Kannengiesser (SC 199), Paris, Éd. du Cerf, 2000. – Traités contre les Ariens I-III, PG 26, 12–468. Traduction partielle dans B. SESBOÜÉ et B. MEUNIER, Dieu peut-il avoir un Fils ? Le débat trinitaire du IV e siècle, coll. «Textes en main», Paris, Éd. du Cerf, 1993, p. 45–130. ATHÉNAGORE, Supplique au sujet des chrétiens. Sur la résurrection des morts, introduction, texte et traduction par B. Pouderon (SC 379), Paris, Éd. du Cerf, 1992. BASILE DE CÉSARÉE, Contre Eunome suivi de Eunome, Apologie, 2 tomes, introduction, traduction et notes de B. Sesboüé, G.-M. de Durand et L. Doutreleau (SC 299 et 305), Paris, Éd. du Cerf, 1982–1983. – Homélies sur l’Hexaéméron, texte grec, introduction et traduction de St. Giet (SC 26 bis), Paris, Éd. du Cerf, 1968. – Lettres, 3 tomes, texte établi et traduit par Y. Courtonne, Paris, Les Belles Lettres, 2003. – «L’Anaphore de saint Basile», dans Eucharistie dans l’antiquité chrétienne, textes recueillis et présentés par A. Hamman, (coll. «Ichtus»/PDF), Paris, DDB, 1981, p. 73–78. – «Liturgie de saint Basile le Grand», dans Grand Euchologe et Arkhiératikon, Parma, éd. Diaconie apostolique, 1992, p. 631–659. – Les Règles monastiques, introduction et traduction par L. Lèbe, Éditions de Maredsous, 1969. – Sur le Saint-Esprit, introduction, texte, traduction et notes par B. Pruche (SC 17 bis) Paris, Éd. du Cerf, 2002. BERNARD DE CLAIRVAUX, Sermons sur le Cantique, 4 tomes, texte latin des S. Bernardi Opera, introduction, traduction et notes par P. Verdeyen et R. Fassetta (SC 414, 431, 452, 472), Paris, Éd. du Cerf, 1996, 1998, 2000, 2004. CALLISTE et IGNACE XANTHOPOULOI, Centurie spirituelle ou Méthodes et règles précises, avec l’aide de Dieu, et confirmées par le témoignage des saints, pour ceux qui ont choisi de vivre dans l’hésychia et la solitude, dans La Philocalie, II, présentée par O. Clément, introduction et traduction par J. Touraille, Paris, DDB/J.-C. Lattès, 1995, p. 546–643. CLÉMENT D’ALEXANDRIE, Le Protreptique, introduction, traduction et notes par Cl.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Что касается до глав 7–16 «Дидахи», то принимая во внимание, что цитаты в них находятся в весьма древних произведениях (с конца II в.), каковы Климент Александрийский , « Церковные каноны », нужно допустить, что эти главы были в тексте «Дидахи» изначала, но что только впоследствии, когда сведения о церковном устройстве утратили свою современность, главы эти были опущены и в обращении находился укороченный текст «Дидахи» (1–6 гл.), как, например, он выступает в латинском переводе и в житии Шнуди (или в «Стихометрии» Никифора). Назначение «Дидахи» было к «народам», то есть язычникам, но вернее, что оно предназначено было для общин христианских, из язычников и иудеев, ибо с 7 гл. мысль автора постоянно обращается к общинам, к верующим во Христа. Впрочем, увещание «воздерживаться от идоложертвенного» (гл. 6) показывает, что памятник имеет в виду язычников только что обратившихся ко Христу, состоящих в степени оглашения и нуждающихся в самых основных знаниях по вероучению, нравоучению и церковной практике. В целом, проникнутое теплотою и любовью к «братьям по вере», выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворённому Им миру, «Дидахи» вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви. I.1. Учение «Дидахи» о Боге а) Догматическое учение Догматическое учение о Боге отличается простотою, приличествующею творениям конца первого и начала второго века, когда, по выражению св. Климента Римского «повеления и заповеди Господни написаны были на скрижалях сердца» и когда «совершенное и верное знание» не имело ещё научного характера. Сущность догматического учения поставляется в вере во Святую Троицу – в Отца, Сына и Святого Духа; кто не крещён во имя Отца и Сына и Святого Духа, тот не принадлежит к Церкви: «никто да не вкушает, ни да пиет от вашей Евхаристии кроме крещённых во имя Господне» (Did. 9, 5//SC. T. 248. P. 176; р. п.: C. 30). Ο Боге «Дидахи» учит следующим образом. Всемогущий (δυνατς) Бог есть Владыка и Вседержитель ( Δεσπτης, Παντοκρτορ), Творец всего существующего (Did., 10//SC. T. 248. P. 178; р. п.: C. 30) и человека (Did., 5//SC. T. 248. P. 168; р. п.: C. 27 199 ). Он сотворил всё ради имени Своего; пищу же и питие дал людям в наслаждение, дабы они благодарили его (ibid., 10//SC. T. 248. P. 178; р. п.: C. 30); Его промышление простирается на всё, и без Него ничто не бывает (ibid., 3//SC. T. 248. P. 156; р. п.: C. 23). Он святой и благой Отец наш, желающий, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров; но Он и благой Мздовоздаятель. Он Бог вечный, живой, Царь Великий, святое имя Которого чудно у народов ( Мал. 1:11:14 ) (ibid., 14//SC. T. 248. P. 192; р. п.: C. 35); Ему приносится чистая жертва на всяком месте и во всякое время (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Это неприкрашенное повествование позволяет понять смысл мученичества как мистического опыта отождествления с Распятым и Воскресшим. ФИЛОФЕЙ СИНАИТ Время жизни неизвестно. Филофей был игуменом монастыря на Синае. В соответствии с духовным направлением Иоанна Лествичника, он делает акцент на «соблюдении заповедей» и свидетельствует об уже установившейся практике «Иисусовой молитвы». СПИСОК ИЗДАНИЙ использованных автором в работе над книгой Сокращения Bickell I G. Bickell, Ausgewählte Gedichte der syrichen Kirchenväter. Kempten, 1872. Bickell II G. Bickell, Ausgewählte Schriften der syrichen Kirchenvater, Kempten, 1874. CSCO Corpus scriptorum christianorun orientalium, Louvain. CSEL Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, Vienne. GCS Griechische christliche Schriftsteller, Berlin. Ichthys Collection Ichthys, Littératures chrétiennes, sous la direction d " A. Hamman, Ed. de Pans, puis Grasset, puis du Centurion. Philocalie Philocalie des Pères neptiques. Ed. Astir, Athènes. PL Patrologie latine, de Migne. PG Patrologie grecque, de Migne. PO Patrologia orientalis, Paris. SC Collection des Sources chrétiennes, Ed. du Cerf, Paris. SO Spiritualité orientale, éditée par l " abbaye de Bellefontaine. Ambroise de Milan Des sacrements, texte critique et trad. fr. SC N 25 bis. De la pénitence, texte critique ef trad, fr. SC N 179. De la virginité, PL 16, 272 s. Commentaire du Psaume 118, PL 15, 1224 s. Sur Elle et le jeûne, PL 14, 698 s. Apophtegmes des Pères du désert Les collections grecques d " apophtegmes sont dispersés: dans la PG 65,71–440; dans la Revue de l " Orient chrétien, années 1907, 1908, 1909, 1912 et 1913; dans la PO, 8, 164—183. Il existe aussi des collecWones latines traduites du grec au VI siècle, mais qui ne coincident pas exactement avec les collections grecques: Verba Seniorum, PL 73—74. Trad.fr. SO N 1. Athanase d " Alexandrie Lettres à Sérapion (sur l " Esprit saint), PG 26, 529—676 Trad. fr. SC N 15. De l " Incarnation et contre les ariens texte critique et trad. fr. SC N 199.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Это неприкрашенное повествование позволяет понять смысл мученичества как мистического опыта отождествления с Распятым и Воскресшим. ФИЛОФЕЙ СИНАИТ Время жизни неизвестно. Филофей был игуменом монастыря на Синае. В соответствии с духовным направлением Иоанна Лествичника , он делает акцент на «соблюдении заповедей» и свидетельствует об уже установившейся практике «Иисусовой молитвы». Список изданий Сокращения Bickell I G. Bickell, Ausgewahlte Gedichte der syrichen Kirchenvater. Kempten, 1872. Bickell II G. Bickell, Ausgewahlte Schriften der syrichen Kirchenvater, Kempten, 1874. CSCO Corpus scriptorum christianorun orientalium, Louvain. CSEL Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, Vienne. GCS Griechische christliche Schriftsteller, Berlin. Ichthys Collection Ichthys, Litteratures chretiennes, sous la direction d " A. Hamman, Ed. de Pans, puis Grasset, puis du Centurion. Philocalie Philocalie des Peres neptiques. Ed. Astir, Athenes. PL Patrologie latine, de Migne. PG Patrologie grecque, de Migne. PO Patrologia orientalis, Paris. SC Collection des Sources chretiennes, Ed. du Cerf, Paris. SO Spiritualite orientale, editee par l " abbaye de Bellefontaine. Ambroise de Milan Des sacrements, texte critique et trad. fr. SC N 25 bis. De la penitence, texte critique ef trad, fr. SC N 179. De la virginite, PL 16, 272 s. Commentaire du Psaume 118, PL 15, 1224 s. Sur Elle et le jeune, PL 14, 698 s. Apophtegmes des Peres du desert Les collections grecques d " apophtegmes sont disperses: dans la PG 65,71–440; dans la Revue de l " Orient chretien, annees 1907, 1908, 1909, 1912 et 1913; dans la PO, 8, 164–183. Il existe aussi des collecWones latines traduites du grec au VI siecle, mais qui ne coincident pas exactement avec les collections grecques: Verba Seniorum, PL 73–74. Trad.fr. SO N 1. Athanase d " Alexandrie Lettres a Serapion (sur l " Esprit saint), PG 26, 529–676 Trad. fr. SC N 15. De l " Incarnation et contre les ariens texte critique et trad. fr. SC N 199. De la virginite, PG 28, 251–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. PG. 26. Col. 1179–1182. Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. PG. 25. Col. 691–796. Athanasius Alexandrinus. Epistula de Synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. PG. 26. Col. 681–794. Athanasius Alexandrinus. Epistolæ Heortasticæ. PG. 26. Athanasius Alexandrinus. Orationes adversus Arianos. PG. 26. Col. 12–525. Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. PG. 26. Col. 795–810. Augustinus Hipponensis. Contra Sermonem Arianorum. PL. 42. Col. 683–708. Augustinus Hipponensis. Epistulae. PL. 33. Col. 61–1094. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. PG. 32. Col. 219–1112. Blockley R. The Fragmentary Classicizing Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983. Bonifacius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 749–784. Caelestinus I, papa. Epistulae et decreta. PL. 50. Col. 417–558. Calendarium Gothicum. PL. 18. Col. 878–880. Canones Concilii Antiocheni. Mansi. T. 2. P. 667–678. Canones Concilii Nicaeni. Mansi. T. 2. P. 1307–1320. (Canones Concilii Sardiciensis). Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002. P. 212–255. Claudius Claudianus. Selected Works. 1976; 1972. Vol. I-II. Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. PG. 1. Col. 199–329. Code Théodosien. Livre XVI. SC. 497. P. 2005. Conlatio S. Aurelii Augustini cum Maximino Arianorum episcopo. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 383–470; PL. 42. Col. 709–742. Commentarius in Job. PG. 17. Col. 371–521. Constitutions apostoliques. SC. 320. P. 1985; 329. P. 1986; 336. P. 1987. Consularia Constantinopolitana. MGH. A. A. IX. Berlin, 1892. P. 205–247. Corpus Inscriptionum Latinarum. Vol. V. Berlin, 1872. Cyprianus Carthaginensis. Liber de unitate Ecclesiae. PL. 4. Col. 493–520; SC. 500. P. 2006. Cyprianus Carthaginensis. Epistulae. PL. 4. Col. 191–438. Damasus I, papa. Epistulae. PL. 13. Col. 347–376. Dissertatio Maximini contra Ambrosium. Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899. S. 67–90; SC. 267. Р. 1980. P. 204–327.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Афанасий Александрийский . Изречения Дионисия ­­ De sententia Dionysii. PG 25, 480–521. Афанасий Александрийский . К Адельфию ­­ Epistula ad Adelphium. PG 26, 1072–1084. Афанасий Александрийский . К Серапиону ­­ Epistulae ad Serapionem I-IV. PG 26, 529–648. Афанасий Александрийский . О девстве ­­ De virginitate. PG 28, 252–281 (dubia). Афанасий Александрийский . О Соборах ­­ Epistula de synodis Arminii in Italia et Seleuciae in Isauria celebratis. PG 26, 681–794. Афанасий Александрийский . Определения ­­ Liber de definitionibus. PG 28, 533–553 (spuria). Афанасий Александрийский . Против ариан ­­ Orationes contra Arianos I-IV. PG 26,12–525 (Oratio IV – dubia). Афанасий Александрийский . Слово о Воплощении Бога Слова ­­ Athanase d " AIexandrie. Sur l " Incarnation du Verbe. Ed. C.Kannengiesser. SC 199. 1973. Варсануфий и Иоанн. Вопросы ­­ Ββλος ψυχοφελεσττη Βαρσανουθου και Ιωννου. Βλος, 1960. Василий Великий. О Крещении ­­ Basile de Cesaree. Sur le Bapteme. Ed. J.Ducatillon. SC 357. 1989. Василий Великий. О Святом Духе ­­ De Spiritus Sancto. PG 32, 67–217. Василий Великий. Письма ­­ Saint Basile. Lettres. Ed. Y.Courtonne. T.I (1–100); T.2 (101–218); T.3 (219–366). Paris, 1957–1966. Василий Великий. Правила краткие ­­ Regulae brevius tractatae. PG 31, 889–1052. Василий Великий. Правила пространные ­­ Regulae fusius tractatae. PG 31, 1080–1305. Василий Великий. Против Евномия ­­ Basile de Cesaree. Contre Eunome. Ed. B.Sesboüe, G.-M. de Durand, L.Doutreleau. T.I. SC 299. 1982; Т.Н. SC 305. 1983. Василий Великий. Слово аскетическое (40) ­­ Sermo asceticus. PG 31, 869–881. Василий Великий. Слово аскетическое (41) ­­ Sermo asceticus. PG 31, 881–888. Григорий Богослов . Песнопения догматические ­­ Carmina dogmatica. PG 37, 397–522. Григорий Богослов . Песнопения исторические ­­ Carmina historica. PG 37, 969–1600. Григорий Богослов . Песнопения нравственные ­­ Carmina moralia. PG 37, 521–968. Григорий Богослов . Письма ­­ Gregor von Nazianz. Briefe. Hrsg. von P.Gallay. GCS 53. 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Житие св. Антония. – Vie d’Antoine/Texte critique et trad. par G.J.M. Bartelinck//SC 400. Paris, 1994. О воплощении Бога Слова. – Athanase d’Alexandrie. Sur l’Incamation du Verbe/Texte critique et trad. par C. Kannengiesser//SC. 199. Paris, 1973. Слово на язычников. – Discours contre les paens/Texte critique et trad. par P.T. Camelot//SC. 18 bis. Paris, 1983. Варсануфий Великий и Иоанн Газский, Пророк, прпп. Письма (Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников). – Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Texte etabli par F. Neyt et P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault//SC. 426. Paris, 1997; 427. 1998; 450. 2000; 451. 2001; 468. 2002. Василий Анкирский. О девстве. – Basile d’Ancyre. De la virginite//PG. T. 30. Col. 669–780; Basile d’Ancyre. De la veritable integrite dans la virginite/Trad. par C. Coudreau. Saint-Benoit, 1981. Василий Великий , свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. – Basile de Cesaree. Homélie Dieu n’est pas la cause des maux//PG. T. 31. Col. 329–353. Беседа о сотворении человека. – Sur l’origine de l’homme: Hom. X et XI de l’Hexaemeron/Texte critique et trad. par A. Smets et M. van Esbroeck//SG 160. Paris, 1970. Гомилии на Шестоднев. – Homélies sur l’Hexaemeron/Texte critique et trad. par S. Giet//SG 26 bis. Paris, 1968. Нравственные правила. – Grandes Regles//PG. T. 31. Col. 889–1052; Saint Basile. Les Règles monastiques/Trad. par C. Coudreau. Maredsous, 1969. P. 43–151. Письма. – Lettres/Texte critique et trad. par Y. Courtonne//Collection des Universites de France. Т. I. Paris, 1957; Т. II. 1961; Т. III. 1966. Георгий Сикеот, прп. Житие Феодора Сикеота. – Georges de Sykeon. Vie de Théodore de Sykéôn/Texte grec et trad. par A.-J. Festugiere. 2 vol.//Subsidia Hagiographica. 48. Bruxelles, 1970. Григорий Богослов , свт. Письма. – Gregoire de Nazianze. Lettres/Texte critique et trad. par P. Gallay. Collection des Universites de France. T. I. Paris, 1964; T. II. 1967. Слова. – Oratio//PG. T. 35. Col. 395–1252; T. 36. Col. 9–623.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В результате сопоставления «Хронографа» Филокала с более поздним памятником Consularia Constantinopolitana Х. Форстер пришел к выводу о том, что «указания римского «Хронографа» в 525 г. были интерполированы в Fasti Consulares, также как и в Depositio Martyrum». Значит, ссылка на «Хронограф» как на древнее подтверждение даты праздника Рождества оказывается несостоятельной (Förster 2000. S. 103). 74 См. о византийском искусстве Северной Африки альбом: Атаянц М. Pax Romana. Римский мир: фотографии и рисунки. М., 2008. 75 Издана А. Вилмаром: Wilmart A. Un Sermon de saint Optat pour la fête de Noël//RSR 2. 1922. S. 271–302. 76 Празднику Рождества Христова, совершавшемуся 25 декабря, посвящены 13 слов блж. Августина: Sermones 184–196 (=Sermones in Natali Domini 1–13). 78 Aug. Sermo 190, 4 (PL 38, 1008:57): Dies Filius ex die Patre, Deus ex Deo, Lumen ex Lumine. Ср.: Aug. Serm. 196, 1 (PL 38, 1019): «День рождения, ибо родился день. И потому сегодня, что отныне возрастает день». 79 Leo M. Sermones 21–30 (=De Nativitate Domini 1–10. Léon le Grand. Sermons. T. I. Paris, 1947. SC 22. P. 68–181). 80 Блж. Августин посвятил поклонению волхвов, праздновавшемуся 6 января, шесть проповедей: Sermones 199–204 (=In Epiphania Domini 1–6). «Ибо в тот день поклонялись пастыри, сегодня волхвы» (Aug. Sermo 199, 1. PL 38, 1026:36). 84 Habeamus ergo, fratres, solemnem istum diem; non sicut infideles propter hunc solem, sed propter eum qui fecit hunc solem (Aug. Sermo 190, 1. PL 38, 1007:35). 85 …quibus hic dies sollemnitatis nostrae, non tam de nativitate Chrismi, quam de novi, ut dicunt, solis ortu honorabilis videatur (Leo M. Sermo 22, 6. SC 22. P. 86). 88 «Один праздник дома, другой – города, а третий – народа. Но я знаю один праздник, общий для всех тех, кто живет под властью ромеев. Он совершается, когда один год завершен, а другой начался» (ορτ δ μν τς οκας, δ πλεως, δ θνους. Μαν δ οδα κοινν πντων πσοι ζσιν π τν ωμαων ρχν. Γγνεται δ νιαυτο το μν πεπαυμνου, το δ ρχομνου). Libanius. Progymnasmata 12, 5 (ed. R. Förster. Leipzig, 1921. P. 2:1–4. TLG 2200/6).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Dourand D. S. Jérôme et notre N. T. latin//RSR, 7 (1916). P. 531–549. Dulaey M. Jérôme «éditeur» Du Commentaire sur l’Apocalypse de Victorin de Poetovio//Revue des Études Augustiniennes, 37 (1991). P. 199–236. Idem. Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse. Introduction//SC. 423. Paris, 1997. P. 13–41. Dumm D. The Theological Basis of Virginity According to St. Jerome. Latrobe, 1961. Duval Y.-M. Saint Augustin et le Commentaire sur Jonas de saint Jérôme//Revue des Études Augustiniennes, 12 (1966). P. 9–40. Idem. Saint Jérôme devant le baptême des hérétiques//Revue des Études Augustiniennes, 14 (1968). P. 145–181. Idem. Sur les insinuations de Jérôme centre Jean de Jerusalem: de l’arianisme à l’origénisme//Revue d’Histoire Écclésiastique, 65 (1970). P. 353–374. Idem. Tertullian contre Origène sur le Résurrection de la chair dans le Contra Johannem Hierosolymitanum 23–36 de saint Jérôme//Revue des Études Augustiniennes, 17 (1971). P. 227–278. Idem. S. Cyprìen et le roi de Ninive dans l’In Jonam de Jérôme. La conversion des lettres à la fin du IVe siècle//Epektasis (Mélanges J. Danielou). Paris, 1972. P. 551–570. Idem. Le Livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine: sources et influence du Commentaire sur Jonas de saint Jérôme. Vol. 1–2. Paris, 1973. Idem. Pélage est-il le censeur inconnu de l’Adversus Iovinianum à Rome en 393? Ou: Du «portrait-robot» de l’hérétique chez S. Jérôme//Revue d’histoire ecclésiastique, 75, n.s. 3–4 (1980). P. 525–557. Idem. Jérôme et Origène avant la querelle origéniste. La cure at la guérison ultime du monde et du diable dans l " In Nahum//Augustinianum, 24 (1984). P. 471–494. Idem. Jérôme. Commentaire sur Jonas. Introduction//SC. 323. Paris, 1985a. P. 9–148. Idem. Jérôme et les prophètes. Histoire, prophétie, actualité et actualisation dans les Commentaires de Nahum, Michée, Abdias el Joël//Congress Volume, Salamanca 1983 (VT Supp. 36)/Ed. J.A. Emerton. Leiden, 1985b. P. 108–131. Idem. Liber Hieronymi ad Gaudentium. Rufin d’Aquilée, Gaudence de Brescia et Eusèbe de Crémone//Revue Bénédictine, 97 (1987). P. 163–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1263. Иоил. 3, 1, ср.: Деян. 2, 17. 1264. 2Кор. 1, 22. 1265. Ср.: свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы, XLIV, 3//PG 55, 186: 14–17, 26–34. 1266. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, II, 4//Vol. 2, p. 14: 16 Heil; PG 3, 144 A. Слово καλλοποις, встречающееся у учтенных в TLG греческих авторов 25 раз, впервые употреблено Плотином (Эннеады VI, 7, 32: 31 Henry-Sch wyzer), после него широко используется Проклом (11 раз), от которого и заимствовано Пс.-Дионисием (6 раз). 1267. Лк. 9, 27 пар. 1268. Лк. 9, 32. 1269. См. примеч. 1208. 1270. Авторская ирония для уличения Акиндина в непоследовательности. 1271. Авторская ирония для уличения Акиндина в непоследовательности. 1272. Там же, 400 С (Изд.). Подлинный текст свт. Василия: «κα τ κλλει σου, τ θεωρητ κα νοητ θετητι. κενο γρ τ ντως καλν, τ κατληψιν πσαν νθρωπνην κα δναμιν περβανον, κα διανο μν θεωρητν» («“и красотою твоею”: созерцаемым и умопостигаемым божеством, ибо оная истинная красота превосходит всякое человеческое постижение и силу и созерцаема одним лишь разумом») (Пер.). 1273. То есть Варлааму. 1274. У свт. Василия Великого причастие относится к Святому Духу, а в ци тате – к Сыну. 1275. Ср.: свт. Василий Великий. О Святом Духе, XIX, 48//SC 17, p. 199–200 Pruch e; PG 32, 156 B. 1276. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 3//PG 29, 660 D (Изд.). Эти две цитаты друг за другом Акиндин приводит в Большом опровержении I, 11 (P. 14: 12–16 Nadal) и в Малом опровержении (P. 418: 173–177 Nadal) (Пер.). 1277. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXI о Святом Духе (Богословское 5), 4//P. 224: 6–7 Barbel; SC 250, p. 282: 8–9 Gallay; PG 36, 137 A (Изд.). Эта цитата приводится (с большей точностью) Акиндином в Большом опровержении II, 23 (P. 120: 63–65 Nadal; Малое опровержение не сохранилось полностью) (Пер.). 1278. «единоначальный» в каноне. 1279. «зовущего» в каноне. 1280. Октоих, глас 4. В неделю утра на полунощнице, канон Троичен, песнь 8 (Изд., Пер.). Ср. со слав. переводом: «Свете единоначальный и трисиянный, существо безначальное, доброто недоведомая, в сердцы моем вселися, и храм Твоего божества, световиден и чист покажи мя…» (Октоих. Гласы 1–4. М., 1981. С. 512). Эта цитата приводится (более точно) Григорием Акиндином в Большом опровержении, I, 35 (P. 41: 28–31 Nadal). Таким образом, как следует из целого ряда совпадающих цитат у Акиндина и Паламы, Палама несомненно был знаком с названными произведениями Акиндина. Ср. примеч. 396 и предисловие (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010