Fr. Jerome took on the spiritual nourishment of the Russian brethren, transforming Athonite life by the grace of God pouring through him. Thousands of benefactors, pilgrims, and monastics streamed to the mountain, drawn by his charisma. The holy elder restored old and opened new monasteries and cells, including Old Russikon and the New Thebaid Skete. Podvoriyes in Constantinople and Odessa were opened, as well as the New Athos Monastery on the Black Sea coast. Under his care, Russian Orthodox publishing was greatly developed, his spiritual children became bishops, and weak monastic centers under his care blossomed into spiritual powerhouses. As his spiritual father Arseny had prophesied, God truly did marvelous works though Fr. Jerome! Hieroschemamonk Jerome received a blessed end, worthy of his long life of God-pleasing labors, peacefully falling asleep after serving the Divine Liturgy and partaking of the Most Pure Mysteries of Christ. 9 декабря 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также Mount Athos Memoir Scott Cairns Mount Athos Memoir Scott Cairns " I " m very pleased to report that in March of 2017, Paraclete Press will release the second, expanded edition of my spiritual memoir, Short Trip to the Edge, originally published in 2007 by HarperOne. This coming December, I will be making my twenty-first such pilgrimage. Until the book reappears, I hope to share some of the text with readers of the blog here on Huffington Post. " A unique book on the history of Russian Athonite monasticism published on Mt. Athos A unique book on the history of Russian Athonite monasticism published on Mt. Athos The publication was blessed by Abbot of St. Panteleimon’s Monastery on Mt. Athos Schema-Archimandrite Jeremiah (Alekhin), and edited by the confessor and first epitrope of the Russian Athonite monastery, Hieromonk Makary (Makienko). St. Silouan of Mt. Athos: “I have many sorrows of my own, and they are my own fault…” Roman Savchuk St. Silouan of Mt. Athos: “I have many sorrows of my own, and they are my own fault…” Roman Savchuk There are moments when it seems that circumstances are indeed beyond our power, when life breaks down and it’s painful even to look at the world around us. Reality is cruel, and the soul can truly become sick. And no one knows when sorrows will knock at doors of the heart. But we must know in that moment how to answer these unawaited guests… Комментарии © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/99320.html

Примечания 1.Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: Мыслители новых левых/пер. с англ. Н. Глазкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – Далее в тексте страницы указаны по этому изданию. 2.Scruton R. Fools, frauds and firebrands: Thinkers of the new left. Bloomsbury Continuum, 2015. 3.Scruton R. Thinkers of the new left. Longman, 1985. 4.Scruton R. The Return of the Sophist//Times (London). 11 Августа, 1997. — В " Дураках… " раскритикованы трое из пяти " софистов " : Фуко, Деррида и Рорти. Хайдеггер упоминается несколько раз, но в основном из-за его связи с национал-социализмом, которую Скрутон уподобляет связям " новых левых " с " международным социализмом " . 5.Scruton R. A short history of modern philosophy: From Descartes to Wittgenstein. Routledge, 2004. 6.Scruton R. Continental Philosophy from Fichte to Sartre//Kenny A. (ed.). The Oxford illustrated history of western philosophy. Oxford University Press, UK, 1997. P. 193-238 7.Dooley M., Scruton R. Conversations with Roger Scruton. Bloomsbury Publishing, 2016. 8.Необходимо отметить хорошую работу редакторов русского издания, исправивших эту глупость в сноске. 9.Иногда Скрутон критиковал либералов таким же кондовым способом. Например, Исайю Берлина он просто осудил за его книгу о Марксе. См. Scruton R. Freedom " s Cautious Defender: Roger Scruton assesses the work of Sir Isaiah Berlin, 80 on Tuesday//The Times. 3 Июня, 1989. 10.Характерно, что в это время Скрутон в соавторстве с Филлипом Блондом написал рекомендацию , согласно которой государству ни в коем случае нельзя признавать однополые браки, но это нужно сделать церкви! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине В Екатеринбурге кто-то изнасиловал кошку и подкинул ее в подъезд Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/20/...

Азии (кроме Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и нек-рых др.; в ряде стран последователей И. от 50 до 80% жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина; в нек-рых странах они образуют влиятельное меньшинство (Россия, Украина и др.). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины находятся в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в нек-рых странах Европы (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на о-вах Фиджи. Т. Ибрагим Лит.: Caetani L. Annali dell " Islam. Mil., 1905-1926. 10 vol.; Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973, 1996; Hodgson M. G. S. The venture of Islam: conscience and history in a world civilization. Chicago; L., 1974. 3 vol.; Kedourie E. Islam in the modern world and other studies. L., 1980; Грюнебаум Г. Э., фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981; он же. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258: Пер. с англ. М., 1988; Ислам в истории народов Востока: Сб. ст. М., 1981; Мусульманский мир, 950-1150: [Сб. докл. на симп. Оксфорд, 1969]/Пер.: А. Б. Куделин и др.; Ред.: В. Н. Наумкин. М., 1981; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сб. ст. М., 1982; Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в.: Пер. с англ. М., 1982; Ислам: религия, общество, государство/Отв. ред.: П. А. Грязневич, С. М. Прозоров. М., 1984; Watt W. M. Islamic fundamentalism and modernity. L. etc., 1988; idem. A short history of Islam. Oxf., 1996; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989-1998. Т. 1-3; 2001. Т. 4; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991; Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманская правовая культура. М., 1997; Путеводитель по Корану: Вера/Сост.: Т. Ибрагим, Н. Ефремова. М., 1998, 2001; Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Ludwigsburg, 1965; Quoika R. Vom Blockwerk zur Registerorgel: Zur Geschichte der Orgelgotik, 1200-1520. Kassel etc., 1966; Williams P. The European Organ, 1450-1850. L., 1966; idem. A New History of the Organ. L., 1980; idem. The Organ Music of J. S. Bach: In 3 vol. Camb., 1980, 20032. Vol. 1-2; 1984. Vol. 3; idem. The Organ in Western Culture, 750-1250. Camb., 1993; Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel, 1967; Phelps L. A Short History of the Organ Revival. St. Louis, 1967; Douglass F. The Language of the Classical French Organ. New Haven, 1969; Fock G. Arp Schnitger und seine Schule. Kassel, 1974; Higginbottom E. French Classical Organ Music and the Liturgy//Proc. of the Royal Musical Association. L., 1976. Vol. 103. P. 19-40; idem. Ecclesiastical Prescription and Musical Style in French Classical Organ Music//Organ Yearbook. Amst., 1981. Vol. 12. P. 31-54; Бакеева Н. Н. Орган. М., 1977; Баранова Т. Б. Из истории органной мессы//Историко-теоретические вопросы западноевроп. музыки: От Возрождения до романтизма. М., 1978. С. 143-157; Orgel und Orgelspiel im 16. Jh.: Tagungsbericht, Innsbruck 9-12.6.1977/Hrsg. W. Salmen. Innsbruck, 1978; Ройзман Л. И. Орган в истории рус. муз. культуры. М., 1979; Wye B., van. The Ritual Use of the Organ in France//JAMS. 1980. Vol. 33. N 2. P. 287-325; Snyder K. J. Dieterich Buxtehude: Organist in Lübeck. N. Y.; L., 1987; Nelson B. Alternatim Practice in 17th-Cent. Spain: The Integration of Organ Versets and Plainchant in Psalms and Canticles//Early Music. L., 1994. Vol. 22. N 2. P. 239-256, 258-259; eadem. Organ Music for the Mass in Spain, from the 16th to the 18th Cent.//Yb. of the Royal College of Organists. 2001/2002. L., 2003. P. 56-65; Keyboard Music before 1700/Ed. A. Silbiger. N. Y.; L., 1995; Morehen J. The Organ in the Post-Reformation English Liturgy//J. of the Royal College of Organists. L., 1995. Vol. 3. P. 40-50; The Cambridge Companion to the Organ/Ed. N. Thistlethwaite, G. Webber. Camb. etc., 1998; French Organ Music: From the Revolution to Franck and Widor/Ed.

http://pravenc.ru/text/2581477.html

Публикация перевода вызвала протест даже в светской прессе. Позже при сотрудничестве группы ученых-ветхозаветников Г. издал перевод всей Библии (The Bible: An American Transl. Chicago, 1931), а также краткую версию: «The Short Bible: An American Translation» - собрание важнейших частей Библии в хронологическом порядке (Chicago, 1933); перевел не входящие в протестант. канон книги ВЗ, и т. к. более ранние англ. переводы следовали за М. Ковердейлом (к-рый перевел с лат.), Г. был практически первым, кто опубликовал их англ. перевод с оригинального языка (The Apokrypha: An American Transl. Chicago, 1938). Одним из аргументов Г. в пользу создания новых переводов было то, что Библия короля Якова, по мнению многих сохранявшая древнюю традицию перевода 1611 г., в действительности часто подвергалась редактированию, особенно в 1769 г., когда была полностью пересмотрена Б. Блейни. История англ. переводов от У. Тиндала (1525) до 1925 г. представлена в кн. Г. «Создание английского Нового Завета» (The Making of the English NT. Chicago, 1925), в к-рой автор отмечает зависимость поздних переводчиков от языка более ранних версий. Эту тенденцию он демонстрирует в кн. «Проблемы перевода Нового Завета» (Problems of NT Translation. Chicago, 1945), где на примере 115 текстов показывает, как традиц. представления продолжали преобладать в более поздних переводах. Соч.: Index patristicus, sive clavis patrum apostolicorum operum. Lpz., 1907; Index apologeticus, sive clavis Iustini Martyris operum aliorumque apologetarum pristinorum. Lpz., 1912; Die ältesten Apologeten: Texte mit kurzen Einleitungen. Gött., 1914; The Story of the NT. Chicago, 1916, 19292, 196718; The Formation of the NT. Chicago, 1926; New Solutions of NT Problems. Chicago, 1927; The Meaning of Ephesians. Chicago, 1933; Strange New Gospels. Chicago, 1931; New Chapters in NT Study. Chicago, 1937; An Introduction to the NT. Chicago, 1937, 195613; The story of the Apocrypha. Chicago, 1939, 19718; A History af Early Christian Literature. Chicago, 1942, 1966; Paul. Phil., 1947; As I Remember. N. Y., 1953; Life of Jesus. N. Y., 1956; Matthew: apostle and evangelist. Phil., 1959; The key to Ephesians. Chicago, 1956; A history of Early Christian literature/Ed. R. M. Grant. Chicago, 1966.

http://pravenc.ru/text/168267.html

К., и в особенности пробабилизм, подвергалась жесткой критике как своего рода апология имморализма не только протестантскими, позже также старокатолическими (напр., И. Й. Дёллингером (1799-1890)), но и католич. писателями, в частности Б. Паскалем (1623-1662) в «Провинциальных письмах», Ж. Мабильоном (1632-1707). Особенно последовательным критиком был бывш. иезуит Пауль фон Хёнсбрёх (1852-1923), к-рый упрекал представителей пробабилизма и К. в целом в использовании софистических приемов и находил в нем коренное извращение христ. морали. Несмотря на отрицательное отношение большинства протестант. авторов к К., нек-рые из протестант. богословов, в частности Готлиб Балдуин (1640-1684), И. Ф. Буддей (1667-1729) и А. Рехенберг (1642-1721), использовали казуистические методы. Влияние К. на правосл. нравственное богословие обусловлено его зависимостью от зап. богословских систем, в т. ч. католических, что характерно для рус. церковной науки XVIII и XIX вв.; носило оно по преимуществу поверхностный и в основном формальный характер, не затрагивая основ христ. этики. Уже в XIX в. наблюдается реакция на казуистическую схоластику, особенно острая в сочинениях религиозных писателей славянофильского направления. Лит.: Суворов Н. С. Казуистика и пробабилизм//Юрид. вестн. 1889. Т. 3. 11. С. 466-492; D ö llinger I., von, Reusch F. H. Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche seit dem 16. Jh. Nördlingen, 1889. 2 Bde; Зверев А. В. Казуистика и судьбы ее в римско-католической церкви: Очерк из истории римско-католической морали//ВиР. 1890. Т. 1. Ч. 1. С. 185-210; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901; Hoensbroech P., von. Die katholische Kritik über mein Werk: «Das Papstthum in seiner sozialkulturellen Wirksamkeit». Lpz., 1902. 2 Bde; Schmidt A. Zur Geschichte des Probabilismus. Innsbruck, 1904; Beerens J. F. De casuïstiek en Pascal. Utrecht, 1909; Slater Th. A Short History of Moral Theologie. N. Y., 1909; Dublanchy E. Cas de conscience//DTC. T. 2. Col. 1815-1820; i dem. Casuistique//Ibid. Col. 1859-1877; Tarocchi I. Casistica//EC. T. 3. Col. 981-983; Hamel E. Valeur et limites de la casuistique//Sciences ecclésiastiques. 1959. T. 11. P. 147-173; Vos H., de. Casuistiek//Kerk en Theologie. 1961. S. 217-232; Lio H. Casistica//Dictionarium morale et canonicum. R., 1962. T. 1. P. 573-578; Hamel E., Cessario R. Casuistry//NCE. Vol. 3. P. 219-221.

http://pravenc.ru/text/1319882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАПТИСТСКИЙ ВСЕМИРНЫЙ АЛЬЯНС [англ. Baptist World Alliance], международная орг-ция, основанная в 1905 г. в Лондоне. В 1940 г. из-за начала второй мировой войны его штаб-квартира была перенесена в Вашингтон, в 1985 г.- в Маклин (шт. Вирджиния). Объединяет 201 региональную орг-цию (в т. ч. Российский союз евангельских христиан-баптистов и Евро-Азиатскую федерацию союзов евангельских христиан-баптистов) с общим количеством крещеных членов свыше 40 млн. Каждые 5 лет проходят всемирные баптист. конгрессы, вырабатывающие программу деятельности Б. в. а. Во главе администрации альянса стоят президент (на 2002 - Дж. Клиффорд) и генеральный секретарь. Б. в. а. включает 6 территориальных подразделений: Североамериканское баптистское содружество, Азиатскую баптистскую федерацию, Всеафриканское баптистское содружество, Карибское баптистское содружество, Союз баптистов Лат. Америки и Европейская баптистская федерация. Каждое из подразделений имеет своего исполнительного секретаря, к-рый в то же время является региональным секретарем Б. в. а. Внутренняя структура альянса включает 5 отделов (всемирной баптист. взаимопомощи, евангелизма и образования, связей, исследований, распространения и развития) и 3 департамента (муж., жен. и молодежный). В задачу альянса входит поддержание единства между баптистами всего мира, взаимопомощь в случае к.-л. чрезвычайных обстоятельств, обмен опытом, координация миссионерской деятельности, сбор и публикация статистических данных о баптистах. Все члены Б. в. а. сохраняют полную автономию и не обязаны исполнять его решения. Офиц. интернет-сайт Б. в. а.: http://www.bwanet.org/. Лит.: Lord F. T. Baptist World Fellowship: a Short History of the Baptist World Alliance. L., 1955; Tiller C. W. The Twentieth Century Baptist: Chronicles of Baptists in the First Seventy-Five Years of the Baptist World Alliance. Valley Forge (Pa), 1980; The Life of Baptists in the Life of the World: 80 years of the Baptist World Alliance/Ed. W. B. Shurden. Nashville (Tenn.), 1985. Рубрики: Ключевые слова: ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ внеденоминационная протестантско-евангелическая орг-ция, занимающаяся распространением Свящ. Писания по всему миру

http://pravenc.ru/text/77508.html

98       Die Christusmythe. Bd. 1–2. Jena, 1910. Pyc. сокращ. пер.: Миф o Христе. T. 1–2. M., 1923–1924 (дореволюционный перевод уничтожен цензурой). См. также его: Жил ли ап. Петр? M., 1924; Жил ли Христос? M., 1924; Миф о Деве Марии. M., 1926; Происхождение христианства из гностицизма. M., 1930; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. M., 1930. 99       Труды Дж. Робертсона (A short history of Christianity. 3rd ed. L., Christianity and mythology. 2nd ed. L., 1936; Pagan Christs. 2nd ed. L., 1911) пользовались популярностью в атеистические советские годы (судя по имеющимся переводам: Евангельские мифы. M., 1923; Первоначальное христианство. M., 1930). 100       Кушу в трудах «Загадка Иисуса», «Евангелие Марка», «Проблема Иисуса и происхождение христианства», «Закат бога» обосновывал, что евангельские тексты не могут служить свидетельством реальности Иисуса. «Своим именем и своим культом Иисус принадлежит истории, но не является исторической личностью, – утверждал Кушу. – Он не человек, который жил и которого унесла смерть. Он – великая мечта людей. У него нет биографии» (Кушу П. Загадка Иисуса. M., 1930. С. 28). См. также: Кубланов М.М. Иисус Христос – бог, человек, миф? M., 1964; Каждан А. Историческое зерно предания об Иисусе//Наука и религия. 1966. 2. 101       См.: Ковалев С.И. Происхождение христианства. Л., 1948; Он же. Происхождение и классовая сущность христианства. M., 1952; Он же. Миф об Иисусе Христе. Л., 1954; Он же. Основные вопросы происхождения христианства. M.; Л., 1964. 102       См.: Ленцман Я.А. Происхождение христианства. M., 1958; Он же. Сравнивая евангелия. M., 1967. 103       См.: Ранович А. Происхождение христианства//Антирелигиозник. 1931. 1; Он же. Источники по изучению социальных корней христианства//Воинствующий атеизм. 1931. 12; Он же. Очерк истории раннехристианской церкви. M., 1941; Он же. О раннем христианстве. M., 1959. 104       См.: Румянцев Н. Мифологическая школа по вопросу о существовании Христа//Антирелигиозник. 1926. 12; Он же. Жил ли Иисус Христос. M., 1937; Он же. Миф о Христе и Христовы праздники. M., 1940; Он же. Происхождение христианства и его краткая история. M., 1940.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1296 Guillou A. Regionalisme et independance dans l’Empire Byzantine au Vile siecle. L " exemple et de la Pentapole d’Italie. – Roma, 1972. – P. 215–218. 1298 Ср.: Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986. – С. 23; Науменко В.Е. К вопросу о хазарском тудуне... – С. 72. По этому поводу достаточно указать, что глава городской администрации Херсона – протополит, архонт, протевон – утверждался императором (Храпунов Н.И. Администрация византийского Херсона в VIII–haчaлe IX в.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 570), но повод к мятежу не был связан с данным обстоятельством, очевидно не столь волновавшим херсонитов. 1299 В ватиканском списке рукописи «Бревиария» указана еще большая цифра – по 100 золотых (ср.: Чичуров И.С. Указ соч. – С. 41,157). 1303 Ср.: Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: хазары в Доросе//Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. – Керчь, 2002. – С. 62. 1304 Theophanis Chronographia ex rec. С. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 374 (помощь была куплена ценой предоставления Тервелу высшего после императорского титула кесаря и уступки области Загоры). Привести булгар просил и другой низложенный император – Анастасий II (Артемий), пытавшийся в 718 г. использовать место своей ссылки – Фессалонику – как «штаб-квартиру» для организации мятежа против Льва III (Nikephoros Patriarch of Constantinople. Short History/Text, transi, and comment, by C. Mango. – Washington, 1990. – P. 126). 1306 См.: Theophanis Chronographia... – P. 409.30–410.3 (событие относится к 6224 г. александрийской эры, то есть 731/732 г. н.э.; хаган назван династом скифов – chaganou tou ton Sky thon dynastou, но подчеркнуто «нечестие» хазар); Якобсон A.A. [Рец.]//ВВ. – 1977. – Т. 38. – С. 205 (Феодальная Таврика. – К., 1974. – 216 С.). 1307 Якобсон А-Л. Культура и этнос раинесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – 1973. – Вып. 10. – С. 136; Плетнева С. А. Хазары. – С. 23. 1309 Сидоренко В.А. Федераты Византии в Юго-Западном Крыму (последняя четверть III – начало VIII в.): Автореф.... дис.... канд. ист. наук. – СПб., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Leipzig 1906. Специально посвящены христианскому востоку в широком смысле журналы Oriens Christianas и Bessarione в Риме и Revue de l’Orient chrétien в Париже. Обстоятельные библиографические обзоры соответствующей литературы по некоторым отделам стали появляться теперь в Византийском Временнике, – По истории сирийской литературы написан был очерк для 22 тома Encyclopädia Britannica (Edinbourgh 1887) Райтом. Труд Райта был издан затем после его смерти отдельно со значительными дополнениями Mac-Lean " ом, A short History of syriac Literature by the late Ж Wright. London 1894. С этого издания сделан русский перевод с весьма обширными библиографическими дополнениями проф. П. К. Коковцева: В. Райт, Краткий очерк истории сирийской литературы. Перев. с англ. К. А. Тураевой. Под редакцией и с дополнением проф. П.К. Коковцева. СПб. 1902. В русском издании приняты во внимание и данные французского труда R. Duval, La litterature syriague. 2 éd. Paris 1900 (3 éd. 1907). (А.Б.) – 189. 49 Это утверждение В.В. Болотова требует некоторой корректировки. Западная Сирия с центром в Антиохии была в первые века после Р.Х. преимущественно областью греческой (точнее, эллинистической) культуры. Даже восточная Сирия с центром в Эдессе являлась почти целиком «двуязычной», и здесь наблюдается активный процесс взаимообщения арамейской и греческой культур, что наложило яркий отпечаток на раннее сирийское христианство. См. H.J.W. Drijvers, East of Antioch. Studies in Early Syriac Christianity. London, 1984; I, p.1–27; IV, p.25–33. (A.C.) – 190. 50 Аббат Nau показал в 1897 г, что Иисусу Столпнику хроника приписывалась по недоразумению; имя действительного автора неизвестно. Ср. Райт-Коковцев, 55. Duval’, 178. (А.Б.) – 191. 51 A. Kugener в статье La compilation historique de pseudo-Zacharie le Rhéteur, в Revue de I’Orient Chrétien 1900, отличает Захарию Ритора, автора истории, от Захарии Схоластика, бывшего потом епископом митиленским. Duval», 185. (А.Б.). В новейшее время ученые все же склонны отождествлять Захария Ритора с Захарием, православным епископом Митилены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010