326 Никитин П. Сказание о 42 аморийских мучениках//Записки Имп. АН. 1905. VIII серия. Т. 7. 2, с. 21. 328 Konzilas Е., Halkin F. Deux vies de s. Maxime le Kausokalube//Analecta Bollandiana 54 (1936), p. 106. 329 Cm.: Angenendt A. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung//Saeculum. 42 (1991). Vol.. 332 Holy Women of Byzantium. Ten Saints’ Lives in English Translation. Ed. A.-M. Talbot. Washington, 1996, p. 113, n. 83. 335 Так, св. Трифилл Левкосийский, не сподобившись мученичества при жизни, позаботился о посмертном венце – мусульмане отрубили голову его нетленному телу (AASS Junii, vol. III. Bruxelles, 1867, p. 177E). 336 Трифонов Ю. Две съчинения на Константина Философа (св. Кирила) за мощите на св. Климента Римски//Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Vašica J. Slovo па perenesenie moštem preslavnago Klimenta neboli Legenda Chersonska//Acta Academiae Velehradensis, 19. 1948; Vašica J. Literami pamatky epochy velikomoravske 863–885. Praha, 1966; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche quelle//Orientalia Christiana Analecta, 231. Christianity among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. Roma, 1988. 337 Библиотека Ватикана, Barberini gr. 336. Cm.: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. Наиболее ранние константинопольские списки XI в. опубликованы: Arranz М. L’Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. 338 РНБ, собрание Гильфердинга 32 (серб.). Древнейшие русские списки датируются концом XIV – началом XV в. Например, ГИМ, Син. 900. 340 Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник 59 (84). М., 2000, с. 116–128.; Уханова Е. В. Культсв. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого анализа). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. Grand-Eury, Mémoires sur la formation de la houille, в Annales des mines, Paris, 1882, t. I, p. 159 sq.; de Lapparent, Traité de géologie, 3 ed. 1893, p. 872–885. 927 Godet, études bibliques, 1 série, p. 113–114. – „Начала континентальной жизни, говорит A. de Lapparent (Tratte de geologic, 1893, p. 1595), характеризуемы царством, почти исключительно состоявшим из растений, возрастанию которых ничто не мешало, потому что они развивались при температуре чисто тропической, среди атмосферы влажной, без сомнения, покрытой облаками, которые дозволяли проникать на землю лишь рассеянным лучам. Единственные земные животные, которых скрывала эта растительность, это те, однородные которым в настоящее время ищут тени, и блеск цветов, доставляющий теперь всю прелесть природе, в эту эпоху не мог обнаруживаться“. 932 Моисей, передавая o рыбах, упоминает точно лишь о творении великих китообразных животных. Палеонтология обозначает морских животных в формациях самых древних: зоофитов, моллюсков и раковидных животных в силлурийской формации, многочисленных рыб в формации девонской; но евреи не знали их, и Моисей ничего не говорит о творении их. 933 Pfaff, Shöpfungsgeschichte, стр. 745. – Ученый Фай (Faye), в своей книге Sur l’origine du monde, in-8°, Paris, 1884, p. 192, утверждает, что „земля много древнее солнца. Если бы было иначе, говорит он, если бы, как хотел этого Лаплас, ее образование было гораздо позднее образования солнца, все изменилось в небесном аспекте: звезды всходили бы на западе и заходили на востоке, луна оживлялась бы попятным движением, как спутники Урана и Нептуна“. 934 Двойное увеличение естественной величины. Найден в смолистых сланцах окрестностей Аутуна, принадлежит Геологическому Музею Сада растений в Париже. 935 „Атмосфера, говорит de Lapparent, Traité de géologie, 1893, p. 1595, очищалась вследствие уже самого факта этой (каменноугольной) растительности и ее скрытия в земле на краю континентов, очертание которых еще неясно было определено. Появились земные животные, в виде пресмыкающихся“. 936 См. рис. 56, Belemnites Didayanus (hastatus), из Орбиньи, из средней юрасовой формации, по образцу Музея естественной истории в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В Моравии после смерти Мефодия (в 885 г.) Клименту пришлось трудиться недолго, вследствие ожесточённого гонения на него со стороны латино-немецкого духовенства. Борясь против славянской литургии, последнее не только преследовало принцип папской политики, направленной к объединению латинским языком всех христиан, но и обнаруживало стремление соблюсти своего рода равновесие в проявлении народных начал в жизни различных национальностей Европы. Приблизительно в то же самое время, когда во второй половине IX в. Климент трудился в Моравии над славянской литературой и уже в церквах раздавалась славянская литургия, – на других народных языках Европы – немецком и романском – тоже создавались, при помощи латинского письма, первые литературные произведения: Heiland, Christ, Evangelienbuch Отфрида Вейсенбургского, стихотворное житие св. Евлалии – первенец французской литературы и др. Хотя эта зарождавшаяся на народных языках литература тоже носила на себе религиозный характер, но о замене в богослужении немецким или французским языком латинского на западе в то время не могло быть и речи. Таким образом, славяне в Моравии, этот варварский народ, стоявший далеко позади немцев в умственном и гражданском развитии, благодаря счастливому стечению исторических условий, неожиданно опередил все народы Европы в проявлении своего национального существа. Могло ли потерпеть такую привилегию славянского языка, а следовательно – и славянской национальности, не только папство и латино-немецкое духо- —238— венство, но и франкское государство, если язык этот, как видно из папских посланий, считался варварским, если даже и само христианство мораван на Майником соборе было признано до крайности грубым? При таких условиях усилия Климента продолжать дело св. Мефодия после его смерти оказались бесплодными, и, после тюремного заключения и изгнания из Моравии, он перенёс свою деятельность в Болгарию. Здесь обстоятельства сложились самым благоприятным образом для культивирования славянского языка в богослужении и литературе. Вопреки принятому в науке мнению, есть основания думать, что в конце IX века, ко времени прихода сюда Климента, население Болгарии по своему составу ещё не представляло собой однородной массы, так как в это время ещё не выработался новый этнический тип из смешения славянских племён с древнеболгарской национальностью, и оба эти элемента существовали ещё довольно обособленно. Но славянский элемент приобретал всё большее и большее преобладание в государстве, и болгарский князь Борис, чтобы опереться на него в борьбе с староболгарской придворной партией, должен был встретить Климента и других славянских проповедников с распростёртыми объятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

865 Под именем священников писатель наш разумеет епископов, потому что в других местах он проводит различие между епископством, священством и диаконством. 866 Не о различии естества Сыновнего от естества Отчего идет здесь дело, а о различии ипостаси Христа Иисуса. Дальнейшее рассеивает на сей счет всякие сомнения. 870 Разумеются души отшедших праведников и различные степени их блаженства. Срав. Стром. V, 13; VII, 10. 872 После Платона и некоторых других философов древности причиной зла считали материю и Валентиниане, усвояя веществу совечность одинаковую с Богом. Мнение Платона о сем предмете см. в «Тимее». 879 Разумеются камни и древесные пни на перекрестках улиц и дорог, куда люди суеверные приходили совершать ароматические возлияния. 882 Разумеются животные, на зимнее время года скрывающиеся в места потаенные, здесь погружающиеся в спячку и остающиеся следовательно без пищи. Таковы: медведи, дикобразы, змеи и некоторые виды птиц и почти все насекомые. Арист. Ист. животн. VIII, 14 –17. 883 По другому чтению: «как демоны». Такое именно устройство дыхания писатель усвоял демонам. По его представлению в творении все восходит от низшего к высшему постепенно: от животных водных ступень к насекомым, от насекомых к животным более совершенным. 885 В древности у Римлян считалось величайшим злодеянием убить рабочего вола. Плиний упоминает, что один римлянин за это был казнен смертью, а другой выслан из отечества (Естеств. ист. VIII, 45). 886 Намек на одно место из «Политики» Платона. «В Египте, говорит этот философ, царь опирается на жреческую касту. Даже если бы захватил власть какой нибудь узурпатор из другого рода, то едва только примет он бразды правлений, как его посвящают уже в тайны религии, чтобы одновременно он был и верховным жрецом и монархом». Вслед за этим Платон называет много греческих городов, где господствует то же обыкновение. 888 Разумеются ученики Киринейского философа Аристиппа, из которых группировавшиеся около Феодора отрицали все учение о богах. Наш писатель уже упоминал о семь в «Увещании».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

813. Приход содержит при сей церкви одного или двух Пасторов, по усмотрению общества, соображаясь притом с обстоятельствами и нуждами прихожан. 814. Выбор Пасторов производится в общем собрании прихода, по большинству голосов присутствующих. О времени и месте избрания приходское общество извещается троекратным в воскресные дни объявлением с кафедры и чрез троекратную же публикацию в ведомостях. 823. В случае недостатка доходов церкви на необходимые нужды ее, и особливо на содержание Пастора, потребная в прибавок сумма должна быть располагаема на всех прихожан, по соображении с состоянием каждого из них. Глава II. О УПРАВЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ДЕЛ АРХАНГЕЛЬСКОГО ЕВАНГЕЛИЧЕСКОГО ПРИХОДА 834. Евангелическо-Лютеранские и Евангелическо-Реформатские приходы в Архангельске, соединившиеся, с Высочайшего соизволения в 1817 году, в один приход, составляют отдельное общество, под названием Архангельского Евангелического прихода... 1838, июн. 30 (11374). § 1. Глава III. О УПРАВЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ДЕЛ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИСТОВ В ЗАКАВКАЗ СКОМ КРАЕ 869. Закавказские Евангелическо-Лютеранские колонистские общества не подчиняются Консисториям сего исповедания (ст. 790 и 795), но находятся в отношении духовном под ведением Колонистского Синода и Обер-Пастора, а сии состоят в непосредственной зависимости от Кавказского Наместника. 870. Пасторы назначаются и утверждаются в должностях Наместником Кавказским, непосредственно, или по сношению с Министерством Внутренних Дел, согласно представлению Обер-Пастора колоний; при сем принимается всегда в соображение желание, изъявленное по сему предмету самими обществами. 873. В случае неимения в какой-либо колонии Пастора, общество может, до определения нового Проповедника, избрать из среды своей способного духовного учителя, который должен быть испытан и введен в должность Обер-Пастором. Глава IV. О УПРАВЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ БРАТСКИХ ОБЩЕСТВ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В САРЕПТЕ И ПРИБАЛТИЙСКИХ ГУБЕРНИЯХ 885. Сарептскому Евангелическому Братскому обществу дарована свобода в отправлении веры по уставу, учению и обрядам, между Евангелическими Братьями существующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Республика Гана; Republic of Ghana], гос-во в Зап. Африке. Территория - 238,54 тыс. кв. км. Столица - г. Аккра (1,93 млн чел.- 2001). Крупные города: Кумаси (610,6 тыс. чел.), Тамале (259,2 тыс. чел.), Тема (225,9 тыс. чел.), Обуаси (118 тыс. чел.), Теши (112,9 тыс. чел.) - 2001 г. Г.- член ООН, Африканского союза (АС), движения неприсоединения, Экономического сообщества гос-в Зап. Африки (ЭКОВАС) и Содружества (объединение стран, входивших в Британскую империю). Офиц. язык - английский. География Г.- континентальное гос-во. На юге омывается водами Атлантического океана. Граничит на западе с Кот-д " Ивуаром, на севере с Буркина-Фасо, на востоке с Того. Длина береговой линии - 539 км. Большую часть территории занимают равнины. На юго-западе и востоке возвышаются плато Ашанти и Кваху. В районе Аккры случаются землетрясения. Наивысшая точка - гора Афаджото (885 м). Полезные ископаемые - алмазы, алюминий, асбест, бокситы, золото, железо, известняк, соль, марганец, нефть, олово, природный газ, уран, хром. Экваториально-муссонный климат с чередованием влажных и сухих сезонов (по 1 на севере и северо-востоке и по 2 на юге и юго-западе). Среднегодовая температура воздуха 26-29°С. Самый теплый месяц - март (27-32°С), самый холодный - авг. (23-26°С). Наибольшее количество осадков (более 2300 мм) выпадает на юго-западе, наименьшее (650-750 мм) - на вост. побережье и в Аккре. Густая сеть рек, большинство к-рых периодически пересыхает: Анкомбра, Афрам, Вольта, Оти, Офин, Пра, Тано и др. Судоходны Анкомбра, Вольта и Тано, а также искусственное оз. Вольта. Единственное естественное оз. Босумтви (глубина - 71 м) находится в 34 км от г. Кумаси. Население: 20,7 млн чел. Одна из наиболее плотно заселенных стран Зап. Африки (79,2 чел. на 1 кв. км - 2001). Среднегодовой прирост населения - 1,36%. Дети в возрасте до 14 лет составляют 38% населения. Жители, достигшие 65-летнего возраста,- 3,7% (все показатели даны по состоянию на 2004). Экономически активное население - 9 млн чел. (на 2000).

http://pravenc.ru/text/161627.html

Показания неофициальных источников, свидетельствующих о православии св. Мефодия в учении об исхождении Св. Духа, находят подтверждение и в документальных данных. Упомянем о послании папы Стефана VI (885–891) к моравскому князю Святополку, написанном вскоре после смерти св. Мефодия: «Относительно же Мефодия, мы крайне удивились, услышав, что он упорно держится суеверия, а не назидания, споров, а не мира» 22 . Эти сведения подтверждаются мнением протестантских исследователей, углубленно изучавших эпоху деятельности свв. Кирилла и Мефодия: «Из позднейших обстоятельств (т. е. во время правления папы Uoahha VIII . – архим. А.) с достоверностью следует, что Мефодий никогда не принимал римского учения, будто Св. Дух исходит от Отца и Сына» 23 . Аналогичный вывод делает и другой протестантский ученый, проводивший свои исследования в середине XIX века: «Мы не смеем сомневаться, что Мефодий в учении об исхождении Св. Духа следовал Греческой Церкви, и поэтому вступил в резкое противоречие с франкским духовенством» 24 . Однако со стороны католических богословов утверждается, что если бы св. Мефодий не исповедал Символ веры с Филиокве, то папа никогда не возвел его в сан епископа Западной Церкви 25 . Разберем этот довод. Действительно, уже в Древней Церкви при епископской хиротонии от кандидата требовалось официальное исповедание веры. О св. Мефодии известно, что он устно и письменно (verbis et litteris) излагал свое исповедание веры. Однако в официальном исповедании веры как правило излагалось не частное учение какой-либо Поместной Церкви, а общецерковное, утвержденное и признанное всей Вселенской Церковью, и до тех пор, пока какое-либо богословское мнение не было признано истинным всей полнотой Церкви, оно не могло войти в официальное изложение веры. Этим требованием – излагать в официальных исповеданиях веры, равно как и вообще во всех официальных документах только общецерковное учение – объясняется то, что римские папы в своих общительных грамотах воздерживались от добавления Филиокве в Символ веры . Так, папа Адриан II (867–872), по свидетельству патриарха Фотия, «Духа от Отца исходяща исповедал». Таким образом, становится понятным, какое именно требование мог предъявить папа св. Мефодию при посвящении его во епископа – исповедание общецерковного вероучения, а не частного мнения Западной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Советские специалисты, изучавшие ракетную технику в Германии, были там объединены в Ин­ституте «Нордхаузен». По возвращении на роди­ну они оказались территориально и организаци­онно разобщёнными по разным ведомствам. Ко­ролёв первым понял опасность разрыва тесных творческих связей, необходимых для достижения конечных целей в кратчайшие сроки. Своим еди­номышленникам, назначенным на должности главных конструкторов в различных министер­ствах, он предложил учредить Совет главных конструкторов как высший орган по разработке программ решения научных и технических про­блем ракетной техники. В первый Совет главных вошли: С.П. Королёв — главный конструктор ра­кетной системы в целом; В.П. Глушко — главный конструктор двигательных установок; М.С. Ря­занский — главный конструктор радиотехниче­ских систем и системы управления в целом; Н.А. Пилюгин — главный конструктор автоном­ных систем управления; В.И. Кузнецов — главный конструктор гироскопических командных прибо­ров; В.П. Бармин — главный конструктор назем­ного стартового, заправочного и транспортного оборудования. Никаких постановлений правительства о ста­тусе Совета главных не выпускалось. Совет был личным «изобретением» Королёва. Он понимал, что никакие правительственные комиссии не спо­собны преодолеть множество внутриведомствен­ных барьеров на пути решения общей задачи — со­здания ракетной системы. Авторитет совета был столь высок, что его рекомендации, как правило, выполнялись безропотно руководителями мини­стерств и организаций. Для проведения лётно-конструкторских испы­таний решением правительства создавались госу­дарственные комиссии. Председателями комис­сий обычно назначались руководители в должно­сти не ниже заместителя министра. Заместителем председателя госкомиссии и техническим руково­дителем был назначен Королёв, председатель Со­вета главных конструкторов. При этом до 1950 г. Королёв оставался всего лишь начальником од­ного из отделов в НИИ-88. Между тем его колле­ги по Совету главных формально имели более высокий статус: Глушко был главным конструк­тором и директором ОКБ-456, Рязанский — глав­ным конструктором и заместителем директора НИИ-885, Бармин — начальником и главным кон­структором ОКБ и завода «Компрессор», Кузне­цов — главным конструктором НИИ-10. Королёв был выбран председателем Совета главных, чле­ны которого обладали равными творческими правами при создании большой ракетной систе­мы. По примеру королёвского Совета главных впоследствии подобные советы создавались все­ми другими головными разработчиками ракетно-космической техники.

http://pravmir.ru/glavnyj-konstruktor-k-...

денежный платеж), а исполнение принято в другом способе (вещами), следовательно изменены сила и действие договора самым делом в исполнении, то нет основания за неисправность в исполнении взыскивать неустойку (Сб. Сен. реш. I, N 113). Когда в договоре положительно выражено условие об уплате неустойки в случае нарушения договора, то нет законного основания обусловливать право на взыскание неустойки еще и предварительным требованием об исполнении договора (дело шло о просрочке арендных платежей) (Касс. реш. 1878 г., N 183). Условие о запродаже имения признано недействительным, по неимению продавцом права на распоряжение имением и по недействительности выданной ему матерью доверенности: тем не менее положено взыскать с продавца неустойку по записи, так как неустойка взыскивается независимо от исполнения и так как продавец не мог не знать о препятствии к продаже (Сб. Сен. реш. I, N 116). Суд устранил взыскание неустойки, рассуждая, что хотя действия ответчика (работы по углублению водопроводов) происходили, но действие, по условию не дозволенное, т.е. проложение новых путей для воды, не совершилось, вопросы же о целях и намерениях чужды области гражданского права. Сенат, отменяя это решение, рассудил, что палатой принято неправильное начало, будто бы цели и намерения сторон не имеют значения в делах гражданских (Касс. реш. 1875 г., N 885). По векселю Жилинской, писанному на шесть месяцев, муж ее особым условием обязался платить кредитору неустойку, если не последует уплаты в срок. По иску о неустойке возник вопрос: считать ли платежный срок по векселю наступившим в срок числа, выставленного на вексельном обязательстве, или в последний день даруемой законом отсрочки? Сенат (Касс. реш. 1879 г., N 29) рассудил, что векселям вообще по закону присвоены два срока: один – написанный в обязательстве, другой – подразумеваемый, или срок протеста в неплатеже. Должник, не уплативший в первый из сих сроков, не может еще почитаться неисправным, так как с истечением первого срока еще не возникает безусловно ни право кредитора требовать платежа, ни обязанность должника платить, а к сроку, указанному в обязательстве, прибавляются по закону еще дни обождания или отсрочки, и безусловная обязанность платежа возникает лишь в последний день сей отсрочки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Подлинник его см. Migne Patrolog. curs complet. ser. graecae. tom. CXX. Nicaetae. Pectorati practicorum capitum centuria I, §. 75–76 pag. 885–888. Славян. перевод см. в Добротолюбии ч. IV, 64. 1424 л. 241–242. Свидетельство св. Исихия, пресвитера Иерусалимского , взято Даниилом из сочинения его: πρς Θεδουλον λγος Ψυχφελς περ Νψεως κα ρετς καιφαλαδης τ λεγμενα ντιιτικ κα στικ, из первой сотницы. См. Migne. Patrol, curs, complet ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. Славянский перевод свидетельства см. в Добротолюбии част. 2-я. Москва 1857 г. 4–5, § 31–32. 1425 л. 242–243. Выдержка из творения св. Симеона заимствована из первого его слова (по современному переводу). Заимствование сделано не буквальное и не последовательное, а только отдельными фразами. Можно думать, что Даниил, ссылаясь на слова св. Симеона, приводит, их по памяти. См. преподобного отца нашего Симеона, Нового Богослова, игумена и пресвитера бывшего от ограды св. Мамнота, словеса зело полезная. Изд. Козельской Оптиной пустыни. Москва 1832 г. 4–5. см. Migne. Patrolog. curs. complet, ser. graec. tom. CXX, Symeonis Junioris oratio XXV, pag. 440–447. 1427 л. 275–277, 278–279. Одно свидетельство взято Даниилом из сочинения Василия В. τι υ χρη τν ν συστματι πολιτεμενον σκτν ιδα τι καικτβαι τν λικν. Migne, Patrolog. curs. complet. ser graec. tom. XXXI, S. Basilii. Caesariensi tom. III. pag. 1424–1425, Твор. св. отцов том. IX. Творения св. Василия Великого ч. V, 465–467. Другое свидетельство взято из другого сочинения св. Василя: οποι κατα πλτους κατ πτησιν και ποκρησιν. Migne. Patrolog. curs. Complet. ser. graec. tom. XXXI, pag. 1153. Твор. св. Василия В. ч. V, 265–266. Некоторые из приводимых здесь вопросов и ответов Василия В. взяты Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца. I пол; 28. 1428 л 277. Подлинник приведенного здесь толкования см. Migne, Patrolog curs. Complet. ser. graec. tom. LXXXV. Ammonii Aleandrini fragmenta in acta Apstolorum, pag. 1525–1526. Толкование Амония взято Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010