Есть русские переводы: Изложение системы мира. Пер. М.С.Хотинского. Тт. 1 – 2. СПб., изд. «Общественная польза», 1861. Изложение системы мира. Пер. В.М.Васильева. Л., «Наука», 1982. Сила и материя. Очерк естественного миропорядка вместе с основанной на нем моралью, или учением о нравственности. Пер. с 21го немецкого изд. Н.Полилова. СПб., 1907. 142 Подробнее об этой антиномии языка, открытой впервые В.Гумбольдтом, см.: В.Гумбольдт. Потебня. Мысль и язык. 3е издание, Харьков, 1913. Victor Henry, – Les antinomies 143 Etienne Bonnot de Condillac, – Cours d " études, pour l " instruction du prince de Parme, Grammaire. Parme, 1769 – 1773. 146 Французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707 – 1788) видел в гении лишь сильнейшую степень внимания. 149 Сенека, Подробнее о сем см.: «Столп и утверждение Истины» экскурс «Время и Рок», Еще: Ветухов «Година». См.: Мф. 5, 3 ; Лука 6, 20. Согласно святоотеческой традиции, «нищету духа» следует понимать как отсутствие гордости и зависти. Так, св.  Григорий Палама различает четыре типа «духовной нищеты»: 1) в теле, 2) в мышлении, 3) в богатстве жизни, 4) во внешних искушениях (см.: Migne, P. G. T. 150, col. 1050. – Рус. пер.: Добротолюбие, т. 5. М., 1900 2 , с. 273.). Ср.: Слова преп. Симеона Нового Богослова ... Вып. 2. М., 1890 2 , с. 187 (слово 68). < – 190а> 153 Платон, – Софист, 263е (Opera ex rec. Hirschigii. T. I, p. 199 4 – 7). См.: Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. М., «Мысль», 1970, с. 392.> 157 < А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М., изд. АН СССР, 1963, с. 159: «Демон В те дни, когда мне были новыˆВсе впечатленья бытия…> 158 Платон, – Теэтет, 155, c. d. Opera ex rec. Schneiderii, т. 2, p. 119 20 – 27. Творения Платона в перев. Карпова, т. 5, с. 345 – 346. 163 Voss , – Goethe und Schiller ed. Graef. Reclam. An Boie, 1804. II. 25 (Метнер, id., с. 301). Об удивлении как «первоимпульсе творческой мысли» у Бэкона, Гоббса, Декарта, Кондильяка, Канта будет сказано ниже. См.: Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление. T. II, заключающий в себе дополнения к четырем книгам первого тома. Перевод Ю.И.Айхенвальда. М., Типолитография Тва И.Н.Кушнерев и К°, 1901, rл. XVII. О метафизической потребности человека, с. 155 – 156: «Философские дарования в том именно и состоят, что человек способен удивляться обыденному и обыкновенному, и это побуждает его задумываться над общим характером явлений, – между тем как исследователи в области реальных наук удивляются только перед исключительными и редкими явлениями, и вся цель их заключается в том, чтобы свести последние к явлениям более известным. Чем ниже стоит человек в интеллектуальном отношении, тем менее загадочного представляет для него бытие: напротив, все в мире, как оно существует, и то, что оно существует, кажется ему понятным само собою».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

На II Ватиканском соборе завязался открытый спор между противниками тейярдизма во главе с итальянским кардиналом Руффини, французским монахом Доном Прю и группой сторонников идей Тейяра. В апреле 1966 года кардинал Альфредо Оттавиани (Alfredo Ottaviani) в письме к католическим епископам осудил тейярдизм «за пересмотр догматики в свете историзма» и тейяровскую интерпретацию первородного греха. Середина 1960-х годов ознаменовалась критикой Тейяра директором Папского института средневековых исследований Этьеном Жильсоном (Etienne Gilson), философом Жаком Маритеном (Jacques Maritain) и некоторыми авторами – иезуитами [см. 26, сс. 29–30]. Антиэволюционистские публикации, содержащие богословскую критику тейярдизма, не прекращаются в среде католиков-традиционалистов до сегодняшнего дня. Православная оценка тейярдизма, без сомнения, должна проводиться исключительно на основании догматического учения нашей Церкви. Мнение западных теологов не может считаться окончательным приговором – хотя, по совести говоря, с упомянутой критикой Тейяра со стороны его собратьев-католиков трудно не согласиться. К настоящему времени курс римской церкви заметно изменился, так что идеи Тейяра получили на Западе широкое распространение именно благодаря поддержке Ватикана. Запрещённые при жизни автора книги Шардена теперь опубликованы на многих языках, в том числе и на русском. Только стал ли он от этого ближе к традиции святоотеческого Православия? Глава 12. Католицизм Тейяра Иеромонах Серафим (Роуз) справедливо указал на то, что «эволюционное учение о человеческой природе, рассматривающее падшую человеческую природу с позиций «здравого смысла», есть учение римо-католическое, а не православное» с. 497]. В другой своей работе о. Серафим отмечал: «Эволюционная философия Тейяра де Шардена, строго говоря, является продуктом смешения современной философии и римского католицизма» с. 378]. Вот значение, которое выделяет Тейяр католической церкви: «Вне католицизма многие отдельные лица, несомненно, знают и любят Христа... Но эти отдельные личности не объединены в единое, наделённое разумом тело, жизненно отзывающееся как организованное целое на совместное воздействие Христа и человечества... Не только по праву , но и на деле лишь в католицизме продолжают зарождаться новые учения – и вообще возникать новые взгляды, которые благодаря непрекращающемуся синтезу старой веры и вновь возникающих в человеческом сознании идей, подготавливают вокруг нас приход христианского гуманизма ... Если христианство действительно предназначено, согласно его исповеданию и чувствам, стать религией завтрашнего дня, то лишь включившись в живую и организованную направленность римского католицизма оно может надеяться померяться силами с великими современными гуманитарными учениями и вобрать их в себя » сс. 212–213].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Примечания к главе 1 А.А.Васильев. История Византийской империи Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos . Paris, 1648, pp. 5-6. L. Feugere. Etude sur la vie et les ouvrages de Ducange. Paris, 1852 p. 9. В. Г. Васильевский. Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682-1688). - Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212-249. См.: Feugere. Op. cit., p. 67-71. Весьма интересное письмо с описанием его болезни и смерти написано современным ему исследователем Этьеном Валюзом (Etienne Baluze). Оно опубликовано в боннском издании Chronicon Paschale (II, 67-71). Удовлетворительной биографии Дюканжа не существует. См.: J. U. Bergkamp. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Washington (D. C.), 1928, с. 116-119 (богатая библиография); S. Salaville. Le second centenaire de Michel Le Quien (1733- 1933). - Echos d " Orient, XXXII, 1933, pp. 257-266; J. W. Thompson. The Age of Mabillon and Montfaucon. - American Historical Review XLVII 1942, pp. 225-244. F.-M. Voltaire. Le pyrrhonisme de l " histoire, par un bachelier en theologie, chap. XV. Edition Beuchot, 1768, t. XLIV, p. 429. Ш. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян. В кн.: Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с. 142. Г. В. Ф. Гегель. Лекции по философии истории. Перевод Л. М. Водена. СПб., 1993, с. 357, 2-е изд. " Moniteur " , 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye. 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622-623. A. Sorel. Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. Ibid., p. 302. The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. Ibid., p. 333-334. Е. A. Freeman. Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234-235.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

В 1947-1950 гг. были опубликованы три тома работы известного французского византиниста Л. Брейе (L. Brehier), умершего в октябре 1950 г., под заглавием " Византийский мир: I. Жизнь и смерть Византии; II. Учреждения Византийской империи. III. Византийская цивилизация " (Le Monde Byzantin: I. Vie et mort de Byzance; II. Les Institutions de l " Empire Byzantin; III. La Civilisation Byzantine). Примечания Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos . Paris, 1648, pp. 5-6. L. Feugere. Etude sur la vie et les ouvrages de Ducange. Paris, 1852 p. 9. В. Г. Васильевский. Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682-1688). - Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212-249. См.: Feugere. Op. cit., p. 67-71. Весьма интересное письмо с описанием его болезни и смерти написано современным ему исследователем Этьеном Валюзом (Etienne Baluze). Оно опубликовано в боннском издании Chronicon Paschale (II, 67-71). Удовлетворительной биографии Дюканжа не существует. См.: J. U. Bergkamp. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Washington (D. C.), 1928, с. 116-119 (богатая библиография); S. Salaville. Le second centenaire de Michel Le Quien (1733- 1933). - Echos d " Orient, XXXII, 1933, pp. 257-266; J. W. Thompson. The Age of Mabillon and Montfaucon. - American Historical Review XLVII 1942, pp. 225-244. F.-M. Voltaire. Le pyrrhonisme de l " histoire, par un bachelier en theologie, chap. XV. Edition Beuchot, 1768, t. XLIV, p. 429. Ш. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян. В кн.: Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с. 142. Г. В. Ф. Гегель. Лекции по философии истории. Перевод Л. М. Водена. СПб., 1993, с. 357, 2-е изд. " Moniteur " , 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye. 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622-623.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

27 Burgess, Metrical Hzmns of Ephrem, стр. 113 и сл. (описание рая); Cl. Aur. Prudent. Hamartigen. 824 – 866 стих. (описание рая и ада). 29 См. A. Beugnot, Histoire de la destruction du paganisme en Occident,– Etienne Chastel, Histoire de la destruction du paganisme dans l’empire d’Orient,– и в сочин. Maury, Magie et Astrologie au Moyen Age, cliap. VII. 30 Множество фактов, подтверждающих эту мысль, собрано в только что указанных сочинениях, особенно у Мори; см. также его брошуру Les fées du Moyen-Age, Paris 1843, стр. 18. 10. 40. 46–59 и др. – Как известно, некоторые из римских пап, с целию ускорить обращение язычников в христианство , дозволяли миссионерам «не касаться» многих народных языческих обрядов я поверий, или только придавать им христианский смысл: см. Gregor. Mag. Epistol. 76 lib. II (цитата приведена вполне у Maury, Fées du Moyen-Age, pag. 17, примеч., но в изд. Миня я не нашел этого места); ср. Augnst, Epistol. 155; Beda Venerabil. Histor. eccles. Angi. I, 30. Таким образом, то, что в недавнее время практиковалось римскими миссионерами (иезуитами) в Китае, давно уже было освящено примером и словом римских первосвященников. 31 См. недавнее сочинение Кондакова, «Истортя византийской миньятюры», отзыв о котором был сделан нами въ 16 «Цсрк. В.» за 1877 год. 32 В виду этого, совершенно понятно то необыкновенно-глубокое чувство любви н идеальной преданности, с какою относился к Виргилию «величайший» из итальянских поэтов –Данте – «к своему, как он говорит, путеводителю, повелителю и наставнику: «tu duca, tu signore et tu maestro...», говорит он об нем в Infern., canto 2, ст. 140. 33 На основании известного места его Bucol. Eclog. IV, 4 – 9: Ultima Cumsei venit jam carminis aetas; Magnus ab integro sseclorum nascitur ordo. Jam redit et virgo, redeunt saturnia regna: Jam nova progenies coelo demittitur altro и up. В церквах Мантуи (родина Виргилия) в средние века пели трогательный гимнъ, в котором апостол Павел был представлен посетившим гробницу Виргилия в Неаполе и горько плакавшим о том, что слишком поздно для великого поэта-язычника он пришел с своею христианскою проповедью – Ozanam, Dante et la philosophie catholique au ХШ siècle (изд. 1845 г.) стр. 397.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

§4. Общий вывод Общий вывод о значении тела в античной философии, а особенно в античной эстетике, вытекает сам собою и на тысячи ладов постоянно формулируется в течение всей античности. Поэтому не может быть никакой речи о сведении космической человеческой жизни только на театральное представление. Последнее, действительно, существенно и для жизни человечества, и для жизни всего космоса. Но театральная постановка не есть просто только искусство. Театральная постановка возможна только потому, что актер есть не просто актер, но и человек вообще. А человек вообще не есть только актерство. Актеры – тоже люди, тоже вещи и тела, тоже материя. Космос потому есть театральное представление, что он еще до всякого представления существует как бытие, как материя, как вещь и как тело. Библиография АЛЕСАНДРИЙСКИЙ И ВОСТОЧНЫЙ РАННЕХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМК ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕМ ХАРАКТЕРЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО НЕОПЛАТОНИЗМА K.Praechter. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus. – In: Genethliakon für C.Robert. Berlin, 1910, S. 105 – 156. Nachdr.: Kleine Schriften. Hildesheim, 1973, S. 165 – 216. K.Praechter.Christlich-neuplatonische Beziehungen. – Byzantinische Zeitschrift, 1912, 21, S. 1 – 27. Nachdr.: Kleine Schriften, S. 138 – 164. P.Vancourt. Les derniers commentateurs alexandrins d " Aristote. L " école d " Olympiodore, Etienne d " Alexandrie. Lille, 1941. I.Hadot. Le problème du néoplatonisme Alexandrin. Hiéroclès et Simplicius. Paris, 1978. СИМПЛИЦИЙ Тексты и комментарии Simplicius. In Aristotelis Categorias commentarium, ed. K.Kalbfleisch. Berolini, 1907. – CAG, VIII. In Aristotelis de caelo commentaria, ed. I.L.Heiberg. Berolini, 1907. – CAG, VII. In Aristotelis physicorum libros… commentaria, ed. H.Diels. Berolini, 1882 – 1895. – CAG, IX – X. In libros Aristotelis de anima commentarium, ed. M.Hayduck. Berolini, 1882. – CAG, XI (есть предположение о принадлежности этого комментария Присциану). Commentarius in Epicteti Enchiridion, ed. F.Dübner. – In: Theophrasti Characteres… Parisiis, 1840. 1842. 1877.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

...Его творчество открыто всем влияниям, всем интуициям и всем применениям... В св. Фоме отразились некоторые наиболее высокие стороны итальянского гения: глубина культуры, способность понять и усвоить античную мысль, способность анализа и синтеза, спокойствие, торжественность стиля... глубокая интуиция, великое смирение. Известно, что ему воздавалась честь и признательность, но он принял лишь то, что понимал не просто как почесть, а как почесть и обязанность – университетскую кафедру...». (Оссерваторе Романо», 22−23, 4, 1974 г.). Литература 1 . Д. Дж. Кеннеди. Фома Аквинат, биографическая статья, перевод с англ. В кн.: Д. Прюммер. Источники жизни св. Фомы Аквината. Тулуза, 1911 г. 2 . Биография Фомы Аквинского, очерк в англ. издании 1952 г. «Сумма теологии». 3 . Юзеф Боргош. Фома Аквинский. М., 1975 г., перевод с англ. 4 . L‘Esprit de la Philosophie Me‘dievale poil. Etienne Bilson. Paris, 1944 г. 5 . M. D. Sheni. St. Thomas d‘Aquin et la mheologie, 1963 г. 6 . Tutroductionto St. Thomas aquinas. New-York, 1948 г. Приложение Схема «Трактата по Богословию» Фомы Аквината («Сумма теологии») Часть I. Святое учение. Что это такое, и что оно обнимает. Все предметы и явления рассматриваются в нем с точки зрения идеи Бога, либо потому, что они суть Сам Бог, либо потому, что они имеют отношение к Боту. Бог. О вещах, относящихся к божественной сущности. О вещах, относящихся к различению лиц. О вещах, относящихся к созданию Богом тварей. 1 . Создание тварей. 2 .Различение тварей. З.Сохранение и управление тварями. а). Различение вещей вообще (различение добра и зла). б). Различение вещей в частности (различение телесных и духовных тварей). 1 – Тварь чисто духовная. 2 – Тварь чисто телесная. 3 – Тварь, составленная из тела и духа, т.е. человек. Часть II. Движение разумного существа к Богу. Двойное соображение: следует рассмотреть те предметы, посредством которых человек достигает своей цели или отклоняется от нее. Человеческие деяния. Но из-за того, что отдельные вещи являются объектом операций и деяний, каждая оперативная наука совершенствуется путем обсуждения вещей в частности. Поэтому надо дать моральное суждение о человеческих деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

ниже прим. 54 и текст. не только внешняя форма исполнения (погружение), но и общее богословское содержание обряда (например, валентиниане, согласно Климентовым «Извлечениям из Феодота» (Excerpta), крестили во имя Отца, Сына и Святого Духа [ Exc . 80.3]), даже безотносительно наличия явного отсыла к крещению Иисуса как прототипу. Франсуа Саньяр, правда, именно такой отсыл вычитывает из Exc . 76.1 (vα κατ¦ πvτα ¢κoλoυθσωμεv αÙτù): «в этом, как и во всем, Христос для нас образец» (F. Sagnard, приложения к кн.: Cl é ment d " Alexandrie . Extraits de Théodote. Paris: Cerf, 1948 [= SC 23]. P. 229); но, насколько мне известно, до Климента нет явных свидетельств восприятия крещения Иисуса в качестве прообраза таинства. Ср. ниже гл. 2, прим. 174. Одно из примечаний Лиллы к вводной части его работы дает основание подозревать, что ее процитированное выше заключение было на самом деле предпосылкой его исследования: «Я думаю, что Э. Вашро совершенно прав, утверждая, что " если мы хотим хорошо понимать св. Климента и Оригена, нужно всегда держать в мысли гностиков, Филона и платонизм, поскольку это те три источника, из которых они, как правило, черпают " » ( Lilla . Clement... P. 8, прим. 3; цит. из кн.: Vacherot Etienne . Histoire critique de l " école d " Alexandrie. Vol. 1. Paris: Ladrange, 1846. P. 248). Runia D. Philo in Early Christian Literature: A Survey (Assen, Netherlands: Van Gorcum, 1993). P. 151. Относительно «острой критики» в адрес работы Лиллы со стороны Эрика Осборна Руния в своей первой монографии замечает: «Осборн не раз попадает в точку, но книга [Лиллы] остается ценнейшим собранием свидетельств» ( Runia . Philo of Alexandria. P. 66, прим. 26). Runia , Philo in Early Christian Literature... P. 153. исследование значимого для Климента культурного контекста с необходимостью должно отправляться от его взглядов на греческую философию в целом и на отдельные философские системы в частности.... Затем следует рассмотреть этические представления Климента...; в заключение мы проанализируем его понятия веры и гнозисв, а также его взгляды в области космологии и богословия...» ( Lilla . Clement... P. 7-8).

http://bogoslov.ru/article/740788

Но вскоре короли заметили, до какой степени сия мера ограничила их самовластие и укрепила независимость сановников. Ришелье установил комиссаров, т. е. сановников, временно уполномоченных королем. Законники возроптали как на нарушение прав своих и злоупотребление общественной доверенности. Их не послушали, и самовластие министра подавило и их и феодализм. О Генеральных Штатах C " était bien le moins que 24 millions d " hommes contre 200 000 eussent la moitié des voix. Bailly 1 . Mais les 200 000 étaient déjà en quelque sorte l " élite de la nation, élite revêtue de privilèges, excessifs à la vérité, mais représentant la partie éclairée et propriétaire. C " était donc un contresens de la neutraliser, tandis qu " il ne fallait qu " y apporter une modification. C " était un contresens de ne pas les considérer, ces 200 000 h., comme partie de 24 millions. Le tiers état=la nation – moins la noblesse – le clergé! Rabaut St. Etienne 2 . C. à. d. la nation=le peuple – ses représentants. ——— Le mode établi par les états généraux 3 était essentiellement républicain – le clergé et la noblesse figurant la chambre haute n " étant pas un degré entre la royauté et le peuple, mais seulement un des côtés d " une même chambre. [перевод: Менее всего допустимо, чтобы 24 миллиона человек против 200 000 имели половину голосов Байи. Но эти 200 000 были уже в некотором роде отборная часть нации, хотя и облеченная чрезмерными преимуществами, но представляющая собою класс просвещенный и имущий. Поэтому было неразумно обессиливать этот класс, а следовало внести только некоторые изменения. Было неразумно не рассматривать эти 200 000 как часть 24 миллионов. Третье сословие равняется нации минус знать и духовенство. Рабо де Сент-Этьен. Это значит: нация равняется народу минус его представители. (фр.) ——— Порядок, установленный Генеральными Штатами, являлся по существу республиканским – духовенство и знать, представлявшие собою верхнюю палату, являлись не промежуточной ступенью между королевской властью и народом, а лишь одним крылом той же палаты. (фр.)]

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010