по стилю и в то же время не теряющих высокого богословского и поэтического уровня. К этому направлению, получившему название «Hymn Explosion» (гимнический взрыв), принадлежат такие авторы Г., как Ф. П. Грин, Б. Рен, Т. Дадли-Смит (см. издания 1969 г.- 100 Hymns for Today, Hymns & Songs,- и др.). В нек-рых последующих изданиях (Hymns for Today " s Church, 1982) обновление репертуара Г. было проведено чересчур радикально - с отказом от особенностей традиц. Г., воспринимавшихся как архаические. Под амер. влиянием в Великобритании проводилось редактирование текстов Г. (часто с ущербом для их поэтического языка), заключавшееся в изъятии терминов, связанных с категориями пола, расы, социального класса, войны. Несмотря на появление новых распевов Г., в целом наиболее популярными в общинах господствующего в англиканстве направления остаются композиции, написанные до кон. 30-х гг. XX в., но часто в более совр. обработке (Э. Рутли, Дж. Уилсона). В Сев. Америке как среди протестантов, так и среди католиков в этот период шли экспериментальные поиски новых форм Г.- от создания в 70-х гг. в рамках харизматических движений чрезвычайно кратких и простых Г. до использования в последние десятилетия для Г. обработок фольклорного муз. материала африкан. народов, североамер. индейцев и др. В 1922 г. было организовано Гимническое об-во Америки (Hymn Society of America), переименованное в 1989 г. в Гимническое об-во в США и Канаде. Изд. лат. гимнов: тексты: Blume C. , Dreves G. M. , Bannister H. M. Analecta hymnica medii aevi . Lpz., 1886-1922. Vol. 2, 4, 11, 14, 16, 19, 22, 23, 27, 41, 43, 48, 50-52; Walpole A. S. Early Latin Hymns. Camb., 1922. Hildesheim, 1966r; Die liturgischen Hymnen in Schweden. [Bd. 1:] Beitr. zur Liturgie- und Musikgeschichte d. Mittealters und d. Reformationszeit/Ed. C. A. Moberg. Kopenhagen, 1947; Bulst W. Hymni latini antiquissimi LXXV. Psalmi III. Hdlb., 1956; Ambroise de Milan. Hymnes/Ed. par J. Fontaine. P., 1992; мелодии: St ä blein B. v. , Hrsg. Hymnen. Bd.

http://pravenc.ru/text/165007.html

Г. ( Lentini. 1984). Составлен ряд новых песнопений. Ради внесения разнообразия для каждого часа был установлен двойной цикл гимнов. При этом разрешено использовать новые поэтические произведения, за исключением народных песен. С разрешением в католич. Церкви богослужения на национальных языках начала развиваться и национальная Г., основанная на лат. моделях. Ист. и изд.: Analecta Hymnica Medii Aevi/Hrsg. C. Blume, G. M. Dreves, H. M. Bannister. Lpz., 1886-1922. 55 Bde; Analecta Hymnica: Register/Hrsg. M. Lütolf. Bern; Münch., 1978; Chevalier U. Repertorium Hymnologicum: Cat. des chants, hymnes, proses, séquences, tropes en usage dans l " église latine depuis les origines jusqu " à nos jours. Louvain, 1892, 1897, 1904, 1912, 1921. Vol. 1-5; 1920. Vol. 6. (Extrait d. AnBoll); St ä blein B. Hymnen. Kassel, 1956. Bd. 1: Die mittelalterlichen Hymnenmelodien des Abendlandes. (MMMA; 1); Initia carminum Latinorum saeculo undecimo antiquiorum: Bibliogr. Repertorium für die lateinische Dichtung d. Antike u. d. frühen Mittelalters/Bearb. v. D. Schaller, E. Könsgen, J. Tagliabue. Gött., 1977; Lentini A. Te Decet hymnus: L " innario d. Liturgia horarum. Vat., 1984. Лит.: Chevalier U. Poésie liturgique du Moyen-Âge: rythme et histoire. P., 1893; Rosenberg H. Die Hymnen des Breviers in Uniform und neuen deutschen Nachdichtung. Freiburg, 1923-1924. 2 Bde. (Ecclesia Orans; 11-12); Schulte A. Die Hymnen des Breviers. Paderborn, 19255; Sesini U. Poesia e musica nella Latinità cristiana dal III al X sec. Torino, 1949; Paris P. Les hymnes de la liturgie romaine. P., 1954; Bulst W. Hymni latini antiquissimi. Hdlb., 1956; Norberg D. Introduction à l " étude de la versification latine médiévale. Stockholm, 1958; Szövérffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. B., 1964-1965. 2 Bde; idem. Iberian Hymnody: Survey and Problems. [Albany (N.Y.)], 1971, 19882. Turnhout, 1998; idem. Latin hymns. Turnhout, 1989; Michel A. In hymnis et canticis: Culture et beauté dans l " hymnique chrétienne latine.

http://pravenc.ru/text/165013.html

По мнению М. Югло, К. являлся скорее символом служения кантора, чем практическим пособием для пения: певец поднимался на амвон и стоял там с К. в руках, в нужный момент пропевая соответствующие стихи по памяти ( Huglo. 2001). Вероятно, для демонстрации книги народу во время торжественных богослужений переплет К. богато украшался, в частности пластинами из слоновой кости (см.: Amalar. Lib. offic. 3. 16// Amalarii episcopi Opera liturgica omnia//Ed. I. M. Hanssens. Vat., 1948. T. 2. P. 303-304; нек-рые рукописи сохр. вместе с этими украшениями, у других переплет был заменен, но происхождение ряда пластин из слоновой кости, хранящихся в музеях, судя по их форме, вероятно, связано с К.- Huglo. 2001). Поскольку К. выполнял церемониальную функцию, обычно его использовали только в крупных кафедральных храмах и имп. капеллах, в приходских же и монастырских церквах для совершения богослужения певцам было достаточно Градуала и Антифонария . По этой причине рукописей К. сохранилось крайне мало (по сравнению с другими певч. книгами). В наст. время известно 12 рукописей К. старше XII в. Самые древние из них не имеют нотации (Monza. Tesoro della Basilica S. Giovanni. CIX, нач. IX в. (ркп. происходит из Сев. Франции); Berolin. Kunstbibl. 1400 + Cleveland Museum. III 33.446 + Trier. Dombibl. 433, нач. IX в. (ркп. происходит из Саксонии)). В других рукописях полностью нотированы лишь отдельные песнопения - градуал, аллилуия и тракт, для остальных же указаны только инципиты (Laon. B. M. 266, кон. IX в.; Sankt-Gallen. 359, нач. X в.; Bamberg. S. B. Msc. lit. 7, нач. XI в.; Bamberg. S. B. Msc. lit. 8, нач. XI в.; BSB. Clm. 14322, 1-я пол. XI в.; BSB. Clm. 14083, 1-я пол. XI в.). После XI в. К. постепенно вышел из употребления и соединился с Тропарием-Прозарием (собранием муз. и текстовых тропов ординария и проприя мессы, в т. ч. секвенций ); в таких сборниках материал 3 книг располагался последовательно или смешанно, в порядке его использования на мессе. У доминиканцев в XIII-XIV вв. аналогичные с К. функции исполнял Пульпитарий (но поскольку он фактически дублировал репертуар Антифонария и Градуала, то очень быстро вышел из употребления). С XIV в. название «Кантаторий» закрепилось за полифоническими Градуалами (сборниками мотетов и др. жанров полифонической музыки) ( St ä blein. 1952).

http://pravenc.ru/text/1470285.html

Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. IX 12). Поскольку каждое прошение повторялось по 7 раз, впосл. такая литания получила название Litania septiformis или Septena. Еще в XVIII в. она печаталась во франц. Миссалах . (Какова роль Г. В. в установлении 9-кратного пения «Kyrie eleison» в начале мессы после интроита, точно неизвестно - подробнее см. в ст. Kyrie .) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра. XII в. (Брюссель, Бельгийская нац. б-ка. Vs. 9916. Fol. 17) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра. XII в. (Брюссель, Бельгийская нац. б-ка. Vs. 9916. Fol. 17) Традиционно с именем Г. В. связывалось происхождение григорианского пения . В списках Антифонария с кон. VIII в. содержится предисловие, в котором сказано, что эту певч. книгу составил «Григорий епископ» (Gregorius presul). Павел Диакон сообщает (PL. 75. Col. 90), что Г. В. составил Антифонарий, отбирая тексты из Библии и комбинируя их. В Патрологии Ж. П. Миня под именем Г. В. опубликованы тексты 2 певч. сборников - «Liber antiphonarius» (PL. 78. Col. 641-724) и «Liber responsalis» (PL. 78. Col. 725-850). Однако, по мнению Ф. А. Геварта , Б. Штеблайна и др., первоначально в рим. традиции под «Григорием епископом» мог подразумеваться папа св. Григорий II (715-731) или папа св. Григорий III (731-741), а на протяжении IX в. при каролингском дворе под влиянием находившихся там выходцев из Англии, где Г. В. пользовался особым почитанием, это предание было перетолковано в его пользу. Сообщение св. Беды Достопочтенного ( Beda. Hist. Angl. IV 2) о литургическом пении на рим. манер, к-рое перенял от учеников Г. В. еп. англ. г. Рочестера Путта, можно понимать как указание на догригорианскую традицию, известную как староримское пение . Атрибуция мелодий григорианского пения Г. В. отвергнута совр. исследователями ( St ä blein B. Gregorius praesul: der Prolog z. römischen Antiphonale//Musik u. Verlag: K. Vötterle z. 65. Geburtstag. Kassel, 1968. S. 537-561; McKinnon J. Gregorius praesul composuit hunc libellum artis musicae//The Liturgy of the Medieval Church/Ed.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Помимо Гимнария и Бревиария Г. помещались также в др. богослужебных книгах: Consuetudines, Псалтирях, Антифонариях, Процессионалах, Миссалах, Тропариях, Канционалах - в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. В связи с реформой немонашеского Бревиария в XVI в. последовал пересмотр корпуса лат. гимнографии. Папа Лев X (1513-1521) поручил еп. Дзаккарии Феррери провести ревизию Г. исходя из правил классической лат. просодии, что привело к появлению новых вариантов текстов Г. Реформа была завершена комиссией, назначенной папой Урбаном VIII (1623-1644). Она подготовила издание Г., одобренное в 1629 г., объявленное папской буллой «Divinam psalmodiam» (1631) и утвержденное в 1643 г. Т. о., в посттридентском рим. обряде благодаря авторитету свт. Амвросия и прп. Венедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции, в то время как мн. др. гимнографические жанры подверглись значительному численному сокращению и даже запрету. В реформированном рим. обряде (Novus Ordo) особый Г. поется в начале каждой службы суточного круга - между начальными стихами и псалмопением (на основных службах) или антифоном (на малых часах). Вместо включенных в офиц. издания неизменяемых Г., многие из к-рых являются переводами традиц. лат. Г., на местах могут употребляться по выбору и другие, утвержденные церковными властями (см. изд.: Литургия часов. Mil., 1995; Часослов. М., 2001). Г. повлияли на др. жанры лат. гимнографии - тропы , секвенции. Нек-рые лат. Г. послужили образцами для церковных песен на новых европ. языках. С XIV в. стали появляться переводы Г. на чеш., нидерланд., швед., англ., венг. и нем. языки. Монодийная певческая традиция Древнейшая нотированная запись Г. (Pange lingua) найдена в рукописи, датируемой ок. 900 г. (St. Gallen. Stiftsbibl. 359). Певч. традиция Г. отражена гл. обр. в Антифонариях и Гимнариях. Древнейшие нотированные Гимнарии сохранились от X-XI вв.: Zürich. Zentralbibl. Rh. 83, Vat. Ross. 205, Verona. Bibl. Capitolare. 109 (102), Cantabr. Corpus Christi. 391, Lond. Brit. Lib. Harl. 2961 (см.: St ä blein. 1956; Milfull. 1996) и еще 16 рукописей испан. происхождения (см.: Guti é rrez. 1993). За редким исключением, нотировались только 1-е строфы и не каждого Г.; иногда над разными строфами одного Г. записывались разные мелодии (Huesca. Catedral. 1; Vat. Ross. 205 - обе рукописи XI в.).

http://pravenc.ru/text/165007.html

   001   002