cit. p. 279). Следующее затем правило Номоканона, разрешающее на рыбу в день рождества Иоанна Предтечи (24 июня), имеется в типике Афанасия Афонского (Pitra, Spicileg. Solesm. IV, p. 449), а в Студийском уставе такое же разрешение дается и на день усекновения главы Предтечи (29 августа), если то не будет среда или пятница (ν δ γε ποτομ το Προδρμου, ε τχ δ’ ς’, ο διαλομεν, διτι κα ατ φνον νσιον κα θνατον πιφρουσα. Migne, op. cit. col. 1701). Так говорилось и в первоначальной редакции Номоканона, с умолчанием только о среде и пятнице; но позднейшие переписчики настоящей статьи исключили из ее текста слова: κα ες τνατο ποτομν=«и на усекновение его» (ядим рыбу). То же сделали Московские издатели Номоканона по отношению к своему Киевскому оригиналу (т.-е. изданию Копыстенского 1624 г.). Их поправка удержана и во всех позднейших патриарших и синодальных изданиях нашего Законоправильника. У нас в России общее соблюдение поста в день усекновения главы Иоанна Предтечи началось, по-видимому, в сравнительно позднее время. Еще в конце XIV века какой-то игумен Афанасий спрашивал митрополита Киприана о том, какую пищу должны употреблять в этот день миряне и монахи, и получил ответ вполне согласный с нынешним церковным уставом, именно: «На усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя мяса не ясти, ни млека, ни рыбы, аще в который день ни прилучится» (Рус. Истор. Библиот., т. VI, столб. 253). Вероятно, около того же времени сделана кем-то в одном русском каноническом сборнике такая любопытная заметка: «А что на усекновение главы Иоанна Предтечи мяса не ясть, то от грек пошло, аже у кого глава болит, или очи. А шли ядят, аже ни в среду, ни в пяток» (Ркп. Москов. Синод, библиот. 333, л. 85). Последний пункт настоящей статьи Номоканона – о празднике верховных апостолов Петра и Павла – утверждает себя на Студийском уставе, в котором сказано: «в день обоих (верховных) или всех 12 Апостолов не разрешаем на мясо и сыр (мирянам), если этот день случится в среду или пяток, а только на рыбу и масло» (τν δ μραν τν ’Αποστλων τν δο, τν δδεκα ο διαλο μεν ες κρα κα τυρν, ε τχ δ’ ς’, λλ’ μνον χθας κα λαιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Solesm. I 383s); estos mismos pasajes se encuentran también en las actas del concilio segundo de Nicea (mansi, 1.c., l3,313.317); a esta circunstancia debemos que hayan llegado hasta nosotros. Acacio de Cesarea E l sucesor de Eusebio en la sede de Cesarea fue su discípulo Acacio, que fue elegido el año 340 y murió el 366. San Jerónimo le describe de la siguiente manera: Acacio, a quien por faltarle la vista de un ojo le pusieron el apodo de «el Tuerto,» obispo de la iglesia de Cesarea de Palestina, compuso diecisiete volúmenes Sobre el Eclesiastés y seis de Cuestiones misceláneas, además de otros muchos tratados sobre diversos temas. Tuvo tanta influencia en el reinado del emperador Constancio, que nombró a Félix como obispo de Roma en lugar de Liberio (De vir. ill. 98). La última frase puede ser un tanto exagerada, pero queda el hecho de que Acacio jugó un papel importante en la política eclesiástica (Filostorgio, Hist. eccl. 5,1). Fue el principal representante de los homoianos, partido de compromiso que pretendía ser el centro de reunión de todos los moderados la enseña «semejante en todo.» Atanasio (De synodis 29), Epifanio (Haer. 73,25) y Sócrates (liist. eccl. 2,40) nos han conserrvado el símbolo que él propuso en el concilio de Seleucia del año 359. Filostorgio refiere (Hist. eccl. 4,12) que fue Acacio quien redactó las actas del sínodo homoiano de Constantinopla del 360. Pero de todos estos documentos alambicados no queda nada. Aunque, bajo Joviniano, firmó el símbolo de Nicea el año 363 en Antioquía, volvió al arrianismo bajo Valente y fue depuesto por esta razón por el sínodo homoiusiano de Lampsacus el año 365. Las dos obras que menciona Jerónimo, Sobre el Eclesiastés y Cuestiones misceláneas, ya no existen, fuera de unos fragmentos. Jerónimo (Ep. 119,6) nos ha conservado un pasaje de la segunda; como trata de 1Cor 15,51 , se piensa que toda la obra trataría de cuestiones bíblicas. En algunas catenae exegéticas se han encontrado fragmentos de un comentario a los Romanos y al Octateuco.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

171 Pitra, Spicileg. Solesm., t. IV, p. 459, can. 6: Ε τις ξαγγελε τ μαρτματα ατο νθρπ, ετα δεξμενος τν ξομολογομενον μετρισει κα κγων ( φατρισει ατν λγων) λλοις τ μαρτματα το ξομολογουμνου, επιτιμσθω τοτο ποισας τη γ’. 172 Так именно излагал смысл этого закона Малакс в своем каноническом сборнике (Вул. 2, гл. 203: πολιτικς νμος ποφνει, ν εγλουν τν γλσσαν ατο ξω, ν τν ρξουν, στε ν λαμβν θνατον κακν). 175 Такое именно мнение высказал приснопамятный митрополит Московский Филарет по вопросу о том, может ли священник, узнавший на исповеди о подделке монеты, донести об этом светскому начальству. Прибав. к Твор. св. Отец, ч. 25, стр. 194–195. 177 Приводим подлинные слова этой Книги: «да блюдет пресвитер: исповеданного греха никому дане откроет, ниже да наметит в генеральных словах, или других каких приметах, но точию как вещь запечатленную держит у себе, вечному предав молчанию; в противном же случае, подвергнем себя пресвитер жестокому суду. (Выключаются от сего оная дела, о которых в Духовном Регламенте в прибавлении под числом 11 и 12 изображено)». § 109. 178 Нужно заметить, что ненарушимость тайны исповеди при знается законодательством всех христианских народов – даже и тех по вероучению которых исповедь не есть составная часть таинства покаяния и самое покаяние, в целом своем составе, не есть таинство. См. любопытную брошюру Joder " a: Das Beichtsiegel vor dem Schwurgericht. Strassburg 1895. 179 Численный знак ιγ’ (13) легко мог перейти в ργ’ (130). Вообще примеры смешения в греческой скорописи букв ι и ρ, особенно взятых в значении цифр, встречаются довольно часто. См. Bastii Commentatio palaeographica в приложении к книге: Georgii Corinthii de dialectis, ed. Schдffer. 1811, p. 713 sq. Как рано произошло такое смешение в настоящей статье Номоканона, видно из того, что Малакс, повторяя эту статью в своем сборнике, ставит в ее тексте тоже 103-е правило Трулльского собора ( κατοστς τρτος κανν τς ν Τρολλ συνδου λγει, τι ν πρεσβτερος ντραπ κτλ. Вулис. I, гл. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Следующее за этим правилом «сказание» (т.-е. толкование) не принадлежит ни одному из трех известных толкователей церковных правил XII века. О посте среды и пятка апостольское правило говорит без прибавки: «всего лета». 217 ’Ο δ πατριρχης Κωνσταντινουπλεως Νικηφρος ν τ η’ ατο καννι οτω φησν τν ερα τν μ νηστεονια τετρδα κα παρασκευν το λου νιαυτο, ο χρ κοινωνεν ξ ατο τ γρ κ μρους εσεβεν κα κ μρους σεβεν, τοπον. же въ и мъ своемъ правил глаголетъ: к сщенника не постщагс сред иптокъ всег лта, не достоитъ причаститис нег: ибо части блгочествовати, а части нечествовати безмстно. Поцитованное в настоящей статье 8-е правило патриарха Никифора Исповедника см. в Афинской синтагме, т. IV, стр. 431 а’, и у Питры в Spicileg. Solesm., t. IV, p. 390. И тут и там оно числится 9-м и читается без слов: «всего лета». 218 ’Ο δ μγας ‘’Αθανσιος λγεν καταλων τετρδα κα παρασκευν συσταυρο τν Κριον, σπερ κα ο ’Ιουδαοι τ γρ τετρδι παρεδθη κα τ παρασκευ σταθρθη, ε μ μναις τας τν θεοφανεων κα τας ν τ πεντηκοστ τατας γρ καταλων, νεθυνος. же глаголетъ: разршай сред и птокъ, сей распинаетъ Гда, коже и ибо въ сред предадес, а ибо въ сред предадес, а въ птокъ расптс, разв бговленскихъ, и въ бо разршай неповиненъ есть. Слова, приписанные в этой статье св. Афанасию Великому , находятся в одном весьма древнем памятнике церковной письменности, который хотя обыкновенно издается при творениях этого отца церкви, но признается подложным (spurium), именно – в так наз. Σνταγμα διδασκαλας. Здесь содержится следующее наставление о соблюдении поста в среду и пяток: Μ παραβανειν νηστεαν, τουτστι τετρδα κα παρασκευν, ε μ τι π νσ βεβρησαι, χωρς πεντηκοστς κα πιφανεων, т.-е. не нарушай поста среды и пятка, если ты не отягощен болезнью, за исключением только (недель) пятидесятницы и богоявленских праздников» (Migne, Patrol, graec. t. 28, col. 837).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007   008