4 Пантен оставил после себя сочинения ( σνγγραμματα), Euseb. Hist. eccl. Lib. V cap. 10, 4; ср. VI, 19. 8 В эту энциклопедию входят 1)  Λγος Προτρεπτικς (Cohortatio ad Gentes); 2)  Παιδαγωγς, (Paedagogus); 3)  στρματα (Stromata); 4) Ti ς; σωςμενος πλοσιος (Quis dives salvetur). 13 Ср. Irineus. Adv. haer. VI, 4; III, 17; Clem. alex. Strom. VI, 32.: προοοης τς γραφς; из позднейшего времени Euseb. Hist. eccl. II, 11, 1; Optat. De schism. donat. I, 9: ad proxilitatem Scripturae tuae augendam. 16 Κατ’ πιτομν τν γραφν εκθεσισ. Strom. I, 1 ( Μ. V ΙΙΙ. 688), Paedag. I, 7 (VIII, 312); Paed. I, 5 (VIII, 262); I, 7 (VIII, 321); Str. I, 19 (VIII, 813); I, 21 (VIII, 869); II, 2 (VIII, 941); Павловы послания: Paed. I, 6 (M. VIII, 292). 18 Гарнак ссылается в этом случае на Chronic, pasch. (Editio Dindorf) p. 15 и Str. VI Ι, 13 (IX, 514). 25 Str. VII, 96– α προφητικαι γραφαι; Str. VII, 1­ τ προφητικα­ α γραφα (IX, 404); Paed. I, 9 (VIII, 353)­ ματρια προφητικη; Str. IV, 1 (VIII, 1216)­ κλογαι и др. 41 Таково мнение и англиканского богослова „Sanday”. См. его „Inspiration” Eicht Lectures. London. 1894. Second edition. 33. 49 В ап. Павле (Paed. I, 6. М. VIII, 308); в пр. Исаии: Strom. V, 14. (М. VIII, 177); в Ионе: Str. V, 14 (М. 200); в Соломоне: Прит. 8:9 ; Str. VI, 15 (М. IX, 348); в Давиде: Str. II, 20 (VIII, 1069). См. также слова Климента в Paed. III, ανοντας εχαριστεν τ μνω Πατρ κα υ, υ κα Πατρ... σν κα τ γ Πνεματι”, которыми христиане призываются к прославлению св. Троицы. Здесь Дух Святой упоминается вместе с Отцом и Сыном. 51 Ср. D. К. Noesgen. Geschichte der Lehre vom heiligen Geiste. Gutersloh. 1899. Seite 14–15 и др. 79 Ibidem, VII, 18 (М. IX, 556); V, I (М. IX, 10). О сущности гносиса, по учению Климента, высказаны в науке различные взгляды: Мерк в сочинении: „Clemens Alexandrinus in seiner Abhängigkeit von der griechischen Philosophie dargestellt”. Leipzig. 1879. Seit 20 определяет гносис, как „совершенное познание Бога“; Рейнкенс в „De Clemente, presbytero Alexandrino, homine, scriptore, philosopho, theologo liber”. Uratislavie. 1851. p. 851 видит в гносисе „дар таинственного разумения истины Откровения и даже „некоторое мысленное виденее сущностей”; Баур в „Die -christliche Gnosis” Tübingen. 1855. Seit 539. – философию христианской религии, Дене (Daehne) в „De γνσει Clementis Alexandrini et de vestigiis neoplatonicae philosophiae ni ea obviis”. Lipsiae. 1831. p. 79; ср. 112 соединение христианства и неоплатонического мистицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. II. Прибытие в Нью-Йорк//АПВ, 1905, Т. IX, 19, с. 376–378. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского//АПВ, 1900, т. IV, 1, с. 8–11; 3, с. 48–51; 4, С. 71–81; 5, С. 98–100. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по восточным штатам Америки. Посещение Нью-Йорка и его окрестностей//АПВ, 1899, т. III, 15, с. 402–408; 16, с. 434–439. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского//АПВ, 1903, т. VII, 7, с. 99–101; 8, с. 122–126. Путник. Архипастырское посещение Преосвященнейшим Тихоном Сербской Свято-Саввской церкви в Джаксоне, Кал.//АПВ, 1899, т. III, 21, с. 577–579. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.И. Манухиной. М.: Изд-во «Московский рабочий»; Изд. отдел Всецерковного Православного Молодежного Движения, 1994. Радостные Новогодние вести//АПВ, 1904, т. VIII, 1, с. 3. Распоряжения Епархиального Начальства//АПВ, 1904, т. VIII, 7, с. 140. Распоряжения Начальства//АПВ, 1900, т. IV, 16, с. 335. Рафаил (Ававини). Из миссионерского дневника Архимандрита Рафаила. (Настоятеля Сиро-Арабской Миссии в Нью-Йорке)//АПВ, 1899, т. III, 15, с. 422–424. Рафаил (Ававини). Из миссионерского дневника Архимандрита Рафаила. Путешествие в Юкатан – Мексико 1902 г.//АПВ, 1902, т. VI, 8, с. 173–177. Рафаил (Ававини). Православная Сиро-Арабская Духовная Миссия в С. Америке//АПВ, 1900, т. IV, 16, с. 326. Резолюция, принятая на митинге прихожан Свято-Троицкого Русского Православного Греко-Кафолического Чикагского Собора и представителей разных русских организаций в Чикаго, состоявшемся Декабря 15, 1925 г., на 1121 N. Leavitt Str., Chicago, 111.//A history of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago. 1892 – 1992/Edited by Anatoly Bezkorovainy. Chicago: Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral, 1992. P. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

XXVIII, 611 p. Balthasar, 1961 – Balthasar H.U. von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Freiburg i. B.: Herder, 1941; Einsiedeln: Johannes Verlag, 19612. 373 S. Dalmais, 1953 – Dalmais I.-H. La doctrine ascétique de S. Maxime le Confesseur, d’après le “Liber asceticus”//Irénikon. 1953. Vol. 26. P. 17–39. Dalmais, 1980 – Dalmais I.-H. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de spiritualité. T. X. P., 1980. P. 836–847. Garrigues, 1976 – Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de l’homme. P.: Beauchesne, 1976. 208 p. Karayiannis, 1993 – Karayiannis V. Maxime le Confesseur. Essence et énergies de Dieu. P.: Beauchesne, 1993. 488 p. Larchet, 1994 – Larchet J.-C. Introduction//Saint Maxime le Confesseur. Ambigua/Avant-propos, trad., not. E. Ponsoye, comment. D. Staniloae. P.: Les Editions de l’Ancre, 1994. P. 7–84. Larchet, 1996 – Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. P.: Cerf, 1996. 526 p. Larchet, 2003 – Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580–662). P.: Cerf, 2003. 288 p. Sherwood, 1955a – Sherwood P. The earlier Ambigua of St Maximus the Confessor and his refutation of origenism. Roma: Herder, 1955. 235 p. Sherwood, 1955b – Sherwood P. St Maximus the Confessor. L., 1955. VIII, 284 p. Thunberg, 1965 – Thunberg L. Microcosm and mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965; Chicago: Open Court, 1995. 488 p. Viller, 1930 – Viller M. Aux Sources de la spiritualité de S. Maxime: Les oeuvres d’Évagre le Pontique//Revue d’ascétique et de mystique. 1930. Vol. 11. P. 156–184, 239– 268, 331–336. Völker, 1965 – Völker W. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1965. 506 S. Concepts of “union”, “absorbtion” and “deiication” in the Mysticism of St. Maximus the Confessor Alexey R. Fokin Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Goncharnaya Str. 12/1, Moscow 109240, Russian Federation; e-mail: al-fokin@yandex.ru In this article the author deals with the concepts of “union”, “absorbtion” and “deiication” in the mysticism of St.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Статья 70... 3. Злоупотребление свободой совести и вероисповедания в целях, направленных против интересов Польской Народной Республики, подлежит наказанию» (см. Конституцию и основные законодательные акты Польской Народной республики. ИЛ. 1953. С. 23-24). См.: журнал «Польша», 1969. 10. С. 17-18. «Известия» от 23 июля 1990 г. С. 1. См. текст Статута приходов в журнале «Wiaclomošci Polskiego AutokefalicznegoKoiciota Prawostawnego», 1971, str. 27 — 37. Устав Польской Православной Церкви, § 45. Там же, § 12. Там же, § 16-18. Там же, § 50, 2. Там же, § 54, 1. В 1974 г. старшие классы семинарии — 5 и 6 — переведены в Свято-Онуфриевский монастырь, где для этой цели выстроено новое здание. Варшавская Христианская Богословская академия действует с 1954 г. В ней имеются еще две секции: Евангелическая и Старокатолическая. Ректор Академии — евангелический богослов, проф. В. Гаспари. Устав Польской Православной Церкви, § 55, 2. См. журнал «Польша». 1969. 10. С. 18. См. Устав Польской Православной Церкви, § 58, 2. Там же, § 63, 1. Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возникновении в Польше унии. М, 1805. С. 119. Там же. С. 119-120. Там же. С. 121. Крыловский А. Указ. изд. С. 160, 161. Там же. С. 164. Беднов В. А. Указ. соч. С. 355. Напр., в 1671-1672 гг. См. у А. Крыловского, указ. соч. С. 172, 173 (в прилож.). В подписанном в 1686 г. в Москве между Россией и Польшей мирном вечном договоре польские послы обещали, что отныне король «всем тамо живущим людей в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском, в той же вере оставающимся, никакого утеснения, И к вере римской и к унии принуждения чинить не велит, и быти то не имеет». Н. Бантыш-Каменский, указ, соч., с. 142. Бантыш-Камгнский Н. Указ. соч. С. 496, 297 -298. Беднов К. А. Указ. соч. С. 400. Там же, в примечании. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Ковальский В., прот. Указ. соч. С. 70-71 «Звон мелодичных колоколов собора, призывающих верных на молитву, — свидетельствует прот. В. Ковальский, — представлял собой своеобразный концерт. Сами поляки часто заслушивались этой музыкой и толпами стояли очарованные красным перезвоном... Служба церковная в соборе организована была образцово. Прекрасно пел хор.» (указ. соч. С.3). О постановке учебного дела на Богословском факультете см. в труде прот. Владимира Ковальского «Положение Церкви Православной в Польше между 1-й и 2-й мировой войной». Рукопись. 1949. С. 178 -180. «Церковный Вестник». 1966. 5. С. 13. «На Волыни и Полесье (Белоруссии), — свидетельствует прот. В. Ковальский, — неоуния, несмотря на чрезвычайные старания неоуниатских миссионеров, прививалась слабо. На Волыни было 8 неоуниатских приходов, на Полесье тоже не больше. Из Православия в унию переходили худшие священники, озлобленные или неудовлетворенные епархиальной властью и, к удивлению, большей частью монахи.» (Прот. В. Ковальский. Указ. соч. С. 55). Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959. С. 149. Ковальский В. прот. Указ. соч. С. 142. Свитич А. Указ. соч. С. 153-155 Свитич А. Указ. соч. С. 157-158. «Церковный Вестник». 1966. 10. С. 20-21. Ковальский В., прот. Указ. соч. С. 218. См. некролог в ЖМП, 1968. 12. С. 26-30 ЖМП. 1950. 8. С. 44 -45. Там же. С. 47-48. Этот титул был дан Митрополиту Дионисию Константинопольским Патриархом Василием III 7 апреля 1927 г. ЖМП. 1950. 8. С. 49. Там же. С. 9. ЖМП. 1951. С. 3-4. Там же. С. 4. Архиепископ Алексий. Митрополит Георгий. Варшава, 1933. С. 25. ЖМП, 1969. 6. С. 34. Konslytucja Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej. Warszawa, 1976, str. 50. В существовавшей до 1976 г. Конституции Польши (с 22 июля 1952 г.) по вопросу свободы совести и вероисповедания говорилось еще и следующее: «Статья 69, 1. Граждане Польской Народной Республики, независимо от национальности, расы и вероисповедания, имеют равные права во всех, областях государственной, политической, хозяйственной, общественной и культурной жизни. 2. Нарушение этого принципа путем установления каких-либо прямых или косвенных преимуществ или ограничение в правах в зависимости от национальности, расы или вероисповедания подлежит наказанию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

SOc. – Slavia Occidentalis. Pozna. Solin. – C. lulii Solini Collectanea rerum memorabilium/Th. Mommsen. Berlin, 1895. Soloviev 1959 – Soloviev A. V Mare Russiae//Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1959. Bd. 4 (==Soloviev 1979. N XIII). Soloviev 1966 – Soloviev A. V. Reges et regnum Russiae au Moyen Age//Byz. 1966. T. 36 (==Soloviev 1979. N VIII). Soloviev 1979 – Soloviev A. V Byzance et la formation de l’etat russe. Recueil d’etudes. London, 1979. SRA 1 – Scriptores rerum Hungaricarum tempore ducum regumque stirpis Arpadianae gestarum. Budapestini, 1937. Vol. 1. SSS – Sownik Staroytnoci Sowiaskich. Wrocaw; Warszawa; Kraków. Stahl 1925 – Stahl G. M. Die mittelalterliche Weltanschauung in Wipos Gesta Chuonradi II imperatoris. Münster, 1925. Stasiewski 1933 – Stasiewski B. Untersuchungen über drei Quellen zur ältesten Geschichte Polens. Berlin, 1933. Stengel 1960 – Stengel E. E. Abhandlungen und Untersuchungen zur mittelalterlichen Geschichte. Köln; Graz, 1960. Struve 1969–1970 – Struve I Lampert von Hersfeld: Personlichkeit und Weltbild eines Geschichtsschreibers am Beginn des Investiturstreites//Hessisches Jb. für Landesgeschichte. Marburg, 1969. Bd. 19; 1970. Bd. 20. Struve 1978 – Struve T «Als ein lewo vur din vuristin...»: Legende und historische Wirklichkeit in den Lebensbeschreibungen Annos von Köln//Geschichtsschreibung und geistiges Leben im Mittelaler: FS für H. Lowe zum 65. Geburtstag. Köln; Wien, 1978. Strzelczyk 1974 – Strzelczyk J. Legenda о sowiaskim pochodzeniu roda Wiprechta z Grójca (Groitzsch nad Bial Elster)//Sowianie w dziejach Europy. Pozna, 1974. Str. – Studia ródoznawcze – Commentationes. Pozna. Summ. Heinr. 1–2 – Summarium Heinrici/R. Hildebrandt. Berlin; New York, 1974–1982. Bd. 1 (Textkritische Ausgabe der ersten Fassung, Buch I–X) – 2 (Textkritische Ausgabe der zweiten Fassung, Buch I–VI, sowie des Buches XI in Kurz- und Langfassung) (Quellen und Forschungen zur Sprach- und Kulturgeschichte der Germanischen Völker, NF. Bd. 61 Sutherland 1988 – Sutherland J. D. Liudprand of Cremona, Bishop, Diplomat, Historian: Studies of the Man and His Age. Spoleto, 1988 (Biblioteca degli «Studi medievali». T. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крайова. Собор Димитрия Солунского (утраченный). Biserica domneasca /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1651 и 1654. Год утраты:1889 (разобран по ветхости) Адрес: Румыния, жудец Долж, г. Крайова (Craiova), ул. Матей Басараб, 14 ( Str. Matei Basarab, 14) Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Церковь Святого Димитрия, также известная как княжеская церковь (Biserica domneasca), церковь Бэняса (Biserica Baneasa) или кафедральный собор (Catedrala Mitropolitana), является самым старым и самым важным культовым сооружением в Крайове. Расположенная в центральной части города, в непосредственной близости от Дома Бэний, церковь на протяжении веков последовательно перестраивалась на фундаменте, датируемом, по некоторым предположениям, примерно XI-XII веками. Основанная Барбу Крайовеску, где проживал Матей Басараб, она была отремонтирована и перестроена принцем Константином Бранковяну и местными боярами (Обедяну, Аргетояну) под эгидой короля Кароля I. Церковь Св. Димитрия в настоящее время является одним из самых важных духовных центров и туристических достопримечательностей Крайовы. По словам историка собора Святого Димитрия, зарождение церкви кажется ошибочным с самим историческим существованием Крайовы. Хотя дату постройки первой церкви на этом месте и имя первого основателя нельзя установить с уверенностью, археологические раскопки, проведенные в 1888 году, выявили доказательства того, что самая старая церковь Святого Димитрия «относится к VIII-IX векам». Другие мнения, не подтвержденные документально, подтверждают гипотезу о том, что церковь была построена во времена братьев Петра и Асана из династии Асанести (XII век), принца Иоанна (XIII век) или даже во время правления великого правителя Мирчи Старого (1355-1418). Историк Петре Константинеску-Ясси связывает строительство церкви с победой последнего над османами при Ровине (1395 г.). Согласно большинству исторических мнений, каменная церковь Святого Димитрия - Бэняса или Домняска (Biserica Sf. Dumitru – Baneasa sau Domneasca) - была основана великим Барбу Крайовеску, старшим сыном Нягое из Крайовы, основателя семьи Крайова. Он владел поместьем и городом Крайова еще до 1500 года. Название церкви Бэняса (Biserica Baneasa) происходит от того факта, что она считалась старым фондом семьи Крайова, которая давала Крайове большой денежный доход, аргументом в этом отношении является близость их кассовых домов. Свое название княжеская церковь (Biserica domneasca) получила в связи с тем, что несколько правителей Валахии происходили из семьи ее основателей (Негое Басараб в XVI веке, Матей Басараб в XVII веке и Константин Бранковяну в XVII веке и XVIII веке), каждый из которых обращал внимание на потребности места поклонения.

http://sobory.ru/article/?object=54166

326 Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Canons. Band. I. Seit 174. Ср. Band II. Erlangen und Leipzig. 1890–92. Seit. 790–795. 328 Гарнак высказывает об этом евангелии в высшей степени двусмысленное и даже уклончивое суждение: Климент, по его взгляду, не признаёт евангелия к египтянам за еретическое, но и не приравнивает четвероевангелию. См. Harnack Geschichte der altchristl. Litteratur. bis Eusebius. Seit. 513. 329 Str. III, 9 (VIII, 1165). Ср. Str. III, 6. „ Τ Σαλμη Κριος πυνθανοην) μκρι πτε θνατος σχσει и т. д. (VIII, 1149). 330 Климент пользовался, кажется, „евангелием к египтянам” в извлечениях по сочинению „ Περ γκρατεας ενουχας”. 332 Самое выражение его доказывает, что с евангелием аргументировали именно еретики, а не сам Климент. 335 Ср. монографию Handmann’a. Das Uebraerevangelium” в „Texte und Untersuchungen” V, 3. Seit 26 и Zahn Geschichte des neutestam. Canons. Band II, 657. Прим. 2. 336 Strom. I, 1 (VIII, 700). δ ν Παλαιστιν βραος νεκαθεν. Ср. Zahn. Forschungen. Band III, 163. 339 Ср. Harnack. Geschichte der alt Christl Literatur. Überlieferung und Bestand. Seit 18; Zahn. Geschichte der neutestam. Canons. Band II, 751–755. 342 Str. VII, 17 (М. IX, 552). Замечание о Матфее может относиться только к василидианам, потому что маркиониты не ссылались вообще на тайное предание. 343 Harnack. Bruchstucke des Evangeliums in der Apokalypse den Petrus... См. Texte und Untersuchung. IX, 2, Aufl. I. Seit 42, Resch. Agrapha. Tex. und Untersuch. V, Heft 4. § 12. 345 См. „ ν τ Πτρου κηργματι”; Strom. I, 29 (VIII, 929); ς Πτρος ν κηργματι; Πτρος ν τ κηρυγματι λγει, φησιν, προσεπεν, Str. VI, 5 ( Μ. IX, 257); VI, 15 ( Μ. IX, 349); II, 15 (VIII, 1008); φησν Πτρος; Str. VI, 5 (IX; 264); Πτρος πιφερε, Str. VI, 5 (IX, 260); VI, 15 (IX, 352); ποισει Str. VI, 7 (IX, 280). 346 См. монографию Dobschutz;’a. Das Kerygma Petri в „Texte und Untersuchung”. IX, 1. Seit 68; ср. 10. 353 Ср. цитаты: Λιο κα Πτρος ν τ ποκαλψει φησν; Ecl. 41, a также Πτρος ν τ ποκολψει φησιν; Ecl.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

170 Holtzmann. Einleitung ins N. Testament. Seit 161. Ср. употребление слова в последнем смысле: Hieronimus. Epist. 53 ad Paul. Proleg. gal. ad 2 Reg.; Tertull. Praescr. 26; Can. Murator.; Concil. Nicen. can. 16. 17. 19. Амфилохий Иконийский называет каталог св. книг „ καν ν”. 174 Иного мнения держится Eickhoff. Das Neue Testament des Clemens Alexandrinus. Schleswig. 1890. Seit 22. 180 Ср. Zahn. Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Canons. Band. III. Erlangen. 1884. Seit. 2. 181 Блаж. Иероним передаёт только известие Евсевия, но не совсем точно (De vir. illustr. 2. 8. 38. 62; Ep. 70 ad Magn.). 184   Ibidem. Местоимение „ ν” относится к „ ητν τνν”, а не „ παλαι ς κα νας Γραφς”, как думает Цан (ср. Forschungen. III, 131). Иначе будет тавтология (ср. Ruben Clementis Alex. Excepta ex Theodoto. Dissert. philologica. Lipsiae. 1892). 187   Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Canons. Band I, 105. Erlangen. – Leipzig. 1888–1889. 197  Str. III, 10 (M. VIII, 1172); IV, 1 (VIII, 1216); III, 12 (VIII, 1183), III, 11 (VIII, 1172); IV, 13 (VIII, 1297). 215 Ср. Zahn. Th. Geschichte des neutestamentlichen Canons, Band II. Seit 615. Erlangen. Leipzig. 1890–1892. 218 Harnack. Das Neue Testament um das lahr 200. Freiburg. 1889. Sei 51. Ср. в „Texte und Untersuch. IX, 1, Seit 8. 73 и др. исследование ученика Гарнака Dobschutz‘a „Das Kerygma Petri. 220 Книга „Деяний цитируется Климентом более 15 раз. С именем „ Πρξις” Str. I, 23; 6, 8; „ Πρξυς τν ποστολων”: Paed. II, 1; Str. I, 11; 1 18; V, 11; VI, 18 один раз: „ Λουκ ς ν τας Πρξεσι τν π’ πομνημονεει”. Strom. V, 12; без названия: „о δδεκα λεγον φασα”: Paed. II, 7; φηε, т. е. χριστ ς: Strom. I, 19; к „Деяниям апостолов” относятся цитаты в Strom. II, 13; III, 6; VI, 12 и 15. Ср. „Texte und Untersuch IX, 1. Seit 9. Прим. 1; исследования Dobschütz’a; „Das Kerygma Petri”. Между тем из канонических евангелий цитируются: первое – 300 раз: второе – около 40; третье – 140; четвёртое – 95. Напротив, из „Т Πετρου κηρυγμα” приводится не более 7 случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

§ 25. Валентиниане определили ангела, как слово, имеющее благовестие о сущем. Они и эонов называют со- именно Логосу логосами. Апостолы, говорит, перемещены на двенадцать знаков зодиака, ибо как последние управляют рождением, так апостолы наблюдают за возрождением. § 26. Видимой стороной Иисуса была София и Церковь совершенных семян, в которую облекся чрез тельце 118 Спаситель, как говорит Феодор. Невидимой же стороной Его было имя, которое есть «Сын Единородный». Поэтому, когда Господь сказал: «Я дверь», то это значит, что вы, совершенное семя, дойдете до предела, которым являюсь Я. Когда же Он Сам войдет, то вместе с Ним в Плирому войдет и семя, дверью собранное и введенное. 2 Cp. Ириней, Adversus haereses I, XVIII Harvey I, p. 196; Климент ал., Str. III, II, 5 Stählin П, p. 197; Евсевий, H. E. IV, 7 Schwartz p. 129; Епифаний, Adversus haereses XXIV, XXXI и т. д. 4 Климент ал. Str. II, VIII, 36; XX, 113 Stählin II p. 132,174; III, I, 2; III, II, 5–9; VII, 59 St. II p. 223; IV, XII, 81–88; XIII, 89 St. II, p. 287; VI, VI, 52–53, St. II p. 458–459; Евсевий, H. E. IV, 7 Schwartz p. 129 – 130 Епифаний, Adversus haereses XXXII. 5 Cp. W. Christ, Philologische Studien zu Clemens Alexandrinus. München 1900. S. 4; Cognât, Clément d’Alexandrie. Paris 1859. P. 25. 8 Ibidem, 96. Что гностики, делавшие вид, будто каждое их слово утверждается на данных Писания (ср. Тертуллиан , De praescriptionibus haereticorum, 15 Migne, s. lat. t. II, col. 33; De resurrectione carnis, 63 Migne, s. lat., t. II, coll. 886), в действительности подходили к священным книгам с твердо сложившимися, независимо от церковного учения, своими личными воззрениями, об этом, кроме Климента, свидетельствует Ириней (ср. Adv. haeres. I, 6 Harvey I, p. 30–31; 1, 15, H. I, p. 66– 67; I, 20 H. I, 85–86; II, IX H. I, 273), Ипполит, Тертуллиан , Ориген и др. 12 Cp. Str. IV, I, 1–3. St. II р.: «Постижение мира (φοσιολογια-κοσμολογ α κα θεολογ α. Cp. Faye, Cl. d’Al. 79 2 ) по канону истинно гностического предания или скорее созерцание начинается учением о мире, восходя отсюда к познанию Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010