приводить. “Простите, я дрожу от гнева”/X:208/— даже восклицает святитель. Но если столь тотально и губительно сребролюбие, то и врачевство против такого опасного недуга должно быть радикальным. Отсюда и требование «отдать все»: ведь если оставить богатство, то благодаря «мертвой петле» не ровен час разовьется губительное сребролюбие. У Климента мы ничего подобного не найдем. Он рассуждает чисто теоретически: спасает не внешнее, а устроение сердца. Его пафос направлен на поддержание духа богатых на пути спасения. Златоуста же тотальность погони за богатством убеждает, что богатый – почти всегда любостяжательный.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Хронограф П. сохранился в значительном по сравнению с др. хронографами особого состава числе списков. К 2019 г. известны 23 рукописи XVII-XVIII вв., содержащие его текст. Из них 10 представляют Основную редакцию, включающую обе части Хронографа в полном объеме; 3 - т. н. Соловецкую редакцию, представляющую собой сокращенный текст обеих частей Хронографа; остальные содержат краткие редакции летописной части Хронографа П., которые исследователи часто определяли как самостоятельные летописцы или «летописный свод 1650 г.» ( Насонов. 1955. С. 268-271; Гольдберг. 1982. С. 53). Основная редакция в свою очередь подразделяется на ряд видов, отличающихся друг от друга наличием или отсутствием предисловия П., а также отдельных фрагментов в конце текста. Из видов Основной редакции наиболее своеобразным и важным для истории текста памятника является Эрмитажный, известный в одном списке (РНБ. Ф. 885. 565). В этом списке к повествованию о Смоленской войне добавлены рассказы о деятельности боярина (с 1650) кн. Ф. Ф. Волконского («летописец Ф. Ф. Волконского»). Происхождение этих рассказов не вполне ясно. П., несомненно, знал кн. Волконского, служившего 2-м воеводой в Астрахани в 1643-1646 гг., однако Эрмитажный вид не имеет предисловия П., а в тех видах Основной редакции, где сохранилось предисловие, не упоминается кн. Волконский. Список принадлежал князьям Щербатовым и, судя по владельческим записям, передавался из поколения в поколение ( Савинов. 2015). Именно Эрмитажный вид Хронографа П. стал источником московского Летописца 1686 г. ( Он же. 2008), Хронограф П. использовал и составитель Латухинской Степенной книги Тихон Макариевский ( Сиренов. 2016). Хронограф П. никогда не издавался полностью. Предисловие составителя публиковали П. М. Строев ( Строев. 1848. С. 198-199) и А. Н. Попов ( Попов. 1869. С. 236-237). Заключительный текст Хронографа издан Поповым в «Изборнике славянских и российских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции» (Изборник. 1869. С. 315-321) по 2 спискам (РНБ. Ф. 588. Оп. 2. 1450; Ф. 550. F.IV.600). Фрагмент текста позднего вида Соловецкой редакции издан М. А. Савиновым в 2017 г. (по списку: БАН. 17.15.14; см.: Савинов. 2017. С. 223-224).

http://pravenc.ru/text/2579846.html

278 Леонъ царствова ...лт 26. – Говорится о византийских императорах: Льве VI (886–912 гг.) и его брате, соправителе и преемнике – Александре (912–913 гг.). 279 Сдяху бо ту преже ...землю Волыньскую. – В И ошибка: правильнее читается в Л, где – «землю словеньску». Летописец хочет сказать, что на землях, где в его время располагалась Венгрия, прежде жили славяне и «волохи», т. е. романизированное население Паннонии. Сведения о последнем могли прийти на Русь как из «венгерской, так и из собственно славянской центрально-европейской среды» (Королюк. Славяне и восточные романцы. С. 183). Исследователь полагает, что помещение статьи под 898 г. может быть связано с итальянским походом венгров 899 г. Появились венгры на Дунае еще в 839 г., а их переселение в Паннонию состоялось не ранее 892 г. 280 Селунь – Фессалоника – второй по значению после Константинополя городв Византии (на северном побережье Эгейского моря), ныне – Салоники. 281 Б бо единъ языкъ словнскъ... – Как полагают, от этих слов и до конца статьи – извлечение из «Сказания о начале славянской грамоты», одним из источников которого было Житие Мефодия (См.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники//ТОДРЛ. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 80–92). 282 ...прве положены... – Чтение ошибочно, следует читать как в Л – «преложены», то есть переведены. 283 Ростислав – князь Великоморавского государства (846–870 гг.), Святополк (870–894 гг.) – его преемник. Коцел – князь Блатенского княжества (в районе озера Балатон). Посольство в Византию было послано одним Ростиславом в 863 г. 284 ...Мефедья и Костянтина. – Константин, в монашестве Кирилл (826/828–869/870) и его брат Мефодий (ок. 815–885) – создатели славянской грамоты и первые переводчики книг Священного писания и богослужебных книг на славянский язык. 285 Октоих – богослужебная книга, содержащая церковные песнопения. В течение недели они исполнялись в одной тональности, на один «глас»; всего в октоихе таких гласов восемь, отсюда и название книги, которое в переводе с греческого значит «осьмогласник» (такой термин известен в древнерусской книжности).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010